Научная статья на тему 'Инновационное инвестирование: пути развития'

Инновационное инвестирование: пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное инвестирование: пути развития»

ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ:

ПУТИ РАЗВИТИЯ

А.В. ТЮРИНА,

старший преподаватель Московской финансово-юридической академии

Важной тенденцией инвестиционной деятельности, начавшей проявляться в деятельности мировых транснациональных корпораций в 70-е годы, становится большая степень инновационности, которая оказала существенное влияние на природу самих корпораций. Приоритетным становится принцип: "Инвестиции без инноваций не имеют смысла, поскольку закрепляют технологическую отсталость и не обеспечивают конкурентоспособность выпускаемой продукции".

В этой связи заслуживает внимания классификация этапов конкурентного развития экономики, данная М. Портером, который выделяет четыре стадии:

стадия развития на основе факторов производства;

стадия инвестиционного развития;

стадия инновационного развития;

стадия развития на основе благосостояния*.

Таким образом, если стадия инвестиционного развития предполагает использование страной разработанных в мире передовых технологий, то стадия инновационного развития определяет технологический монополизм, основанный на собственных научно-технических разработках.

В этом смысле показателен опыт США, промышленность которых ежегодно получает более 100 млрд долларов в виде роялти от инвестиций в научные исследования**. Среди стран-плательщиков роялти - Япония, Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Канада, Сингапур, Италия, Корея. Вместе с тем впечатляют и цифры расходов на НИОКР, производимых США. Данные по направлениям инвестирования США в научно-исследовательские и конструкторские работы в 1995 году приведены в следующей таблице 1.

* Porter М.Е. The Completitioc Advantage of Nations, 1990. Цит. по: Перевалов Ю.В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития. - Общество и экономика. - 1997. - № 5. - С. 16.

**Degnan S.A. The hicensing Payoff from U.S. R&D. - Research -Technology Management. - 1999. - V. 42- March - April. - № 2. -P. 22.

Таблица 1

Промышленные корпорации Государственные и некоммерческие организации Всего, млрд долларов

Опытно-конструк- 87,6 14,1 101,7

торские работы

Прикладные иссле- 26,7 13,0 39,7

дования

Базовые исследо- 7,2 22,4 29,6

вания

Всего 121,5 49,5 171,0

Источник: Research - Technology Management. - 1999. - V. 42. - March - April. - № 2.

На протяжении двух лет Институт промышленных исследований (США) проводил исследования, касающиеся прогноза развития инновационного процесса в течение 10-ти ближайших лет.

Анализ этих исследований показывает, что схематично состояние науки и технологий и их место в развитии экономики в 2008 году можно представить в виде пяти различных сценариев, приведенных ниже.

Сценарий первый. Цикличное изменение развития науки и технологий. Предполагается, что в этот период не наблюдается фундаментальных, имеющих долговременную тенденцию изменений в состоянии НИОКР. Отрасли экономики будут находиться в различных стадиях развития этого цикла. При этом более динамично развивающиеся отрасли будут служить своеобразным индикатором, показывающим путь возможного развития корпораций других отраслей. Так, Ж.А. Миллер считает, что протяженность этих циклов может составлять 15 - 20 лет, J1.C. Эдельхейт обобщает опыт корпорации, которая вырабатывает свою стратегию НИОКР исходя из того, что фазы Эдисона имеют универсальный характер, в результате чего бизнес также подвержен цикличности развития.

Сценарий второй. Глобализация НИОКР. Инновационная деятельность компаний становится все более глобальной, НИОКР распространяются по

всему миру. Безусловно, глобализация многих ТНК стала уже реальностью. Компьютерные сети позволят управлять НИОКР на отдаленных расстояниях. НИОКР будут интегрированы в производственные процессы в большей мере, чем другие функции бизнеса.

Сценарий третий. НИОКР через партнерство. Предполагает извлечение синергетического эффекта от объединения технологических возможностей многих корпораций, создания альянсов между компаниями, правительственными лабораториями, университетами, контрактными организациями НИОКР. Имеется возможность интегрирования технологии одной корпорации в производственный процесс другой, создания так называемых лидеров науки и технологий - управляющих виртуальных лабораторий НИОКР.

