6. Харлампович К. Профессор Н.Ф. Ка-танов (Некролог) / К. Хардамиович / Казанский музейный вестник,- 1922.— №1- С. 187-195.
История образования
7. Ф. 9044 Д. 8817, Отдач рукописей и редких книг научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского университета. * Письма Н.Ф. Катанова A.B. Васильеву» .
МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
Т. А. Челнокова, кандидат педагогических наук, Х.Р, Кадырова, кандидат пезагогичееких наук, КГТУ, г. Казань
Социальная, экономическая, политическая атмосфера, складывающаяся в нашей стране на том или ином этапе истории, накладывает отпечаток на развитие образования. Этот отпечаток находит отражение в организаци-онно-структурных, дидактических, методических основах образовательного процесса. Особо реагирующим на запросы общества и социально-экономические явления выступает педагогический процесс профессионального развития личности. Это подтверждается историей отечественной школы ХХ-ХХ1 веков, в которой реализовались идеи трудовой школы, идеи политехнического образования, идеи непрерывной допрофеесиональной и профессиональной подготовки, и, наконец, идеи ранней специализации.
Реализация указанных идей отражалась: в организации образовательной среды, в которую на определенных этапах истории включались детский клуб, производственная мастерская, колхозное поле или ферма, строительный участок, учебно-производственный комбинат и т.п.; во внесении изменений в расписание учебной недели (один день недели - производительный труд на предприятие или
занятия в учебно-производственном комбинате).
Идея политехнического образования в течение многих десятилетий истории отечественной школы была основополагающей идеей ее функционирования. Политехническое образование принималось как важнейшая часть коммунистического воспитания, предусматривая ознакомление учащихся с теорией и практикой, основными принципами производства, особенностями производственных отношений, формирование трудовых навыков и умений. Длительность этапа существования образовательных учреждений нашей страны в рамках идеи политехнизма, не означала отсутствие перемен в содержание образования, выборе методов обучения или организации учебного процесса в целом.
Анализ концептуальных установок и конкретных фактов деятельности общеобразовательных учреждений нашей страны в ХХ-ХХ1 веках, С точки зрения их ориентации на решение проблемы профессионального становления учащихся, позволяет выделить модели профессионального развития личности на этапах обучения. Каждая из них отражает общий контекст;
^^■zmjzn 4- п шгшшггг
Казанский педагогический журнал
образовательную политику; методологические, дидактические, организационные характеристики, присущие образовательным учреждениям:
• модель профессионального развития личности в условиях трудовой школы;
• модель профессионального развития личности в политехническом образовании;
• модель профессионального развития личности в реализации идеи профильного обучения на старшей ступени образования.
Кроме того, можно выделить модель профессионального развития личности 1990-х годов XX века, в ней отражаются особенности социально-экономической и политической ситуации в нашей стране, определившие развитие образования этого периода. В отличие от трех выделенных выше моделей, создаваемая в отечественной школе модель 1990-х, отражала инициативу самих учебных заведений, а не была реакцией на практическое воплощение ими требований нормативно-правового акта.
Формирование в России модели профессионального развития учащихся начала XX века связано с принятием в 1918 году «Положения о единой трудовой школе РСФСР». ЕТШ (едина трудовая школа) на практике осуществляла ленинские идеи о том, что только в совместном труде с рабочими крестьянами можно стать настоящим коммунистом. Вовлечение в общественно-полезный труд подрастающего поколения становится
З'ЮОб
частью образовательной политики того времени. В статье 12 данного Положения указывается, что производственный труд должен быть органически связан с обучением, «постоянно усложняясь и выходя за пределы непосредственной обстановки детской жизни». (1, е.83)
Оценивая позиции сторонников трудовой школы как зарубежных (Д. Дьюи, Г. Кершентейнер), так и отечественных (П. П. Блонский, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий), при определенном разнообразии их подходов к ее идеи, можно увидеть центр педагогического внимания в профессиональных подструктурах личности: компетенции (умения - навыки); личностные качества, свойства характера. Среди педагогических приоритетов оказался приоритет разнообразных форм самостоятельной деятельности обучающихся и идея развития (развитие через ручной труд, личностное развитие, деятельностное развитие). Поддерживая идеи трудовой школы С.Т. Шацкий указывал, что «труд вносит смысл и порядок в детскую жизнь», развивая «у детей деловые связи, партнерские отношения». (2,с.126)
Обобщая основные концептуальные идеи и структурные элементы профессионального развития личности в условиях трудовой школы можно построить следующую модель профессионального развития обучающегося, осуществляемую трудовой школой:
История образования
Рис.1. Модель профессионального развития личности в условиях единой трудовой школы 1920-х годов.
