Научная статья на тему 'Инновационная стратегия формирования товарного ассортимента химической продукция'

Инновационная стратегия формирования товарного ассортимента химической продукция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / PROFITABILITY OF ENTERPRISE / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATIVE STRATEGY / СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MARKETING ACTIVITIES' STRUCTURE / АССОРТИМЕНТ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / RANGE OF CHEMICAL PRODUCTS / ЧИСТАЯ СТОИМОСТЬ АССОРТИМЕНТА / NET VALUE OF RANGE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВШЕСТВ / EFFICIENCY OF CONCEPT ASSORTMENT INNOVATIONS / АССОРТИМЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табурчак Петр Павлович, Полярус Аркадий Васильевич, Табурчак Алексей Петрович, Севергина Анна Александровна

Основа деятельности предприятий производство необходимой потребителям продукции. Приобретая произведенную предприятием продукцию, потребитель оказывает существенное влияние на формирование его прибыльности (доходности). Задача службы маркетинга состоит в том, чтобы подтолкнуть потребителя к приобретению продукции предприятия. В данной статье авторами выявлены направления совершенствования товарного ассортимента химической продукции, рассмотрены состав и структура химического комплекса, формы собственности входящих в него предприятий, проанализирована инновационная структура маркетинговой деятельности. В заключении рассматривается ассортиментная концепция с учетом потребительских предпочтений и усилий, направленных на приведение в соответствие спроса и предложения продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Табурчак Петр Павлович, Полярус Аркадий Васильевич, Табурчак Алексей Петрович, Севергина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Strategy for Broadening the Range of Chemical Products

The article has presented an innovative strategy (IS) that business ventures could adopt to broaden their range of chemical products. The IS reveals, inter alia, the chemical composition and structure of products, ownership of the entity, and ongoing marketing activities. In a similar fashion, the IS elucidates the concept of assortments, and potential supply-and-demand-transforming activities. The report claims that at present the product range is primarily a function of the customers' preference. Consequently, the selection of certain goods indirectly influences the selling venture's profitability. The blueprint in closing recommends changing the IS focus from enticing as-yet-undecided buyers into expanding the range of available chemical-based products.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия формирования товарного ассортимента химической продукция»

Инновационная стратегия формирования товарного ассортимента химической продукции

Innovative Strategy for Broadening the Range of Chemical Products

Табурчак Петр Павлович

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технический университет), доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН 190013, Санкт-Петербург, Московский пр.,

д. 26

Taburchak Petr Pavlovich

St. Petersburg State Institute of Technology Moskovskiy Ave 26, St. Petersburg, Russian Federation, 190013

Полярус Аркадий Васильевич

профессор кафедры Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университет), доктор экономических наук, профессор 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 26

Polyarus Arkadiy Vasil'evich

St. Petersburg State Institute of Technology Moskovskiy Ave 26, St. Petersburg, Russian Federation, 190013

УДК 339.14:66

Табурчак Алексей Петрович

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университет), доктор экономических наук, профессор 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 26

Taburchak Aleksey Petrovich

St. Petersburg State Institute of Technology Moskovskiy Ave 26, St. Petersburg, Russian Federation, 190013

Севергина Анна Александровна

доцент кафедры Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университет), кандидат экономических наук, доцент 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 26

Severgina Anna Aleksandrovna

St. Petersburg State Institute of Technology Moskovskiy Ave 26, St. Petersburg, Russian Federation, 190013

I

Ш

*

Ш I Ш

CK

s

I Ш

m <

о.

с

>

<

<

Q. С

CK

s

Q.

О

Ш

Основа деятельности предприятий — производство необходимой потребителям продукции. Приобретая произведенную предприятием продукцию, потребитель оказывает существенное влияние на формирование его прибыльности (доходности). Задача службы маркетинга состоит в том, чтобы подтолкнуть потребителя к приобретению продукции предприятия. В данной статье авторами выявлены направления совершенствования товарного ассортимента химической продукции, рассмотрены состав и структура химического комплекса, формы собственности входящих в него предприятий, проанализирована инновационная структура маркетинговой деятельности. В заключении рассматривается ассортиментная концепция с учетом потребительских предпочтений и усилий, направленных на приведение в соответствие спроса и предложения продукции.

