Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики знаний'

Инновационное развитие экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инновационное развитие / экономика знаний / национальная инновационная система / национальная безопасность / НИОКР / инновационный рейтинг / Австралия / Иран / innovative development / knowledge economy / national innovation system / national security / Research & Technological Development / innovation rating / Australia / Iran

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валентина Николаевна Миронова

Предмет исследования — инновационное развитие экономики знаний. Цель работы — сравнительный анализ развития Австралии, Ирана и России в контексте формирования экономики знаний. В ходе исследования установлено, что по ряду параметров, определяющих успех научно-технологического развития, Россия отстает от развитых государств и некоторых стран с развивающимися рынками. Хотя расходы России на НИОКР увеличиваются, они так малы, что их доля в ВВП страны практически остается неизменной. Недостаточны также объемы ассигнований на образование, развитие науки, которые закладывают основы экономики знаний и инновационного прогресса. Не создан эффективный механизм координации и взаимодействия образовательной деятельности, науки и реального сектора экономики; государственные расходы не всегда эффективно используются и не транслируются в инновационный экономический рост. В статье сделаны выводы, что процесс формирования экономики, основанной на новых знаниях и компетенциях, является сложным, длительным, требующим не только увеличения масштабов финансирования, но и умения применения достижений для решения задач социально-экономического развития страны и ответа на глобальные вызовы современности. Уровень инновационного развития экономики, неотъемлемыми и первостепенными условиями которого являются высокое качество человеческого капитала, наукоемкая и конкурентоспособная продукция, определяет возможности и перспективы экономического роста, место страны в международном разделении труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Development of Knowledge Economy

The subject of the research — innovative development of knowledge economy. The purpose of the work is comparative analysis of the development of Australia, Iran and Russia in the context of the knowledge economy formation. The study has found that Russia lags behind developed countries and some countries with emerging markets in a number of parameters that determine the success of scientific and technological development. Although government spending on Research & Technological Development is increasing, it is so small that its share of the country’s GDP remains virtually unchanged. There are also insufficient allocations for education and the development of science, which lay the foundation for the knowledge economy and innovative progress. There is no effective mechanism for coordinating and interacting educational activities, science and the real sector of the economy; public spending is not always effectively used and is not translated into innovative economic growth. The article concludes that the formation process for the economy based on new knowledge and competences is a complex and long one, requiring not only increased funding but also the ability to use achievements in socio-economic development of the country and to response to global challenges. The level of innovative development of the economy, an integral and primary condition for which is the high quality of human capital, knowledge-intensive and competitive products, determines the opportunities and prospects for economic growth, the country’s place in the international division of labor.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики знаний»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849Х-2020-13-2-61-68

УДК 338.1(045)

JEL В21, В22, F52, J28, 038

Инновационное развитие экономики знаний

В. Н. Миронова

Финансовый университет, Москва, Россия http:/orcid.org/0000-0003-4054-2739

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - инновационное развитие экономики знаний. Цель работы - сравнительный анализ развития Австралии, Ирана и России в контексте формирования экономики знаний. В ходе исследования установлено, что по ряду параметров, определяющих успех научно-технологического развития, Россия отстает от развитых государств и некоторых стран с развивающимися рынками. Хотя расходы России на НИОКР увеличиваются, они так малы, что их доля в ВВП страны практически остается неизменной. Недостаточны также объемы ассигнований на образование, развитие науки, которые закладывают основы экономики знаний и инновационного прогресса. Не создан эффективный механизм координации и взаимодействия образовательной деятельности, науки и реального сектора экономики; государственные расходы не всегда эффективно используются и не транслируются в инновационный экономический рост. В статье сделаны выводы, что процесс формирования экономики, основанной на новых знаниях и компетенциях, является сложным, длительным, требующим не только увеличения масштабов финансирования, но и умения применения достижений для решения задач социально-экономического развития страны и ответа на глобальные вызовы современности. Уровень инновационного развития экономики, неотъемлемыми и первостепенными условиями которого являются высокое качество человеческого капитала, наукоемкая и конкурентоспособная продукция, определяет возможности и перспективы экономического роста, место страны в международном разделении труда.

