Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства'

Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
956
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / PPP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковкин Дмитрий Евгеньевич

В статье исследуются современные проблемы управления инновационным развитием экономики России с помощью механизма государственночастного партнерства (ГЧП) на федеральном и региональном уровнях, представлена авторская трактовка понятия «государственно-частное партнерство», выделены основные признаки ГЧП. Обоснована необходимость первостепенной реализации инфраструктурных проектов в рамках ГЧП в контексте модернизации и интенсификации инновационных преобразований экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морковкин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of economy based on the use of public-private partnerships

This article examines contemporary problems of management of innovative development of the Russian economy through the mechanism of public-private partnerships (PPP) at the Federal and regional levels, presents the author’s interpretation of the concept of “public-private partnership”, the main features of the PPP. The necessity of priority infrastructure projects under PPP in the context of modernization and intensification of innovative transformation of the economy.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства»

Д.Е. Морковкин

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье исследуются современные проблемы управления инновационным развитием экономики России с помощью механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) на федеральном и региональном уровнях, представлена авторская трактовка понятия «государственно-частное партнерство», выделены основные признаки ГЧП. Обоснована необходимость первостепенной реализации инфраструктурных проектов в рамках ГЧП в контексте модернизации и интенсификации инновационных преобразований экономики.

Ключевые слова: экономика, государственно-частное партнерство (ГЧП), инновации, инновационное развитие, промышленная политика, модернизация.

Важным инструментом в системе инновационных механизмов развития экономики как на федеральном, так и на региональном уровне выступает государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Это связано с тем, что в настоящее время Россия пытается осуществить инновационный подъем, поэтому инновационной деятельностью вынуждены заниматься все субъекты хозяйствования, предприятия государственного уровня управления и вновь создаваемые организации малого и среднего бизнеса.

На расширение масштабов и форм взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере влияет ряд факторов:

1) ГЧП является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющих развивать экономические отношения бизнеса и государства;

2) ГЧП предоставляет возможность вовлекать ресурсы частного сектора в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства и местных органов власти,

© Морковкин Д.Е., 2015

а также использовать частную предпринимательскую инициативу для эффективности расходования бюджетных средств;

3) объединение усилий и ресурсов бизнеса и государства в рамках конкретных ГЧП-проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества.

Бизнес, по сравнению с государственными институтами, обладает большей мобильностью, оперативностью принятия управленческих решений и способностью к генерации инноваций. Правительство, в свою очередь, может обеспечить более успешную реализацию ГЧП-проектов путем создания более стабильной нормативно-правовой базы, государственных гарантий, стимулирующего инновационное развитие налогообложения и других видов поддержки1.

С учетом перечисленных факторов можно в целом спрогнозировать рост масштабов, развитие и диверсификацию форм ГЧП. Бизнес заинтересован в максимизации прибыли от реализации проектов, так как, обладая экономической свободой в проектах, предоставляемой государством, корпоративный сектор стремится к увеличению производительности труда и реализации инноваций. Заинтересованность государства состоит в том, что федеральный и региональный бюджеты получают дополнительный источник доходов за счет поступлений от арендных и концессионных платежей, а также в перераспределении части расходов по содержанию и инвестированию имущества на частный сектор.

В России система государственно-частного партнерства сформирована недостаточно и находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. В настоящее время наблюдаются большие диспропорции в инновационной активности крупного, среднего и малого бизнеса, которые объясняются тем, что крупные предприятия, преимущественно находящиеся в государственной собственности, воспринимаются как малоэффективные монополисты, с которыми малый и средний бизнес вынужден конкурировать, вопреки зарубежной практике взаимодействия и сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса. Неравность созданных условий обусловлена тем, что крупный бизнес в России имеет более высокий научно-технический потенциал, собственную исследовательскую базу и более широкие возможности привлечения высококвалифицированных специалистов. Так, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в 2012 г., в общем числе организаций составил лишь 1,8 %2.

