Научная статья на тему 'Инновационная стратегия как основа среднесрочного развития предприятия'

Инновационная стратегия как основа среднесрочного развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / СРЕДНЕСРОЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATIVE STRATEGY / MEDIUM-TERM DEVELOPMENT / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянин А. Ю.

На основе исследования базовых направлении реализации новых технологий при осуществлении инновационных стратегий и выявления предметных областей формирования и реализации инновационных стратегий применительно к уровню предприятия, определены принципы формирования инновационной стратегии предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION STRATEGY AS A BASIS FOR THE MEDIUM-TERM DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

On the basis of research basic the direction of realization of new technologies at implementation of innovative strategy and identifications of subject domains of formation and realization of innovative strategy in relation to enterprise level, are defined the principles of formation of innovative strategy of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия как основа среднесрочного развития предприятия»

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Полянин А.Ю., аспирант Института мировой экономики и информатизации

На основе исследования базовых направлении реализации новых технологий при осуществлении инновационных стратегий и выявления предметных областей формирования и реализации инновационных стратегий применительно к уровню предприятия, определены принципы формирования инновационной стратегии предприятия.

Ключевые слова: инновационная стратегия, среднесрочное развитие, предприятие.

INNOVATION STRATEGY AS A BASIS FOR THE MEDIUM-TERM DEVELOPMENT

OF THE ENTERPRISE

Polyanin А., the post-graduate student of the Institute world economy and informatization

On the basis of research basic the direction of realization of new technologies at implementation of innovative strategy and identifications of subject domains offormation and realization of innovative strategy in relation to enterprise level, are defined the principles offormation of innovative strategy of the enterprise.

Keywords: innovative strategy, medium-term development, enterprise.

В условиях ускорения научно-технического прогресса наблюдаются объективные тенденции усложнения создаваемой продукции и процессов ее производства, который во многих случаях носит многозвенный характер.

Одновременно под влиянием пространственного смещения эпицентров социально-экономического развития и продолжающегося роста неравномерности экономического развития территорий наблюдаются тенденции расширения диапазонов размещения заказов на отдельные производственные операции в многозвенной их цепочке. Эти процессы традиционно развиваются под влиянием динамики соотношения цены и качества рабочей силы в различных регионах мира.

В то же время под влиянием постоянного роста цен на энергоносители, а, следовательно, и роста цен на транспортные перевозки и логистические издержки в целом, существенно снижаются преимущества размещения части производственных операций в регионах с более дешевой рабочей силой.

Указанные противоречия приводят к необходимости решения оптимизационной задачи организации движения материальных потоков в многозвенном производстве посредством формирования соответствующих инновационных решений стратегического характера.

Формирование инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве при этом представляется многофакторной задачей управления, требующей рационального распределения материальных ресурсов путем: эффективного планирования хозяйственных связей, организации и обеспечения ритмичного выполнения поставок, выбора оптимальных схем транспортировки материальных ресурсов, локализации

издержек при выполнении погрузочно-разгрузочных операций и операций хранения, и т.д.

При этом процесс формирования инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве определяется влиянием множества факторов, в том числе: уровнем диверсификации производства, объемом выпуска продукции, доступными методами организации перемещения грузов, реализуемыми способами организации многозвенного производства, возможными типами систем управления запасами материальных ресурсов и др.

Проблемы реализации процессов организации движения материальных потоков в производстве, с одной стороны, определяются большой площадью территории нашей страны. С другой стороны, эти проблемы дополнительно усложняются ростом сложности самой продукции при растущей числе звеньев производства, которые также, в силу комплекса различных причин, могут быть разнесены в пространстве.

В условиях насыщенного и быстро меняющегося рынка при многозвенном производстве организация движения материальных потоков определяется не просто объединением элементарных потоков с целью создания условий для эффективного функционирования производственно-логистической системы «переработка-перемещение материальных потоков», а требует поиска инновационных подходов для поиска рациональных решений в многомерном пространстве ресурсов: времени, материалов, производственных, логистических, кадровых, инвестиционных и иных. При этом, учитывая масштабы расхода различного рода ресурсов необходимо вести речь о стратегических инновационных решений.

Рассмотрим сущность, содержание и отличительные признаки инновационной стратегии.

Рис.1. Основные направления реализации новых технологий при осуществлении инновационных стратегий

Системы маркетинга

Системы качества \ Системы кнформацион ного обеспечения Системы управления финансами

í J

Системы снабжения Инповаиион пая стратегия развития Системы распределения и сбыта

^ 1 Ч

Системы кадрового обеспечения Производства Инфраструктуры

Социальной сферы

Рис. 2. Предметные области формирования и реализации инновационных стратегий применительно к уровню предприятия.

Таблица 1. Основные принципы формирования инновационной стратегии предприятия

№ Принцип

Принцип задач

Принцип

системного подхода

Принцип

непрерывности

развития

Принцип открытости

Принцип

ориентации

будущее

Принцип творческого, созидател ьиого подхода

Содержание принципа

Применительно к инновационной стратегии означает как планирование реализации новых задач по их составу, так и использование новых технологий решения задач, в том числе уже встречавшихся_

Применительно к инновационной стратегии означает, что формирование нового предприятия или дальнейшее инновационное развитие уже существующею предприятия должно носить системный характер, предусматривающий сбалансированное совершенствование всех "звеньев системы

Применительно к инновационной стратегии означает, что закладываемые в нее инновационные решения не должны автоматически обесценивать («обнулять») накопленный потенциал, а напротив призваны обеспечивать преемственность процессов развития, способствующую наращиванию потенциала и роста стоимости активов предприятия

Базируется на теории открытых бизнес-моделей (1Р-менеджмента) Генри Чесбро и исходит из того, что консервативная модель производства и эксплуатации интеллектуальной собственности, предполагавшая

организацию дорогостоящих исследований в закрытых лабораториях, не способна справиться с вызовами нового времени. С одной стороны, чтобы внедрять в производство лучшие достижения в среднесрочный период время от времени придется покупать чужие идеи, С другой стороны, не все инновации, созданные на предприятии в период реализации стратегии могут быть использованы в месте разработки. В то же время они могут быть выгодно проданы другим предприятиям. То есть, эффективность стратегического инновационного развития определяется известной открытостью предприятия в отношении движения {входа и выхода) инноваций.

