ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
УДК 378
Тамара Петровна Серебровская
к.э.н., доцент кафедры Маркетинга МЭСИ
Тел.: 8-915-333-02-28,
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются инновационные подходы в обучении при формировании профессиональной компетентности специалиста. Акцент сделан на профильную подготовку человека, удовлетворяющую
потребностям современного общества.
Ключевые слова: инновационное обучение, профильная подготовка, технологии образования (обучения),
индивидуализация обучения.
Tamara Petrovna Serebrovskaya
k.e.n., docent of the department of Marketing MESI
Mob.: 8-915-333-02-28, E-mail: [email protected]
INNOVATIVE TEACHING AS A FORM OF PROFILE TRAINING IN THE FORMINGOF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SPECIALIST
The article describes the innovative approaches in the methodologv of teaching the future specialists concerned with the forming of their professional competence. The key point is the profile training which corresponds to the nessecity of the modern societv.
Keywords: innovative learning, profile training,educational technologies, individualization of teaching.
На сегодняшний день российские ВУЗы разрабатывают и внедряют в традиционный процесс обучения инновационные подходы и методы обучения, направленные на формирование специалиста, удовлетворяющего потребностям современного общества. Инновационное обучение направлено на формирование у обучающегося таких качеств, навыков и умений, которые позволяют ему порождать и развивать идеи, представляя их в виде нового продукта, при этом грамотно и справедливо относиться к аналогичным разработкам других людей, находить им применение как в профессиональной, так и в личной жизни.
Профориентационное обучение помогает человеку сделать выбор в том поле деятельности, где он будет чувствовать себя наиболее комфортно и сможет трудиться с наибольшей пользой для себя и общества в целом, ориентируясь на определенные личностные характеристики, соответствующих тем или иным сферам деятельности.
В России рынок услуг помощи в трудоустройстве развит недостаточно. На сегодняшний день у населения нашей страны растут потребности в самообучении. Все больше молодых людей желают определиться в жизни таким образом, чтобы выбранная ими профессия не просто приносила материальные выгоды, но и давала удовлетворение. Немаловажным фактором является, и стремление людей приобрести специальность, «устойчивую» к разного рода экономическим кризисам.
Профильное обучение можно рассматривать и применять как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Оно обладает рядом преимуществ: 1) за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволяет ВУЗам учитывать интересы, склонности и способности обучающихся; 2) создавать условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями повышать образовательный уровень. Главным преимуществом профориентационного обучения являются формы организации профильного обучения, которые с одной стороны соответствуют образовательным программам ВУЗа, а с другой стороны выходят за стены отдельного образовательного учреждения. Возможно несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.
Рис. 1. Модель электронного обучения по повышению образовательного уровня и квалификации специалистов
Модель электронного обучения по повышению образовательного уровня и квалификации специалистов предполагает создание корпоративных связей МЭСИ с Центром подготовки и повышения квалификации, объединяющие научно-инновационную, производственную и образовательную деятельность в единый процесс, в равной степени взаимно стимулирующей дальнейшее развитие каждого вида деятельности в отдельности.
МЭСИ разрабатывает интегрированные электронные обучающие курсы целевой подготовки специалистов, по приоритетным направлениям стимулируя воспроизводство высококвалифицированного кадрового потенциала для обеспечения и последующего развития данного предприятия. В изначально определенном производственном направлении центром занятости населения и центром подготовки и повышения квалификации создается банк квалифицированных специалистов. Данный механизм позволяет стимулировать и существенно активизировать подготовку и переподготовку производственных кадров, способствуя дальнейшей интеграции учебного инновационного и производственного процессов.
Самостоятельная деятельность обучаемого находится в центре процесса инновационного обучения. В частности, студент высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. Технология инновационного обучения предполагает самостоятельное изучение учебных дисциплин с помощью различных средств и форм обучения: слайд- и телелекций, индивидуальных компьютерных тренингов и рабочего учебника (см.табл. 1). Каждая обучающая программа имеет свои цели, задачи и различные варианты применения. При определении обучающей методики по формированию компетенций специалиста необходимо учитывать цели и задачи формирования компетенций по конкретной специальности, после чего определять метод обучения. Основным показателем качества профессионального образования в рамках его модернизации является компетентность специалиста.