Ключевые слова: инновационное развитие; экономика знаний, национальная инновационная система; национальная безопасность; НИОКР; инновационный рейтинг; Австралия; Иран

Для цитирования: Миронова В. Н. Инновационное развитие экономики знаний. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(2):61-68. DOI: 10.26794/1999-849X^020-13-2-61-68

ORIGINAL PAPER

Innovative Development of Knowledge Economy

V. N. Mironova

Financial University, Moscow, Russia http:/orcid.org/0000-0003-4054-2739

ABSTRACT

The subject of the research - innovative development of knowledge economy. The purpose of the work is comparative analysis of the development of Australia, Iran and Russia in the context of the knowledge economy formation. The study has found that Russia lags behind developed countries and some countries with emerging markets in a number of parameters that determine the success of scientific and technological development. Although government spending on Research & Technological Development is increasing, it is so small that its share of the country's GDP remains virtually unchanged. There are also insufficient allocations for education and the development of science, which lay the foundation for the knowledge economy and innovative progress. There is no effective mechanism for coordinating and interacting educational activities, science and the real sector of the economy; public spending is not always effectively used and is not translated into innovative economic growth. The article concludes that the formation process for the economy based on new knowledge and competences is a complex and long one, requiring not only increased funding but also the ability to use achievements in socio-economic development of the country and to response to global challenges. The level of innovative development of the economy, an integral and primary condition for which is the high quality of human capital, knowledge-intensive and competitive products, determines the opportunities and prospects for economic growth, the country's place in the international division of labor.

Keywords: innovative development; knowledge economy; national innovation system; national security; Research & Technological Development; innovation rating; Australia; Iran

For citation: Mironova V. N. Innovative development of knowledge economy. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(2):61-68. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-2-61-68

© Миронова В. Н., 2020

ВВЕДЕНИЕ

Значимость инновационного развития экономики обусловлена экономическими, научно-техническими, технологическими сдвигами в мировой экономике. В условиях четвертой промышленной революции усиливается международная конкуренция не столько за обладание топливно-энергетическими ресурсами, сколько за привлечение высококвалифицированных кадров. Одним из основных препятствий для успешной инновационной деятельности в условиях нарастания демографических проблем в мире является нехватка интеллектуальных ресурсов.

Повышение производительности труда, рост экономики, обеспечение продовольственной безопасности, защита окружающей среды, решение энергетических проблем, ответы на растущие социальные вызовы во многом зависят от человеческого фактора.

В то же время в докладе, подготовленном Всемирной организацией интеллектуальной собственности совместно с Корнельским университетом и Европейским институтом управления бизнесом (INSEAD), отмечается, что политика протекционизма, проводимая рядом стран, сдерживает развитие высокотехнологичных секторов экономики и создает угрозы для международных инновационных сетей. Новые препоны в организации международной торговли и движении капитала и перемещении рабочей силы приведут к замедлению роста производства инновационной продукции и уменьшению ее распространения в мире1.

Государства разрабатывают концепции и принимают стратегии национальной безопасности, фундаментом которых является экономика, основанная на современных знаниях, используемых для создания новых технологий, товаров и услуг. В докладе, подготовленном в США, отмечается необходимость увеличения государственного финансирования НИОКР, развития науки, прорывных технологий, инжиниринга, математики (STEM), подготовки высококвалифицированных и компетентных кадров. При этом совершенствование инновационной экосреды рассматривается как условие обеспечения национальной безопасности США2.

1 Global Innovation Index 2019. URL: https://www. globalinnovationindex.org/gii-2019-report. (дата обращения: 13.12.2019).

