Научная статья на тему 'Инновационное будущее Санкт-Петербурга'

Инновационное будущее Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
457
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Котов Анатолий Иванович

Статья посвящена задачам инновационного развития Санкт-Петербурга, новым подходам к управлению социальной и экономической жизнью города, решению проблем, стоящих перед городом сегодня и в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное будущее Санкт-Петербурга»

ИННОВАЦИОННОЕ БУДУЩЕЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья посвящена задачам инновационного развития Санкт-Петербурга, новым подходам к управлению социальной и экономической жизнью города, решению проблем, стоящих перед городом сегодня и в ближайшей перспективе.

Для понимания будущего С.-Петербурга необходимо заглянуть в его прошлое и уяснить предназначение города в разные периоды его более чем трехвековой истории. Осознание этого, наряду со знанием проблем и тенденций современного этапа социально-экономического развития города, позволит разглядеть контуры будущего С.-Петербурга на рубеже 20-30-х годов XXI в. и определить его перспективы.

Основанный императором Петром I как «окно в Европу», как столица Российской империи и как военный центр С.-Петербург последовательно осваивал эти функции. С течением времени эти функции развивались, преобразовывались либо исчезали совсем. Так, транспортно-транзитная функция города, неизменно развиваясь на протяжении более 300 лет, вступила сегодня в явное противоречие с потребностью петербуржцев в качественном улучшении городской среды.

Главная причина негативного воздействия грузовых транспортных средств на окружающую среду и городскую инфраструктуру - превышение возможностей С.-Петербурга как транспортного узла по приему и переработке транзитных грузов. Ситуация усугубляется размещением объектов транспортной инфраструктуры, генерирующих значительные грузопотоки, непосредственно в густонаселенных районах города, а некоторых из них, практически, в исторической части С.-Петербурга. В этой связи одним из решений может быть оптимизация логистики транзитных грузовых перевозок, организуемых через город по традиционным транспортным коридорам. Кроме того, более рациональное размещение транспортных объектов на территории С.-Петербурга призвано способствовать снижению издержек, обусловленных негативным влиянием исполнения городом функций транспортно-логистического центра. В свою очередь оптимизация данной функции обеспечит снижение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть и улучшение экологической обстановки, позволит использовать освободившиеся территории для создания рекреационных зон и территорий общего пользования.

Строительство в городе первых судостроительных верфей и железоделательных мануфактур не только ознаменовало собой начало эры отечественной индустриализации, но и обеспечило развитие С.-Петербурга как промышленного центра. Фабрики и заводы, научно-производственные объединения и холдинги, корпорации и концерны, сменяя друг друга в процессе индустриальных преобразований, не только составили материальную основу развития города, но и внесли огромный вклад в экономику России. Основу промышленности С.-Петербурга составляют в настоящее время предприятия обрабатывающих производств, прежде всего машиностроения. Реализуемая последовательно в городе в последние годы политика развития новой индустрии («реиндустриализация») обеспечила создание высокопроизводительных и наукоемких производств, наглядно подтверждающих статус С.-Петербурга как центра современного промышленного производства. Продукция петербургских предприятий известна сегодня не только российским потребителям, но и потребителям в более чем 150-ти странах.

Вслед за первыми предприятиями в С.-Петербурге основываются Российская академия наук, университет и Академия художеств, определившие в последующем развитие С.-Петербурга как научного, образовательного и культурного центра России. Сформировавшаяся в период ХУШ-ХГХ вв. петербургская творческая элита на многие годы вперед определила его интеллектуальное лидерство в формировании в обществе духовно-нравственных ориентиров как основы социальных и экономических преобразований. Результатом этой деятельности стало создание в городе беспрецедентного по своим масштабам и значению научного, культурного и духовного потенциала, оказывающего и по сей день свое влияние не только на Россию, но и на весь мир. В начале ХХ в. миссия С.-Петербурга по формированию духовно-нравственных ориентиров была прервана, но не утрачена. У города есть значительный интеллектуальный потенциал, чтобы не только возобновить эту миссию, но и выступить лидером общественных и экономических преобразований, необходимых для поступательного развития России.

