УДК 316.344
ИННОВАЦИОННАЯ ЗАНЯТОСТЬ В РОССИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
© 2012 Ю. Г. Бренер
Аннотация. В статье анализируются нетипичные виды занятости, их история возникновения, развитие и современное состояние удаленной работы в Российской Федерации. Основное внимание уделено рассмотрению правовой системы, являющейся базой для построения института инновационной занятости.
Ключевые слова: инновационная занятость, удаленная работа, телеработа, гражданско-правовой договор и трудовой договор.
INNOVATIVE EMPLOYMENT IN RUSSIA: LEGAL ASPECT © 2012 U. Brener
Summary. The article analyzes the atypical forms of employment, their history of origin, development and current state of telework in the Russian Federation. The main attention is paid to the legal system, which is the base for building an innovative institution of employment.
Keywords: innovation jobs, remote work, telework, civil contract and the contract of employment.
На данном этапе развития экономики в силу ряда причин, непосредственно влияющих на все сферы жизнедеятельности человека, таких как глобализация, ускорение темпа жизни, переход взаимодействия людей в глобальные сети Интернет, которые за мгновение способны переносить значительные объемы информации, преобразуется и характер трудовых отношений, вносятся изменения в социальную сферу жизни работников и работодателей, а также модифицируются управленческие процессы в целом. Динамичность современной жизни и мобильность, которую обеспечивают человеку новейшие технологии, позволяют по-новому взглянуть на вопрос организации рабочего времени и пространства. Данный феномен постепенно формирует новый вид деятельности - инновационная занятость.
Для создания инновационного типа занятости населения необходимо наличие:
• устоявшейся правовой системы дистанционного труда;
• развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание национальных информационных ресурсов;
• специфических управленческих навыков у менеджеров;
• гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов;
• повсеместной обеспеченности компьютерами и информационно-коммуникативными технологиями;
• высокой трудовой мобильности населения (что в нашей стране, к сожалению, пока на очень низком уровне) и т.д.
Именно с правовой системы, которая является основой любых отношений, нужно начинать строить комплексную систему «новых» трудовых взаимоотношений.
Сегодня отечественная экономика активно включена в процесс построения национальной инновационной системы, работающей на опережение в соответствии с фундаментальными законами развития в системе природа - общество - человек, о чем неоднократно говорилось в посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному собранию.
Уже с конца прошлого века концепция национальной инновационной системы концентрировала внимание не только на научно-технической среде, в которой развивался отечественный бизнес, но и на всей социально-экономической системе в целом. Современное развитие экономики любой страны невозможно без устойчивого комплексного инновационного развития.
Инновационная экономика - это тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном совершенствовании. Формирование инновационной экономики в России становится все более необходимым условием реформирования, модернизации и развития конкурентоспособности отечественного производства. Создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века.
В понятие инновационная занятость входит понятие «удаленная работа», которая включает в себя дистанционную работу, телеработу и фриланс (в случае отсутствия постоянного работодателя).
Впервые о принципах удаленной работы заговорили в 1972 г. Американский ученый Дж. Ниллес высказал идею, что необязательно держать работников в офисе, так как современные средства коммуникации позволяют поддерживать связь между сотрудниками на расстоянии. Свои эксперименты по анализу использования удаленной работы ученый ведет на базе рабочей группы Университета Южной Калифорнии, по результатам которых публикует доклады и получает финансирование от американского Национального фонда финансирования науки (NFS). Власти проявили большой интерес к развитию идеи удалённой работы, увидев в ней решение остро стоявшей на тот момент проблемы, - транспортной загрузки. Помимо решения транспортного вопроса, новая организация труда могла позволить обеспечить работой население удалённых сельских районов. В 1979 г. труды Дж. Ниллеса привлекают главу специального Комитета по экономическому развитию США Ф. Скиффа. Он продолжает исследования учёного и вводит новый термин «flexiplace» - «гибкое рабочее место». Одна из крупных работ Ф. Скиффа была опубликована в «Washington Post» под громким заголовком «Работа из дома экономит бензин».