Новый поворот в решение проблемы профессионального становления учащихся внесут пятидесятые годы. Начнется активная деятельность по преодолению разрыва между школьным и политехническим образованием, возникшим в 1937 году, когда в школах был отменен труд, ликвидировались школьные мастерские. Актуальным вновь будет опыт подготовки учащихся к практической деятельности, поэтому в учебные планы ряда предметов включаются практические и лабораторные работы, систематически проводятся экскурсии на производство. В партийных директивах будет выдвинуто требование перехода к всеобщему политехническому обучению в течение 1951-1955 года. В декабре 1958 года Верховный
Совет СССР принял закон о преобразование средних школ в 11-летние общеобразовательные школы с производственным обучением. Опыт введения элементов профессионализации в среднюю школу предполагал, что наряду с политехническим образованием учащимися будет приобретаться профессиональное образование, В 1964 данная интеграция признана не эффективной и отменена. Однако на протяжении трех последующих десятилетий советская школа будет носить статус политехнической. Производительный труд рассматривается как условие всестороннего развития личности.
За указанный период будет апробироваться не малое количество форм политехнизации образования. Это и
113
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
организация производственной практики учащихся; создание школьных приусадебных хозяйств; появление разнообразных кружков, в которых можно было освоить трудовые умения и навыки; формирование ученических бригад из старшеклассников и т.д. Некоторые изменения в образовательной политики связанны с началом научно-технической революции определившей необходимость вооружения учащихся «прочными основами научного знания». (3)
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 22.12.1977, изменения и дополнения, вносимые в последующие годы (1987, 1988), подтверждают курс государственной политики в дальнейшем развитии политехнической направленности отечественного образования. В них указывается на необходимость подготовки учащихся к массовым профессиям, востребованным в народном хозяйстве. (3,4) Подготовка выпускников школы к работе в народном хозяйстве, приоритетная задача, поставленная перед учебными заведениями всех статусов. Особые требования в ее решении предъявлялись межшкольным учеб-но-производственным комбинатам, созданным постановлением Совета Министров СССР в 1974 году. (5) Для выполнения государственного заказа предусматривалось дальнейшее развитие системы профориентацион-
З'ЮОб
ной работы с учащимися, совершенствование материально-технической базы производственных мастерских, укрепление школы кадрами учителей труда. Учащиеся 70-х-80-х активно вовлекались в общественно полезную деятельность, которая оценивалась как путь социализации подрастающего поколения.
Идея политехнизации образования нашла отражение в образовательном процессе - естественнонаучные дисциплины должны были знакомить учащихся с основами современного производства, научить их ориентироваться же в системе производственных отношении и воспитать готовность к труду - задача предметов гуманитарного цикла. При этом организация трудового воспитания в условиях школы проходила на фоне общегосударственной политики - создания образа человека героя, прославившего себя своим ударным трудом. Ценность труда, в первую очередь труда рабочего, колхозника формировалась всеми средствами массовой информации, таким образом, обеспечивалась государственная поддержка работе школы по трудовому воспитанию учащихся.
Профессиональное развитие обучающегося, реализуемое в условиях политехнической школы, на наш взгляд, можно представить в виде следующей модели: (см. рис.2).
История образования
Рис.2. Модель профессионального развития личности в условиях советской политехнической школы в 1950-х - начале 1980-х годов.
Теоретическим анализ исторических и педагогических тенденций развития отечественной школы в 1950 - 1980-е годы позволяет увидеть некоторую преемственность концептуальных идей, присущих советской школе двадцатых годов и получивших новое продолжение на следующем этане истории советского образования:
• вовлечение подрастающего поколения в общественно-полезную деятельность;
• организация условий овладения школьниками основами физического труда;
• расширение пространства трудового образования и воспитания, вклю-
чение в него промышленных и сельскохозяйственных объектов;
• активные ориентиры школьников на интересы и потребности народного хозяйства.
