Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупнов Юрий Александрович

В статье рассматривается проблема обеспечения инновационного развития в Российской Федерации Выполнен анализ ресурсной базы, внешних и внутренних факторов. Обоснованы принципы инновационного развития в условиях специальной военной операции и бюджетного дефицита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF THE BUDGET DEFICIENCY

The article deals with the problem of ensuring innovative development in the Russian Federation. The analysis of the resource base, external and internal factors is carried out. The principles of innovative development under the conditions of a special military operation and budget deficit are substantiated.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА»

УДК 338.1

DOI 10.47581/2023/IE-01/Krupnov.02 Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., доцент (e-mail: yukrupnov@mail.ru)

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.Москва

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения инновационного развития в Российской Федерации Выполнен анализ ресурсной базы, внешних и внутренних факторов. Обоснованы принципы инновационного развития в условиях специальной военной операции и бюджетного дефицита.

Ключевые слова: инновационное развитие, бюджетный дефицит

В рамках противостояния России и Запада фаза борьбы за одержание быстрой победы, очевидно, сменилась борьбой на ресурсное, в том числе экономическое истощение. Данная фаза противостояния может иметь среднесрочный или даже долговременный характер. Противоборствующие стороны вынуждены направлять на обеспечение военных действий все имеющиеся средства. Объемы доступных ресурсов в текущем периоде с финансово-экономической точки зрения обусловлены возможностями бюджета 2023 года, исполнение которого планируется с дефицитом, оцениваемым в 2-3 % ВВП. Наряду с решением важнейших оборонных задач необходимо обеспечить инновационное развитие страны. В долгосрочной перспективе данная задача имеет особую важность, так как ее решение призвано переломить опасную тенденцию технологического отставания от развитых стран13 и снижения качества жизни населения14, а также обеспечить повышение международной конкурентоспособности отечественной экономики15, претендующей в будущем на статус одного из центров силы в многополярном мире. Рассмотрим, в какой мере решение этой задачи может быть обеспечено имеющимися ресурсами (таблица 1).

Как видно из таблицы 1, наибольший рост финансирования в 2023 и 2024 гг. предусмотрен по разделам бюджета «национальная оборона», «социальная политика» и «здравоохранение»16. Это обусловлено резко воз-

13 Артемова О. В., Савченко А. Н., Ческидова Т. М. Технологические тренды развития российской экономики: возможности и ограничения // Социум и власть. 2019. № 5 (79). С 55

14 Бардовский В.П., Плахова Л.В., Трошина Е.В. Оценка инновационной деятельности в России. // Вестник ОрелГИЭТ. 2020. № 2 (52). С. 109

15 Французова Е.С. Конкурентоспособность отечественной экономики: проблема повышения // Наука и образование в глобальных процессах. 2018. № 1 (5). С. 132-133.

16 Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

росшими расходами на оборону и обеспечение социальной стабильности. Российская Федерация столкнулась с острой военной угрозой со стороны Украины, поддерживаемой странами коллективного Запада, и направляет основные усилия на обеспечение ведения боевых действий, защиту суверенитета и территориальной целостности. Значительные средства направляются на совершенствование технологий производства продукции военного назначения и социальную адаптацию населения на освобожденных территориях.

Таблица 1 - Анализ бюджетных ассигнований по разделам бюджета на _2023-2024 гг. (млн руб) __

Распределение бюджетных ассигнований по разделам бюджета 2023 2023/2022 2024 2024/2023

01 Общегосударственные вопросы 1 846 618,9 +5,1 1 875 054,8 + 15,7

02 Национальная оборона 1 486 270,9 +20,3 1 542 530,7 +6,9

03 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 854 434,3 +13,1 1 954 449,2 +3,7

