Научная статья на тему 'Инновационно-педагогический контекст языковой подготовки иностранных студентов'

Инновационно-педагогический контекст языковой подготовки иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационно-педагогический контекст языковой подготовки иностранных студентов»

Корниенко Елена Ревовна

Северный государственный медицинский университет г.

Архангельска, кандидат педагогических наук

Инновационно-педагогический контекст языковой подготовки иностранных студентов

В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становле-ния общего образовательного пространства высокое качество образования прочно ассоции-руется с целями Болонского процесса: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, инвариативные технологии обучения и управления знаниями. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе. Традиционная подготов-ка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. На современ-ном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестан-дартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро рас-тет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов. В обществе «быстрого» развития возрастает роль новых технологий и потребность в системе обучения, способной ответить на вызов все возрастающего ускорения. Инновационные процессы в образовании возникают в ответ на эти требования.

Общеизвестно, что инновации позволяют быть первыми в жесткой экономической конкуренции на мировых рынках и получать солидные дивиденды на базе новых технологий. Объ-ем инноваций, поступающих из профессионального образования России в мировое сообще-ство, незначителен. Кроме того, сегодня образование стало модой, престижно иметь диплом, поэтому все меньше настоящего стремления к глубоким знаниям, а также желания изучать секреты будущей профессии. Однако пока еще в России можно создать эффективный инно-вационный механизм. Для этого необходимо определить, что основной целью государствен-ной политики в области науки, технологий и профессионального образования всех уровней должен стать переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов.

Для запуска инновационных процессов и определения их основных направлений разрабатывается инновационная политика в сфере образования, в которой определяется ведущая роль потенциала образования в структуре национальной инновационной системы [5]. Залог успешного функционирования образовательного учреждения в том, что оно должно идти не только вровень с современными требованиями, но и опережать их. Внедрение инноваций требует проведения системного анализа всего дидактического процесса и на этой основе — возможностей модернизации системы обучения в учреждении. Следует отметить, что сам процесс анализа при инновационном подходе очень сложен, требует для своего проведения высококвалифицированных специалистов. Проводимый анализ в обязательном порядке должен охватить все стороны учебного процесса учреждения профессионального образования. Последовательная реализация государственной инновационной политики в образовании инициировала масштабные научные изыскания в широком диапазоне проблем современного состояния образовательного пространства. Семантическое поле этого понятия оказывается неоднородным, соединяя два разных плана реальности: с одной стороны, образование и все, что связано с управлением информацией, с другой — бытие и все, что связано с предметно-пространственной стороной мироздания. В этой связи актуальным становится создание новой системы образования, которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, веру в свои профессиональные способности. Фактически в данном тезисе обозначены основные при-знаки инновационного образовательного пространства, для которого характерны весьма важ-ные тенденции: углубление межгосударственного сотрудничества в области образования; увеличение в образовании гуманитарной составляющей; распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности; формирование поликультурного пространства, более открытого для организации международной образовательной среды, наднационального по характеру знаний [1].

Изменение принципов, средств, условий общения в динамично развивающемся мире влечет за собой необходимость выявления новых методических подходов в языковой подготовке студентов. Особую значимость приобретает умение грамотно и эффективно использовать коммуникативные средства для восприятия, осмысления и репродукции информации на иностранном языке, способность достигать взаимопонимания в иноязычной коммуникативной среде, реализовывать коммуникативные интенции в русле стратегий и тактик речевого поведения, соответствующих культурно-языковым традициям носителей изучаемого языка. Для обучающегося приобрела важность культурно-языковая практика, потребность приобрести умение жить и общаться в полиэтничном мире. На это откликнулась лингводидактика. От методов направляемого педагогом языкового обучения она обратилась к межкультурному обучению и воспитанию, межкультурной коммуникации, интегрируя обычаи, ценности, традиции различных этносов. Межкультурный диалог, однако, не только имеет преимущества, но и требует от человека определенных знаний, умений, навыков, проявления нравственности, этики, духовности. Включение в диалог культур и достижение взаимопонимания становится возможным при условии открытости людей к межкультурному общению, их готовности воспринимать различия этносов как условие многообразия, находить пути коммуникативного взаимодействия на основе толерантности.

