Э01 10.22394/1726-1139-2019-10-37-48 <
X
Формирование инновационной экономики |
в Швеции: особенности и перспективы §
со х
Захарова Н. В.1, Лабудин А. В.2' * ^
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Российская Федерация ^ 2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рос- ^ сийской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, т Российская Федерация, *1аЬиСт59@таИ.ги
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются развитие и формирование инновационной экономики в Швеции. Рассмотрены особенности шведской экономики в целом, некоторые этапы ее становления и развития. Проанализированы основные достижения инновационной системы Швеции, а также причины значительных успехов Швеции в построении инновационной экономики. Определены сильные и слабые стороны инновационной системы этой страны.
Ключевые слова: Швеция, национальная инновационная система, инновационная экономика, инновационная политика государства, Исследования и Разработки
Для цитирования: Захарова Н. В., Лабудин А. В. Формирование инновационной экономики в Швеции: особенности и перспективы // Управленческое консультирование. 2019. № 10. С. 37-48.
The Formation of the Innovative Economy of Sweden: Peculiarities and Prospects
Natalya V. Zakharovaa, Alexander V. Labudinb, *
aPlekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation
bRussian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; *[email protected]
ABSTRACT
In the article the performance & the formation of the innovation economy of Sweden are considered. The main peculiarities of the Swedish economy and also some stages of it's performance and development are highlighted. The main achievements of the innovation system of Sweden and also the reasons for the success of the innovative economy in Sweden are analyzed. The strong & weak points of the innovation system of this country are determined.
Keywords: Sweden , national innovation system, innovative economy, innovative policy of the state, Research & Development (R&D)
For citing: Zakharova N. V., Labudin A. V. The Formation of the Innovative Economy of Sweden: Peculiarities and Prospects // Administrative consulting. 2019. N 10. P. 37-48.
Швеция является высокоразвитой скандинавской страной, лидером в Европе по очень многим параметрам. Это: производительность труда, квалификация рабочей силы, гибкость экономической политики страны, высокая конкурентоспособность страны в глобальной экономике. В XX в. Швеция развивалась неравномерно. Длительное время она была довольно отсталым государством с большим количеством социально-экономических проблем. 1960-е гг. XX в. стали временем подъема шведской экономики. Рост ВВП заметно ускорился. В целом в XX в. Швеция прошла путь от бедной аграрной страны с недемократическим парламентом до передовой постиндустриальной державы, ставшей одним из центров информационных технологий, современным правовым государством с устойчивой социально-политической системой.
2 С конца 1960-х гг. появился термин «шведская модель». «Шведская модель» ха-^ рактеризуется смешанным типом экономики (большие масштабы государственной о собственности), сочетанием рыночных отношений с государственным регулирова-о нием, централизованной системой переговоров о заключении коллективных догово-го ров между профсоюзами и предпринимательскими организациями. «Шведская мох дель» подразумевает также идеи выравнивания доходов, обеспечения равных воз-н- можностей и высокий уровень гражданской ответственности. Чаще всего экономисты < определяют шведскую модель как сочетание полной занятости (уровень официально ной безработицы — ниже 2% самодеятельного населения) и стабильности цен. Эта модель была представлена в начале 1950-х гг. и в определенной степени была использована социал-демократическими правительствами.
Кроме так называемой «шведской модели», среди причин, имевших большое значение для ускорения экономического развития Швеции, также можно отметить чрезвычайно низкий уровень коррупции в этом государстве и высокий уровень доверия к государственным институтам.
Вместе с тем важнейшим фактором экономического развития Швеции, определяющим в значительной степени ее высокую глобальную конкурентоспособность, является весьма развитая инновационная экономика и национальная инновационная система [2]. Прежде всего, нужно отметить серьезные вложения Швеции в НИОКР. Осознавая важность этих вложений для экономического развития страны, большая часть развитых государств наращивали затраты на науку и исследования, однако Швеция — особенно активно. Об этом свидетельствуют имеющиеся данные.