2 Absent a new national strategy, the U.S. risks losing its edge

to China in technology and innovation, warns task force. Independent Task Force Report 2019;(77):27-36. URL: https://

www.cfr.org/news-releases/absent-new-national-strategy-us-risks-losing-its-edge-china-technology-and-innovation (дата обращения: 13.12.2019).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В мире все больше осознается объективная необходимость усиления научно-технологической и инновационной составляющей всех сфер экономики, включая низкотехнологичные и нетехнические отрасли, а также обширный сектор услуг. Развеивается устоявшийся миф об инновационности только промышленных, потенциально наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

Страны, вступая на путь инновационного развития, исходят из своих возможностей, сложившегося менталитета, определяющих стратегию инновационной политики и выбор средств.

С точки зрения общего подхода к измерению и оценке результативности инновационной политики большое значение имеет унифицированная на международном уровне интерпретация некоторых исходных понятий.

Организация экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) совместно с Евростатом разработали рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям под названием «Руководство Осло», содержащие базовые понятия, правила сбора информации, анализа данных, относящихся к развитию науки, технологий и инноваций3.

Несмотря на то что термин «инновация» прочно вошел в экономическую лексику и сферы общественной жизни, его трактовка на международном уровне до настоящего времени не согласована. В «Руководстве Осло» инновация определяется как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей.

Инновационная деятельность представляет собой совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к созданию инноваций. Эта деятельность осуществляется посредством инновационной политики, направленной на создание национальной инновационной системы, определение которой с течением времени дополняется новыми характеристиками.

В докладе конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) определены основные условия

3 Oslo Manual 2018 Guidelines for collecting, reporting and using data on innovation October 2018;1-2. URL: http://www. oecd/oslom (дата обращения: 17.11.2019).

формирования инновационной экосреды, которые включают регулятивные и политические рамки, обеспечивающие стабильную и предсказуемую атмосферу для долгосрочной деятельности бизнеса и других участников инновационного процесса; институциональные основы и систему управления, стимулирующие инновационную деятельность, а не поощряющие извлечение ренты; создание предпринимательской экосистемы, имеющей доступ к финансовым ресурсам посредством развитых финансовых инструментов благодаря эффективным организационным и управленческим компетенциям; наличие человеческого капитала, создаваемого на основе системы образования, профессиональной и технической подготовки; развитие инфраструктуры НИОКР; обеспечение полного доступа к ИКТ и т.д.4

Важными компонентами национальной инновационной системы являются взаимодействие производителей и потребителей новых знаний, оптимальное сочетание рыночных инструментов и государственной политики.

В целом длительный и сложный процесс создания национальной инновационной системы означает культивирование, встраивание, координацию структурированных элементов, институциональных механизмов и инструментов в цепочки создания новых продуктов.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Каждая страна выбирает свой инновационной путь развития исходя из имеющихся возможностей. Для нас представляет интерес опыт Австралии и Ирана. Австралия — стран с преобладающей сырьевой структурой экономики и экспорта, что остается до настоящего времени характерным и для России. Богатейшие природные богатства используются как стартовая площадка для перехода к развитию науки, совершенствованию системы образования, производству новых товаров и услуг.

Поскольку в рамках одной статьи нет возможности дать всесторонний анализ инновационного развития обеих экономик, выделим их некоторые особенности, которые полезно учитывать в условиях России.

4 Technology and innovation report harnessing frontier technologies for sustainable development UNCTAD, United Nations 2018;15. URL: http://www.unctad.org (дата обращения: 30.11.2019).

Правительство Австралии разрабатывает и совершенствует инновационную стратегию по результатам ее обсуждения с представителями различных отраслей промышленности, крупного, среднего и малого бизнеса, научного сообщества. Эти дискуссии проводятся в рамках Совета по инновациям и науке [Innovation and Science Australia (ISA) Board)] с предоставлением рекомендаций правительству страны.

Принят документ «Австралия 2030: процветание через инновации», определяющий основные направления инновационного и научно-технического прогресса Австралии с целью совершенствования экономики, повышения благосостояния и уровня жизни населения5.

Степень модернизации промышленности оценивается исходя из воспроизводства каждой отдельной отрасли, развития смежных отраслей и диверсификации экономики.