04 Национальная экономика 3 402 494,5 +4,3 3 492 184,0 +3,5

05 ЖКХ 588 703,1 +28,4 490 382,2 +20,9

06 Охрана окружающей среды 352 164,6 -27,0 319 276,3 -24,8

07 Образование 1 378 285,1 +11,4 1 433 986,5 +7,0

08 Культура, кинематография 196 504,2 +10,4 203 160,9 +5,2

09 Здравоохранение 1 451 929,9 +17,6 1 474 703,3 + 19,6

10 Социальная политика 7 330 561,2 +25,9 7 286 372,6 + 15,1

11 Физическая культура и спорт 70 262,7 -13,2 64 215,8 +13,3

12 Средства массовой информации 119 179,1 +3,6 108 093,0 +0,5

13 Обслуживание государственного (муниципального) долга 1 519 324,8 +8,3 1 625 158,8 -12,7

14 Межбюджетные трансферты 1 092 257,4 +4,3 1 101 389,9 +3,2

Источник: 466 ФЗ 2022 г

По всем остальным направлениям запланировано снижение объемов бюджетных ассигнований или незначительный рост, не позволяющий компенсировать потребительскую инфляцию (12% по итогам 2022 года и 6% -прогноз на 2023 г.).

В сфере экономики предпринимаемые Правительством РФ шаги осуществляются преимущественного в режиме «ручного управления» и ограничены мерами по минимизации ущерба от антироссийских санкций, перестройке товарных и финансовых потоков, выстраиванию новой логистики и предотвращению углубления кризисных явлений. Экономический спад и вовлеченность в вооруженный конфликт негативно отражаются на социальной сфере и снижают инвестиционную активность, без чего ускоренное инновационное развитие не представляется возможным.

В среднесрочном периоде (2023-2025 гг.) прогнозируется постепенное снижение бюджетного дефицита. Ожидается, что параметры бюджетов 2024 и 2025 гг. будут демонстрировать зависимость от возможности обеспечить достижение целей специальной военной операции, сохранить ус-

17

тойчивость экономики и минимизировать экономический спад. По прогнозам ЦБ РФ и зарубежных экспертных организаций (Bloomberg) западные санкции и неблагоприятная мировая конъюнктура не позволят России вернуться к реальному экономическому росту ранее 2024-2025 гг.

При этом на первом этапе рост будет иметь восстановительный характер, а достижение «довоенных» макроэкономических показателей окажется возможным не ранее 2025-2026 гг. Даже в случае благоприятного течения и завершения специальной военной операции потребуется фокусировать ресурсы на восстановлении разрушенных в ходе военных действий территорий, а также решении проблем социализации пострадавших граждан и участников СВО. Это не позволит увеличить финансирование государственных программ, с реализацией которых обычно ассоциируется динамичное инновационное развитие.

Анализ бюджетных ассигнований по отдельным государственным программам развития на 2023-2024 гг., показал, что рост реального финансирования (с поправкой на инфляцию) предусмотрен только по отдельным государственным программам развития космоса и электроники, что также продиктовано в основном потребностями совершенствования обороны. В условиях столь ограниченного финансирования сначала необходимо добиться возобновления количественного роста, который в последующем будет дополняться инновационными проектами и качественными инфраструктурными изменениями, позволяющими приступить к активной фазе технологической модернизации на фоне перехода к устойчивому экономическому развитию.

Таким образом, в среднесрочной перспективе (2023-2025 гг.) широкая инноватизация в необоронных отраслях представляется труднодостижимой ввиду неблагоприятной геоэкономической, геополитической и военной конъюнктуры и дефицита потребных ресурсов. Однако для выхода в дальнейшем на траекторию инновационного развития имеется необходимость заблаговременного составления Стратегии (концепции) и планов снижения зависимости Российской Федерации от иностранных технологий и систем управления производством. Стратегия должна быть составлена на основе анализа фундаментальных основ, предпосылок и потенциала технологического развития, и включать механизмы противодействия реализации стратегических рисков в условиях санкционных ограничений. Стратегические (долгосрочные) планы инновационного развития должны пре-

17 Бисаева Х.С. Влияние санкций на устойчивость экономики России // Молодой ученый. 2022. № 24 (419). С. 437