На рис. 1 мы можем видеть, что расходы на НИОКР в мире в последние годы стремительно нарастали. Если в 2005 г. доля НИОКР к ВВП составляла всего лишь 1,97%, то уже к 2015 г. значение достигло 2,23%. Такая тенденция говорит о стремлении всех развитых стран к формированию инновационной экономики.
Важно также отметить, что бесспорными лидерами в этих вложениях являются Израиль (расходы на НИОКР к ВВП составили 4,3% в 2017 г.), Южная Корея (4,2% в 2017 г.), Япония (3,3% в 2017 г.) и Швеция (3,3% в 2017 г.)1.
Одним из важнейших индикаторов, оценивающих инновационную деятельность, является «Глобальный индекс инноваций» (рейтинг публикуется ежегодно), который характеризует соотношение затрат на инновации и соответствующий эффект по отдельным странам (табл. 1).
Как можно заметить, Швеция в этом рейтинге занимает 3-е место, опережая США и другие страны.
Все больше ученых уверены, что в современной системе мировой экономики активно формируется новая парадигма развития, которая базируется на реализации инноваций [3]. Мировой опыт показывает, что страны, успешно формирующие инновационную экономику и национальную инновационную систему, получают принципиальные конкурентные преимущества на мировой арене, что является одним из важнейших аспектов для любого государства в век высоких технологий [4].
Шведское государство смогло реализовать столь эффективную инновационную экономику по многим внутренним и внешним причинам. Что касается последних, то особое место тут занимает вступление этой страны в 1995 г. в Европейский союз [1]. Северное государство пользовалось различными видами региональных дотаций от ЕС для развития регионов. Благодаря реализации всех намеченных целей по развитию регионов, глобализации, либерализации международной торговли и технологического прогресса экономическая модель Швеции пережила огромные изменения за последние 20 лет. Эти изменения имели своей целью,
1 Knoema: Расходы на НИОКР, в % к ВВП [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/ atlas/topics/ (дата обращения: 05.05.2019).
<
V X 2
0
1
О
V CD
—
О <
со
Рис. 1. Расходы на НИОКР в мире, в % к ВВП за 2003-2015 гг. Fig. 1. World R & D spending,% of GDP for 2003-2015
Источник: составлено автором на основе данных The World Bank, Research and development expenditure (% of GDP) [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/source/ world-development-indicators (дата обращения: 05.08.2018).
Таблица 1
Рейтинг стран в Глобальном инновационном индексе-2018
Table 1. Ranking of countries in the Global Innovation Index 2018
Место в рейтинге Страна
1 Швейцария
2 Нидерланды
3 Швеция
4 Великобритания
5 Сингапур
6 США
7 Финляндия
Источник: составлено автором на основе данных «The Global Innovation Index 2018» [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalinnovationindex.org/ (дата обращения: 02.05.2019).
во-первых, ускорить инновационное развитие в Швеции, во-вторых, укрепить позиции Швеции в современной высококонкурентной глобальной экономике.
Так, в 2004 г. правительство разрабатывает стратегию «Инновационная Швеция», включающую в себя целый комплекс мероприятий, стимулирующих поступательное развитие инновационной экономики. Эта стратегия предопределила последующие успехи в инновационном развитии страны. Важно отметить, что большая часть поставленных целей была достигнута. Благодаря стратегии «Инновационная Швеция»
2,15
2,03
2,05
1,98 1,97 1,98 1>96
2,01
2,04
2,09
2,02
2,06
2,23
п
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
g государство смогло увеличить инвестирование в НИОКР. Однако стоит отметить, 2 что недостаточно высокая коммерциализация научных разработок в течение ряда о лет отрицательно сказалась на тенденции экспорта высокотехнологичных товаров. о Весьма значимым в успешном развитии инновационной экономики в Швеции было ст) создание эффективной национальной инновационной системы (НИС). Важными сох ставными частями в шведской НИС стали: Министерство образования и науки и Мин- нистерство предпринимательства и инноваций. К 2001 г. под их эгидой были образо-< ваны два крупных агентства: Шведское правительственное агентство по инновационно ным системам (VINNOVA)1 и Шведский исследовательский совет, в задачи которых входила реализация основных направлений национальной инновационной политики.
