Научная статья на тему 'Инновационное развитие как основа качественного эконом ического роста'

Инновационное развитие как основа качественного эконом ического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие как основа качественного эконом ического роста»

♦

П

на персонал. От него зависит заинтересованность в работе, и оно является основным источником удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей. Здесь особое значение приобретает формирование оптимальных соотношений труда и его оплаты. Наиболее сильное мотивационное воздействие на персонал оказывает двухзвенное построение оплаты труда. Зарплата состоит из фиксированной и переменной части.

Оплата труда - сильный мотивирующий фактор, хотя и не единственный. Среди других факторов можно назвать само содержание, его технологию, а главное -соответствие работы интересам и убеждениям человека, благоприятный имидж предприятия.

Широкое распространение в настоящее время получил еще один вид материального вознаграждения -социальные гарантии (оплата обучения и медицинского обслуживания, питание за счет компании и т.п.).

Результаты своего труда и оплаты оценивает как сам работник, так и руководство. Причем оценки часто не совпадают. Работник оценивает результаты своего труда по двум критериям: что я получаю за работу и что я значу для предприятия, мое место в коллективе. Но оба эти критерия зависят от жизненной концепции работника.

Лучше всего стимулирует сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы.

На современном этапе возрастающее значение в управлении персоналом приобретает проблема его участия в принятии решений. Мировая практика выработала ряд подходов по активному привлечению персонала к принятию решений. Первый предполагает привлечение ряда работников уже на этапе подготовки решений, что дает возможность максимально использовать знания и опыт персонала и сделать решения соответствующими ситуации. Второй - привлечение персонала на этапе разработки и принятия решения и использование его до начала реализации. Работники занимаются подготовкой информации и оказывают консультативные услуги. Третий - привлечение персонала лишь на этапе реализации решения, т.е. в основном в качестве исполнителей. Такой подход характерен для авторитарного способа принятия решений. В российской практике используются в основном второй и третий подходы.

Активное привлечение персонала к принятию решений по управлению предприятием является важнейшим резервом эффективного развития предприятия.

УДК 338.121

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Со второй половины XX в. мировая экономика переходит на инновационный путь развития, трансформируются социально- экономические отношения. Характеризуя этот качественный этап эволюции мировой экономики и всей системы общественных отношений, исследователи говорят о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний», «новой экономики» и др. Несмотря на различия в терминологии, ученые сходятся в главном: экономика инноваций приходит на смену традиционному типу общественного воспроизводства. Ей присущи своя форма и структура богатства, собственные критерии эффективности накопления. То, что считается ростом в традиционной экономике, не является таковым в современных условиях, поскольку не всякий экономический рост основан на инновациях и поэтому не приводит к инновационному развитию.

При анализе экономики инноваций исследователи выделяют три прин -ципиальных обстоятельства.

1. Инновации все в большей степени востребуются не отдельными предпринимателями, а национальными хозяйственными системами и мировой экономикой в целом.

2. « Провалы» рынка в инновационной сфере вынуждают государство принимать на себя ряд организационных, финансовых и институциональных функций по регулированию инновационного цикла, в рамках которого в большей или меньшей степени присутствуют «нерыночные» фазы.

3. Человеческий капитал как фактор производства приобрел новое качественное наполнение. Сегодня он является не только источником прибавочного продукта, но и субъектом своеобразного «рентного» инновационного дохода.

Реальный статус страны в современном мире предопределяется тем, каков характер ее экономики - индустриально-сырьевой или индустри-

А.В. Козельский,

кафедра общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)

ально-технологический. В группу развитых входят исключительно державы, способные производить не только высокотехнологичную продукцию, но и сами высокие технологии или технотронные средства производства для обрабатывающей промышленности. Уделом же слаборазвитых стран остается механизированная до -быча сырья и природных ресурсов, поставляемых для удовлетворения нужд вертикально- интегрированных корпораций развитого мира.

В силу колоссального расхождения между сырьем и высокотехнологичными изделиями по величине до -бавленной стоимости обмен одних на другие, внешне эквивалентный, на самом деле неминуемо воспроиз -водит и расширяет пропасть неравенства между индустриально -сырьевой и индустриально -технологической группами мировых держав. Во всемирном хозяйстве ресурсы текут к технологиям, а не технологии к ресурсам. Вот почему сырьевая экономика не может быть конкурентоспособной.