дусматривать отраслевые и продуктовые приоритеты и обеспечивать комплексность подходов и механизмов решения задач.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что Россия переживает самый драматический период в своей новейшей истории и находится в состоянии конфронтации с большим числом экономически развитых стран - носителей передовых технологий. Действительно, материальные и людские ресурсы, достаточные для оперативного замещения всех или подавляющей части значимых иностранных технологий, в настоящее время отсутствуют. Стремясь ослабить безальтернативность данного суждения, управленцы, ученые и эксперты иногда пытаются подменить суть и базовые инструменты инновационного развития (инвестиции в научные и технологические разработки) надстроечными аттрибутами, включая гранты, стартапы; модернизацию когнитивного мышления, инженерные школы, университетскую науку, инновационную предпринимательскую культуру.

Все перечисленные и многие другие инструменты хороши при условии масштабного инвестирования в разработки и сложение национальных усилий с усилиями союзников и нейтральных стран и других субъектов. Между тем, процесс внедрения инноваций и технологической суверенизации должен быть свободным от алармизма и паники. Экономика Российской Федерации сохраняет достаточную устойчивость к угрозам, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Таблица 2. Анализ влияния СВО на деятельность компаний развитых стран в Российской Федерации

Представительство Доля компаний, по- Компании, ос-

иностранных ком- кинувших Россию по тавшиеся в

паний в России на странам (%) России (%)

1.02.2022

Дочерние компании 2405 Нет данных

концернов ЕС и 07

Концерны ЕС и 07, в 1404 9 91

том числе по странам в том числе по стра- в том числе по

и союзам нам: странам:

США 18 12,4

Япония 15 7

ЕС 8,3 Нет данных

Германия Нет данных 19,5

Источник: результаты исследований Эвенетта и Пизани

Во-первых, в большинстве отраслей имеются инновационные технологические заделы, которые могут быть задействованы с относительно не-

18 Эвенетт С., Пизани Н.. С российского рынка ушли менее 9% компаний из ЕС и G7. // ТАСС. 2023. URL: https://rg.ru/2023/01/20/shvejcarskie-ekonomisty-vyiasnili-chto-iz-rossii-ushli-menee-9-kompanij-iz -es-i-g7.html?ysclid=ld4skhwsrp25838567

большими затратами времени и средств. Во-вторых, временно могут быть использованы технологии, которые не в полной мере соответствуют самым высоким мировым требованиям, но позволяют обеспечить непрерывность производства и удовлетворение спроса на важнейшие товары, работы и услуги. В-третьих, уход иностранных компаний, располагающих современными технологиями, не стал всеобщим и затронул лишь незначительную часть брендов (таблица 2).

Как видно из таблицы 2, до начала СВО в России работали 2405 дочерних компаний, принадлежащих 1404 концернам ЕС и 07. К концу 2022 года менее 9 процентов продали хотя бы одну дочернюю компанию в России. Россию покинули 18% американских фирм, 15% японских и менее 8,3% компаний государств ЕС. Из остающихся в России компаний имеют национальную принадлежность: Германия - 19,5%, США - 12,4%, Япония - 7%.

Проблемы будущего инновационного развития России обусловлены не только санкциями, но и фундаментальными процессами технологической, научной и инвестиционной суверенизации большого числа стран мира. Процесс технологической суверенизации является объективным и долгосрочным, а его результаты будут, в значительной степени, определять формат новой системы мироустройства. США, ЕС19 и многие другие страны стремятся ограничить доступ к своим технологиям и управленческим решениям, переформатируют товарные потоки и цепочки стоимости с ориентацией на отечественные компании. Бизнес по всему миру испытывает мощное регулирующее воздействие государств, которые готовы к отказу от либерализма в рыночных отношениях, если они не соответствуют национальным интересам. Антимонопольная деятельность фокусируется на

защите национальных хозяйствующих субъектов от иностранных конку-

20

рентов .