Слабым звеном в развитии и востребованности инновационных достижений считается координация науки и производства, что свойственно и России. Для преодоления этого недостатка создана система кооперации между исследовательскими центрами, которые находятся в ведении министерства промышленности, инноваций и науки.

Реализуется проект «Сеть взаимодействия предприятий» (Enterprise connect network), направленный на усиление связи, обмена идеями, опытом, технологиями между различными хозяйствующими субъектами.

Образование и наука считаются приоритетными составляющими инновационной экосистемы. Правительство Австралии опубликовало доклад о состоянии научно-исследовательской деятельности университетов, в котором отмечается, что уровень австралийских университетов выше мировых стандартов по 11 дисциплинам (математика, физика, химия, наука о земле, окружающей среде, биология, сельское хозяйство и ветеринария, инжиниринг, медицина, психология и когнитиви-стика)6.

По версии американского новостного журнала US News семь австралийских высших учебных

5 Australia 2030: Prosperity through Innovation Australia 2030. 2017;5. URL: http://www.innovation.gov.au (дата обращения: 30.11.2019).

6 International/Invest/Why-Australia/innovation-and-skills 2019. URL: http://www.austrade.gov.au (дата обращения: 23.12.2019).

заведений вошли в первую сотню лучших вузов в мире в 2019 г.7

В рейтинге Human development index Австралия заняла третье место в мире по качеству человеческого капитала в 2019 г.8

Почти половина австралийских фирм выражает стремление развивать инновационную деятельность9.

В Австралии разработаны инструменты поддержки инновационного бизнеса: выдаются невозвратные кредиты, делаются прямые инвестиции, предоставляются налоговые кредиты, гранты. Созданы фонды, работающие на основе долевого финансирования государства и частных инвесторов. Прибыль, полученная благодаря инвестициям, возвращается инвесторам в зависимости от величины их вклада в инновационный бизнес.

Налоговые льготы предоставляются совместно налоговым ведомством и Инновационным агентством Австралии (Taxation Office and Innovation Australia). Если компания имеет агрегированный оборот менее 20 млн долл., она получает эквивалент 150% налогового вычета, а при более 20 млн долл. вычет составляет 133% [1].

Венчурный бизнес на стартовой стадии полностью освобождается от налога на прибыль, если он осуществляется в форме венчурного партнерства с ограниченной ответственностью и венчурного ограниченного партнерства ранней стадии.

Развитие инновационной системы обеспечивается не только благодаря высочайшему уровню образования специалистов, но и организации профессиональной переподготовки работников по смежным профессиям для новых технологических отраслей экономики, в которых отмечается рост занятых в среднем на 2,5% ежегодно с 2011 по 2018 г., что превосходит рост на рынке рабочей силы в целом [2].

Правительство Австралии проявляет интерес к мнению населения о ходе и результатах инновационного процесса. На сайте Австралийского бюро статистики публикуются статистические данные (индикаторы прогресса) о влиянии инноваций на жизнь людей, экономику, окружающую среду. Информация имеет

7 US news best global universities rankings. URL: https://www. globaldialog.ru/countries/australia/higher_education/rejting-universitetov-avstralii/ (дата обращения: 23.12.2019).

8 Human development index (HDI) by country 2019. URL: http:// www.worldpopulationreview.com/countries/hdi-by-country/ (дата обращения: 25.11.2019).

9 Bench mark report 2019. URL: https://www.austrade.gov.

au/news/economic-analysis/global-benchmarking-shows-innovation-skills-power-australian-prosperity (дата обраще-

ния: 23.11.2019).

не только общий характер, но и касается положения отдельных социальных и возрастных групп населения. Руководство страны считает, что необходим систематический мониторинг эффекта применения технологий в здравоохранении, решении проблем окружающей среды, повышении производительности труда.

Заслуживают внимания научно-технические достижения Ирана, который в течение многих лет испытывает влияние санкционной политики стран Запада. В 2005 г. принят 20-летний план развития страны до 2025 г., поставивший Ирану цель занять первое место среди государств региона в экономическом и технологическом развитии.

