Научная статья на тему 'Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала'

Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК ПОЛО ≪РЕСУРС≫ / РЕСУРСНЫЕ И ЛИМИТИРУЮЩИЕ ШКАЛЫ / РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / СУБЪЕКТНОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / ИНДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ / PSYCHODYNAMICALLY ORIENTED PERSONALITY QUESTIONNAIRE (POPQ) “RESOURCES” / RESOURCE AND LIMITING THE SCALE / RESOURCE PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL HEALTH / THE SUBJECT-PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SUCCESS / THE INDEX OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаповал Валентин Анатольевич, Голянич Валерий Михайлович

Представлен завершающий этап создания инновационной технологии оценки персонала — психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) ≪Ресурс≫, — в ходе которого показатели теста интегрируются в индекс профессионально-психологической надежности, позволяющий осуществлять градацию обследуемых на четыре квалификационные категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаповал Валентин Анатольевич, Голянич Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Technology in Psychodynamic Assessment of Workforce Competencies

The final step in creating innovative personnel assessment — psychodynamically oriented personality questionnaire (POPQ) “Resources” — in which the indicators are integrated in the index test of vocational and psychological security that allows to make the gradation that consists four categories of qualification.

Текст научной работы на тему «Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала»

В. А. Шаповал V. A. Shapoval

В. М.Голянич V. M. Golyanich

Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала

Innovative Technology in Psychodynamic Assessment of Workforce Competencies

Шаповал Валентин Анатольевич Shapoval Valentin Anatolyevich о

Санкт-Петербургский университет МВД России Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs <

o; <

Доцент кафедры юридической психологии of Russia

Кандидат медицинских наук, доцент Associate professor of the Chair of Legal Psychology о

vash23@mail.ru PhD in medical sciences, Associate Professor 2

vash23@mail .ru

Голянич Валерий Михайлович Golyanich Valery Mikhailovich

Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch

филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National

Заведующий кафедрой управления персоналом Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)

Доктор медицинских наук, профессор Head of the Chair of Personnel Management

golyanichvm@mail.ru Doctor of Science (Medicine), Professor

golyanichvm@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

психодинамически ориентированный личностный опросник ПОЛО «Ресурс», ресурсные и лимитирующие шкалы, ресурс профессионально-психологического здоровья, субъект-но-профессиональная идентичность, профессионально-психологическая успешность, индекс профессионально-психологической надежности

KEY WORDS

psychodynamically oriented personality questionnaire (POPQ) "Resources", resource and limiting the scale, resource professional and psychological health, the subject-professional identity, professional and psychological success, the index of professional and psychological security

РЕФЕРАТ

Представлен завершающий этап создания инновационной технологии оценки персонала — психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс», — в ходе которого показатели теста интегрируются в индекс профессионально-психологической надежности, позволяющий осуществлять градацию обследуемых на четыре квалификационные категории.

ABSTRACT

The final step in creating innovative personnel assessment — psychodynamically oriented personality questionnaire (POPQ) "Resources" — in which the indicators are integrated in the index test of vocational and psychological security that allows to make the gradation that consists four categories of qualification.

Приведенные в этой статье данные завершают объемную публикацию (см. «Управленческое консультирование», 2013, № 4-5), посвященную обоснованию, созданию и апробации инновационной психодиагностической технологии — пси-

ходинамически ориентированного личностного опросника ПОЛО «Ресурс» [3; 4]. В настоящем материале показана процедура создания интегрального индекса профессионально-психологической надежности.

о

ос <

о; <

Интеркорреляции ресурсных интегральных шкал ПОЛО «Ресурс» (мужская выборка, п = 4521, по Пирсону)

Таблица 1 2012

Шкала Со Со/1 Рг Рг/1 ив

Со 0,1

Со/1 0,921** 1

Рг 0,981** 0,938** 1

Рг/1 0,907** 0,954** 0,932** 1

ив 0,789** 0,866** 0,824** 0,851** 1

Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.

< >

о о

Важной процедурой совершенствования теста ПОЛО «Ресурс» стала разработка интегральных индексов. Потребность в разработке интегральных показателей, объединяющих ресурсные и лимитирующие компоненты Я-струк-туры личности испытуемого, объясняется тремя обстоятельствами. Во-первых, разработка единого «ресурсно-лимитирующего» интегрального параметра позволяет оценить потенциал личности и направленность его изменений. Во-вторых, переход от многокомпонентных характеристик к нескольким системным показателям облегчает интерпретацию и осмысление основных особенностей профессионально-психологического «портрета» обследуемого. В-третьих, сопоставление интегральных показателей с внешними критериями обеспечивает более целостное понимание детерминированности профессиональной деятельности конкретными психологическими ресурсами личности.

Для разработки интегральных индексов из всего многообразия шкал ПОЛО «Ресурс» — 2012 нами были отобраны пять «позитивных» шкал, репрезентирующих психологические ресурсы личности (шкала общей конструктивности Со и ее первый фактор Со/1, шкала профессионализма Рг и ее первый фактор Рг/1, шкала профессионально-психологической успешности ив), и шесть «негативных» шкал (шкала общей дезадаптации Сй, ее первый фактор Cd.f1 и первый фактор данной шкалы с коррекцией Сй/1&, шкала непрофессионализма Ыр, ее первый фактор Ыр/1 и первый

фактор данной шкалы с коррекцией Ыр/1&), характеризующих выраженность ее дезадаптации. Взаимосвязи указанных шкал показаны в таблицах (см.: табл. 1-4). Представленные данные свидетельствуют о тесных интеркорреляционных связях как в рамках группы ресурсных (табл. 1), так и в рамках группы лимитирующих (табл. 2) шкал. При этом сопряженность между шкалами указанных групп как при сопоставлении «сырых» параметров (табл. 3), так и при сравнивании нормализованных показателей (табл. 4) невелика. Подобные соотношения отражают ортогональность ресурсных и лимитирующих шкал, что предполагает возможность статистического манипулирования ими для расчета интегральных профессионально-психологических показателей.