Однако, разрабатывая модель профессионального развития обучающегося в условиях политехнической школы, нельзя не отметить и определенные отличия, присущие данной модели. На наш взгляд, данные отличия связаны, в первую очередь, с той ролью, которая отводилась труду в социальном и профессиональном становлении человека. В 1920-е годы труд принимался как средство умственного и личностного развития учащихся; в 1950 - 1980-е годы - как
115
^^■zmjzn 4- п шгшшггг
Казанский педагогический журнал
средство воспитания нового человека, будущего строителя коммунизма. Особо значим в этой связи коллективный труд, в который вовлекались школьники многих поколений.
Конец 1980-х - начало 1990-х годов ознаменовались глобальными переменами во всех подсистемах советского общества, что отразилось на функционировании каждого социального института, коснувшись и учреждений института образования. Из названия средних общеобразовательных учреждений был убран термин «политехническая школа», а образовательная политика государства предоставляла свободу деятельности учебным заведениям в определении приоритетов образования. В 1980-6 годы оказывается востребованным опыт профильного обучения 1960-х годов, в школах стали появляться классы с углубленным изучением отдельных предметов. А с 1994 года с введением базисного учебного плана и вариантов учебного плана дневных общеобразовательных учебных заведений в школах появляется сеть классов с углубленным изучением уже не отдельных предметов, а большого ряда предметов. Отказ от унификации в системе образования и развитие инновационных процессов в ней приведет к появлению многообразия типов учебных заведений, отражающих направление педагогического поиска.
К новообразованиям этих лет можно отнести появление профильных классов, задача функционирования которых в создании условий «постоянного развития личности как активного субъекта труда, познания, общения», (с. 16, Е. Ибрагимова)
116
З'ЮОб
В организации профильных классов 1990-х годов акцент делался на конкретные области профессиональной деятельности, подготовка к которой начиналась на этапе школьного обучения. При этом допрофесссиональное школьное образование не исключало возможности параллельного освоения учащимися школ первоначальных основ профессиональных знаний.
Одновременно с преобразованиями в отечественной школе разрабатывается теории непрерывного образования, отражая разные аспекты проблемы профильности. В частности, разрабатывались вопросы непрерывного экономического образования (В.А. Поляков, И.А. Сасова); непрерывного экологического образования (A.A. Вербицкий); непрерывного педагогического образования (Н.В. Кузмина, H.A. Половникова, В.А. Сластенин и др.). Ценностная значимость проводимых исследований, представлявших актуальный педагогический опыт, связана с тем, что в них четко обозначались личность и ее интересы. Личностная направленность инновационного поиска 1990-х годов нашла наибольшее воплощение в идее поддержки профессиональных потребностей и интересов обучающихся, отразившись как на содержании образования, так и на организации учебного процесса. Роль индивидуальных личностных интересов в формировании заказа на образование устанавливалась Типовым положением об общеобразовательном учреждении, принятым правительством РФ от 19 марта 2001 года, в котором указывалась возможность обучения «по различным профилям и направлениям», и даже «профеесио-
История образования
Рис.3. Модель профессионального развития личности в отечественной школе 90-х годов XX века
нальная подготовка обучающихся». (6, с. 21-22)
Аналитическим отражением опыта данного десятилетия может быть представленная нами модель профессионального развития личности. (См. рис, 3) Центральным звеном этой модели была личность, ее интересы и желания, вокруг которых строится образовательное пространство, реализующее идеи личностной ориентации.
