Научная статья на тему 'Инновационная проектная деятельность в управлении результативным развитием экономики'

Инновационная проектная деятельность в управлении результативным развитием экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕНЧМАРКИНГ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ / ПРОЕКТЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ / ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВО ВРЕМЕНИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ И СИСТЕМНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсолонко Владимир Андреевич, Подсолонко Елена Адольфовна

В статье рассмотрены пути результативного развития экономики, продемонстрировано преимущество инновационного подхода к проектной деятельности. Обоснована актуальность такого подхода, заключающегося в ориентации проектной деятельности на взаимодействие всех проектов развития экономики между собой в процессе обеспечения приближения промежуточных и конечных результатов развития к лучшим в мире аналогичным показателям с последующим их опережением. Целью исследования является формирование совокупности инновационных проектов, позволяющих функционально отразить возможность управления результативным развитием экономики. Основу методологии исследования представляет применение бенчмаркинга, ориентированного на формирование проектов инновационного опережающего развития экономики. Результаты исследования показали отличия функционального содержания профессиональной деятельности персонала по текущему и стратегическому управлению развитием экономики. Обеспечение результативного развития экономики базируется на приобретении и актуализации умений и навыков инновационного формирования соответствующих проектов социально-экономического развития общества. Инновационная проектная деятельность может быть эффективной, если она будет охватывать как непосредственно процессы социально-экономического развития общества, страны, ее федеральных округов и их субъектов, но и как основу исследовательскую и образовательную деятельность, а также все составляющие системы управления экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подсолонко Владимир Андреевич, Подсолонко Елена Адольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная проектная деятельность в управлении результативным развитием экономики»

ИНВЕСТИЦИИ

УДК: 338.28:332.146.2

Подсолонко Владимир Андреевич,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры государственного и муниципального управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Подсолонко Елена Адольфовна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Podsolonko Vladimir Andreevich,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of State and Municipal Administration,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Podsolonko Elena Adolfovna,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ

INNOVATIVE PROJECTACTIVITY IN THE MANAGEMENT OF THE RESULTS OF

DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

В статье рассмотрены пути результативного развития экономики, продемонстрировано преимущество инновационного подхода к проектной деятельности. Обоснована актуальность такого подхода, заключающегося в ориентации проектной деятельности на взаимодействие всех проектов развития экономики между собой в процессе обеспечения приближения промежуточных и конечных результатов развития к лучшим в мире аналогичным показателям с последующим их опережением.

Целью исследования является формирование совокупности инновационных проектов, позволяющих функционально отразить возможность управления результативным развитием экономики. Основу методологии исследования представляет применение бенчмаркинга, ориентированного на формирование проектов инновационного опережающего развития экономики.

Результаты исследования показали отличия функционального содержания профессиональной деятельности персонала по текущему и стратегическому управлению развитием экономики. Обеспечение результативного развития экономики базируется на приобретении и актуализации умений и навыков инновационного формирования соответствующих проектов социально-экономического развития общества.

Инновационная проектная деятельность может быть эффективной, если она будет охватывать как непосредственно процессы социально-экономического развития общества, страны, ее федеральных округов и их субъектов, но и как основу — исследовательскую и образовательную деятельность, а также все составляющие системы управления экономикой.

Ключевые слова: инновационное развитие экономики, проектная деятельность, бенчмаркинг инновационной экономики, проекты опережающего развития, управление результативным развитием экономики, проекты развития экономики во времени, функциональные отличия и системная преемственность инновационных проектов.

The article considers ways of effective development of the economy, demonstrated the advantage of an innovative approach to project activities. The relevance of this approach is grounded in the orientation of the project activity on the interaction of all projects of economic development among themselves in the process of ensuring the approximation of intermediate and final results of development to the best in the world similar indicators with their subsequent advance.

The aim of the study is to form a set of innovative projects that allow to functionally reflect the possibility of managing the productive development of the economy. The basis of the research methodology is the use of benchmarking, focused on the formation of innovative innovative development of the economy.