С усовершенствованием интернет-технологий «телеработа» (удаленная работа) получила практически безграничные возможности, на сегодняшний день все больше говорится о перспективах дальнейшего увеличения количества работников, занятых по принципу «работа вне офиса». Удаленная занятость в США активно продвигается в массы уже с начала XXI в. В 2003 г. в различных федеральных агентствах проводились обучающие семинары на данную тему для руководителей и служащих, вследствие чего за три года численность телеработников на государственной службе США увеличилась вдвое.
Понятие «удаленная работа» отчасти пересекается с понятием «аутсорсинг» (от англ. «outsourcing» - «внешний источник»). Под данным термином подразумевается передача компанией отдельных бизнес-процессов или функций на обслуживание другой, специализирующейся в соответствующей сфере деятельности.
Все вышеупомянутые понятия объединяет одно - они возникли на заре развития информационно-коммуникационных технологий и непосредственно с ними связаны. Новые технологии позволяют работодателю и работнику находиться на любом удалении друг от друга. Люди, сотрудничающие таким образом годами, чаще всего никогда не встречаются в реальной жизни.
Другим фактором, способствовавшим стремительному распространению этого вида занятости, стала поддержка правительства Соединенных Штатов и Европейского союза. Власти США были весьма заинтересованы в изучении удаленной работы, так как в этой стране остро стояла проблема транспортной доступности отдаленных регионов, транспортной непроходимости мегаполисов и малого числа рабочих мест в сельских районах.
Для правления ЕС основной задачей является максимальная интеграция членов европейского сообщества, а использование телеработы способствует размыванию границы между странами - участницами союза.
Все эти и некоторые другие факторы привели к тому, что на сегодняшний день телеработа стала для Запада привычным явлением. Этот тип занятости превратился в значимую составную часть развитого информационного общества. Более того, неразвитие в своей организации программы удаленной работы в Соединенных Штатах в некоторой степени означает нелояльность по отношению к усилиям государства и отсутствие социальной ориентированности. С 2003 г. власти США ведут пропаганду дистанционной работы, и к концу 2006 г. в США телеработниками являлась почти четверть всего трудоспособного населения страны. Причем доходы даже фрилансеров нередко превышали заработную плату наемных офисных сотрудников, в то время как их затраты на перемещение до работы сократились до нуля, и рабочий день длился в среднем почти в два раза меньше.
В России дистанционный вид занятости только начинает развиваться и становиться полноценной частью рынка труда. Пока для этого не существует правовой базы, но зато подготовлена техническая база: доступность скоростного Интернета почти во всех регионах, развитая система таких платежных систем, как \VebMoney и Уапёех-деньги, а также высокая мощность и сравнительно низкая цена персональных компьютеров и ноутбуков. Помимо этого в России достаточно много высококвалифицированных специалистов (в особенности технических), которые готовы работать за относительно небольшие по сравнению с удаленными работниками из США и Европы гонорары. Поэтому формирование этой сферы трудовых отношений в нашей стране проходит достаточно быстро. Так, только на веб-ресурсе free-lance.ru, который занимает около 25% рынка свободных фриланс-проектов (т.е. не имеющий дело с «наемные» удаленные работники и проектами, проходящими через студии), было заключено сделок на $ 7 млн, по сравнению с 2005 г., когда эта сумма не превышала $ 1 млн.
В России на данный момент, по подсчетам Стокгольмской школы экономики, количество «дистанционных» работников приближается к 3 млн (1,7% от всего населения). И это далеко не предел: ведь если раньше работа на дому подразумевала в основном виды занятости, не требующие особой квалификации, то теперь выносить свое рабочее место за пределы офиса предпочитают все больше квалифицированных специалистов.
Массовый переход на удаленную работу обусловлен не стремлением работодателя создать сотрудникам максимально комфортные условия, хотя некоторые западные исследования показывают, что работающие в домашних условиях менеджеры в среднем на 15% более продуктивны (правда, только в том случае, если им удается правильно организовать рабочий процесс).
Немалую часть надомных работников составляют бывшие офисные сотрудники, для которых переход на домашнюю работу связан с теми или иными семейными обстоятельствами. В основном это молодые мамы, для которых совмещение ухода за ребенком с работой дома становится единственным способом обеспечить себя и поддержать квалификацию.