Основными задачами ГЧП выступают3:

- создание условий для эффективного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения;

- повышение степени эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности;

- развитие инновационной экономики;

- нацеленность на техническое и технологическое совершенствование всех сторон и форм производства, инфраструктурных объектов, процессов реализации товаров и оказания услуг населению;

- улучшение системы управления материальными и финансовыми ресурсами;

- обеспечение роста занятости населения и др.

Мировая практика свидетельствует, что без ГЧП в научно-технической инновационной сфере стабильное развитие и функционирование современной национальной инновационной системы практически невозможно4. Необходимость развития ГЧП указывается во многих документах, определяющих направления государственной политики в научно-технической и инновационной сферах.

В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. среди комплекса мероприятий, необходимых для ее реализации, названо развитие механизмов ГЧП. В частности, Стратегией предусмотрено, что формирование общих условий для развития ГЧП в научно-технической и инновационной сферах должно осуществляться путем создания механизмов участия предпринимательского сектора в формировании прогнозов технологического развития РФ, государственных нужд на научно-техническую продукцию, в определении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и отборе перечня критических технологий федерального уровня.

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается использование важного инструмента объединения усилий бизнеса, науки и государства по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики в рамках ГЧП-технологических платформ. Технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на совершенствование нормативной правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития5.

Однако технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития предусмотрены следующие меры6:

- формирование на федеральном и региональном уровнях механизмов содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции;

- стимулирование инновационной активности населения, организаций, комплексов различных специализированных отраслей народного хозяйства;

- формирование целостной и работоспособной национальной инновационной системы, обеспечивающей поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла (рис. 1);

- обеспечение формирования корпуса компетентных руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Российской Федерации;

- увеличение поддержки продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнес-структур;

- обеспечение опережающего роста расходов на обновление научной и приборной базы, усиление роли институтов развития в финансировании исследований и разработок и пролонгация увеличения программной составляющей в бюджетных расходах на НИОКР гражданского назначения;

- государственная поддержка инновационного развития экономики регионов, инновационных центров, в том числе «Сколково», Новосибирск, Дубна, Обнинск и др.

Современные условия нестабильности макроэкономической среды функционирования национальной социально-экономической

Рис. 1. Цикл воспроизводства инноваций

системы обусловливают более активное использование институциональных методов и мер экономического регулирования инновационного развития. В связи с этим возникает объективная необходимость создания и государственной поддержки специальных институтов развития элементов инновационной инфраструктуры.

Вместе с тем обеспечение глобальной конкурентоспособности ставит перед высокотехнологичными предприятиями российской промышленности целый спектр задач, решение которых невозможно без новых форм сотрудничества и эффективного взаимодействия с системой вузов и научных учреждений. С одной стороны, предприятия нуждаются в технологических инновациях, которые невозможно получить без проведения поисковых и прикладных НИОКР, с другой - без системы подготовки квалифицированных кадров внедрение любой инновации обречено на неудачу7.

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности и расширению практики государственно-частного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.

Государственно-частное партнерство понимается автором как взаимодействие двух или более экономических субъектов на договорной основе, определяющей долевое участие капиталов государства и частных партнеров в бизнес-проектах, в частности в инновационной сфере. Организация партнерства государственного сектора науки и промышленности с бизнес-структурами позволяет наладить процесс взаимного обучения и обмена идеями представителей бизнеса, производственников и ученых государственного сектора экономики8.

Отметим, что ГЧП является достаточно гибким инновационным механизмом, способным принимать разнообразные формы. К ним, прежде всего, относятся: концессионные соглашения; соглашения о разделе продукции; инвестиционные договоры с определением прав на создаваемые объекты; арендные договоры с инвестиционными обязательствами; сервисные контракты и пр.