Контекст перемен начала XXI столетия и осознание государственных потребностей в образовательной политике, отразились в формировании Государственной программы модернизации российского образования, утвержденной правительством России 29 декабря 2001 года. (7, с, 15) Среди представленных в программе задач, отражающих национальную доктрину образования:
• формирование у детей и молодежи «трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда»;
• «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий»;
• «развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии». (7, с 23~24)
Сложность реализации указанных задач, поставленных перед учреждениями образования всех статусов, определила необходимость создания
11/
■■■■zäun
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
целостной программы, которая внесла бы концептуально обоснованные изменения в. деятельность образовательных учреждений. Таким образом, был сформулирован фактор актуальности потребностей общества и государства в организации системы про-фильно-ориентированного образования и важность рационального сочетания данных потребностей с потребностями и интересами отдельной личности. И 18 июля 2002 года приказом министра образования №2783 была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования определены основные идеи, структурные и содержательные направления изменений в системе образования. При разработке концепции учитывался опыт зарубежной и отечественной школы. А ее основные положения затрагивали не только общеобразовательные учебные заведения, но и учреждения начального и среднего профессионального образования. (Так, например, модернизация общего образования предусматривала относительную завершенность учебных курсов по окончании учащимися 9-го класса, что способствовало снижению учебного времени на общеобразовательные предметы в системе профессионального образования.)
Теоретическую основу модернизации российского образования по переходу к профильной школе пред-
З'ЮОб
ставили работы Г.А. Борцовского, А.Г. Капустника, И.И. Колесниченко, A.A. Кузнецова, Я.И. Кузьминовой, Т.Г. Новиковой, A.A. Пинского, М.В. Рыжакова, И. Д. Чечель, С.Н. Чистяковой, Л.О. Филатовой, разработавших концептуальные, нор-мативно-правовые, социально-экономические, содержательные, технологические, педагогические аспекты введения профильного обучения.
Экспериментальная реализация идей профильной школы началась в 2004 году в ряде регионов России, в число участников эксперимента были включены учебные заведения города Зелен од ольска. Деятельность муниципальных образований десяти субъектов Российской Федерации обеспечила апробацию основных идей Концепции с последующим внедрением их повсеместно. Соответственно Концепции модель профильного обучения в средней школе предусматривает: возможность разнообразных комбинаций учебных предметов; отсутствие ограничений выбора учащимися различных наборов предметов (общеобразовательных, профильных, элективных); вариативность организации профильного обучения (внут-ришкольная профилизация, сетевое взаимодействие); проектирование индивидуальных профилей обучения. Анализ значимости рождаемых Концепцией преобразований в профессиональном развитии личности на этапе обучения представлен в таблице 1.
116
История образования
Таблица 1
Профильное обучение и профессиональное развитие личности
Структурный элемент, формы Сущность, содержание ¿нововведения Значимость для профессионального развития учадцихся
Разнообразие комбинаций учебных предметов. Гибкость системы профильного обучения, возможность выбора. Три типа учебных предметов (базовые, профильные, элективные) обеспечивают получение стандарта образования и углубление знаний соответственно интересам и желаниям учащихся. Комбинированность и необходимость выбора стимулируют процесс самоопределения (профессиональная на правленность); предоставляется возможность проверить свой выбор и способность соответствовать предъявляемым им требованиям к человеку; для учащихся создается зона профессионального поиска (повышение адап птвных ресурсов, формирование ак туальных компетенций).
Профильная направленность обучения старшей школы Организация обучения предусматривает повышенный уровень изучения предметов соответствующего профиля; практическую направленность обучения; введение интерактивных форм учебных занятий. Способствует формированию информационного поля, которое может обеспечить основу профессионального образования, повышая его качество, снижая риск дезадаптации на начальных этапах обучения. Деятельност-ный подход в организации обучения .позитивно значим для оптимизации личностного развития, формирования социальных компетенций и сациаль ной активности, повышения творческого потенциала.
Предпофильное обучение Предполагает ведение курсов по выбору в 9-х классах, включает в себя информационную и диагностическую работу, повышая значение профориентации. Целеориентнрованной обращение к проблеме профессионального определения, выявление интересов, склонностей н возможностей учащихся, проведение консультативной работы стимулируют процесс профессионального развития личности на данном этапе жизни.
Идея порт-фолио в работе с учащимися Накопительная оценка, которой учитываются все достижения учащихся. Соревновательность в подведении итогов, гласность способствуют развитию активности учащихся, формируя привычку действовать, достигать результатов.
