Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ БУДУЩИХ ВОЙН «АВАНГАРД»'

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ БУДУЩИХ ВОЙН «АВАНГАРД» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ / БУДУЩИЕ ВОЙНЫ / МНОГОСФЕРНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаев Виктор Иванович

В статье рассматриваются особенности подготовки российских научных специалистов. Предложены концептуальные подходы к выработке специальной программы подготовки военных научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воропаев Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROGRAM OF TRAINING MILITARY SCIENTIFIC PERSONNELFOR FUTURE WARS «AVANGARD»

The article discusses the peculiarities of the training of Russian scientific specialists. Conceptual approaches to the development of a special training program for military scientific personnel are proposed.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ БУДУЩИХ ВОЙН «АВАНГАРД»»

Инновационная программа подготовки военных научных кадров для будущих войн «Авангард»

ВИКТОР ИВАНОВИЧ ВОРОПАЕВ,

адъюнкт

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Российская Федерация, 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 100

Innovative Program of Training Military Scientific Personnel

for Future Wars «Avangard»

VIKTOR IVANOVICH VOROPAEV,

Adjunct

Military Academy of the General Staff Armed Forces of the Russian Federation Russian Federation, 119571, Moscow, Vernadsky Ave., 100

УДК 378

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки российских научных специалистов. Предложены концептуальные подходы к выработке специальной программы подготовки военных научных кадров.

Ключевые слова и словосочетания: подготовка военных научных кадров; будущие войны; многосферность; специальная программа подготовки.

Annotation. The article discusses the peculiarities of the training of Russian scientific specialists. Conceptual approaches to the development of a special training program for military scientific personnel are proposed.

Keywords and phrases: training of military scientific personnel; future wars; multi-sphere; special training program.

В условиях кардинальной трансформации системы международных отношений, ослабления международных институтов (ООН, ОБСЕ), созданных для мирного разрешения конфликтов и содействия глобальному сотрудничеству, войны, к сожалению, остаются реальностью современной жизни, а военная сила и сейчас является традиционным средством достижения политических целей. На мировой арене по-прежнему уважают и прислушиваются к государствам, располагающим мощными вооруженными силами. Страна, отстающая в подготовке военных кадров, всегда рискует своей безопасностью и суверенитетом. Еще более остро это проявляется в свете последних событий на Украине и реакции части мирового сообщества на борьбу с нацизмом.

С момента начала существования люди изобретают все более изощренные способы уничтожения как себе подобных (химическое оружие), так и всего вокруг (ядерное оружие). В этом непрекращающемся ни на секунду процессе задействуются лучшие умы человечества, для максимальной эффективности их объединяют в многотысячные коллективы (корпорация «Рэнд»1). Это, в свою очередь, влечет за собой развитие научно-технического прогресса и разработку качественно новых образцов вооружения и военной техники, в том числе гиперзвукового оружия и оружия,

1 Корпорация «Рэнд» - наиболее влиятельный аналитический центр в США. Имея в своем штате тысячи экспертов, Рэнд представляет собой надежный источник информации и политического анализа для руководителей США и их союзников // Rand Corporation: как уничтожить Россию. URL: https://www.rand.org/ (дата обращения: 05.05.2022).

основанного на новых физических принципах, параллельно идет работа и над способами защиты войск и населения от этого оружия, появляются новые формы и способы применения войск.

В войнах и вооруженных конфликтах будущего причины и источники возникновения конфликта могут лежать в целом комплексе противоречий современного мира, в том числе в экономической, социально-политической, демографической сферах жизнедеятельности. Борьба за энергоресурсы, территориальные споры, межэтнические и национальные разногласия могут стать основанием возникновения военного конфликта [1].

Учитывая данные обстоятельства, Запад в ближайшей перспективе продолжит политическое и экономическое давление на Российскую Федерацию, а с учетом наличия неурегулированных территориальных споров в Закавказье (Республики Южная Осетия, Абхазия и др.) не исключается втягивание России в международный вооруженный конфликт.

Поскольку постоянной тенденцией остается увеличение пространственного и функционального размаха вооруженного противоборства, на смену традиционным военным действиям, строго распределенным по физическим сферам, приходят объемные, проводимые одновременно во всех сферах противоборства. Внедряется принцип многосферности, который в перспективе получит дальнейшее развитие [2].

Для асимметричной реакции на существенные изменения в вооруженном противоборстве необходимо идти в ногу со временем и опережать наших вероятных противников, в том числе в вопросах, касающихся подготовки военно-научных кадров. Это возможно лишь с внедрением инновационных подходов в подготовке военных научных кадров для будущих войн.

Для выработки и обоснования способов реагирования на новые вызовы и угрозы национальным интересам России, решения новых задач, стоящих перед военной наукой, целесообразно рассмотреть возможность подготовки военных научных кадров на базе одного или нескольких вузов Вооруженных Сил Российской Федерации (Военная академия Генерального штаба ВС РФ, ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ», ВУНЦ ВМФ, ВУНЦ ВВС и др.) по специальной программе.