Сценарий четвертый. Адсорбция инновационной функции НИОКР. Будущее многих корпораций связано с ростом дохода через создание нового продукта и процессов, овладение новыми рынками, Интеграция НИОКР будет способствовать привлечению новых клиентов. Руководители НИОКР должны стать одновременно и коммерческими менеджерами.

Сценарий пятый. Рост компьютеризации. Дальнейшее развитие компьютерных сетей будет означать увеличение значимости НИОКР. Корпорации широко применяют различные электронные технологии. Менеджеры становятся одновременно информационными менеджерами. Компьютерные сети вбирают в себя информационные ресурсы. Парадигмой становится "either network or not work" -"вне компьютерных сетей нет работы"*.

Мировое развитие, вероятнее всего, будет связано не с тенденциями, определенными одним сценарием в чистом виде, а переплетением тенденций, изложенных всеми или несколькими сценариями.

Размеры инновационного инвестирования в Европе в 1993, 1994 годах иллюстрируют данные, представленные в следующей таблице 2.

Таблица 2

Наименование Венчур- Вновь вовлеченные суммы страны ный венчурного капитала капитал _

1994 1993 1994 Рост,

ECU, ECU, ECU, 0/ /0

млн млн млн

Европа 46 554 3 425 6 592 92,47

в том числе:

Великобритания 20 882 1 239 3 844 210,13

Франция 9 670 834 1 055 26,53

Германия 4 275 208 295 42,10

Италия 3 949 308 315 2,27

Источник: "EVCA Yearbook 1995" (Brussels).

Транснациональные корпорации выработали стратегии инновационной деятельности, среди них большую роль играют стратегия "заимствования" и стратегия "наращивания". Стратегия "заимствования" состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используя часть из утрачиваемого собственного научно-технического потенциала, осваивают производство продукции, производившейся ранее в развитых странах с последующим наращиванием. Далее становится возможным проводить свои научно-исследовательс-кие и опытно-конструкторские работы, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае и в ряде стран Юго-Восточной Азии. Стратегия "наращивания" заключается в том, что с использованием собственного научно-технического потенциала, привлечением зарубежных ученых и конструкторов, интегрированием фундаментальной и прикладной науки постоянно создаются новые продукты, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере, то есть происходит наращивание инноваций. Активно применяется в США, Великобритании, Франции, Германии***.

Такая стратегия "наращивания" отчетливо проявилась в США в политике поощрений "двойных технологий" как стимулировании процесса взаимообогащения гражданской и военной промышленности в результате слома организационных и технологических барьеров между этими секторами экономики. Главный постулат этой политики - эффективная стратегия технологической безопасности - заключается не в стимулировании предложения инноваций, а в курсе на поощрение спроса на последние со стороны частного сектора. Крупные межотраслевые корпорации, выходящие на массовые рынки гражданской продукции, должны быть заинтересованы во встречных инвестициях в "двойные технологии", предлагаемые оборонной промышленностью.

Вместе с тем представляется, что политику "двойных технологий" целесообразно рассматривать в общем контексте государственной программы технологической безопасности США, частью которой она и является. Политика преимущественного технологического инвестирования, инициирования Администрацией Президента США Б. Клинтона, имеет форму широкого партнерства в деле развития науки и технологий между федеральным правительством и корпоративным сектором экономики по направлению создания технологической инфраструктуры. Эти инициативы включают:

* C.F. Larson. Industrial R&D in 2008. - Research - Technology Management. - 1998. - V. 43. - November - December. - № 6. - P. 19 - 22.

**P. Shearlock. Kup it in the family. The Banher. - 1995. - Iuly. - P. 28.

*** В. Фризлянов, M. Марушкина. Интеграция инновационной сферы. - Экономист. - 1997. - № 2. - С. 19.

партнерство в создании новой генерации моторов. В кооперации с ведущими автомобильными корпорациями и их поставщиками различные федеральные агентства разрабатывают интеграционные управленческие принципы развития технологий, способных к мощному прорыву в области автомобилестроения и топливной инженерии;

сотрудничество в области строительства и конструирования в целях достижения конкурентоспособности промышленности США, увеличения цикла жизни объектов строительства, обеспечения безопасности государства и окружающей среды;

