Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики как функциональная задача современного Российского государства'

Инновационное развитие экономики как функциональная задача современного Российского государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА / ПРАВА И ЭКОНОМИКИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INTERACTION OF THE STATE / LAW AND ECONOMICS / GOALS AND TASKS OF THE STATE / THE FUNCTIONS OF THE STATE / DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекишиева С. Р.

Статья посвящена особенностям реализации функций современного Российского государства для обеспечения инновационного развития экономики как функциональной задачи. В статье рассмотрены важнейшие аспекты деятельности современного государства в рамках экономической, социальной, экологической функций, функций налогообложения и финансового контроля, развития науки и образования, охраны правопорядка, обороны страны, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AS A FUNCTIONAL TASK OF THE MODERN RUSSIAN STATE

The article is devoted to realization of functions of the modern Russian state to ensure the innovative development of the economy as a functional task. The article covers the most important aspect of a modern state in the framework of economic, social, environmental features, taxation and financial control, the development of science and education, law enforcement, defense, mutually beneficial cooperation with other States.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики как функциональная задача современного Российского государства»

УДК 340.01

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Бекишиева С.Р., доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: bekishieva@mail.ru

Статья посвящена особенностям реализации функций современного Российского государства для обеспечения инновационного развития экономики как функциональной задачи. В статье рассмотрены важнейшие аспекты деятельности современного государства в рамках экономической, социальной, экологической функций, функций налогообложения и финансового контроля, развития науки и образования, охраны правопорядка, обороны страны, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

Ключевые слова: взаимодействие государства, права и экономики, цели и задачи государства, функции государства, направления инновационного развития.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AS A FUNCTIONAL TASK OF THE

MODERN RUSSIAN STATE

Bekishieva S.R., associate professor of the Department of Theory of State and Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

The article is devoted to realization of functions of the modern Russian state to ensure the innovative development of the economy as a functional task. The article covers the most important aspect of a modern state in the framework of economic, social, environmental features, taxation and financial control, the development of science and education, law enforcement, defense, mutually beneficial cooperation with other States.

Key words: interaction of the state, law and economics, goals and tasks of the state, the functions of the state, directions of innovative development.

Вопросы взаимодействия государства, права и экономики многие годы вызывают споры среди представителей различных научных направлений.

В понимании сторонников теории этатизма государство является организатором всей экономики: от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда. Система планирования, снабжения, финансирования и другие хозяйственные формы базируются только на государственной собственности, исключая частную инициативу.

Рыночная модель провозглашает священность и неприкосновенность частной собственности, рассматривает государство в качестве силы, призванной охранять незыблемость частной собственности и имущественных прав собственников.

Государство объявляется «ночным сторожем», независимым арбитром в конфликтных ситуациях. Модель экономической свободы всесторонне аргументируется лауреатом Нобелевской премии австро-американским экономистом Ф.А. Хайеком в работе «Дорога к рабству». Основополагающий принцип либерализма, по его мнению, заключается в том, что, организуя ту или иную область жизнедеятельности, необходимо максимально опираться на стихийные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению.

Как показала практика, в современном обществе неприемлемы оба подхода к роли государства и права к экономике. Концепция всевластия государства как собственника и распорядителя основных богатств общества продемонстрировала свою неэффективность в условиях плановой эко-

номики, утвердившейся в XX веке во всех социалистических странах. Не оправдала себя и концепция «государства ночного сторожа», лежащая в основе неолиберализма и «Вашингтонского консенсуса», который Международный валютный фонд усердно навязывал России и другим странам, усугубляя в них трансформационный кризис.

Многие государства в настоящее время на практике перешли к смешанной модели соотношения государства, права и экономики.

В западных странах государственный сектор в экономике на протяжении всего XX века приобретал все большее значение. В настоящее время им производится от 1/4 до 1/3 валового национального продукта. Государственные инвестиции в экономику отдельных стран достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции -свыше 40 % от общего объема капитальных вложений [1]. Государственные расходы на товары и услуги к началу 1990-х годов в США приблизились к 1 трлн. долларов вместо 9 млн. долларов в 1929 году [2]. Располагая современной экономикой и контролируя частный сектор экономики, эти государства располагают огромными экономическими возможностями для реализации своих основополагающих функций.

В России после распада СССР с ее командно-централизованной экономикой изменилась сущность государства, было закреплено превалирование социального назначения государства. Функции государства являются выражением его сущности, вытекают из нее и обусловлены целями и задачами государства. В юридической литературе отмечается, что сущность государства и его социальное назначение - ключевые факторы в определении деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества [3]. Государство находится в постоянном развитии, возникновение его целей и задач связано с реальными условиями существования государства и зависит от потребностей и интересов населения, экономического развития общества и государства, его нравственного и культурного уровня, политических процессов в стране и т.д.