Россия была и остается вполне самодостаточной страной огромным потенциалом инновационного развития. Для его наиболее полной реализации необходимо выстраивать политику в соответствии с основными принципами обеспечения технологического суверенитета и инновационного развития:

обеспечение общественного согласия: гармоничное сочетание потребностей государственного, корпоративного и частного секторов экономики;

научная обоснованность планов, программ развития и принимаемых решений при гармоничном сочетании фундаментальных, технологических и прикладных научных исследований;

преемственность планов и программ инновационного развития;

19 Капустин Н.А. Технологический суверенитет Европейского союза. Проблемы и возможности // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 19. С. 165

20 Крупнов Ю.А. Защита конкуренции и экономический рост. В сборнике: Социально-экономическое развитие россии: проблемы, тенденции, перспективы. сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 260-261.

креативность мышления управленцев, умение находить решения в нестандартных ситуациях и разрабатывать алгоритмы их реализации21;

систематический мониторинг состояния и динамики инновационного развития, осуществляемый по максимально широкому перечню технологий и с учетом результатов анализа соответствующих регламентов США, ЕС и других стран коллективного Запада;

модернизация системы образования;

ведущая роль государства.

Деятельность органов управления должна нацеливаться не столько на охват всех имеющихся и перспективных направлений развития, сколько на выявление и устранение наиболее опасных технологических и других уяз-вимостей, а также удержание (укрепление) преимуществ, где они достигнуты.

Необходима обновленная концепция инновационного развития, механизмы и инструменты которой должны формулироваться с участием органов управления, ответственных за экономику, внешнюю и внутреннюю политику, международное сотрудничество, военную и государственную безопасность, образование и науку. Планы и программы развития в конкретных сферах деятельности должны предусматривать приоритеты по наиболее важным направлениям развития, а также опираться на международное экономическое сотрудничество, надлежащее финансовое, материально-техническое, научное и кадровое обеспечение, а также технологический аудит.

Список литературы

1. Артемова О. В., Савченко А. Н., Ческидова Т. М. Технологические тренды развития российской экономики: возможности и ограничения // Социум и власть. 2019. № 5 (79). С. 55—64. ЕБ№ https://elibrary.ru/bncxef. Б01: 10.22394/1996-0522-2019-5-55-64

2. Бардовский В.П., Плахова Л.В., Трошина Е.В. Оценка инновационной деятельности в России. // Вестник ОрелГИЭТ. 2020. № 2 (52). С. 109-114. ЕБ№ https://elibrary.ru/lhaygs. Б01: 10.36683/2076-5347-2020-2-52-109-114

3. Бисаева Х.С. Влияние санкций на устойчивость экономики России // Молодой ученый. 2022. № 24 (419). С. 435-437. ЕБ№ https://elibrary.ru/aqniek

4. Валова Ю.И., Вдовина А.И. Особенности инновационного развития в современном обществе // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2021. № 5 (36). С. 53-55. ЕБ№ https://www.elibrary.ru/ksebga

5. Капустин Н.А. Технологический суверенитет Европейского союза. Проблемы и возможности // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 19. С. 162-171. ЕБ№ https://elibrary.ru/pclhvx

21 Валова Ю.И., Вдовина А.И. Особенности инновационного развития в современном обществе // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2021. № 5 (36). С. 54

6. Крупнов Ю.А. Защита конкуренции и экономический рост. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 250-262.

7. Французова Е.С. Конкурентоспособность отечественной экономики: проблема повышения. // Наука и образование в глобальных процессах. 2018. № 1 (5). С. 132-133. EDN: https://elibrary.ru/uuhdrm. DOI: 10.22394/1996-0522-2019-5-55-64

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 25.02.2023; принята к публикации 01.03.2023.

Krupnov Yuriy A.

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

yukrupnov@mail.ru

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF THE BUDGET DEFICIENCY

Abstract. The article deals with the problem of ensuring innovative development in the Russian Federation. The analysis of the resource base, external and internal factors is carried out. The principles of innovative development under the conditions of a special military operation and budget deficit are substantiated. Keywords: innovative development, budget deficit

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.