Казанский педагогический журнал З'ЮОб
Рис.4. Модель профессионального развития личности в реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования
Анализ основных программных документов, ставших нормативно-правовой основой построения профильной школы, и результатов экспериментальной деятельности школ города Зеле-иодольска позволил построить модель профессионального развития личности в реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. (См. рис.4)
Указанная модель отражает ориентацию образования в начале XXI века на потребности общества и государства, однако реализация данных потребностей не возможна без включения в их решение учреждений профессионального образования. Поэтому процесс модернизации российского образования не обошел вниманием и реформирование системы профессионального обучения. Составной частью конструктивных перемен в системе профессионального образования, тем или иным образом связанных с 120
общеобразовательной школой (например, начальное профессиональное образование на базе среднего общего), стала идея образовательных кластеров. Образовательный кластер представляет трехступенчатую модель профессионального образования, в структуру этой модели наряду с высшим образовательным учреждением входят среднесПециальное и начальное профессиональное учебное заведение, объединенные в рамках отраслевой интеграции. Идея создания и развития образовательных кластеров отражает насущную необходимость государственного регулирования процесса подготовки трудовых кадров для конкретной сферы экономики.
Актуальность государственного вмешательства в стимулирование структурных изменений в системе профессионального образования объясняется как проблемами финансирования учреждений данного статуса,
так и проблемой дефицита кадров, который начинает испытывать экономика страны. В определенной степени кадровый дефицит порожден наличием разногласий между индивидуальными интересами и профессиональными желаниями учащихся и теми потребностями в специалистах, которые испытывает производство. Нестыковка потребностей и интересов производства и государства и профессиональной ориентации молодого поколения, находящегося в настоящий момент на стадии оптации (стадии профессионального выбора), становится причиной кадровой проблемы, обострение которой будет иметь тяжелые последствия.
В целях предотвращения условий возникновения кадровых проблем в экономике правительство Республики Татарстан приняло меры к созданию на территории республики отраслевых образовательных кластеров. В настоящий момент разработаны и находятся в стадии апробации нормативно-правовые акты по реализации идеи ступенчатого профессионального образования, отрабатывается структура взаимодействия образовательных учреждений, отраслевых министерств , производства.
Важным структурным компонентом отраслевого образовательного кластера должна стать общеобразовательная школа. Именно на уровне образовательных учреждений данного статуса планируется введение первоначального профессионального образования. Реализация Концепции профильного обучения на старшей ступени (10 - 11-й классы) общего образования обеспечивает возможность
История образования
организации обучения профессии и получения старшеклассниками первоначальной (низкой) квалификации рабочего и служащего. (8)
В некоторой степени идея не является новой, сделанный в статье анализ истории отечественной школы под» тверждает это. (Рабочие разряды на базе учебно-производственных комбинатов получали те, кто заканчивал школу в конце 1970-х - начале 1980-х годов.) Однако идее, направленной на раннее овладение учащимися школы основами специальности, придается системность, которая отражается в самом понятии «образовательный кластер». Кластерная политика, разрабатываемая в республике, призвана: снизить несогласованность на рынке труда и рынке образовательных услуг; разрешить проблему дефицита рабочих кадров; сократить сроки подготовки рабочих; привлечь средства предприятий в реализацию профессиональных программ. (8, с. 8) Успешность ее реализации зависит не только от эффективности государственной поддержки образовательных кластеров, не только от рациональности взаимодействия профессиональных образовательный учреждений и промышленных предприятий. Одним из факторов, определяющим успех кластерной политики в решении кадровых проблем, является фактор равновесия между тем, что «надо» государству, тем, что хочет («хочу») конкретный выпускник школы, и тем, что он может («могу»). Сбалансированность хочу-могу-надо выступает показателем профессионального развития личности. Успех осуществления идеи кластеров зависит от умения
121
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
сбалансировать различия между индивидуальными хочу-могу-надо. Это предполагает создание условий, которые могли бы заинтересовать учащегося. (Получение высшего профессионального образования по успешному освоению программы начального профессионального образования; гарантии рабочего места; стабильной заработанной оплаты по получению квалификации.)
