Научная статья на тему 'Инновационное развитие России и молодежная политика в сфере образования'

Инновационное развитие России и молодежная политика в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШИЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРЕДПОСЫЛКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / INNOVATION / YOUTH POLICY / HIGHER SCHOOL / PREREQUISITE / STIMULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журко В. И.

Молодежная политика России в сфере образования характеризуется наличием ряда проблем, образующих барьер на пути инновационного развития страны. Для их решения необходимы разнообразные многолетние усилия общества и, прежде всего, повышение уровня самосознания и самоактуализации молодого поколения как основы инновационной политики на модернизацию российской экономики. Высшие учебные заведения должны оказывать существенно большее, чем сейчас, влияние на молодежную политику в стране. ИСМГС проводит в этом отношении большую работу. Одним из направлений стимулирования молодых специалистов и ученыхявляется предоставление им возможности опубликования результатов своих работ бесплатно или по сниженным расценкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Журко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA AND YOUTH POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION

So far as Russian youth policy in the field of education is concerned, there are problems that form a barrier across the way to innovative development of the country. In order to solve these problems, the society is to apply various and long-lasting efforts to improve the young generation's self-consciousness and selfconfirmation as prerequisite of realization of the innovative Russian economics modernization policy. Higher schools should render stronger impact on the current youth policy in the country. ISMGS makes a lot in this direction. One of the ways to stimulate young specialists and scientists is provision them with the possibility to publish their works free of charge or at lower prices.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие России и молодежная политика в сфере образования»

Р

А

З

В

И

Т

И

Е

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA AND YOUTH POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION

В. И. Журко,

ректор Института международных социально-гуманитарных связей

Молодежная политика России в сфере образования характеризуется наличием ряда проблем, образующих барьер на пути инновационного развития страны. Для их решения необходимы разнообразные многолетние усилия общества и, прежде всего, повышение уровня самосознания и самоактуализации молодого поколения как основы инновационной политики на модернизацию российской экономики. Высшие учебные заведения должны оказывать существенно большее, чем сейчас, влияние на молодежную политику в стране. ИСМГС проводит в этом отношении большую работу. Одним из направлений стимулирования молодых специалистов и ученыхявляется предоставление им возможности опубликования результатов своих работ бесплатно или по сниженным расценкам.

So far as Russian youth policy in the field of education is concerned, there are problems that form a barrier across the way to innovative development of the country. In order to solve these problems, the society is to apply various and long-lasting efforts to improve the young generation's self-consciousness and self- confirmation as prerequisite of realization of the innovative Russian economics modernization policy. Higher schools should render stronger impact on the current youth policy in the country. ISMGS makes a lot in this direction. One of the ways to stimulate young specialists and scientists is provision them with the possibility to publish their works free of charge or at lower prices.

Dans la poitique d'Etaten domain de l'instruction ily'a bocoup deproblemes qui formentles barrieres au chemin du developpement innovative de Russie. Afin de resoudre ces problemes, la societe doit faire des efforts multiples et a longue echeance a ameliorer le conscience et confirmation des jeune gens en soi comme condition principale de realisation de la politique innovative de modernisation d'economie de Russie. Les etablissements d'enseignement superieur doient exercer plus de l'influence sur lepolitique etatique courant concernante la jeuness. ISMG fait beaucoup en ce direction. Il faut que les jeunes specialistes et savants soient stimules en les accorder la posssibilite de publier ses avres gratuitement ou pour le coute reduit.

Staatliche Politik im Gebiet der Bildung stoBt aufverschiedene Probleme, die Hindernisse am Wege Russischer Okonomiezur innovativen Entwicklung bilden. Um diese Probleme zu losen, viele Krafte mussen von der Gesellschaft wahrend langere Zeit aufgeboten werden, damit junge Leute ihre Selbstbewusstsein und Selbstvertrauen halten, weil diese Eigenschafte sind unter Hauptvoraussetzungen der Verwirklichung innovativen Moderniserungspolitik in bezug aufRussische Okonomie Hochschulinstitutionen mussen groBere Einwirkung aufdielaufendestaatlicheJugendpolitik. ISMGmachtvel dazu. Man mussjungeSpezialisten undWissenschaftler stimulieren, so dasssie ihreWerke kostenlos oder zu niedriger Preis veroffentlichen konnten.

Ключевые слова: инновация, молодежная политика, высшие учебное заведение, предпосылка, стимулирование.

Key words: innovation, youth policy, higher school, prerequisite, stimulation.

