Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕР САМАРСКОГО РЕГИОНА / САНКЦИИ / ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ / КЛАСТЕР АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолина Лилия Валерьевна, Феоктистов Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрено текущее состояние автомобилестроительного кластера Самарской области, его состав и структура, а также изучен опыт исследований различных авторов, посвятивших труды анализу отрасли. Отмечены проблемы функционирования и дальнейшего развития кластера автомобилестроения, а также выявлено влияние санкционных ограничений как на процесс функционирование кластера и отрасли автомобилестроения в целом, так и на процесс и перспективы их дальнейшего развития. Приведена роль государственной поддержки и мер регулирования деятельности кластера, а также рассмотрено влияние программ импортозамещения на эффективность и результаты деятельности предприятий-участников кластера. Выявлены условия развития отечественного автомобилестроения. Предложены наиболее перспективные направления дальнейшего развития автомобилестроительного кластера Самарского региона. Сформулированы выводы о необходимости использования инноваций в процессе развития кластера автомобилестроения, а также выявлена важность реализации планов развития отрасли автомобилестроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AUTOMOTIVE CLUSTER OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS RESTRICTIONS

The article examines the current state of the automotive cluster of the Samara region, its composition and structure. The article also studies the research experience of various authors, who have devoted their works to the analysis of the industry. The issues of the functioning and further development of the automotive cluster are noted. The article reveals theimpact of sanctions restrictions on both the functioning of the cluster and the automotive industry, as a whole, as well as on the process and prospects for their further development. The role of state support and measures to regulate the cluster's activities is discussed as well as the impact of import substitution programs on the efficiency and performance of enterprises participating in the cluster. The conditions for the development of the domestic automotive industry are revealed. The most promising directions for the further development of the automotive cluster of the Samara region are proposed. Conclusions are made about the need to use innovations in the development of the automotive cluster, and the importance of implementing plans for the development of the automotive industry.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

ф

Основы экономики, управления и права

2Q23

Economy, Governance and Law Basis № 2 (37)

Научная статья УДК 332.1

ВАК: 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика doi: 10.51608/23058641 2023 2 83

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

© Авторы 2023 SPIN: 9373-0609 AuthorID: 655165 ORCID: 0000-0002-1966-1250

ФЕОКТИСТОВ Дмитрий Владимирович

аспирант

Самарский государственный экономический университет (Россия, Самара, e-mail: Feoktistov.dv@yandex.ru)

ЕРМОЛИНА Лилия Валерьевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Прикладной менеджмент»

Самарский государственный экономический университет (Россия, Самара, e-mail: ermolina@mail.ru)

Аннотация. В статье рассмотрено текущее состояние автомобилестроительного кластера Самарской области, его состав и структура, а также изучен опыт исследований различных авторов, посвятивших труды анализу отрасли. Отмечены проблемы функционирования и дальнейшего развития кластера автомобилестроения, а также выявлено влияние санкционных ограничений как на процесс функционирование кластера и отрасли автомобилестроения в целом, так и на процесс и перспективы их дальнейшего развития. Приведена роль государственной поддержки и мер регулирования деятельности кластера, а также рассмотрено влияние программ импортозамещения на эффективность и результаты деятельности предприятий-участников кластера. Выявлены условия развития отечественного автомобилестроения. Предложены наиболее перспективные направления дальнейшего развития автомобилестроительного кластера Самарского региона. Сформулированы выводы о необходимости использования инноваций в процессе развития кластера автомобилестроения, а также выявлена важность реализации планов развития отрасли автомобилестроения.

Ключевые слова: отечественное автомобилестроение; инновационные разработки; инновационное развитие; кластер Самарского региона; санкции; влияние санкционных ограничений; кластер автомобилестроения

Для цитирования: Ермолина Л.В., Феоктистов Д.В. Инновационное развитие автомобилестроительного кластера региона в условиях санкционных ограничений // Основы экономики, управления и права. 2023. № 2 (37). С. 83-88. doi:10.51608/23058641_2023_2_83.