Ключевые слова: доходность предприятия, инновационная стратегия, структура маркетинговой деятельности, ассортимент химической продукции, чистая стоимость ассортимента, эффективность новшеств, ассортиментная концепция

The article has presented an innovative strategy (IS) that business ventures could adopt to broaden their range of chemical products. The IS reveals, inter alia, the chemical composition and structure of products, ownership of the entity, and ongoing marketing activities. In a similar fashion, the IS elucidates the concept of assortments, and potential supply-and-demand-transforming activities. The report claims that at present the product range is primarily a function of the customers' preference. Consequently, the selection of certain goods indirectly influences the selling venture's profitability. The blueprint in closing recommends changing the IS focus from enticing as-yet-undecided buyers into expanding the range of available chemical-based products.

Keywords: profitability of enterprise, innovative strategy, marketing activities' structure, range of chemical

products, net value of range, efficiency of concept assortment innovations

Рыночные отношения в экономике России отражаются в различных подходах к формам и методам производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, используемым в практике экономических процессов. Особое место среди них занимают принципы и методы формирования инновационной маркетинговой деятельности.

В Российской Федерации маркетинг находится на стадии интенсивного развития — идет накопление информации, методических разработок и опыта их реализации, изучаются возможности применения маркетинга в разных сферах деятельности, выделяются его специфические особенности.

На российских предприятиях созданы и совершенствуются маркетинговые службы. При этом отечественный опыт должен учитывать отраслевые и национальные особенности, принципы и методы маркетинга в условиях функционирования рынка.

Основные принципы производственного маркетинга определяют его ключевую задачу — учет специфики производства химической продукции и принципов ее совершенствования. К химической продукции относят продукты, получаемые в результате химической или физико-химической переработки сырья. Ее подразделяют на продукцию производственно-технического назначения (ППТН, на долю которой приходится свыше 60% объема выпуска) и товары народного потребления (ТНП — около 40%) [1]. Химический комплекс охватывает химические производства и производства резиновых и пластмассовых изделий (рис. 1).

Рис. 1. Состав и структура комплекса химической продукции в 2013 г.

Источник: [1].

В настоящее время химические предприятия России поставляют произведенную продукцию на внешний и на внутренний рынок. Восстановив добычу нефти на уровне 500 млн т в год (после провала 1990-х гг.), Россия вновь стала одним из ведущих мировых игроков на рынке энергоресурсов.

Следует отметить, что опыт маркетинговой деятельности отечественных предприятий весьма ограничен. Он касается прежде всего поставок типовой продукции в основном по принципу «продать и за любую цену». Но данная практика противоречит самой идее маркетинга и совершенно неприемлема в действующей системе.

Внешнеэкономическая деятельность предполагает знание руководителями предприятий методов управления, используемых зарубежными компаниями, овладение навыками принятия решений в условиях рыночных отношений. На внутреннем рынке химической продукции существуют разные условия использования идей маркетинга. Поскольку доля ППТН выше, а рынок на нее только складывается, то реализация этой продукции осуществляется на основе хозяйственных договоров, которые заключаются с учетом сложившихся хозяйственных связей. В этом случае концепции маркетинга не столь актуальны. Скорее всего, здесь присутствуют принципы монополизма, избавиться от которых помогут только развитой рынок и конкуренция.

Использование концепции маркетинга в области производства и реализации ТНП осложняется существующим дефицитом на многие химические товары, диктатом производителя и невозможностью принятия комплексных решений по всем проблемам маркетинга в рамках одного предприятия. В условиях дефицита отсутствует необходимость осуществления практически всех направлений маркетинговой деятельности: особенно при разработке новой продукции, ее рекламы и стимулирования продаж.

Данные о структуре предприятий химической промышленности по формам собственности представлены в табл. 1 (степень акционирования промышленных предприятий близка к 100%). Они должны самостоятельно решать проблемы маркетинга в соответствии с общими целями и задачами [2].

Предприятия, осуществляющие маркетинговую деятельность, можно разделить на три группы:

1) использующие отдельные элементы маркетинга (сбыт, реклама, ценообразование и т. д.);

2) решающие отдельные задачи маркетинга (проведение маркетинговых исследований, организация разработки и производства продукции, исходя из изучения спроса, организация послепродажного обслуживания);

3) предприятия, для которых маркетинг стал философией бизнеса.