Шведский исследовательский совет сосредоточен на поддержке и развитии фундаментальных научных исследований. VINNOVA сконцентрирована на укреплении сотрудничества между всеми факторами инновационной системы, поддержке исследовательских инициатив с последующим наблюдением и контролем над их реализацией, а также стимулировании международного сотрудничества. Кроме двух агентств существуют и другие специализированные советы, которые также оказывают поддержку и финансирование НИОКР. Другими важными составными частями шведской НИС также являются полугосударственные и частные исследовательские фонды, самостоятельно формирующие бюджеты. Примерами являются Фонд знаний (KKS), Шведский фонд стратегических исследований (SSF), Фонд стратегических исследований в области окружающей среды (MISTRA), Шведский фонд исследований в области здравоохранения и лечения аллергии (Vardal), Фонд Кнута и Алисы Валленберг, шведское общество по борьбе с раком и другие.
Отличительной особенностью модели шведского инновационного развития представляется сравнительно небольшое число научно-исследовательских институтов, которые впоследствии образовали холдинг «RISE group», целью которого является повышение эффективности использования кадровых, финансовых, материальных ресурсов. Однако в Швеции была нехватка учреждений, занимающихся прикладными НИОКР, поэтому эту роль взяли на себя университеты, которые получили финансовую поддержку от государства. В 1979 г. Парламент принял решение, что университет Швеции взял на себя три миссии: образование, фундаментальные исследования, взаимодействие с бизнесом.
Правительство Швеции не сделало сильный акцент на такие меры воздействия на инновационную экономику, как налоговые льготы и кредиты для бизнеса, осуществляющего НИОКР. Гораздо в большей степени государство стимулировало венчурное финансирование, государственные гарантии, грантовую поддержку на конкурсной основе в рамках национальных программ, оказание консультационных услуг, содействие в переподготовке кадров и многое другое. Данная политика благоприятно повлияла на развитие МСБ в инновационном секторе, стимулируя предпринимателей к развитию своих «новых идей».
Кроме того, в последние годы шведское правительство внесло существенные изменения в закон о государственных закупках с целью применения его как драйвера для внедрений инноваций в такие важные сектора, как инфраструктура, здравоохранение, социальное обеспечение и окружающая среда. Немаловажная роль отводится поддержке малого и среднего бизнеса в плане их участия в сфере исследований, разработок и осуществления международной деятельности — примерами таких программ являются «Исследуй и расти» и «VINN NU». Также созданы и функционируют различные организации, поддерживающие инфраструктуры: • инвестиционные компании;
1 VINNOVA [Электронный ресурс]. URL: https://www.vinnova.se/en/ (дата обращения: 05.05.2019).
• «ALMI инвест», Фонд промышленного развития, «Investment AB Latour» и др.; g
• центры по трансферу и технологий; ^
• «SNITTS», «KTH Innovation» и другие; о
• агентства по привлечению инвестиций («Бизнес Швеция» и другие); о
• сетевые организации, которые объединяют факторы «тройной спирали» (Предпри- m нимательский форум в Швеции и др.). х Государственная организация «Статистическое управление Швеции» обстоятельно н
анализирует долю компаний, которые проявляют инновационную активность (рис. 2). «с Хотя рисунок не показывает значительного увеличения доли инновационных m компаний в общем количестве компаний, все же следует признать, что их количество очень высоко и превышает средний показатель по ЕС за соответствующий период. Также по этим данным видно, что большая часть инновационных компаний являются крупными (250 и более сотрудников). Это объясняется наличием большого объема транснациональных корпораций, таких как IKEA, VOLVO, ABB, Skype, H&M, Ericsson, Electrolux и др.