Задача сведения показателей психодиагностических шкал ПОЛО «Ресурс» — 2012 к группе интегральных параметров (личностных компетенций), характеризующих соотношение ресурсных и лимитирующих компонентов Я-структуры личности испытуемого, решалась путем расчета следующих семи индексов:

1) ресурса профессионально-психологического здоровья (ЯРРЕ):

(ВррЯ(ТЬ) = Со(ТЪ) - Сй(ТЬ)У<

2) ресурса профессионально-психологического здоровья ядра личности (по фактору «/1»):

(ВРРЕП(тъ) = Со/1(тъ) - Сй/1(тъ));

3) ресурса профессионально-психологического здоровья ядра личности с коррекцией (по фактору «/1»): (ЯРР^/1й(тъ) = Со/1(тъ) - Сй/1&(тъ));

Интеркорреляции лимитирующих интегральных шкал ПОЛО «Ресурс» — 2012 (мужская выборка, п = 4521, по Пирсону)

Шкала Ой Сй/1 Сй/1К Ыр Ыр/1 Ыр№

Сй 1

Cd.fi 0,924** 1

Сй/1К 0,831** 0,965** 1

Ыр 0,985** 0,891** 0,796** 1

Ыр/1 0,925** 0,984** 0,935** 0,898** 1

Ыр№ 0,832** 0,939** 0,945** 0,811** 0,964** 1

Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).

Таблица 3

Корреляции «позитивных» (ресурсных) и «негативных» (лимитирующих) интегральных шкал ПОЛО «Ресурс» — 2012 (в сырых баллах, мужская выборка, п = 4521, по Пирсону)

к <

< >

о о

Шкала Сй Сй/1 Сй/1К Ыр Ыр/1 Ыр№

Со 0,261** 0,092** 0,013 0,347** 0,106** 0,049**

Со/1 0,049** -0,100** -0,162** 0,117** -0,085** -0,123**

Рг 0,196** 0,033* -0,043** 0,272** 0,047** -0,006

Р/ 0,095** -0,061** -0,122** 0,164** -0,052** -0,093**

иэ -0,223** -0,354** -0,391** -0,148** -0,344** -0,359**

Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).

Таблица 4

Корреляции «позитивных» (ресурсных) и «негативных» (лимитирующих) интегральных шкал ПОЛО «Ресурс» — 2012 (в принудительно нормализованных Т-баллах, мужская выборка, п = 4521, по Пирсону)

Шкала Сй СйП СйПК Ыр Ыр/1 Ыр№

Со 0,275** 0,109** -0,008 0,366** 0,119** 0,018*

Со/1 0,051** -0,095** -0,168** 0,123** -0,088** -0,136**

Рг 0,197** 0,047** -0,060** 0,277** 0,054** -0,033**

Рг/1 0,101** -0,046** -0,120** 0,172** -0,042** -0,097**

иэ -0,183** -0,315** -0,353** -0,112** -0,317** -0,327**

Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).

4) ресурса субъектно-профессиональ-ной идентичности:

(ВЗР1(ТЬ) = РГ(ТЬ) - Ир(ТЪ));

5) ресурса субъектно-профессиональной идентичности ядра личности (по фактору «/1»):

(ДвР#1<тъ) = РгП(тъ) - ^/1(ТЪ));

6) ресурса субъектно-профессиональ-ной идентичности ядра личности с коррекцией (по фактору «/1»): (ЕБРгПктъ) = Рг/1(тъ) - т№т));

7) ресурса профессионально-психологической успешности

(И^ивтъ) = ив{тъ)).

о

ос <

Корреляции интегральных показателей с ресурсными и лимитирующими интегральными шкалами ПОЛО «Ресурс» — 2012 в принудительно нормализованных Т-баллах (мужская выборка, п = 13 344, по Пирсону)

Шкала Со Со/1 Рг Рт¥1 са Cd.f1 Мр

НРРИ 0,622** 0,722** 0,660** 0,662** -0,582** -0,628** -0,565** -0,488** -0,621** -0,516**

ПРРИП 0,601** 0,797** 0,656** 0,719** -0,499** -0,677** -0,665** -0,428** -0,651** -0,591**

пррит 0,639** 0,804** 0,686** 0,729** -0,377** -0,604** -0,722** -0,313** -0,572** -0,630**

НЯРЬ 0,536** 0,694** 0,634** 0,643** -0,619** -0,649** -0,584** -0,568** -0,651** -0,550**

ПЯРЬП 0,604** 0,771** 0,668** 0,794** -0,462** -0,623** -0,607** -0,395** -0,641** -0,601**

ПЯРЬ/М 0,626** 0,760** 0,680** 0,784** -0,334** -0,538** -0,640** -0,281** -0,571** -0,694**

ПРРив 0,709** 0,771** 0,721** 0,721** -0,183** -0,315** -0,353** -0,112** -0,317** -0,327**

о; <

< >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о О

Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.)

