Научная статья на тему 'Инновационная программа как средство достижения нового качества педагогического образования'

Инновационная программа как средство достижения нового качества педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная программа как средство достижения нового качества педагогического образования»

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

Инновационная образовательная программа «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»

Г. А. Бордовский,

ректор

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начало XXI в. характеризуют многие определения: постиндустриальное общество, информационное общество, эпоха глобализации, технократическое общество и др. Все эти определения в той или иной степени свидетельствуют о том, что наступивший век — это век реформирования образования. И это не случайно. В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфра-стуктуры становятся непременным условием становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан. Во всех странах мира, независимо от уровня их экономического развития решаются общие проблемы: как увеличить доступ людей к образованию на любом этапе их жизненного пути при наличии разных стартовых возможностей и потребностей; как сделать образование качественным, отвечающим требованиям, предъявляемым развивающимся обществом и рыночной экономикой; как средствами образования подготовить человека к постоянно изменяющимся условиям жизни и труда.

За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, увеличивающей меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования и, прежде всего, к педагогическим кадрам, которые призваны обеспечивать новое качество массового образования.

За последние годы система высшего, в том числе педагогического образования, существенно изменилась в ответ на «вызовы времени». Эти изменения стали предметом исследования для многих ученых (философов, культурологов, педагогов, психологов, философов, культурологов, методистов различных предметных областей и др.). За эти годы коллектив РГПУ им. А. И. Герцена начал системные преобразования на основе накопленного нового научного знания об университетском образовании в постиндустриальном обществе:

• об интегративных (личностных и профессиональных) характеристиках современного специалиста образования;

• о педагогическом образовании как открытой, гибкой, развивающейся социокультурной, образовательной, научной и экономической системе;

• о закономерностях становления и развития многоуровневой модели высшего образования;

• о подходах к структурированию и выстраиванию содержания профессионального образования;

• о разнообразных технологиях высшего образования;

• об особенностях подготовки педагогических кадров для различных ступеней, уровней, направлений и профилей отечественного образования;

• о роли и месте педагогического университета в отечественном и мировом образовательном пространстве;

• о подходах к оценке качества университетского образования.

Однако образовательная ситуация в стране под воздействием экономических и социокультурных факторов постоянно меняется (идет модернизация общего образования; осуществляется переход на новую систему подготовки в вузах; складывается система социального партнерства с работодателями; существенно меняются дети и молодежь, их отношение к образованию; повышается ответственность образовательных учреждений перед обществом; стремительно растет конкуренция между вузами и др.). Складывающаяся ситуация предъявляет новые требования к профессиональной деятельности педагогических работников (учителей, воспитателей, педагогов, преподавателей всех ступеней профессионального образования, специалистов, работающих в учреждениях дополнительного образования, и т. д.). Необходимость существенных системных перемен не всегда принимается профессиональным педагогическим сообществом, и в силу этого они не реализуются в необходимой мере.

Не секрет, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. высшая школа оказалась в непривычной

ситуации — ситуации жесткой конкуренции. Необходимость разрешения этой ситуации обусловила появление Болонской декларации, которую Россия подписала в сентябре 2003 г.

Можно утверждать, что сегодня речь идет о противостоянии двух систем подготовки: консервативной — подготовки дипломированных специалистов, реализуемой по линейному принципу с указанием конкретной специальности, что формирует достаточно высокий уровень доверия со стороны работодателей; современной — практи-ко-ориентированной подготовки, тесно связанной с производством, технологиями, рынком.

В этих условиях действия коллектива любого университета должны быть направлены и на создание новых преимуществ через освоение выгодных рыночных позиций, и на развитие внутренних возможностей, результативности деятельности. Отличительная черта такого управленческого подхода заключается в том, что организация, достигшая высокой зрелости, сможет конкурировать на любых рынках.

В связи с этим актуализируется значимость программы развития университета как системы, обеспечивающей современное качество образования, а значит, и качество человеческого капитала, от которого зависит будущее страны.

Анализ результатов выполнения программ развития Герценовского университета 1996-2000 и 2001-2005 гг., достижений и нерешенных проблем, современной ситуации развития образования и образовательного сектора экономики, а также осмысление имеющихся ресурсов и глубокая убежденность коллектива герценовцев в высокой социальной значимости миссии РГПУ им. А. И. Герцена обусловили выбор следующих приоритетов развития как стратегических направлений программы университета на 2006-2010 гг.:

• обновление качества университетского образования;

• обеспечение инновационности научной деятельности университета;

• научно-методическое обеспечение развития региональных систем образования.

С победой Герценовского университета в конкурсе вузов, реализующих инновационные образовательные программы, в качестве основного механизма развития РГПУ им. А. И. Герцена выступает инновационная образовательная программа «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». Программа ориентирована на решение проблем совершенствования высшего профессионального образования на принципиально иной методологотехнологической основе, которая формирует профессиональные компетентности и новое качество профессиональной личности, адекватные непрерывным процессам изменяющегося мира и общества. В основе программы лежит концепция гуманитарных технологий, которые отражают особенности социального взаимодействия в современных условиях, а именно в таких областях, как политика, межкультурное, межкон-фессиональное, межпоколенное, межполо-вое взаимодействие, взаимодействие в кризисных ситуациях, в сфере современного профессионального взаимодействия (социальное партнерство, гуманитарная экспертиза, переговоры, сопровождение, консультирование и т. д.).

