Научная статья на тему 'Стратегия Санкт-Петербурга:курс на экономику знаний'

Стратегия Санкт-Петербурга:курс на экономику знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION AND TECHNOLOGICAL ACTIVITIES / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / QUALITY OF LIFE / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / THE QUALITY OF THE URBAN ENVIRONMENT / ЛОКАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ / THE LOCALIZATION OF NATIONAL PRIORITIES / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL / СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / THE SYSTEM OF STATE PLANNING DOCUMENTS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котов А.И.

В мае 2013 г. Правительство Санкт-Петербурга приняло Стратегию экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. В статье приводится краткая характеристика принятого документа, определяющего в качестве важнейшего приоритета социально-экономического развития города, обеспечение устойчивого экономического роста. В свою очередь добиться такого роста в сложившихся условиях можно только на основе экономики знаний, характеризуемой, в значительной степени, широким использованием новых технологий и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Petersburg Strategy:towards the knowledge economy

In May of 2013 the Government of St. Petersburg has adopted the strategy of economic and social development of St. Petersburg for the period up to 2030 This article is a brief description of the received document, defining as a top priority socio-economic development of the city, sustainable economic growth. In turn, to achieve such growth in the circumstances can only be based on the knowledge economy, which is characterized, in large part, the widespread use of new technologies and innovations.

Текст научной работы на тему «Стратегия Санкт-Петербурга:курс на экономику знаний»

Стратегия Санкт-Петербурга: курс на экономику знаний

В мае 2013 г. Правительство Санкт-Петербурга приняло Стратегию экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. В статье приводится краткая характеристика принятого документа, определяющего в качестве важнейшего приоритета социально-экономического развития города, обеспечение устойчивого экономического роста. В свою очередь добиться такого роста в сложившихся условиях можно только на основе экономики знаний, характеризуемой, в значительной степени, широким использованием новых технологий и инноваций.

Ключевые слова: инновационно-технологическая деятельность, качество городской среды, качество жизни, локализация национальных приоритетов, развитие человеческого капитала, система документов государственного планирования, стратегия, устойчивый экономический рост, экономика знаний.

А. И. Котов,

председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга

e-mail: kotov@vg.gov.spb.ru

о

Г\1

оэ

СП

СО

OI

и

<

CQ

0 X

1

17 декабря 2013 г. состоялось заседание Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, на котором в целом была одобрена Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. (далее — Стратегия-2030). Этому событию в свою очередь предшествовала большая работа по ее разработке и общественному обсуждению, внесению изменений и дополнений.

Генеральной (главной) целью Стратегии-2030 является обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности.

Стратегия-2030 устанавливает приоритеты и цели экономического и социального развития Санкт-Петербурга, а также определяет механизмы достижения поставленных целей. При этом наличие указанных механизмов принципиально отличает ее от других документов долгосрочного планирования, принимавшихся ранее. Так важнейшими условиями для достижения целей Стратегии-2030 являются:

• первое — включение Стратегии-2030 в систему документов государственного планирования Санкт-Петербурга, обеспечивающих возможность принятия необходимых мер и финансового обеспечения для достижения установленных целей социально-экономического развития;

• второе — привлечение бизнеса к реализации целей социально-экономического развития, заявленных в Стратегии-2030, путем приглашения субъектов

предпринимательства к участию в реализации проектов на инвестиционных условиях ввиду невозможности финансирования всех расходов по достижению целей социально-экономического развития исключительно за счет бюджета;

• третье — обеспечение тесного взаимодействия с представительной властью города путем предоставления на рассмотрение Законодательного собрания Санкт-Петербурга Программы социально-экономического развития на шестилетний период;

• и, наконец, четвертое — участие в реализации Стратегии-2030 петербуржцев и заинтересованных профессиональных объединений и организаций, закрепленное в виде договора общественного согласия с подписанием его после одобрения Стратегии-2030 Правительством Санкт-Петербурга.

В качестве методологической основы при разработке Стратегии-2030 были использованы следующие

принципы:

• приоритет национальных интересов Российской Федерации, определяемых документами стратегического планирования;

• признание в условиях современных вызовов особой роли человека и знаний в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга;

• обеспечение устойчивости развития Санкт-Петербурга на основе соблюдения баланса социально-экономических интересов;

• обязательность применения индикаторов оценки уровня достижения (исполнения) установленных целей;

• нацеленность на достижение максимально возможных результатов и принятие для этого всех необходимых мер;

Таблица 1

Система целей Кол-во

Генеральная цель 1

Стратегические направления 4

Стратегические цели 17

Программно-целевые установки 93

• учет ресурсных возможностей при выборе основных приоритетов и целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга;

• обеспечение эффективности функционирования государственных институтов и институтов гражданского общества.

