Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / ECONOMICS / ORGANIZATIONAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кауфман Наталья Юрьевна, Хадасевич Наиля Ракиповна

В статье исследован зарубежный опыт развития предпринимательства и инноваций. Рассмотрена сущностная характеристика предпринимательства, инноваций и инновационной деятельности. Раскрыты причины низкой инновационной активности российских предприятий, предложены направления их решения в условиях повышения роли инноваций через применение организационных инноваций, которые оказывают большое влияние на конкурентоспособность предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN BUSINESS AT THE PRESENT STAGE

In the article the foreign experience of entrepreneurship and innovation development is studied. The essential characteristics of entrepreneurship, innovation and innovation activity are considered. The causes of low innovation activity of Russian enterprises are revealed, the ways of their solution in the condition of increasing of the innovations role through the organizational innovations application that have a major impact on the competitiveness of enterprises are proposed.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 334.012.32(470)

Кауфман Н. Ю., Хадасевич Н. Р.

Kaufman N. Yu., Khadasevich N. R.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN BUSINESS AT THE PRESENT STAGE

В статье исследован зарубежный опыт развития предпринимательства и инноваций. Рассмотрена сущностная характеристика предпринимательства, инноваций и инновационной деятельности. Раскрыты причины низкой инновационной активности российских предприятий, предложены направления их решения в условиях повышения роли инноваций через применение организационных инноваций, которые оказывают большое влияние на конкурентоспособность предприятий.

In the article the foreign experience of entrepreneurship and innovation development is studied. The essential characteristics of entrepreneurship, innovation and innovation activity are considered. The causes of low innovation activity of Russian enterprises are revealed, the ways of their solution in the condition of increasing of the innovations role through the organizational innovations application that have a major impact on the competitiveness of enterprises are proposed.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, экономика, организационные инновации.

Keywords: entrepreneurship, innovations, innovative activity, innovative activity, economics, organizational innovation.

Опыт экономического развития многих стран показал, что конкурентоспособность во всех аспектах экономической, организационной научно-технической деятельности предприятий зависит от наличия предпринимательской инициативы. Большое количество исследователей на протяжении продолжительного времени активно исследовали теорию и практику предпринимательства, и его отношение к инновациям.

Экономика начала ХХ1 в. со сложившимися внутрихозяйственными и межгосударственными отношениями значительно усложнила деятельность предприятий. Их развитие дополнилось новыми закономерностями, требующими постоянного углубления и совершенствования, понимания теории предпринимательства, а также его методологии.

Понятие «предпринимательство» менялось в зависимости от развития экономических аспектов жизни общества и зависело от изменения условий развития производства и производственных отношений, отношений собственности, уровня прогресса науки и техники, степени изменения рыночных отношений [6].

В XVIII-XIX вв. зарубежные и российские теоретики-экономисты активно изучали природу и развитие предпринимателя, предпринимательской деятельности [4 ; 9 ; 13 ; 14]. В своих работах теоретики выделили инновационный характер предпринимательства, который активно начал свое развитие во второй половине XX столетия. В соответствии с изученной информацией, мы можем определить предпринимательство как необходимый для современной экономики вид хозяйственной деятельности, связанный с ответственностью, риском и различными неожиданными последствиями, обладающий способностью умело комбинировать различные факторы производства, имеющий желание использовать инновационное поведение для дальнейшего роста прибыли [7].

В экономических условиях начала XX в. произошла смена эпохи массового производства на эпоху сбыта из-за наступившей диверсификации продукции, связанной с активной

борьбой за потребителя. Возникла необходимость исследования факторов, оказывающих влияние на рынок, с целью использования новых его возможностей.

Й. Шумпетер считал, что развитие предпринимательства возможно благодаря двум основным факторам: организационно-хозяйственному новаторству и экономической свободе [16, с. 170]. Такой взгляд на предпринимателя, впервые высказанный Й. Шумпетером, стал основой теории предпринимательства, определяя предпринимательскую деятельность через реализацию организационно-хозяйственных функций с помощью использования разнообразных нововведений в условиях конкурентоспособности, с целью получения дополнительной прибыли и успеха. Следовательно, предпринимательство объединяет ряд необходимых элементов: взаимодействие организационного и мотивационного воздействия, инициирование изменений, присутствие инновационного момента в работе, и конечно - прибыль как цель и критерий успеха.

Предпринимательство стран с развитой рыночной экономикой в последнее время переживает своеобразный ренессанс. Большое количество людей начинают заниматься бизнесом с небольшого собственного дела. Это обусловлено тремя факторами.

Первый фактор - это технический прогресс, в ходе которого была создана производительная техника и увеличилась роль информатизации общества, и значительность информационных услуг.