Корреляционный анализ взаимосвязей значений интегральных показателей (личностных компетенций) с показателями шкал ПОЛО «Ресурс» — 2012 в принудительно нормализованных Т-баллах выявил (табл. 5) наличие сильных положительных корреляций с «позитивными» (ресурсными) и сильных отрицательных — с «негативными» (лимитирующими) шкалами. Этот факт подтверждает предположение о более высокой валид-ности и информативности интегральных показателей по сравнению с первичными конструктивными и деструктивно-дефи-цитарными шкалами.

Следующий этап исследований был посвящен анализу выраженности, направленности и формы взаимосвязей между интегральными показателями Я-структуры личности и возрастом обследуемых. Мы полагали, что в разные периоды жизни динамика развития личностных компетенций человека различна и, следовательно, этот факт необходимо учитывать при определении профессионально-психологической пригодности сотрудников.

По данным корреляционного анализа была выявлена сопряженность всех интегральных показателей с возрастом испытуемых (табл. 6). При этом у шести из них отмечались отрицательные корреляционные связи и только у одного (ресурс профессионально-психологической успешности) — положительная. Вместе с тем предварительная оценка

соотношений возраста обследуемых и интегральных психолого-профессиональных показателей свидетельствовала о нелинейности корреляций, что предопределяло потребность в возрастной градации и изучении характера сопряженности в каждой возрастной категории.

Основной проблемой данного этапа являлся выбор оптимального критерия группировки испытуемых по возрастным категориям. Изучение литературных источников показало, что до сих пор в науке нет единого мнения о возрастной категоризации и что для ее осуществления используются разные основания. Так, один из подходов предполагает анализ индивидуального развития в понятиях «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», «стадии развития», «возрасты жизни», «возрастные свойства». Вторая система отсчета — социологическая — для анализа социально-возрастных процессов и социально-возрастной структуры общества использует такие термины, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т. д. Третья система отсчета — возрастной символизм, т. е. сформированные в различных социально-экономических и этно-культурных общностях представления о возрастных процессах

Корреляции интегральных показателей (личностных компетенций) ПОЛО «Ресурс» — 2012 с возрастом испытуемых (в принудительно нормализованных Т-баллах, мужская выборка, п = 13344, по Пирсону)

Показатель RPPZ RPPZfl RPPZflk RSPi RSPifl RSPiflk RPPUs

Vozr -0,096** -0,100** -0,090** -0,095** -0,064** -0,061** 0,018*

Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).

Распределение испытуемых по 7-летним возрастным периодам

Таблица 7

Группа Возраст, лет Частота (М) Частота (Ж) Доля (М), % Доля (Ж), %

1 16-21 315 124 2,4 2,4

2 22-28 2604 1465 19,5 28,8

3 29-35 3329 1532 24,9 30,1

4 36-42 4061 1126 30,4 22,1

5 43-49 2493 623 18,7 12,2

6 > 50 542 224 4,1 4,4

Итого 13 344 5094 100,0 100,0

к <

< >

о О

(«возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т. п.).

Из большого числа представленных в литературе возрастных периодизаций нами было отобрано и апробировано шесть вариантов: 1) 7-летняя периодизация жизненных циклов Гиппократа; 2) возрастная периодизация сотрудников полиции, регламентированная действующим наставлением по физической подготовке; 3) периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966); 4) идентичные периодизации Л. Д. Столяренко (1999), А. А. Реана (2003), Г. Крайга (2003); 5) древнекитайская классификация; 6) периодизация процесса психофизиологического развития взрослых Б. Г. Ананьева (1980). Поскольку освещение результатов данных апробаций потребовало бы отдельного анализа, здесь мы ограничимся только тем выводом, что предпочтение было отдано первой возрастной классификации, в основу которой положен тезис о 7-летних циклах жизни человека. Авторы этой концепции полагают, что каждые 7 лет человек полностью обновляет клеточный состав своего организма и накапливает новый опыт развития [1]. На основании данной классификации испытуемые были распределены на следующие группы (табл. 7).

Для проверки гипотезы о том, что изучаемый фактор (возраст) оказывает влияние на зависимую переменную (значения интегральных профессионально-психологических индексов) в экспериментальной психологии традиционно используется однофакторный дисперсионный анализ (АЫОУД). Проверка с помощью теста Ливена дисперсии показателей личностных компетенций в различных возрастных группах (Сухо-дольский Г. В., 1972; Шеффе Г., 1980) показала однородность их распределения (табл. 8), что подтвердило корректность применения АЫОУД.

В результате дисперсионного анализа было установлено влияние возраста на все зависимые переменные, что послужило основанием для проведения процедуры апостериорных множественных сравнений. С учетом равенства групповых дисперсий и большого количества градаций исследуемого фактора (возраста) предпочтение было отдано методу Тьюки, в котором статистика Стьюдента используется для определения различий между группами [2].

Результаты применения АЫОУД продемонстрируем на примере первой из семи выделенных интегральных личност-

о

ос <

Критерий однородности дисперсий интегральных показателей (личностных компетенций) теста ПОЛО «Ресурс» — 2012

Показатель Статистика Ливена Число степеней свободы 1 Число степеней свободы 2 Значение

RPPZ 0,922 5 13 338 0,465

RPPZfl 0,427 5 13 338 0,830

RPPZflk 0,529 5 13 338 0,755

RSPi 1,686 5 13 338 0,134

RSPifl 0,558 5 13 338 0,732

RSPiflk 0,415 5 13 338 0,838

RPPUs 0,811 5 13 338 0,542

о; <

< >

о О

ных компетенций — ресурсе профессионально-психологического здоровья (ИРРИ). Установлено (рис. 1), что значения показателя ИРРИ у обследованных мужчин повышаются от первой к третьей возрастной группе, достигая своего пика (акме) к 29-35 годам, после чего снижаются к четвертому и пятому возрастным периодам, достигая своего минимума в шестой градации.