К идеям межкультурного языкового образования в своих трудах и концепциях приблизились Д. Бэнкс в концепции мультикультурного образования, П. Бателаан, В. Нике (межкультурное образование), Р. Хенви (глобальное образование). Идеи актуальности межкультурной коммуникации, межкультурного образования характерны и для российской научной мысли. Интересны по своему замыслу и воплощению такие концепции, как «Концепция воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасановой, «Концепция многокультурного образования» Г.Д. Дмитриевой; развиваются принципы воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности (Д.В. Зиновьев, З.Ф. Муби -нова, др.); идеи поликультурного и мультикультурного образования (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, Н.Б. Крылова, др.).

Однако отметим, с позиций методологии и методики до сих пор: не рассмотрены вопро-сы, предопределяющие необходимость развития нового научного направления — меж-культурной лингводидактики; не выявлена роль межкультурного компонента обучения в условиях инновационного языкового образования [4]; отсутствует концептуальное описа-ние необходимых для достижения целей межкультурного обучения учебных средств: учеб-ников, учебно-методических комплексов, справочных материалов и др. Вышесказанное позволило определить нашу цель — формирование инновационной основы языковой под-готовки иностранных студентов вуза, определение ее научно-теоретических, историко-культурных, практико-методических основ, описание целей, задач, принципов, содержания лингводидактики. Достижение данной цели становится возможным посредством решения ряда теоретико-методологических задач: выявление основных направлений взаимодействия русского языка и российского образования с языками и образовательными системами других стран; исследование роли диалога культур в межкультурном языковом образовании; прове-дение анализа взаимосвязей языка и культуры, отражения в них характера конкретного наро-да; сравнительно-сопоставительное исследование базовых межкультурных концептов в кон-тексте многообразия культур; определение путей и средств формирования поликультурной и полилингвальной среды; разработка концепции педагогической системы языковой подготов-ки иностранных обучающихся, ее методологической и методической основы.

Концепция настоящего научного изыскания направлена на верификацию гипотезы, суть которой сводится к следующему: 1) в условиях интернационализации образования, развивающейся тенденции к формированию новых категорий обучающихся — международные студенты — становится необходимым овладевать традициями межличностного общения; возникает потребность в международной ориентации содержания образования, нацеленного на подготовку специалистов для осуществления профессиональной деятельности в поликультурном пространстве; 2) определяется новая стратегическая цель — воспитание инновационного человека как субъекта всех инновационных преобразований; 3) предлагается в качестве тактических задач — средства, способы, опирающиеся в принципах обучения на языковые, этнокультурные особенности обучающихся, академические и научные традиции страны.

Базой для разработки концепции послужили исследования, определяющие роли языков мира в контексте глобализации системы образования, процессы академической интеграции и реформирования международной системы образования (Г.А. Балыхин, И.А. Беспалько,

др.); методические принципы обучения, подходы, эволюция методов языкового обучения (А.А. Акишина, Т.М. Балыхина, И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, Л.В. Московкин, H. Putz и др.); теория межкультурной коммуникации (С.К. Бондырева, Е.И. Пассов, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева и др.).

Исходя из анализа педагогической литературы, современные тенденции развития образовательного пространства характеризуются: глобализацией, интеграцией, ростом конкуренции, высоким спросом на межкультурное образование, интенсификацией академической мобильности, утверждением дистанционных форм обучения, усилением роли информационных образовательных технологий; активным использованием потенциала обучающих медиасредств для эффективного обучения, образования в условиях диалога культур. Все это говорит об актуальности пересмотра требований к языковой подготовке иностранных обучающихся в вузе; прежде всего, необходимы изменения инновационно -педагогического контекста обучения, в теоретические положения которого входит:

1. включение в образовательные цели языковой подготовки иностранных студентов универсальных межкультурных концептов, отражающих общечеловеческие нравственные и морально-этические категории как ценности, а также культурно-специфических концептов, учитывающих этнические особенности обучающихся;

2. обоснование концепции, разработка и описание структуры и содержания программы языковой подготовки, призванной способствовать развитию межкультурных навыков и умений, тематика и построение которой реализует идеи и принципы межкультурной линг-водидактики, способствует сбалансированной и гармоничной организации образовательно -го процесса в заявленных целях;

3. выработка путей и подходов построения конструктивного межкультурного диалога в поликультурном мире на основе познания коммуникативных стратегий;

4. обучение коммуникативному взаимодействию с учетом культурных различий, формирование в процессе обучения представления об иноязычной картине мира;

5. воспитание готовности к коммуникации с лицами с различным национально -культурным, этническим, религиозным опытом;

6. разработка и описание уровней, критериев, дескрипторов владения русским языком как иностранным, соотнесенных с требованиями общеевропейских языковых компетенций и российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному.