Под компетентностью специалиста понимается интегративное качество человека, получившего образование определенной ступени (незаконченное высшее, бакалавр, магистр и т.д.), вы-
Таблица 1. Технология инновационного обучения специалистов заинтересованных в расширении квалификационного диапазона
Создание и развитие мобильности сотрудников предприятия
профессиональная ориентация потребителей с учетом производственной деятельности и индивидуальных потребностей
Развитие личностных и профессиональных умений и навыков ориентируясь на требования рынка труда
Способы и инструменты работы над собой
Быстрая адаптация новых сотрудников по сферам деятельности предприятия
Инструменты Е-1еагпг^
Видеолекции,
Индивидуальные компьютерные
тренинги
Е-учебники.
Вики (групповые проекты) Блоги (сообщения о процессе работы и обратная связь)
ражающееся в способности на основе полученных знаний, умений и навыков продуктивно осуществлять деятельность с учетом ее социальной значимости и социальных рисков.
Например, опираясь на концепцию ГОС третьего поколения, рассмотрим профессиональные компетенции выпускника специальности «Маркетинг».
Профессиональные компетенции дипломированного маркетолога определяются таким набором качеств, навыков и умений, которые необходимы ему для успешного выполнения своей работы, а также владение знаниями и опытом для решения ряда экономических вопросов. Поэтому профессиональные компетенции маркетолога можно свести к тому, что он должен знать и уметь применять (см.рис.2). Компетенции маркетолога определяются не только профессиональными, но и личностными критериями (креатив-
ность мышления, аналитические навыки, коммуникабельность и т.п.).
Поэтому можно считать, что решение основной задачи инновационного профобучения направлено на подготовку специалистов под конкретного заказчика кадров. Подготовка осуществляется согласно требованиям и пожеланиям заказчика в зависимости от заказанного уровня квалификации кадров и содержания профессиональных образовательных программ. Так, например, образовательное учреждение (МЭСИ) разрабатывает электронные обучающие курсы в соответствии с заключенным договором.
Другим не менее важным направлением является формирование общественного мнения о востребованности той или иной профессии. Основная составляющая этой деятельности - работа по перспективному выявлению потребностей в кадрах данной области.
Рис. 2.Профессиональные компетенции вышускника специальности «Маркетинг» (концепция ГОС третьего поколения)
Для сравнительно быстрого и комплексного решения данной проблемы раз-рабатытаются технологии привлечения ресурсов, организуемык и развиваемык совместно с заинтересованными промышленными предприятиями. В данном направлении перспективной считается форма взаимодействия с крупными промышленными предприятиями (заводами, объединениями) и организациями (банками) связанная с созданием через Центр занятости населения организации по переподготовке и повышению квалификации (ЦПиПК).
Первую группу представляют работники и специалисты, заинтересованные в расширении квалификационного диапазона. Инновационное обучение направлено на профессиональную ориентацию потребителей всех категорий в соответствии с особенностями производственной деятельности и с учетом индивидуальных потребностей, способствует развитию и совершенствованию личностных и профессиональных умений и навыков на основе четко сформулированных требований рынка труда.
Данной группе обучающихся можно предложить «быстрый E-learning». Особенность развивающейся разновидности онлайновых тренингов заключается в веб-ориентированном обучении, которое создается в более короткое время, чем при традиционном подходе и имеет ряд преимуществ, во-первых, быстрая разработка учебных курсов в соответствии с бизнес-событиями и, во-вторых, минимизация времени и необходимых ресурсов клиента.
В качестве критериев разработки быстрого электронного обучения [5] относят:
- разработка курсов в течение менее трех недель;
- определение инструмента как шаблона по созданию и модификации курсов;
- простые оценки, обратная связь и взаимодействие по средством Media элементов;
- оценка выполненного задания в один час или меньше (иногда менее чем за 30 минут).
- синхронные и асинхронные модели обучения.
Стоит отметить, что E-Learning Гильдия не согласна с некоторыми критериями быстрого обучения, и, прежде всего, со сроками обучения, считая их недостаточными.
Профильное обучение является од-
МЭСИ
Рис.3. Модель интеграции образовательного учреждения с предприятиями и организациями по подготовке кадров
ним из приоритетных направлений модернизации общего образования и должно начинаться с общеобразовательной ступени. Ниже представлены модели (см. рис. 4, 7) возможной реализации профильного обучения школьников.
Модель профильной подготовки школьников представляет объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра».
В этом случае каждое образовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». Органы управления образованием создают единую систему управления образовательным процессом и обмена
информацией между школой и ресурсным центром, организованным и контролируемым администрацией города. Органы управления образованием проводят конкурсы и определяют профиль средней образовательной школы, составляют качественную и количественную оценку наличия и использования вычислительной техники в школах города.