Стратегия-2030 является документом долгосрочного государственного планирования, который, прежде всего, отвечает на вопросы, связанные с определением приоритетов развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. При всем многообразии факторов, влияющих на выбор этих приоритетов, в основу положены национальные приоритеты Российской Федерации, определенные законами, Указами Президента РФ и стратегическими документами органов власти, ведомств и корпораций.

Локализация в Санкт-Петербурге национальных приоритетов России с учетом его конкурентных возможностей позволяет выделить более 30 приоритетов развития, которые сгруппированы в 4 стратегических направления, а именно:

• обеспечение устойчивого экономического роста;

• улучшение качества городской среды;

• развитие человеческого капитала;

• эффективное управления и развитие гражданского общества.

Реализация указанных стратегических направлений достигается в свою очередь за счет 17 стратегиче-

ских целей, обеспечивающих достижение генеральной (главной) цели развития Санкт-Петербурга. Достижение же стратегических целей обеспечивается за счет достижения соответствующих подцелей (программно-целевых установок) и решения конкретных задач.

Совокупность выбранных стратегических направлений, целей и подцелей составляет систему целей Стратегии-2030 (см. табл. 1). При этом для всех целей установлены показатели, характеризующие уровень достижения соответствующей цели. Расчетной основой для получения обоснованных значений показателей социально-экономического развития на период до 2030 г. стали результаты прогноза, выполненного в рамках подготовки Стратегии-2030. Показатели прогноза были рассчитаны для трех различных сценариев развития петербургской экономики — инновационного, умеренно-оптимистичного и консервативного. В качестве основного сценария принят инновационный, отличающийся от остальных более высокими темпами роста значений показателей социально-экономического развития, достигаемыми, прежде всего, за счет проведения Санкт-Петербургом более эффективной экономической политики. Актуальность выбранного сценария подтверждается существующими сегодня вызовами и ограничениями, обуславливающими, в частности, возрастание рисков замедления темпов роста экономики. В этой связи, принятие действенных мер, направленных на компенсацию негативных тенденций в экономике, в том числе последствий экономических санкций в отношении нашей страны, становится объективной необходимостью и обязательным условием экономического развития.

Началу широкого диалога по обсуждению и разработке такой политики положила встреча в апреле 2014 г. губернатора Санкт-Петербурга с представителями бизнеса, в том числе иностранного, науки и

Таблица 2

Стратегические цели Наименование показателя 2012 2030

Укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 74,2 78

Прирост численности постоянного населения, раз 1,0 1,2

Повышение уровня образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения Индекс образования 0,969 (2010 г.) 0,984

Обеспеченность населения местами в дошкольных учреждениях (на 1000 чел.), % - 100

Обеспеченность населения местами в общеобразовательных учреждениях (на 1000 чел.), % - 100

Обеспечение гармоничного развития личности на основе уникального культурно-исторического наследия СПб Количество мероприятий по популяризации объектов культурного наследия - 300

Уровень посещаемости учреждений культуры всех типов (раз на 1-го жителя в год) 2,66 3

Повышение уровня физической культуры населения и степени доступности услуг индустрии здорового образа жизни Доля петербуржцев, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения, % 24,8 50

Уровень удовлетворенности населения условиями для занятий физкультурой и спортом (от числа опрошенных), % 32,2 70

Повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения Коэффициент Джинни 0.443 0,440

Отношение величины среднедушевых доходов населения СПб. к среднедушевым доходам в среднем по РФ, раз 1,0 1,4

Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения соцоб-служивания населения, % 100

о

оо оо

со

<

СО

о

культуры. В этой связи у нас есть все основания рассчитывать на разработку комплекса эффективных мер и формирование основных направлений деятельности ИОГВ, которые в максимальной степени должны обеспечить возможность реализации Стратегии-2030 и выполнение Санкт-Петербургом своей миссии.

На нынешнем этапе исторического развития первостепенная роль в решении социально-экономических задач будет определяться человеком. Его профессиональные компетенции и творческий потенциал будут определять в значительной степени темпы преобразований во всех сферах общественной жизни. В этой связи создание условий для развития человеческого капитала и максимальной самореализации человека должно обеспечить дальнейшее развитие в Санкт-Петербурге образования, здравоохранения, здорового образа жизни, культуры и сферы социальной защиты, рост благосостояния.

