дернизация действующих производств с целью их приведения к уровню международных стандартов.
Адаптация таможенного законодательства РФ к нормам ВТО будет занимать довольно длительный промежуток времени (продолжительность переходного периода, скорее всего, составит не менее 5-7 лет), в течение которого должно происходить снижение связанных (исходных) таможенных ставок. Причем уровень связанных ставок (ожидается, что первоначально будут связаны не все тарифы, а лишь 60-70% товарной номенклатуры) может устанавливаться даже выше действующих в настоящее время. Столь продолжительный переходный период, при наличии базисной стратегии развития региона и политической воли для ее реализации, представляется вполне достаточным для адаптации экономики к новым условиям [6].
Что касается Калининградской области, то, возможно, имеет смысл рассмотреть опыт Макао, Гонконга или Сингапура. В первой половине 90-х годов последний губернатор Гонконга Крис Паттен смог добиться ассоциированного членства Гонконга в ВТО. Времена прошли. Гонконг вновь стал Китайским, но остался ассоциированным членом ВТО. Мировая практика функционирования особых экономических зон в условиях Всемирной торговой организации свидетельствует о возможности заключения между Россией и странами-членами ВТО специального соглашения по особым экономическим зонам в определенных областях страны (аналогично соглашению по свободной экономической зоне «Шеннон»).
Рассмотренные выше аспекты вступления России в ВТО и связанный с ними процесс приведения национального законодательства в соответствие нормам этой организации охватывает базовые принципы функционирования ОЭЗ Калининградской области и определяет саму возможность ее существования в новых условиях. В ходе ведущихся сейчас переговоров об условиях вступления России в ВТО должна быть учтена специфика регионов, на территориях которых действуют режимы ОЭЗ.
После вступления вопрос о наличии ОЭЗ на территории стран регламентируется. Но в ходе переговоров по присоединению России к ВТО необходимо четко определить параметры функционирования этих зон. Учет необходимых изменений конкурентоспособности отечественных предприятий и территорий в целом в условиях ВТО должен также найти отражение при подготовке и реализации решений об организации и использовании особых экономических зон и технопарков.
Рассмотренные выше особенности согласования правил Всемирной торговой организации и особых экономических зон не носят исчерпывающего характера, а лишь дают представление о некоторых аспектах последствий вступления России в ВТО для территорий, обладающих статусом ОЭЗ. Следует понимать, что не существует методики, с помощью которой можно было бы заранее определить количественные результаты этого шага. Сейчас мы в состоянии дать лишь качественную оценку, спрогнозировать возможные социальные, экономические и политические аспекты, предложить меры, способные компенсировать неблагоприятные последствия вхождения России в ВТО для региона.
Результатом широкого общественного обсуждения проблемы должно стать формирование консолидированного мнения, в обобщенном виде отражающего точки зрения региональных властей, бизнеса и общества в целом на процесс присоединения России к ВТО. На данном этапе важно отчетливо определить, чего мы хотим, и последовательно добиваться этого: выработать единую позицию о перспективах развития региона, установить приоритеты, определить ключевые позиции, по которым следует добиваться защиты региональной экономики, аргументировать и отстаивать их в ходе переговорного процесса.
Только таким образом можно минимизировать издержки и в максимальной мере использовать преимущества, связанные со вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию.
Литература
1. Богуславский М.М. Международное частное право. — Изд. 5-е. — М.: Юрист, 2004. — С. 247.
2. СЗ РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2066. Об оценке Таможенного кодекса и спорах о его применении // Коммерсантъ. — 2003. — 30 сент.
3. Шаблинский И.Г. Таможенные процедуры и логистика. Правовая поддержка. — М.: Альпина паблишер, 2007. — 179 с.
4. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. — М., 2007-2009. — Режим доступа: http://www.rosoez.ru.
5. Леденев С.И. Некоторые аспекты правового регулирования экономики в эксклавном регионе // Недвижимость и инвестиции. — 2005. — № 3 (24).
6. Дыханов Г.Я. Калининградская область и ВТО // Морская индустрия. — 2002.- № 01 (14).
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫх отношений в условиях ГЛОБАЛИЗАЦИИ
М.Б. Дёмин,
доцент кафедры экономической теории Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева, кандидат экономических наук [email protected]
В статье раскрывается влияние глобализации на развитие антимонопольных отношений в контексте функционирования транснациональных структур и их поведения на глобальном рынке.
Ключевые слова: глобализация, монополизм, антимонопольные отношения, антимонопольные органы.