Второй фактор, способствующий расцвету предпринимательства, проявился в усложнении общественных и индивидуальных потребностей людей, его основой, опять же, стал технический прогресс, так как сегодня имеет большое значение качество потребительских товаров. Поэтому предпринимательство должно быстро реагировать на запросы общества, что служит толчком к расширению сферы его активности и дает миру множество новинок. Сегодня большое количество прогрессивных идей рождается и превращается в инновации в тех компаниях, где особенно силен дух предпринимательства.

Третий фактор - политический. В США и других странах с развитыми формами демократии и рыночной экономики развитие предпринимательства свидетельствует о том, что старый корпоративный капитализм постепенно превращается в общество с гораздо большей степенью экономической свободы, чем ранее. Необходимым условием для развития предпринимательства является свобода в принятии решений и их реализация, от которой зависят результаты деятельности.

В рамках проведенного исследования можно определить, что для развития предприятий необходимо предпринимательство с элементами инноваций, которое включает самостоятельную и творческую деятельность предприимчивых людей, направленную на поиск новых областей вложения капитала, формирование новых и совершенствование имеющихся технологий, производств, организаций, продуктов и развитие собственных преимуществ.

На протяжении многих лет инновации исследуются в различных науках. Философы делают акцент на новых знаниях и разрешении возникающих противоречий. В психологии инновации рассматриваются через возникающие конфликты, находя способы их разрешения с учетом синергетических эффектов командой инноваторов. В технических науках ориентируются на изменении принципиально новых технологий. В экономической науке независимо от нового продукта или его технологии, улучшенных методов организации или структурных изменений фиксируется сам процесс внедрения новшества в широком масштабе.

Понятие «нововведение» («innovation») обозначает «введение новаций», т. е. процесс использования новшеств. А новатор - это человек, генерирующий и реализующий новые, передовые принципы, идеи, методы в какой-либо области деятельности [12, с. 412].

Значимыми исследованиями инноваций и их роли в экономическом развитии являются работы Н. Д. Кондратьева, который в XX в. рассмотрел большие циклы конъюнктуры (длинные волны). Инновации были признаны им как наиболее важная причина продолжительности этих циклов.

Идеи Н. Д. Кондратьева были близки Й. Шумпетеру, который является родоначальником инноваций. Й. Шумпетер считал, что в рыночных условиях хозяйственная деятельность охватывает четыре роли: предпринимателя, управленца, владельца капитала и изобретателя. Иными словами, сам предприниматель является инноватором, а фактором перемен - сфера инноваций, которая заключается в перемене продуктов, процессов, организации и маркетинге [16].

Стэнли Л. Брю и К. Р. Макконнелл не разделяют понятия «инновация» и «нововведение», подразумевая под ними внедрение в производство нового продукта, нового производственного метода или изменение формы организации бизнеса [8, с. 391].

По мнению Ф. Никсона, инновация - это совокупность различных мероприятий, благодаря которым на рынке появляются новые, и улучшенные промышленные процессы и оборудование [10].

С позиции управления, инновацию следует рассматривать как новую продукцию, услуги, технические и организационно-экономические, экологические, социальные проекты, способные обеспечивать рост эффективности деятельности предприятия. Инновации также могут касаться и систем управления. На предприятии процесс управления инновациями, с одной стороны, находится в «конфликте» с консервативным, направленным на сохранение существующего состояния функций, характеризующих деятельность системы, с другой стороны, в пределах стратегии изменений направлен на прогнозирование и моделирование будущего. Из этого следует, что инновация необходима и достаточна для успешной конкуренции в рамках рыночной экономики. Поэтому можно утверждать, что инновация является сочетанием рациональности и иррациональности. Иррациональность зачастую обусловлена определенным риском каждого инновационно-инвестиционного проекта [10].

Рассматривая данный вопрос, следует отличать инновации от несущественных изменений, которые не способны серьезно сказываться на различных параметрах продуктов или процессов.

Инновационное предпринимательство рассматривается как особый вид коммерческой деятельности с целью получения прибыли через создание и активное распространение инноваций в сферах народного хозяйства, и, в отличие от классического предпринимательства, реализуется с помощью поиска новых путей развития предприятий, включая новую продукцию, технологии, формы управления.

Под инновационной деятельностью современная наука понимает процесс последовательного проведения комплекса научно-технических, организационно-экономических и инвестиционных мероприятий, которые направлены на преобразование изобретения в готовую продукцию и выведение ее на рынок.

В этой связи весьма актуальным становится вектор инновационного развития предприятий. Однако требования в освоении инноваций формируют недостаток в высококвалифицированных специалистах и, как следствие, затрудняет инновационное развитие и приводит к трудностям в управлении человеческим капиталом предприятий [15, с. 70].

Инновационному развитию в рыночной экономике способствует взаимосвязь партнерства: государства, предпринимателей, творческих личностей и общества - каждый из партнеров выполняет свои функции.