Гуманитарные технологии — это ресурсоемкие технологии. Под ресурсом в них понимается:

• этика, ценности, междисциплинарные знания, идеи, знаковые системы, полиэтническое, поликультурное, межконфессио-нальное, транспрофессиональное и межличностное взаимодействие;

• доверие, толерантность и ответственность, перевод их в разряд деятельностных целей и задач, программ, проектов и технологических решений;

• наличие специалистов, способных разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы;

• наличие финансов и современной информационно-материальной базы и среды.

Креативное мышление и профессиональная этика являются основной чертой гуманитарных технологий.

Потребность в специалистах данного профиля на рынке труда только формируется. В содержании проекта заложена опережающая стратегия подготовки трудовых ресурсов, новых типов занятости и компетентностей. По сути, это означает появление индикаторов нового качества рабочей силы и наличие факторов повышения качества жизни в условиях современной экономики.

Программа решает вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по инновационному направлению деятельности, а также выступает само-организующей системой инновационного обновления методов, форм и технологий обучения в вузе на современной научнометодологической основе, учитывающей и развивающей новейшие отечественные и зарубежные междисциплинарные исследования в сфере теории коммуникации и коммуникативных стратегий, герменевтики, философской антропологии, культурологии, семиотики, социопсихологии, менеджмента организации и управления человеческими ресурсами.

Новое содержательное качество подготовки специалиста возникает на основе синтеза теории коммуникации, герменевтики и семиотики, психологии и прикладных наук, а также освоения антропо-, социо- и культу-ротехник, ориентированных на решение проблем человека и человеческих ресурсов в условиях меняющегося социума.

Гуманитарные технологии проектируются на междисциплинарной основе с использованием комплексного гуманитарного и естественнонаучного знания на основе ком-петентностного и сетевого подходов. Информация превращается в самостоятельный элемент гуманитарных технологий, выполняющий посредническую функцию между участниками процесса.

Цели программы:

• повышение качества образования и конкурентоспособности университета;

• улучшение условий саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности университета;

• обновление педагогического образования на основе гуманитарных технологий;

• повышение эффективности научноинновационной деятельности университета;

• повышение значимости специалистов в области гуманитарных технологий в обществе и бизнес-среде;

• повышение инвестиционной привлекательности образования в области гуманитарных технологий для социальной сферы;

• повышение социальной и экономической эффективности российского образования;

• повышение уровня интегрированности и эффективности взаимодействия образования, общества и бизнеса.

Инновационная система подготовки специалистов реализуется через образовательные программы бакалавриата, магистратуры, программ дополнительного образования, программ повышения квалификации.

К принципиальным свойствам данной системы относятся вариативность, нелинейность, индивидуально ориентированный способ освоения компетентностей. Отличительной особенностью системы является принцип модульно-компетентностного «ап-грейдинга» образовательных программ, позволяющий наращивать необходимые компетентности для осуществления гуманитарно-технологических функций в самом широком пространстве подготовки и повышения квалификации специалистов.

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

7 марта 2007 г. на расширенном заседании Ученого совета с участием представителей всех факультетов и других структурных подразделений состоялась презентация инновационной образовательной программы нашего университета как победившей в конкурсном отборе среди программ вузов в рамках приоритетного

Формат инновационной образовательной программы включает ряд сопоставляемых модулей и реализуется в двух основных формах: через дополнительные образовательные программы и магистерскую образовательную программу.

Освоение дополнительной образовательной программы реализуется широким вариативным способом: обучающимся в программе предлагается выбор 38 вариативных профильно-ориентированных модулей в зависимости от осваиваемой специализации, а также возможность конструирования индивидуального вектора и формирования компетентностей за счет выбора курсов из разных модулей.

Освоение одного профильного модуля завершается присвоением дополнительной квалификации, освоение части фиксируется выдачей университетского сертификата.

Освоение самостоятельной магистерской образовательной программы по гуманитарным технологиям в социальной сфере включает в себя:

• инвариантный модуль «Методология гуманитарного исследования в социальной сфере» (с подготовкой и защитой магистерской диссертации);

• вариативный профильно-ориентированный модуль, определяющий специализацию магистра.

Убежден, что выполнение этой инновационной образовательной программы будет способствовать существенному повышению качества специалистов, ориентированных на работу в сфере «человек—человек».

С. А. Гончаров,

проректор по учебной работе

ПРОГРАММА: НАЧАЛО РЕАЛИЗАЦИИ*

национального проекта «Образование». Затем была разработана целая система организационных мероприятий и определены человеческие ресурсы, которые были сориентированы на решение задач по подготовке к запуску программы. Главная задача подготовительного этапа заключалась в разработке приложений к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.