Перспективы развития инновационной экономики Швеции в значительной степени связаны с реализацией различных рамочных программ, как совместных с ЕС, так и внутренних. Так, в 2012 г. правительство Швеции принимает новую долгосрочную стратегию «Дорога к инновационному климату мирового уровня 2020», которая продолжает идею общеевропейского плана роста «Европа 2020». Стратегия ориентируется на повышение уровня жизни населения и обеспечение устойчивого развития. Уже к 2013 г. появляется дополнение к стратегии «Дорога к инновационному климату мирового уровня 2020» — «Горизонты 2020 — рамочная программа исследований и инноваций», представленная специалистами VINNOVA. В «Горизонты 2020» планируется интегрировать такие инструменты, как: Рамочная программа научно-технологического развития ЕС; Рамочная программа конкурентоспособности и инноваций; европейский институт инноваций.
Развитие инновационной экономики Швеции можно по праву назвать весьма динамичным, особенно по сравнению с другими странами ЕС. Продуманный подход к формированию экономики знаний, грамотная региональная политика и хорошая научно-исследовательская база, поддерживающая инновационную деятельность в стране, огромное количество ТНК позволили северному государству достичь высокой конкурентоспособности на мировой арене. Конечно же, участие в ЕС укрепляет инновационную политику государства посредством формирования рамочных программ, таких как «Европа 2020», «Горизонты 2020».
Отметим главные особенности инновационной экономики в Швеции:
• чрезвычайно высокий уровень коммерциализации разработок;
• очень высокие затраты на НИОКР как со стороны государства, так и частного сектора;
• сильный уровень поддержки МСБ в сфере инноваций со стороны как частного, так и государственного секторов, что влияет на формирование благоприятного инвестиционного климата;
• невысокий уровень использования налоговых инструментов регулирования инновационной экономики и сильный акцент на венчурное финансирование;
• важнейшая роль сектора информации в экономике страны;
• создание особой структуры — «RISE group» — объединения исследовательских университетов, которые отвечают за продвижение научных исследований и разработок;
• высокое количество предприятий, выпускающих инновационные продукты и услуги (выше, чем в среднем по ЕС);
• чрезвычайно значительные затраты на образование всех уровней в Швеции, как со стороны государства, так и частного сектора.
<
V X 2
0
1
О
V CD
—
О <
со
Рис. 2. Доля инновационных компаний в Швеции за 2012-2016 гг. Fig. 2. Share of innovative companies in Sweden in 2012-2016
Источник: Составлено автором по данным «Статистического управления Швеции» [Электронный ресурс]. URL: http://www.scb.se/en/finding-statistics/statistics-by-subject-area/education-and-research/research/community-innovation-survey/pong/tables-and-graphs/enterprises-with-innovation-activities-and-type-of-innovation/ (дата обращения: 29.07.2018).
Посредством продуманной инновационной политики, правильно выстроенной национальной инновационной системы Швеция заняла достойное место по уровню развития инновационной экономики в Европейском союзе. Существует множество индикаторов инноваций, задачами которых является исследование уровня внедрения инноваций в различные отрасли, выявление потенциала развития страны или компании в области инноваций, формирование будущих стратегий на основе приведенных статистических данных и многое другое.
Система оценки инновационной деятельности для стран Европейского союза была разработана Комиссией европейских сообществ (КЕС), а именно директоратом КЕС по предпринимательству. Разработанная система не только анализирует уровень инновационной экономики, но и приводит сравнительный анализ ЕС с такими странами, как США и Япония1. Уже с 2000 г. издается «Европейское инновационное табло» («European Innovation Scoreboard») и впоследствии публикуется на ежегодной основе. Индикаторы, образующие базу статистического исследования КЕС, постоянно пересматриваются и дополняются. В первом издании в систему показателей входили 20 индикаторов, разделенных на четыре группы:
• человеческие ресурсы (5 индикаторов);
• генерация новых знаний (4 индикатора);
• трансфер и использование знаний (4 индикатора);
1 Global Innovation Index 2017 Report [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalinnova-tionindex.org/ (дата обращения: 20.04.2019).