Самой крупной является первая группа предприятий. Они имеют отделы сбыта, обеспечивающие реализацию продукции, используют рекламу, устанавливают цену на свою продукцию, часто не подозревая, что это элементы маркетинга. Ко второй группе можно отнести предприятия малого бизнеса, а также предприятия, осуществляющие конверсию, и др.

Предприятий, относящихся к третьей группе, у нас в стране очень мало. К ним относятся, в первую очередь, предприятия, полностью ориентированные на внешний рынок. Выход предприятий на внешний рынок даже с небольшой долей своей продукции открывает возможность приобретения необходимого опыта маркетинговой деятельности, который может быть использован и на внутреннем рынке.

По мере развития рыночных механизмов расширяются возможности эффективного использования концепций маркетинга. На действующих химических предприятиях маркетинг является средством адаптации предприятий к условиям рынка.

Таблица 1 ^

Структура химических предприятий по формам собственности в 2013 г., % ш

Наименование показателей Химическое производство Производство РТИ и пластмассовых изделий

Количество предприятий корпораций, в том числе: 100 100

частная собственность 79,3 88,8

смешанная российская собственность 6,6 2,9

государственная собственность 6,3 2,8

совместная российская и иностранная собственность 3,9 3,0

муниципальная собственность 2,3 0,1

иностранная собственность 1,4 1,3

собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 0,2 1,0

собственность потребительской кооперации — 0,1

Всего отгружено товаров, выполнено работ и услуг собственного производства, в том числе: 100 100

частная собственность 41,9 65,0

смешанная российская собственность 25,9 13,1

совместная российская и иностранная собственность 20,6 11,9

иностранная собственность 8,9 8,9

государственная собственность 2,7 1,0

собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 0,1 0,1

Источник: [1].

Использование маркетинга предопределяет нацеленность предприятий и всех его работников на конечный результат. Ориентация на маркетинг как философию бизнеса способствует постепенной перестройке психологии работников, пониманию того, что успешная деятельность предприятия в условиях рынка зависит от эффективной работы каждого, а не только сотрудников соответствующей службы.

С помощью маркетинга производство постоянно ориентировано на диагностику спроса и изменяющихся потребностей и их удовлетворение. Маркетинг — это связующее звено между носителями потребностей и теми, кто может и хочет их удовлетворить [3].

Производственно-экономическое значение маркетинга заключается в том, чтобы повысить и поддержать эффективность производства за счет:

• уверенности производителя в возможности реализовать продукцию на рынке;

• гибкости и мобильности производства;

• выпуска конкурентоспособных изделий;

• своевременности подготовки и освоения выпуска новых товаров;

• быстрого продвижения продукции на рынки;

• минимизации затрат и убытков от выпуска трудно реализуемых товаров.

Маркетинговая стратегия формирования ассортиментных групп товаров достигается за счет инновационных технологий, результатом которых являются новые товары. Понятие «новый товар» можно рассматривать с позиций производителя и потребителя. С первой из них на первый план при создании нового товара выступают инновационные технологии, а со второй — потребительские свойства.

При рассмотрении нового товара как объекта маркетинга определяющей является точка зрения потребителя. В этой связи новый товар обычно определяется как товар, который удовлетворяет новые

потребности потребителей на более высоком уровне. Новым товаром с позиции инновационного маркетинга может быть только товар, который признан новым самим потребителем. Поэтому основное внимание при разработке нового товара следует уделять созданию «товара рыночной новизны». Товар может содержать много технических новинок и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности и имеет определенный круг потребителей.

Маркетинговые исследования, проведенные нами, показывают, что попытки внедрить на рынок инновационный товар сопряжены с высокими рисками. Неудачу терпят около 40% новинок товаров широкого потребления и около 20% новинок товаров промышленного назначения. При этом фирма несет экономический ущерб. Причина неудачи, как правило, связана с недостаточной маркетинговой проработкой идеи нового товара или неправильной оценкой конъюнктуры рынка.

Предприятие должно приспосабливаться к работе с инновационными разработками. Создатели нового товара должны проработать каждую стадию создания новинки. Основные этапы этого процесса отражает схема разработки нового товара (рис. 2).

Сбор идей. Разработка нового товара начинается с систематического поиска идей. Отправным моментом в поисках новых идей должно быть изучение спроса. Служба маркетинга должна вести постоянную работу по изучению нужд и интересов потребителя с помощью опроса клиентов, обработки жалоб и пожеланий покупателей (в письмах), поступающих через дилеров, или торговый персонал.