К сожалению, в России к удаленной работе многие все еще относятся крайне настороженно и негативно, этот факт объясняется тем, что в российском законодательстве слишком мало внимания уделено неформальным видам занятости. Инновационная занятость могла бы решить значительные проблемы в сфере занятости населения, например, дать возможность дополнительного заработка социально незащищенным слоям населения, т.е. гражданам, обладающим низким уровнем дохода и накопленного богатства, к ним относятся преимущественным образом пожилые одинокие люди, инвалиды, многодетные и неполные семьи, а также семьи, потерявшие кормильца, лица, имеющие доходы ниже прожиточного минимума. Но для этого, как уже говорилось ранее, нужна организованная на государственном уровне правовая система взаимодействия граждан различного уровня.
Дистанционный труд в России планируется узаконить. Законопроект об этом в ближайшее время правительство внесет в Госдуму. Данный вопрос обсуждался на заседании российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК) под руководством вице-премьера А. Жукова и, по большому счету, получил одобрение профсоюзов, работодателей и представителей федеральных ведомств.
Идея прописать в трудовом законодательстве отдельной строкой работников, которые трудятся не на территории работодателя, была запущена Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в профессиональное сообщество год назад. Правда, большого общественного резонанса она тогда не получила, поскольку внимание было приковано к более скандальным предложениям. Но предприниматели не сбросили ее со счетов, а стали методично продвигать к реализации1.
До вступления в силу вышеупомянутого законопроекта на территории Российской Федерации есть три способа узаконить свои отношения с работниками, которые работают дистанционно. Первый вариант - заключить гражданско-правовой договор, который просто определяет направление работы, сроки сдачи и уровень зарплаты. Данное соглашение никак не регулирует условия работы и гарантии работодателя в этом направлении. При заключении гражданско-правового договора лицо, осуществляющее выполнение работ или оказание услуг, теряет ряд гарантий, которые оно бы получило, если бы работало по трудовому договору. Такими гарантиями являются, например,
• гарантии при выплате заработной платы (не реже 2 раз в месяц);
• гарантии при использовании отпусков (сохранение места работы, выплата отпускных);
• гарантии при направлении в командировку (сохранение места работы, оплата расходов);
• гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением (сохранение места работы, отпуска);
• гарантии при расторжении трудового договора (выходное пособие, преимущественное право на оставлении на предприятии);
• гарантии при временной нетрудоспособности (сохранение места работы, оплата больничных листов);
• возмещение расходов при использовании личного имущества.
Второй вариант - заключить обычный трудовой договор. Если устно договориться о том, что работник будет работать на дому, в таком случае работодатель не может выполнить только требований к безопасности рабочего места, которые продиктованы трудовым законодательством. Но в этом случае на работника распространяются все гарантии, как и при обычной офисной работе.
И третий вариант - заключить трудовой договор, предусмотренный законодательством для надомных работников, но такой способ урегулирования трудовых отношений подходит не для всех профессий, так как предполагается, что работник должен выполнять работу из материалов работодателя и на выходе иметь готовое изделие.
Почему так важно выбрать способ оформления заранее? Неправильная квалификация договора может привести к негативным последствиям. В частности, если был неправомерно заключен гражданско-правовой договор там, где должен быть трудовой, то суд может переквалифицировать договор в трудовой. Работодателю придется выплатить заработную плату, включить работника в штат и выплатить моральный вред, также работодатель понесет и судебные издержки. Помимо этого придется доначислить единый социальный налог (ЕСН) в части фонда социального страхования (ФСС) и пени.
Появление выстроенной системы законодательства в области инновационной занятости будет способствовать не только обеспечению гарантий работнику и работодателю, но и поможет устранить «теневую зону», те случаи, когда с работниками не заключается никакого договора, а все отношения основываются на «честном слове».
1 Надомники в законе 25.04.2011, 00:35 «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5464 (88) Текст: Марина Грицюк.
2 http://www.buh.ru/document-749 Статьи: Юрист-бухгалтеру: Отличия трудового договора от гражданско-правового Дата создания: 19.04.2005