Инновационный императив современного языкового образования предопределяет необходимость учета того, что качество подготовки специалиста в большей степени оценивается не объемом усвоенного им содержания, а системой методов его профессионально -коммуникативной, культуросообразной подготовки, нацеленной на формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность. Становится актуальным такое преподавание языка, которое толерантно для представителей разных культур и традиций, в том числе академических.

Практика межкультурного общения свидетельствует, что знание языка не может со всей очевидностью гарантировать успешность коммуникации. Различия в вербальных и невербальных компонентах коммуникации людей, говорящих на одном и том же языке, но принадлежащих к разным культурам, нередко приводят к неверному истолкованию чувств, намерений и мотивов партнеров по общению. На помощь приходит межкультурная линг-водидактика, которая, будучи положенной в основу современного глобального образования, может выполнять следующие задачи: исследовать и учитывать в языковом образовании различия и сходства разных этносов; обучать поликультурному диалогу, формировать навыки межкультурной коммуникации; воспитывать средствами языкового образования толерантное отношение к людям с различным национально-культурным, этническим, профессиональным опытом; обогащать знаниями и компетенциями, необходимыми для эффективного взаимодействия в полиэтнической языковой и образовательной среде.

Целью межкультурной лингводидактики является выработка путей и подходов обучения построению конструктивного диалога в поликультурном мире. Для этой области науки и образовательной практики важным является обеспечить успешную коммуникацию, помочь найти представителям разных национальностей и конфессий общий язык, а также развивать чувство общности, способствовать усвоению иных традиций и соблюдению тем самым прав человека. Основополагающими для межкультурной лингводидактики являются следующие принципы: воспитывающего обучения — формирование толерантного мировоззрения, морально-этических категорий; когнитивные принципы: принцип использова-

ния внутренней мотивации, использования личного вклада учащегося; эмоционально-психологические принципы: принцип языкового Я, влияющего на чувства, эмоции обучающегося; принцип взаимосвязанного овладения языком и культурой страны изучаемого языка, предполагающий принятие особенностей фонетического, лексического, граммати-ческого строя языка, поведенческо-речевых и этикетных норм, регистров общения, невер-бальных приемов коммуникативного взаимодействия и др.; лингвистический принцип: учет влияния родного языка и культуры на овладение иным языком и иной культурой [2]; методи-ческие принципы: принцип ситуативно-тематической организации учебного материала; си-стемности в представлении языкового и культуросообразного материала; принцип професси-онально-коммуникативной и культуроведческой компетентности преподавателя и др.

Приведенные выше соображения обусловливают содержание межкультурного языкового образования, которое должно: основываться на ряде стратегий и тактик межкультурного взаимодействия, например: культурного уважения, долгосрочной продолжительности результатов коммуникативного взаимодействия и др.; систематизировать знания об изучаемой культуре и языке, имеющие коммуникативное и социолингвистическое значение.

Несомненно, для создания инновационно-педагогического контекста языковой подготовки иностранных обучающихся необходимо использовать потенциал этнопедагогики, или этно-методики, раскрывающей специфику социально-бытовых, культурно-образовательных, научных, профессиональных традиций разных народов мира, используя регионально-языковой подход, к примеру, обобщая особенности менталитета славянских народов и т.д. Усвоение языковой стороны обучения, равно как и увлечение культурологической состав-ляющей, ведет к смещению вектора межкультурного языкового образования. При идеаль-ных условиях языковое и этнокультурное должно гармонично сочетаться в дидактическом процессе, дополняя друг друга. Вместе с тем в условиях меняющихся подходов к образова-нию, когда студент становится субъектом продуктивной образовательно-языковой дея-тельности, важную роль приобретает учебник, учебно-методический комплекс как сред-ство, позволяющее формировать межкультурную компетентность. Инновационный учебник и учебно-методические комплексы по обучению межкультурному взаимодей-ствию призваны учитывать индивидуальные, мотивационные, профессиональные потреб-ности учащихся, ориентироваться на ситуативно -коммуникативные приоритеты обучаю-щегося.