The results of the research showed differences in the functional content of the professional activities of personnel in the current and strategic management of economic development. Ensuring the effective development of the economy is based on the

122

acquisition and actualization of skills and skills of innovative formation of relevant projects for the socio-economic development of society.

Innovative project activities can be effective if it covers both the processes of social and economic development of the society, the country, its federal districts and their subjects, but also as a basis — research and educational activities, as well as all components of the economic management system.

Keywords: innovative development of the economy, project activity, benchmarking of innovative economy, projects of advanced development, management of effective economic development, economic development projects in time, functional differences and systemic continuity of innovative projects.

ВВЕДЕНИЕ

В 2008 г. при формировании концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) было намечено опережающее развитие человеческого потенциала в процессе формирования экономики знаний и высоких технологий, определяющих инновационный социально ориентированный тип развития экономики и ведущий сектор национальной экономики. При этом подчеркивалась необходимость создания условий для развития способностей каждого человека, повышающих конкурентоспособность человеческого капитала и позволяющих создать национальную инновационную систему с центрами глобальной компетенции.

В числе решаемых задач, формирующих национальную инновационную систему, важное место отведено развитию образования для развития инновационной экономики в направлении стимулирования междисциплинарной и межотраслевой кооперации при создании единого научного и образовательного пространства.

В обеспечении основных направлений реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. № 2227-р, приложение № 1 к стратегии) подчеркивается необходимость интеграции в образовании обучения с практикой, а также — внедрения новых стандартов и технологий обучения навыкам для инновационной экономики. Важная роль при этом отводится подготовке кадров для инновационной политики и ее мероприятий, включая непрерывное образование с актуализацией умений и навыков персонала.

В процессах осуществления мероприятий по формированию компетенций инновационной деятельности намечено реализовать модель прикладного бакалавриата по экономическим и управленческим направлениям, а также — повышение квалификации и переподготовка управленческого персонала инновационных предприятий и организаций, органов государственного и муниципального управления, их мотивация через центры повышения квалификации.

Практика последних лет показывает, что все эти задачи можно решить достаточно эффективно, расширив применение форм и методов обучения будущих руководителей и работающего персонала навыкам проектной деятельности. При этом необходима большая подготовительная работа по созданию институционально-методического обеспечения процессов обучения проектной деятельности.

Дискуссии о преимуществах для результативного развития экономики всеобъемлющего или прикладного подхода в подготовке управленческих кадров ведутся уже давно. При всеобъемлющем подходе считается, что чем больше знаний по объему и содержанию получит будущий управленец во время обучения, тем легче он сможет адаптироваться в сложном, быстроизменяющемся мире. Сторонники прикладного подхода уверены, что полученные будущим или функционирующим руководителем навыки и умения решать реальные задачи, востребованные непосредственно сегодня, позволят без особых проблем включиться в современный процесс функционирования различных ячеек общества.

Попытки совместить преимущества каждого из этих подходов, предпринятые нами еще в конце прошлого века, не встретили поддержки. Однако выпускники факультета управления Таврического национального университета имени В.И. Вернадского, умеющие сочетать полученные компетенции классического университетского и прикладного образования, востребованы не только в Украине и России, но и в США, Австралии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швейцарии и др. странах мира.

В своей работе «Методология интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему управления регионом» [1] Грошева Н.Б. отмечает, что значимость инновационных проектов для региона и в количестве, и в качестве, которое «определяется положительным влиянием проекта на благосостояние населения. ... необходима система проектного менеджмента, внешнего управления проектной средой на региональном уровне», что требует особых подходов в образовании и подготовке руководителей, способных не только достигать поставленных целей, а и инициировать, и эффективно реализовать необходимые для развития региона инновационные проекты.

