Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УЗБЕКИСТАНА'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
103
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНТЕНСИВНЫЕ САДЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / AGRICULTURE / PROCESSING ENTERPRISES / INTENSIVE GARDENS / FOOD SECURITY / DEVELOPMENT OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юлдашев Н.К.

В свете «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» в статье раскрываются приоритетные направления модернизации и интенсификации сельского хозяйства страны. Особое внимание уделено оптимизации посевных площадей, расширению площадей под продовольственных культур, развитию садоводства, животноводства и перерабатывающей промышленности. Для осуществления широкомасштабных реформ требуются большие капитальные вложения, финансирование которых предусматривается за счет внутренних ресурсов и иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Юлдашев Н.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УЗБЕКИСТАНА»

УДК: 574.8

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

УЗБЕКИСТАНА

Юлдашев Н. К.

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой «Менеджмент» Ташкентского Государственного Экономического Университета

(100003, Республика Узбекистан, г.Ташкент, ул.И.Каримова, д.49; тел 8 (371) 239-28-57; E-mail: nuritdin.yuldashev@mail.ru)

Ключевые слова: сельское хозяйство, перерабатывающие предприятия, интенсивные сады, продовольственная безопасность, развитие сельского хозяйства.

В свете «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» в статье раскрываются приоритетные направления модернизации и интенсификации сельского хозяйства страны. Особое внимание уделено оптимизации посевных площадей, расширению площадей под продовольственных культур, развитию садоводства, животноводства и перерабатывающей промышленности. Для осуществления широкомасштабных реформ требуются большие капитальные вложения, финансирование которых предусматривается за счет внутренних ресурсов и иностранных инвестиций.

PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF UZBEKISTAN

Yuldashev N.K.

doctor of economic sciences, professor,head of the department "Management" of the Tashkent State Economic University

(100003, Republic of Uzbekistan, Tashkent, I.Karimova str., 49, phone: 8 (371) 239-28-57; Email: nuritdin.yuldashev@mail.ru)

Key words: agriculture, processing enterprises, intensive gardens, food security, development of agriculture.

Введение. Сельское хозяйство является одной из важных отраслей экономики Узбекистана. Эта отрасль наряду с удовлетворением потребности населения в продуктах питания, а отраслей перерабатывающей промышленности - в сырье, считается одним из перспективных источников укрепления экономического потенциала. В «Стратегии

действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 20172021 годах», утвержденных Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947, основное внимание обращено на следующие задачи по модернизации и интенсивному развитию сельского хозяйства (рис. 1).

Рис. 1. Приоритетные направления модернизации и интенсивного развития сельского хозяйства, определенные в Стратегии действий.

Цель и методика исследования. Цель работы - выявление возможностей интеграции сельхознауки и агропроизводства.Методика исследования сводится к обощению передового опыта по внедрению новых агротехнологий для увеличения объемов производства экспортоориентированной плодоовощной продукции, пользующейся спросом на мировых рынках.

Результаты исследований. Углубление структурных реформ и динамичное развитие сельскохозяйственного производства, дальнейшее укрепление продовольственной безопасности страны, расширение производства экологически чистой продукции, значительное повышение экспортного потенциала аграрного сектора, являются важнейшими задачами, предусмотренными к осуществлению в перспективе. В первую очередь в период 2016-2020 годов будут осуществлены работы по дальнейшей оптимизации посевных площадей, связанные с расширением площадей под картофель на 36,0 тыс. гектаров, овощи на 91,0 тыс. гектаров, интенсивные сады на 18,0 тыс. гектаров, масленичные культуры на 14,0 тыс. гектаров и виноградники на 11,2 тыс. гектаров за счет сокращения на 170,5 тыс. гектаров под хлопчатник и 50,0 тыс. гектаров орошаемых зерновых площадей. Вместе с этим, в результате применения передовых агротехнологий обработки культур, высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и машин, а также современных методов орошения, прогнозируется увеличить урожайность хлопчатника с 26,1 до 26,9 ц/га (+0,8), колосовых зерновых культур с 54,9 до 66,4 ц/га (+11,5), картофеля с 218,9 до 230,5 ц/га (+11,6), овощей с 277,1 до 294,0 ц/га (+16,9), плодов с 123,9 до 140,4 ц/га (+16,5), винограда с 126,7 до 137,1 ц/га (+10,4).