• финансирование инноваций, результатов инновационной деятельности (7 инди- g
каторов)1. ^
Изменения вносились впервые в 2005 г. исследовательским центром ОИЦ (Joint о Research Centre) — категорий стало пять, а всего индикаторов 26. Но уже к 2017 г. о количество индикаторов достигло отметки 28, а группировок стало вновь четыре. m Рассмотрим более подробно индикаторы, которые использует КЕС для оценки х инновационной деятельности (по данным European commission): н-
Базовые условия
1.1 Человеческий капитал m
1.1.1 Выпускники — доктора наук на 1000 человек в возрасте 25-34.
1.1.2 Доля населения в возрасте 25-34: люди, получившие высшее образование.
1.1.3 Доля населения в возрасте 25-64 лет: люди, занятые образованием на протяжении жизни.
1.2 Привлекательность исследовательских систем
1.2.1 Международные научные публикации на 1 млн населения.
1.2.2 Доля иностранных студентов с докторской степенью.
1.3 Благоприятная инновационная атмосфера
1.3.1 Проникновение широкополосного интернета.
1.3.2 Возможности развития предпринимательства.
Инвестиции
2.1 Финансы и поддержка
2.1.1 Затраты на R&D (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в государственном секторе.
2.1.2 Венчурное инвестирование.
2.2 Инвестиции компаний
2.2.1 Затраты на R&D в бизнес-секторе.
2.2.2 Затраты на инновации вне сферы НИОКР.
2.2.3 Предприятия, предоставляющие обучение в сфере ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Инновационная деятельность
3.1 Инноваторы
3.1.1 МСП (малые и средние предприятия), реализующие продуктовые или процессные инновации (% от МСП).
3.1.2 МСП, реализующие маркетинговые или организационные инновации (% от МСП).
3.1.3 МСП, реализующие инновационную деятельность на внутреннем рынке (% от МСП).
3.2 Взаимодействие
3.2.1 Инновационные МСП, кооперирующиеся с другими МСП (% от общего числа МСП).
3.2.2 Публикации на 1 млн населения.
3.2.3 Затраты на софинансирование в R&D.
3.3 Интеллектуальная собственность
3.3.1 Заявки на патенты через PCT (международная патентная система) на 1 млн населения.
3.3.2 Новые торговые марки на 1 млн населения.
Влияние
4.1 Влияние на занятость
4.1.1 Занятость в наукоемких отраслях (доля от всех занятых).
1 European commission [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/growth/industry/ innovation/facts-figures/scoreboards_en (дата обращения: 20.04.2019).
g 4.1.2 Занятость на быстроразвивающихся предприятиях (% от всех занятых). ^ 4.2 Экономический эффект
о 4.2.1 Экспорт продукции средне- и высокотехнологичного производства (% от о всего экспорта).
m 4.2.2 Экспорт высокотехнологичных услуг (% от всего экспорта). х 4.2.3 Объем продаж товаров/услуг новых для рынка и новых для предприятий н- (% от оборота).
< Комиссия европейских сообществ на основе данных индикаторов сформировала m Итоговый инновационный индекс SII (Summary Innovation Index), который осуществляет краткую оценку инновационной деятельности страны. SII рассчитывается на базе доступных индикаторов, их число варьирует от 12 до 28, в зависимости от страны. В идеале, данный индекс требует показатели всех 28 индикаторов, однако часть их недоступна в некоторых странах. Отметим, что SII основывается на относительных величинах, а не абсолютных показателях, следовательно, если значение SII одной страны больше в 2 или даже 3 раза, то это не означает, что абсолютные показатели инновационной деятельности будут разниться во столько же раз.
На основе SII страны подразделяются на четыре категории: инновационные лидеры, инновационные последователи, умеренные инноваторы, догоняющие страны. В табл. 2 видно, в какую группу входит та или иная страна — участница ЕС.
Таблица свидетельствует, что Швеция уверенно лидирует по большинству показателей, значимых для подсчета инновационности страны.
В совокупности рассмотренные индикаторы создают базовые условия, которые оказывают влияние на инновационный потенциал страны.
Большая часть населения Швеции реализует себя в наукоемких отраслях, и к 2018 г. по сравнению с 2009 г. прирост был значителен.
