Научная статья на тему 'Инновационное развитие национальной таможенной системы: анализ ключевых направлений'

Инновационное развитие национальной таможенной системы: анализ ключевых направлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ИННОВАЦИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / CUSTOMS ADMINISTRATION / IMPROVEMENT / CUSTOMS INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Живилова В.Г.

В статье рассматривается инновационный аспект сферы таможенного администрирования в Российской Федерации. Анализируются основные направления развития и совершенствования таможенной службы в условиях преобразования экономической системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF NATIONAL CUSTOMS SYSTEM: ANALYSIS OF THE KEY DIRECTIONS

In article the innovative aspect of the sphere of customs administration in the Russian Federation is considered. The main directions of development and improvement of customs service in the conditions of transformation of economic system of the country are analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие национальной таможенной системы: анализ ключевых направлений»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

Литература

1. Аверчев, И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / И. В. Аверчев. Москва: Вершина, 2007. - 512 с.

2. Говдя, В. В. Корпоративная отчетность агрохолдинга в формате МСФО: методологические и методические аспекты / В. В. Говдя, А. А. Ремезков, Ж. В. Дегальцева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8. - С. 545-550.

3. Дегальцева, Ж. В. Механизм формирования системы управленческого учета в агрохолдингах / Ж. В. Дегальцева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 2. - С. 246-251.

4. Попова, Л. В. Управленческий учет и анализ. С практическими примерами / Л. В. Попова. - М.: Дело и сервис, 2006. - 224 с.

References

1. Averchev, I. V. Management Accounting and Reporting. Formulation and implementation / I. V. Averchev. Moscow: Top, 2007. - 512 p.

2. Gowda, V. V. Enterprise Reporting agricultural holdings in the IFRS format: methodological and methodical aspects / V. V. Gowda, A. A. Remezkov, J. V. Degaltseva // Economics and Entrepreneurship. - 2013. - № 8. - S. 545-550.

3. Degaltseva, J. B. The mechanism of formation of a management accounting system in agroholdings / J. V. Degaltseva // Economics and Entrepreneurship. - 2013. - № 2. - S. 246-251.

4. Popova, L.V. Management accounting and analysis. With practical examples / L.V. Popova. - M .: Business and Service, 2006. - 224 p.

Живилова В.Г.

Аспирант,

Северо-Западный институт управления РАНХиГС ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ:

АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация

В статье рассматривается инновационный аспект сферы таможенного администрирования в Российской Федерации. Анализируются основные направления развития и совершенствования таможенной службы в условиях преобразования экономической системы страны.

Ключевые слова: инновационное развитие, таможенное администрирование, совершенствование, таможенная инновация и т.д..

Zhivilova V.G.

Postgraduate student,

North-Western institute of management RANEPA INNOVATIVE DEVELOPMENT OF NATIONAL CUSTOMS SYSTEM:

ANALYSIS OF THE KEY DIRECTIONS

Abstract

In article the innovative aspect of the sphere of customs administration in the Russian Federation is considered. The main directions of development and improvement of customs service in the conditions of transformation of economic system of the country are analyzed.

Keywords: innovative development, customs administration, improvement, customs innovation

На данном этапе исторического развития одним из ключевых факторов, обуславливающих радикальные с труктурные изменения в экономике большинства стран, становится повышение роли инноваций.

Изменения, которые происходят в нашей стране, касаются, практически, всех сфер жизнедеятельности людей, поэтому проблема инновационного развития в настоящее время является магистральной для многих социальных институтов. При этом «способность организаций и органов управления инициировать и внедрять инновации становится все более ценным конкурентным преимуществом» [1].

Система государственного управления и предоставления государственных услуг населению также проходит через серьезное реформирование. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается необходимость ее модернизации в соответствии с требованиями инновационного развития [2].

Интеграция российской экономики в мировое пространство и ее движение по инновационному пути развития определили необходимость совершенствования национальной системы таможенного администрирования и повышение качества таможенных услуг.

Главные приоритеты данного направления сформулированы в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [3]. Интенсивные преобразования затрагивают весь механизм таможеннотарифного регулирования на разных его ступенях.

Основные направления развития включают:

-таможенное регулирование,

-реализация фискальной функции,

-осуществление контрольно-надзорных функций,

-правоохранительная деятельность,

-предоставление государственных услуг,

-содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.

К вспомогательным направлениям совершенствования относятся:

32

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

-социальная сфера,

-организационно -управленческая деятельность,

-кадровый потенциал и антикоррупционная деятельность,

-информационно-техническое обеспечение,

-таможенная инфраструктура.

Вышеуказанные стратегии развития рассчитаны на период до 2020 года, однако уже сегодня можно оценить успешность проводимых мероприятий по некоторым из указанных направлений. Но для начала разберемся, что же такое «таможенная инновация».

В настоящее время данный термин не имеет четкого определения в научной литературе. Отдельные авторы предпринимают попытки охарактеризовать отдельные стороны данного явления, но выделить и свести воедино наиболее значимые аспекты данного понятия удается не многим. Наиболее цельными и обоснованными представляются соображения А.В.Буркова (рис. 1).