Военные вузы работают по государственному кадровому заказу, который рассчитывается с перспективой на несколько лет вперед. Обучение в военных вузах длится от четырех

до пяти лет. В дальнейшем молодые офицеры могут продолжить свою военную карьеру уже в видовой академии.

По окончании видовой академии в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее — ВС РФ) приходят высококвалифицированные офицеры оперативного уровня, которые, развивая свои профессиональные знания, умения и навыки, успешно продвигаются по карьерной лестнице, достигая высоких званий в армии. Следующим этапом может стать обучение в Военной академии Генерального штаба (далее — ВАГШ) ВС РФ.

Опираясь на советский опыт, существующая система военного образования предусматривает подготовку научных специалистов только в очной либо заочной адъюнктуре (ординатуре). Тема научного исследования определяется с учетом имеющегося практического и теоретического багажа знаний и ее актуальности. Научное исследование проводится в течение трех лет, и после успешной защиты адъюнктом диссертации Минобороны России получают научного специалиста в определенной области. Вместе с тем эта хорошо отлаженная еще советская многолетняя система имеет ряд особенностей:

— научное направление имеет менее выгодные преимущества в карьерном росте, так как обучение длится на год больше основного факультета вуза, но повышение категории военной ученой специальности (далее — ВУС)1 не дает, а это учитывается при назначении на вышестоящую должность;

— с момента принятия решения о научном исследовании и до реализации практических результатов проходит значительное время, исследование может потерять свою актуальность, а рекомендации командующему как воевать могут относиться уже к прошлым войнам;

— может получиться и так, что ученый, работающий над новыми формами и способами победы в «будущих войнах», даже не подозревает о параллельной работе организаций ВПК по созданию «нового оружия» и в итоге ему придется либо вообще не учитывать его возможности, либо проводить новое научное исследование;

— в настоящее время внедряется принцип многосферности, и непременным условием для исследователя в этой области становится расширенная подготовка по всем аспектам вооруженного конфликта;

— выбрав научный путь, офицер нередко теряет в финансовом отношении. В течение трех

1 ВУС: 03 - военное училище; 02 - видовая академия; 01 -ВАГШ.

лет он будет получать денежное довольствие на 15—30 % меньше своих бывших коллег в войсках, а усилий и времени для научного прорыва придется приложить немало.

Поэтому выбор научного направления для офицера должен быть осознанным. Именно от тех, кто идет в науку, зависит дальнейшее развитие теории и практики строительства, подготовки и применения ВС, проведение исследований по совершенствованию форм применения и способов действий войск в «будущих войнах», развитию вооружения, военной техники и других актуальных вопросов обеспечения военной безопасности России.

Подобные серьезнейшие задачи под силу только лучшим из лучших — военной интеллектуальной элите Российской армии. Для организации и обеспечения дальнейшей эффективной работы специалистов такого уровня нужны инновационные подходы к их подготовке.

Исходя из этого, для внедрения инновационных подходов к подготовке военных научных кадров для «будущих войн» целесообразно учесть следующие факторы:

— во-первых, существующая система подготовки военных научных кадров в целом выполняет свои задачи, но в свете интенсивного развития научно-технического прогресса и вооруженного противоборства, а также внедрения принципа многосферности назрела необходимость в подготовке научных кадров по специальной программе1, обеспечивающей комплексный подход к обучению;

— во-вторых, для успешной реализации специальной программы, повышения статуса и престижности возможно потребуется ее выделение из общего учебного процесса и непосредственное подчинение высшему руководству Минобороны России. Данный шаг — не простое заимствование западных подходов, а обоснованная необходимость подбора кандидатов на межокружном уровне, что обеспечит равные для всех возможности получения элитного образования через тщательный отбор действительно способных кандидатов для поступления;

— в-третьих, подчинение высшему руководству Минобороны позволит обеспечить необходимое финансирование специальной программы и, соответственно, обеспечение учебного процесса самой современной учебно-материальной базой, так необходимой для качественной подготовки слушателей;

1 Специальная программа предполагается как инновационный подход, дополнение к существующей системе подготовки военных научных кадров, в качестве эксперимента.

— в-четвертых, особый статус специальной программы придаст новый импульс развитию военного дела, совершенствованию процесса обучения и воспитания личного состава и тем самым будет способствовать повышению уровня боевой готовности и боеспособности вооруженных сил страны.

В настоящее время одной из основных проблем для военной науки в целом можно считать нереализованность научного творческого потенциала младших офицеров в самой активной своей фазе (25—30 лет), когда у офицера еще сохранились и знания, и желание их расширить, углубить и применить. Основная причина в том, что одаренные курсанты по окончании вуза по целому ряду причин, кроющихся в буднях повседневной деятельности войск, могут так и не задействовать в полной мере свой научный потенциал. Обусловлено это тем, что руководящие документы спускаются от вышестоящего командования и не предусматривают дальнейшей научной проработки, а необходимы для оперативного реагирования.