Original article

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AUTOMOTIVE CLUSTER OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS RESTRICTIONS

© The Author(s) 2023 ERMOLINA Liliya Valerievna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Applied Management

Samara State Economic University (Russia, Samara, e-mail: ermolina@mail.ru)

FEOKTISTOV Dmitry Vladimirovich

PhD Candidate

Samara State Economic University

(Russia, Samara, e-mail: Feoktistov.dv@yandex.ru)

Annotation. The article examines the current state of the automotive cluster of the Samara region, its composition and structure. The article also studies the research experience of various authors, who have devoted their works to

the analysis of the industry. The issues of the functioning and further development of the automotive cluster are noted. The article reveals the impact of sanctions restrictions on both the functioning of the cluster and the automotive industry, as a whole, as well as on the process and prospects for their further development. The role of state support and measures to regulate the cluster's activities is discussed as well as the impact of import substitution programs on the efficiency and performance of enterprises participating in the cluster. The conditions for the development of the domestic automotive industry are revealed. The most promising directions for the further development of the automotive cluster of the Samara region are proposed. Conclusions are made about the need to use innovations in the development of the automotive cluster, and the importance of implementing plans for the development of the automotive industry.

Keywords: domestic automotive industry; innovative developments; innovative development; clusters of the Samara region; sanctions; the impact of sanctions restrictions; automotive cluster

For citation: Ermolina L.V., Feoktistov D.V. Innovative development of the automotive cluster of the region in the conditions of sanctions restrictions // Economy, governance and lave basis. 2023. No. 2 (37). Pp. 83-88. (In Russ.). doi:10.51608/23058641_2023_2_83.

Введение

На сегодняшний день развитие автомобилестроительного кластера Самарской области выступает одним из наиболее приоритетных и перспективных направлений развития региона в целом. Помимо этого, значительная зависимость отрасли автомобилестроения от импорта, особенно в условиях значительно ужесточившихся санкций, обуславливает активное развитие инновационных разработок и исследований в рамках анализируемого кластера, что еще раз подчеркивает его значимость для региональной экономики, а также подчеркивает важность проведения исследования, посвященного изучению вопросов инновационного развития кластера автомобилестроения.

Тема развития автомобилестроительного кластера Самарской области получила отражение в трудах различных авторов, выделяющих необходимость использования наиболее современных и инновационных разработок в процессе развития отрасли. Так, в исследованиях Р. С. Габдуалиевой, Л. Н. Семерковой, Н. М. Тю-кавкина подробно рассмотрено состояние кластера автомобилестроения, его структура, а также выявлены ключевые группы проблем кластера [1]. Важное значение для проведения дальнейших исследований на выбранную тему играет работа А. Ф. Шмыгова и О. Ю. Фроловой, раскрывших наиболее общие тенденции развития автомобильного кластера Самарской области [2]. Помимо этого, исследованию вопросов влияния санционных ограничений на процесс развития кластера автомобилестроения посвящены труды А. Н. Муханова, А. С. Белова и Е. Г. Карповой, отмечающих, что локализация производства является одним из ключевых элементов успешности и эффективности развития отрасли [3].

Актуальность проведения исследования заключается в важности развития отечественного кластера автомобилестроения с помощью использования наиболее инновационных инструментов и нейтрализации негативного влияния санкций, что обусловлено высокой значимостью отрасли автомобилестроения для региональной и национальной экономики, а также для обеспечения и развития производственного потенциала Самарской области и страны в целом.

Методология Цель исследования заключается в комплексном и глубоком изучении и анализе процесса развития кластера автомобилестроения Самарской области и формулировании авторских выводов и направлений использования инновационных инструментов развития отрасли.

В ходе проведения исследования была использована методология изучения теоретических исследований, предполагающая изучение теоретической литературы по теме исследования, ее обобщение и анализ. Среди конкретных используемых видов методологии можно выделить составление библиографии, реферирование, цитирование, абстрагирование, аксиоматический метод, а также анализ и синтез исходной теоретической информации.

Результаты Современные нестабильные и изменчивые экономические условия, а также влияние санкционных ограничений диктуют участникам рынка новые условия успешного функционирования и развития, что обуславливает специфические формы взаимодействия предприятий, наиболее современной и эффективной из которых, особенно для занятых в технологич-

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

ных отраслях промышленности, таких, как автомобилестроение, выступает кластер.