Если в конце XX века перед Россией стояла цель формирования гражданского общества, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развития человека, и из нее вытекала задача обеспечения перехода к рыночным отноше-

ниям, гарантирования свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, то в начале XXI века из цели обеспечения прогрессивного общественного развития в духе времени вытекает функциональная задача инновационного развития экономики. На совместном заседании Совета безопасности РФ и Госсовета 24 февраля 2004 г. было отмечено, что инновационный прорыв для современной России - это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни людей.

Определение задачи инновационного развития экономики в современной России как функциональной подчеркивает два важных момента.

Во-первых, это подчеркивает значимость деятельности государства в обеспечении инновационного прорыва. В современном мире во многих странах практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Например, в США в период с 2000 по 2008 годы государственные расходы на фундаментальные исследования выросли на треть и в 2008 г. составляли 32167 млн. долл. В 2009 г. был принят Закон «Об экономическом восстановлении и возобновлении инвестиций в Америку», направленный на борьбу с кризисом и предусматривающий существенное наращивание финансирования науки [4]. В России же согласно программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г., ассигнования из федерального бюджета на эти цели составили 46693 млн. руб. в 2008 году и 52330 млн. руб. в 2012 году [5]. Чтобы ускорить темпы экономического роста в России, обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, необходимы серьезные изменения в отношении государства к изобретательской и инновационной деятельности.

Во-вторых, определение задачи инновационного развития экономики как функциональной подчеркивает важность и значимость указанной задачи на современном этапе развития государственности. Россия сегодня является для экономически развитых государств рынком сбыта готовой продукции, экономика страны основана на экспорте энергоносителей, минерального и лесного сырья. Задача инновационного развития экономики в современной России продиктована необходи-

мостью инновационного обновления устаревшего производственного оборудования, освоения принципиально новых технологий и продуктов, модернизации и опережающего развития высокотехнологичного сектора экономики, ускорения экономического роста, достижения высокого уровня развития социальной сферы и сферы охраны окружающей среды и т.д.

По мнению ученых-экономистов, государство, являясь непременным участником инновационного процесса, выполняет инновационно-стратегическую функцию, требующую «высочайшего профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны руководителей государства, его органов и государственных служащих» [6]. Инновационное развитие экономики, судя по названию, можно включить в экономическую функцию государства как один из аспектов государственной деятельности в данной сфере общественной жизни. В юридической науке признается, что развитие экономики является одним из главных направлений деятельности государства. От уровня социально-экономического развития общества зависит функционирование органов государственной власти, обеспеченность прав и свобод личности, состояние социальной сферы [7]. Однако следует заметить, инновационное развитие экономики находит свое выражение в реализации не только экономической функции государства, но и других важнейших направлений его деятельности: социальной, экологической функций, функций налогообложения и финансового контроля, развития науки и образования, охраны правопорядка, обороны страны, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

Конечно, решение задачи инновационного развития экономики предполагает эволюцию, прежде всего, экономической функции государства. В данной сфере приоритеты заключаются в следующем: радикальной структурной перестройке экономики России, выраженной в возвращении лидерства потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам; инновационном обновлении используемых технологий и производимой продукции как основы экономического роста и удовлетворения постоянно растущих потребностей в разнообразных и качественных товарах и услугах; обеспечении интеграции технологически связанных производств и научно-исследовательских организаций; обновлении парка производственного и научного оборудования; под-

держке базисных инноваций в рыночном секторе; создании условий для инвестирования в промышленное производство; поддержке малого и среднего инновационного бизнеса; развитии механизмов реализации интеллектуальной собственности.

В рамках функции налогообложения и финансового контроля государству следует предоставлять налоговые и таможенные преференции при реализации стратегических инновационных приоритетов, осуществлять финансирование инноваций в рыночном и нерыночном секторах экономики, предоставлять льготные кредиты для осуществления инновационно-инвестиционных проектов; обеспечить развитие системы страхования от инновационных рисков.

Социальная функция государства способствует стабилизации уровня жизни населения. В России за годы рыночных реформ значительно ухудшились уровень и качество жизни большинства населения страны. Очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от наличия надлежащей материальной базы. Поэтому только высокие темпы экономического роста позволят обеспечить радикальное повышение качества жизни людей в России. На основе роста продаж инновационных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках можно обеспечить высокую занятость квалифицированного труда, достойный уровень доходов для работающих и пенсионеров. Важные направления социальной функции современного государства выражаются также в инновационной трансформации здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания: коренное улучшение медицинского обслуживания населения с помощью отечественных лекарственных препаратов и медицинских технологий новых поколений; создание информационных систем, обеспечивающих оказание квалифицированной медицинской помощи в любой точке страны; строительство энергосберегающих жилых домов и коммунальных сетей новых поколений.

