Инновационно-инвестиционные проекты в сфере международного сотрудничества России с Германией и Сирией
сч со £
Б
а
2 о
Ибрахим Мохаммад Назих
аспирант, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» [email protected]
Ребий Алексей Петрович
аспирант, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», [email protected]
Ханалиев Гелани Ибрагимович
д.э.н., профессор доцент, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова», [email protected]
Статья посвящена оценке и развитию инновационно-инвестиционного сотрудничества России с Германией и Сирией. Показана необходимость применение передового опыта Германии, которая в вопросах реализации инновационно-инвестиционных проектов лидирует среди европейских стран. Исследованы удельный вес инновационной продукции в объеме российского экспорта, показатели, характеризующие инновационную деятельность в России и в Германии. Исследованы сферы инновационно-инвестиционного сотрудничества и основные стратегические направления расширения партнёрских отношений России и Германии. Выполнен анализ экономических взаимоотношений Сирии и России, показано, что товары высокотехнологичных производств занимают в них незначительную долю. Выделен потенциал развития инновационно-инвестиционного сотрудничества с Сирией, отмечена значимость осуществление совместных инновационно-инвестиционных проектов в таких сферах, как фармацевтика, энергетика, транспорт, нефть и газ, ирригация, мирное использование атомной энергии и др. Выделены проблемы развития международной инновационной активности российских организаций в Сирии, которые носят в основном политический характер и связаны с военными конфликтами на Ближнем Востоке. Показаны задачи, которые надо решить российской инновационной системе, чтобы максимально использовать ее потенциал во взаимовыгодном инновационно-инвестиционном сотрудничестве с Сирией. Ключевые слова: инновации, инвестиции, внешнеэкономическая деятельность, инновационная система Германии, сирийская экономика, инновационно-инвестиционные проекты, российско-сирийское инновационное сотрудничество
Превращение российской экономики в инновационно-ориентированную систему предусматривает решение ряда принципиальных проблем и задач в исторически короткие сроки. Для этого необходимо сформировать институты и инструменты создания новых знаний, которые будут реализованы с помощью инновационно-инвестиционных проектов, основанных на передовых технологиях и лучших образцах техники, обеспечены как финансовыми средствами, так и организационными условиями для эффективного применения на практике [1,2].
Для реализации инновационно-инвестиционных проектов фирмами из разных стран необходимы грамотная инновационно-индустриальная политика[3], соответствующая инфраструктура международной деятельности, являющаяся неотъемлемой частью национальной и региональной инновационной системы и внешнеэкономического комплекса, которые трансформируются за последние годы в довольно крупный административно-управленческий комплекс, способный обеспечить позитивное воздействие на прогрессивное развитие экономики, но может и тормозить его. Внешнеэкономическая подсистема национальной инновационной системы (или инновационная подсистема внешнеэкономического механизма) включает различные блоки, взаимодействующие с главными субъектами - участниками внешнеэкономической инновационно-инвестиционной деятельности, которые являются одновременно объектами целевого государственного управления[6]. К этим объектам относятся предприятия экспортеры и импортеры инноваций и инновационной продукции, иностранные и российские инвесторы, а также и трудовые мигранты.
России, обладающей огромным производственно-ресурсным, а также инновационным и образовательным потенциалом, необходимы как методы и инструменты лучшего мирового опыта по управлению инновационным развитием, так и способы эффективного приложения имеющихся ресурсов в тех странах, которые нуждаются в нем[5,6,7].
В связи с этим в данной статье отражены эти две стороны исследования инновационного развития России:
1) применение передового опыта Германии, которая в вопросах реализации инновационно-инвестиционных проектов лидирует среди европейских стран;
2) осуществление совместных инновационно-инвестиционных проектов в Сирии, которой в ближайшее время (как, впрочем, и в предыдущие периоды развития), окажутся полезными как опыт антикризисного инновационного управления в России, так и ее инвестиционные ресурсы.
Для современной ситуации реализации инновационно-инвестиционных проектов в России следует отметить активную политику власти в области создания инновационной инфраструктуры, формирования рамочных условий осуществления инновационной деятельности, расширения форм и размеров государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, к которым относят альтернативную энергетику, биомедицину и биотехнологии, генную инженерию, космическую промышленность, сферу информационных технологий.