На протяжении последнего десятилетия кластеры на территории Российской Федерации встречаются все чаще, в связи с чем исключением не стала и отрасль автомобилестроения Самарской области. Важно отметить, что кластерная форма организации деятельности и взаимодействия предприятий сама по себе выступает инновационным образованием, позволяющим организовать менеджмент предприятий-участников кластера и распределение ресурсов между ними наиболее эффективным образом

[4].

На сегодняшний день автомобилестроительный кластер Самарского региона включает более 100 предприятий, производящих автокомпоненты различной сложности, включая порядка 20 предприятий, расположенных в городе Димитровград, а также более 5 крупнейших автосборочных заводов, основным из которых выступает АО «АвтоВАЗ», расположенный непосредственно на территории Самарской области. Кластер автомобилестроения вносит значительный вклад в экономику региона и ее рост. Так, более 15% внутреннего регионального продукта (ВРП) создается непосредственно в рамках автомобилестроительного кластера. Помимо этого, кластер предоставляет рабочие места более, чем 50 тысячам сотрудников, а ежегодный оборот от деятельности кластера составляет порядка 180 миллиардов рублей.

В рамках функционирования автомобилестроительного кластера Самарской области налажено производство всех видов транспортной продукции, начиная автокомпонентами, металлоизделиями и электрооборудованием, заканчивая готовыми автомобилями [5]. Отметим, что наибольший процент участников кластера, за исключение непосредственно АО «АвтоВАЗ», специализируется на производстве непосредственно металлоизделий, электрооборудования и деталей интерьера. Структура участников кластера автомобилестроения Самарской области по специализированным направлениям производства представлена на рисунке (см. рис. 1).

На сегодняшний день существуют практически все условия для инновационного развития кластера автомобилестроения региона, а также отмечается наличие обширной базы ресурсов для ведения наиболее передовых разработок и внедрения их результатов в деятель-

2023

№ 2 (37)

ность отдельных предприятий-участников кластера. Однако важно отметить, что события прошедшего кризисного года и ужесточение введенных против РФ ограничений в виде различных санкций оказали колоссальное влияние на состояния и развитие как регионального кластера, так и отрасли автомобилестроения страны в целом. Множество предприятий-участников кластера оказались в ситуации нехватки или полного отсутствия материалов и запасных частей, что поставило под угрозу производственный процесс предприятий, а также сильно затормозило процесс их развития и использования инновационных разработок, дефицит которых также наблюдался на протяжении последних нескольких лет [7].

■ Резинотехнические изделия

■ Трансмиссия

■ Топливные и тормозные системы

■ Экстерьер

■ Подвеска Рулевое управление

■ Металлоизделия Интерьер

■ Электрооборудование

Рис. 1. Сегментарная структура предприятий-участников кластера автомобилестроения Самарской области (составлен авторами на основе [6])

Сложившуюся в рамках функционирования кластера автомобилестроения региона ситуацию позволило смягчить еще более активное использование и совершенствование программ импортозамещения, а также сотрудничество в области машиностроения со странами Азии.

Помимо вышесказанного, среди наиболее основных и острых проблем автомобилестроительного кластера региона, значительно тормозящих процесс его развития, необходимо

выделить низкий уровень оптимизации и циф-ровизации деятельности предприятий, использование по большей части устаревших технологий производства, изношенные производственные мощности, нарушение логистических цепочек, а также невысокий уровень доступности финансовых ресурсов, необходимых для осуществления как операционной деятельности кластера, так и его дальнейшего развития.

Инновационное развитие кластера автомобилестроения Самарского региона напрямую зависит от инвестиционных возможностей и привлекательности области. На сегодняшний день модернизация деятельности предприятий автомобилестроительной отрасли осуществляется с помощью активного использования такого инструмента развития кластерной формы организации деятельности, как инвестиционная площадка.

