Научная статья на тему 'Инновационное развитие фармацевтического рынка'

Инновационное развитие фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP (SPP) / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / PHARMACEUTICAL MARKET / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руцик Юлия Олеговна

В статье рассматриваются вопросы развития фармацевтического рынка, а также влияние ГЧП на его становление. Выделяя сдерживающие факторы развития ГЧП в России, а также факторы, препятствующие внедрению инноваций в сфере здравоохранения, автор предлагает разбить внедрение модели ГЧП на несколько этапов, облегчающих данный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Development of the Pharmaceutical Market

The article examines the development of the pharmaceutical market, and the impact of state-private partnership (SPP) on its formation. Highlighting the constraints of SPP’s development in Russia, as well as barriers to innovation in the health sector, the author proposes to divide into several steps the introduction of a SPP’s model to facilitate this process.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие фармацевтического рынка»

Литература

1. Особенков О. М., Щегорцов М. В. Альянс государства и капитала. М.: ОАО «Типография „Новости"». 2011.

2. Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммунального хозяйства. В помощь при организации государственно-частного партнерства (французский опыт). Париж: Изд-во Французского нац. ин-та мостов и дорог. 2002.

3. Голубецкая Н. П., Кальницкий И. А. Разработка системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики с целью перехода на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2009. № 2/5. С. 28-33.

УДК 339.13:615.1

Ю. О. Руцик

инновационное развитие фармацевтического рынка

Yu. O. Rutsik. Innovative Development of the Pharmaceutical Market

В статье рассматриваются вопросы развития фармацевтического рынка, а также влияние государственно-частного партнерства (ГЧП) на его становление. Выделяя сдерживающие факторы развития ГЧП в России, а также факторы, препятствующие внедрению инноваций в сфере здравоохранения, автор предлагает разбить внедрение модели ГЧП на несколько этапов, облегчающих данный процесс.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, фармацевтический рынок, инвестиции, государственные закупки

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article examines the development of the pharmaceutical market, and the impact of state-private partnership (SPP) on its formation. Highlighting the constraints of SPP's development in Russia, as well as barriers to innovation in the health sector, the author proposes to divide into several steps the introduction of a SPP's model to facilitate this process.

Keywords: state-private partnership (SPP), innovation, pharmaceutical market, investment, public purchases

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Во всем мире в последние годы происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, портах, аэропортах, здравоохранении и т. д. Правительства передают во временное долгосрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью. И в России, особенно сейчас, также необходимо развивать эффективные институты взаимодействия государства и бизнеса — для формирования грамотной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктур. Модернизация фармацевтического рынка невозможна без инновационных проектов, реализуемых через государственно-частное партнерство (ГЧП).

Юлия Олеговна Руцик — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© Ю.О.Руцик, 2013

Таблица 1

меры для внедрения гчп в фармацевтической отрасли

№ п/п меры для внедрения гчп в фармацевтической отрасли

1 Создание благоприятных условий для инвестиций в субъекты государственной системы здравоохранения

2 Изменение налогообложения прибыли медицинских организаций и бизнеса, вкладывающего деньги в развитие здравоохранения

3 Совершенствование нормативной базы, регулирующей ГЧП в здравоохранении

4 Развитие законодательного и нормативного регулирования деятельности государственной и частной систем здравоохранения

5 Инновационное кадровое обеспечение развития здравоохранения

6 Программа государственных гарантий

7 Развитие сотрудничества российских медицинских организаций на международной арене

8 Создание приоритетных программ в здравоохранении: профилактика заболеваний, медицинская помощь отдельным группам населения, программы по развитию отдельных видов медицинской помощи через ГЧП

9 Развитие добровольного медицинского страхования

10 Страхование граждан медицинскими препаратами

ГЧП — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях [1].

Здравоохранение и, в частности, фармацевтика как сектор вложения больших государственных средств является перекрестком интересов и государства, и бизнеса. Бизнес заинтересован не только в получении прибыли, но и в увеличении эффективности деятельности, повышении доступности трудовых ресурсов, а также снижении социальных выплат. Показательно, что эти цели бизнеса во многом совпадают с целями государства и взаимопроникновение интересов здесь очень важно.

На сегодняшний день наиболее актуальными вопросами в развитии фармацевтического рынка являются:

• развитие отечественной фармацевтической индустрии;

• создание государством условий для производства отечественных препаратов по низким ценам;

• регулирование относительно низкого уровня цен на лекарственные препараты (в первую очередь на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов);

• урегулирование правовой базы по проекту лекарственного страхования населения.

Данные задачи невозможно выполнить без ГЧП. Табл. 1 включает далеко не полный перечень мер, которые уже сегодня необходимо внедрять для стимулирования и развития ГЧП в фармацевтической отрасли.