Историко-культурное наследие С.-Петербурга, созданное творческими усилиями многих поколений петербуржцев, принадлежит сегодня всему человечеству, благодаря чему город по праву считается мировым центром культуры. Неповторимый архитектурный облик С.-Петербурга, созданный великими зодчими и строителями, обладает огромным потенциалом развития центров туризма и делового сотрудничества. Меры по его раскрытию должны обеспечить значительный эффект развития будущего города.

На протяжении более чем трехвековой истории С.-Петербург исполнял самые разнообразные функции. Их характер и содержание в значительной степени связаны с выбором стратегии развития города на том или ином историческом этапе. Сегодня стратегический выбор С.-Петербурга ориентирован на повышение роли образования и науки в социально-экономическом развитии. Это означает обретение С.-Петербургом новой функции - функции развития инноваций, основой которой являются знания. Эта функция только зарождается и в полной мере пока не сформирована, тем не менее у города есть все необходимые предпосылки дополнить функцию центра образования и науки функцией инновационного центра.

В настоящее время город начинает реализовывать еще одну функцию - центра формирующейся петербургской агломерации на территории С.-Петербурга и прилегающих к нему территориях Ленинградской области. В предстоящий период эта тенденция пространственно-территориального развития будет оказывать все большее влияние на социально-экономическое развитие С.-Петербурга. Наконец, еще одна функция, формирующаяся в настоящее время, связана с реализацией государственной стратегии по освоению и развитию Арктики.

Преобразования в социально-экономической сфере невозможны без создания условий для творческого развития человека и более широкого вовлечения его в процессы модернизации и общественного переустройства. Предстоит обеспечить не только стабильное улучшение качества жизни петербуржцев, но и возможности для самореализации их творческого потенциала, что должно стать необходимым условием устойчивого социально-экономического развития С.-Петербурга.

В условиях значительного возрастания роли человеческого фактора в решении социально-экономических задач в рассматриваемый период должны быть предприняты эффективные меры по развитию человеческого капитала. Это будет способствовать росту благосостояния населения, развитию здравоохранения, образования и науки, культуры и системы социальной защиты и формированию на этой основе нового качества жизни.

Важнейший показатель уровня благосостояния петербуржцев - величина валового регионального продукта на душу населения, составившая по итогам 2012 г. 459,3 тыс. руб., возрастет к 2030 г. до 2040 тыс. руб.

Особое внимание в рассматриваемый период будет уделено развитию системы здравоохранения. При этом основные усилия необходимо направить на снижение смертности и рост средней продолжительности жизни при рождении, которая с 73,3 лет в 2012 г. должна увеличиться до 78 в 2030 г.

Меры по развитию образования - его доступности, повышения качества и непрерывности - должны способствовать более сбалансированному развитию рынка труда и улучшению его структуры. Как следствие доля высококвалифицированных работников составит к 2030 г. около 50%. Меры по развитию науки будут способствовать отбору для научной сферы высокопрофессиональных специалистов, способных генерировать новые знания в интересах общественного развития. Принимая во внимание особое значение для развития научной деятельности молодежи, будут предприняты меры для активизации процесса привлечения этой категории специалистов в науку.

Реализация в максимальной степени потенциальных возможностей использования историко-культурного потенциала С.-Петербурга будет обеспечиваться, прежде всего, за счет мер, направленных на повышение уровня доступности и качества государственных услуг в сфере культуры. При этом для сохранения историко-культурного наследия С.-Петербурга будут предприниматься все необходимые меры, обеспечивающие его эффективную защиту.

В условиях увеличения в структуре населения С.-Петербурга доли пожилых людей важным направлением развития человеческого капитала должны стать меры по дальнейшему развитию системы социальной защиты петербуржцев, предусматривающей удовлетворение в полном объеме потребностей данной категории населения. Развитие человеческого капитала немыслимо без формирования здорового образа жизни, реализацию которого обеспечат меры по развитию физической культуры и спорта.