Помимо этого, важную роль в обеспечении развития кластера Самарской области играет предоставление различных мер государственной поддержки отрасли автомобилестроения, позволяющих не только осуществлять наиболее быстрый и эффективный процесс модернизации отрасли, но и поддерживать высокий уровень ее конкурентоспособности. Необходимо отметить, что, помимо предоставления отрасли автомобилестроения льготного кредитования, доступа к обширной базе технических и материальных ресурсов, а также поддержки в проведении инновационных разработок, государственные программы стимулирования отрасли автомобилестроения предполагают также создание и реализацию планов импорто-замещения, что обеспечивает национальную безопасность функционирования и инновационного развития отрасли и предприятий, функционирующих в ее рамках.

На основании основных положений, отражающих текущее состояние кластера автомобилестроения Самарского региона, а также для выявления научно-методических подходов к разработке направлений развития кластера автомобилестроения нами проведен анализ наиболее приоритетных путей инновационной модернизации отрасли, представленных на рисунке (см. рис. 2).

Рассматривая направления развития автомобилестроительного кластера региона с использованием инновационных технологий и разработок необходимо отметить, что наиболее перспективным путем развития выступает циф-ровизация процессов управления кластером и

координации его деятельности и модернизации, а также автоматизация и роботизация производственных процессов предприятий-участников кластера [9].

Применение нанотехнологий

Использование техноло гни автоматизации и роботизации транспортных средств

Цифровизация процессов производства и управления кластером

Экологизация производственного процесса

Расширение применения новых

конструкционных и эксплуатационных материалов

Развитие новых технологий и производства электрических и водородных автомобилей

Применение концепции Я ТИТ С

Активное следование программам импорте замещения

Рис. 2. Направления инновационного развития кластера автомобилестроения Самарского региона (составлен авторами на основе [8])

Стоит отметить, что в современных условиях, учитывая рекордное число санкционных ограничений, введенных в отношении нашей страны, активное развитие отрасли автомобилестроения и кластера Самарской области продолжается, а процесс проведения инновационных разработок в области цифровизации деятельности отрасли постепенно набирает обороты, следствием чего выступает не только модернизация автомобилестроения как сектора национальной экономики, так и рост привлекательности отечественного рынка автомобилей и запасных частей [10].

Обсуждение

Вопросы инновационного развития автомобилестроительного кластера Самарской области имеют обширное разнообразие мнений и исследований для дискуссии на данную тему.

Так, на регулировании и оптимизации деятельности кластера и отрасли в целом, а также на выявлении путей их развития сосредоточено значительное число государственных и муниципальных разработок и программ, отражающих текущее состояние отрасли, а также перспективы и приоритеты ее развития [11].

fi

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

Наиболее важные отраслевые положения отражены в Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года [12], а также в государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [13] и Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года

[14].

Помимо этого, значительный вклад в изучение процессов развития автомобилестроения Самарской области посредством использования инновационных технологий сделан в трудах О. В. Назаренко, К. Г. Буненича, О. С. Ивановой и Ш. У. Ниязбекова, рассмотревших эффективность кластерной организации деятельности предприятий и ее взаимосвязь с процессом их развития [15].

В целом можно сказать, что в текущих экономических условиях, характеризующихся высоким уровнем неопределенности, вопросы развития инноваций, применяемых в процессе развития автомобилестроительного кластера Самарского региона, приобретают все большую актуальность и значимость, что связано с необходимостью оптимизации и модернизации функционирования отечественного машиностроения.

Ключевое значение при этом отводится реализации программ, направленных на нейтрализацию негативного влияния санкцион-ных ограничений и развитию национальных разработок и инновационных открытий.

Выводы

На основании проведенного исследования можно сделать несколько основных выводов:

1. Развитие автомобилестроительного кластера Самарского региона и отрасли машиностроения в целом выступает одним из наиболее важных и приоритетных направлений развития отечественной экономики, что обусловлено отстающим положением отрасли автомобилестроения, требующей реализации мероприятий по модернизации и оптимизации уровня своего развития.

2. Инновационные разработки являются основой успешного развития кластера автомобилестроения Самарской области, а активное их ведение и применение служат движущей силой повышения уровня эффективности функционирования машиностроительной отрасли как региона, так и страны в целом. Многообра-

2023

№ 2 (37)

зие инновационных путей развития кластера, выделяемых на сегодняшний день, обеспечивает широкие возможности выбора наиболее оптимальных методик и инструментов модернизации его функционирования. Важно отметить, что меры государственной поддержки отрасли и, в частности, Самарского кластера являются одним из наиболее весомых инструментов управления развитием отечественного автомобилестроения.