Иран целенаправленно продвигается от сырьевой специализации к диверсификации экономики и формированию экономики знаний. В условиях неразвитости институциональных основ трансформации экономики в Иране придерживаются принципов экономического дирижизма — концепции экономической мысли, обосновывающей необходимость государственного регулирования экономики на основе пятилетних планов социально-экономического развития.

Формирование экономики знаний в Иране начато с совершенствования системы образования и научной деятельности. Комплексный план развития науки до 2025 г. ориентирован на повышение доли высокотехнологической продукции до 50% ВВП, охват 100% населения начальным и средним образованием, увеличение расходов на образование до 7%. Если в 2012 г. только один иранский вуз был представлен в международном рейтинге World University Rankings, то в 2018 г. их уже было 18.

Количество патентов, зарегистрированных иранцами, выросло почти в 13 раз (с 241 до 3155) в период 2000-2016 гг. За эти же годы произошел двадцатикратный рост научных публикаций ученых Ирана [3].

В 2011 г. Иран впервые был включен в Глобальный инновационный рейтинг (Global innovation index), в котором сначала занял 95-ю позицию из 125 стран, в 2017 г. поднялся на 75-e место, а в 2019 г. страна заняла 61-е месте этом в рейтинге. В значительной степени эти достижения объясняются фактором человеческого капитала и развитием научно-исследовательской сферы, которые способствуют становлению экономики знаний. Среди стран региона Иран находится на втором месте по уровню научно-технологического развития.

В Иране создаются инновационные компании, научно-технологические парки, центры развития, индустриальные города, особые экономические зоны, охватывающие практически все отрасли про-

мышленности и услуг. Развиваются нефтехимическая промышленность, авиакосмическая, нефтегазовая отрасли, электроэнергетика, ИКТ, медицина, автомобилестроение, биотехнологии, микротехнологии, ядерные технологии.

В области нанотехнологий иранские компании производят около 400 видов продукции, экспортируемой в 47 стран мира. В международном рейтинге по уровню развития нанотехнологий Иран поднялся с 35-го места, занимаемого в 2005 г., на 7-е место в 2018 г.10

Особое значение в Иране придается социальным аспектам инновационного прогресса. Создана современная инновационная фармацевтическая отрасль. Международная консалтинговая компания McKinsey & Company высоко оценивает научный и технологический потенциал Ирана и прогнозирует, что производство фармацевтических продуктов может вырасти в семь раз к 2035 г. и достичь 7 млрд долл. США, что равноценно росту отрасли более, чем на 9% ежегодно11.

Медицина является одним из приоритетных направлений государственной политики импортоза-мещения. Высокие ставки таможенных пошлин в 45% устанавливались на фармацевтику и медицинское оборудование только в случае, если отечественная продукция удовлетворяла спрос населения страны. Если внутренний рынок продолжал испытывать потребность в определенных лекарственных препаратах, пошлины на них снижались до 4% [4].

Правительство страны использует налоговую политику для поощрения научно-технологической активности. Снижается налоговая нагрузка, предоставляются налоговые каникулы, различные налоговые льготы для малого и среднего бизнеса. Налог на прибыль компаний в Иране составляет 25%, а новый бизнес частично или полностью освобождается от этого налога. Так, в промышленности и горной добыче компании освобождаются на 80% от налога на четыре года, а в сельском хозяйстве — на 100% на 20 лет. В свободных экономических зонах действует освобождение от налогов на всю экономическую деятельность в течение 20 лет [5].

10 Сайт Иранского информационного агентства. Iran 7-th in world nanotechnology ranking. URL: https:// www.en.mehrnews.com/news/105969/Iran-7th-in-world-nanotechnology-ranking (дата обращения: 10.01.2020).

11 Iran: the $1 trillion growth opportunity 2016. URL: http:// www.mahdi.hashemitabar.com/cms/images/Download/ mckinsey-global-institute-report-on-iran-economy-english. pdf (дата обращения: 10.01.2020).