Осуществляемые меры по оптимизации состава посевных площадей и повышению урожайности приведут к существенному росту объемов производства сельскохозяйственной продукции в нашей стране. В частности, в течение 2016-2020 годов объем производства колосовых зерновых культур увеличится на 1 195,0 тыс. тонн, картофеля на 931,0 тыс. тонн, овощей на 3 002,2 тыс. тонн, плодов на 648,6 тыс. тонн и

винограда на 273,9 тыс. тонн и будет создана основа для обеспечения продовольственной безопасности страны.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан только лишь в 2017 году предусмотрено сократить на 49 тыс. гектаров площадей под хлопчатник и 10 тыс. гектаров под зерновые культуры, и за счет этого разместить картофель на 8,1 тыс. гектарах, овощи на 27,2 тыс. гектарах, интенсивные сады на 5,9 тыс. гектарах, виноградники на 2,9 тыс. гектарах, кормовые культуры на 10,9 тыс. гектарах и масленичные культуры на 4 тыс. гектарах. В результате этих мер появится возможность сократить на 80 млрд. сум ущерб от выращивания хлопчатника и зерновых культур на низкорентабельных посевных площадях, а за счет создания дополнительно около 1 млн. рабочих - довести количество занятого населения до 75,6 тыс. человек и увеличить в 2 раза экспорт плодоовощной продукции.

Важнейшми задачами являются развитие интенсивных садов и виноградников путем посадки на основе современных агротехнологий высокоурожайных, скороспелых деревьев, а также карликовых и полукарликовых деревьев сладких сортов, а также увеличение объемов производства пользующейся спросом на мировых рынках экспортоориентированной плодоовощной продукции.

По данным Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, в течение 2011 -2016 годов на основе применения в садоводстве новых агротехнологий было создано 31 308 гектаров высокоурожайных карликовых и полукарликовых интенсивных садов.

В соответствии со Стратегией действий определено осуществление в этом направлении следующих мер за счет использования средств фермерских хозяйств и кредитов фермерских хозяйств на общую сумму 532 346,0 млн. сум:

• Создание новых интенсивных садов на площади 13 тыс. гектаров и виноградников на площади 7,3 тыс. гектаров, а также реконструкция 15,4 тыс. гектаров садов и 9 тыс. гектаров виноградников

• За счет поэтапного перевода имеющихся малорентабельных садов и виноградников по 10% в год или 14,1 тыс. гектаров на интенсивные методы, увеличение их доли к 2020 году до 30%

• Повышение урожайности плодовых садов в 3-4 раза

• Поэтапное внедрение системы капельного орошения во вновь создаваемые и имеющиеся интенсивные сады и виноградники по 5,7 тыс. гектаров в год

• Увеличение не менее чем на 7000 тыс. штук объемов выращивания саженцев и подвоев карликовых и полукарликовых деревьев, адаптированных к почвенно-климатическим условиям республики

• Испытание саженцев перспективных и востребованных на мировых рынках экспортоориентированных сортов плодовых деревьев для интенсивных садов, включение их в Государственный реестр сельскохозяйственных культур рекомендованных для высаживания на территории республики и др.

При повышении урожайности сельскохозяйственных культур большое значение имеет семенная селекция и выбор сортов. По данным Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, в годы независимости учеными нашей страны проведены широкомасштабные исследования по созданию новых сортов плодовых, ягодных, орехоплодных, субтропических, цитрусовых растений и винограда, изучению местных и интродуцированных сортов, разработке технологий выращивания и внедрению в производство. В результате этого впервые в Центральной Азии селекционным путем была налажена селекция семенных, косточковых, ягодных, орехоплодных культур и заложена основа создания новых сортов. Благодаря многолетним научным исследованиям, было создано более 170 сортов плодов и винограда, и около восьмидесяти из них были включены в Государственный реестр. На сегодняшний день в Государственный реестр включено 709 видов плодов, овощей, картофеля и бахчевых культур, из них 189 составляют местные сорта и 520 зарубежные сорта.

В соответствии со Стратегией действий на 2017-2021 годы по этому направлению определены задачи по:

- расширению научно-исследовательских работ по созданию сортов сельскохозяйственных культур и видов животных, обладающих устойчивостью к почвенно-климатическим условиям республики, засухе, засоленности, жаре и болезням

- созданию скороспелых и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, адаптированных к различным почвенно-климатическим условиям, с доказательством негативного влияния на здоровье потребителей на основе геннокаутных биотехнологий.

Модернизация и интенсивное развитие животноводческой отрасли является важной частью стратегии развития аграрного комплекса. В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года № ПП-2460 «О мерах по углублению реформирования и развитию сельского хозяйства на 2016-2020 годы» определены

задачи по увеличению в 2016-2010 годах поголовья крупного рогатого скота на 3 165 тыс. голов, поголовья овец и коз на 4 281 тыс. голов и поголовья птицы на 31 200 тыс. голов. В результате этого в период этих годов объем производства мяса (в живом весе) увеличится на 519,0 тыс. тонн, молока на 4 177,0 тыс. тонн, рыбы на 90,0 тыс. тонн, меда на 13,7 тыс. тонн и яиц на 4 100,0 млн. штук.