В своих рассуждениях он опирается на 2 документа:

1. «Руководство Осло» - базовый документа Организации экономического сотрудничества и развития. В его последней редакции, адаптированной для сферы услуг сформулированы основные признаки инновации: внедрение и новизна.

2. Монографии Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам. Здесь к ключевым признакам добавляется еще и направленность инновации на создание общественной ценности.

Принимая за методологическую основу определения, приведенные в указанных документах, А.В.Бурков приводит следующую трактовку термина «таможенная инновация»: это «первое применение в практике конкретного таможенного органа метода работы или таможенной услуги, которые полностью или значительно улучшены и благодаря этому имеют ценность для заинтересованных сторон» [4]. Под заинтересованными сторонами подразумеваются участники внешнеэкономической деятельности, таможенные посредники, финансовые и кредитные организации, органы государственной власти; образовательные и научные учреждения.

К основным инновационным технологиям, успешно внедренным в систему таможенных органов, относятся: электронное декларирование (рис. 2); технология удаленного выпуска (рис. 3); предварительное информирование о ввозимых товарах, система управления таможенными рисками и т.д.

33

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

Рис. 2 - Динамика роста доли электронных деклараций от общего количества деклараций за 2010 - 2014 гг.

Также нужно отметить технологию автоматической регистрации и как следующую ступень развития таможенной сферы - технологию по автоматическому выпуску товаров. В настоящее время ведется работа по их внедрению и апробации.

Рис. 3 - Количество деклараций, оформленных с применением технологии удаленного выпуска

В докладе «Глобальный инновационный индекс» (Global Innovation Index) в 2014 г. экспертами было определено, что человеческий фактор является важным инновационным импульсом [5]. Страны, которые являются лидерами в области инноваций, прилагают заметные усилия для того, чтобы поддержать или повысить качество их людских ресурсов посредством образования и обучения людей в течение всей их жизни.

В рамках таможенной системы РФ также ведется процесс непрерывного образования и повышения квалификации кадрового состава. Должностные лица таможенных органов регулярно проходят различного рода подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Чаще всего обучение проходит в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации и на факультетах переподготовки и повышения квалификации Российской таможенной академии и ее филиалов, а также в Институте правоохранительной деятельности по разным программа дополнительного профессионального образования. Соответствующие статистические данные приведены на рис. 4.

34

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) ■Август

Рис. 4 - Число должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, прошедших курсы повышения

квалификации

Следует отметить, что последние несколько лет применяются не малые усилия по создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Проводится значительная работа по сокращению количества документов, необходимых для прохождения таможенных формальностей. Для целей проведения таможенного контроля применяются новейшие технические средства, передовые информационные технологии, происходит оптимизация таможенных операций.

Проведена масштабная работа по совершенствованию порядков уплаты и контроля за уплатой таможенных платежей. Успешно применяются следующие технологии: уплата таможенных платежей с использованием таможенных платежных карт и удаленная уплата. Они позволяют осуществлять уплату таможенных платежей в режиме реального времени.

В 2013 году был реализован проект «Модернизация информационной системы таможенных органов». За период реализации было израсходовано 174,15 млн. долларов США [6]. При этом реализовано большинство запланированных мероприятий. Полученные результаты в значительной степени внедрены в текущую деятельность Федеральной Таможенной Службы России и способствуют движению таможенной системы по инновационному пути развития.

Следует отметить, что бизнес сообществом отмечается положительная динамика в работе таможенной системы нашей страны. Согласно результатам опросов в 2013 году полностью были удовлетворены качеством таможенного администрирования 54% принявших участие в анкетировании участников ВЭД, а в 2014 году этот показатель составил 60%.

Число опрошенных, отметивших снижение времени прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров в результате реформ таможенного администрирования, за аналогичный период возросло, соответственно с 75% до 100% [7].

Однако иностранными специалистами в области международной торговли предоставление таможенных услуг таможенными органами РФ оценивается достаточно низко. Согласно исследованиям Всемирного банка в рейтинге «Индекс эффективности логистики» в 2014 г.[8] Россия занимает 90 место из 160 стран. Ранее, в 2012 г. наша страна была на 95 позиции из 155.

Таким образом, можно сделать вывод, что по многим направлениям таможенная служба Российской Федерации развивается правильными шагами. Реализованные этапы совершенствования сформировали важный «задел» для дальнейшего преобразования таможенной системы в соответствие с инновационной идеологией развития. Однако многие вопросы еще остаются не решенными и необходимо грамотно завершить начатую модернизацию.

Литература

1. Дубиненкова Е.Н., Иванова Н.Л. Внедрение инноваций в сфере государственного управления: проблемы и

факторы // Вопросы управления. 2014. № 4 (29). [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2014/04/02/ (дата обращения: 25.06.2015).

2. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства России от 08.12.2011 № 2227-р] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 216. // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.06.2015).

3. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства России от 28.12.2012 № 2575-р, в ред. от 15.04.2014] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 2. - Ст. 109. // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения:

03.04.2015).

4. А.В. Бурков. Экономическая система XXI века: новые подходы к управлению предприятиями, отраслями, комплексами / [А. В. Бурков и др.]: под ред. А. В. Буркова. - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. - С. 174.

35

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

5. The Global Innovation Index 2014 - The Human Factor in Innovation [Электрон. ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://globalinnovationindex.org/ (дата обращения: 25.06.2015).

6. Итоги реализации проекта "Модернизация информационной системы таможенных органов" [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index (дата обращения: 25.06.2014).

7. Жебрик Э.Л. Совершенствование таможенного администрирования как определяющий шаг в развитии таможенного дела // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37754 (дата обращения: 25.06.2015).

8. Logistics Performance Index [Электрон. ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://lpisurvey.worldbank.org/ (дата обращения: 25.06.2014).

References

1. Dubinenkova E.N., Ivanova N.L. Vnedrenie innovacij v sfere gosudarstvennogo upravlenija: problemy i faktory // Voprosy upravlenija. 2014. № 4 (29). [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2014/04/02/ (data obrashhenija: 25.06.2015).

2. O Strategii innovacionnogo razvitija RF na period do 2020 goda [Jelektronnyj resurs]: [rasporjazhenie Pravitel'stva Rossii ot 08.12.2011 № 2227-r] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2012. - № 1. - Ct. 216. // SPS «Konsul'tantPljus». -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 25.06.2015).

3. O Strategii razvitija tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2020 goda [Jelektronnyj resurs]: [rasporjazhenie Pravitel'stva Rossii ot 28.12.2012 № 2575-r, v red. ot 15.04.2014] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2013. - № 2. - Ct. 109. // SPS «Konsul'tantPljus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 03.04.2015).

4. A.V. Burkov. Jekonomicheskaja sistema XXI veka: novye podhody k upravleniju predprijatijami, otrasljami, kompleksami / [A. V. Burkov i dr.]: pod red. A. V. Burkova. - Joshkar-Ola: Kollokvium, 2012. - S.174.

5. The Global Innovation Index 2014 - The Human Factor in Innovation [Jelektron. resurs]: sajt. - Rezhim dostupa: http://globalinnovationindex.org/ (data obrashhenija: 25.06.2015).

6. Itogi realizacii proekta "Modernizacija informacionnoj sistemy tamozhennyh organov" [Jelektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.customs.ru/index (data obrashhenija: 25.06.2014).

7. Zhebrik Je.L. Sovershenstvovanie tamozhennogo administrirovanija kak opredeljajushhij shag v razvitii tamozhennogo dela // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. 2014. № 9 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37754 (data obrashhenija: 25.06.2015).

8. Logistics Performance Index [Jelektron. resurs]: sajt. - Rezhim dostupa: http://lpisurvey.worldbank.org/ (data obrashhenija: 25.06.2014).

Зинюк О.В.

Кандидат технических наук,

Московский гуманитарный университет

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНА НА СПРОС ОБУВИ

Аннотация

В статье рассматривается экономико-статистический анализ данных о реализованной обуви, полученных в результате популяризации обуви по элементам этно-дизайна. Используются методики корреляционного анализа параметров выборки, которые не требуют знания закона распределения. Полученные результаты могут быть использованы для формирования перспективного ассортимента в соответствии с коэффициентами корреляционного отношения.

Ключевые слова: этно-дизайн, покупательский спрос, корреляционный анализ.

Zinyuk O.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD in Engineering, the Moscow University for the Humanities ECONOMIC AND STATISTICAL ANALYSIS OF THE RESULTS THE IMPACT OF ETHNIC DESIGN

ELEMENT ON DEMAND FOR SHOES

Abstract

The article deals with economic and statistical analysis of data on sales of footwear resulting popularization shoe on the elements of ethno-design. Using the procedure of correlation study between the samples that do not require knowledge of the distribution law. The results can be used to form perspective range in accordance with coefficients of correlation ratio. Keywords: ethno-design, customer demand, the correlation analysis.

В рамках формирования современной ценовой и ассортиментной стратегии рынка обуви актуальность приобретают методы стимулирования сбыта, а также способы оценки эффективности их использования.

В статье представлены результаты экономико-статистического анализа данных о количестве заказанной обуви, которые получены после проведения маркетингового исследования, основывающегося на популяризации современной обуви по элементам этно-дизайна.

Экономико-статистический анализ данных проводится по методике расчета ошибки выборки, проверки ее однородности и нормальности, а также определения корреляционного отношения, в которой используются теоретические данные, не требующие знания закона распределения, и средства автоматизации расчетов MS Excel и VBA [1, 2].

В качестве исходных данных рассматриваются две выборки, полученные в результате сбора информации на разработанном и опубликованном сайте «Ваша обувь! Ваша история!» в течение 20 контрольных дней.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.