взаимодействие в выполнении Программы передовых технологий (АТР). Эта программа должна обеспечить стимулирование высокорисковых, но перспективных технологий, которые будут способствовать созданию принципиально новых продуктов и услуг и продвижению их на мировые рынки;

сотрудничество в выполнении Программы технологического реинвестирования (TRP). Эта программа, созданная Департаментом по обороне, исходит из того, что нация не может дольше поддерживать полную разобщенность военной и гражданской индустриальной базы, а должна извлекать технологические преимущества, которые являются главной опорой вооруженных сил США. Стратегия "двойных технологий" - фундаментально новый путь развития бизнеса, призванный разрушить границы между военным и коммерческим секторами для того, чтобы обеспечить лучший и более дешевый доступ к широкому кругу технологий, обеспечивающих национальную безопасность. Хотя Конгресс США и приостановил выполнение этой программы, отдельные ее части продолжают работать;

заключение договоров кооперативных НИОКР (CRADA's), представляющих собой частично оплачиваемые проекты, которые обеспечивают увеличение доступа частного сектора к разработкам правительственных лабораторий для того, чтобы научные знания могли полнее использоваться в экономике государства. Роль федеральных лабораторий США заключается в том, что они, не обеспечивая финансирования корпоративного партнера, предоставляют технологии и осуществляют экспертизу проектов. К концу 1994 года в США было заключено более 5 ООО договоров кооперативных НИОКР общей стоимостью более чем 3,8 млрд долларов.* В настоящее время CRADA's в США рассматриваются как механизмы трансферта новых технологий.

Особый интерес в области инновационного инвестирования представляет опыт Японии. Основной закон по науке и технологиям, приня-

тый 11 ноября 1995 года, установил фундаментальные положения исходя из того, что стимулирование науки и технологий становится основным направлением движения Японии в XXI век. Закон определил:

основные направления стимулирования и содействия развитию науки и технологий; сбалансированности фундаментальных, прикладных исследований при обеспечении гармоничного развития человека, общества и нации;

меры по стимулированию исследовательской активности университетов с учетом сохранения независимости этих исследований;

ответственность национальных и местных органов власти в стимулировании науки и технологий.

Кроме того, закон обязал правительство принять Генеральный план по науке и технологиям в целях обеспечения необходимого финансирования НИОКР, а также принять меры, направленные на стимулирование сбалансированного развития диверсифицированного круга штата работников, расширения исследовательских возможностей, содействия информационной ориентации, обмена исследованиями, стимулирования эффективного использования средств, выделяемых на НИОКР, поддержки возможностей частного сектора, содействия международному обмену и обучению, связанным с наукой и технологиями.

В развитие Основного закона по науке и технологиям и с целью проведения всесторонней и систематической политики их стимулирования 02.07.96 Японией был принят Генеральный план по науке и технологиям на 1996 - 2000 годы. Для достижения целей, заявленных в Плане, правительство должно осуществлять:

выполнение исследовательских работ и их совершенствование в рамках системы НИОКР;

развитие и совершенствование инфраструктуры НИОКР;

стимулирование различных форм финансирования;

увеличение количества исследовательских работ в частных университетах, корпоративном секторе;

стимулирование международной кооперации; содействие развитию науки и технологий в различных регионах страны;

поощрение заинтересованности в науке и технологиях.

Объемы финансирования исследовательских работ в Японии в 1995 году иллюстрируют данные, приведенные в табл. 2**.

Анализ расходов Японии на НИОКР позволяет выявить следующие особенности:

* G.N. Gibbons, W.G. Wells Jr. Science, Technology and government in the United States: toward the Year 2000. - Technology in Sosiety. An International Journal. - 1997. - V. 19. - August - November. - № 3/4. - P. 576.

** W. Mori, T. Ochiai. Science and Technology in Japan. . Technology in Sosiety. An International Journal. - 1997. - V. 19. - August -November. - № 3/4. - P. 503.