Другим источником идей являются инновационные разработки ученых. Они могут изобрести новый материал или технологию, которые приведут к идее создания нового товара. И, наконец, третий источник

> <

Сбор идей

Отбор идей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверка идей

Разработка стратегии маркетинга

Анализ возможностей производства и сбыта

Разработка товара

Испытание в рыночных условиях

Развертывание коммерческого производства

Рис. 2. Схема разработки нового товара Источник: составлено авторами по [1].

идеи — товары конкурентов [4]. На данном этапе в портфеле предложений должно быть достаточно большое количество идей.

Отбор идей. Цель отбора состоит в том, чтобы можно раньше выявить и отсеять инновационно неэффективные идеи. Отбор проводится на основании укрупненных расчетов размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимости ее производства и рентабельности.

Проверка идей. Уцелевшие после отбора новые идеи надо превратить в замыслы. Если «идея» представляет собой общее представление о товаре, который можно предложить на рынке, то «замысел» — проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями.

Разработка стратегии маркетинга. Методика разработки стратегии выхода на рынок включает три этапа. На первом этапе изучают и оценивают целевой рынок, предполагаемое позиционирование, объем продаж, прибыль на ближайшие годы. На втором этапе анализируют и устанавливают предполагаемую цену товара и смету расходов на маркетинг в течение первого года его продаж. На третьем этапе определяют перспективные цели по показателям сбыта и прибыли, а также долговременный подход к формированию комплекса маркетинга.

Анализ возможностей производства и сбыта включает оценку деловой привлекательности изделия. Необходимо рассчитать производственные и сбытовые издержки, объем возможного производства с учетом имеющихся мощностей, ожидаемую прибыль. Если результаты анализа будут удовлетворительными, можно приступать к разработке товара.

Для химической промышленности в соответствии с изменениями макроэкономических показателей и стратегиями и перспективами развития смежных отраслей и секторов экономики (промышленности, транспорта, строительной индустрии, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, энергетики, военно-промышленного комплекса, социальной сфе-

ры) прогнозируется существенный рост емкости внутреннего рынка. В ценах соответствующих лет она возрастет в 2010 г. до 2410 млрд руб., а в 2015 г. — до 4860 млрд руб. (против 1030 млрд руб. в 2006 г.).

Разработка товара. На данном этапе проводятся НИОКР, в ходе которых замысел должен превратиться в изделие. Выпускается несколько вариантов опытных образцов. Чтобы убедиться в безопасности и эффективности изделия, проводятся функциональные испытания образца в лабораториях и с привлечением потенциальных покупателей. По результатам испытаний окончательно выбирается «образ» изделия.

Испытание в рыночных условиях. После утверждения окончательного образца нового изделия предприятие выпускает небольшую партию для испытания в рыночных условиях. На этом этапе изделие испы-тывается в обстановке рынка, чтобы выявить взгляды потребителей и дилеров, проблемы продажи, а также спрос и размеры рынка.

Развертывание коммерческого производства. Результаты реализации пробной партии дают руководству предприятия достаточный объем информации для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового изделия.

Анализ российской практики формирования ассортимента новых товаров показывает, что этот процесс осуществляется стихийно, без учета объективно складывающихся этапов развития рынка того или иного товара. При разработке нового товара необходимо учитывать ограниченность ресурсов предприятия. Полученные ориентировочные данные (оптимистическая, пессимистическая и усредненная оценки) учитывают дисконтированные денежные потоки нового бизнеса в течение первых десяти лет «жизни» товара, которые рассчитываются по известной формуле:

п С¥. Р.

ЕЫРУ = У-■

П (1 + г)

(1

где ЕЫРУ — ожидаемая чистая приведенная стоимость проекта, С^ — чистый денежный поток в году t, млн руб., г — стоимость капитала корпорации, доли, Р■ — вероятность значения денежного потока в года t, доли. Если ожидается ЕЫРУ > 0, то новый проект принесет прибыль, и товар эффективен для предприятия.

Таким образом, возможно выявить взаимосвязь между затратами на инновации при различных стратегиях предприятий, потребностью в капитале, издержками производства и ожидаемыми доходами от продаж. Сравнивая альтернативные варианты, мы получаем показатель эффективности новшества (Эн), рассчитываемый по формуле:

ЯР

Эн = -^-УБ, К

(2)

где N — научно-технический, социальный, экономический эффект новшества ■ в течение его жизненного цикла, руб., Ру — вероятность успеха у-го вида товара, ед., К — инвестиции для практического внедрения нового товара, руб., У — потенциал предприятия (затраты персонала, научно-технической базы для создания и применения новшества), руб., 5 — доля роста прибыли предприятия за счет применения новшества.