Означает, что инновационная стратегия должна опираться на мысленную картину будущего предприятия и признание того, что прогресс как целевая установка способа развития организации гораздо важенее, чем поддержание

жизнедеятельности организации и ограничение обеспечением ее выживания

Означает, что инновационная стратегия в большей степени направлена на наращивание и эффективное использование интеллектуальных ресурсов, нежели фокусировка на рациональном использовании материальных ресурсов и экономии энергетических ресурсов_

В данном рассмотрении под сущностью инновационной стратегии организации будем понимать стратегию ее роста на основе создания новых видов продукции (товаров, работ, услуг), применения новых технологий деятельности, изменяющих соотношений сил на рынке, и обеспечивающих значимое приращение добавленной стоимости, создаваемой организацией (предприятием).

Содержательно инновационная стратегия представляет собой целостную систему инновационных решений различного уровня радикальности (от рационализаторских до кардинальных), способ-

ных качественно повысить уровень эффективности деятельности организации.

Основными отличительными чертами инновационной стратегии являются следующие.

В качестве первой отличительной черты инновационной стратегии следует выделить смещение центра тяжести реализуемых мероприятий долгосрочного характера. Если для традиционных стратегий характерно стремление максимально сохранить центр тяжести в текущей точке стояния организации, адаптируя ее к

изменяющимся внешним условиям (прокладка маршрута из текущей стартовой точки -из начала в конец), то для инновационной стратегии отправной точкой (центром тяжести) является конечная точка качественно нового желаемого состояния. Именно от этой точки ищутся пути движения из настоящего (прокладка маршрута из будущей конечной точки - из конца в начало).

Второй отличительной чертой инновационной стратегии является технология достижения цели. Если традиционная стратегия опирается на стереотипные технологии реализации (существующие правила игры), то инновационная стратегия в большей степени ориентирована на новые технологии, позволяющие отойти от консервативных правил игры, внеся в них революционную составляющую. Основные направления реализации новых технологий при осуществлении инновационных стратегий приведены на рис.1.

Третья отличительная черта инновационной стратегии связана с пониманием отраслевого пространства. Если традиционная стратегия предполагает, что на временном интервале ее реализации границы рассматриваемой отрасли останутся неизменными, то инновационная стратегия может предполагать не только значительную трансформацию существующих отраслей хозяйствования и изменения их взаимосвязей, но и появление (в том числе формирование) принципиально новых отраслей.

Четвертая отличительная черта инновационной стратегии связана с характером осуществляемых преобразований. Если для традиционных стратегий характерна реализация постепенных (эволюционных) преобразований (схема «Step by Step»), то инновационным стратегиям присуща реализация кардинальных (революционных) преобразований на основе поиска прорывных инноваций.

Пятая отличительная черта инновационной стратегии обусловлена схемой стратегического планирования. Если для традиционных стратегий характерно использование консервативной линейной модели бизнес-планирования, то для инновационных стратегий характерно сочетание высокоструктурированных схем планирования с не стандартизованными креативными схемами планирования.

Шестая отличительная черта инновационной стратегии связана с ориентацией на запросы потребителей. Если традиционная стратегия связана с ориентацией на уже сформировавшиеся, очевидные потребности клиентов, которые с высокой вероятностью устареют за время реализации стратегии, то инновационная стратегия сфокусирована на выявлении скрытых, еще не проявившихся (латентных) запросов потребителей, которые наберут силу через определенное

время с момента реализации стратегии.

Седьмая отличительная черта инновационной стратегии обусловлена выбором организационной модели реализации. Если для традиционной стратегии характерно использование унифицированной организационной модели реализации общей для всех направлений развития, подразделений, создаваемых продуктов (товаров, работ, услуг), групп клиентов и рынков, то для инновационной стратегии характерно одновременное экспериментальное использование нескольких организационных моделей в интересах поиска наиболее эффективных их сфер приложения на том или ином направлении деятельности.

Восьмая отличительная черта инновационной стратегии связана с плановым периодом. Если при планировании традиционной стратегии предполагается, что все затрагиваемые процессы и объективные условия реализации будут меняться достаточно медленно, то инновационная стратегия предусматривает, что жизненный цикл используемых технологий будет неизменно сокращаться во времени, сокращая тем самым плановый период реализации.

Предметные области формирования и реализации инновационных стратегий применительно к уровню предприятия приведены на рис.2.

Основные принципы формирования инновационной стратегии предприятия приведены в табл.1.

Литература:

1. Ансофф И. Стратегическое управление/ Сокр. пер. с англ. Науч. ред. И авт. Предисл. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989.

2. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /О.С. Виханский - М.: Гардарики, 2005. - 296 с.

3. Дулепин Ю.А. Стратегии трансфера инноваций в инновационных системах / Ю.А. Дулепин, Н.В. Казакова // Инновационный вестник Регион. - 2010. - № 4. - С.54-59.

4. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.

5. Калаушин В.М. Инновационная стратегия промышленных предприятий и инструменты ее практической реализации // Журнал правовых и экономических исследований. - 2010. - № 3.

6. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2008.

7. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.