МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 330.1
В.Б. ВАКС, аспирант
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОНОПОЛИЗМА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье анализируются вопросы совместимости инновационной деятельности и монополизма на глобальном уровне, отмечается особое значение инновационной деятельности в условиях глобализирующихся рынков, комплексно исследуется взаимодействие инновационных отношений и отношений монополизма на глобальном уровне, делаются выводы в отношении порождаемых таким взаимодействием рыночных структур.
Глобализация экономики означает не только интернационализацию экономической структуры через систему межрегиональных и межгосударственных контрактов, но и создание глобальной целостности, когда каждый из субъектов мирового хозяйства - национальные государства, государственные объединения, транснациональные корпорации (ТНК), национальные компании, действующие на мировом рынке, и даже, по мнению некоторых исследователей, отдельные индивидуумы, - превращается в часть общемировой экономической системы, что позволяет говорить о начале создания как глобального общества, так и глобальной экономики.
Основной сферой глобализации является международная экономическая система (мировая экономика), то есть глобальные производство, обмен и потребление, осуществляемые предприятиями в национальных экономиках и на всемирном рынке [1]. Дальнейшее социально-экономическое развитие национальных экономик и их полноценная интеграция в проходящие процессы глобализации экономики могут быть достигнуты только при условии перехода всех сфер общественного воспроизводства, в особенности промышленного производства, на инновационный путь развития, направлен-
ный на обеспечение конкурентоспособности каждого их элемента.
В экономической теории появилось определение основных сущностных черт современной глобализирующейся экономической системы. Во-первых, для нее характерно усиление зависимости динамики и качества экономического развития от технологических сдвигов, происходящих под воздействием инноваций. Во-вторых, в условиях "новой экономики" наука изначально ориентируется на потребности экономики, не отрицая при этом роли фундаментальных исследований. В-третьих, происходят радикальные изменения в выполнении и финансировании концентрирующихся в высокотехнологичных сферах деятельности научных исследований, осуществляемых предпринимательским сектором. В-четвертых, "новая экономика" представляет собой сетевую структуру.
Особое значение инновационная деятельность приобретает в условиях глобализирующихся рынков, поскольку все происходящие на них процессы, в том числе и формирование конкурентной структуры, существенно отличаются от национальных. "В условиях обострения международной конкурентной борьбы весьма значительным ... становится расширение
трансграничной монополистической деятельности компаний" [2]. В результате транснациональных сделок рыночная структура приближается к олигополистической, когда даже на национальных рынках основной контроль имеют несколько крупнейших ТНК. По определению ТНК представляют собой транснациональные производственные и распределительные системы, которые территориально рассредоточены на несколько национальных экономик.
Таким образом, автору кажется необходимым исследовать и доказать вопросы совместимости инновационной деятельности и монополизма на глобальном уровне.
Утверждение, что монополистическая структура не заинтересована во внедрении инноваций, автору кажется достаточно спорным. Очевидно, что для стабилизации своего монопольного положения, компания в условиях рыночной экономики будет вынуждена осуществлять свое дальнейшее развитие, в первую очередь, за счет осуществления инновационной деятельности. В то же время "монополизм, формируемый в результате рыночной конкуренции, в результате разорения отстающих, слабых и технически несовершенных предприятий, способствует прогрессивной концентрации производства сильных и совершенных экономических субъектов, стимулирует производство, технический прогресс. Более того, на крупные инновации, направленные на создание принципиально новых изделий и технологий, а не на частичное усовершенствование уже разработанных технологических принципов, способны только крупные организации-монополисты, испытывающие постоянное конкурентное давление" [7].
Таким образом, даже на национальном рынке монополист в результате воздействия конкурентных сил может считаться основным участником инновационного процесса. ТНК, формирующие олигополистическую структуру глобального рынка, вынуждены конкурировать как друг с другом, так и с участниками национальных рынков. В ряде зарубежных публикаций отмечается, что монопольные интегрированные корпорации приносят социальный эффект, так как обеспечивают благодаря синерге-тическому эффекту более высокое качество и
низкие цены товаров и услуг, чем в случае, если бы имела место совершенная конкуренция [6].
В наибольшей степени превращение ТНК в ключевой инструмент развития глобализацион-ных процессов проявилось в характере и глубине их воздействия на процессы развития и распространения технологий, то есть инновационные отношения. "Если новые технологические принципы разрабатывались и до сих пор разрабатываются в основном государствами (или при их прямой поддержке), то большинство (по ряду оценок, около 80%) новых технологий, то есть путей практической реализации этих новых принципов, создаются уже транснациональными корпорациями" [3]. Отличительной особенностью и одним из главнейших принципов деятельности ТНК можно назвать стремление к технологическому лидерству как основе конкурентного преимущества на рынках в современном мире [2]. Одной из основных черт конкуренции в глобальной экономике является ее принципиальная неотделимость от инноваций и информации в виде знаний. Основными методами конкурентной борьбы при этом становятся неценовые, и активное внедрение инноваций представляется одним из важнейших среди них.