Mots clefs: innovation, politique concernante la jeuness, etablissement d'enseignement superieur, condition, stimulation.

Schlusselworter: Innovation, Jugendpolitik, Hochschulinstitutionen, Voraussetzung, Stimulierung.

Реформирование российской экономики, перевод ее на инновационное развитие и обеспечение кадрами создаваемых наукоемких проектов - это две наиболее значимые тенденции уходящего десятилетия.

Высшее образование для молодого поколения является стартовой площадкой в мир большого и малого бизнеса, науки и государственного (муниципального) управления. Однако здесь возникает несколько основных проблем.

Во-первых, не всем представителям молодого поколения доступно высшее образование. С одной стороны, платная основа получения знаний создает равные возможности для всех, с другой стороны, стоимость образования не всегда соответствует материальным возможностям молодых людей.

Во-вторых, в самих ВУЗах существует тенденция расслоения студентов на богатых и бедных. Первым - платное образование доступно, но они не всегда в нем нуждаются, а вторым - сложно оплачивать свое обучение. При этом в большинстве таких случаев высшее образование - это возможность подняться по социальной лестнице, и, следовательно, улучшить свое материальное положение.

В-третьих, желание и возможности самих ВУЗов продвигать студентов и молодых ученых, подающих большие надежды, и принимать активное участие в формировании и реализации молодежной политики ограничены.

РАЗВИТИЕ

В этой связи можно выделить четыре основных составляющих, которые могут быть как потенцииру-ющими факторами влияния на развитие указанных проблем, так и направлениями их решения: государство, бизнес, общественные структуры и сама молодежь.

Государство как форма организации общества, призванное обеспечить развитие социально-экономических структур, обязано создать определенные (по возможности, равные) условия для молодого поколения, то есть сформировать оптимальную политику в этой сфере, создать её законодательные и организационные основы. С государственной точки зрения, молодое поколение - это кузница будущих трудовых ресурсов общества. Соответственно, с этой позиции молодежная политика должна быть активной, рациональной, направленной на обеспечение потребности в кадрах национальной экономики, а стимулирование ее развития должно всесторонне учитывать интеллектуальный потенциал молодых людей.

Бизнес-сообщество, в свою очередь, должно быть провайдером новых идей и разработок молодых специалистов и ученых. В этой связи особого внимания заслуживает издательский бизнес, который должен не только быть источником знаний, получаемых молодым поколением в порядке самообразования, но и создавать возможности для размещения их идей с целью доступности широкой общественности.

Лоббирование интересов и прав молодежи должны проводить соответствующие общественные структуры: советы, союзы, объединения, партии. Основная цель общественных структур - консолидация интересов всех слоев социума, привлечение современного поколения к диалогу с государственными и гражданскими институтами. Среди основных направлений, требующих непосредственного участия самой молодежи, весьма часто называются:

1) решение жилищных вопросов и поддержка молодых семей;

2) создание для молодого поколения современных условий в сельской местности и малых городах;

3) создание условий, при которых молодежь стремилась бы к здоровому образу жизни и к занятию активной гражданской позиции;

4) улучшение качества образования, повышение эффективности профориентации, подготовка и переподготовка молодых специалистов, обеспечение их профильной занятости.

Все указанные направления являются приоритетными для государственной молодежной политики, которая за последние двадцать лет многократно подвергалась реформированию и пересмотру со стороны властных структур: от отдельных управлений при различных министерствах и ведомствах до различных Советов при Президенте РФ. Лишь в

2007 году был создан самостоятельный орган исполнительной власти - Государственный комитет по делам молодежи, в последствии преобразованный в Федеральное агентство.

Возможно, именно вследствие многократных преобразований молодежная политика не дает пока должного социального и экономического эффекта. Проекты, реализуемые в области содействия молодому поколению, в большинстве своем, мало известны самой молодежи. Более того, необходимо отметить, что в процессы формирования молодежной политики образовательные структуры вовлечены слабо. При этом в данных процессах прослеживается высокая активность политических партий.

С одной стороны, последнее обстоятельство может способствовать повышению политической активности молодых людей и стимулировать их к лоббированию своих интересов, но, с другой стороны, некоторые социально значимые аспекты развития современного поколения будут оставаться в тени.

Здесь, в первую очередь, ведущую роль должны играть образовательные структуры, которые находятся на переднем крае общения и взаимодействия с молодым поколением. Как известно, любое высшее учебное заведение выполняет две основные функции:

1) организация образовательного процесса как такового в соответствии с национальными интересами государства;

2) социальная функция, которая заключается в адаптации молодого поколения к жизни в современном обществе.