Предлагаемая методика позволит достаточно точно дать оценку эффективности инновационной стратегии предприятия по внедрению новшеств.

Российские предприятия, выпускающие, например, отечественные моющие и чистящие средства, отстают от мирового уровня по меньшей мере на 5-7 лет. Сменяемость ассортимента этой продукции составляет около 20%, в то время как на рынках развитых западных стран каждую неделю в продажу поступает не менее трех новых видов и модификаций моющих и чистящих средств, или 200-250 видов ежегодно. Большинство выпускаемых в стране химических товаров (да и не только химических) уступает зарубежным аналогам по безвредности для человека, качеству выполняемых функций, упаковке, дизайну, эргономике и качеству изготовления. Медленно обновляются химические товары народного потребления практически всех видов. В целом ассортимент новых отечественных химических товаров характеризуется большим количеством однородных по потребительским свойствам товаров.

Одним из недостатков действующей системы планирования ассортимента товаров является ориентация на «усредненного» потребителя, что в условиях качественных изменений в структуре потребления, быстрого роста объемов и обновления производимой продукции ведет к усилению напряженности на рынке, образованию диспропорций между спросом и предложением, снижению уровня жизни различных категорий населения. Учет требований отдельных социальных групп населения при формировании ассортимента является неотложной задачей предприятий.

Созданию ассортимента, рассчитанного на определенные типы потребителей, отличающегося как общими, так и специфическими, характерными для данного типа требованиями к свойствам, назначению и качеству товаров, должна способствовать разработка ассортиментных концепций товаров. Но методологические принципы решения данной проблемы в нашей стране еще не разработаны.

Формирование ассортиментных концепций представляет собой системное исследование, направленное на создание оптимальной структуры товарного предложения, в наибольшей степени отвечающей спросу определенных групп потребителей, а также социально-экономическим условиям, обеспечивающим поддержание сбалансированности спроса и предложения по определенному кругу товаров [5].

Ассортиментные концепции могут разрабатываться для разных уровней управления и различаются конкретными целями и задачами, широтой номенклатуры товаров, кругом охватываемых показателей, контингентом населения, регионами, для которых они разрабатываются.

По периоду действия концепции подразделяются на краткосрочные (годовые, сезонные), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет); по уровню управления — на республиканские (региональные), местные (область, край, автономная республика); по товарному признаку — на концепции по определенным товарам и потребительским комплексам товаров; по социальному признаку — для типичных групп, выделенных в составе определенных контингентов населения.

Основными разделами ассортиментных концепций являются:

• анализ факторов, влияющих на соотношение и развитие спроса и предложения;

• характеристика типов потребителей;

• прогноз спроса населения, в том числе по выявленным типам;

• прогноз производства товаров с учетом спроса < населения, сырьевого обеспечения и развития про- ш изводственных мощностей;

• рекомендации по формированию ассортимента с ^ учетом выявленных потребительских предпочтений отдельных типов потребителей и направлений раз- 5 вития товаров; х

• рекомендации по развитию и совершенствованию х производства и торговли товарами, по которым ш концепции разрабатываются. т Проектировка спроса населения на продукцию пред- 2

приятия сопоставляется с прогнозами развития про- > изводства, что позволяет определить условия дости- 2 жения прогнозных показателей. Завершающий раздел н ассортиментной концепции содержит рекомендации < по формированию ассортимента с учетом потреби- 1= тельских предпочтений и направлений, а также по х сбалансированию спроса и предложения. х

Инновационная политика должна быть открыта для о всех хозяйствующих субъектов. В 2013 г. практи- н-чески вся инновационная деятельность химических предприятий заключалась в разработке и внедрении процессных инноваций (97%). В структуре затрат на технологические инновации наибольший объем приходился на затраты на приобретение машин и оборудования (70,5%).

Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства (70%). Удельный вес инновационной продукции в объеме выпуска с 2013 г. характеризуется тенденцией к снижению (в 4 раза). При этом в категории «вновь внедренная продукция» наблюдаются изменения в сторону увеличения (от 2 до 60%), а доля усовершенствованной продукции сокращалась (примерно в 3 раза). Основным рынком сбыта инновационной продукции предприятий являлся российский рынок (75% предприятий).