По уровню использования технологических инноваций отрасли экономики принято делать на следующие группы [8]:
высокотехнологичные, к которым относятся предприятия медицинской и фармацевтической отраслей; производители офисного оборудования и компьютеров; организации радио, телевидения и коммуникаций; производители оборудования для безмоторных транспортных средств; а также научных и фотографических приспособлений;
среднетехнологичные: организации, производящие химические продукты, предприятия машиностроения, производители электрооборудования; а также моторных транспортных средств;
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности в России и в (2013 г.) [9]
Германии
Показатели инновационной деятельности Росс и я Германи я
1. Уровень инновационной активности организаций 10.1 66,9
2. Удельный нее организаций, осуществляющих технологические инновации 9,7 61,5
3. Распределение внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки (в процентах к итогу):
11редпринимателъский сектор 60.6 66,9
Сектор высшего образования 18,0
4. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (интенсивность затрат на технологические инновации)* 2.2 2,18
5. Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту 1,13 2,85
6. Удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации* 36,9 20,7
7. Распределение внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования (в процентах к итогу):
Средства государства 67,62 29,8
Средства предпринимательского сектора 28,2 65,2
2016, $ мли.
2012,1 млн.
1111
Марки, банкноты. казначейские бланки Лес пмпте риал ы
Прутки и профили медные
П под о нопьс т вне"
Шнуры бикфордовы, 1:1111. ЦЛССТродетрнвТОРЫ И 1>1 Взрывчатые вещества, порок, фейерверки и тл. Моторный транспорт Снгдры, СНГаПИПЛЫ и СНГАрвТЫ нефть и нефтепродукты из онтуиннмвык перед Аппаратура для измерения электрических величин части для ТВ. ради олока иконной аппаратуры и тд, крафт.бумага и крафт. картон немелованные Прочее
Рис. 1. Структура экспорта российских товаров в Сирийскую Арабскую Рес-публику(по данным [11]).
низкотехнологичные: производители материалов, обуви и одежды, а также иные производственные отрасли.
По оценкам российских специалистов удельный вес инновационной продукции в объеме российского экспорта составляет 3-5%, а по оценкам Всемирного Банка и западных исследователей менее 1 %.
Российские и немецкие организации активно осуществляют сотрудничество в таких сферах, как применение инновационных технологий для добычи углеводородов, расширение экологически чистых производств, в космической промышленности и других отраслях. Российская Федерация и Германия тесно взаимосвязаны элементами интеллектуального наследия и академических традиций, кото-
рые способствуют выстраиванию системы партнёрства в сфере образования, науки и инноваций.
Основные стратегические направления расширения партнёрских отношений России и Германии формируются в сфере научно-технического инновационного сотрудничества, где формируются определённые условия для улучшения российско-германской кооперации для проведения промышленных научно-конструкторских разработок по созданию технологий будущего: биотехнологий и медицинских исследований, нанотехноло-гий, оптических технологий, информационно-коммуникационных технологий, космических разработок, технологий защиты экологии. Для оценки различий Германии и России в исследуемой сфере
проанализируем основные показатели, характеризующие инновационную деятельность в России и в Германии по данным Росстата и исследовательским обобщениям (*)[9]
Следует отметить, что в Германии основной удельный вес затрат по финансированию научных исследований и разработок падает на бизнес-структуры, а в РФ основным источником финансового обеспечения данной сферы является государственный бюджет. Несмотря на активизацию бизнеса и создание условий для развития инновационного предпринимательства в России эта ситуация не изменилась и в настоящее время.
Однако, отметим, что имеет место более высокая доля российских организаций, принимавших участие в совместных инновационных проектах в их общем числе по сравнению с этим же показателем в Германии, что говорит об активной позиции РФ в направлении развития партнерства в инновационной сфере, включая сотрудничество с Сирией.