Основой инновационного развития предпринимательства на современном этапе является формирование сознания «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований [3]. Это означает, что в условиях развития научно-технического прогресса, каждому сотруднику необходимо инициировать изменения в необходимых сферах его деятельности, развивая инновационный потенциал как свой, так и предприятия. Таким образом, эффективность инновационной деятельности реальна в условиях вовлечения персонала предприятий, так как даже применение самых эффективных и новейших технологий предприятиями невозможно, не хватает способностей человеческого потенциала.

В настоящее время в российской инновационной сфере наблюдается не слишком высокая активность предпринимательства. Рассмотрев удельный вес инновационных товаров, ра-

бот, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в России (рис. 1) на протяжении с 2010 по 2015 гг., можно наблюдать тенденцию незначительных изменений.

Рис. 1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг [11]

Такая низкая инновационная политика предприятий связана:

- с кадровой проблемой многих предприятий;

- с проблемным финансированием инноваций из-за их отсроченного инновационного лага;

- со сложностью коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

- с плохой адаптацией предприятий к государственной политике, связанной предоставлением льгот: налоговых, кредитных, амортизационных.

Низкую инновационную активность определяет и современный технологический уровень российской промышленности. В России на базе существующих технологических укладов сложно изобрести что-то принципиально новое. В частности, в стране преобладают технологии четвертого уклада - 60 %, третьего - 30 %, а пятого - лишь 10 %. К примеру, в экономике США в настоящий период выпускается продукция шестого уклада - 20 %, 5-го - 40 %, 4-го - 20 %. В России же производства продукции 6-го уклада вообще нет [2, с. 89].

Технологический уклад связан с освоенными прорывными технологиями, изобретениями и инновациями, составляющими основу качественного и количественного скачка в развитии производительных сил общества. В данном случае определяющие факторы развития -научно-технический прогресс, креативный и когнитивный человеческий потенциал. Взаимовлияние уровня развития технологий и производственных отношений определяет смену технологических укладов.

Проанализировав динамику использования видов инноваций предприятиями, более популярными являются все же технологические инновации (рис. 2), вследствие более понятного их применения. Экологические инновации напрямую связаны с технологическими инновациями, и, в связи с экономическим кризисом их применение снизилось с 5,7 % в 2011 г. до 1,6 % в 2015 г.

По-нашему мнению, у организационных инноваций своя история. В условиях конкуренции они необходимы каждой компании, так как включают управленческую деятельность в сфере производства, маркетинга, финансирования, управления персоналом. Соответственно, управленческая инновация будет связана с внедрением в организационный и административный процесс новых знаний, управленческих технологий [5, с. 637]. Например, управление финансами может быть дополнено бюджетированием и страхованием рисков, иннова-

ционные направления в области управления человеческими ресурсами - использование аутстаффинга, горизонтальная карьера и др. В компании «Криогенмаш» группы «ОМЗ», в целях стимулирования инновационной активности персонала проводятся тренинги и организуются встречи с успешными предпринимателями.

Рис. 2. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций [11]

На самом деле организационные инновации оказывают большое влияние на конкурентоспособность предприятий, в соответствии с чем мы предлагаем включать в их состав корпоративные инновации. Их можно будет связать с усилением вовлечения сотрудников предприятия в процессы исследований и разработок.

Например, компания «Аэрофлот» в 2011 г. запустила программу инновационного развития и систему подачи инициатив, где любое подразделение ПАО «Аэрофлот» может выступить инициатором инновационных проектов. На протяжении двух лет сотрудники привыкали к данному новшеству, после чего удалось разбудить их интерес и внести изменения в корпоративную культуру [3].

По мнению авторов отчета «Управление инновациями в российских компаниях 2016» Гульнары Биккуловой и Владимира Костеева [1], данная система генерирует настолько мощный поток предложений, который существенно превышает финансовые возможности компании по их внедрению.

Инновационное развитие данной компании связано не только с внедрением корпоративных инноваций (организационная сфера), но и с разработкой и внедрением передовых технологий в производственную и информационно-технологическую сферы. Большую помощь оказывают современные методы сотрудничества с предприятиями, вузами и научно-исследовательскими организациями, с государственными институтами развития, фондом «Сколково».

Еще одним инструментом инновационной деятельности «Аэрофлота» является крауд-сорсинг, в основе которого находится проведение конкурсов. Задачей конкурсов является сбор, анализ и процедура обобщения предложений для совершенствования работы компании. К примеру, была создана онлайн-платформа для пассажиров, которые предлагали свои идеи по разработке новых и улучшению текущих сервисов «Аэрофлота», оценивали и комментировали идеи других участников. Было получено 42 тыс. предложений, 31 тыс. из которых были опубликованы. Победители и призеры каждого из трех этапов получили ценные призы, турпоездки и авиабилеты [1].