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Россия продвигается в создании экономики знаний, научно-технологическом развитии с большим запозданием и медленными темпами. На политическом уровне многократно делаются заявления о необходимости перехода от сырьевой модели к диверсификации отраслевой структуры национальной экономики и инновационного прорыва, принимаются программы государственного развития, издаются нормативные документы, определяющие основные направления промышленного, научно-технологического и инновационного развития России, принята Стратегия инновационного развития России до 2020 г., разработанная на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики в условиях новых вызовов и угроз12.

В указе Президента РФ от 05.07.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» была поставлена задача увеличения доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП до 25,6% к 2018 г., т.е. в 1,3 раза по сравнению с показателем 2011 г. Некоторый рост этой продукции наметился после 2012 г., но в последующие годы процесс остановился, и по данным Росстата доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей составила 21,3% ВВП в 2018 г. Производительность труда, которую планировалось увеличить на 50% к 2018 г., относительно 2011 г. возросла только на 5,5%13.

Реализация намеченных планов усложнилась в условиях продолжающейся геополитической напряженности, усиления внешнеэкономических угроз. Тем не менее за период 2013-2019 гг. Россия смогла улучшить позиции в глобальном инновационном развитии.

Однако в последние годы инновационная деятельность замедлилась. Не преодолено отставание от развитых и некоторых развивающихся государств по эффективности использования ресурсов и степени влияния научно-технологических достижений на экономику и общество. В Глобальном инновационном индексе за 2019 г. Россия заняла

12 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011. № 2227-р. URL: https:// www.digital.gov.ru/common/upload/2227-pril.pdf.

13 Указ «О долгосрочной государственной экономической политике». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/15232.

46-е место, не улучшив свою позицию относительно уровня 2018 г.14

Важнейшим фактором инновационного развития является третичное образование. В исследовании Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС «Российское образование в контексте международных индикаторов» отмечается, что доля охвата третичным образованием составляет 63%, что выше, чем во многих странах — членах ОЭСР.

Согласно докладу Global Human Capital-2017, опубликованному Всемирным экономическим форумом, Россия занимает 4-е место в мире по объему (capacity) человеческого капитала, отражающему охват населения разными уровнями формального образования; 42-е место по реальному использованию навыков в трудовой деятельности (Know-how) и 89-е место по индикатору «доступность квалифицированных работников» [6].

Французская бизнес-школа INSEAD опубликовала глобальный индекс конкурентоспособности талантов, в котором оценила возможности стран и городов по привлечению ценных и талантливых работников. Россия заняла в этом индексе 49-е место, проиграв даже конкурентам из постсоветских государств15.

Эти данные свидетельствуют о том, что по формальным признакам российское образование соответствует международным стандартам. Но по существу система и уровень образования отстают от растущих требований инновационной экономики и замедляют формирование экономики знаний.

Одной из причин такого положения является недостаточное финансирование исходя не из абсолютных количественных показателей, а из доли, которую государство направляет на образование. Расходы в 0,6% ВВП в 2019 г. отражают степень участия государства в формировании интеллектуального потенциала. Эксперты Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС отметили, что в современных условиях бюджетные расходы на образование должны быть увеличены до 4,4-4,6% ВВП16.

Другим фактором инновационного прогресса является уровень развития НИОКР. В рейтинге

14 Global Innovation Index - 2019. URL: http://www. globalinnovationindex.org (дата обращения: 11.01.2020).

15 Таланты нащупали центры притяжения // Коммерсант 03 02.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3872991 (дата обращения: 12.01.2020).

16 Сайт Фонда поддержки образования. URL: https://www. fobr.ru/wp-content/uploads/2018/10/natsproekt-i-fp.pdf (дата обращения: 11.01.2020).

ЮНЕСКО Россия находится в десятке стран по инвестициям в эту сферу деятельности, которые составили 40,3 млрд долл. США по паритету покупательной способности в 2018 г. Однако соотношение общего объема инвестиций к ВВП продолжительное время остается практически неизменным и составляет 1,1%, что меньше среднемирового показателя в 1,7% [7].