Например, в российской шинной промышленности инновационной деятельностью заняты более 70% предприятий, но наибольший объем инвестиций приходится на приобретение машин и оборудования (в среднем 39%), производственное проектирование (29%) и научно-исследовательские работы (17%). Наибольшим весом обладает вновь внедренная продукция (59%), а удельный вес усовершенствованной продукции в 2005-2013 гг. снизился на 8%.

Наибольшее влияние на развитие шинной промышленности в последние годы оказали такие результаты инновационной деятельности, как сокращение энергозатрат, снижение загрязнения окружающей среды (концепция социально-этического маркетинга) и повышение гибкости производства.

На выпуск вновь внедренной инновационной продукции шинных заводов наибольшее влияние оказывают затраты на производственное проектирование (коэффициент корреляции равен 0,81), в то время как на производство усовершенствованной продукции в наибольшей степени влияют затраты на НИР (0,75). Основные результаты инновационной деятельности шинных заводов («сокращение энергозатрат» и «снижение загрязнения окружающей среды») наиболее тесно коррелируют с затратами на приобретение машин и оборудования (0,89 и 0,83).

Инновационный анализ промышленности синтетического каучука (СК) показал, что наиболее ресурсоемкими направлениями затрат на инновации стали расходы на научные исследования и разработки (33%) и производственное проектирование (27%). Основным источником финансирования инноваций являлись собственные средства предприятий (93%). На заводах СК

^ производилась, главным образом, усовершенствован-

ш ная инновационная продукция (73%). Основным типом

| нововведений стали продуктовые инновации (81%). ^ В сечении факторов, препятствующих инноваци-

х ям, наиболее высоко оценены «высокая стоимость

ш

^ нововведений» и «низкий спрос на новую продук-х цию». Инновационная деятельность оказала наиболее х существенное влияние на «рост производственных ш мощностей» и «расширение рынков сбыта». т Анализ инновационных ресурсов фосфорной про-5 мышленности позволяет сделать вывод о том, что > основным направлением затрат на инновации являлись 2 расходы на производственное проектирование (82%). к На предприятиях отрасли осуществлялась в основном < разработка и внедрение процессных инноваций (78%). |= Наибольший объем производства принадлежал вновь х внедренной продукции (69%). Внедрение инноваций ^ оказало существенное влияние на улучшение качества о и расширение ассортимента продукции. I- Таким образом, оптимальными методами инновационного развития химических предприятий является внедрение новых товаров на каждом этапе жизненного цикла. Оно обеспечивает ускорение роста и открывает возможность роста доходов и сокращения расходов при снижении затрат на капитал предприятия.

Литература

1. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года: [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.geol.irk.ru/isr/downloads/ strategy/PrMPE_N119_14_03_2008.htm.

2. Статистика инноваций в России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/nauka/pril3.pdf.

3. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник. СПб.: Питер, 2011. 167 с.

4. Денисова Д. Маркетинг — это устройство для роста // Эксперт. 2003. № 42 (395): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/.

5. Быховец С. Н. Управление ассортиментом в системе маркетинга производственного предприятия // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. № 1. С. 4-11.

References

1. The development strategy of the chemical and petrochemical industry in Russia for the period up to 2015. 2008. Available at: http://www.geol.irk.ru/isr/downloads/strategy/PrMPE_ N119_14_03_2008.htm. (in Russ.).

2. Statistics of innovation in Russia. Available at: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/business/nauka/pril3.pdf. (in Russ.).

3. Bagiev G. L. et al. Marketing [Marketing]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 167 p.

4. Denisova D. Marketing — eto ustroystvo dlya rosta [Marketing — a device for growth]. Ekspert, 2003, no. 42 (395). Available at: http://expert.ru/expert/2003/42/42ex-simagut_20925/.

5. Bykhovets S. N. Upravlenie assortimentom v sisteme marketinga proizvodstvennogo predpriyatiya [Assortment management in the marketing system of industrial enterprises]. Marketing i marketingovye issledovaniya, 2007, no. 1, pp. 4-11.

Издания СПбУУиЭ

Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.

С 2013 г. журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.

Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.

Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.

С 2011 г. публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интернет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www. elibrary.ru.

По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: izdat-ime@yandex.ru. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.