Секция«« Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»
УДК 65.01
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА: СУЩНОСТЬ
И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
М. С. Безусенко Научный руководитель - С. М. Самохвалова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: mar67808689@mail.ru
Представлены результаты исследования инновационного развития пресонала, описана сущность и основные элементы инновационного развития организации.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационный потенциал, персонал.
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES: ESSENCE AND GENERAL ELEMENTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT ORGANIZATION
M. S. Bezusenko Scientific Supervisor - S. M. Samohvalova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mar67808689@mail.ru
The article presents the results of innovative development of human resources research, describes the essence and general elements of innovative development organization.
Keyword: Innovative development innovative potential, human resources.
Сегодня, в век динамичного развития технологий, техники топ менеджеры компаний все чаще говорят о необходимости и важности развития персонала. Ведь инновационное развитие микроэкономической системы организации, в свою очередь, всецело зависит от эффективности функционирования персонала, каждого субъекта инновационной деятельности по отдельности и во взаимосвязи друг с другом. Именно квалифицированный персонал для любой организации это ключ к успеху, мощный ресурс повышения эффективности бизнеса. Личностный потенциал работника должен постоянно развиваться для того, чтобы соответствовать критериям и условиям, которые диктует бизнесу внешняя среда сегодня. Ученые выяснили, что каждый человек талантлив в той или иной сфере, другими словами имеет задатки, но раскрыть и развить этот потенциал не легкая задача. В современных условиях возникает такое понятие как инновационный потенциал и инновационное развитие персонала.
Инновационный потенциал организации это, прежде всего ресурсы: материальные, финансовые, информационные, организационные. Однако самым главным ресурсом остается персонал, потенциал и способности которого способны успешно реализовывать новые идеи и проекты [2].
Ученые Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон и М. Сюрте дают следующее определение термину развития персонала - это термин для описания интегрированного и целостного, сознательного и активного подхода к совершенствованию связанных с рабочей деятельностью знаний и поведения с использованием широкого спектра обучающих методов и стратегий. Указанные стратегии и методы, как правило, призваны помочь индивидам, группам и компаниям в полной мере реализовать свой потенциал за счет раскрытия индивидуальных возможностей и повышения эффективности работы в конкретных условиях. Таким образом, возникает потребность в инновационном развитии сотрудников.
На основе синтеза понятий «инновационный потенциал» и «развитие персонала» автором предложено определение «инновационное развитие персонала» как системное внедрение новшеств
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
во все процессы деятельности персонала в рамках организационной жизни, обеспечивающее эффективное использование и воспроизводство инновационного потенциала организации и, как следствие, успешное воплощение инновационно-ориентированных проектов [1].
Э. Роджерс разделил всех сотрудников на пять категорий: «новаторы», «ранние реализаторы», «предварительное большинство» и «позднее большинство», т. е. в организации существуют люди, которые всецело поглощены новшествами и те, кто следует за новаторами с разной скоростью вовлечения.
Ряд исследователей отмечает наличие в инновационно-активных организациях так называемого «креативного класса» сотрудников, обладающими качествами:
- индивидуальность - стойкая приверженность к самореализации, самовыражению и самоутверждению;
- меритократичность - высокая оценка личных способностей и достижений, готовность решать сложные и ответственные задачи;
- открытость и толерантность к новаторству;
- коммуникабельность и мобильность [5].
Организационный процесс развития людей включает в себя интеграцию процессов научения и развития, производственных операций и отношений. Самым важным для бизнеса результатом этого процесса является повышение организационной эффективности и устойчивости. Что касается отдельных работников, то этот процесс повышает их компетентность, приспособляемость и вероятность приема на работу (ешр1оуаЫШу) - поэтому он является ключевым для коммерческих и некоммерческих организаций.
Ключевыми элементами развития персонала являются:
- научение - которое, по определению Б. Басса и Д. Вогана (1966), представляет собой «изменение поведения, происходящее относительно медленно и возникающее в результате практики или приобретения опыта»;
- образование - развитие знаний, умения оценивать и понимания, необходимых во всех жизненных аспектах больше, чем знания и умения в конкретных областях деятельности;
- развитие - рост или реализация способностей и потенциала личности посредством обучения и получения образования;
- обучение - плановое систематическое изменение поведения с помощью обучающих событий, программ и инструкций, которые дают индивидууму возможность достичь необходимого уровня знаний, умений и компетенции для эффективного исполнения порученной ему работы. (М. Армстронг Практика управления человеческими ресурсами.)
Хочется отметить, что все процессы инновационной деятельности, включая инновационное развитие персонала, обязывает руководство организации к удовлетворению всевозможных факторов, условий необходимых для раскрытия инновационного потенциала [3].
Невская Л. В., Эсаулова И. А. считают, что раскрытие и развитие инновационного потенциала сотрудников невозможно без:
1) инновационной культуры организации;
2) наличие инициирующей силы в виде инновационно-ориентированного управленческого персонала;
3) наличие системы развития персонала, основанной на технологиях и процессах вовлечения персонала в инновационную деятельность компании, позволяющие раскрываться и развиваться инновационному потенциалу сотрудников [4].
Корпоративная культура это фундамент инновационного развития персонала, ее основная цель помочь сотрудникам эффективно работать, получать удовлетворение от обучения, шагать в ногу с инновационным развитием, как организации, так и отрасли в целом.
Значимым элементом становится движущая сила любой организации - инновационно-ориентированный управленческий персонал, который готов инвестировать в развитие собственной команды, посредством проведения научных изысканий, тренингов и т. д. развить тот самый потенциал работников.
Таким образом, инновационное развитие персонала одна из актуальнейших проблем управления персоналом как главным ресурсом организации. В ходе написания статьи мы выяснили, что для инновационного развития персонала необходимо действие трех сил: культура организации, управленческий персонал и система развития персонала.
Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»
Библиографические ссылки
1. Rogers E. M. A history of communication study. A biographical approach. New York, 1994.
2. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2007. 447 с.
3. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами : пер. с англ. М. : Инфра-М, 2002. 328 с. Сер. «Менеджмент для лидера».
4. Невская Л. В., Эсаулова И. А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2013. № 21. С. 72-75.
5. Подвербных О. Е., Самохвалова С. М. Аудит системы управления человеческими ресурсами инновационно-активных предприятий // Человек и труд : научный журнал. М., 2011. № 10. С. 55-57.
© Безусенко М. С., 2016