Одновременно в информационной глобальной экономике происходит своеобразная подмена внутреннего содержания товара (качества, технических возможностей) его внешними характеристиками (товарными знаками, брендом компании). Таким образом, механизм получения добавленной стоимости в информационной глобальной экономике во многом тождественен стоимости, добавляемой, например, в индустрии моды, когда продукция всемирно известных модных домов, даже произведенная из одинаковых материалов и сопоставимая по качеству изготовления, стоит в несколько раз дороже продукции не столь известных брендов.
В подобной ситуации активно развивается симуляция инноваций, когда незатрагивающие функциональных свойств вещи и не требующие реальных трудозатрат модификации, благодаря специфическим возможностям информационной экономики, выводятся на рынок как объективное нововведение. В качестве примера мож-
но привести активно практикуемую в развитых странах кампанию обновления упаковок продукции, по мысли маркетологов, повышающую ее субъективную ценность для потребителя и, соответственно, ее добавленную стоимость, хотя фактически прежняя упаковка вполне соответствовала и всем требованиям стандартов качества, и субъективным стандартам потребителей. Интересно, что первоначально подобный подход не нашел понимания у российских потребителей, не считающих необходимым воспринимать улучшение и без того хорошей упаковки как повышение качества продукта, и, соответственно, это улучшение оплачивать. По мнению автора, объяснить это можно только низким уровнем информационализации российской экономики, по многим параметрам не являющейся даже постиндустриальной. С повышением роли информационных технологий в экономике - симуляция инноваций становится обычным явлением, причем добавленная в результате стоимость не является в полном смысле незаконной и нереальной, поскольку она действительно "добавляется", но не к самому продукту, а к его "образу" в восприятии потребителей, и разработчик инновации несет в результате реальные дополнительные издержки.
В процессе деятельности на монополизированном глобальном рынке есть еще один аспект. "Процесс глобализации ... заставляет фирмы более активно искать и задействовать новые технологии, оптимизировать управление и, таким образом, выравнивает возможности компаний из разных стран на мировом рынке" [5]. Большинство исследователей связывает с этим усиление развития альянсов, объединяющих ресурсы конкурирующих компаний для реализации общих маркетинговых, инвестиционных и инновационных проектов на основе долгосрочных соглашений без создания общих управленческих структур и интеграции производственных активов [4]. Следовательно, участие в инновационных отношениях означает для транснациональной компании возможность занять достойное место в глобальной экономике.
Транснационализация российских корпораций в процессе своего развития требует от го-
сударства поддержки и стимулирования их инновационных программ. В настоящее время инновационные процессы в российской экономике, особенно на уровне базовых новаций носят скорее эпизодический характер, что связано с множеством объективных причин, в частности с отсутствием единой федеральной концепции инновационной политики и утерей в процессе построения рыночной экономики федеральными и региональными органами функций управления нововведениями, в том числе и регулирования и стимулирования инновационный процессов в корпоративном секторе экономики.
С учетом сложившейся рыночной конъюнктуры, инновационная деятельность государства должна осуществляться совместно с транснациональным бизнесом и ориентироваться на структурные изменения в экономике, направленные в первую очередь на диверсификацию промышленного производства и построение системы высокотехнологичных производств на основе внедрения прогрессивных научно-исследовательских разработок, что будет способствовать повышению конкурентоспособности российских ТНК на глобальном рышке и увеличению экономического потенциала страны как на национальном, так и на глобальном уровне.
Список литературы
1. Василенко И.А. Глобализация как источник конкуренции и возможностей // Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом в организации. -2005. - № 6.
2. Вишневер В.Я. Взаимосвязь глобализации и монополизации мировой экономики // Экономические науки. -2003. - № 5.
3. Делягин М.А. Общая теория глобализации // Независимая газета. - 2001. - № 6 (62).
4. Загорский А.Л. Интегрированные бизнес-группы как основное звено конкурентной экономики // Проблемы современной экономики. - 2004. - № 3 (11).
5. Майклевэйт Дж., Вулбридж А. Вызов и скрытые обещания глобализации // Полис. - 1999. - № 5.
6. Смыков В.В. Взаимодействие крупных компаний и региональной власти // Проблемы современной экономики. - 2004. - № 3 (11).
7. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения в рыночной экономике. Вопросы теории и методологии. - Казань: Изд-во КГТУ, 1999. - С. 73.
В редакцию материал поступил 14.08.08.