Сценарий развития образовательного кластера во многом зависит от места, где он создается, его отраслевого профиля, однако можно выделить и некоторые общие моменты, претворение которых в реальность обеспечит перспективы кластерного движения. Такими моментами являются тесное содружество промышленных предприятий и образовательных учреждений разных статусов. Автором ини-циаций взаимовыгодного взаимодействия могут быть и общеобразовательная школа, и профессиональное учебное заведение, и промышленное предприятие. При этом взаимовыгодность сотрудничества должна определяться не только интересами самого предприятия или образовательного учреждения (например: заводу (профессиональному учебному заведению) нужны кадры (обучающиеся), и сотрудничество, попытка их привлечь), но и интересами конкретной личности, для которой данное сотрудничество - путь к эффективному профессиональному самоопределению.
Кроме того, сотрудничество образовательных учреждений разного статуса и производства должно содействовать повышению качества образова-
122
З'ЮОб
тельного процесса и образования в целом. Так, например, высшая школа, имея высокий научный потенциал педагогических кадров, может способствовать повышению качества образования включенных в кластер учебных заведений. (См. табл. 2)
Особую роль в образовательном кластере играют включенные в него промышленные предприятия и организация. Их интеграция с образовательными учреждениями способна приблизить производителей образовательных услуг к потребностям чика через разветвленную сеть сотрудничества и взаимовыгодного партнерства. Данное партнерство дает возможность целевой подготовки специалистов. В отличие от подготовки специалистов, не ориентированных на конкретное предприятие, здесь обучение встраивается в производственный процесс, благодаря чему усиливается эффективность профессионального развития личности, качество профессиональной подготовки на каждой ступени образования, в том числе и на уровне первоначальной (низкой) квалификации, освоение которой возможно на этапах обучения в старшей школе. Для реализации данной задачи необходимо практическое преломление и развитие идеи рабочих классов, в существовании которых преломляется опыт производственного обучения конца 1950-х, практика допрофес-сионального образования в системе учебно-производственных комбинатов, обновленной идеей включения общеобразовательной школы на старшей ступени обучения в структуру трехступенчатого профессионального образования.
История образования
Таблица 2
Взаимовыгодность социального взаимодействия учреждений образования
отраслевого кластера
Наименование учебного заведения Что вуз дает? Что вуз получает?
Школа Введение элективных курсов, ориентированных на профиль, организация подготовительных курсов, тестирование на определение профиля личности, привлечение к участию в мероприятиях на базе вуза, проф-орнентационная работа с учащимися. Информированного абитуриента, профессиональное развитие которого на стадии оптации прошло успешно и который может успешнее адаптироваться к требованиям вуза. Снижение сложностей адаптации выпускника школы к требованиям учебных программ вуза.
Учреждения НПО Научно-педагогические кадры вуза оказывают консультативную помощь преподавателям, организуя их обучение. Успешно обучающиеся учащиеся получают льготы для поступления в вуз соответственно профилю. Возможность использования материально-технической базы, где студенты осваивают азы рабочей профессии, получая рабочую квалификацию.
ссузы Консультативная помощь для преподавателей. Организация непрерывного образования для выпускников ссуза (данный опыт уже достаточно апробирован) Студентов, уже освоивших один уровень профессиональных; знаний И готовых повысить свое образование; достигая более высокого качества. (Данное утверждение подтверждается эмпирическим исследованием, проведенным одним из авторов статьи.)
Реализация идеи образовательного кластера, ставшей частью образовательной политики государства, не предполагает преимущество государственных интересов в ущерб интересам личности. В ней сохраняется возможность дифференциации движения человека к профессии, право
выбора своего пути профессионального становления, она предполагает создание личной заинтересованности выбирающего профессию (оптанта) своего сценария жизни.
Проблема трудовых ресурсов -важная государственная проблема, решение которой начинается еще на
^^■zmjzn 4 п жжгс
Казанский педагогический журнал
этапе общего образования, отражаясь во многих попытках его модернизации, через которые прошла российская школа. Конструирование современной модели профессионального развития личности на этапе обучения на основе принципа историзма позволяет увидеть: общее и различное в их элементах на разных этапах отечественной истории; последовательное проявление и развитие отдельных нововведений; диалектический характер изменений в организации образовательного процесса и профессионально ориентированных педагогических условий. Анализ прошлого, его ошибок, перегибов и их исправлений должен быть взят на вооружение на новом витке преобразований в системе образования. И хочется надеяться, что профилизация старшей школы не будет «использована как одно из средств подчинения личности императивам государственных и общественных структур» (9, с.64), а деятельность образовательных учреждений будет направлена на достижение равновесия между личностными и государственными потребностями в профессиональном становлении человека.