ББК 65.01; УДК 330.101
В настоящее время в экономической теории в качестве основных направлений становления процесса глобализации выделяются: развитие глобальных ТНК, интенсификация международной торговли, регионализация экономики, финансовая глобализация и тенденции конвергенции экономических систем.
[1, С.102] Глобализацию следует анализировать как противоречивый фактор развития антимонопольных отношений: с одной стороны, в условиях единой мировой системы и либерализации национальных экономик достижение абсолютно монопольного положения еще менее вероятно, чем внутри национальной эко-
номической системы, с другой стороны, те же условия (ввиду ослабления регулирующий функции государства) создают препятствия для развития антимонопольных отношений.
Развитие процессов монополизма на глобальном уровне является объективным процессом, направленным, в первую очередь, на усиление инновационного потенциала, обеспечивающего стратегические преимущества монополии. Трансформация монополизма выражается в увеличении размера транснациональных монополий и степени диверсификации монополизма путем транснациональных слияний и поглощений. Масштабы глобального рынка делают принципиально невозможным существование на нем единственного производителя — глобального монополиста. Господствующей рыночной структурой в условиях экономической интеграции является олигополия. В то же время внутри отдельного государства субъект глобальной экономики может обладать значительно большей долей рынка. Транснациональные монополии вступают в многоуровневую конкуренцию: в масштабах мирового рынка и внутри отдельных национальных экономических систем.
Таким образом, в условиях глобализации сохраняется традиционный внутристрановый монополизм, но вместе с тем возникает особый вид монополизма — транснациональный (глобальный) монополизм, действующий в масштабах мировой экономической системы. Транснациональный монополизм является конституирующим признаком, базисным элементом глобальной экономической системы. Он выступает как форма проявления всемирных интеграционных тенденций, а также является катализатором формирования глобальной экономики. Основную роль здесь играют наднациональные хозяйствующие субъекты, всемирные производственно-сбытовые структуры, имеющие возможность оказывать влияние на экономику национальных государств для оптимального сочетания своих региональных и глобальных интересов [3,С.29].
Таким образом, глобализация, т.е. усиление транснациональных экономических связей, реализуется через отношения монополизма, т.е. функционирование транснациональных объединений (ТНК, ТНБ, ФПГ, ИБГ). Достаточно сказать, что ограниченное число ведущих постиндустриальных держав концентрируют более 90% всех высокотехнологичных производств, обладают практически 90% всей компьютерной техники, контролируют более 80% зарегистрированных в мире патентов [4, С.556]. Основное сущностное противоречие глобального монополизма заключается в том, что, выступая как формально транснациональная структура, он является также выразителем интересов национальной экономики. Транснациональные компании считаются основными факторами формирования конкурентоспособности стран и реализации их конкурентных преимуществ на международных рынках. ТНК являются экономическими агентами той страны, которая через рыночные механизмы получает возможность влиять на факторы, формирующие конкурентоспособность чужих экономик.
Для принимающих стран последствия развития транснационального монополизма носят противоречивый характер. Транснациональные корпорации часто экономически намного сильнее, чем принимающие их страны, но их экономическая сила может быть использована для достижения различных целей. Они могут оказывать давление на местные правительства (путем подкупа или организации лоббирования своих интересов), принуждая минимизировать налоговые отчисления компаний, добиваясь особых льгот в инфраструктуре, финансовой сфере и т.д.
В качестве позитивных последствий влияния ТНК на развивающиеся страны можно указать следующие:
— получение ими передовых производственных технологий;
— содействие превращению развивающихся стран из экспортеров сырья в продавцов готовой продукции;
— увеличение занятости местного населения и роста доходов местных работников корпораций;
— усовершенствование методов маркетинга и управления.
— увеличение поступления капитала.
— расширение поставок на внутренний рынок и рост объемов экспорта
— более рациональное распределение ресурсов;
— усиление конкуренции производителей товаров и услуг;
— расширение границы международного разделения труда и международного сотрудничества.
Некоторые исследователи говорят даже об образовании «новых экономик» транснациональных корпораций [2, С.312], более прогрессивных по используемым технологическим и организационным принципам.