Процесс создания городского ресурсного центра и на его базе объединение всех школ в единое городское образовательное пространство предполагает работу в следующих направлениях: 1) формирование технической инфраструктуры городской информационной сети; 2) подготовка персонала, отвечающего за эксплуатацию техники и преподавателей к работе в условиях единого информационного пространства; 3) работа по информационно- методическому наполнению единого образовательного пространства.
Каждая школа в соответствии со своей специализацией разрабатывает и предоставляет электронные учебно-методические материалы в ресурсный
Рис.4. Модель профильной подготовки школьников
центр. «Профиль» школы определятся не только ее возможностями, но и пожеланиями учеников и родителей.
Рассматриваемый канал обучения позволяет учащимся избрать дополнительные учебные курсы по интересующему их профилю и осуществлять инновационное обучение по индивидуальному графику. Главным достоинством является то, что учащиеся могут повысить уровень знаний по выбранному ими профилю за счет дополнительного изучения курсов, отсутствующих в их школе, но имеющих место в другом общеобразовательном учреждении. Недостаток заключается в отсутствии непосредственного взаимодействия школ друг с другом, что может привести к разработке однотипных курсов. И здесь поможет ресурсный центр и базовое образовательное учреждение, которые должны скоординировать деятельность всех заинтересованных сторон.
Реализацию представленной модели профильной подготовки школьников (см.рис.3) рассмотрим на примере городской экспериментальной площадки предметной области «Технология» -Государственного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат № 25 «Центральный» [4].
ГОУ Межшкольный учебный комбинат № 25 «Центральный» осуществляет технологическое профильное обучение учащихся московских школ по программе «Столичное образование-5». Целью данной программы является переход всех школ на профильное обучение, предоставляя возможность каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения и получить базовые знания по предполагаемой профессии. Реализация программы «Столичное образование-5» планируется к 2012 году. Согласно модернизации общего образования в «Межшкольном учебным комбинате № 25 разработан элективный курс профессионального самоопределения «Инженер третьего тысячелетия».
Учебные программы разработаны таким образом, что обучающийся не просто готовиться к поступлению в технический ВУЗ, а приобретает умения на практике применять свои знания в конкретной деятельности еще в школе. Технологическое профильное обучение Межшкольного учебного комбината № 25 «Центральный» основывается на практико-ориентированном учебном материале с применением совре-
Удовлетворение общественных потребностей на рынке труда
Осуществление свободы индивидуального выбора
Цель профильной ориентации —> Выбор учащимися модели образовательной траектории -> Этап предпрофильной подготовки
г
Цель профессионального самоопределения <— Самостоятельный осознанный выбор учащимися профессии <— Этап профильного обучения
Рис. 5. Цели профильного обучения ГОУ МУК № 25[4]
меннейшего оборудования учебных лабораторий, где обучающие получают практические навыки. Партнёрами являются: Институт информатизации образования РАО; Московский институт открытого образования; Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков; Дом моды Натальи Нафталиевой; Журнал «Школа и производство».
Отношения межшкольного учебного комбината со школами ЦАО (№ 330,613, 661, 1225) построены на договорной основе. Профессорско-преподавательский состав МУК высококвалифицирован, что позволяет ему осуществлять ряд образовательных мероприятий по повышению квалификации. Так, например, совместно с Московским институтом открытого образования проводит курсы повышения квалификации, семинары для руководителей и
педагогов образовательных учреждений Москвы, а у студентов Московского педагогического государственного университета факультета Технологии и предпринимательства является руководителем педагогической практики.
Для поддержания и развития своей инновационной образовательной деятельности МУК как городская экспериментальная площадка в области «Технология» привлекает научно-методические и кадровые ресурсы высших учебных заведений (МПГУ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Института информатизации образования РАО).
Другой вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечения дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащим-
Охрана здоровья учащихся (НИИ гигиены и охраны здоровья детей )
Институт информатизации образования РАО
Дом моды Натальи Нафталиевой
ГОУ МУК № 25 «Центральный»
Школы ЦАО (№330, 613, 661, 1225)
Повышение квалификации учителей (МИОО, МПГУ)
Передача опыта (журнал «Школа и
производство», издания учебников)
Олимпиады, конкурсы и т.д.