С помощью множественных сравнений методом Тьюки (табл. 9) и выделения однородных групп средних (табл. 10) было доказано, что возрастная рестан-дартизация показателя ИРРИ при применении данной возрастной периодизации требовалась уже не для 6 возрастных групп сотрудников, а лишь для 4 объединенных подмножеств (см. рис. 1).

После оценки нормальности распределения показателя в объединенной выборке решался вопрос о процедуре его перевода в Т-баллы: по формуле (при нормальном распределении) или с помощью принудительной нормализации распределения (при отличии распределения от нормального). С учетом того, что одна и та же возрастная группа может входить в два и более подмножеств, вопрос об окончательном ее отнесении к одному из них решался нами на основе показателей таблицы апостериорных множественных сравнений (см. табл. 10).

Подобного рода операции были проделаны в отношении всех 7 интегральных показателей ПОЛО «Ресурс» — 2012, по-

сле чего данные мужских и женских институциональных выборок (Nm = 13 344; Nf = 5094) были подвергнуты процедуре процентильного разбиения на 7 групп (категорий): 4 основных (I, II, III, IV) и 3 промежуточных (I-II, II-III, III-IV). Для этой цели в опции «частоты» программы SPSS Statistics задавались следующие процентили: 15, 25, 35, 55, 75, 85. Значения интегральных показателей личностных компетенций в рамках указанных процен-тилей позволяют отнести испытуемого к определенной группе. Например, выявление у обследуемого молодого возраста (моложе 22 лет) значения RPPZ на уровне 5 Т-баллов (табл. 11) позволяет отнести его ко II группе профессионально-психологического здоровья (GPPZ).

Следует отметить, что расширение числа градаций с 4 до 7 вызвано часто встречаемыми в практике случаями, когда испытуемого трудно однозначно отнести к одной из 4 групп. Так, например, при значении показателя RPPZ(Tb) в 11 Т-баллов испытуемые 1-й, 5-й и 6-й возрастных категорий получали принадлежность к I (высшей) группе GPPZ. Чтобы попасть в эту группу, испытуемые 2-й и 3-й возрастных категорий должны были набрать по данному показателю 14 и более Т-баллов. Аналогичные алгоритмы с учетом возрастных параметров были разработаны нами для градаций на группы сотрудников мужского и женского пола для оставшихся 6 интегральных показателей.

и й

н й1 £ N

В 8 о

И «

о и

и о

и л

я1 ■

-3

Ч И

€ §

3 8

И о

и ш

В

га о

И П -4

га в

ё и

Я о,

н К

Ч О

8 111 ег

а & -5

О ♦

Возрастные группы испытуемых (по 7-летним жизненным циклам)

Рис. 1. Выраженность личностной компетенции «ресурс профессионально-психологического здоровья» (ЯРРЕ) у обследованных мужчин в шести возрастных группах

Таблица 9

Множественные сравнения методом Тьюки

Зависимая (I) воз- № воз- (и)-я Стандартная ошибка Значе- 95% доверительный интервал

переменная растная группа раст-ная группа разность средних ние (р) Нижняя граница Верхняя граница

1 2 3 4 5 6 7 8

ЯРРЕ 1 2 -2,612* 0,638 0,001 -4,43 -0,79

3 -3,177* 0,633 0,000 -4,98 -1,37

4 -1,344 0,627 0,265 -3,13 0,44

5 0,868 0,657 0,774 -1,01 2,74

6 2,578* 0,803 0,017 0,29 4,87

1 2,612* 0,638 0,001 0,79 4,43

3 -0,565 0,317 0,475 -1,47 0,34

2 4 1,268* 0,304 0,000 0,40 2,13

5 3,480* 0,363 0,000 2,45 4,51

6 5,190* 0,587 0,000 3,52 6,86

Окончание табл. 9

1 2 3 4 5 6 7 8

3 1 3,177* 0,633 0,000 1,37 4,98

2 0,565 0,317 0,475 -0,34 1,47

4 1,833* 0,294 0,000 1,00 2,67

5 4,045* 0,354 0,000 3,04 5,05

6 5,755* 0,582 0,000 4,10 7,41

4 1 1,344 0,627 0,265 -0,44 3,13

2 -1,268* 0,304 0,000 -2,13 -0,40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 -1,833* 0,294 0,000 -2,67 -1,00

5 2,212* 0,343 0,000 1,24 3,19

6 3,922* 0,575 0,000 2,28 5,56

5 1 -0,868 0,657 0,774 -2,74 1,01

2 -3,480* 0,363 0,000 -4,51 -2,45

3 -4,045* 0,354 0,000 -5,05 -3,04

4 -2,212* 0,343 0,000 -3,19 -1,24

6 1,710 0,608 0,055 -0,02 3,44

6 1 -2,578* 0,803 0,017 -4,87 -0,29

2 -5,190* 0,587 0,000 -6,86 -3,52

3 -5,755* 0,582 0,000 -7,41 -4,10

4 -3,922* 0,575 0,000 -5,56 -2,28

5 -1,710 0,608 0,055 -3,44 0,02

Таблица 10

Однородные подмножества средних ИРРИ (по Тьюки)

