Научная статья на тему 'Инновационная система профессионализации служащих органов власти'

Инновационная система профессионализации служащих органов власти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / AUTHORITIES / PROFESSIONALISM INCREASE / INNOVATIVE / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажин Игорь Иванович

В статье представлена методологическая структура инновационной системы повышения профессионализма служащих органов власти, включающая инновационность содержательного наполнения образовательных программ, их методического и организационного обеспечения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the methodological structure of innovative system which has to increase civil servants professionalism is presented, including innovative content of educational programs, their methodical and organizational maintenance.

Текст научной работы на тему «Инновационная система профессионализации служащих органов власти»

Игорь БАЖИН

ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В статье представлена методологическая структура инновационной системы повышения профессионализма служащих органов власти, включающая инновационность содержательного наполнения образовательных программ, их методического и организационного обеспечения.

In the article the methodological structure of innovative system which has to increase civil servants professionalism is presented, including innovative content of educational programs, their methodical and organizational maintenance.

У к

ф

м

Ключевые слова:

органы власти, профессионализация, инновационность, образовательные программы; authorities, professionalism increase, innovative, educational programs.

гказом Президента РФ № 261 от 10 марта 2009 г. утверждена федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009— 2013 годы)». Среди целевых индикаторов и показателей программы, отмеченных в Приложении к федеральной программе «Целевые индикаторы и показатели программы», содержатся показатели, имеющие непосредственное отношение к системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, а именно:

• число реализованных инновационных образовательных программ в области государственной службы (к 2010 г. этот показатель должен достигнуть не менее 112% , а к 2103 г. — не менее 125% от базового значения);

• число государственных служащих, принявших участие в инновационных программах профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих (к 2010 г. этот показатель должен достигнуть не менее 200%, а к 2013 г. — не менее 300% от базового значения).

Характеристику инновационности образовательных программ, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в трёх аспектах:

1) инновационность содержательного наполнения образовательных программ;

2) инновационность методического обеспечения образовательных программ;

3) инновационность организационного обеспечения образовательных программ.

В Институте повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы (ИПК ВВАГС) содержательное наполнение образовательных программ определяется внедрённой с 2005 г. системой образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служа-щих1. Эффективность этой содержательной части системы про-

БАЖИН

Игорь Иванович — д.тех.н., профессор; заведующий кафедрой теории и практики государственного и муниципального управления ИПК ВВАГС

bazhinigor@yandex.ru

фессиональной переподготовки и повышения квалификации отвечает следующим основным критериям.

Критерий системности образовательных программ рассматривается в двух аспектах.

• Системность как показатель эффективности «вписанности» в структуру проблем государственной службы. Здесь, с одной сторо-

1 Бажин И.И. Система образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих// Государственная служба, 2005, № 4.

ны, имеется в виду, что система переподготовки и повышения квалификации должна в полной мере охватывать весь спектр основных сфер деятельности государственных служащих. С другой стороны, эта система должна обеспечивать соответствие содержания образовательных программ требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. содержание должно корреспондироваться с основными квалификационными требованиями к государственным гражданским служащим соответствующих уровней как по категориям, так и по группам.

• Системность как показатель достаточной полноты охвата всех компонентов деятельности государственного служащего — правового, управленческого, экономического, коммуникативно-психологического, информационного.

Критерий специфичности образовательных программ отражает требование соответствия содержательной части той или иной программы специфике соответствующего объекта управления, т.е. каждая из образовательных программ должна содержать учебный материал, напрямую связанный со спецификой той или иной сферы деятельности государственного служащего соответствующей категории и группы.

Критерий прикладной направленности образовательных программ подразумевает наличие в каждой программе не только основных положений базовой теории по соответствующему направлению знаний и не только освещения новейших научных изысканий в сферах деятельности государственных служащих1. Он подразумевает наличие определённой дозы учебного материала, раскрывающего прикладную значимость соответствующих научных положений для сферы практического управления социально-экономическими системами, а также методически и технологически направленного на выработку у слушателей соответствующих практических навыков.

Содержательное наполнение системы повышения квалификации государственных служащих, соответствующей всем описанным критериям, осуществляется в

1 Бажин И.И., Мальцев В.А. Методология эффективной социальной инновационной деятельности в субъекте Российской Федерации // Государственная служба, 2008, № 2.

ИПК ВВАГС на основе блочно-модульного принципа построения образовательных программ. Данная система содержит 86 объединенных в 5 блоков модулей, каждый из которых может реализовываться в форматах: 2 часа, 4 часа, 6 часов, 8 часов учебного времени. Непрерывное развитие и пополнение системы новыми модулями, отражающими происходящие непрерывные изменения в социуме, делают описанную систему постоянно актуализируемой, обеспечивая ей высокую адаптивность и востребованность.

