СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 637
Кудрявцева А.С.
магистрант группы УКм-21, факультета Управления и Права ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
(Россия, г. Йошкар-Ола)
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
ПРОДУКЦИИ
Аннотация: В статье представлены вопросы современного состояния и перспектив развития рынка мяса и мясной продукции. Дана характеристика инновациям и инновационной деятельности в мясной промышленности, рассмотрена система менеджмента качества и обеспечения безопасности продукции.
Ключевые слова: мясная промышленность, инновации, качество, продукция, безопасность, менеджмент качества.
В настоящее время перед мясной промышленностью, которая является важным сегментом агропродовольственного рынка России, поставлены важные стратегические задачи. К наиболее актуальным из них можно отнести: обеспечение роста объемов производства безопасной продукции, повышение конкурентоспособности мясной продукции с более высоким уровнем рентабельности, замещение импортной продукции, выход на мировые рынки с целью наращивания экспорта мяса и мясных продуктов.
В таких условиях высокий уровень конкуренции, ориентация на лидеров рынка, реструктуризация российского рынка мяса и мясной продукции стимулирует развитие инновационных процессов, предъявляет дополнительные требования к характеристикам мяса, вынуждает предприятия внедрять продуктовые и процессные инновации, разрабатывать новые методы и подходы к управлению инновационным развитием с целью удержания позиций на рынке.
В новых условиях способность предприятий мясной промышленности к стремительному и эффективному осуществлению изменений и внедрению инноваций - ключевой фактор их успеха в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Ограничивающими факторами развития сферы производства российского рынка мяса и мясной продукции являются высокая стоимость инновационных проектов и их низкая окупаемость.
Инновации в мясной промышленности - это обновление основных производственных фондов, использование возможностей финансовой господдержки, внедрение новых технологических решений, развитие информационных технологий, использование комплекса экономико-математических методов и моделей, прогнозирование потребительских предпочтений, формирование нового ассортимента продукции повышенной безопасности, изменение системы оплаты труда, новые подходы к подготовке и переподготовке кадров, повышение экономической эффективности выращивания животных, а также исследование вопросов качества сырья.
Безопасность продуктов питания стала предметом серьезных обсуждений российского правительства в последние годы. В законодательстве Российской Федерации широко рассмотрен вопрос обеспечения безопасности пищевой продукции.
С 1 июля 2013 года вступил в действие технический регламент Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Он содержит обязательные требования по разработке, внедрению и поддержанию на предприятии производителе пищевой продукции процедур, основанных на принципах ХАССП.
Появление стандарта ИСО 22000:2005 «Система менеджмента безопасности продуктов питания. Требования к организациям цепи производства и поставки» - это новое достижение в области менеджмента безопасности пищевой продукции для использования любой организацией, работающей в цепочке создания пищевой продукции. Стандарт создан на основе принципов ХАССП и мирового опыта в системном менеджменте, который обеспечивает выпуск безопасной пищевой продукции.
При рассмотрении системы менеджмента качества и обеспечения безопасности продукции необходимо проанализировать проблемы в области применения добровольной сертификации. Успешное прохождение сертификации дает возможность производителям повысить конкурентоспособность продукции на рынке, а потребителям - минимизировать риск приобретения товара со скрытыми недостатками, а порой и фальсифицированной продукции.
В сложившихся условиях для большинства участников сфер российского рынка мяса и мясной продукции качество и безопасность продукции становятся одним из решающих факторов повышения эффективности производства и переработки, а также интенсивного развития мясной промышленности в целом.
Изменяется психология потребителя и его требования к качеству и безопасности мясной продукции, качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта. Использование на предприятиях эффективных методов управления качеством и безопасностью, прогнозирование свойств готовой продукции и оперативный контроль параметров технологического процесса становятся необходимым условием успеха в выполнении стратегических задач, стоящих перед мясной промышленностью.
Список литературы:
1. Осянин, Д.Н. Стратегия управления инновационной деятельностью на предприятиях мясной промышленности / Д.Н. Осянин // Вестник Университета Российской Академии Образования.-2011. - № 2. -С.181-184.
2. Фейнер, Г. Мясные продукты. Научные основы, технологии, практические рекомендации / Г. Фейнер. - СПб.: «Профессия», 2010.-720 с.