Возрастная группа N Подмножество для альфа = 0,05 (т)

1 2 3 4 5

6 542 -4,76

5 2018 -3,05

1 446 -2,19 -2,19

4 4023 -0,84 -0,84

2 2965 0,43 0,43

3 3350 0,99

Значение 1,000 0,586 0,122 0,169 0,899

Конечный итоговый показатель, инте- тегорий) личностных компетенций: 3 ва-грирующий в себе 7 значений групп (ка- рианта групп профессионально-психо-

Интервалы значений показателя ЯРРЕ для определения групп профессионально-психологического здоровья (ОРРЕ) сотрудников мужского пола с учетом возрастных градаций

Группа GPPZ Процентиль Группа (возраст, лет)

1 (< 22) 2 (22-28) 3 (29-35) 4 (36-42) 5 (43-49) 6 (> 49)

I (1) > 85 > 10 > 13 > 13 > 12 > 10 > 9

I-II (1,5) 85 < 11 < 14 < 14 < 13 < 11 < 10

II (2) 75 < 7 < 10 < 10 < 9 < 7 < 5

II-III (2,5) 55 < 0 < 3 < 3 < 2 < 0 < -2

III (3) 35 < -7 < -3 < -3 < -4 < -7 < -9

III-IV (3,5) 25 < -10 < -6 < -6 < -8 < -10 < -12

IV (4) 15 < -15 < -11 < -11 < -13 < -15 < -17

о; <

< >

о О

логического здоровья; 3 варианта групп субъектно-профессиональной идентичности и группу профессионально-психологической успешности, был назван нами индексом профессионально-психологической надежности. Для анализа зависимости 7 итоговых переменных, определенных с учетом возрастной категории сотрудников (n = 13 344), использовалась факторная модель выделения «максимального правдоподобия». Указанные переменные за 8 итераций были объединены в один фактор — «группу профессионально-психологической надежности». На целесообразность выполнения факторного анализа в данном случае указывали значения критерия адекватности выборки Кайзера—Мейе-ра—Олкина (KMO = 0,89) и критерия сферичности Бартлетта (p < 0,001).

Доля дисперсии, обусловленная полученным фактором, составила 76,6 %.

Поскольку значения интегрального фактора для каждого испытуемого рассчитываются программой SPSS в 2-при-ведении, с помощью описанной выше процедуры процентильной градации они были переведены нами в показатель «группа профессионально-психологиче-кой надежности». Полученный показатель использовался в качестве зависимой переменной, формула расчета которой на основе вышеприведенных семи независимых интегральных переменных была

получена с помощью множественного регрессионного анализа. Общее назначение множественной регрессии состоит в анализе вклада ф-коэффициента) каждой независимой переменной в предсказание зависимой переменной. Полученный коэффициент множественной корреляции (Я = 0,985) отражает высокий уровень их связи, а коэффициент детерминации (Я2 = 0,97) свидетельствует о том, что 97% дисперсии зависимой переменной обусловлены влиянием независимых интегральных психодиагностических показателей. Все 7 стандартных коэффициентов регрессии (Р) имеют высокий уровень статистической значимости (р < 0,001), свидетельствующий о достоверном вкладе каждого из них в итоговую оценку испытуемого (см.: табл.12).

Полученное регрессионное уравнение имело следующий вид:

ОРРЫи = 0,030РРиэ1} + + 0,088СРР£и + 0,369GPPZf1v + + 1,156GPPZf1kv + 0,073GSPiv + + 0,237GSPif1v + 0,068GSPif1kv -- 0,038,

где GPPNv — итоговая категория (группа) профессионально-психологической надежности испытуемого с учетом возраста; GPPZv — группа профессионально-психологического здоровья испытуемого с учетом возраста; GPPZf1v — группа профессионально-психологического

о

о; <

Результаты множественного регрессионного анализа интегральных психодиагностических показателей ПОЛО «Ресурс»

Модель Нестандарти- зованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты t Значение Статистики коллинеарности

B Стандартная ошибка Бета Толерантность КРД

1 (Константа) -0,038 0,004 -8,747 0,000

GrUsv 0,030 0,002 0,030 12,797 0,000 0,410 2,44

GPZV 0,088 0,005 0,089 18,967 0,000 0,099 10,12

GPZflv 0,369 0,006 0,374 57,877 0,000 0,052 19,09

GPZflkV 0,156 0,005 0,158 29,361 0,000 0,076 13,21

GPiv 0,073 0,004 0,075 16,429 0,000 0,106 9,41

GPiflv 0,237 0,006 0,238 40,163 0,000 0,062 16,06

GPiflkV 0,068 0,005 0,069 14,012 0,000 0,091 11,02

о; <

< >

о О

здоровья ядра личности испытуемого с учетом возраста; GPPZflkv — группа профессионально-психологического здоровья ядра личности испытуемого с коррекцией с учетом возраста; GSPiv — группа субъектно-профессиональной идентичности испытуемого с учетом возраста; GSPiflv — группа субъектно-про-фессиональной идентичности ядра личности испытуемого с учетом возраста; GSPiflkv — группа субъектно-професси-ональной идентичности ядра личности испытуемого с коррекцией с учетом возраста; GPPUsv — группа профессионально-психологической успешности испытуемого с учетом возраста; -0,038 — константа.