Меры по развитию образования должны обеспечить его доступность, повышение качества и непрерывность. В 2030 г. практически все взрослое постоянное население Санкт-Петербурга должно иметь среднее образование, а 50% трудоспособного населения — высшее. В свою очередь, это будет способствовать более сбалансированному развитию рынка труда и улучшению его качественной структуры. При этом существенным образом должна возрасти роль образования в развитии науки, научно-технической и инновационной деятельности.

Меры по развитию системы здравоохранения должны быть направлены на снижение смертности и увеличение средней продолжительности жизни при рождении. Значение этого показателя должно составить к отчетному периоду 78 лет. При этом должно повыситься качество первичной медико-санитарной помощи, а также должно быть обеспечено дальнейшее развитие высокотехнологичной и реабилитационной медицины.

Развитие в Санкт-Петербурге системы социальной защиты в условиях продолжающейся тенденции старения петербуржцев должно обеспечить удовлетворение в полном объеме потребностей соответствующих категорий населения в услугах социального характера. При этом одним из условий эффективного функционирования этой системы должно быть снижение в Санкт-Петербурге доли населения с низкими доходами и обеспечение, в частности, значения величины коэффициента Джинни не более 0,440.

Перечень стратегических целей и соответствующих показателей стратегического направления «Развитие человеческого капитала» приведен в табл. 2.

Важным показателем развития человеческого капитала являются также среднедушевые денежные доходы населения. В 2030 г. они увеличатся по сравнения с 2013 г. почти в 3 раза и составят 95 тыс. руб.

Развитие условий для самореализации человека тесно связано с качеством городской среды. Осознание важности и приоритетности мер по улучшению экологической обстановки в городе, разрешению транспортных проблем, восстановлению эксплуатационной надежности и развитию инженерной инфраструктуры, комплексному развитию городских

территорий должно обеспечить повышение качества жизни петербуржцев и гостей города.

В результате мер по улучшению экологической обстановки, направленных на компенсацию негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, будет обеспечено снижение выбросов в атмосферу, уменьшение степени загрязнения водных объектов, а также почв, на территории Санкт-Петербурга и внедрение технологий утилизации твердых бытовых отходов на основе рециклинга. В 2030 г. уровень снижения загрязнения воздушного и водного бассейнов Санкт-Петербурга должен составить не менее 20%, а доля жителей, положительно оценивающих уровень благоустройства среды проживания (от числа опрошенных) должна составить не менее 90%.

Меры по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга, должны быть направлены в первую очередь на обеспечение для всех категорий населения и гостей города возможности свободного, безопасного и надежного передвижения с использованием транспорта или пешком. При этом мобильность населения и возможность его перемещения в пространстве становится в предстоящий период не только важнейшим показателем комфортности жизни, но и фактором социально-экономического развития. Приоритетами в развитии транспортной системы города будут создание пешеходных зон, развитие общественного транспорта, формирование городского парковочного пространства, обеспечение эффективного отвода транспорта от исторического центра, создание системы транспортно-пересадочных узлов и магистралей непрерывного и скоростного движения. При этом доля населения Санкт-Петербурга, проживающего в зоне пешеходной доступности станций метрополитена, должна составить не менее 55%, а доля жителей, удовлетворенных качеством обслуживания на общественном транспорте (от числа опрошенных) составит не менее 90%.

Устойчивое развитие Санкт-Петербурга в значительной степени определяется надежностью систем энергетического и коммунального обеспечения и возможностью технологического присоединения к ним новых пользователей. Принимая во внимание высокую степень износа объектов указанных систем, принимаемые меры должны обеспечивать восстановление эксплуатационной надежности инженерной инфраструктуры и способствовать ее развитию. С учетом изложенного в 2030 г. степень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и энергетики не должна превышать 20%.

Обеспечение петербуржцев доступным и комфортным жильем, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг является важнейшим условием повышения благосостояния человека и реализации его творческого потенциала. В этой связи меры по совершенствованию жилищной политики в Санкт-Петербурге должны обеспечить возможность предоставления доступного и комфортного жилья всем семьям желающим улучшить свои жилищные условия. При этом значение средней обеспеченности одного петербуржца жильем составит в 2030 г. 35 м2.