Федеральные расходы на исследования и разработки увеличиваются неравномерно на протяжении нескольких лет. Их доля в ВВП уменьшается с 0,85% в 2018 г. до 0,71% в 2020-2021 гг. Более 40% ассигнований направляются на прикладные исследования в сферах национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Но эти расходы не относятся к производительным и не способствуют росту экономики.

В фундаментальную науку государство вложило 0,15% ВВП в 2018 г. и планирует выделить на нее 0,18% ВВП в 2021 г., что ниже уровня аналогичных расходов европейских стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение государственных и частных расходов на НИОКР остается в пользу государства (70-80%) в структуре финансирования. К тому же государственный механизм финансирования инновационной деятельности имеет ряд недостатков, связанных с непрозрачностью, сложностью доступа к получению грантов.

Вклад бизнеса в исследования и разработки продолжает оставаться незначительным (около 30%), что меньше показателей развитых стран и некоторых государств с развивающимися рынками [8].

Неразвитость механизма доведения НИОКР до коммерциализации, большие финансовые риски, когда экономический эффект от инновации проявляется только после ее внедрения, невысокий уровень конкурентных отношений не стимулируют расширение инновационной деятельности.

Одним из направлений инновационной экономики является развитие венчурного предпринимательства. Так, по данным совместного доклада Российской венчурной компании и PwC его объем в 2016 г. составил 165,2 млн долл. США, а в 2018 г. он увеличился до 433,7 млн долл. США. Лидером по количеству венчурных сделок и сумме привлеченных средств в течение нескольких лет остается сектор информационных технологий, на который в 2018 г. пришлось 94% от общей суммы всех сделок на рынке. Доля секторов биотехнологий и промышленных технологий составила 3,3 и 2,7% соответст-

венно. Сокращается объем венчурных инвестиций на ранней стадии бизнеса17.

При этом отмечается рост стоимости зарубежных венчурных сделок с участием российского капитала, который вырос в первом полугодии 2019 г. в два раза и составил 860,4 млн долл. США по сравнению с 418 млн долл. США годом раньше. В 99% случаев эти инвестиции направлены в /Г-проекты. Российские инвесторы вложили в иностранные компании в 3,5 раза больше капитала, чем в проекты на российском рынке в первом полугодии 2019 г. [9].

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОГРЕССА

Надежды на исправление сложившегося положения возлагаются на национальный проект «Наука», предложенный Минобрнауки в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Проект включает три федеральных проекта: «Развитие научной и научно-производственной кооперации», «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» и «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок»18.

Бюджет в размере 636 млрд руб. рассчитан до 2024 г. и распределяется на развитие инфраструктуры для проведения исследований и разработок (350 млрд руб.), научной и научно-производственной кооперации (215 млрд руб.) и кадрового потенциала (70,9 млрд руб.). В результате доля ученых в возрасте до 39 лет должна вырасти до 50,1% (на момент начала проекта было 43,3%). Не меньше 250 крупных компаний будут вовлечены в создание технологий, продуктов и услуг. Планируется подать не менее 1500 патентных заявок.

В области науки также поставлены амбициозные цели: обеспечить вхождение Российской Федерации в число пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития; обеспечить привлекательность рабо-

17 Сайт РБК. URL: https://www.rvc.ru/press-service/news/ investment/147432/ (дата доступа 11.01.2020).

18 URL: http://www.government.ru/projects/selection/ 740/35565.

ты в России для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей, а также опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.

Предложена и реализуется национальная технологическая инициатива как долгосрочная комплексная программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. В настоящее время происходит процесс становления разнообразных международных рынков инновационной продукции и услуг, которые, как предполагается, сложатся к 2035 г. У России есть время и возможности самостоятельного создания рынков новых товаров при условии реализации планов инновационного развития экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Австралия и Иран имеют во многом одинаковые с Россией исходные позиции и проблемы в построении новой экономики знаний. Опыт этих стран показывает, что успех инновационной политики не всегда определяется высоким уровнем расходов на исследования и разработки и ведет к успехам в экономике и бизнесе.