Жилищная политика также оказывает существенное влияние на развитие человеческого капитала. Ее совершенствование призвано обеспечить возможности предоставления доступного и комфортного жилья семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, увеличения количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, снижения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту. Намечается довести показатель общей площади, приходящейся на одного петербуржца, до 35 кв. м, расселить проживающих в коммунальных квартирах, уменьшить сроки предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан. Кроме того, в обеспечение развития жилищной политики будут предприняты меры по развитию в городе рынка арендного жилья.

Развитие человеческого капитала и тесно связанное с ним повышение качества жизни в значительной степени зависят от уровня развития городской среды. Создание условий для комфортного проживания человека, определяемых в значительной степени состоянием городской среды, не являлось ранее приоритетным направлением социально-экономического развития. Осознание важности и первоочередности мер по улучшению экологической обстановки в городе, разрешению транспортных проблем, восстановлению эксплуатационной надежности инженерной инфраструктуры, комплексному развитию городских территорий подтверждается признанием необходимости повышения качества городской среды в качестве важнейшего стратегического направления.

В результате мер по улучшению экологической обстановки, направленных на ослабление негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, будет обеспечено снижение выбросов в атмосферу, уменьшение степени загрязнения водных объектов на территории С.-Петербурга и внедрение технологий утилизации твердых бытовых отходов на основе технологий «рециклинга». Принимая во внимание значительный вред окружающей среде, который наносят автомобильный транс-

порт и выбросы от промышленных предприятий, в рассматриваемый период будут приняты меры по уменьшению негативных последствий их деятельности.

При этом мобильность населения и возможность его перемещения в пространстве становится в предстоящий период не только важнейшим показателем комфортности жизни, но и фактором социально-экономического развития. Приоритетами в решении транспортных проблем города будут создание пешеходных зон, развитие общественного транспорта, снижение негативного воздействия интенсивной автомобилизации на человека и окружающую среду, формирование городского парковочного пространства, увеличение плотности улично-дорожной сети и количества мостовых переходов через водные объекты С.-Петербурга. В предстоящий период в городе ведутся работы по проектированию и созданию станций Нев-ско-Василеостровской, Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линий метрополитена. В современную городскую магистраль будут превращены набережные Обводного канала, которые обеспечат эффективный отвод транспорта от исторического центра. В предстоящий период для обеспечения внутригородских пассажирских перевозок будут активно вовлекаться железнодорожный, а также новые виды транспорта.

Устойчивое развитие С.-Петербурга в значительной степени определяется надежностью систем энергетического и коммунального обеспечения и возможностью технологического присоединения к ним новых пользователей. Принимая во внимание высокую степень износа объектов указанной системы, первоочередные меры должны быть направлены на восстановление эксплуатационной надежности инженерной инфраструктуры, что обеспечит приведение сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоподведения и водоотведения в нормативное состояние и в свою очередь расширит возможности для технологического подключения новых потребителей и снижения тарифов на предоставляемые услуги. Устойчивое развитие систем коммунальной инфраструктуры обеспечит принятие действенных мер по совершенствованию системы управления коммунальным комплексом С.-Петербурга.

Важнейшим средством повышения качества городской среды должно стать комплексное развитие городских территорий, что будет способствовать устранению имеющихся в настоящее время дисбалансов территориального развития, следствием которых является безальтернативная привлекательность исторического центра по сравнению с другими территориями города. В настоящее время более трети из 2,5 млн. рабочих мест находятся в центральных районах города. Сложившийся дисбаланс в свою очередь оказывает негативное влияние на транспортную систему, улично-дорожную сеть, туристическую привлекательность, состояние объектов исторического центра. В этой связи вполне очевидна объективная необходимость реализации в С.-Петербурге принципа полицентризма и формирования на территории города новых центров расселения, максимально обеспеченных всей необходимой инфраструктурой, что в свою очередь будет способствовать повышению качества жизни и изменению социально-экономического ландшафта города. Очевидно, что создание новых центров расселения может быть реализовано только путем комплексного планирования и развития территорий С.-Петербурга, определенных приоритетными. В качестве приоритетных могут быть признаны территории: исторического центра, «промышленного пояса», охватывающие центральные районы города, южные «пригородные» районы города. Приоритетность выбора территорий для комплексного развития определяется экономической целесообразностью, возможностями ресурсного обеспечения для достижения наиболее высоких социально-экономических показателей за счет синергетического эффекта заинтересованных в развитии выбранной территории. Первым опытом успешной реализации комплексного