Основная концепция специальной программы «Авангард» (таблица 1) строится на том, что с помощью существующих отечественных и приспособленных зарубежных методик из каждого военного округа отобрать определенное количество кандидатов от каждого вида и рода войск по следующим требованиям:

— младшие офицеры, имеющие высшее образование (специалитет или магистратура);

— имеющие опыт практической работы на офицерских должностях не менее двух лет, положительно зарекомендовавшие себя по службе, в возрасте 25—30 лет для заключения с ними (десятилетнего) контракта о прохождении военной службы на период обучения два года по специальной программе «Авангард» (магистратура научной направленности), один год — в частях, оснащенных новейшими образцами ВВСТ (для приобретения практического и теоретического опыта), три года — в ВАГШ (ВУНЦ) (по программе адъюнктуры), один год — в частях, оснащенных новейшими образцами ВВСТ (для реализации практических результатов научного исследования), три года — в Военном инновационном технополисе (ЦОВУ);

— офицеры, отобранные для подготовки по специальной программе, далее участвуют в конкурсных вступительных испытаниях непосредственно в вузе, которые проводятся как в устной, так и в письменной форме или с сочетанием указанных форм (задача — отобрать лучших креативных лидеров, способных проводить научное исследование);

Таблица 1.

Подготовка специалистов по программе «Авангард»

Сроки Место проведения Цель мероприятий

I этап (отбор кандидатов, поступление и обучение по программе «Авангард» (научный специалист, базовый уровень)

За шесть месяцев до вступительных испытаний в вузе Воинские части Военных округов Отбор кандидатов для обучения по программе «Авангард»

За три месяца до вступительных испытаний в вузе Кадровые органы Военных округов Предварительное тестирование и подготовка для сдачи вступительных испытаний отобранных кандидатов

За один месяц перед началом основного набора в вузы ВАГШ (ВУНЦ) ВС РФ Сдача вступительных испытаний (тестирование; экзамен по физической подготовке)

Два года ВАГШ (ВУНЦ) ВС РФ Оперативная подготовка научной направленности (оперативная — 60 %; научная — 40 %)

II этап программы «Авангард» (научный специалист)

Один год Воинские части Военных округов, оснащенные новейшими образцами ВВСТ Приобретение практического и теоретического опыта

III этап программы «Авангард» (научный специалист высшей квалификации)

Три года ВАГШ (ВУНЦ) ВС РФ Подготовка по программе адъюнктуры (получение ученой степени кандидата наук)

Один год Воинские части Военных округов, оснащенные новейшими образцами ВВСТ Реализация практических результатов научного исследования (при необходимости корректировка)

VI этап программы «Авангард» (практическая реализация)

Три года Военный инновационный технополис; научные организации; ЦОВУ; преподаватель; докторантура Развитие российской военной науки

На первом этапе в ходе подготовки по программе магистратуры (на базе ВАГШ ВС РФ) для достижения необходимого уровня подготовки высококлассных «многосферных» специ-

алистов целесообразно привлечь лучших военных и гражданских профессоров (ВАГШ, МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, МГТУ имени Н. Э. Баумана и т. д.).

Военное училище Войска Видовая академия Войска Адъюнктура Войска

Корректировка научных результатов

Проведение научного исследования

Подготовка теоретической базы

Способность определить объект и предмет Проводится в течение 6-ти лет

Общие понятия о науке Проводится в течение 3-х лет

Рис. 1. Эффективность программы «Авангард» по качеству подготовки научных результатов

В этом случае удастся подготовить «Авангард», который обеспечит развертывание главных сил для решающего сражения.

Предлагаемая программа «Авангард» позволит повысить в два раза эффективность

подготовки научных результатов за счет увеличения продолжительности и качества проведения научного исследования (рисунок 1), позволит сократить время подготовки военного научного специалиста на 6 лет.

ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ВИДОВАЯ АКАДЕМИЯ АДЪЮНКТУРА НАУЧНЫЙ

СПЕЦИАЛИСТ

^^Существующая система подготовки ^^Программа "Авангард"

Рис. 2. Эффективность программы по временным параметрам

Данные предложения выработаны в ходе анализа зарубежных подходов в этой области [3], на основе практического опыта, полученного в центральных органах военного управления, в ходе преподавательской, научной работы, и носят рекомендательный характер.

Они могут послужить хорошим заделом для так необходимого научного рывка, являясь инновационным подходом к подготовке военных научных кадров, необходимых для решения приоритетных геополитических, военно-стратегических, военно-экономических и инновационно-технологических проблем в интересах обороны страны.

Список литературы:

1. Воропаев В. И. Инновационные подходы к подготовке военных научных кадров для «будущих войн» // Вестник военного образования. 2021. № 4.

2. Зарудницкий В. Б. Характер и содержание военных конфликтов в современных условиях и обозримой перспективе // Военная мысль. 2021. № 1.

3. Корчагин С. А. Основные документы, регламентирующие инновационную деятельность Пентагона // Зарубежное военное обозрение. 2017. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.