Важнейшим средством повышения качества городской среды должно стать комплексное развитие

Таблица 3

Стратегические цели Наименование показателя 2012 2030

Обеспечение экологического благополучия и благоустройство городских территорий Снижение уровня загрязнения воздушного бассейна, % - 20

Снижение уровня загрязнения водного бассейна, % - 20

Доля жителей положительно оценивающих уровень благоустройства среды проживания (от числа опрошенных), % - 90

Обеспечение для всех категорий населения и гостей города возможности свободного, безопасного и надежного передвижения с использованием транспортных средств или пешком Доля населения СПб., проживающего в зоне пешеходной доступности станций метрополитена, % - 55

Доля жителей, удовлетворенных качеством обслуживания на общественном транспорте (от числа опрошенных), % - 90

Модернизация и комплексное развитие сети коммунальной инфраструктуры Степень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и энергетики 46,3 20

Повышение доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг населению Степень удовлетворенности населения уровнем жилищно-коммунального обслуживания (от числа опрошенных) - 90

Обеспеченность жителей СПб. жильем, м2/чел. 23,8 35,0

Обеспечение сбалансированного развития социально-экономического развития территории СПб Пешеходно-транспортная доступность объектов социальной инфраструктуры периодического обслуживания населения, мин. 30

городских территорий, что будет способствовать достижению более высоких социально-экономических показателей, и обеспечит устранение имеющихся в настоящее время дисбалансов территориального развития и устойчивое развитие территорий. Очевидна объективная необходимость реализации в Санкт-Петербурге принципа полицентризма и формирования на территории города новых центров расселения, максимально обеспеченных всей необходимой инфраструктурой для жизни и работы петербуржцев.

Перечень стратегических целей и соответствующих показателей стратегического направления «Повышение качества городской среды» приведены в табл. 3.

Развитие человеческого капитала и улучшение качества городской среды невозможно без устойчивого экономического роста, особенно актуального в условиях существующих вызовов и ограничений. Очевидно, что существующая модель экономического развития, основанная на использовании экстенсивных факторов, исчерпала себя и не способна обеспечить достижение высоких социально-экономических показателей. В сложившихся обстоятельствах устойчивый экономический рост в Санкт-Петербурге возможен лишь на основе «экономики знаний», отличительной чертой которой является, прежде всего, высокий уровень использования новых технологий и инноваций в производственной и социальной сферах. Принятие мер по формированию «экономики знаний» и повышению инвестиционной привлекательности обеспечит согласно прогнозу увеличение валового регионального продукта в 2030 г. в сравнении с 2012 в 2,6 раза, а ее вклад в ВРП увеличится до 35%. При этом инвестиции в основной капитал должны вырасти в 2030 г. в 3,5 раза и составить по оценке около 3000 млрд руб.

Следует признать, что в настоящее время рост инвестиций в экономику города сдерживается увеличением производственных издержек и снижением, в этой связи, экономической мотивации субъектов предпринимательской деятельности к ведению бизнеса. Налоги и отчисления на зарплату, затраты на ресурсы, транспорт и логистику, административные ограничения и сложности налогового и бухгалтерского учета, отсутствие действенных механизмов поддержки инноваци-

онной и производственной деятельности становятся сегодня таким образом серьезным препятствием для роста экономики. Из сказанного следует объективная необходимость принятия действенных мер, направленных на создание в Санкт-Петербурге благоприятного делового климата, рост эффективности производства, повышение инвестиционной привлекательности, развитие системы профессионального образования и рынка труда, формирование эффективной системы научно-технологического обеспечения инновационного развития, поддержку экспорта, оптимизацию управления городским хозяйством.

Для разрешения перечисленных проблем в настоящее время исполнительными органами государственной власти формируется пакет государственных программ, в частности: «Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге», «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса», «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге», «Содействие занятости в Санкт-Петербурге». Особый акцент во вновь разрабатываемых программах будет сделан на создание благоприятных экономических условий для ведения в Санкт-Петербурге хозяйственной (предпринимательской) деятельности и привлечение инвестиций (по оценке ежегодная дополнительная потребность в инвестициях в ценах 2014 г. составляет 130-150 млрд руб.). При этом предпринимаемые меры будут направлены на совершенствование системы налогового стимулирования, создание эффективной системы государственной ^ поддержки, развитие особой экономической зоны, про- о изводственных территорий и индустриальных парков, формирование кластерных объединений. §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место среди мер, направленных на соз- 3 дание условий для обеспечения роста экономики, ^ должно принадлежать мерам по реализации научно- 2 технологического потенциала Санкт-Петербурга. Эти |Е меры должны способствовать более тесному взаимо- ^ действию науки, бизнеса и органов государственной власти при создании и использовании перспективных О технологий и инноваций, а также всестороннему разви- ^ тию региональной инновационной системы. При этом ^

