Научная статья на тему 'Импортозамещение в автомобилестроении в Самарской области'

Импортозамещение в автомобилестроении в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / IMPORT SUBSTITUTION / MACHINE BUILDING COMPLEX / SAMARA REGION / PROBLEMS / INDICATORS / INDUSTRY / AUTOMOBILE CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Александра Алексеевна

В статье рассмотрено современное состояние машиностроительного комплекса Самарской области. Выделены крупнейшие, стратегически важные предприятия в данной отрасли. Отражено влияние различных факторов на автомобилестроительный кластер региона. Рассчитаны и проанализированы такие показатели как оборот машиностроительных организаций, количество отгруженных товаров, индекс производства машиностроительного комплекса. Обосновано проведение политики импортозамещения как одного из направлений по повышению конкурентоспособности машиностроительного комплекса. Представлена оценка потенциала импортозамещения Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution in the automotive industry of the Samara region

The article reviews the current state of machine complex of the Samara region. Selected the largest and strategically important enterprises in the industry. Reflects the influence of various factors on the automobile cluster in the region. Calculated and analyzed such factors as the turnover of the engineering organizations, the number of shipped goods, the production index of the machine-building complex. Justified the policy of import substitution as one of the ways to improve the competitiveness of machine-building complex. Estimates of the potential import of the Samara region.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в автомобилестроении в Самарской области»

Выходные сведения статьи:

Быкова А.А. Импортозамещение в автомобилестроении в Самарской области // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16). URL: https://regrazvitie.ru/importozameshhenie-v-avtomobüestroenii-v-samarskoj-oblasti/_

Импортозамещение в автомобилестроении в Самарской области © 2016 Быкова Александра Алексеевна1

E-mail: sashabykova156@rambler.ru

Самарский государственный экономический университет

В статье рассмотрено современное состояние машиностроительного комплекса Самарской области. Выделены крупнейшие, стратегически важные предприятия в данной отрасли. Отражено влияние различных факторов на автомобилестроительный кластер региона. Рассчитаны и проанализированы такие показатели как оборот машиностроительных организаций, количество отгруженных товаров, индекс производства машиностроительного комплекса. Обосновано проведение политики импортозамещения как одного из направлений по повышению конкурентоспособности машиностроительного комплекса. Представлена оценка потенциала импортозамещения Самарской области.

Ключевые слова: импортозамещение, машиностроительный комплекс, Самарская область, проблемы, показатели, промышленность, автомобилестроительный кластер.

Import substitution in the automotive industry of the Samara region

© 2016 Bykova Alexandra Alekseevna

E-mail: sashabykova156@rambler.ru

Samara State University of Economics

The article reviews the current state of machine complex of the Samara region. Selected the largest and strategically important enterprises in the industry. Reflects the influence of various factors on the automobile cluster in the region. Calculated and analyzed such factors as the turnover of the engineering organizations, the number of shipped goods, the production index of the machinebuilding complex. Justified the policy of import substitution as one of the ways to improve the competitiveness of machine-building complex. Estimates of the potential import of the Samara region.

Keywords: import substitution, machine building complex, Samara region, problems, indicators, industry, automobile cluster.

Актуальность импортозамещения в машиностроительном секторе Самарской области обуславливается пониманием необходимости экономического роста региона для достижения стабильности и дальнейшего развития в сложившейся социально-экономической и политической ситуации.

1 Быкова Александра Алексеевна - магистрант направления «Государственное управление и муниципальный менеджмент», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

Bykova Alexandra Alekseevna - graduate student of the direction «State and municipal management», FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141).

Для современной России, и в частности Самарской области, своевременным и актуальным является стремление к снижению импортоемкости продукции, а также снижение зависимости от импортных компонентов, особенно в такой ключевой отрасли как промышленность. Понимая, что Самарская область не может создать у себя экономически эффективное производство во всех отраслях и полностью отказаться от импорта, так как некоторые высокотехнологичные импортные товары не представляется целесообразным заменять на отечественные, основным направлением должна стать организация производства тех видов продукции в указанной отрасли, которая востребована в регионе и имеет высокую добавленную стоимость.