Реализацию первой функции обеспечивает общество (властные и гражданские структуры), воспитывая новые кадры и создавая основу инновационного развития экономики путем подготовки молодых ученых, оказания им помощи в исследованиях на материально-технической базе ВУЗов и продвижения их идей.

Именно в учебных заведениях формируются кадры, которые в дальнейшем будут являться членами правительств, смогут принимать участие в реализации наукоемких проектов и будут активно участвовать в деятельности различных венчурных и инновационных центров, в том числе иннограда Сколково.

Согласно посланию Президента РФ, основная задача Сколково - это исследования и разработки в приоритетных для российской экономики направлениях. Следовательно, инновационному центру будут необходимы идеи и мысли молодых ученых, которые формируются и проходят апробацию в высших учебных заведениях. При этом особое внимание нужно обращать не только на количественное предложение приоритетным национальным проектам новых ученых кадров, но и на качественные характеристики последних.

В. И. Журко

Инновационное развитие России и молодежная политика в сфере образования

Зададимся простым вопросом: многие ли ВУЗы России в настоящее время серьезно подходят к качественному обеспечению образовательных процессов, в том числе и для поколения молодых ученых? Очевидно, что не многие. Более того, часть российских ВУЗов подходит к этому вопросу с декларативной точки зрения, когда вслед за программными заявлениями практических дел не следует. В то же время, качественное обеспечение образовательных процессов является важным разделом государственной молодежной политики.

Так, охват студентов научно-исследовательской работой есть и профориентационная деятельность, и вовлечение молодежи в процессы инновационного становления страны через раскрытие талантов и реализацию потенциала личности.

Одним из высших учебных заведений, стремящихся к воспитанию и развитию молодежи адекватно потребностям современного общества и основным аспектам государственной молодежной политики, является Институт международных социально-гуманитарных связей (ИМСГС, г. Москва).

Проводимая в ИМСГС системная научно-исследовательская работа со студентами служит не только целям реализации инновационно-экономического потенциала страны. Важно также то, что ИМСГС выполняет социальную миссию, которая заключается в становлении и адаптации молодых специалистов и ученых.

Регулярное участие студентов Института в круглых столах межвузовских научно-практических конференций дает возможность и обмена опытом, и интеграции накопленного опыта с целью генерирования новых идей. Активная позиция ИМСГС в создании системных основ для реализации личностного и профессионального потенциала студенчества и молодых ученых позволяет говорить о том, что Институт вносит свой весомый вклад в формирование молодежной политики.

Стоит также отметить следующее: критики создания Сколково указывают на то, что в проекте не учтены аспекты социального инновационного развития страны (в приоритете - экономические, прикладные и естественные науки). На сегодняшний день, можно с уверенностью говорить о том, что инновации охватывают весь социум, следовательно, природа инноватики универсальна и проявляется в любой сфере общественной жизни: от технологий и техники до политических, духовных, нравственных и гуманитарных процессов.

Учитывая сложившееся положение, Институт международных социально-гуманитарных связей ставит своей приоритетной задачей создание лучшей в России площадки для объединения интересов специалистов социально-гуманитарной и экономической сферы. Это, несомненно, указывает на

высокий уровень ответственности ИМСГС перед обществом и его будущим.

Еще один немаловажный аспект, который бы хотелось рассмотреть в связи с темой данной статьи - это интеграция интересов бизнеса и образовательных, научных структур, в том числе в части содействия молодому поколению. Взаимодействие указанных структур, согласно теории М. Портера, может рассматриваться как кластер.

Кластерная теория наглядно показывает взаимосвязь общественных (социальных) и экономических интересов. При этом кластер - это не только объект для исследований и прогнозирования, это еще и стратегия развития (отдельной отрасли, региона, страны), которая предусматривает повышение производительности, конкурентоспособности, инновационности отдельного кластера за счет интеграции интересов всех потенциальных участников (общество, государство, бизнес).

Общество поставляет кластеру человеческие ресурсы, государство создает условия для становления, обучения и развития данных ресурсов, бизнес обеспечивает высокую эффективность их использования в целях интенсивного социально-экономического роста. Основное внимание здесь следует уделять консолидации интересов бизнеса и образовательных и научных структур.

По нашему мнению, имеются следующие причины взаимной консолидации интересов.

Во-первых, бизнес нуждается в новых кадровых ресурсах, а также в обеспечении переподготовки существующего кадрового состава (в соответствии с современными общемировыми тенденциями) на базе высших учебных заведений.