Из представленной формулы видно, что наибольший вклад в переменную «группа профессионально-психологической надежности» принадлежит показателям «группа профессионально-психологического здоровья ядра личности» и «группа субъектно-профессиональной идентичности ядра личности».

Предварительный проведенный одно-факторный ANOVA интегрального фактора профессионально-психологичекой надежности (множественные сравнения методом Тамхейна) показал отсутствие достоверных различий его значений у представителей разных возрастных групп испытуемых, что указывало на не-

целесообразность разработки для каждой из них отдельных регрессионных уравнений.

Подобным образом была также получена формула для расчета итоговой категории (группы) профессионально-психологической надежности испытуемых женского пола с учетом возраста.

Полученный при расчете по указанной формуле показатель округлялся до целого числа и позволял отнести испытуемого к одной из четырех итоговых групп профессионально-психологической надежности (табл. 13).

В качестве примера применения автоматизированной экспертно-диаг-ностической системы на основе ПОЛО «Ресурс» — 2012 приводим варианты автоматизированных и развернутых заключений по результатам оценки личностных компетентностей кандидатов в резерв управленческих кадров (рис. 2 и 3).

Более развернутое психодиагностическое заключение по результатам данного обследования может выглядеть следующим образом.

Профиль достоверен. Отмечается уверенность в себе, хороший эмоциональный самоконтроль, способность находить интуитивные решения, действовать спонтанно, самостоятельно,

Уровни (группы) профессионально-психологической надежности на основе формализованного алгоритма оценки результатов обследования с помощью теста ПОЛО «Ресурс»

I ГППН

Высокий уровень профессионально-психологической надежности. В Я-структуре личности испытуемого отмечается выраженное преобладание конструктивных компонентов Я-функций над де-структивно-дефицитарными. Высокая активность, сбалансированность, гармоничность, адаптивно-компенсаторные возможности при отсутствии каких-либо признаков психопатологии

II ГППН

Средний уровень профессионально-психологической надежности. В Я-структуре личности отмечается примерная сбалансированность или незначительный дисбаланс конструктивных и деструктивно-де-фицитарных компонентов Я-функций. Сбалансированность, гармоничность, адаптивно-компенсаторные возможности и активность соответствуют средне-нормативным показателям. Признаки психопатологии не определяются. Наличие отдельных деструктивно-де-фицитарных тенденций в Я-структуре личности

III ГППН

Сниженный уровень профессионально-психологической надежности. В Я-структуре личности отмечается умеренное преобладание де-структивно-дефицитарных компонентов Я-функций над конструктивными. Сбалансированность, гармоничность, адаптивно-компенсаторные возможности и активность снижены. Наличие отдельных признаков, свидетельствующих о личностном дисбалансе, дисгармоничности, декомпенсации, психологической неустойчивости, пред-патологии, выраженности одного или нескольких типов психической дезадаптации: психосоматической, поведенческой, невротической, психоорганической и др. Для более детальной характеристики и построения тактики организационно-коррекционных мероприятий требуется анализ индивидуального профиля Я-структуры личности, индивидуальное клинико-анамнестическое собеседование (клинический осмотр); при необходимости — ретестирование и (или) дополнительное обследование с использованием проективных, психофизиологических и других психодиагностических методик

IV ГППН

Низкий уровень профессионально-психологической надежности. В Я-структуре личности испытуемого отмечается выраженное преобладание деструктивно-дефицитарных компонентов Я-функций над конструктивными. Определяются психодиагностические маркеры возможных психопатологических отклонений, свидетельствующих о существенном личностном дисбалансе, дисгармоничности, декомпенсации, выраженности одного или нескольких типов психической дезадаптации (психосоматического, поведенческого, невротического, психоорганического и др.). Для более детальной характеристики и построения тактики организационно-коррекцион-ных мероприятий обязателен углубленный анализ профиля Я-структуры личности и собеседование (клинический осмотр) с целью выявления клинико-анамнестических коррелятов психопатологии и ложной (деструктивно-дефицитарной) профессиональной идентичности. По показаниям — ретестирование и (или) дополнительное обследование с использованием проективных, психофизиологических и других психодиагностических методик, консультация клинического психолога, психиатра, психотерапевта

ПОЛО РППЗ и ПИ 190 (М) Профиль Я-структуры личности № 413 от 16.12.2012 Гр. Иванов Иван Иванович др: 28.01.1979

ЬРК АС О О' N

О

ви О О^ОЙ Б

СБ

ТЗ о ^ ш

К8 И(П;Пк)

Ке(И;Е1к)

у ч

N V > / N \ / ч. 4 V V

N / > < \ ч \

^^ * * \ V/

57 70 63 54 62 77 54 70 55 46 59

52 51 47 57 47 55 43 51 5146 6

60 58 51 47 49 48 45 40 51

70

62

61

69

70 67

67 63 56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Группа профессионально-психологического здоровья:

1.1. общая (GPZ) = 1;

1.2. ядра личности (GPZf1) = 1;

1.3. ядра личности с коррекцией (GPZf1k) = 1.

2. Группа профессиональной идентичности:

2.1. общая (^Рг) = 1;

2.2. ядра личности (GPif1) = 1;

2.3. ядра личности с коррекцией (GPif1k) = 1.

3. Группа профессионально-психологической успешности ^ия) = 2. Итоговая группа профессионально-психологической надежности = 1,1.

I группа (категория) профессионально-психологической надежности (по параметрам профессионально-психологического здоровья, профессиональной идентичности и профессионально-психологической успешности).