С другой стороны, существуют каналы негативного влияния ТНК на экономику принимающих стран:
1) возможность конкурентного вытеснения местных компаний;
2) опасность сброса экологически опасных и устаревших технологий;
3) захват, осуществляемый иностранными фирмами, наиболее перспективных и развитых сегментов промышленности и структур, ведущих научно-исследовательскую деятельность, принимающей страны;
4) возможность навязывания национальным компаниям неперспективных направлений деятельности внутри транснациональных структур;
5) возрастание нестабильности, обусловленное ориентацией транснациональных корпораций на процессы поглощения. Инвестиционные проекты крупного размера, в которых задействуются реальные капиталовложения, характеризуются известной устойчивостью, поскольку их нельзя начать, минуя длительную подготовку, а также внезапно завершить, избежав внушительных потерь. Напротив, политика, предполагающая захваты, связана с финансовой неустойчивостью;
6) склонность ТНК к быстрым и решительным действиям (в виде сокращения производства, закрытия предприятий и т.п.) в кризисных ситуациях, что продиктовано как эгоистической политикой транснациональных структур, так и характерным для них значительным запасом финансовой прочности. Этими обстоятельствами объясняется, например, явление дезинвестиций (изъятия из страны капитала);
7) от того, что транснациональные корпораций склонны к преувеличению реакции на модификацию конъюнктуры, возникает большое количество поводов снизить выпуск продукции в случае, если конкурентоспособность соответствующего государства в силу тех или иных обстоятельств снижается;
8) возможность противодействия реализации нежелательных для ТНК мер экономической политики тех государств, где компания осуществляет свою деятельность;
9) разветвленная практика ухода ТНК от налогообложения в стране размещения посредством перекачивания (в том числе с использованием механизма трансфертных цен) доходов из одной страны в другую;
10) извлечение выгоды из своего олигополистического статуса, установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран;
11) усиление неравенства доходов в стране, порождаемое столкновением глобализированного сектора, представленного действующими транснациональными структурами, и другими отраслями и сферами национальной экономики;
12) наращивание интенсивности импорта в данную страну и вытеснение местных товаров и компаний теми корпорациями, чья цель сводится к завоеванию внутреннего рынка страны.
Пропаганда либерализации экономики, по мнению некоторых исследователей, имеет своей целью исключительно завоевание развитыми странами новых рынков для собственного экспорта [5, С.245].
Существует и более общая, макроэкономическая проблема для принимающих стран. Чем выше степень их международной экономической интеграции через транснациональные компании, тем более широко распространяется на данные страны стратегия этих компаний в виде международного рыночного давления, циклических колебаний, конкуренции, спекулятивных маневров на мировом финансовом рынке. Практика показывает, что, если в конкретной национальной экономике достигнут определенный порог прямых зарубежных инвестиций, присутствие иностранных компаний в соответствующей стране необходимо рассматривать как фактор макроэкономического управления, политики в области обменных курсов, процентных ставок, налогов и т. д.
Транснациональный монополизм более сложен для традиционных мер антимонопольного регулирования (даже на отдельно взятом национальном рынке), а злоупотребления такого монополизма могут представлять повышенную опасность для
национальных экономик. В связи с этим необходима разработка специальных механизмов антимонопольного регулирования на наднациональном уровне, связанных с сотрудничеством нескольких государств, созданием специальных органов, осуществляющих регулирование на международном уровне и т.д.
Россия относится к числу стран, для которых вторжение транснационального капитала может привести к негативным последствиям. Поэтому именно в России остро стоит проблема антимонопольного регулирования деятельности транснационального (глобального) монополизма. Кроме того, в условиях глобализации Россия должна не только стремиться стать страной базирования для большего количества ТНК, но и предпринимать усилия по поддержке собственных компаний путем протекционистских и иных мер при их выходе на глобальный рынок. Ведущую роль в процессе транснационализации российских монополий играют сырьевые компании, что обусловливает необходимость осуществлять эффективное государственное регулирование их деятельности. Наряду с этим целесообразно всячески поддерживать тенденции транснационализации бизнеса во всех отраслях российской экономики.
Таким образом, в условиях глобализации возрастает экономическая роль и значение антимонопольных отношений. К началу процессов глобализации институционализация антимонопольных отношений (развитие содержательного структурного элемента системы антимонопольных отношений — государственного антимонопольного регулирования) произошла в более чем 100 стран мира (включая страны с трансформационной экономикой). Процесс институционализации антимонопольных отношений активизировался на стадии глобализации. Активное экономическое взаимодействие стран, в том числе в рамках международных организаций, обусловили совершенствование и унификацию форм антимонопольного регулирования (в частности, традиционное различие между американским и европейскими типами антимонопольного законодательства теряет свое значение). Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД пришла к выводу о необходимости издания Типового закона о конкуренции, имеющего рекомендательный характер, который послужил катализатором принятия антимонопольных законов в более чем 50 странах мира. В целом, антимонопольное законодательство в условиях глобализации характеризуется жесткостью по отношению к монополизму (особенно в рамках США и ЕС).