Большим успехам в сфере инновационной экономики Швеция обязана целенаправленным управленческим действиям, которые поддерживали, формировали тесную интеграцию между наукой, высоким уровнем обучения кадров и будущих специалистов в учебных заведениях и готовность правительства и частных представителей инвестировать и внедрять инновации. Кроме того, немаловажно отметить, что главным отличием НИС Швеции от других стран является невысокий уровень налоговых льгот и кредитов для МСП, осуществляющих инновационную деятельность, данные инструменты заменяются венчурным инвестированием, государственной поддержкой, политикой грантов на конкурсной основе и т. д.
Европейский союз заинтересован в развитии каждой страны-участницы, так как только в таких условиях ЕС сможет достичь стабильного и динамичного развития. Главным инструментом в стимулировании роста и развития экономик являются рамочные программы по достижению различных целей. Специфика таких программ заключается в определенных сроках, поставленных целях и задачах, формировании необходимых инициатив и постоянного контроля со стороны ЕС. Таким образом, ЕС вывел в свет такие программы, как: «Европа 2020», которая нацелена на инновационное внедрение в различные отрасли жизнедеятельности; «Здоровье 2020» — в ней представлен социально-экономический императив для действий, четко демонстрирующий, что здоровье и благополучие — это неотъемлемые условия успешного экономического и социального развития1; «Горизонты 2020», которые дополняют стратегию «Е2020» формируя совершенно новую систему инвестирования в инновационный сектор.
В первую очередь для оценки роли ЕС в инновационном развитии стран-участниц необходимо рассмотреть несколько рамочных программ, в полной мере влияющих
1 ВОЗ «Здоровье 2020» [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/
pdf_file/0017/215432/Health2020-Long-Rus.pdf?ua=1 (дата обращения: 05.05.2019).
Таблица 2 <
X
S
О
Группы Лидеры роста Средний темп роста Малый темп роста
Инновационные лидеры Швеция, Дания Финляндия, Нидерланды Германия, Великобритания
Инновационные последователи Бельгия, Люксембург, Австрия Ирландия, Франция Словения
Умеренные инно-ваторы Чехия, Португалия, Литва Эстония, Испания Мальта, Италия, Кипр
Догоняющие страны Греция, Венгрия, Словакия Латвия, Польша, Хорватия Болгария, Румыния
Группы стран ЕС по индексу Sii в 2017 г.
Table 3. EU groups on the SII index in 2017
Источник: Составлено автором по данным European commission: European Innovation Scoreboard 2017 [Электронный pecypc].URL: http://ec.europa.eu/DocsRoom/documents/24829 (дата обращения: 02.05.2019).
на экономику знаний. Так, рамочная программа «Европа 2020», имеющая большое значение как для инновационного развития Швеции, так и для развития других стран ЕС, должна позволить участницам ЕС достичь устойчивой инновационной экономики, которая обеспечит динамичное развитие всех членов. В программе были определены три главных приоритета:
• «Smart growth»: формирование экономики, которая базируется на знаниях и инновациях;
• «Устойчивый рост»: формирование ресурсоемкой, экологичной и конкурентоспособной экономики;
• «Всеобъемлющий рост»: создание экономики с высокой занятостью и сплоченностью. В рамках данной стратегии страны ЕС должны достичь нескольких целей, из них
важнейшие:
1. 75% населения в возрасте 20-64 лет должны иметь работу.
2. Расходы на НИОКР Европейского союза должны составлять 3% от ВВП.
3. К «20/20/20» поставленные задачи в вопросах энергии и климата должны быть достигнуты (сокращение выбросов должно уменьшиться на 30%).
4. Доля не получивших образование должна снизиться до 10%, и как минимум 40% представителей молодого поколения должны закончить высшее учебное заведение.
5. Численность людей, подвергающихся риску бедности, должна уменьшиться на 20 млн чел.
Достижение поставленных целей должно позволить странам ЕС обеспечить устойчивое развитие и формирование новой экономики знаний.