Таблица 2

Тип организации Затраты на исследования в 1995 году, млрд йен Рост, %

Компании 9 396 4,6

Исследовательские 2 030 9,0

институты

- центрального 485 20,0

правительства

- филиалы правительства 613 17,6

- в собственности местных 292 2,9

органов власти

- частные 640 0,5

Университеты и колледжи 2 982 8,3

- национальные 1 311 12,8

- государственные 177 10,8

- частные 1 493 4,5

Итого: 14 408 6,0

Источник: Statistic Bureau, Management and Coordination Agency, "Report on the Sarvey of Research and Development", 1997.

страна является мировым лидером по доле расходов на гражданские НИОКР, государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развития НИОКР и поощрения частных компаний. За последние двадцать лет совокупные расходы на развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, и это наибольший в мире показатель роста. Так, общая сумма финансирования правительством Хасимоты науки и технологий составила 16 триллионов йен (118,53 миллиардов долларов). С 1995 года государственное финансирование распространяется и на малые и средние фирмы, причем в довольно крупных размерах (бюджетное ассигнование возросло примерно на 50%). Сам бюджет Японии выступает как элемент программы развития НИОКР: на исследования эндокринных препаратов было выделено 11,2 млрд йен, исследования по геному - 8,7 млрд йен, исследования по диоксину - 4,2 млрд йен и т.д.* Государственные мероприятия также включают уменьшение корпоративного налога с 46 до 40%. Министерство международной торговли и промышленности разработало программу "Создание новой индустрии", которая будет профинансирована на 300 миллиардов ейн (2,2 миллиарда долларов), в центре внимания которой 15 промышленных секторов, отличающихся высокими возможностями в развитии новейших технологий. В 1997 году затраты Японии на НИОКР достигли 3,124 ВВП. Частные компании инвестируют средства преимущественно в прикладные исследования и опытно-кон-

структорские разработки, растут значения НИИ при частных корпорациях и расходы корпораций на НИОКР. Научные исследования Японии были сосредоточены в области электроники, машиностроительной, автомобильной промышленности, но главным образом - в сфере новых digital технологий. Так, только в телекоммуникационной области затраты на НИОКР в 1997 году составили 2 триллиона 59 млрд японских йен (22,4 млрд долларов США), что на 7,8% превысило показатель предыдущего года. Так, Matsushiba Industrial Со LTD, одна из ведущих транснациональных корпораций Японии в области электроники, только в 1998 году затратила на НИОКР 3,64 млрд долларов. Если в 1985 году 54% научных исследований были сосредоточены в области фундаментальных исследований, то в 1995 году этот показатель снизился до 25%, что означало концентрацию НИОКР корпорации в области прикладных исследований**, только за первые три месяца 1998 года расходы на НИОКР возросли: у "Сони" - почти на 10%, "Фут-жицу" - 8,5%, "Ниссан Мотор Корп." - 5,8%, "Футжи Фото Филм Комп" - 3,7%, "Тойота Мотор Корп" - 2,9%***; фармацевтические корпорации Японии в 1997 году затратили на национальные научные исследования 643 млрд японских йен, но большую часть - 1,16 трлн японских йен (10 млн долларов) - выплатили в качестве внешних платежей за проведение НИОКР другим странам****.

В стране самое высокое в мире количество заявок на получение патентов, что связано с системой обязательных квот на патентные заявки для канцелярского сектора корпоративных НИИ и поощрений за количество не только полученных патентов, но и поданных заявок. Корпорациям разрешено самостоятельно устанавливать систему поощрения НИОКР. Многие компании в качестве поощрения перспективных исследований и их внедрения устанавливают специальные бонусы. В такой транснациональной корпорации, как, например, "Сони", размер бонусов практически не ограничен и рассчитывается от суммы дохода, полученного корпорацией в результате внедрения той или иной технологии. Закон разрешил университетам создавать собственные лицензионные фирмы, что позволит еще более коммерциализировать область патентоведения;

в Японии самое большое количество исследователей в общей численности работающих. Вместе с тем в настоящее время это обстоятельство является предметом споров многих экономистов: хороша ли эта тенденция или она вносит дисбаланс в производственный процесс?

* M.F. Wolff. Perspectives. - Research - Technology Management. - 1998. - V. 41. - № 6. - November - December. - P. 2.

** Matsushita Hopes Silicon Valley Links Can. Boost Lt's R&D. - Research - Technology Management. - 1999. - V. 42. - March - April. - № 2. - P. 5.