Интеллектуальные ресурсы формируются в процессе образования, связанном с наукой и востребованным реальным сектором экономики. Фундаментальное образование на основе современных образовательных и информационно коммуникационных технологий является основой инновационного развития.

Отдельные фрагментарные усилия важны, но недостаточны. Необходимо добиваться эффективности использования материальных и нематериальных ресурсов, достижения высокого уровня менеджмента, культуры сотрудничества внутри научного сообщества и между исследовательскими центрами и промышленностью, обеспечивая комплексный подход к решению возникающих проблем. Выпадение одного из условий становления инновационной системы нарушает ее функционирование. Более того, успешная деятельность не гарантирует долгосрочного превосходства в инновациях и необходим постоянный поиск новых способов совершенствования комплексного процесса инновационной деятельности.

68

В. Н. Миронова

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Пауль В. Венчурный бизнес в Австралии — выигрыш выше риска. Май 2019. URL: https://www. internationalwealth.info/offshore-investments-abroad/'venture-business-in-australia.

Paul V. Venture capital business in Australia-the gain is higher than the risk. May 2019 URL: https://www. internationalwealth.info/offshore-investments-abroad/'venture-business-in-australia. (In Russ.).

2. Raqmasundara Yo., Johonson A. Digital pulse Deloitte ACS Australia's digital pulse booming today, but how can we sustain digital workforce growth? 2019. URL: https://www.acs.org.au/content/dam/acs/acs-publications/Digital-Pulse-2019-FINAL-Web.pdf.

3. Малахов В., Юревич М., Аушка Д. Иран: позитивный опыт развития науки и технологий. // Мировая экономика и международные отношения -2018; — Т. 62.- № 11.— С. 116-124.— ISSN 0131-2227.

Malakhov V., Yurevich M., Pushka D. Iran: positive experience of science and technology development. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World economy and international relations. 2018;62(11):116-124. (In Russ.).

4. Kiarash Fartash, Shahid Beheshti. Iran's eKperience in developing high- tech medical innovation and the path ahead. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2019-chapter16.pdf.

5. Оверченко М. Иран позвал к себе российский бизнес // Ведомости 10.02.2016. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/02/10/628399-iran-rossiya.

Overchenko M. Iran summoned the Russian business. Vedomosti. 10.02.2016. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/02/10/628399-iran-rossiya. (In Russ.).

6. The global human capital report Preparing people for future work. URL: https://weforum.ent.box.com/s/dari4dktg 4jt2g9xo2o5pksjpatvawdb.

7. Белкин А. Как развиваются инновации в России // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/ articles/2019/10/09/813027-razvivayutsya-innovatsii.

Belkin A. how innovations develop in Russia. Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/ articles/2019/10/09/813027-razvivayutsya-innovatsii. (In Russ.).

8. Деменко О. Г. Маркина А. К. Проблемы финансирования инновационной деятельности в России на современном этапе. Государственный университет управления // Вестник университета. — 2019.— № 1.— С. 4650.— ISSN 1816-4277.

Demenco O. G., Markina A. K. The problems of financial support for the development of innovation activities in Russia at the modern stage. State University of management Bulleten Universiteta=Bulletin of the University. 2019;(1):46-50. (In Russ.).

9. Российские инвесторы увеличили вложения в зарубежные стартапы // Ведомости. 12.09.2019. URL: http://www.vedomost.ru.

Russian investors have increase input in foreign sturt ups. Vedomosti. 12.09/2019. URL: http://www.vedomost.ru. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Валентина Николаевна Миронова — кандидат экономических наук, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]

ABOUTTHE AUTHOR

Valentina N. Mironava — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of World Economy and Finance, Financial

University, Moscow, Russia

[email protected]

Статья поступила 20.11.2019; принята к публикации 20.02.2020. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received20.11.2019; accepted for publication 20.02.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.