Таким образом, содержательная инновационность образовательных программ ИПК ВВАГС обеспечивается высокой гибкостью и адаптивностью к запросам структур государственной службы. Фактически в рамках повышения квалификации в объёме 72 часов данная система позволяет реализовать по запросу заказчика от 5,6-1018 (при включении 10 модулей в программу) до 1,3-1043 (при включении 30 модулей в программу) различных программ. В рамках повышения квалификации в объёме 144 часов можно реализовать от 5,41019 (10 модулей) до 1,31046 (30 модулей) различных программ.

Инновационность методического обеспечения образовательных программ ИПК ВВАГС определяется, в первую очередь, системностью наполнения учебного материала в соответствии со всеми требованиям к профессиональным знаниям государственных служащих различных сфер деятельности, категорий и групп. При этом специфичность образовательных программ обеспечивается отражением в модулях (как в теоретическом, так и в практическом аспекте) специфики той или иной сферы деятельности государственного служащего.

Кроме того, инновационность методического обеспечения этих программ обеспечивается соответствующей методикой технологий образовательного процесса: обсуждением и анализом конкретных ситуаций реальной управленческой деятельности, использованием соответствующих новейших образовательных технологий, включающих разнообразные формы и методы активного ведения образовательного процесса: лекции-дискуссии, практические занятия, деловые игры, видеотренинги, мультимедийные обучающие презентации, электронные рабочие тетради, круглые столы, индивидуальные

задания, «кейс-стади», компьютерное тестирование слушателей и др. Такой подход обеспечивает высокую включённость слушателей в образовательный процесс, превращая обучающихся из пассивного объекта в активный субъект познания. Кроме того, при применении таких образовательных технологий у слушателей надёжнее формируются практические навыки, необходимые в управленческой деятельности.

Официальное провозглашение принципа непрерывности профессионального образования государственных служащих, повсеместное внедрение информационных технологий в их профессиональную деятельность актуализировало поиск новых организационных форм и видов обучения государственных гражданских служащих.

В течение нескольких лет в ИПК ВВАГС ведущей организационной формой ведения учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий:

• кейс-технологии в сочетании с технологиями электронной почты и Интернета;

• чётко выстроенная система дистанционного обучения слушателей в межсессионный период;

• предварительная специальная подготовка слушателей к использованию электронной обучающей системы (ЭОС), которая организована в период первой очной сессии;

• разработана и введена в действие универсальная программа автоматизированной проверки тестовых работ, выполняемых слушателями в процессе дистанционного обучения.

В программы повышения квалификации включаются видеоконференции по актуальным проблемам государственного управления, организованные академией совместно с РАГС. Участие в видеоконференции позволяет слушателям получить важную информацию, ответы на злободневные вопросы социально-экономического развития территорий «из первых уст», задать интересующие вопросы и отреагировать на выступление докладчиков из федерального центра.

В ИПК реализованы инновационные методы и в административно-управленческой деятельности учебного заведения. Данное направление включает:

• процессный подход к системе плани-

рования административно-управленческой деятельности ИПК, который реализуется с помощью современных программных средств;

• разработку внутренних организационно -распорядительных документов, регламентирующих взаимодействие структурных подразделений при реализации основных направлений деятельности, а также разработку электронных моделей организационных процессов в институте;

• внедрение системы электронного документооборота между структурными подразделениями ВВАГС;

•обеспечение деятельности института электронными средствами и технологиями (поддержание бесперебойной работы электронной почты, Интернета, обновление справочных правовых систем «Гарант», «Консультант Плюс», «Консультант Плюс Регионы»; поддержка и обновление официального сайта института; поддержание в рабочем состоянии компьютерной и оргтехники);

•повышение квалификации сотрудников ИПК посредством изучения интернет-ресурсов, содержащих опыт работы учреждений дополнительного профессионального образования из других регионов;

•взаимодействие через электронную почту с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих;

•использование интернет-ресурсов для участия ИПК в конкурсах на размещение государственного и муниципальных заказов на обучение государственных гражданских и муниципальных служащих.

Ведение и анализ электронных баз данных ИПК («Слушатели», «Преподаватели», «Программы профессиональной переподготовки», «Программы повышения квалификации») дают возможность получать качественную информацию для обеспечения административно-управленческой деятельности института, осуществления систематического контроля параметров развития.

В текущем учебном году в ИПК ВВАГС была разработана и опробована принципиально новая (инновационная) технология итогового контроля знаний, провидимого в форме междисциплинарного государственного экзамена. Сущность

этой новой технологии заключается в следующем.