Сдерживающими факторами развития ГЧП как в России в целом, так и в регионах в настоящее время являются:

• отсутствие достаточной и полной нормативно-правовой базы по вопросам регулирования ГЧП, в том числе концессионного законодательства и механизма передачи государственной собственности во временное частное владение;

• недостаток квалифицированных кадров, имеющих опыт работы с проектами по модели ГЧП [2];

• многоканальная система финансирования (руководители частных клиник говорят о необходимости одноканальной системы финансирования для покрытия всех статей затрат);

• невысокий уровень доверия бизнеса к государственной власти и стремления к взаимовыгодному сотрудничеству.

На российском фармацевтическом рынке существует целый ряд факторов, создающих серьезные препятствия по внедрению инноваций в сфере здравоохранения.

1) Разработка медицинских инноваций не скоординирована с возможностями их использования в практическом здравоохранении. Это приводит к невостребованности таких инноваций и затрудняет появление инноваций следующего поколения.

2) Децентрализация системы управления усилила разобщенность систем научного поиска, подготовки кадров и практической медицины.

3) Существует разрыв между проведением НИР и НИОКР и реализацией заложенных в них предложений в практическом применении.

4) Отечественная фармацевтическая индустрия значительно отстает от уровня развитых стран вследствие недофинансированности, отсутствия частных инвестиций.

5) Создание правового регулирования ГЧП становится на сегодняшний день все более актуальным, поскольку отношения в сфере ГЧП только начинают формироваться. Правовое регулирование по лекарственному обеспечению населения отсутствует.

Помимо факторов, создающих препятствия по внедрению инноваций, существует ряд насущных проблем, которые необходимо решать уже сегодня и сейчас. к таким проблемам, в первую очередь, относятся высокие, по отношению к уровню дохода населения, цены на медицинские препараты и, самое главное, отсутствие национальной безопасности ввиду отсутствия национальной фармацевтической индустрии. В условиях рынка в результате взаимодействия спроса и предложения формируется рыночная цена как на медикаменты, так и на медицинские услуги. Рыночное равновесие цен может изменяться и под воздействием государственного контроля над ценами. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится в основном к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия и спроса. Такое вмешательство чаще всего базируется на социальных проблемах: невысокие доходы большей части населения, ограниченный доступ к потребительским благам, неравенство в доходах и т. д. Этот механизм нарушает законы формирования равновесной цены по законам спроса и предложения.

На первых этапах внедрения модели ГЧП видится целесообразным применение таких форм, как размещение государственного и муниципального заказа на выполнение услуг и предоставление имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в доверительное управление, аренду на льготных условиях.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Важным фактором успеха внедрения механизма ГЧП является организация конкурса и создание конкуренции на нем. Стимулирование тендера между частными компаниями содействует выбору наиболее эффективного предложения для развития рынка и распределения рисков проекта ГЧП.

С 1 июля 2010 г. федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 г. заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона не будет известно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.

Каждый специалист в области государственных закупок знает, какие сложности возникают при проведении конкурсов и аукционов по стандартным схемам — большой расход рабочего времени, средств и многое другое. По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные торги имеют ряд преимуществ:

1) короткие сроки проведения процедур;

2) экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;

3) прозрачность и открытость процесса закупок;

4) честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;

5) равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;

6) участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;

7) высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;

8) доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти в область государственных закупок.

Помимо достижения экономии бюджетных средств и снижения коррупционной составляющей реализация правительственных мер обеспечивает широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг.

На последующих этапах внедрения модели ГЧП одним из наиболее эффективных способов представляется создание фармацевтических кластеров как фактора инновационного развития сферы здравоохранения и фармацевтического производства.

Основной проблемой сегодняшних дней является неспособность отечественного фармацевтического рынка обеспечить население лекарствами собственного производства, что угрожает национальной безопасности страны. Развитие фармацевтической промышленности — один из самых важных вопросов развития страны, вопрос государственной лекарственной безопасности.

Федеральная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности РФ до 2020 г. должна стать отправной точкой новой эры этой отрасли. Поставлена задача довести долю отечественных лекарственных средств в денежном выражении до 50%, лекарственных средств стратегического перечня — до 90%, медицинской техники и изделий медицинского назначения — до 40% [3].

Российский фармацевтический рынок развивается быстрыми темпами. На развитие рынка направлены усилия как со стороны государства, так и самих фармацевтических компаний. При этом многие аналитики видят фармацевтические кластеры как основу развития индустрии.

Фармацевтический кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм — разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Цель создания кластеров — повышение конкурентоспособности отдельных субъектов и кластеров как таковых, а также фармацевтической и медицинской отраслей промышленности в целом. Повышение восстребованности инноваций отече-

ственным производством, обеспечение опережающего развития фундаментальной науки и важнейших прикладных разработок отвечают глобальной долгосрочной цели — переводу отечественной отрасли на инновационную модель развития. В состав инновационных кластеров могут быть встроены также финансовые, лизинговые, аутсорсинговые и консалтинговые организации, способные обеспечить новые структурные возможности и дополнительный синергетический эффект, а также розничные фармацевтические сети.