Во-вторых, высокий уровень конкуренции практически на всех рынках вынуждает бизнес искать новые пути и способы организации деятельности, в том числе основанные на наукоемких инновационных технологиях. Однако возможностью разработки, а тем более тестирования таких технологий на собственной материально-технической базе обладают далеко не все предприятия. В связи с этим, сотрудничество бизнес-структур, ВУЗов, научно-исследовательских учреждений идет по двум основным направлениям:

1) научно-технический аутсорсинг; в отличие от подрядных отношений, он рассматривается как взаимное стратегическое развитие заказчика и исполнителя (заказчик - это бизнес, исполнитель - это НИИ и ВУЗы);

2) провайдинг (коммерциализация) инновационных идей; научно-исследовательские и образовательные учреждения не всегда обладают достаточными финансовыми возможностями для вывода своих разработок на рынок и получения дохода от их эксплуатации.

Научно-практический журнал

январь-март 2011

Очевидно, что связь здесь взаимная. Кроме того, оба направления связаны с качеством научных и образовательных процессов в учебных и исследовательских учреждениях, а качество указанных процессов, как указывалось выше, имеет прямое или, в некоторых случаях, опосредованное влияние на развитие современного молодого поколения.

Таким образом, учебные заведения становятся связующим звеном всех перечисленных аспектов, и именно поэтому Институт международных социально-гуманитарных связей, кроме основной образовательной и научной деятельности, ведет масштабную работу по дополнительному профессиональному образованию и переподготовке кадров.

Несомненная важность такой деятельности напрямую связана с инновационной направленностью современной экономики, поскольку некогда полученные человеком знания не являются априори постоянными и неизменными - необходимо повышение уровня знаний, умений и навыков, как в целях самосовершенствования отдельной личности, так и в интересах развития страны.

Стоит отметить, что ИМСГС - в своем роде уникальное учебное заведение, которое стремиться создать многоаспектные и в то же время целостные программы обучения для наиболее важных сфер общественного управления (государственное и муниципальное управление, молодежная политика, социальная пси-холого-педагогическая работа).

Важнейшим достижением ИМСГС можно считать формирование условий для популяризации научной деятельности молодого поколения. В рамках данного ВУЗа создан редакционно-издательский сектор, который занимается, в том числе, и публикацией материалов научно-практических межвузовских конференций, новых исследовательских статей и проектов, включающих выступления, доклады и тезисы не только научно-педагогического состава, но и студентов и аспирантов Института.

Затронутый выше вопрос значимости, в том числе издательского бизнеса, в реализации научнопрофессионального потенциала молодых ученых далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Современному научно-исследовательскому сообществу не хватает площадок в средствах массовой информации для общения, обмена опытом и знаниями.

Нужно признать, что издательский бизнес, как и любой иной вид коммерческой деятельности, в первую очередь, ориентирован на удовлетворение потребностей своих ключевых клиентских сегментов. Соответственно, чем выше удовлетворенность потребностей, тем выше лояльность читателей (которая, в свою очередь, проявляется в формировании постоянной аудитории) и доходность и прибыльность бизнеса. Очевидно, что публикация исследований молодых и пока не известных ученых связана с высоким риском, который может проявиться в оттоке читательской аудитории.

Поэтому для минимизации своих рыночных и финансовых рисков многие печатные издания (профильные и научно-популярные средства массовой информации) устанавливают достаточно высокие расценки на размещение материалов. В свою очередь, не все молодые ученые могут позволить себе оплачивать публикации собственных исследований.

В результате этого, широкая общественность, в том числе властные и гражданские структуры, остается в неведении относительно новых разработок и идей современного молодого поколения.

Однако положительные прецеденты решения данной проблемы уже имеются. Так, например, журнал «МИР (Модернизация. Инновации. Развитие)» всегда готов предоставить свои страницы для публикации результатов инновационных исследований молодого поколения ученых и специалистов, т.е. стать для них доступной трибуной популяризации их новых идей.

Библиографический список

1. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы. vmo.rgub.ru // ро!|су/ас1.рЬр

2. Питер Ф. Друкер. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.

3. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 2010

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В. С. Автономова. М.: ЭКСМО, 2007.

5. Прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах dstm71.ru // ас^Иу/уоиЖ/уоиЛ... апсМЬе^огк.

Журко В. И. - ректор Института международных социально-гуманитарных связей (ИМСГС), Москва Zhurko V. I. - Rector, Institute for International Social and Cultural Ties (IMSGS), Moscow e-mail: info@idnayka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.