Рис. 6. Практико-ориентированный подход в обучении ГОУ МУК № 25[4]
ся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где они учатся, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования)
При работе со второй группой потенциальных потребителей - выпускников школ проводятся тестирования общих навыков необходимых для успешной адаптации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда. В результате выпускники делятся на группы с учетом их собственных интересов и по итогам тестирования переходят в раздел для желающих пройти профессиональные тренинги во внешних организациях, ориентационную программу для новичков.
Роль высшего учебного заведения (МЭСИ), заключается в предоставлении образовательных слуг от производителя к потребителю. Благодаря инновационным образовательным услугам, предоставляемым МЭСИ, устраняются разрывы во времени, месте обучения, дающие возможность получить образовательные услуги тем, кто хотел бы ими воспользоваться. Особенность заключается в том, что данный канал предполагает возможность как прямой продажи через представителя производителя, так и продажу через дилера (ресурсный центр).
Особенностью анализируемого варианта является режим реализации взаимодействия учащегося с тьютором. Преподаватель (тьютор) не должен быть «раздаточным устройством знаний», общающимся с учащимися как с пассивными приемниками. В существующих региональных условиях учащиеся могут работать как индивидуально, так и быть организованы в небольшие группы, которые работают вместе, возможно даже на одном компьютере. Тьютор для учащегося, прежде всего коллега, участвующий в процессе обучения, который помогает сориентироваться в учебных материалах, выполненных в разных программных средах и создать алгоритм индивидуализированного учебного плана.
Механизм принятия решений о канале взаимодействия МЭСИ со школами основывается на экономической и технологической целесообразности, принося выгоду производителю, посреднику и конечному потребителю.
Рис.7.Модель кооперации общеобразовательных учреждений с учреждениями высшего профессионального образования
Продолжить профессиональное совершенствование, а именно повысить квалификацию, получить новую квалификацию, новые навыки возможно в «Академии Профессиональных инноваций» ЗАО «Афин Консалт» [2]. Прежде чем начать обучение необходимо пройти тестирование для проверки остаточных знаний по различным темам, что будет способствовать успешному прохождению курсов. Обучение осуществляется на методике, которая фокусирует внимание студента на том, чего студент не знает. «Академия Профессиональных инноваций» для повышения эффективности образования использует такие технологии образования как: дистанционное обучение на базе ИКТ; кейсы; компьютерные симулято-ры; тренажерные комплексы; деловые игры; проектные методы обучения; стажировки. Следовательно, применяемая технология обучения направлена на получение во-первых, знаний (предлагаемые курсы разрабатываются преподавателями ведущих Московских ВУЗов); во вторых, навыки и опыт самостоятельной работы (методики обучения - деловые игры, тренажерные комплексы реализуемые на базе ИКТ); в третьих, квалификацию (самостоя-
тельно собирать информацию, анализировать и ее обобщать, а также осваивать новые технологии в выбранной области); в-четвертых, Сертификат, Свидетельство Учебного центра или Диплом (с данными о получении квалификации).
Не менее интересный подход в обучении, инновационное преподавание и новаторские исследования, выходящие за рамки традиционных академических границ, применяет Северо-Западный Университет (штат Иллинойс) [7]. На сайте данного университета представлены некоторые технологии, применяемые в процессе обучения:
- депо - Web-инструмент управления документами. Применительно к МЭСИ то студенты и преподаватели в процессе изучения какого либо курса используют ИЦД, совместно загружают, хранят и потом используют документы и файлы расширяющие границы изучающего курса;
- коммуникации серии Talk - коммуникации в форме разговора. Для МЭСИ реализация данной технологии возможна следующим образом, например, чтение лекций используя Skype, а проведение семинарских занятий с применением таких программ как icg, чат
Таблица 2. Формирования компетентности специалиста в общеобразовательных учреждениях
Этапы формирования компетентности специалиста Инструменты E-learning
Тестирование общих навыков 1. Тестирование 2. Блог
Деление выпускников на группы с учетом их собственных интересов 1. Конференции 2. Форум
По итогам промежуточного тестирования переходят к профессиональным тренингам во внешних организациях. 1. E-mail 2. Mobib 3. Skype 4. Библиотека 5. Тестирование
и т.п;
- Конференции. Успех проведения конференции в интерактивном режиме зависит от технического оснащения ВУЗа.