Хозяйственный механизм сферы НИОКР прошел за последнее столетие серьезную эволюцию. Уже с конца XIX в. в условиях первой научно-технической революции начала реализовываться на практике инновационная рыночная модель, раскрытая Й. Шумпетером1. Многие крупные промышленные компании стали организовы -вать собственные научные лаборатории, чтобы обес -печить себе преимущество в конкурентной борьбе. В современных условиях в развитых странах по размеру выполненных научно-исследовательских работ и источникам их финансирования доминирует предпринимательский сектор. Степень непосредственного участия государства в производстве научных знаний различна по разным странам в зависимости от национальной модели научно-технологического развития. Следует от -метить, что во всех странах государство играет большую роль в финансировании НИОКР. В современных экономических условиях действует смешанная рыночно-госу -дарственная модель хозяйственного механизма научной сферы, сочетающая в себе инновационный механизм рынка и регулирующие начала со стороны крупных корпораций и государства

Государство прямо или косвенно воздействует на всю цепочку связей НИОКР. Можно выделить три приоритетные задачи, которые стоят перед российским руководством в области НИОКР и инноваций.

Во-первых, необходимо развивать систему государственного стимулирования научно-технических работ и особенно использования этих результатов в реальном производ стве.

Во-вторых, нужно откорректировать модель научно -технической политики. В условиях ограниченности бюд -жетных ресурсов важно перейти от фронтальной модели времен СССР, когда ресурсы распределялись по всем важным направлениям НТП, к селективной модели , концентрирующей ресурсы на приоритетных направлен иях.

В-третьих, надо активнее выходить на мировой ры -нок интеллектуальной продукции не только в качестве поставщика продукции первой стадии НИОКР, но и научной продукции более высокой степени переработки, вплоть до результатов наукоемкого производства.

В качестве важнейшего инструмента инновационной деятельности необходимо выделить финансовую поли-

тику стимулирования нововведений. Концепция финансового стимулирования инноваций в отношении фундаментальных исследований и капиталоемких рискованных прикладных исследований в условиях российской экономики должна опираться на закон возрастаю -щей государственной активности А. Вагнера, в соответствии с которым государственные инвестиционные расходы на инновации для последующей модернизации промышленности должны расти быстрее, чем объем производства и национальный доход. Данный закон должен проявлять себя в виде прямого увеличения бюджетного финансирования соответствующих про -грамм. Но финансовое стимулирование капиталосберегающих прикладных исследований, промышленных нововведений концептуально не должно опираться на данный закон. Здесь необходимо придерживаться объективного закона возрастающей частной активности, поощряемой государством за счет создания благоприятного инновационно-инвестиционного климата и регулируемым рынком. Финансовой стратегией стимулирования нововведений должен быть долговременный курс финансовой политики на генерирование импортозамещающей реиндустриализации экономики с целью формирования постиндустриального общества.

Государственная политика в области нововведений должна опираться на два следующих основных момента.

Во-первых, необходимо создание двух типов финансового механизма, адекватных двум видам научно-технического прогресса и двум разновидностям экономического роста, - механизма активного прямого государственного стимулирования при эндогенном научно-техническом прогрессе и капиталоемком экономическом росте и механизма косвенного государственного сти -мулирования при экзогенном научно-техническом прогрессе и капиталосберегающем экономическом росте.

Во-вторых, нужно сформировать институциональную инфраструктуру управления финансовым стимулированием и прямым финансированием, основанную на партнерстве и патернализме финансовых служб государ -ственного аппарата власти и организационных структур частного и общественного предпринимательства2.

Одним из основных инструментов государственного регулирования сферы инноваций являются так назы -ваемые партнерства государства и частного сектора.