В объёме учебного материала, по которому осуществлялась профессиональная переподготовка, выделены две части. К одной части отнесены дисциплины, связанные с правовым обеспечением государственного или муниципального управления, а другая часть состоит из дисциплин управленческой, социально-экономической направленности, информационного обеспечения, а также коммуникативно-психологических аспектов управления.

По дисциплинам правового блока сформирован перечень вопросов, включаемых затем в экзаменационные билеты, как и ранее, «вытаскиваемые» слушателями на итоговом государственном экзамене. Этот перечень, естественно, доводится до сведения слушателей задолго до государственного экзамена. Здесь содержатся вопросы, относящиеся к правовому полю, правовой среде, в которой трудятся государственные и муниципальные служащие. Это основополагающие особенности Конституции РФ, государственное устройство Российской Федерации, ключевые положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-Ф3 от 6.10.2003 г.), правовые аспекты государственной и муниципальной службы, определяемые федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от 27.07. 2004 г.) и «О муниципальной службе в Российской Федерации» (№ 25-ФЗ от 02.03.2007 г.). Поскольку итоговый государственный экзамен является междисциплинарным, в этот перечень вопросов включены также и некоторые общие положения теории управления, экономики, информационной политики и психологии управления — количество таких вопросов ограничено (не более двадцати).

Подразумевается, что по всему спектру вопросов, включённых в экзаменационные билеты, слушатель обязан демонстрировать хорошее владение материалом. Действительно, если обучившийся не овладел этими основами, то очевидно, что он не может обеспечить эффективную работу в сфере государственной или муниципаль-

ной службы и должен искать приложение своим силам в другой профессии.

Вторая часть учебного материала (управленческий, социально-экономический, информационный и коммуникативнопсихологический блоки) в итоговом контроле оформлена в виде экзаменационных заданий, перечень которых также доводится до слушателей заранее.

Каждый слушатель по своему усмотрению выбирает одно из заданий и выполняет его в виде индивидуальной экзаменационной работы, которую при сдаче государственного экзамена предъявляет членам государственной экзаменационной комиссии. В процессе сдачи государственного экзамена слушатель отвечает на вопрос, содержащийся в билете (первая часть процедуры итогового контроля), а затем членами комиссии проводится детальная беседа с экзаменующимся по материалам представленной им экзаменационной работы. Именно в этой части итогового контроля выясняется умение выпускника использовать на практике полученные им знания, способность преломить основные положения изученного материала в своей практической деятельности. Этому способствуют и темы экзаменационных заданий, исходно формулируемые как преломление основных положений изученного материала в сфере практической деятельности государственного или муниципального служащего.

Поскольку слушатель свободен в выборе экзаменационного задания, это обеспечивает возможность максимальной приближенности выполняемой экзаменационной работы к практическим аспектам его работы, позволяет углублённо, на базе полученных при обучении знаний осмыслить реалии деятельности соответствующего органа власти, а также обоснованно подготовить предложения по совершенствованию этой деятельности.

Внедрение этой системы образовательных программ, начатое с 2005 г., шло по пути наращивания доли программ, отвечающих всем аспектам инновационности. Доля программ, отвечающих указанным критериям, в программах переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих по годам распределилась следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Доля инновационных образовательных программ в ИПК ВВАГС (2005-2009 гг.), %

Годы 5 0 © чо 0 © 2 0 © 2 00 0 © 2 2009

Доля инновационных программ 65 70 80 90 100

Общее число программ переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, отвечающих критериям инновационности, по годам представлено в табл. 2.

Таблица 2

Общее число инновационных образовательных программ в ИПК ВВАГС (2005-2009 гг.)

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 (10 мес.)

Количество программ 14 18 29 37 20

Общее число государственных гражданских служащих, обучившихся по инновационным программам переподготовки и

повышения квалификации за 2005—2009 гг., представлено в табл. 3.

Таблица 3

Общее число государственных гражданских служащих, обучившихся

по инновационным программам переподготовки и повышения квалификации ИПК _________ВВАГС (2005-2009 гг.)_________

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 (10 мес.)

Количество слушателей 548 715 6 6 40 7 5 I— 580

Итак, в целом образовательные программы ИПК ВВАГС обеспечивают инновационность образовательного процесса во всех основных аспектах. Система подчинена принципу непрерывности, базирующемуся на постоянном адекватном совершенствовании содержания образования, отражающем непрерывные и динамичные изменения социальной реальности, а также внедрении в образовательный процесс новых обучающих технологий. Эта система содержит различные компоненты её обеспечения: правовой, кадровый, программный, организационный, методический, финансовый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.