В связи с принятием федеральной стратегии «Фарма-2020» многие регионы РФ заявили о создании на своих территориях фармацевтических кластеров. В отечественной фарминдустрии выделились субъекты Федерации, сумевшие приспособить свое законодательство и административные практики к тому, чтобы создать для фармацевтической отрасли реальные преференции. Это, прежде всего, Санкт-Петербург, Калужская и Ярославская области, Республика Татарстан.

Два из них, Санкт-Петербург и Татарстан, имеют особые экономические зоны, в первом случае — технико-внедренческого, во втором — промышленно-производственного типа. Причем технико-внедренческий тип в данном случае более предпочтителен: он обеспечивает максимальные налоговые льготы (обнуление в течение 5 лет налога на имущество, землю, НДС, а также снижение отчислений в социальные фонды с 34 до 14%) и побуждает транснациональные корпорации задуматься не только о локализации производства, но и о переносе исследовательской деятельности в Россию.

Для Калужской области фармацевтика — это основа построения экономики знаний, которая позволит объединить науку и бизнес. Его основу составят предприятия, занимающиеся разработкой научных идей и внедрением новых технологий. Другим ключевым ядром Калужского фармацевтического кластера является первый наукоград России Обнинск с его мощнейшим научным и инновационным потенциалом. Здесь успешно работает ряд профильных инновационных компаний по производству биологически активных добавок, субстанций и готовых лекарственных форм.

БФК «Северный» — объединение Московского физико-технического института с малыми инновационными компаниями, научно-исследовательскими организациями, производственными компаниями, осуществляемое при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Правительства Московской области, администраций г. Долгопрудный и Химки. БФК «Северный» ориентирован на создание вокруг МФТИ пояса малых инновационных предприятий и корпоративных лабораторий в области живых систем.

Петербургский фармацевтический кластер — в числе заявленных региональных проектов. Правительством города принята концепция его развития, выделена территория для строительства, где проводятся инженерные работы, принимаются заявки инвесторов. Научно-технический, производственный и кадровый потенциалы города создают серьезные предпосылки для развития инновационного кластера, ориентированного на выполнение работ по внедрению новых разработок. Это не первый опыт применения кластерной модели властями Санкт-Петербурга. В активе администрации города уже числятся проекты по созданию автопромышленного и электронного кластеров.

Разработчики концепции называют следующие преимущества кооперации: ускорение сроков реализации инвестиционных проектов, экономия начальных затрат участников кластера, снижение рисков для участников кластера, увеличение масштабов производства и организации научного сопровождения деятельности фармацевтических предприятий. Совместные усилия позволят решить кадровую проблему за счет ротации высококвалифицированного персонала, возможности

системного решения вопросов привлечения и подготовки кадров. Снижение рисков будет происходить за счет помощи города в инженерной подготовке территории, ускорении процесса согласования проектной документации. Появляются преимущества при экспорте фармацевтической продукции в случае кооперации с R&D подразделениями крупных иностранных компаний. Компактное размещение производственных объектов позволяет не только минимизировать расходы на инженерную подготовку территорий, но и обеспечить оптимальное использование земельных ресурсов с точки зрения соблюдения санитарно-защитных зон.

Арендная ставка офисов и лабораторий на территории площадки в несколько раз ниже, чем аналогичных помещений в городе. Режим особой экономической зоны (ОЭЗ) позволил фирмам, работающим в высокотехнологичных сферах, в упрощенном порядке осуществлять экспорт/импорт за счет введения особого таможенного режима. Резидентам также предоставлены налоговые льготы. Например, компании не платят земельный и транспортный налоги, а региональная часть налога на прибыль для них снижена. Также одним из шагов со стороны государства стала компенсация процентных выплат по займам, привлекаемым для закупки иностранного высокотехнологичного оборудования, утвержден перечень оборудования, ввоз которого освобождается от НДС и таможенных пошлин.

В последние годы государственное финансирование системы здравоохранения в России растет, но для подъема и развития отечественной фармацевтической индустрии финансов требуется значительно больше. Поэтому ГЧП в сфере здравоохранения на сегодняшний день является практически единственным выходом из сложившейся ситуации.

Как известно, подлинное богатство стран — люди. Иногда мы стремимся поставить знак равенства между человеческим благополучием и материальным благосостоянием, хотя это не всегда так. Уровень развития человеческого потенциала, напрямую зависящий от состояния системы здравоохранения, в нашей стране на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Применение ГЧП в здравоохранении может стать новым инструментом развития человеческого потенциала России. И именно ГЧП является такой моделью взаимодействия государства и бизнеса, которая при ограниченном федеральном и местных бюджетах позволяет привлечь крупные инвестиции и ресурсы бизнеса, а также активы государства и государственное содействие для решения социальных проблем в области здравоохранения — для сохранения, воспроизводства и развития человеческого потенциала нации.

Литература

1. Голубецкая Н. П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона // Экономика и управление. 2011. № 12 (74). С. 45-48.

2. Голубецкая Н. П. Проблемы инновационного менеджмента на рынке образовательных услуг в условиях модернизации экономики // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 45-50.

3. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: Концепция Федеральной целевой программы / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. № 1660-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.