Качество языковой подготовки иностранных выпускников университета в рамках общеобразовательного цикла дисциплин существенно зависит от теоретического осмысления и системной реализации в практике преподавания парадигмы лингводидактических иннова-ций. Не претендуя на полноту описания инноваций, дадим их характеристику в тесной свя-зи с их лингводидактической значимостью и актуальностью в вузовском учебном процессе. При этом важной методологической предпосылкой является тезис о том, что курс РКИ — это многоаспектный и комплексный образовательный продукт, предполагающий развитие профессионально ориентированных коммуникативных компетенций в тесной связи с формированием интеллектуальной, лингвообразовательной и профессиональной культуры выпускника международного факультета. В современных условиях одной и важнейших линг-водидактических инноваций является формирование компетенции дискурса как коммуникативного события. Навыки говорения и письма преподаватель развивает в конеч-ном итоге в виде коммуникативных намерений, то есть «сравнить», «сопоставить», «выде-лить и передать главное», «дать характеристику», «дать оценку», «сформулировать про-блему» и т. д. Что касается такого вида речевой деятельности, как чтение, то в связи с компетенцией дискурса на первый план выступает не столько восприятие, сколько транс-формация исходного текста — вторичная коммуникация: различные формы компрессии, например, реферирование, аннотирование, представление таблично-графической информа-ции в виде текста, составление резюме и т.д. Единицами обучения становятся речевые дей-ствия, направленные на формирование структуры продуцированного дискурса, его логико-семантической связности и алгоритмов построения, например, как строить связный письмен-ный текст делового письма или выступления, как строить письменное или устное сообщение, адекватно раскрывая содержательные и стилистические особенности художественного текста при его интерпретации на основе его прагматической релевантности. Именно такой подход характеризует лингводидактические интенции самого преподавателя РКИ.

Нельзя не согласиться, в нашем государстве в течение многих десятилетий внедрялся бесперспективный, антигуманный по содержанию вариант воспитания и образования...

Произошла деформация самих целей и средств обучения. В настоящее время потребность в творческой активности специалиста резко возрастает. Решение данной проблемы зависит от технологии обучения будущих специалистов. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профес-сиональном образовании. Инновационные технологии ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны и подразумевают внедрение новых видов организации профессио-нального образования. В настоящее время выделяют пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и иссле-довательский методы. Инновационные технологии в профессиональном образовании наибо-лее приемлемы к применению в исследовательской деятельности. При этом исследователь-ский метод от непосредственно учебной работы плавно переходит в научно-исследовательскую деятельность. Какие бы методы мы ни применяли при обучении, важно создать такие психологические условия, в которых иностранный студент занимал бы ак-тивную позицию и в полной мере мог бы проявить себя как субъект учебной деятельности. Инновации в деятельности системы профессионального образования — это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что реформа системы образования в России, безусловно, необходима. По нашему мнению, не оставляет сомнений тот факт, что залогом успешности реформ является знание особенностей реформируемой поликультур-ной образовательной среды, основанное на социокультурном анализе российской действи-тельности. Из вышеизложенного следует важный вывод: реформы должны быть санкцио-нированы культурой и ментальностью людей. Сейчас, когда знаниевая педагогика уступает дорогу личностно-ориентированному образованию, педагогическая инноватика предлагает к внедрению личностно-центрические технологии, прежде всего способствующие разви-тию человека как индивидуальности.

Литература

1. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: Педагогика, 2006. С. 11.

2. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М.: РУДН, 1997. 330 с.

3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы. 1999. № 3. С. 29.

4. Профессиональное лингвообразование: обучение иностранному языку в вузе и при-кладная лингвистика. Кемерово: КузГТУ, 2008. С. 193-202.

5. Хартия инновационной культуры // Инновации. 1999. № 9-10. C. 55.

6. Maugham S. Theatre. М.: Высшая школа, 1985. 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.