Исторически Россия еще со времен Советского Союза способствовала обретению Сирией независимости, становлении ее национального суверенитета. За десятилетия двустороннего сотрудничества в политической, военной, экономической и гуманитарной областях стороны обрели богатый опыт взаимодействия, создана солидная инфраструктура для развития российско-сирийских отношений. В постсоветский период сфера потенциального взаимодействия России и Сирии имела тенденцию к расширению. Двусторонние связи возобновились уже в новых геополитических условиях после официального визита президента Сирии Б. Асада в Москву в 2005 г. [10].
Внутренний потенциал Сирии, особенности геополитического положения в регионе, международные тенденции и стратегии внешней политики России позволяют утверждать, что Сирия ведет свои отношения с Россией в рамках политики центра сил и на фоне политики престижности. Причем, Сирия относится к России, как к необходимому фактору, поддерживающему политику страны по отношению к другим странам, как в регионе, так и на международной арене [10].
Стратегия внешней политики Сирии включает определение целой совокупности экономических и политических целей, задач и позиций страны по таким вопросам, как двусторонние отношения, отношения с соседними странами и др. Одним из главных условий этой страте-
© £
Ю
5
Г
3
сч со £
Б
а
2 ©
гии является гарантия стабильности внутри страны, поскольку Сирия не может в одиночку осуществить экономические, научно-технические и др. проекты, силой, способной помочь Сирии в реализации ее планов, является Российская Федерация. Прочные отношения с Россией позволят Сирии обеспечить сбалансированный характер внешнеполитических и внешнеэкономических связей. Однако, как показывает анализ экономических взаимоотношений Сирии и России товары высокотехнологичных производств занимают в них незначительную долю, о чем свидетельствуют данные приведенные на рисунке 1, где представлена структура экспорта российских товаров в Сирию в 2012 и 2016 гг. по данным ФТС[11].
В целом, доля поставок в Сирию в структуре российского экспорта невелика (менее 1%), при этом в заметных объемах поставляется продукция, которую нельзя отнести к наукоемкой и высокотехнологичной, такая как, зерно, в основном кукуруза, пиломатериалы, а также мука, оборудование для пищевой промышленности, каустическая сода, иммунные продукты, аккумуляторы и др.[11].Также очень важен тот факт, что для России Сирия является четвёртым по значимости клиентом в оружейной сфере и крупнейшим покупателем российской военной продукции на Ближнем Востоке.
На рисунке 2 представлена структура импорта сирийских товаров в Россию, по данным ФТС. Информация, приведенная на рисунке показывает преобладание низкотехнологичной продукции. Основной импорт из Сирии - это фрукты и ягоды: цитрусовые, вишню, черешню и абрикосы, а также персики и сливы.
Однако потенциал развития инновационно-инвестиционного сотрудничества с Сирией имеется. Так, Сирия всегда была известна своими фармацевтическими продуктами. В конце 2016года Минздрав Сирии выдал регистрационное удостоверение на препарат BIOCAD - био-аналогритуксимаба. Теперь партнёры российской компании могут участвовать в ежегодном государственном тендере в Дамаске. В ближайшие 5 лет, по самым консервативным прогнозам, предполагается поставить этот препарат в Сирию на сумму более 250 млн. рублей, сообщили в пресс-службе компании [10].
В 2004 году под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ был образован Российско-сирийский деловой совет (РСДС), цель которого состоялав укреплении торгово-экономических, научно-
2016, S млн.
2012,1 мл к.
Древесный уголь Трикотажная одежда Трикотаж машинного или ручного вязания Г ряжа из синтетически* волокон Плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс Ткани из синтетически! волокон Трикотажные полотна машинного или ручного вязания прочие
Лекарства
Камень для памятников или строительства (кроне сланца} Чулсино-носочные изделия Курительные трубки, мундштуки Метлы, щетки Ткани ворсовые и ткани из синели Ткани из синтетических комплексных нитей Детали обуви Продовольствие
О 3 6 9 12
Рис. 2. Структура импорта сирийских товаров в Россию По данным [11].
технических и других связей между государствами. Последнее совместное заседание деловых советов России и Сирии, 11-е по счету, состоялось в июне 2011 года в Москве[12].