Наиболее развитая модель реализации антимонопольных отношений в условиях глобализации имеет место в рамках ЕС. Здесь функционирует не только международное антимонопольное право, но и действует наднациональный административный антимонопольный орган — Европейская комиссия, которая предпринимает соответствующие меры, если затрагиваются экономические интересы нескольких стран-членов союза. В то же время внутри отдельных государств-членов ЕС действуют собственные антимонопольные законодательства, реализуемые национальными антимонопольными органами.
Таким образом, следует констатировать наличие двух уровней реализации антимонопольных отношений в условиях глобализации а) надгосударственного (наднационального) уровня б) внутригосударственного уровня. Тенденция к развитию наднационального уровня реализации антимонопольных отношений проявляется и в рамках других межгосударственных объединений (СНГ, АТЭС, и т.д.), хотя и в не столь развитой форме, как это имеет место в Евросоюзе.
В условиях глобализации усиливается сотрудничество внутригосударственных антимонопольных органов различных стран с другими интеграционными группировками, международными, межгосударственными организациями. Так, РФ осуществляет сотрудничество с ЕС, АТЭС, ЮНКТАД, ОЭСР, в рамках МКС и т.д. Сотрудничество ФАС России с международными организациями и интеграционными группировками в области конкурентной политики и правоприменительной практики является средством реализации новых возможностей в рамках разработки стратегий правоприменения, гармонизации процедуры и основных стандартов, а также обмена передовой практикой.
Участвуя в работе международных организаций, занимающихся вопросами международной конкуренции, ФАС России принимает непосредственное участие в разрешении возникающих коллизий, выработке подходов к реформированию конкурентного законодательства и правоприменительной практики
в России на основе согласованных на многостороннем уровне норм, что представляет собой необходимое условие интенсификации международных экономических отношений, а также эффективной интеграции России в мировую экономику.
Наибольшее влияние на развитие антимонопольных отношений в РФ оказывает сотрудничество с ЕС. ФАС России активно сотрудничает с Европейским Союзом, в контексте осуществления: соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое учреждает партнерство между Российской Федерацией со странами ЕС; сводного плана действий по реализации «Дорожных карт» по формированию Общеевропейского экономического пространства (ОЭП); программ технического содействия (ТАСИС, Twinning, TAIEX) в интересах ФАС России.
Главной целью сотрудничества с ЕС для российского конкурентного ведомства является создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве Россия — ЕС, устранение барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничения конкуренции, — как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.
В настоящее время реализуются следующие основные цели сотрудничества:
— установление сопоставимых норм и правил регулирования конкурентных отношений путем дальнейшего сближения конкурентного законодательства России и ЕС и практических подходов по его реализации;
— обеспечение эффективного проведения конкурентной политики и взаимодействия между конкурентными органами России и ЕС по вопросам применения национального конкурентного законодательства;
— взаимный учет интересов при расследовании случаев ограничительной практики, имеющей трансграничный характер.
При участии ФАС России происходят процессы экономической интеграции с государствами-членами СНГ, направленные на создание общего экономического пространства на территории Содружества, а также реализуемые в рамках различных интеграционных структур СНГ, таких как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС.
При сотрудничестве со странами СНГ основной задачей деятельности ФАС России является содействие экономической интеграции этих стран путем сближения национальных законодательств в области конкурентной политики за счет гармонизации уже имеющейся законодательной базы и унификации подходов при ее совершенствовании, а также подготовка основы формирования системы наднационального регулирования конкурентных отношений на трансграничных рынках СНГ.
Каждый год происходит не менее двух заседаний Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), который был создан еще в 1993 г. В ходе заседаний МСАП их участникам предоставляется возможность обсудить тенденции развития конкурентной политики в странах СНГ, обменяться информацией о последних изменениях в конкурентном законодательстве в своих странах, практике его применения, поделиться опытом проведения расследований нарушений конкурентного законодательства на различных товарных рынках.
В 2006 г. работа в рамках МСАП вышла на качественно новый уровень, когда в целях совместных исследований (расследований) антиконкурентной практики компаний, действующих на межнациональных рынках в пределах СНГ решением МСАП создан Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах-участниках СНГ. Основной целью создания Штаба является проведение совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на рынках, успешное функционирование которых обеспечивает создание инфраструктуры, являющейся основой формирования Единого экономического пространства в рамках Содружества, а также оказывает непосредственное влияние на благосостояние граждан СНГ.