Инновационное профильное обучение не просто способствует человеку выбрать профессию или трудоустроиться, а помогает ему сделать выбор в том поле деятельности, где он будет чувствовать себя наиболее комфортно и сможет трудиться с наибольшей пользой для себя и общества в целом, ориентируясь на определенные личностные характеристики, соответствующих тем или иным сферам деятельности. Электронно-профильное обучение направлено на разные социальные группы потребителей, предлагая для каждой из них свой вариант обучения, ориентируясь на социальные приоритеты человека и помогая ему реализовать в будущем результаты его образования наиболее эффективно.
Итак, электронно-профильное обучение позволяет:
- оценивать результат выполнения заданий (обучающийся может просмотреть выполненное задание, например пройдя тест в форме самоконтроля возможно его открыть и просмотреть в каких вопросах допущена ошибка);
- активизировать учебно - познавательную деятельность студентов (обучение проходит согласно составленному и утверждённому плану изучения курса или дисциплины и для выполнения определенного контрольного задания в интерактивном режиме студенту необходимо подготовиться);
- устранить отрицательное отношение к учебе - непонимание, неуспех, пробелы в знаниях (персонализированный подход в обучении и концентрация внимания учащегося на ключевых моментах в процессе изучения курса);
- развивать коммуникабельность (взаимодействие с другими учащимися, тьютором в интерактивном режиме);
- проявлять инициативу (при профильной подготовке обучающийся пробует себя в разных ролях, то руководитель проекта, то выполняющий задания либо индивидуальная работа);
- зарождать чувство сопричастности к решению экономических проблем (работа в группе для решения ситуационного обучающего задания).
Таким образом, характерным принципом инновационно-профильного обучения является принцип непрерывного образования - базовые идеи, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни.
Литература
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, Москва Распоряжение № 1340-р от 03.09.05 г.
2. «Академия Профессиональных инноваций» ЗАО «Афин Консалт» http://academprofi.ru
3. Википедия. http://ru.wikipedia.org/ w i k i / % D 0 % 9 A % D 0 % B E % D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82% D 0 % B 5 % D 0 % B D % D 1 % 86%D0%B8%D1%8F
4. ГОУ «Межшкольный учебный комбинат № 25 «Центральный» http:// muk2 5 .ru/index.php?option = com_frontpage&Itemid=1
5. Дженифер де Вриз. Что такое быстрое электронное обучение? : eLearning Technology : Электронное обучение технологии // Технология электронного обучения 01.12.2008 // http://translate.googleusercontent.com/ translate_c?hl=ru&langpair=en%7 Cru&u = http:// elearningtech.blogspot.com/2006/06/ what-is-rapid-elearmng_13.html&mrl=translate.google.m& usg=ALkJrhiv8bQaXQ_zs291XY 2Y4CB4G5b7cA#ixzz10na91gt6
6. Профессия маркетолог. Профес-сиограмма. http://
vyborprofessia.narod.ru/marketolog.htm
7. Северо-Западный Университет (штат Иллинойс) http:// translate.googleusercontent.com/ translate_c?hl = ru&langpair = en%7Cru&u=http:// infocommons.northwestern.edu/ features. html &rurl=translate. google. ru &usg = ALkJrhgiMpYoq9 juLo5daV1bj2gpp0jNxA
References
1. The concept of the Federal Target Programme for the Development of Education in the years 2006 - 2010, Moscow Decree № 1340-r dated 09.03.2005
2. The Academy of Professional Innovations ZAO Athens Consult http://academprofi.ru
3. Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/ w i k i / % D 0 % 9 A % D 0 % B E % D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82% D 0 % B 5 % D 0 % B D % D 1 % 86%D0%B8%D1%8F
4. SEI "Interschool educational combine № 25" Central »http://muk25.ru/ index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
5. Jennifer de Vries. With such a rapid e-learning? : ELearning Technology: eLearning Technology / Technology eLearning 01.12.2008 / / http:// translate.googleusercontent.com/ translate_c?hl=ru&langpair=en%7 Cru&u = http:// elearningtech.blogspot.com/2006/06/ what-is-rapid-elearning_13.html&rurl=translate.google.ru& usg=ALkJrhiv8bQaXQ_zs291XY 2Y4CB4G5b7cA#ixzz10na91gt6
6. Profession marketer. Professiograme. http:// vyborprofessia.narod.ru/marketolog.htm
7. Northwestern University (Illinois) http://translate.googleusercontent.com/ translate_c?hl = ru&langpair = en%7Cru&u=http:// infocommons.northwestern.edu/ features. html &rurl=translate. google. ru &usg = ALkJrhgiMpYoq9 juLo5daV1bj2gpp0jNxA