РСДС продолжает работать, хоть и не в том режиме, что раньше, некоторые российско-сирийские деловые мероприятия проходят под эгидой самой палаты. В октябре 2014 года около 90 бизнесменов из Сирии и России встречались в -Сочи на встрече постоянной российско-сирийской межправительственной комиссии (МПК) [12]. Основными направлениями сотрудничества по этой линии являются энергетика, транспорт, нефть и газ, ирригация, мирное использование атомной энергии и другие.
При анализе действующих российских проектов в Сирийской Арабской Республике, необходимо отметить, что активнее всего до войны Сирией интересовались российские нефтяники. По данным сирийского Центра стратегических исследований и данных, на сирийском шельфе находится 14 нефтяных бассейнов, треть которых могут обеспечить уровень добычи, сопоставимый скувейтским. Общий размер подписанных до кризиса российскими компаниями контрактов в -нефтегазовой сфере оценивался в $1,6 млрд. [12]
После стабилизации обстановки российские компании хотят вернуться в Сирийскую Арабскую Республику в короткие сроки. Так, например, первой российской компанией, выигравшей в Сирии открытый международный тендер и заключившей контракт на разведку и добычу нефти и газа, была «Татнефть». Согла-
шение было подписано в 2003 году. В 2010 году оператор проекта - СП «Татнефти» и сирийской General Petroleum Company - ввел первую скважину на месторождении Южная Кишма с извлекаемыми запасами в 4,9 млн. тонн нефти. Добычу остановили еще всередине 2011 года. Компания готова возобновить работу, «как только позволят обстоятельства», говорит представитель «Татнефти».
Немного позже лицензию на два разведочных блока в Сирии на границе с Ираком получила компания «Союзнеф-тегаз», и ее партнеры. Работы на объекте, который остается актуальным, приостановлены, т.к. он находится на территории, неподконтрольной правительству Сирии. В 2013 году компания заключила с Министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии соглашение на разведку нефти в прибрежной зоне. Инвестиции в проект оценивались в $90 млн. По причине санкционных ограничений, «Союз-нефтегаз» был вынужден воздержаться от участия в этом проекте.
Предквалификацию в Министерстве нефти Сирии проходили и газодобывающие НОВАТЭК и «Итера» - обе компании в 2007 году планировали участвовать в тендерах на проведение геологоразведки на семи новых лицензионных блоках, но конкретные проекты так и не были реализованы.
В таком же состоянии и многие другие российско-сирийские проекты в прочих отраслях. В сентябре 2011 года авиастроитель «Туполев» и «Авиастар-СП» подписали с SyrianAir соглашение о намерениях о поставке трех пассажирских
самолетов Ту-204СМ и создании центра по их обслуживанию. Компания «Русские навигационные технологии» в том же году заявила, что займется установкой на-сирийском транспорте системы ГЛО-НАСС-мониторинга «Автотрекер». Командировка и встречи по бизнесу прошли в январе-феврале 2011 года, а в апреле началась война. Приступить к проекту компания так и не смогла.
В 2008 году «дочка» подконтрольного «Системе» «Ситроникса» IntracomTelecom развернула вСирии беспроводную телекоммуникационную сеть. Общая сумма соглашения с местным партнером по проекту Syrian Wireless Organization (SWO) оценивалась в "40млн. В 2012 году Intracom сообщила о приостановке всех операций в Сирии в связи с продолжающимися в стране военными действиями.
В 2008 году туристический холдинг «Системы» ВАО «Интурист» подписал с группой «Синара» Пумпянского соглашение о совместном строительстве в Сирии гостиничного комплекса «ДжольДжам-маль» категории 4 звезды. Каждый из -партнеров должен был вложить в проект по $25 млн. Комплекс из основного здания и коттеджей должен был разместиться на побережье Средиземного моря -в Латакии. Для строительства партнеры получили в аренду на 49 лет участок земли площадью 60 тыс. кв. м. Проект гостиницы на 466 номеров для 900 гостей, оздоровительного и спа-центров с бассейнами был заказан одному из турецких архитектурных бюро.