В целях создания правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации, а также повышения качества и обеспечения доступности предоставляемых населению услуг Министерством экономического развития РФ разработан проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (далее - законопроект). В законопроекте за основу взяты кооперационные принципы, которые дополнены мерами

государственной поддержки, отмечается равноправный характер взаимоотношений, достижение целей государственно-частного партнерства с учетом интересов партнеров, добросовестное исполнение обязательств партнерами, справедливое распределение рисков и обязательств, открытость и прозрачность отношений в государственно-частном партнерстве9. В соответствии с законопроектом ГЧП может осуществляться в форме концессионного соглашения, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей ГПЧ преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования. В отсутствие эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов ГЧП на федеральном уровне некоторые субъекты Российской Федерации стали разрабатывать и принимать региональные законы о ГЧП.

К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Главным образом целью разработки регионального закона о ГЧП являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям.

Исследование проблем государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития экономики указывает на наличие объективных сдерживающих факторов и рисков использования ГЧП при реализации инновационных проектов в России. К ним следует отнести10:

- недостаток опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государственным и частным бизнесом;

- несовершенство соответствующего российского законодательства;

- узость сферы применения Федерального закона «О концессионных соглашениях»;

- отсутствие концепции поэтапного введения и использования моделей ГЧП в инновационных проектах;

- фрагментарность и несистемность решения вопросов, связанных с предоставлением налоговых льгот организациям, вовлеченным в инновационную деятельность и реализующим объекты интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках, и стимулированием потребителей наукоемкой продукции;

- ограниченную из-за отсутствия инновационных инфраструктур возможность коммерциализации разработок, полученных за счет грантов.

Существенной особенностью ГЧП является то, что оно создает дополнительную мотивацию для частных отечественных и иностранных инвесторов в организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства на территориях с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом.

Наиболее распространенные инструменты и механизмы поддержки продвижения инноваций в проектах ГЧП в России представлены на рис. 2.

Рис. 2. Использование механизмов развития инновационной деятельности в проектах государственно-частного партнерства в России

Анализ используемого инструментария государственно-частного партнерства в России показывает, что к настоящему времени на макро- и мезоэкономическом уровне недостаточно развиты или неэффективно используются институциональные, правовые и инвестиционные механизмы функционирования ГЧП-проектов в инновационной сфере.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие основные признаки ГЧП:

- субъекты государственно-частного партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором;

- взаимоотношения субъектов государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);

- взаимоотношения субъектов государственно-частного партнерства должны носить равноправный характер;

- субъекты государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

- субъекты государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;

- субъекты государственно-частного партнерства должны распределять между собой доходы и риски.

В России в настоящее время в недостаточной степени используется ценнейший потенциал использования механизмов государственно-частного партнерства, способного стать катализатором инновационного развития экономики как на федеральном, так и на региональном уровне, а также значительно повысить уровень социально-экономического развития страны.

Примечания

1 Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 228 с.

2 Индикаторы инновационной деятельности: 2014: Стат. сб. М.: НИУ «ВШЭ», 2014. 472 с.

3 Оськина Н.В. Модернизация экономики и государственно-частное партнерство // Социальное партнерство как фактор развития инфраструктурных отраслей экономики России: Мат-лы междунар. науч. конф., Новосибирск, 15-16 ноября 2013. Новосибирск: Изд-во НГАСУ, 2013. С. 90-98.

4 Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития экономики российских регионов // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 16: В 2 ч. Ч. 1. Экономика. Минск, 2014. С. 369-374.

5 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения: 25.10.2014).

6 Зубец А.Ж., Кузнецова А.И. Формы государственной поддержки инновационного развития экономики регионов // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 16. Ч. 1. С. 184-193.

7 Брыкин А.В., Шумаев В.А. Организация инновационного развития промышленности с учетом кластерного подхода // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия «Экономика и управление». 2012. № 2 (2). С. 53-58.

8 Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2011. № 1. С. 48-53.

9 Проект Федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.03.2013 г.) [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России. URL: http://pppi. ru/sites/default/files/zakonoproekt_o_gchp.pdf (дата обращения: 25.10.2014).

10 Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.