В Я-структуре личности испытуемой отмечается выраженное преобладание конструктивных компонентов Я-функций над деструктивно-дефицитарными. Конструктивный ресурс личностной идентичности (сбалансированности, гармоничности, адаптивно-компенсаторных возможностей и активности) высокий.

Рис. 2. Профиль Я-структуры личности и результаты автоматизированного заключения экспертно-диагностической системы ПОЛО «Ресурс» — 2012 (вариант 1)

брать на себя ответственность, противостоять давлению социума, общественного мнения, недоброжелательным оценкам и манипулятивному поведению, ориентированность на собственную систему ценностей, ощущение собственной силы и компетентности, реалистичное самовосприятие и стремление к реализации собственных возможностей; терпимость к собственным слабостям и недостаткам других; способность устанавливать разнообразные межличностные контакты и

поддерживать доверительные отношения, сохраняя собственные цели и предпочтения; адекватно высокая самооценка, умение искренне прощать ошибки и промахи себе и другим, извлекая необходимые уроки и увеличивая свой жизненный опыт; эмоциональная и духовная зрелость (N1).

Активно-исследовательское отношение к миру, деятельный, творческий подход к жизни, способность к контактам, к открытому выражению своих эмоциональных переживаний, предпочтений,

ПОЛО РППЗ и ПИ 208 (Ж) Профиль Я-структуры личности № 595 от 1612.2012

Гр: резерв упр. кадров

Петрова Наталья Петровна

др: 21.11.1974

Т 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

ЬГК А С О О' N СО<<£$ Пв ИО^Пк)

Ые(Е 1;Е1к)

ч / \

у 1 ч> N ^^ « \ / { \

ч

/ \ / /

\ 1 \ / Г N / " г

47 42 41 42 41 39 40 33 59 69 48

54 74 64 63 43 70 65 58 6777 34 65 56 70 60 60 64 69 65

26

32

37

52

35 32 38

37 37 48

1. Группа профессионально-психологического здоровья:

1.1. общая (ОРЕ) = 4;

1.2. ядра личности (ОРИП) = 4;

1.3. ядра личности с коррекцией (ОРИ/Ы) = 4;

2. Группа профессиональной идентичности:

2.1. общая (ОРг) = 4;

2.2. ядра личности (ОРг/1) = 4;

2.3. ядра личности с коррекцией (ОРЬ/Ы) = 2,5.

3. Группа профессионально-психологической успешности (ОШ) = 3,5. Итоговая группа профессионально-психологической надежности = 3,79.

IV группа (категория) профессионально-психологической надежности (по параметрам профессионально-психологического здоровья, профессиональной идентичности и профессионально-психологической успешности).

В Я-структуре личности испытуемого отмечается выраженное преобладание деструктивно-дефицитарных компонентов Я-функций над конструктивными. Ресурс личностной идентичности (сбалансированности, гармоничности, адаптивно-компенсаторных возможностей и активности) значительно снижен. Определяются психодиагностические маркеры возможных психопатологических отклонений, свидетельствующие о существенном личностном дисбалансе, дисгармоничности, декомпенсации, выраженности одного или нескольких типов психической дезадаптации (психосоматического, поведенческого, невротического, психоорганического и др.). Для более детальной характеристики и построения тактики организационно-коррекционных мероприятий обязателен углубленный анализ профиля Я-структуры личности, с поиском клинико-анамнестических коррелятов психопатологии, ложной (деструктивно-де-фицитарной) профессинальной идентичности в процессе собеседования (клинического осмотра). По показаниям — ретестирование и (или) дополнительное обследование с использованием проективных, психофизиологических и других психодиагностических методик, консультация клинического психолога, психиатра, психотерапевта.

Рис. 3. Профиль Я-структуры личности и результаты автоматизированного заключения экспертно-диагностической системы ПОЛО «Ресурс» — 2012 (вариант 2)

к <

< >

о о

точек зрения, мнений, идей, к формированию, удержанию и достижению собственных жизненных целей и их безбоязненному отстаиванию в конструктивно-

агрессивном столкновении (дискуссиях) с другими лицами и группами (А1).

Толерантность к тревожным переживаниям, умение принимать обоснованные,

< взвешенные решения в ситуациях ответ-X ственного выбора как в повседневных, ^ так и в экстремальных условиях, способ-к ность к контактам и активному привлече-^ нию других людей для разрешения соб-^ ственных трудностей, сомнений, опасе-

< ний и страхов, способность чувствовать щ. тревожные переживания других и оказы-х вать им поддержку (С 1).

Высокий потенциал активности, адап-^ тивности, креативности и успешности. к Склонность к психосоматическому (Рэ) ^ типу дезадаптации. Возможно наличие ш большого количества жалоб на здоровье ™ и склонность к уходу от решения про-^ блем «в болезнь», снижение самооцен-^ ки, самокритичности, самоконтроля. ^ Уровень общей конструктивности (Со) О существенно превышает уровень общей дезадаптации (Сй), за счет чего отмечается высокий ресурс психологического здоровья (Яе) и профессиональной идентичности (Р^.

Заключение: 1-я группа развития личностных компетентностей. 1-я категория годности — рекомендуется в первую очередь для замещения вышестоящей должности.

Более развернутое психодиагностическое заключение по результатам обследования, представленного на рис. 3, может выглядеть следующим образом.