При рассмотрении современного состояния машиностроительного комплекса в Самарской области выявлено снижение объемов производства, повышение уровня безработицы, понижение ряда показателей. Это связано с мировым экономическим кризисом и наложенными санкциями. Введенные против России санкции со стороны Европы вызвали ответные меры, в связи с чем особенно остро стоит вопрос об импортозамещении.

Актуальность рассмотрения автомобилестроительного кластера в Самарской области обосновывается весомой частью, которую он занимает в общей структуре промышленного производства региона. В структуре, исходя из последних данных (на 2015 год), видно, что производство транспортных средств и оборудования занимает наибольшую часть и составляет 22,9 % от общего производства.

Диаграмма структуры промышленного производства Самарской области примет следующий вид:

■ Производство транспортных средств и оборудования

■ Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

■ Химическое производство

■ Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

■ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Рис. 1. Структура промышленного производства в Самарской области в 2015 г.

Основными направлениями деятельности организаций автомобилестроительного кластера Самарской области являются разработка, производство и послепродажное обслуживание легковых автомобилей, прикладные исследования и разработки в области создания и совершенствования узлов и агрегатов транспортных средств, новых материалов и технологических процессов.

Данные из Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области позволяют проанализировать оборот автомобилестроительных организаций, в действующих ценах, в млрд. рублей с 2005 по 2014 годы.

Таблица 1 - Оборот автомобилестроительных организаций2

Оборот, млрд. руб. 178,7 208,1 218,9 234,3 124,5 196,6 254,4 279,8 272,5 279,4

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что оборот организаций с 2005 г. (178,7 млрд. рублей) по 2014 г. (279,4 млрд. рублей) вырос в 1,6 раз.

300

« ¡а

ю ^

а

ч &

н о а о ю о

250 200 150 100

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

годы

оборот .......Линейная(оборот)

Рис. 2. Оборот автомобилестроительных организаций

Как видно из рисунка 1, последний раз неудовлетворительный результат был показан после кризисного 2008 года. В 2009 году оборот машиностроительных организаций достигает максимально низкой точки и составляет 124,5 млрд. рублей. С тех пор ежегодно показатель оборота организаций демонстрирует, что результаты по сравнению с предыдущим периодом улучшаются, а это свидетельствует о стабильном росте автомобилестроительной промышленности в Самарской области.

Следующий показатель, характеризующий автомобилестроительную промышленность в Самарской области - это «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по хозяйственным видам экономической деятельности». Этот показатель отражает данные в действующих ценах, в млрд. рублей с 2005 по 2014 годы.

Таблица 2 - Показатели отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами3

Оборот, млрд. руб. 171,3 200,3 210,5 224,0 119,1 187,9 243,4 266,9 258,4 266,9

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Приведенная статистика позволяет сделать вывод об увеличении количества отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами автомобилестроительной отрасли с 2005 г. (171,3 млрд. рублей) по 2014 г. (266,9 млрд. рублей) в 1,5 раза.

2 [Составлено автором по данным источника 1]

[Составлено автором по данным источника 1]

о и

<D

Ю ^

a

ч &

u

^

о

^

S H

О

^

^ та

^ a

H

о

280 260 240 220 200 180 160 140 120 100

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

2013

Годы 2014

^—Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами

.....Линейная (Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг

собственными силами )

Рис. 3. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в автомобилестроении

Исходя из рисунка 2, неудовлетворительный результат был также в 2009 году - 119,1 млрд. рублей. Линия тренда линейная восходящая. С 2009 года показатель ежегодно растет, а это также свидетельствует о стабильном росте автомобилестроительной промышленности в Самарской области.

Состояние и развитие автомобилестроения в Самарской области определяется во многом деятельностью ОАО "АВТОВАЗ". На рисунке 3 автором отражены статистика производства автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейшего в Российской Федерации производителя легковых автомобилей, осуществляющего свою деятельность на основе партнерства с альянсом RENAULT-NISSAN и обеспечивающего заказами более 240 организаций различных отраслей экономики Самарской области.