Таблица 4

Стратегические цели Наименование показателя 2012 2030

Создание в Санкт-Петербурге условий для обеспечения устойчивого экономического роста, формирование экономики основанной на знаниях Доля экономики знаний в ВРП Санкт-Петербурга, % 25 35

Индекс физического объема ВРП Санкт-Петербурга 104,3 107

Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП Санкт-Петербурга, % 4,7 7,1

Создание благоприятного предпринимательского климата, развитие конкурентной среды и потребительского рынка Санкт-Петербурга Ранг благоприятности условий ведения бизнеса (по методике Всемирного банка), место в рейтинге 22 3

Доля предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Санкт-Петербурге (от числа опрошенных), % - 80

Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга Уровень общей безработицы в Санкт-Петербурге, % 1,5 3,0

Уровень занятости населения Санкт-Петербурга в возрасте от 15 до 72 лет, % 71,3 70

Содействие инновационно-технологическому развитию промышленности и повышение ее эффективности Увеличение выработки на одного занятого в промышленности, число раз 1,0 2,5

Доля инновационной продукции в общем объеме продукции в обрабатывающих производствах, % 16,7 30

основным критерием оценки эффективности этих мер должен стать рост конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличение вклада инновационной деятельности в развитие экономики. В частности, это должно обеспечить развитие предприятий обрабатывающих производств, составляющих материальную основу «экономики знаний», в таких сферах, как: судостроение, энергомашиностроение, автомобилестроение, двигателестроение, станкостроение, производство аппаратуры для телевидения, радио и связи, электронного, оптического и медицинского оборудования, вычислительной техники, 1Т, фармацевтической продукции и продукции нано- и биотехнологий. В 2030 г. доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, отгружаемой петербургскими предприятиями, должна составлять не менее 30%. В рассматриваемый период развитие указанных секторов промышленности также в значительной степени будет определяться мерами по подготовке и привлечению на предприятия квалифицированных специалистов и, прежде всего, инженерного профиля, а также созданию в отрасли эффективной системы инжиниринговых и субконтрактинговых центров, прежде всего на основе малых предприятий.

Вместе с ростом значения «экономики знаний», свою роль в хозяйственном комплексе Санкт-Петербурга сохранят и традиционные для города направления экономической деятельности. К ним относятся производства: электроэнергии, газа и воды, пищевых продуктов, табака, готовых металлических изделий, строительных конструкций и материалов.

Деятельность этих производств будет направлена, преимущественно, на удовлетворение потребностей населения и экономики Санкт-Петербурга, а также на поставки продукции в другие регионы России. Существенный вклад в экономическое развитие города будут по-прежнему вносить: торговля, транспортно-логистические услуги, строительство, управление недвижимостью, общественное питание и финансово-банковская сфера.

Перечень стратегических целей и соответствующих показателей стратегического направления «Обеспечение устойчивого экономического роста» приведен в табл. 4.

Очевидно, что необходимость развития человеческого капитала, улучшения качества городской среды и обеспечения устойчивого экономического роста неизбежно потребуют и совершенствования государственного управления и развития гражданского общества. При этом, усилия в этом направлении должны предусматривать, прежде всего, принятие мер по обеспечению личной и общественной безопасности, снижению общего уровня преступности в городе, особенно на национальной и религиозной почве, повышению доступности и качества государственных услуг, развитию межнациональных и межконфессиональных отношений, совершенствованию работы с гражданским обществом и молодежью.

Перечень стратегических целей и соответствующих показателей стратегического направления «Совершенствование государственного управления и развитие гражданского общества» приведены в табл. 5.