Частному сектору и государству необходимо сконцентрировать свое внимание на создании и разработке технологий следующих поколений, которые будут доминироватть в начале XXI в., обеспечат дальнейшее развитие производительных сил и приведут к новому качественному экономическому росту в различных отраслях хозяйства. К таким важнейшим направлениям развития можно отнести:

1) фундаментальную науку - исследования по главным направлениям современной науки на молекулярном, атомном уровнях и на уровнях элементарных частиц, в том числе по линии физики высоких энергий, электромагнитных излучений, теории физического вакуума, высокотемпературной сверхпроводимости, биологии, теории единства законов живой и неживой природы и закономерностей космоса;

2) прикладную науку и разработки в областях:

- электроники и информатики (это микропроцессоры и логические схемы, лазеры и гиперскоростные ком-

муникации, оптические волокна и световолоконная электроника, молекулярные, квантовые компьютеры, электромагнитное хранение, цифровое сжатие изображений);

- инженерного производства (это прогрессивные работы, гибкие компьютерно-интегрированные произ -водства, точный визуальный контроль, прогрессивные и гиперскоростные двигатели, подшипники на магнит -ной подушке);

- энергетических систем (это высокоэнергетические и мощные батареи, сверхпроводниковые силовые установки и линии передач, прогрессивные топливные элементы и солнечные системы, экологически чистое био -топливо, каталитические процессы в микротехнологии);

- материалов (это конструкционная промышленная керамика, композиты с металлической матрицей, высо-котемпературные сверхпроводники, прогрессивные по -лупроводниковые материалы, новые инженерные и функциональные пластмассы, пластмассовые композиты).

Сфера НИОКР в экономически развитых странах имеет сложную структуру организации с точки зрения отношений собственности и хозяйствования. Это связано с особенностями наукоемких производств:

- экономическую ценность научных исследований трудно предсказать и не менее трудно - судить о ней в ретроспективе. Экономические блага, принесенные научны -ми открытиями и изобретениями, могут реализоваться очень быстро, а могут, что случается чаще, оставаться дол -гое время невостребованными и нереализованными с экономической точки зрения. Чем ближе научные исследования к границам познания, тем более неопределенным становится их экономический результат;

- реализация экономической ренты (прибыли) даже от коммерчески прибыльных результатов исследова -ний возможна лишь в той степени, в какой могут быть юридически защищены и экономически обеспечены авторские права на научное открытие. Эта проблема, решаемая чаще всего с помощью патентов и авторских прав, дает изобретателям и новаторам лишь ограни -ченные возможности получения доходов. Так, в корпо -рациях индивидуальный изобретатель или исследователь неизбежно отдают все или часть прав своей ком -пании. В фундаментальных исследованиях, результа -ты которых обычно не патентуются, а публикуются от -крыто, часто бывает сложно установить приоритет какого-либо исследователя в сравнении с его коллегами, тем более что исследования в одной области ведут обычно несколько групп ученых. Таким образом, нео -пределенная и часто не реализованная индивидуальная прибыль от научного открытия неизбежно меньше той значительной общественной отдачи, которую при -носят открытия и радикальные нововведения. Этот факт можно считать доказанным теоретически и эмпи -рически на многочисленных примерах (от пеницилли -на до ксерокса). Из различия между индивидуальной и общественной отдачами затрат на научные исследования вытекает третье принципиальное положение эко-номики науки - о неспособности рынка (market falure) обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку, т.е. о том, что рынок в отсутствие специальных стимулов в принципе не может гарантировать оптимальный или социально приемлемый уровни научных расходов (underinvestment in R&D). Именно этот аргумент явля-ется центральным в экономическом обосновании госу-

1

дарственного регулирования сферы научных исследований в последние 40 лет.

На практике реализуются три основные схемы преодоления государством указанной «слабости» рыночного механизма.

1. Прямое участие государства в производстве знаний путем организации государственных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей. Такими были практически все без исключения научные организации в СССР В США и других развитых странах к ним можно отнести крупные национальные лаборатории, связанные с решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, а также сельскохозяйственные лаборатории и опытные станции. В данном случае и объемы, и структура расходов на производство знаний являются непосредственным результатом государственной политики.

2. Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий - в основном в университетах. Условиями получения субсидий являются полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация всех полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.

3. Обеспечение благоприятных условий для частного производства научных знаний и технологий - предоставление патентов и авторских прав, налоговых и амортизационных льгот и привилегий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования.

Хотя специфика отношений «покупатель - продавец» на рынке новых знаний и других информационных продуктов не позволяет вполне эффективно, с точки зрения ряда экономистов, использовать эти инструменты , их применение в течение более чем 200 лет дает в целом благоприятные экономические результаты.