3. Санкционные ограничения оказывают колоссальное влияние на процесс развития анализируемого кластера, для регулирования которого разработано обширное разнообразие государственных программ и мер поддержки отрасли.

Библиографический список

1. Габдуалиева, Р. С. Анализ кластеризации экономики Самарской области - автомобилестроительный кластер / Р.С. Габдуалиева, Л.Н. Семер-кова, Н.М. Тюкавкин // Материалы регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России», 2016. - URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/ Teoretikometodologicheskie-i-prakticheskie-problemy-integracii/Analiz-klasterizatii-ekonomiki-Samarskoi-oblasti-avtomobilestroitelnyi-klaster-66132/1/8.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

2. Шмыгов, А. Ф. Тенденции автомобильного кластера Самарской области на современном этапе развития / А. Ф. Шмыгов, О. Ю. Фролова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2014. - № 3(8). - С. 107-110. - EDN SXRIHV.

3. Муханов, А. Н. Проблемы и перспективы инвестиционных площадок Самарской области в контексте развития автомобильной промышленности / А.Н. Муханов // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 10-15.

4. Фролова, О. Ю. Необходимость развития кластерных отношений в автомобилестроительной отрасли Самарской области / О. Ю. Фролова // Экономика, управление, финансы : Материалы III Международной научной конференции : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый", 2014. - С. 166-169. - EDN SWKKEP.

5. Давлетов, И. И. Оценка состояния и развития отрасли машиностроения в России / И. И. Давлетов // Московский экономический журнал. - 2021. -№ 7. - DOI 10.24411/2413-046X-2021-10421. - EDN HLCJHA.

6. Закревская, Я. А. Автомобильная промышленность России на современном этапе / Я. А. Закревская // Образование и право. - 2020. - № 7. -С. 178-185. - DOI 10.24411/2076-1503-2020-10734. -EDN WAYXPE.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Белов, А. С. Последствия антироссийских санкций для отечественного рынка автомобилестроения / А. С. Белов, Е. Г. Карпова // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 12(178). - С. 16-20. - DOI 10.24158/tipor.2022.12.1. - EDN ZZHDLP.

8. Цыбульская, Е. В. Перспективные направления развития автомобильной промышленности России в условиях перехода к инновационной экономике / Е. В. Цыбульская // Известия МГТУ МАМИ. - 2013. - Т. 5, № 1(15). - С. 100-107. - EDN RNDXHL.

9. Болгова, Е. В. Цифровая составляющая в управлении развитием кластера автомобильной промышленности Самарской области / Е.В. Болгова // Инновационные аспекты развития науки и техники, 2021. -№8. - URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/tsifrovaya-sostavlyayuschaya-v-upravlenii-razvitiem-klastera-avtomobünoy-promyshlennosti-samarskoy-oblasti (дата обращения: 10.05.2023).

10. Быкова, А. А. Импортозамещение в автомобилестроении в Самарской области / А. А. Быкова // Региональное развитие. - 2016. - № 4. - С. 3. -EDN WKGCWH.

11. О стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2025 г / Н. Н. Калмыков, А. П. Исаев, М. Ю. Елсуков [и др.] // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Т. 9, № 2. -С. 515-530. - DOI 10.18334/vinec.9.2.40513. - EDN MJVVES.

12. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 г. - URL: http://static.government.ru/media/ fflesMnxiL0fYHPRsEe6cD9NsI0KM32LMacz.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

13. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» - URL: http://government.ru/ rugovclassifier/862/events/ (дата обращения: 10.05.2023).

14. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 г. -URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 405963861/ (дата обращения: 10.05.2023).

15. Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения / Ш. У. Ниязбе-кова, О. В. Назаренко, К. Г. Буневич, О. С. Иванова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. -2019. - № 2(47). - С. 213-222. - EDN BPJTTH.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Статья поступила в редакцию 11.05.2023; одобрена после рецензирования 16.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The authors declare no conflicts of interests. The authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

The article was submitted 11.05.2023; approved after reviewing 16.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.