При рассмотрении стратегии «Европа 2020» важно отметить вдумчивый подход, который затрагивает важнейшие факторы формирования экономики знаний и борется с мировыми угрозами.
В первую очередь программа предопределяет формирование высокого уровня образования, который позволит создать не просто рабочую силу, а человеческий капитал, который сможет реализовывать свою деятельность в сфере НИОКР, а уже благодаря инвестициям со стороны ЕС будет происходить коммерциализация разработок, которые, в свою очередь, помогут сформировать совершенно новые продукты и услуги с высокой добавленной стоимостью. Для оценки влияния рамочной стратегии «Европа 2020» на развитие инновационной экономики Швеции интерес-
g но рассмотреть промежуточные показатели, характеризующие поставленные цели I (рис. 3).
о На рисунке можно увидеть, насколько успешно северное государство смогло о достичь намеченных целей в рамочной стратегии «Европа 2020». Одной из иници-m атив в «Европа 2020» является борьба с бедностью и безработицей. На данный х момент показатель безработицы в стране снизился до 6,3%1, что, несомненно, н- говорит о положительной тенденции. Высокий интерес к работе в Швеции харак-< теризуется достойным уровнем заработной платы. Наиболее высокооплачиваемые m вакансии в этой стране2: математик — заработная плата 71,961 тыс. долл.; бренд-менеджер — заработная плата 74,452 тыс. долл.; креативный директор — заработная плата 117,01 тыс. долл.
Высокий уровень образованности шведского населения является следствием развития экономики знаний ввиду формирования интереса к обучению, исследованиям, раскрытию креативного потенциала и разработкам. Более половины населения (51,3% населения в возрасте 30-34 лет) получили высшее образование в возрасте 30-34, тогда как лишь 7,1% населения не закончили высшие учебные заведения. Такая тенденция в первую очередь связана с качеством образования страны: Шведское правительство старается создавать наиболее благоприятную атмосферу, при которой каждый студент сможет не только изучать то, что действительно его интересует, но и проводить исследование и разработки, впоследствии осуществляя их коммерциализацию.
Отсутствие серьезных месторождений нефти и газа привели Швецию к осознанию, насколько важно формировать ресурсоэффективную экономику. Перед странами-участниками в стратегии «Европа 2020» стоит задача по максимизации использования возобновляемых источников энергии и уменьшению выбросов парникового газа. В рейтинге CCPI-20183 Швеция заняла 4-е место благодаря снижению выбросов парниковых газов.
Таким образом, можно заключить, что рамочная стратегия «Европа 2020», безусловно, будет способствовать развитию инновационной экономики в Швеции, а также, возможно, позволит этой стране решить некоторые экономические проблемы и общие вопросы устойчивого развития.
В целом можно отметить, что шведский опыт создания инновационной модели развития в условиях эффективной национальной инновационной системы является уникальным. Ведущую роль в объяснении причин таких успехов принадлежит так называемой шведской экономической модели, о которой уже говорилось выше. В условиях чрезвычайно эгалитарного общества, которое удалось создать в Швеции, стало возможным сконцентрировать усилия на наиболее приоритетных направлениях развития высоких технологий, и выделения как государством, так и частным сектором, крупных сумм на эти цели.
Нужно учитывать также почти полное отсутствие коррупции и довольно низкий уровень развития теневой экономики, а также большое уважение к государству (что отличает шведское население). При этом большая часть поступлений от налогов направлялась на развитие высоких технологий, на образование населения, создание новой экономики в целом. Также можно отметить весьма эффективно работающую национальную инновационную систему, которая функционирует в условиях тесной координации всех ее элементов.
1 Trading Economics. Unemployment rate [Электронный ресурс]. URL: https://tradingeconomics. com/sweden/unemployment-rate (дата обращения: 05.05.2019).
2 Career addict [Электронный ресурс]. URL: https://www.careeraddict.com/top-10-highest-paid-jobs-in-sweden (дата обращения: 05.05.2019).