*** M.F. Wolff. Perspectives. Research - Technology Management. - 1998. - V. 41. - November - December. - № 6. - P. 2.

***** Matsushita Hopes Silicon Valley Links Can. Boost Lt's R&D. - Research - Technology Management. - 1999. - V. 42. - March -April. - N3 2. - P. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные о количестве исследований по категориям организаций в 1995 году приведены в следу-

ющей таблице 3*. Таблица 3

Тип организации Количество

_исследований

Компании 384

Исследовательские институты 46

- в собственности центрального 11 правительства

- филиалы правительства 4

- в собственности местных 15 органов власти

- частные 16 Университеты и колледжи 243

- национальные 114

- частные 113 -государственные 16

Итого 673

Источник: "Statistic Bureau, Management and Coordination Agency, "Report on the Servey of Research and Development", 1997.

В настоящее время около 20% японских НИ-ОКР осуществляют университеты, около 80% -национальные и государственные лаборатории, а также частные исследовательские институты.

Одной из характеристик французского пути организации промышленных исследований являются профессиональные организации кооперативных исследований. С 1948 года эти организации нашли свое возрождение в форме Технических индустриальных центров (CTI), которые, в основном, финансировались за счет специального налога с продаж. В настоящее время во Франции насчитывается более 50 CTI, осуществляющих техническую помощь и проводящих прикладные исследования по специфическим профессиональным направлениям. 25 центров работают в области сельского хозяйства и пищевой индустрии. Болыш riCTBO Технических индустриальных центров в настоящее время работают под непосредственным руководством Министерства промышленности Франции. Некоторые из них осуществляют эффективную инновационную поддержку компаний своей группы. В начале 60-х годов несколько Контрактных исследовательских организаций (CRO) начали обеспечивать промышленность коллективами разработчиков, проводящими широкие разработки в области высоких технологий. Эти CRO были предназначены обеспечить создание кон-

курентных инноваций для своих корпоративных клиентов, они создавались, в основном, крупными компаниями, осуществлявшими исследования для государственных программ. В настоящее время во Франции работают более 30 таких CRO, главным образом, частных. В этом секторе насчитывается 1 800 штатных должностей с оборотом 1,3 млрд французских франков.

Другой подход, опробованный на региональном уровне, заключается в создании Региональных центров инноваций и трансфертных технологий (CRITT). Эти центры осуществляют технические исследования, в основном, для транснациональных корпораций. Однако их общий вклад в выполнение контрактов составляет около 10% производительности Контрактных исследовательских организаций.

В настоящее время во Франции начат эксперимент по преобразованию государственных лабораторий в Центры технологических ресурсов (CRT), однако потребуется время для определения эффективности трансформации исследовательских разработок в промышленные инновации**.

Анализ опыта Германии в организации инновационного инвестирования показывает, что в исследовательской инфраструктуре значительное место занимают промышленные и торговые корпорации. В дополнение к возможностям исследовательского сектора, интегрированного более чем в 20 тысяч промышленных корпораций, здесь создана Германская ассоциация промышленных кооперативных исследований, которая объединяет около 100 промышленных исследовательских ассоциаций, большинство из которых имеет свои собственные институты. Промышленные и торговые корпорации финансируют около 60% национальных программ НИОКР. Большинство из своих программ Германия финансирует сама, хотя частично процесс! i кредитования координируются донорскими ассоциациями германской науки. Если от использования новейших технологий достигается большой экономический эффект, новые методы становятся достоянием широкого круга пользователей. Преимущества немецкого исследовательского сектора основываются на высоком уровне инноваций малых и средних компаний (менее 500 работающих). Эти компании выступают инноваторами, распространяющими новые технологии***.

Малые инновационные предприятия более эффективны: они создают в 2,5 раза больше изобретений на каждый вложенный доллар, чем крупные корпорации, быстрее и с меньшими затратами внедряют их в производство****.

* W. Mori, Т. Ochiai. Science and Technology in Japan. Technology in Sosiety. An International Journal. - 1997. - V. 19. - August -November. - № 3/4. - P. 507. * F. Fiilon. French Reserch Policy. Technology in Sosiety. An International Journal. - 1997. - V. 19. - № 3/4. - August - November. - P. 372.