Литература:
1. Положения о единой трудовой школе РСФСР. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 30 сентября 1918 г. // Хрестоматия по истории советской школы и пела гогики. Учеб.пособие для студентов пед. институтов М.: «Просвещение»,. 1972.— С. 81-87.
З'ЮОб
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000,- 608 е.
3. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1966 г,№874 «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» / http: / www. schooLedu. ru /1 aw s
4. Постановление Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. №662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» / http: / / www.school.edu.ru, laws
5. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 22.12.1977 п.1111 «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» / http: / www. Sc hoo Led u. г u /1 aw s
6. Типовое Положение об общеобразовательном учреждении / Вестник образования,- 2001.-№10,- С.14-32.
7. Профильное обучение в старшей шкоде;: Учеб.пособие для повышения квалификации работников образования / Е.Л. Болотова, И.М. Бродская, О.Н. Дау-това и др.; Под ред. Г.А. Бродского, И.Б. Готской и A.A. Журина,- М.: Изд-во УРАО, 2005,- 252 е,
8. Формирование системы црофессио-нального образования - образовательный кластер республики Татарстан. Презентационные материалы. Проекты типовых нормативных документов,- Казань, Редак-ционно-издатедьский центр «Школа», 2007 - 62 с.
9. Калаков Н.И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России. В 3 т.- М., 2005.- 465 с.
ANNOTATIONS:
Makaridin D.N. Model characteristics of coaching activity of qualified sortsmen in karate WKF. The article deals with problems of modeling of the coaching process of qualified sportsmen in karate WKF. Such quantitative and qualitative indices that reflect the most important parts of sportsmen preparation are considered the only model characteristics of the degree of karate sportsmen preparation: physical, technical, tactical and psychological preparation. It's necessary to point out that the same indices of sportsmen preparation were accessed with the help of model characteristics of competitive activity but in terms of direct fight during competitions. On the basis of received results we can speak about principal possibility of creation of the model of special preparation of karate sportsmen.
Miroshkina M.R. Report is devoted to the analysis of Jesuit! of the philosophical, sociological, psychological and pedagogical researches of an individualization. The individualization is the process of formation essence. The responsibility before itself and environmental is a basic characteristic of the individual essence in conditions of a constant moral, social and economic choice.
Ivanchickova T.V. The factors of forming the students speech competence in the profile institute. The article concerns the problem peculiarities of educational environment in the «unlanguaged» profile (economic, juridical, etc.) institute. These peculiarities ground the necessity to perfect the technology of teaching of the student's speech activity. The author emphasizes the necessity of the competence method in the teaching of the language subjects. The article reveals the factors, which have the influence on a students speech competence, such as the social important speech activity, the educational motivation and the speech analysis.
Sitnikova M.I. Educational technology of the professional-peda-gogical self-actualization of the teacher's personality at the University. The article presents the educational technology of the professional-pedagogical self-realization of the University teacher's personality. The technology is based on the maximum use of the content and methods of self-realiza-
tion, on forming of its individual trajectory. The realization of the educational technology is structurally supplied with information-analytic, projecting-fore-casting, organization-action and correct ional-regulat ive stages
Chepuryshkin LP. The aim of the article is to examine specific character of upbringing space in boarding schools for limited-possibilities children. Tasks: to amplify the definition of «adaptative- upbringing space», to represent upbringing space model of boarding schools for limited-possibilities children and the results of its experimental approbation.
E.M. Revenko, V.A. Salnikov. Typological features of nervous system properties manifestation of students with intellectual difference.
The connection between intellectual faculties and typological features of nervous system properties manifestation differentiated by gender are examined in the article. It is found out that having some similar features, girls, unlike boys, have no connection between intellectual faculties and nervous system strength, and the former are negatively connected with steadiness according to «external» balance.
Gryaznov A.N. Tertiary socialization of alcoholics and drug addicts. The socialization is present in the course of whole life of individual. It can be primary or secondary socialization. With addictive behavior the individual becomes degraded. After drug therapy he begins socialize again. We use the term «tertiary» socialization, which is should be started during the stable remission.