подхода к развитию территорий является программа развития и восстановления территорий исторического центра, принятая Правительством С.-Петербурга в 2012 г. В условиях экономической целесообразности комплексного развития территорий особое значение должно быть уделено качеству территориального планирования и развитию инвестиционно-строительной деятельности.

Развитие человеческого капитала и улучшение качества городской среды невозможно без устойчивого экономического роста. Меры по реализации этого направления связаны прежде всего с реализацией в С.-Петербурге новой экономической политики, которая будет способствовать развитию инновационной экономики, основанной на знаниях, и формированию основ VI технологического уклада. Необходимость перехода к экономике знаний обусловлена сложившимися в конце ХХ в. ограничениями традиционных факторов производства - земли, капитала, ресурсов, труда. При этом, как свидетельствует зарубежный опыт, решающее значение в обеспечении качественного экономического роста в настоящее время должно принадлежать знаниям и инновациям, обеспечивающим рост конкурентных преимуществ экономики и ее отраслей. Ограниченность влияния указанных выше факторов на рост экономики особенно актуальна для современного этапа социально-экономического развития С.-Петербурга. Нехватка трудовых, финансовых и сырьевых ресурсов, ограниченность городской территории и сложности ее инженерного обустройства объективно требуют перехода к новой модели развития городской экономики. В этой связи экономическая политика С.-Петербурга должна быть направлена, прежде всего, на создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест, содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, повышение производительности труда, формирование условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. Решение этих вопросов должно также обеспечиваться в рамках международного и межрегионального сотрудничества, осуществляемого С.Петербургом. В свою очередь это будет способствовать увеличению темпов развития отраслей и экономики в целом и обеспечит достижение показателей социально-экономического развития, определенных Указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике».

Устойчивый экономический рост невозможен без изменения условий функционирования рынка труда и повышения качества трудовых ресурсов. Принимая во внимание тенденцию старения населения, которая, согласно прогнозу демографического развития, будет доминировать в рассматриваемый период, ограниченность трудовых ресурсов будет главным вызовом обеспечению устойчивого развития города на стратегическую перспективу. Главным фактором экономического роста должно стать не привлечение трудовых мигрантов в экономику города, а повышение эффективности труда.

Важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста является развитие базовых отраслей экономики С.-Петербурга, и прежде всего промышленности, обладающей существенным потенциалом развития. Однако проблемы системного характера, накопившиеся в этой отрасли, не дают оснований рассчитывать на быстрое их разрешение. Действенность усилий по инновационному развитию промышленности будет в значительной степени определяться синхронизацией мер, предпринимаемых как органами государственной власти, так и собственниками предприятий, при решающей роли федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти С.-Петербурга.