** F. Fillon. French Reserch Policy. Technology in Sosietv. An International Journal. - 1997. - V. 19. - Na 3/4. - August - November.

- P. 372.

*** P. Kruger. Science, Technology and government in Germany: Begond the Cold Wai. Technology in Sosiety, An International Journal.

- 1997. - V. 19. - August - November. - № 3/4. - P. 390.

**** Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития / Под ред. Румянцева Н.А. - Санкт-Петербург: Наука. - 1996. - С. 194.

в им .......

Вместе с тем, по мнению некоторых западных экономистов, необходимо развивать и научно-тех-ническую деятельность на крупных предприятиях и в НИИ. Эти два направления являются дополняющими друг друга, о чем свидетельствует практика крупнейших корпораций, таких как "Хьюлет -Паккард", "Рено", "Самсунг", "Дженерал Мо-торз", "Мицубиси Электрик" и др.

Большинство передовых стран достигло высоких уровней развития вследствие опережающего роста науки и инноваций по сравнению с ростом промышленного производства. При этом такие страны, как Япония, Германия, США, даже в трудные периоды истории наращивали ассигнования на НИОКР, учитывая их значение для будущего подъема экономики. ТНК включали в свою структуру венчурные предприятия, так как лучшей формой контроля инвестора за выполнением инновационного проекта является его вхождение в одну организационную структуру с предприятием, осуществляющим проект. Так, ежегодные затраты "Майкрогофт" на НИОКР составляют 1,4 млрд долларов ежегодно, при этом в планах ТНК - троекратное увеличение финансирования инновационных проектов. Такой технологический гигант, как "АиБиэ" в 1996 году осуществил патентование 1 867 изобретений, являясь в течение четырех последних лет безусловным лидером в лицензирований новейших технологий; "К Инкорпороэйтэд" принадлежит 1 541 патент, "Мотороле" - 1 064 патента*.

Мировой опыт показывает, что повышению эффективности инноваций содействует создание инновационных фондов - финансовых организаций, осуществляющих финансирование научно-технических разработок и проектов как на безвозмездной основе (льготной), так и на основе возврата выделенных средств. Они создаются за счет средств разработчика и потребителей научно-технической продукции, страховых компаний и пенсионных фондов, а также сбережений населения и средств государства. Цель их - аккумулирование и перераспределение капитала для финансирования инновационных проектов, оказание финансовой помощи и поддержки малых инновационных фирм, финансирование разрабатываемых небольшими коллективами, отдельными учеными и специалистами проектов, реализация которых связана с повышенным риском. Главное их преимущество заключается в том, что риск, связанный с инновациями, распределяется между различными партнерами пропорционально их долевому участию в акционерном капитале фонда. Объединение капиталов позволяет инвестировать средства одновременно в несколько инновационных проектов, увеличивая вероятность получения прибыли. Помимо операций кредитования, инновационные фонды

оказывают многочисленные посреднические услуги: информационное обеспечение, патентный анализ инвестиционных проектов, лицензирование, управленческое консультирование и т.д.

Мировая практика выработала систему экономического стимулирования инновационной деятельности, которое определено особой ролью НИОКР, являющихся важнейшим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности промышленности, увеличения инвестиционного потенциала, источником создания новых рабочих мест. Такая система предусматривает следующие виды налоговых льгот:

уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР;

установление скидок с суммы начисленного к выплате компанией налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР;

установление инвестиционного налогового кредита (уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику);

установление налоговых льгот по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований (как правило, в университетах), и для НИОКР силами мелкого и среднего бизнеса.

Налоговое стимулирование НИОКР в рыночной экономике имеет ряд преимуществ по сравнению с бюджетными субсидиями, так как:

сохраняет автономность частного сектора и его экономическую ответственность за выбор направлений исследований, разработок и их реализм гию;

требует меньшей бюрократической работы на всех уровнях государственной власти, в большой мере не зависит от ежегодного бюджетного процесса с необходимостью утверждения ассигнований, согласования интересов различных ведомств и принятия законодательных решений;

поощряет компании различных отраслей на основе равного принципа достигнутой эффективности, соответствующей целям как самой компании, так и экономики в целом;

имеет психологические преимущества как с точки зрения получения льгот самими компаниями в результате их собственных усилий, так и с политической точки зрения (обычно налоговые льготы общего характера вызывают меньшее общественное сопротивление, чем субсидии избранным компаниям).