В 2010 году «Интурист» вышел из проекта, оставив «Синару» стопроцентным владельцем оператора. Через пару месяцев «Синара» заключила контракт на управление гостиницей с турецкой DedemanHotels&Resorts Int. Но судьба проекта неизвестна. Через онлайн-сер-висы бронирования гостиниц найти похожий отель в Латакии РБК не удалось.
Единственным активным российским инвестором в Сирии остается «Строй-трансгаз». Компания уже построила в стране газоперерабатывающий завод и газопровод, а сейчас строит второй ГПЗ мощностью 1,3 млрд. куб. м. в окрестностях города Ракка. Первая очередь введена в ноябре 2014 года, уточнил РБК представитель «Стройтрансгаза», окончание проекта ожидается в первом квартале 2017 года.
Проблемы развития международной инновационной активности российских организаций в Сирии обусловлены, в значительно большей степени, политичес-
кой ситуацией на Ближнем Востоке, а не внутрироссийскими и региональными проблемами и условиями. Однако и они имеют место быть и должны быть преодолены, чтобы при урегулировании международной политической ситуации можно было рассчитывать на быстрое и максимально полное использование российского инновационного и финансового потенциала для реализации инновационно-инвестиционных проектов на территории Сирии. Наиболее значимыми проблемами российской инновационной системы, которые необходимо преодолеть, являются следующие:
1) инновационные компании недостаточно хорошо знают международные рынки;
2) недостаточно обоснованно оценивают инновационные предприятия свой уровень конкурентоспособности и объемы затрат на продвижение товаров на мировые рынки;
3) имеет место бессистемная государственная поддержка предприятий высокотехнологичных отраслей, для вывода их инновационной продукции на мировые рынки.
Целенаправленное и действенное регулирование сферы внешнеэкономических связей позволит превратить международное научно-техническое сотрудничество в реальный инструмент вывода из кризиса и дальнейшего подъема экономик взаимодействующих государств, наращивания и эффективного использования их научно-технического потенциала в условиях глобализации рыночной экономики и демократизации общества.
Таким образом, Российская Федерация с каждым годом становится все более важным стратегическим партнером Сирии, как в плане утверждения внутриполитических позиций страны, так и в плане модернизации и упрочения международного статуса. Россия также нуждается в стратегическом сотрудничестве с Германией, поскольку для нее это необходимая основа для модернизации собственной национальной инновационной системы.
Литература
1. Борис О.А. Специфические проблемы управления социально-ориентированными инновационными предприятиями //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. №4 (37). С. 227-233.
2. Стратегические аспекты и целевые ориентиры управления инновационным
развитием предприятии промышленности и транспорта региона в нестабильной социально-политической среде: коллективная монография / Година О.В., Сажнева С.В., Ларионова Н.А. и др. Под ред. проф. В.Н. Парахиной. - Ставрополь: СКФУ, 2015.
3. Парахина В.Н., Тимошенко П.Н. Innovation and industrial policy as the main tool for implementing the strategy of structural transformations in the industry / Инновационно-индустриальная политика как основной инструмент реализации стратегии структурных преобразований промышленности (на англ.яз.)// Экономика: вчера, сегодня, завтра. № 6-7. 2015. с.9-22.
4. Евченко Н. Н. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3025
5. Parakhina V.N., Boris O.A., Midler E.A.Evaluation of innovative regional development Russia // Asian Social Science. 2015. Т. 11. №5. С. 201-207.
6. Парахина В.Н., Калюгина Т.Г. Мультипликативный эффект применения инновационной формы организации экономических систем // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 3. С. 1-6.
7. Parakhina V., Boris O. Specific problems of management of socially oriented innovative enterprises// Российский академический журнал. 2014. Т. 27. № 1. С. 57-60.
8. Buison A., Learmonth D., Sebastio-Barriel M. UK export performance by industry // Quarterly Bulletin. 2006. Q 3. P. 308.
9. Россия и страны - члены Европейского Союза. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/ doc_1137677636609
10. Малышко И. Россия возвращается на Ближний Восток [Электронный ресурс]. URL: http://vpoanalytics.com/2013/ 11/19/rossiya-vozvrashhaetsya-na-blizhnij-vostok.