Основные инструменты развития - особая экономическая зона, производственные территории, индустриальные парки (технопарки), кластерная политика, налоговые льготы и субсидии - должны в приоритетном порядке обеспечить развитие

предприятий обрабатывающих производств в таких сферах, как судостроение, энергомашиностроение, автомобилестроение, двигателестроение, производство аппаратуры для телевидения, радио и связи, электронного, оптического и медицинского оборудования, вычислительной техники, фармацевтической продукции и продукции нано-, био- и 1Т-технологий. Развитие указанных секторов промышленности будет определяться в значительной степени действенностью мер по подготовке и привлечению на предприятия квалифицированных специалистов, прежде всего инженерного профиля, а также созданию эффективной системы инжиниринговых и субконтрактинговых центров, в том числе на основе малых предприятий. Соответствующие меры поддержки намечаются в отношении наукоемких отраслей экономики по таким направлениям, как научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Особое внимание будет уделено развитию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, составляющих основу продовольственного обеспечения С.-Петербурга. При этом с целью организации устойчивых поставок конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья для последующей промышленной переработки будут приняты меры по расширению экономического сотрудничества с субъектами агропромышленного комплекса Ленинградской области. В целом принятие мер по инновационному развитию промышленности и агропромышленного комплекса обеспечит повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции этих отраслей.

Транспорт как одна из важнейших отраслей экономики С.-Петербурга также обладает существенным потенциалом экономического роста. В структуре транспортной деятельности города ведущее место занимают перевозка грузов морским, железнодорожным и автомобильным транспортом, операции по перегрузке и обработке грузов, а также перевозка пассажиров транспортом общего пользования. К 2030 г. планируется увеличение всех основных социально-экономических показателей, характеризующих развитие транспорта. При этом развитие общественного транспорта города, прежде всего, метро и скоростных трамваев (трамваев с выделенными полосами движения), будет важнейшим приоритетом экономической политики города. Решение проблем развития общественного транспорта предполагается обеспечивать, в том числе и за счет привлечения внебюджетных средств.

Вклад предприятий и организаций строительной отрасли в развитие городской экономики существенно возрастет: создание более благоприятных условий для увеличения инвестиций в экономику города, а также рост доходов граждан увеличат спрос на услуги и работы, выполняемые этой отраслью. Потребность в новом строительстве испытывают сегодня практически все отрасли экономики, в том числе жилищно-коммунальное хозяйство, дорожная и транспортная отрасли, социальная сфера, промышленность. При этом настоящие темпы развития строительной индустрии города гораздо ниже ее потенциальных возможностей и в значительной степени ограничены отсутствием инженерно подготовленных территорий, что в свою очередь обусловлено несовершенством в С.-Петербурге действующей системы территориального планирования.

Существенным потенциалом экономического роста обладает сфера туристической деятельности. Усилия по ее развитию будут сосредоточены на приведении в порядок объектов историко-культурного наследия как основы для увеличения туристической привлекательности С.-Петербурга. В этой связи реализация мероприятий по восстановлению и развитию исторического центра будет оказывать непосредственное влияние на решение этой задачи. Особое место в развитии туристической деятельности принадлежит деловому туризму, инфраструктура которого в настоящее время не соответствует предъявляемым ей требованиям. Решение этой

проблемы лежит в сфере создания в историческом центре С.-Петербурга или в непосредственной близости от него современных объектов для проведения мероприятий конгрессно-делового характера. Одновременно эти меры послужат стимулам к развитию иностранного туризма.

Важная роль в обеспечении устойчивого экономического роста будет принадлежать малому бизнесу. Предусматриваются меры по созданию условий для его привлечения, прежде всего, в социальные отрасли экономики, а также на транспорт и в строительную отрасль. Вместе с тем особые меры поддержки будут предоставлены субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в инновационной сфере. При этом главные усилия будут сосредоточены на упрощении процедур технологического присоединения к инженерным объектам и сетям, совершенствования системы налоговых стимулов, обеспечения доступности к финансовым ресурсам и инфраструктуре.

Повышение качества жизни петербуржцев невозможно без эффективного государственного управления. Главными показателями деятельности исполнительных органов государственной власти С.-Петербурга станут открытость и эффективность исполнения важнейших функций: повышение доступности и качества государственных услуг; расширение деятельности, охватывающей все виды работы с молодежью; улучшение межнациональных и межконфессиональных отношений; снижение общего уровня преступности в городе; усиление борьбы с распространением наркотиков; повышение личной безопасности, снижения дорожных происшествий и возникновения чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.