Таким образом, «Аэрофлот» использует широкий набор инструментов инновационной деятельности, стремясь организовать непрерывный инновационный процесс. Инновационное развитие возможно при наличии в организации инновационной культуры, которая возможна

при наличии такой корпоративной среды, где будут поощряться новые инициативы и проекты, независимо от предполагаемого успеха. Организационные инновации должны использоваться предприятиями на все 100 %, чтобы иметь конкурентоспособность в настоящих условиях.

Предпринимательская инициатива как правило дает ожидаемый результат, если руководитель понимает, что неудачный проект может принести как ценные открытия, так и стать стартовой площадкой для создания значимых инноваций в дальнейшем («контролируемую неудачу следует рассматривать как хороший опыт»).

Следовательно, на инновационное развитие российских предприятий могут положительно повлиять следующие факторы:

- структурирование законодательной базы в соответствии с потребностями предпринимательских структур, занятых инновациями;

- развитие системы сбыта наукоемкой продукции. Многие предприятия высокотехнологичного сектора имеют узкие рынки сбыта, что объясняет неоправданно низкую долю российских предприятий на мировом рынке;

- «гибкое» финансирование инновационных разработок со стороны инвесторов частного и государственного уровня;

- использование творческого потенциала внутри предприятия, которое необходимо для достижения управления идеями как важного источника формирования инноваций предприятия;

- под особым вниманием остается деятельность персонала, так как эффективное инновационное развитие зависит от качественного состава;

- гибкость и способность переориентироваться на решение новых задач, использовать новые, адекватные формы и методы управления;

- развитие и создание инфраструктуры инновационной деятельности.

Таким образом, проанализировав состояние предприятий в России на современном этапе можно сделать вывод, что инновационное развитие возможно, если предприниматели ориентированы на постоянные изменения в своей деятельности через развитие организационных инноваций. Существует прямая взаимосвязь между инновационным развитием предпринимательства и развитием инициативы персонала. Инновационное развитие предприятий в условиях конкуренции реально при постоянном увеличении организационной эффективности, а также реализации механизмов привлечения талантливых сотрудников и трансфера знаний из внешней среды.

Литература

1. Биккулова Г., Костеев В. Управление инновациями в российских компаниях 2016. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/0dd/Management_of_Innovations_in_Russian_Companies. pdf (дата обращения: 23.06.2017).

2. Галий Е. А., Хуссамов Р. Р. О Состоянии инноваций в Российской Федерации // Вестн. НГИЭИ. 2017. № 5 (72). С. 87-96.

3. Казанцев А. Корпоративные инновации в России: как изменить советскую культуру? URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/345597-korporativnye-innovacii-v-rossii-kak-izmenit-sovetskuyu-kulturu (дата обращения: 19.06.2017).

4. Кантильон Р. Опыт о природе торговли вообще. URL: http// www.sotsium.ru/?link= BOOK&id=99 (дата обращения: 19.03.2017).

5. Кауфман Н. Ю. Предпосылки формирования управленческих инноваций в условиях инновационного развития предприятий // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-3. С.636-640.

6. Кауфман Н. Ю. Управление инновационным развитием предприятий химического производства : автореф. дис. ... канд. эконом. н. СГЭУ. Омск. 2013. 21 с.

7. Кауфман Н. Ю. Теоретические основы предпринимательской составляющей в инновационном развитии предприятий / Проблемы экономики и управления в XXI веке: актуаль-

ные вопросы, тенденции, перспективы. [Электронный ресурс]. Пенза. Наука и просвещение. С. 119-145. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26682134 (дата обращения: 20.03.2017).

8. Макконнелл К. Р. Экономика: принципы, проблемы и политика : в 2 т. М. : 1997. Т. 2. 400 с.

9. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности. Тезис. 1994. Вып. 5. URL: https://igiti. hse.ru/data/411 /313/1234/5_1_1Knigh.pdf (дата обращения: 20.03.2017).

10. Никсон Ф. Инновационный менеджмент. М. : Экономика, 1997. 386 с.

11. Россия в цифрах. Статистический сборник [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/ (дата обращения: 10.02.2017).

12. Современный словарь иностранных слов. М. : Русский язык. 1993. 740 с.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/read/smit_adam/issledovanie_o_prirode_i_prichinah_bogatstva_ narodov.html#0 (дата обращения: 20.06.2017).

14. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии [Электронный ресурс]. URL: http://www. finbook.biz/description.html?prm=143 (дата обращения: 20.03.2017).

15. Ширинкина Е. В., Кауфман Н. Ю. Роль человеческого капитала в инновационном развитии предприятий // Вестн. СурГУ. 2016. Вып. 4 (14). С. 69-72.

16. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. : Прогресс, 1982. 455 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.