Уделяется серьезное внимание на ввоз из стран, с развитым животноводством, племенного крупного рогатого скота для организации последующего их размножения. По данным Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, в 2006-2016 годах было ввезено из Украины, Белоруссии, Польши, Австрии, Германии, Голландии и других стран Европы 69 175 голов высокоплеменного крупного рогатого скота. (Рис. 2)

Рис. 2. Количество ввезенных в нашу республику из зарубежных стран голов племенного крупного рогатого скота.

В целях защиты крупного рогатого скота от болезней, улучшения породы и повышения продуктивности, в республике в 2016 году 2616 зооветеринарными пунктами оказаны зооветеринарные услуги и произведено искусственное осеменение 2465 голов коров и телок, количество племенных хозяйств по разведению крупного рогатого скота доведено до 610, ими подготовлено и реализовано через аукционы населению и фермерским хозяйствам 7677 голов племенного крупного рогатого скота. 2016-2020 годах запланировано создание 1533 новых племенных хозяйств (рис. 3).

Рис. 3. Прогнозные показатели создания в республике в 2016-2020 годах племенных хозяйств по разведению крупного рогатого скота.

На сегодняшний день вопрос продовольственной безопасности остается одной из глобальных проблем, беспокоящей весь мир. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ^АО) ООН, в настоящее время 30% населения земли страдает от недоедания. В таких условиях в нашей республике путем обеспечения населения качественной и в достаточном количестве пищевой продукцией достигнуты весомые результаты по обеспечению продовольственной безопасности нашей страны. В частности, если в 1990 году из расчета на душу населения по всем видам продуктов питания употребление было меньше от нормы, то к 2015 году объем потребления от нормы по мясу составил 105,4%, молочным продуктам 194,9%, картофелю 104,4 %, овощам и бахчевым 221,3%.

В Стратегии действий с целью повышения объемов производства сельскохозяйственной продукции, предотвращения резкого роста цен на них на внутреннем рынке, определено осуществление следующих мер:

- повышение в 2017 году объемов производства овощей на 105,7%, картофеля на 106,3%, бахчевых на 106,1%, плодов на 106,0%, винограда на 105,7%, мяса на 105,6%, молока на 108,1%, яиц на 111,3%, рыбы на 120,0% и меда на 118,2%

- строительство на 394 гектарах площадей 503 тепличных хозяйств и на 176 гектарах площадей 6885 личных приусадебных участков населения

- создание в приусадебных участках населения и дехканских хозяйствах легкоконструкционных теплиц, малых птицеводческих, рыбоводческих, пчеловодческих хозяйств, использующих альтернативные источники энергии, оказание практической помощи в производстве высокопродуктивной и высокодоходной продукции

- разъяснение и распространение современных технологий и опыта по эффективному и рациональному использованию личных приусадебных участков, получения высокого урожая и прибыли

- с целью хранения и отправления на экспорт свежих плодов и переработанной продукции, организация 184 холодильных складов общим объемом 132,2 тыс. тонн и модернизация 4 холодильных складов на 1,4 тыс. тонн, доведение общего объема холодильных складов до 632 тыс. тонн и создание 1000 новых рабочих мест

- повышение плодородности почвы и урожайности культур на основе перехода к планированию долгосрочного размещения сельскохозяйственных культур, с применением комбинированного порядка посева, снижение расходов и себестоимости их производства.

Развитие многопрофильных фермерских хозяйств является одним из важных факторов стабильного и эффективного развития сельского хозяйства в перспективе. Они должны не только заниматься выращиванием сельскохозяйственной продукции, но и ее глубокой переработкой и оказанием населению различных работ и услуг. Это поможет им укрепить финансовую стабильность и платежеспособность, а также повысить конкурентоспособность. В нашей республике осуществляются программы по развитию многопрофильных фермерских хозяйств.

Как следует из сведений в приведенной таблице, в 2017 году в 23 846 фермерских хозяйствах было осуществлено 25 506 проектов общей стоимостью 1762203 млн. сум по переработке сельскохозяйственной продукции, оказанию различных услуг, созданию интенсивных садов и виноградников, развитию животноводческой сферы. В последние годы в ряде регионов нашей республики проходят испытания и рекомендованы к применению новые технологии орошения культур. В соответствии с «Государственной программой улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель и рационального использования водных ресурсов на 2013-2017 годы» Республики Узбекистан, в 2013-2017 годах предусмотрено внедрение современных методов орошения на 104 600 гектарах площадей. По данным Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, в нашей республике в 2011-2015 годах были внедрены технологии капельного орошения посевных площадей на 47356,0 гектарах, орошения грядок под полиэтиленовой пленкой на 19214,0 гектарах, орошения передвижными гибкими трубами на 18418,0 гектарах. (Рис. 4).

■ - технология капельного орошения

П - технология орошения передвижными гибкими трубами 0 - технология орошения грядок под полиэтиленовой пленкой

Рис. 4. Посевные площади республики, где в 2011-2015 годах были внедрены современные методы орошения, в гектарах.

На основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2016 года № ПП-2505 «О мерах по дальнейшему развитию сырьевой базы, углублению переработки плодоовощной и мясомолочной продукции, увеличению производства и экспорта пищевой продукции в 2016-2020 годах», предусмотрено осуществление 180 инвестиционных проектов по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции общей стоимостью равной в эквиваленте 595 886,3 тыс. долл. США. (Табл. 1)

Таблица- 1.

Стоимость инвестиционных проектов по строительству новых, реконструкции и модернизации существующих предприятий по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции в 2016-2020 годах

Наименование проектов Общая стоимость проектов в том числе по источникам финансирования:

Собственные средства Кредиты банков Зарубежные инвестиции и кредиты

Всего (180 проектов) 595 886,3 242 916,7 189 461,6 163 508,0

в том числе

Новое 463 267,3 169 714,7 144 324,6 149 228,0

строительство (141 проектов)

Реконструкция и модернизация (39 проектов) 132 619,0 73 202,0 45 137,0 14 280,0

Источник: составлено по даннымХК "Узбекозиковкатхолдинг".

В соответствии с данным постановлением, в 2016-2020 годах предусмотрен пуск в эксплуатацию 138 новых предприятий по переработке плодоовощной продукции мощностью 99 100 тонн, 46 предприятий по переработке мясной продукции мощностью 16 500 тонн, 79 предприятий по переработке молочной продукции мощностью 34 850 тонн и 153 предприятий по переработке прочей пищевой продукции мощностью 26 840 тонн.

В результате осуществления системных мер по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции появиться возможность увеличить объемы плодоовощных консервов к 2020 году по сравнению с 2016 годом на 79,4%, плодовых соков - на 80,5%, сухофруктов - на 73,1%, мяса и мясной продукции -на 59,5%, колбасной продукции - на 68,8%, молока и молочной продукции - на 56,6%, сливочного масла - на 51,4%, кондитерских изделий - на 59,9%, растительного масла - на 57,2%, сахара - на 24,0%, сыра - в 2,5 раза, мясных консервов - в 2,4 раза, рыбной продукции - в 3,4 раза и замороженной рыбы - в 2,8 раза.

В Стратегии действий предусмотрено освоение средств международных финансовых институтов на развитие сельского хозяйства в 2017 году на общую сумму 337,8 млн. долл. США по следующим направлениям:

- средств «Азиатского банка развития» в размере 15,0 млн. долл. США на проект «Модернизация производства в сельском хозяйстве»;

- средств «Международного банка реконструкции и развития» в размере 150,0 млн. долл. США на проект «Развитие животноводческого сектора»;

- средств «Международного фонда развития сельского хозяйства» в размере 23,8 мнл. долл. США на проект «Расширение производства и развитие переработки молочной продукции в Кашкадарьинской и Джизакской областях»;

- средств «Международной ассоциации развития» в размере 14,0 млн. долл. США на проект «Адаптация и смягчение последствий изменения климата в Приаральском регионе».

Выводы. Рекомендации.

Узбекистан обладает большим природным потенциалом для наращивания производства экологически чистой плодоовощной продукции. Для того, чтобы страна заняла достойное место на рынке плодоовощной продукции, необходимы усилия по продвижению своих продуктов на мировом рынке. Меры определенные в «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» по интенсивному развитию и модернизации сельского хозяйства, направлены на решение именно этих задач, то есть, развитию стабильными темпами аграрного сектора, укреплению продовольственной безопасности страны, увеличению экспортного потенциала и повышению качества жизни и материального процветания нашего народа.

Список литературы

1. Речь Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева на состоявшемся 14 января 2017 года расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном всестороннему анализу итогов социально-экономического развития страны в 2016 году и определению важнейших приоритетных направлений экономической программы на 2017 год. Народное слово. 19 января 2017 года, № 3.

2. Указ Президента Республики Узбекистана Ш.Мирзиёева от 23 января 2017 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».( URL: http://www.lex.uz)

3. Свод статистических данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике в 2011-2015 годах.

4. Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. available at: http://strategy.regulation.gov.uz/uz/document/1.

References

1. The speech of the President of Uzbekistan Sh.Mirziyoyev at the expanded meeting of the Cabinet of Ministers on January 14, 2017, devoted to a comprehensive analysis of the results of the country's social and economic development in 2016 and the identification of the most important priorities of the economic program for 2017. The popular word. January 19, 2017, Vol. 3.

2. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan on January 23, 2017 "On the Strategy of Actions for the Further Development of the Republic of Uzbekistan." (URL: http://www.lex.uz)

3. Summary of statistical data of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics in 2011-2015.

4. The strategy of actions in five priority directions of development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021. Available at: http://strategy.regulati on.gov.uz/uz/document/1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.