В 2014 г. Маркова С.М. и Горлова В.Г. доказали преимущества применения проектных технологий обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования [2]. В 2016 г. под ре-

123

дакцией Осколковой Н.В. опубликован сборник материалов конференции «Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС», в которой авторы дискутируют о возможностях повышения качества образования в образовательных учреждениях всех уровней на основе проектной и исследовательской деятельности [3]. Еще в 2005 г. Нуриев Г.Г. акцентировал внимание на формировании принципов построения систем управления качеством образования в вузе, создании внутри высших учебных заведений систем управления качеством, обосновании предпосылок к их созданию, выявлению особенностей их разработки и внедрения [4, 5]. Ученые Воронежского государственного университета инженерных технологий в своих работах доказали необходимость инновационной активности организаций для формирования инновационной экономики в регионах РФ [6], исследовали особенности планирования сбалансированного развития инновационной и инвестиционной политики [7], на основании чего сформулировали концептуальные аспекты сбалансированного развития бизнес-организаций [8]. В своих работах коллеги продемонстрировали и доказали необходимость создания инновационного ландшафта для промышленно-территориального развития [12], проанализировали внешние факторы влияния на инновационную активность промышленного предприятия [11].

Вопросы развития человеческого капитала в контексте инновационного развития экономики региона [9], оценка уровня инновационного развития региона [10], обоснование экономических решений по инвестированию инновационных проектов рационализация инвестирования инновационных проектов [13] и другие вопросы, связанные с поиском путей повышения результативности развития экономики посредством инновационной и проектной деятельности по отдельным ее составляющим, исследуются учеными РФ и других стран мира.

В последние годы все более популярным становится применение в процессах управления экономикой разработки проектов по отдельным составляющим развития экономики с ориентацией на применение специальных прикладных умений и навыков по реализации на практике результатов этих проектов. Международный опыт такого проектирования показывает, что весь этот процесс можно подчинить конечным целям развития общества, любой его ячейки. Ниже представлена попытка рассмотреть один из вариантов универсального и системного решения этой проблемы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью работы служит разработка функционального содержания совокупности взаимосвязанных проектов результативного развития экономики до уровня международных стандартов и их последующего инновационного опережения. Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач приобретения и актуализации навыков и умений разработки и реализации специализированных проектов как на учебных, так и на практических объектах развития экономики для уровня страны, федеральных округов и их субъектов, отраслей хозяйствования, предприятий и организаций. РЕЗУЛЬТАТЫ

Высокая значимость результативности социально-экономического развития всех составляющих экономики для страны в целом и ее населения определяет и уровень внимания к проектам ее развития, к персоналу, ответственному как за разработку, так и тем более, за их реализацию. По всей видимости в состав такого персонала должны входить представители всех видов экономической деятельности и при необходимости — отраслей хозяйствования и даже — крупнейших и наиболее эффективно-результативных предприятий и организаций. Безусловно, такая деятельность должна осуществляться под эгидой вице-премьер министра, быть совершенно прозрачной для всего населения, а главное — ориентированной на достижение сформулированной выше цели и решение поставленных при этом задач.

Учитывая современные достижения информационных технологий такая работа может быть организована в онлайн режиме, без отвлечения с мест проживания всех ее участников и с оплатой результативности их труда, превышающей в разы традиционную заработную плату.

В структуре таких виртуальных образований как стержень должна быть служба проектного формирования конечного результата социально-экономического развития страны в виде валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (III 1С) на душу населения, поэтапно приближающегося к лучшим мировым достижениям. Остальные подразделения должны быть ориентированы на проекты формирования всех промежуточных результатов, составляющих конечный показатель.

Учитывая потребность в достаточно больших затратах времени на создание такой структуры подразделений по всей стране, вполне возможно начать одновременно на всех уровнях деятельность по проектной организации производства продукции и оказания услуг. Традиционно в нашей стране редко на местах начинают даже очень необходимую деятельность, если «сверху» нет указаний и даже непосредственной координации или контроля. Вместе с тем, уже появились активисты проектной деятельности в разных сферах и «в частности» — в образовательных и научно-исследовательских организациях. Поэтому обобщение и развитие такого опыта позволит ускорить решение общей задачи в достижении поставленной в работе цели.