Первые две схемы очень близки друг другу в смысле источника ресурсов и характера научной продукции, являющейся преимущественно общественным благом. Это та часть науки, которая увеличивает общий фонд знаний. По третьей схеме работает главным образом технология, т.е. осуществляются прикладные исследования и разработки в частном секторе. Этот сектор нацелен на создание ренты, которая может быть извлечена из владения (или права использования) частного по характеру создания и использования знания. Каждый сектор имеет собственную организацию и мотивацию занятых, соответствующую характеру и целям научной деятельности. Таким образом, общество одновременно обеспечивает два научных сообщества, имеющих разные функциональные характеристики, существующих параллельно, но, безусловно, неразрывно связанных между собой и взаимозависимых, - рыночное и общественное. Действительно, эффективное размещение ресурсов в производство использования знаний в современной экономике требует наличия непременно этих двух сфер, каждой со своими функциями и целями, в состоянии динамического равновесия. Хорошо согласуясь с указанными теоретическими положениями, практический опыт развитых стран устанавливает пределы государственного регулирования научно-технической деятельности, показывает приемлемое соотношение механизмов рациональности и спонтанности, « пла-

на» и «рынка». С одной стороны, конкуренция товаропроизводителей на локальных, национальных и глобальных рынках создает благоприятную для техничес -кого прогресса среду, поскольку создание и реализация технологической ренты являются в условиях насыщенного спроса чуть ли не единственными основами долгосрочного, устойчивого, качественного экономичес -кого роста. Именно инновации становятся стратегическим фактором экономического роста на современном

этапе развития экономики, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве важного условия выхода из экономического кризиса.

1 См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития М., 1992.

2 См.: Ермасов С.В. Финансовая политика стимулирования нововведений. Саратовская область на пороге XXI в.: Состояние и перспективы развития. Саратов, 2001. С. 20.

УДК 331.108

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ И ТЕОРИЙ УПРАВАЕНИЯ ПЕРСОНААОМ

В.Н. Лазарев,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, УлГТУ

ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)

Диалектическая взаимосвязь современных концепций и теорий управления персоналом наиболее полно раскрывается посредством изучения целевых детерминаций. В методологическом плане учет целевой детерминации определяет ее направление дальнейшего развития как основных концепций управления персоналом, так и их интеграции1. Одним из свойств предприятия как сложной социально-экономической системы является его двойственный характер, связанный с наличием управляющей и управляемой подсистем, а также экономических и социальных целей его развития. Принципиальное единство и отличие экономических целей уп -равляющей и управляемой подсистем заключаются в диалектической взаимосвязи экономических целей системы и индивидов. Единство проявляется, собственно говоря, в их экономической сущности и невозможности раздельной реализации экономических целей управляющей и управляемой подсистем. Зависимость достижения экономических целей индивидов от реализации экономической цели системы и осознание индивидами данной зависимости выводят нас на понимание разновидности системной детерминации, а именно системно-целевой экономической детерминации, выражающейся в детерминации поведения элементов системы ее экономической сущностью. С другой стороны, признание управляющей подсистемой зависимости достижения экономических целей системы от реализации экономических целей индивидов свидетельствует еще об од -ной существенной характеристике системной детерминации - экономической детерминации поведения системы ее элементами. Различие целей управляющей и управляемой подсистем также очевидно: экономические цели управляющей подсистемы - это цели сохранения, развития экономической системы; экономические цели управляемой подсистемы - это ее внутренние экономические цели. Таким образом, «осознание» управляющей подсистемой и «признание» управляемой подсистемой взаимозависимости их экономических целей есть элемент их тождества и одновременно противоречия. Учет тождества и противоположности экономических целей управляющей и управляемой подсистем есть метсд ологичес -кая основа целеориентированного управления.

Интерпретация экономических целей индивида как доминанты его поведения в социально-экономической системе привело к формированию концепций рассмотрения человека в качестве экономического ресурса (концепции трудовых ресурсов, школы научного управления и др.), которые по существу игнорируют его социальные цели и потребности: потребности реализации творческих способностей, инициативы, индивидуальной культуры, самовыражения и т.д. Именно в понимании того, что социальные цели индивидов реализуются во внешней среде, заложено одно из основных противоречий подходов рассмотрения человека в качестве экономического ресурса. При этом происходит хронотопологическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.