Государственная поддержка науки и образования для инновационного прорыва имеет огромное значение. В современных условиях государство не может и не должно «уходить» из этих сфер. В реализации данной функции следует выделить ряд направлений: реформа образования, нацеленная на воспитание склонности к творческому, инновационному мышлению, к поиску не-

стандартных решений возникающих проблем; создание мощной, постоянно обновляемой экспериментальной базы для научных исследований; увеличение притока талантливой молодежи в эту сферу путем реальной интеграции науки, высшей школы и инновационно активных предприятий; государственная поддержка изобретательской деятельности и использования отечественных изобретений.

Экологическая функция обусловлена обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие населения и экологическую безопасность страны, при этом она имеет глобальное значение и не ограничивается территорией одного государства. Россия обладает наиболее полным набором природных ресурсов, необходимых для развития экономики. Однако это усилило энергосырьевую структуру экономики, привело к истощению месторождений полезных ископаемых и лесных массивов, обусловило задержку технологической модернизации страны. В настоящее время в природоохранной сфере приоритеты заключаются в следующем: воспроизводство основных природных ресурсов; освоение безотходных технологий, экологически чистых транспортных средств, энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии; применение технологий по уничтожению вредных отходов производства и снижению вредных выбросов в промышленности и на транспорте, мониторинг экологических условий жизни населения; мониторинг сельскохозяйственных, лесных и рыбных ресурсов. Инновационное развитие экономики должно осуществляться только на основе экологизации всех направлений технологического развития.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка выступает важнейшим направлением деятельности современного цивилизованного государства. Основными направлениями инновационного развития в этой области являются: развитие механизмов защиты интеллектуальной собственности; обеспечение информационной безопасности; разработка принципиально новых технических средств борьбы против терроризма; модернизация технических средств охраны правопорядка, обеспечивающих повышение безопасности жизни и имущества граждан; создание принципиально новых технических средств реагирования на чрезвычайные ситуации.

Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Государственная поддержка инновационной деятельности является важным средством обеспечения интересов национальной безопасности. Многократное сокращение государственных заказов в этой области в 90-е годы и распад СССР привели к частичному разрушению оборонно-промышленного комплекса, потере части кадров высшей квалификации. Основными направлениями инновационного развития в области обеспечения обороноспособности России в современный период являются: государственная инвестиционная поддержка военно-промышленного комплекса через систему оборонного заказа на высокотехнологическую военную продукцию; использование научных разработок для создания новых поколений технологий военного и двойного назначения; создание новых поколений высокоточного оружия и средств его доставки; техническая модернизация вооруженных сил.

Россия по состоянию научно-технического прогресса сегодня не находится на уровне высших мировых достижений, отстает по большинству направлений, поэтому необходимо использовать инновационно-технологические достижения развитых стран, организовать взаимовыгодное сотрудничество в этой области, прежде всего со странами СНГ, стремиться к максимально широкой кооперации и международному разделению труда. Такие процессы происходят во всем мире, передовые в технологическом отношении государства создали единое технологическое пространство. России необходимо стремиться достигнуть высокого национального технологического уровня, войти в единое технологическое пространство на правах равного партнера, а по ряду направлений даже побороться за роль лидера. Следует задействовать различные виды международного сотрудничества, которые позволили бы России на равных войти в сообщество цивилизованных государств - между учеными, разработчиками высокотехнологичной продукции, ее производителями, государственными структурами, координирующими такое сотрудничество. При этом нельзя забывать о том, что большинство высоких технологий очень важны для всех видов безопасности, поэтому важна защита высокотех-

нологичных отраслей страны от посягательств, наносящих ущерб государству.

Таким образом, в системе функций Российского государства в настоящее время происходят важные изменения. Современное «государство нуждается в надежном научном предвидении, эффективных инструментах стратегического планирования и управления, достаточных правомочиях и ресурсах, чтобы обеспечить реализацию стратегического курса и согласование противоречивых интересов социальных слоев, частных предприятий и монополий, противостоять попыткам ТНК и внешних сил установить свой диктат» [8]. Все это требует эволюции функций современного государства применительно к условиям и требованиям новой эпохи.

Литература

1. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2002. С. 433.

2. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. Т. 1: Общие основания. М., 1995. С. 366.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 96.

4. Дежина И. Поддержка фундаментальной науки в США: уроки для России? // Бытие науки. 2011. № 94. С. 6.

5. http://www.referent.rU/1/118607

6. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050 -стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005. С.421-422.

7. Бекишиева С.Р. Проблемы совершенствования правовых основ экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 2. Право. 2011. С. 72.

8. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Указ. соч.

С. 37.

Поступила в редакцию 27 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.