124

Создание институционально-методического обеспечения

На первом этапе для всех уровней и звеньев необходимо формирование координационно-методического центра (КМЦ) ПД.

На втором этапе каждый КМЦ для своего круга организаций осуществляет разработку организационных и общеметодических материалов ПД, по структуре которых проводит обоснованное специализированное формирование рабочих групп (РГ) ПД по специальностям, по видам экономической деятельности.

На третьем этапе начинается содержательная подготовительная работа — формирование силами РГ ПД классификаторов профессий и должностей, организующих функционирование каждой специальности по видам экономической деятельности с учетом их отличий во времени и пространстве.

На четвертом этапе появляется возможность создания организующих проектов в форме разработки по каждой профессии и ее должностям состава целей, решаемых задач и используемой информации для их реализации (РГ ИПД).

На пятом этапе, базируясь на материалах четвертого этапа, разрабатывается проект, как выявление состава исходных данных, формирующих необходимые знания, умения и навыки для выполнения функций персонала по всем должностям специальности классификатора профессий третьего этапа (РГ ИПД).

На шестом этапе, в развитие разработок пятого этапа, осуществляется оценка вклада и практической значимости каждой совокупности исходных данных в формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей по конкретным профессиям классификаторов.

На седьмом этапе в соответствии со структурой классификатора этапа 3 проводится выявление общности исходных данных и их группировка по элементам процессов социально-экономического развития и областям знаний по составляющим профессиям специальностей, обоснование содержания сертификации по этим элементам промежуточных знаний, умений и навыков по низовым и средним профессиям для оформления к выдаче соответствующих сертификатов или дипломов по этим профессиям.

Восьмой этап — разработка РГ ИПД учебно-методических материалов по каждой из специальностей по всему набору профессий, обслуживающих эти специальности для последующей их реализации в прикладных проектах.

При этом необходима постоянная по графику независимая экспертиза целенаправленности и взаимодействия КМЦ с работой РГ ИПД.

Ориентировочный состав прикладных проектов организаций

Наибольший эффект в ИПД может быть получен при одновременном создании РГ на всех уровнях — государственном, отраслевом, в федеральных округах и их субъектах, на предприятиях и в организациях. При этом для любого из этих уровней состав прикладных проектов может включать:

• проект «пользователи персональным компьютером — общие навыки»;

• проект «электронное обеспечение повседневных потребностей» в жизни семьи и всех ее членов (покупки, жилищно-коммунальные услуги и т. д.);

• проект «электронное обеспечение образовательной деятельности и научно-конгрессных мероприятий» (лекций, презентаций, видеоконференций, информационной подготовки по литературному и статистическому обзору, дистанционного образования, с разработкой веб-сайтов этих мероприятий);

• проект «лаборант-исследователь и организатор» (с учетом специфики каждой специальности);

• проект «электронное делопроизводство» (в науке и образовании, торговой, индивидуальной и семейной предпринимательской деятельности в малом и среднем бизнесе, в строительной организации, в организациях аграрно-промышленного комплекса — АПК, на транспорте, в здравоохранении, в сфере услуг...);

• проект «социальная защищенность трудового коллектива» (научного и учебного заведения, здравоохранения, сферы услуг, в АПК, в строительстве, на транспорте, в промышленности, в малом и среднем предпринимательстве.);

• проект «социальная защищенность населения на территориях проживания» (в поселках сельской местности, в районных центрах, в малых, средних и крупных городах.);

• проект «экологическая безопасность технологий и территорий проживания населения» (полная переработка первичных природных ресурсов и твердых бытовых отходов — ТБО, полная очистка сточных вод и повторное их использование, полная очистка газообразных отходов, выхлопов с заменой энергетических источников, максимальное использование возобновляемых и вторичных ресурсов, возрождение утраченных ранее в веках и в обозримом прошлом зеленых насаждений с учетом климатических особенностей регионов, создание накопителей паводковых вод, преобразование болотных неугодий в сети каналов и водоемов рыборазведения, рациональное развитие сети межрегиональных, междугородних и внутригородских автомобильных дорог и автопарковок.);