Профиль достоверен. В Я-структуре личности преобладаютдеструктивно-де-фицитарные Я-функции с преобладанием общей шкалы дефицитарности, что указывает на нераскрытость, нереали-зованность личности, стремление функционировать, используя минимум собственных возможностей; преобладание отказных, сдерживающих, бессознательных программ поведения, блокирующих развитие своей идентичности, а также фиксации на клишированных социальных ролях и пассивных формах манипуля-тивно-зависимого поведения.

Пик по шкале деструктивной агрессии (А2) указывает на склонность к конфронтации, обесцениванию (эмоциональному и интеллектуальному) других людей, разрушению межличностных отношений, силовому решению проблем, словесному выражению своего гнева, а также расценивается как недоброжелательность,

конфликтность, чрезмерное упрямство и неуступчивость, злопамятность, мстительность, импульсивность.

Пик по шкале деструктивного нарциссизма (N2) указывает на неадекватно-противоречивую оценку себя, своих действий и способностей, низкую толерантность к фрустрациям (низкую стрессоустойчивость), стремление находиться в центре внимания и получать подтверждение своей значимости от окружающих в сочетании с непереносимостью критики и избеганием ситуаций реальной внешней оценки собственной личности; подозрительность, сочетание фасадной безупречности с чрезмерной требовательностью и непримиримостью к недостаткам и слабостям других; чрезмерную настороженность, сдержанность, выраженную противоречивость, нестабильность, неспособность к открытому общению и доверительным отношениям.

Пик по шкале дефицитарного внешнего Я-отграничения (О3) указывает на неспособность регулировать межличностную дистанцию в отношениях с окружающими, отстаивать собственные интересы, трудности в поддержании устойчивых продуктивных контактов, неспособность брать на себя ответственность и принимать решения.

Пик по шкале невротической дезадаптации (невротизма) (№) свидетельствует о конфликтном сочетании внутренне противоречивых тенденций: мотивации достижения с мотивацией избегания неуспеха, склонности к активным, решительным действиям со склонностью к блокировке активности в ситуации стресса, повышенного чувства достоинства и стремления к доминированию с неуверенностью в себе и избыточной самокритичностью, стенических эмоций гнева, восхищения, гордости и презрения с астеническими эмоциями страха, чувства вины, тревожности. Характерны боязливость, раздражительность, обидчивость, различные страхи, навязчивости, ощущение надвигающейся беды, нерешительность, приверженность к общепринятым нормам, высоко развитое чувство долга, тенденция к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы, обязательность, заниженная самооценка.

Находясь в состоянии постоянного эмоционального напряжения и неудовлетворенности, такие лица действуют на предельном уровне своих возможностей.

Заключение: 4-я группа развития личностных компетенций. Значительное преобладание деструктивно-дефицитарных Я-функций над конструктивными. 4-я категория годности — не рекомендуется к замещению вышестоящей должности.

Информация о долях (в выборке) лиц с различными группами профессионально-психологической надежности позволяет дать обобщенную качественную характеристику обследуемого контингента, отражающую степень его профессионально-психологической надежности в целом.

Описанные выше технологии психометрической экспертизы и психолого-профессиональной оценки государственных служащих целесообразно использовать как для обследования конкретных индивидов, так и для исследования больших институциональных выборок. В последнем случае повышение эффективности процедуры обследования достигается за счет использования автоматизированной экспертной психодиагностической системы. Широкие перспективы совершенствования представленной технологии оценки личностных компетенций государственных служащих открываются при создании единого, располагающего мощной вычислительной базой и научным потенциалом

научно-методического центра обработки < данных. На базе такого центра возможен X систематический компьютерный анализ ^ поступающей в офлайн- и онлайн-режи- к мах из разных регионов страны психодиа- ^ гностической информации. ^

Итак, разработанная инновационная < психодинамическая технология оценки ^ личностных компетенций государст- х венных служащих ПОЛО «Ресурс» позво- > ляет на основе соотношения ресурсных и ^ лимитирующих компонентов Я-структу- к ры личности сотрудника оценивать ^ и прогнозировать такие его личностные ^ компетенции, как профессионально- ™ психологическое здоровье, субъект- ^ но-профессиональная идентичность < и профессионально-психологическая ^ успешность. Указанные неспецифиче- о ские личностные компетенции интегрированы в итоговый показатель-группу профессионально-психологической надежности, позволяющий осуществлять градацию обследуемых на четыре квалификационные категории. Разработанная психодиагностическая технология является эффективным способом решения актуальных задач психологического обеспечения деятельности государственных служащих на этапах отбора, аттестации, формирования кадрового резерва и разработки индивидуальных планов профессионального развития.

Литература

1. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005. 416 с.

2. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. С. 171-172.

3. Шаповал В. А., Голянич В. М. Обоснование инновационной технологии оценки персонала // Управленческое консультирование. 2013. № 4. С. 13-27.

4. Шаповал В. А., Голянич В. М. Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала // Управленческое консультирование. 2013. № 5. С. 20-36.

References

1. Malkina-Pykh I. G. Age crises of a maturity (Directory of the practical psychologist). M.: Eksmo, 2005. 416 p.

2. Nasledov A. IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: professional statistical analysis of data. SPb.: Piter, 2013. P. 171-172.

3. Shapoval V. A., Golyanich V. M. Justification of innovative technology of performance appraisal // Administrative consultation. 2013. N 4. P. 13-27.

4. Shapoval V. A., Golyanich V. M. Innovative technology of a psychodynamic assessment of competences of the personnel // Administrative consultation. 2013. N 5. P. 20-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.