Solobutina M.M. Influence inadequate speech prognosis on forming linguistic alarm. Psychological research of influence anticipative abilities on speech behavior allowed to establish the dependence anticipative mechanisms of speech on general level of prognostic competence under neurotic disorders. Monovariant type of probable prediction is accompanied by inadequate Sense and verbal prognosis in speech behavior of patients with neurotic disorders. It's found out that, speech pathology assists forming increased linguistic alarm and avoiding psycho traumatic speech situations.
Safin R.R. Features of development of humanistic education in 90s of XX century. The article tells us that 90-s humanization of education was defined as a social - pedagogical phenomenon reflecting the tendencies in structure and functioning of educational system, including pedagogical one since humanization has become a key element of new pedagogical mind. Humanization of education, in contrary to authoritary pedagogics, creates the more optimal conditions for versatile and harmonious development of humanistically directed person. Based on the above in 90s the first steps were made for development of
126
new models and in mutual relation of a family and educational institutions. The author has come to the conclusion that by the end of XX century there was no doub in necessity of humanization of public and human relations.
Sultanbayeva K.I. N. F. Katanov - a scientist and educator of the Kazan Region of the late XlXth — early XX th cc. The article describes a great social activity of the famous Russian scientist - orientalist N. F, Katanov (1862-1922) during his work as a professor of the Kazan university. The paper presents new information about Katanov's point of view on education of the native Tatar peoples in the late Kazan Region. This work is considered to be useful in teaching students to the Russian history of School and Education.
^^■zmjzn 4 п шгшшггг
Журнал входит в перечень научных периодических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук
КАЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
К сведению авторов!
К рассмотрению принимаются статьи, соответствующие профилю журнала (педагогика и психология профессионального образования) и оформленные в соответствии с нижеизложенными требованиями.
Материал дляпублвдацци должен быть представлен в распечатанном виде с обязательным приложением электронной версии (один файл см. «Структура статьи»).
Объем - до 10 страниц формата A4 (0,5 п.Л.). Текстовой редактор Word 2003. Шрифт: Times New Roman, 14 пт., межстрочный интервал - 1,5. Поля: левое - 1,5 см, правое - 1 см; нижнее - 1,5 см, верхнее - 1,6 см. Выравнивание по ширине. Нумерация страниц - внизу, от центра. Отступ первой строки абзаца - 1 см. Без переносов.
Таблицы, рисунки, графики и диаграммы: внедряются в текст в формате A4 после первой ссылки. Перед таблицей ставится ее номер (выравнивается по правому краю) и название, выставленное по центру.
Сноски и примечания приводятся только в конце статьи и оформляются в соответствии с действующими стандартами. При цитировании и ссылке на источники указываются: фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, конкретные страницы. Допускаются только общепринятые сокращения. Электронный носитель не возвращается.
К статье прилагаются: направление кафедры (отдела), рецензия .и выпийса из протокола обсуждения статьи.
Сроки публикации определяются редакцией исходя: из актуальности и очередности подачи материала.
Представляя в редакцию рукопись своей статьи, автор берет на себя обязательства не публиковать ее ни полностью, ни частично в ином издании без согласия редакции.
Авторы несут всю ответственность за подбор и достоверность приведенных фактов, цитат, ..iKoiioMiiKo cr;iгпсти'Н'ских данных, имен собственных, географических названий и прочих сведений, а также за использование данных, не предназначенных для открытой печати.
Структура статьи
Название статьи печатается прописными буквами. Ниже указывают инициалы автора и фамилию, полное и сокращенное наименование вуза и город. Основной текст следует печатать, отступив 2 интервала.
Аннотации на русском и английском (включают в себя ФИО и название статьи на английском языке) размещаются в конце статьи на отдельной странице. Здесь же размещается авторская справка: адрес, ФИО полностью, официальное наименование места работы, должность, ученая, степень, контактный телефон;, электронная почта.
■S Материалы не рецензируются и не возвращаются.
■S При Перепечатке ссылка на журнал обязательна.
e-mail: [email protected]
http: //ww w ,kcn ,ru/tatru /science/isporao/index. htm