Таблица 5

о

оо оо

со

<

СО

о

Стратегическая цель Наименование показателя 2012 2030

Повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, % - 100

Время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган госвласти СПб. Для получения государственной (муниципальной) услуги, мин. - 7

Обеспечение гарантий безопасности жизнедеятельности в Санкт-Петербурге Количество зарегистрированных преступлений в расчете на 1000 жителей - 9

Степень удовлетворенности населения уровнем личной безопасности (от числа опрошенных), % - 55

Повышение уровня консолидации гражданского общества Доля горожан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Санкт-Петербурге, % - 90

Сокращение числа нелегальных мигрантов на территории Санкт-Петербурга, % - 80

Таблица 6

№ п/п Наименование показателя 2012 2030

1 Численность занятых в экономике, тыс. чел. 2,538 2,910

2 Использование воды потребителями, млн м3 593,0 547,5

3 Расходы бюджета Санкт-Петербурга, млрд руб. 375,8 1900

4 Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 351,9 3000

Реализация целей социально-экономического развития невозможна без соответствующего ресурсного обеспечения. Трудовые, производственные финансовые и территориальные ресурсы становятся, таким образом, существенным фактором, определяющим достижение необходимых показателей.

При разработке Стратегии-2030 была рассчитана потребность экономики Санкт-Петербурга в основных производственных ресурсах — газе, электроэнергии, воде и тепле, а также потребность в финансовых, трудовых и территориальных ресурсах. Основные показатели прогнозных потребностей экономики Санкт-Петербурга в 2030 г. в ресурсах приведены в табл. 6.

Согласно прогнозу на 2030 г. величина бюджетных доходов в текущих ценах будет составлять 1700 млрд руб. при бездефицитном бюджете. Потребность в дополнительных расходах планируется финансировать за счет привлеченных средств (инвестиций), объем которых прогнозируется на уровне 3000 млрд руб. (около 20% ВРП). При таких параметрах финансового обеспечения потребности в производственных ресурсах в 2030 г. будут в целом сбалансированы.

Стратегия-2030 ставит перед городом большие цели. Их достижение возможно при условии эффективных действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и поддержки институтов гражданского общества. Важным фактором успешной реализации Стратегии-2030 является активная позиция и ответственность всех петербуржцев, искренне заинтересованных в развитии города.

Список использованных источников

1. М. Б. Алексеева, В. Ф. Богачев, А. И. Котов. Управление инновационным развитием региона: системный подход: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2012.

2. С. Д. Бодрунов. Концепция нового индустриального развития России в условиях ВТО: монография. СПб.: Институт нового индустриального развития, 2013.

3. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. СПб., 2014.

St. Petersburg Strategy: towards the knowledge economy A. I. Kotov, Chairman of the Committee on Economic Policy and Strategic Planning, St. Petersburg.

In May of 2013 the Government of St. Petersburg has adopted the strategy of economic and social development of St. Petersburg for the period up to 2030 This article is a brief description of the received document, defining as a top priority socio-economic development of the city, sustainable economic growth. In turn, to achieve such growth in the circumstances can only be based on the knowledge economy, which is characterized, in large part, the widespread use of new technologies and innovations.

Keywords: innovation and technological activities, the quality of the urban environment, quality of life, the localization of national priorities, the development of human capital, the system of state planning documents, strategy, sustainable economic growth, knowledge economy.

«Летняя школа бизнес-моделирования» 7-19 июля 2014 г.

«Летняя школа» — двухнедельная программа погружения в мир инновационного предпринимательства. Приглашаем:

• авторов инновационных проектов;

• участников конкурса грантов УМНИК (подготовка проектов для презентации на отборочных конференциях и в финале конкурса);

• победителей программы УМНИК первого года (подготовка проектов для перехода на второй год);

• участников конкурса бизнес-моделей Startup Cup;

• студентов экономических специальностей (для получения практики работы в проектах и помощи участникам программы УМНИК в процессе подготовки проектов).

Цель школы — познакомить участников с инструментами для достижения коммерческого успеха в личных целях и в своих проектах, подготовить проекты к участию в выбранных конкурсах. Участие в программе поможет:

• сформулировать свои бизнес-модели и начать практическую реализацию проектов;

• определиться с личными жизненными целями и приоритетами деятельности;

• приобрести необходимые бизнес-навыки и знания. со Программа разработана командой AAA TRUST с использованием методологии StartUp Cup и включает в

себя практику построения и тестирования бизнес моделей, проработку технологической части проектов, маркетинга, брендинга, продаж, закупок и других вопросов создания коммерчески успешных проектов. По окончании школы участники получат сертификаты. Участие в школе бесплатное!

Программа школы и регистрация на сайте: http://poly.timepad.ru/event/122243/ <

Дополнительная информация и ответы на вопросы по телефону: 8(909)5828290, Юлия. q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.