11. Сайт Российского экспортного центра. [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/ news/rusinformeksport-pri-podderzhke-rets-zaklyuchil-sdelku-po-eksportu-vysokikh-tekhnologiy-v-siriyu/
12. Савенков А. Заседание Российско-арабского делового совета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// tpprf.ru/ru/news/34043.
О À
BS
I
£ W
Innovative investment projects in the sphere of international cooperation of Russia with Germany and Syria
Ibrahim M.N., Rebi A.P., Khanaliev G.I.
North Caucasian federal university
The article is devoted to the evaluation and development of Russia's innovative investment cooperation with Germany and Syria. The authors showed the need to apply the best practices of Germany, which is leading among European countries in the field of implementation of innovative investment projects. The authors investigated the indicators characterizing innovation activity in Russia and Germany, including the share of innovative products in the volume of Russian exports. Areas of innovation and investment cooperation and the main strategic directions for expanding partner relations between Russia and Germany are presented. The authors carried out an analysis of economic relations between Syria and Russia, showed that the goods of high-tech industries occupy a small part in them. The authors showed the potential for the development of innovative investment cooperation with Syria, the importance of implementing joint innovationinvestment projects in such areas as pharmaceuticals, energy, transport, oil and gas, irrigation, peaceful use of nuclear energy, etc. The problems of the development of international innovation activity of Russian organizations In Syria which are mostly of a political nature and are associated with military conflicts in the Middle East. The tasks to be solved by the Russian
innovation system are shown to maximize its potential in mutually beneficial innovative and investment cooperation with Syria
Keywords: innovations, investments, foreign economic activity, the innovative system of Germany, the Syrian economy, innovationinvestment projects, Russian-Syrian innovation cooperation
References
1. Boris O. A. Specific problems of management of the socially oriented innovative enterprises//Bulletin of the North Caucasian federal university. 2013. No. 4 (37). Page 227-233.
2. Strategic aspects and target reference points of management of innovative development of the enterprises of the industry and transport of the region in the unstable socio-political environment: collective monograph / Time of O.V., Sazhnev S. V., Larionov N. A, etc. Under the editorship of the prof. V. N. Parakhinoy. -Stavropol: SKFU, 2015.
3. Parakhina V. N., Tymoshenko P. N.
Innovation and industrial policy as the main tool for implementing the strategy of structural transformations in the industry / Innovative and industrial policy as the main instrument of realization of strategy of structural transformations of the industry (into English language)//Economy: yesterday, today, tomorrow. No. 6-7. 2015. page 9-22.
4. Evchenko N. N. Economic problems
of regions and branch complexes// Problems of modern economy, N 1 (33), 2010. [Electronic resource]. Access mode: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3025
5. Parakhina V.N., Boris O.A, Midler
E.AEvaluation of innovative regional development Russia//Asian Social Science. 2015. T. 11. No. 5. Page 201207.
6. Parakhina V. N., Kalyugin T. G. Multiplicative effect of application of an innovative form of the organization of economic systems/ /Innovative Region Bulletin. 2012. No. 3. Page 1-6.
7. Parakhina V., Boris O. Specific problems of management of socially oriented innovative enterprises//Russian academic magazine. 2014. T. 27. No. 1. Page 57-60.
8. Buison A, Learmonth D., Sebastio-
Barriel M. UK export performance by industry//Quarterly Bulletin. 2006. Q 3. P. 308.
9. Russia and member countries of the
European Union. 2015. [Electronic resource]. Access mode: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/ doc_1137677636609
10. Malyshko I. Russia comes back to the Middle East [An electronic resource]. URL: http:// vpoanalytics.com/2013/11/19/ rossiya-vozvrashhaetsya-na-blizhnij-vostok.
11. Website of the Russian export center. [Electronic resource]. Access mode: https://www.exportcenter.ru/news/ rusinformeksport-pri-podderzhke-rets-zaklyuchil-sdelku-po-eksportu-vysokikh-tekhnologiy-v-siriyu/
12. Savenkov A Meeting of the Russian-Arab business council [An electronic resource]. Access mode: http:// tpprf.ru/ru/news/34043.
сч
CO £
6 a
2 ©