Надежность частного финансирования инновационной деятельности зависит от перспектив экономического роста и инвестиционной активности частных компаний: если условия для такой активности будут благоприятными, реализация новых инвестиционных проектов потребует проведения компаниями и собственных разработок, и

* M.E. Wolff. New Briefs. Research - Technology Management. - V. 40. - March - April. - 1997. - № 2. - P. 7.

■икгсг

необходимости заказывать прикладные исследования в крупных научных центрах.

Анализ опыта организации и развития науки и технологий в ряде экономически развитых стран показывает, что в этих случаях можно говорить об определенных этапах развития, обеспеченных планомерной деятельностью государств по созданию инновационной базы.

Что же касается путей развития российской экономики, основная задача состоит в том, чтобы инновационное инвестирование, всемерное развитие НИОКР стало первоочередной заботой государства. Авторы многих научных публикаций обосновывают необходимость создания долговременной государственной программы науки и технологий, разработка и выполнение которой в конечном итоге и определит состояние экономики страны, максимального совмещения стадии инвестиционного и инновационного развития и обеспечения тем самым наиболее быстрого перехода России к инновационной стадии.

По нашему мнению, правомерно говорить об инновационном инвестировании как об особом этапе развития экономики, когда создана инновационная инфраструктура, в поле зрения которой находятся проведение фундаментальных и прикладных исследований, разработка технологий, система аккумулирования и поиска инновационных идей, отбор круга участников инновационной деятельности, поиск венчурного капитала, разработка инновационного проекта, внедрение его в производство, продвижение нового продукта на мировые рынки, оценка его конкурентоспособности. Представляется, что в рыночной экономике, в отличие от экономики плановой и экономики переходного периода, инновации должны занять совершенно другое, ключевое место в создании ВВП, обеспечении конкурентоспособности экономики, при этом инвестиции выступят лишь как важнейший фактор их развития, что схематично представлено ниже:

Рост ВВП, обеспечение конкурентоспособности промышленного производства

России только предстоит вступить на этот целенаправленный путь развития технологий, успех которого во многом будет зависеть, как представляется, от решения следующих задач:

создания законодательной базы, регулирующей развитие сферы НИОКР, в том числе принятия Федерального закона "Об инновациях";

разработки государственной программы развития науки и технологий;

обеспечения бюджетного ассигнования инновационных проектов;

создания инвестиционной инфраструктуры финансирования инновационных проектов и программ, аккумулирующей государственные, корпоративные средства, а также средства индивидуальных инвесторов. При этом контроль за расходованием средств бюджета развития осуществляет Казначейство, функции же аккумулирования средств долгосрочного характера из других источников инвестирования и финансирования инновационных проектов и программ могут быть возложены на вновь создаваемые специализированные банки развития, а также инновационные фонды;

осуществления мер по стимулированию разработки новейших технологий, связи науки с производством. Особая роль здесь должна быть отведена использованию разрушающегося потенциала российских "закрытых" городов, которые по своей сути в лучшие времена и являлись прообразами технополисов и технопарков, возрождению НИИ, в первую очередь за счет развития договорных отношений с производственными структурами, включению их в состав финансово-промышленных групп, созданию малых венчурных фирм при учебных заведениях и НИИ;

разработки информационных технологических систем, содержащих банки данных инновационных идей, технологий, проектов, программ, разработчиков и пользователей, областей применения, законодательного обеспечения и т.д.;

создания комплекса мер по стимулированию реализации инновационных проектов промышленными предприятиями, финансово-промышленными группами, консорциумами и т.д., а также технологий, разработанных ВПК, через систему налоговых, амортизационных, таможенных законодательных мер, а также денежно-кредит-ную политику государства, создания инфраструктуры, обеспечивающей лицензирование научных изобретений, защиту прав на интеллектуальную собственность, экспертизу и оценку инновационных проектов как в разрезе промышленных отраслей, так и государственной экономической политики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.