3 German watch. The Climate Change Performance Index [Электронный ресурс]. URL: https:// germanwatch.org/en/download/20503.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
Доля занятых в возрасте 20-64, % от населения в возрасте 20-64
Конечное потребление энергии, млн т
нефтяного эквивалента (TOE)
Первичное потребление энергии, млн т
нефтяного эквивалента (TOE)
Доля возобновляемой
энергии в валовом конечном потреблении энергии,%
Расходы на НИОКР, % к ВВП
Ранние выпускники образования и обучения, , % населения в возрасте 18-24 лет
Получившие высшее образование,
% населения в возрасте 30-34 лет
Выбросы парниковых газов в транспортном и природном секторах, млн т эквивалента СО,
о <
-SWE 2016 Цель
Рис. 3. Швеция: положение на сегодняшний день и цели по стратегии «Европа 2020» Fig. 3. Sweden: current situation and Europe 2020 goals
Источник: [Электронный ресурс]. https://tradingeconomics.com/sweden/unemployment-rate (дата обращения: 05.05.2019).
Что касается перспектив развития инновационной экономики в Швеции, то они в целом представляются достаточно благоприятными. Швеция поступательно и вдумчиво идет по пути инновационного развития. Об этом говорит как увеличение затрат на НИОКР, так и реализация целенаправленной политики во всех структурах шведской НИС. Безусловно, многое зависит и от внешних обстоятельств, от того, как эта страна будет приспосабливаться к условиям нарастания глобальной конкуренции. Однако все последние данные, касающиеся места Швеции в рейтингах глобальной конкурентоспособности, не дают оснований для серьезных тревог.
Насколько опыт шведской национальной инновационной системы и формирования инновационной экономики в целом может быть интересен для заимствования в условиях других стран, в частности, в России? Какие-то элементы можно ввести и в условиях РФ, и они будут успешно работать. Однако не следует забывать о том, что при разработке любых новых шагов по развитию российской национальной инновационной системы они могут давать отдачу лишь при учете национального контекста, экономического, социального, культурного, а также в условиях менталь-ности российского населения, которое, безусловно, сильно отличается от шведского.
<
CD
—
О <
CO
Об авторах:
Захарова Наталья Васильевна, профессор кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Москва, Российская Федерация), доктор экономических наук; [email protected] Лабудин Александр Васильевич, профессор кафедры менеджмента Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), доктор экономических наук, профессор; [email protected]
References
1. Volkov A. M. Economy of Sweden. Moscow : MGIMO, 2019. (In rus)
2. Zakharova N. V. Formation of innovative economy in the European Union: Implementation of national, supranational and regional strategies: monograph. Moscow : Russian State Trade and Economic University, 2009. (In rus)
3. Zakharova N. V., Labudin A. V. Peculiarities of formation of innovative economy in some Asian countries: possibilities of drawing experience in conditions of the Russian Federation // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2018. N 11. P. 59-70. (In rus)
4. Zakharova N. V., Labudin A. V. Some features of the formation of an innovative economy in the EU countries and in the USA: opportunities to borrow experience in the conditions of the Russian Federation // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2018. N 12. P. 59-71. (In rus)
About the authors:
Natalya V. Zakharova, Professor of the Chair of World Economy of Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russian Federation), Doctor of Science (Economics); [email protected]
Alexander V. Labudin, Professor of the Chair of Management of the North-West Institute of Management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), Doctor of Science (Economics), Professor; [email protected]
Литература
1. ВолковА. М. Экономика Швеции. М. : МГИМО, 2019.
2. Захарова Н. В. Формирование инновационной экономики в странах Европейского союза: Реализация национальных, наднациональных и региональных стратегий : монография. М. : Российский государственный торгово-экономический университет, 2009.
3. Захарова Н. В., Лабудин А. В. Особенности формирования инновационной экономики в некоторых азиатских странах: возможности заимствования опыта в условиях Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 11. С. 59-70.
4. Захарова Н. В., Лабудин А. В. Некоторые особенности формирования инновационной экономики в странах ЕС и в США: возможности заимствования опыта в условиях Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 59-71.