Согласно целям создания Штаба, его работа проводится по следующим основным направлениям:
— выбор рынков для проведения расследований (антиконкурентных проявлений), представляющих для государств-учас-тников наибольший интерес с точки зрения их социальной значимости для граждан СНГ;
— обобщение и подготовка аналитических докладов по итогам проведенных исследований (расследований), содержащих выводы и конкретные предложения;
— обмен мнениями и опытом работы по вопросам, представляющим наибольший интерес для антимонопольных органов стран СНГ
Взаимодействие в рамках СНГ в дальнейшем может стать основой для формирования системы наднационального регулирования конкурентных отношений на трансграничных рынках на пространстве СНГ и стать аналогом европейской модели регулирования таких отношений
За время существования ведомства были подписаны и успешно реализуются ряд межправительственных (с КНР, Болгарией, Польшей, Бразилией) и межведомственных соглашений (с Румынией, Венгрией, Словакией, Францией, Республикой Корея, Венесуэлой, Мексикой, странами-членами СНГ и др.) о сотрудничестве в области конкурентной политики. Эти документы определяют стратегические направления и формы сотрудничества ведомства с соответствующими органами зарубежных стран с целью выработки согласованных позиций по ключевым вопросам экономического развития, обмена опытом в области законотворческой и практической деятельности, оказания методической помощи при проведении экспертиз и консультаций, организации стажировок и учебных мероприятий и семинаров.
Важнейшим направлением развития двустороннего сотрудничества для ФАС России является определение конкретных механизмов, которые позволят сторонам оперативно и эффективно взаимодействовать при рассмотрении конкретных случаев нарушений законодательства, затрагивающие интересы сторон, что в конечном итоге будет служить обеспечению единообразной среды функционирования экономических операторов сторон и недопущения дискриминации российских экспортеров при проведении зарубежными ведомствами расследований конкретных дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Среди последних документов, содержащих положения о содействии в оказании помощи при расследовании случаев антиконкурентной практики, проводимой хозяйствующими субъектами сторон, стоит отметить подписанные в 2007-2009 гг. программы сотрудничества российского ведомства с конкурентными ведомствами Чехии, Польши, Болгарии и Румынии, Швеции, Италии, Монголии. Все эти документы содержат специальные положения, которые прописывают технические моменты обмена сторонами неконфиденциальной информацией.
При рассмотрении заявлений об изменении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности ФАС России принимает во внимание следующие факторы:
— вероятность возникновения или усиления доминирующего положения заинтересованных российских компаний на товарных рынках;
— уровень конкурентоспособности «защищаемой» отечественной продукции, наличие реальных возможностей по его повышению в предельно сжатые сроки (2-3 года);
— способность отрасли в сжатые сроки компенсировать сокращение поставок импортного товара за счет увеличения собственного производства и т.д.
В составе комиссии Правительства РФ по внешней торговле и таможенно-тарифной политике ФАС России осуществляет:
а) рассмотрение заявлений о корректировке таможенных пошлин;
б) рассмотрение заявлений о введении специальных (защитных), антидемпинговых и компенсационных мер.
Таким образом, наднациональный уровень реализации антимонопольных отношений в условиях глобализации проявляется: а) в функционировании международного антимонопольного права и надгосударственных органов; б) в сотрудничестве различных государств и их антимонопольных ведомств в рамках международных группировок и посредством международных организаций по поводу реализации антимонопольных отношений;
в) в двусторонних контактах государств и антимонопольных ведомств по поводу реализации антимонопольных отношений.
Литература
1. Бажанов С.В. Стратегическое планирование международной деятельности банка в условиях глобализации финансовых рынков // Известия СПбУЭФ. — 2004. — № 4. — С. 51-60.
2. Береговой В.А., Кудаков А.С. Финансово-промышленные группы — основа инновационной экономики в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. — 2004. — № 3 (11). — С. 311-315.
3. Воротилов В.А. Регионализм — альтернатива глобализму // Региональная экономика. Санкт-Петербург. — 2001. — № 2. — С.28-31.
4. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. и сост. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. — М.: Слово, 2003. — 1328 с.
5. Линдсей Б. Всемирная торговая организация, ее будущее и будущее России в ней // Проблемы современной экономики. — 2004. — № 4 (12). — С.267-269.
6. Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. проф. В.В. Полякова и проф. Р.К. Щенина. — М.: КНОРУС, 2008. — 656 с.
7. Михальски Т. Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямых инвестиций // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — №2.
8. Онгоро Т.Н. Глобализация — новый феномен или продолжение известных тенденций? (Взгляды экономистов развитых стран на проблему глобализации) // Проблемы современной экономики. — 2004. — № 4 (12). — С.442-445.
9. Опалева О.И. Трансформация организационных форм объединения капитала // Дайджест — финансы. — 2002. — №10. — С.31-35.
10. Хасанова А.Ш.. Конкурентные отношения и их реализация в рыночной экономике: вопросы теории и методологии. — Казань, 1999.