900000 800000 700000 600000

э

500000

«

ö 400000 од

I 300000

о

& 200000 100000 0

I

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

год

■ Производство автомобилей (в шт.) Рис. 4. Производство автомобилей

ОАО «АВТОВАЗ» согласно Стратегии развития до 2020 года проводит масштабную модернизацию производства, реализует программу по повышению качества продукции, а также активно выводит на рынок новые модели.

Обновление технологий производства, установка новейшего оборудования взамен устаревшего также поспособствует развитию автомобилестроительного комплекса Самарской области. Как отметил губернатор Самарской области Николай Меркушкин, на инновационное развитие машиностроения направлены силы государственной и региональной власти.

В настоящее время вопрос импортозамещения в промышленности наиболее актуален в связи с усилившимися внешнеполитическими рисками. Снижению рисков поспособствует развитие внутреннего производства, ограничение импорта и стимулирование приобретения национальных товаров, т. е. комплекс мероприятий, называемый импортозамещением.

Правительство Самарской области в целях проведения политики импортозамещения использует фонды поддержки промышленности, субсидированные процентные ставки, государственные гранты, механизмы проектного финансирования, использует государственное-частное партнерство и стимулирует внутренний спрос со стороны больших групп потребителей. Однако, необходимо понимать, что политику импортозамещения невозможно провести в сжатые сроки.

Применение санкций европейскими странами по отношению к России - это уникальный шанс для отечественных производителей в завоевании рынка.

По мнению автора, результатами проведения политики импортозамещения в автомобилестроительном кластере в Самарской области могут стать:

1) Решение проблемы безработицы

2) Увеличение ВВП в регионе

4) Ускорение научно-технического прогресса

5) Увеличение спроса на отечественную продукцию и, как следствие, улучшение конъюнктуры внутреннего рынка

6) Улучшение положения экономики Самарской области

7) Диверсификация экспорта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) Улучшение торгового баланса

Решение проблем импортозамещения позволит максимально увеличить товарное наполнение продовольственного рынка, поддержать отечественного производителя, повысить продовольственную безопасность, удовлетворить основные потребности населения регионов.

Таким образом, импортозамещение в автомобилестроительном кластере должно стать важнейшим элементом региональной экономической политики Самарской области.

Список литературы

1. Сборник «Промышленность Самарской области». С.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. 2015. 396 а

2. Сборник «Социально-экономическое положение Самарской области январь-март 2016». С.: Самарастат. 2016. С.1-12.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области //Электронный ресурс. Режим доступа: http://samarastat.gks.ru/ (дата обращения 19.07.2016).

4. Официальный сайт Министерства промышленности Самарской области //Электронный ресурс. Режим доступа: http://minprom.samregion.ru (дата обращения 20.07.2016).

5. Официальный сайт Правительства Самарской области //Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.samregion.ru/press center/news/03.04.2015 /datе/1 /69744/ ? blind =1.

References

1. Sbornik «Promyishlennost Samarskoy oblasti». S.: Territorialnyiy organ Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki po Samarskoy oblasti. 2015. 396 c.

2. Sbornik «Sotsialno-ekonomicheskoe polozhenie Samarskoy oblasti yanvar-mart 2016». S.: Samarastat. 2016. C.1-12.

3. Territorialnyiy organ Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki po Samarskoy oblasti //Elektronnyiy resurs. Rezhim dostupa: http://samarastat.gks.ru/ (data obrascheniya 19.07.2016).

4. Ofitsialnyiy sayt Ministerstva promyishlennosti Samarskoy oblasti //Elektronnyiy resurs. Rezhim dostupa: http://minprom.samregion.ru (data obrascheniya 20.07.2016).

5. Ofitsialnyiy sayt Pravitelstva Samarskoy oblasti //Elektronnyiy resurs. Rezhim dostupa: http://www.samregion.ru/press_center/news/03.04.2015 /date/1 /69744/ ? blind =1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.