• проект «бенчмаркинг социально-экономического развития объектов исследования и управления» (страны, региона, отрасли, муниципального субъекта, предприятия или организации и их подразделений.);

125

• проект «программа повышения эффективности социально-экономического развития объектов управления» (страны, отраслей по видам экономической деятельности, федеральных округов (ФО) и их субъектов, городов, районов и поселков, предприятий и организаций, трудовых коллективов, подразделений...);

• программа — проект «оперативная разработка и реализация графиков текущей организации производства в объектах социально-экономического развития» (с учетом специфики и масштабов субъектов);

• проект «результативность управления социально-экономическим развитием объектов и субъектов» (страной, ФО, их субъектами, отраслями хозяйствования, предприятиями и организациями, коллективами работников.);

• проект «концепция социально-экономического развития объектов управления» (страна, ФО, субъекты ФО, районы и города субъектов ФО, предприятия и организации, виды экономической деятельности.);

• проект «стратегия инновационного социально-экономического развития объектов управления» (страны, ФО и их субъектов, видов экономической деятельности и их отраслей, предприятий и организаций, муниципальных территорий.);

• проект «мониторинг реализации стратегии инновационного социально-экономического развития объектов» (страны, ФО и их субъектов, видов экономической деятельности и их отраслей, предприятий и организаций, муниципальных территорий.).

Приведенный перечень прикладных проектов может быть реализован последовательно, а в особых случаях могут быть выбраны приоритеты решения задач ПД для конкретных организаций.

Условия выбора приоритетов диктуются спецификой каждой организации, но вместе с тем к ним можно предъявить общие требования:

• необходимость применения решаемой задачи преимущественно во всех сферах деятельности человека и практически во всех специальностях и их профессиях;

• организационно-техническая доступность во времени и пространстве осуществления решения задачи в соответствии с потребностями в ее результатах;

• независимость потребности в результатах задачи от профессии и занимаемой должности.

Прикладные проекты НПД для низового и среднего уровня управления экономикой.

Пример разработки таких проектов можно привести как необходимых для первичного получения знаний, умений и навыков, так и для их актуализации работающего персонала.

Предложенным трем условиям из приведенных ранее обобщенных задач достижения главной цели отвечает прежде всего проект «пользователи персональным компьютером — общие навыки». Этот проект может быть приоритетным среди всех других из перечисленных ранее — №1. Учитывая современный уровень доступности персональных компьютеров для населения, для студентов выполнение этого проекта может потребовать всего лишь 10-15 занятий с соответствующей сертификацией «общих навыков пользователя персонального компьютера».

На основе полученных умений и навыков в проекте № 1 также за 10-15 практических занятий слушатели могут выполнить следующий проект № 2 «электронное обеспечение повседневных потребностей», а еще в 15-20 занятий — проект № 3 «электронное обеспечение обучения и научно-практических мероприятий», также с соответствующей сертификацией умений и полученных навыков по выполнению конкретных видов работ, перечисленных ранее для примера и не вошедших в это перечисление. Очевидно главным результатом выполнения этих трех проектов должно быть присвоение квалификации служащего низшей категории с наименованием получаемой при этом профессии, к примеру, «пользователь персонального компьютера (ПК)» — по проекту № 1, «оператор ПК по организации обеспечения повседневных потребностей» — по проекту № 2, «оператор ПК по обслуживанию учебных и научно-практических мероприятий» — по проекту № 3. Условием же получения этого главного результата должно быть практическое участие в компьютерном сопровождении какого-то из перечисленных ранее мероприятий.

Проводившиеся нами в прежние годы международные конференции, летние школы предпринимательства, академии и т. п. с участием ученых, практиков, преподавателей и студентов подтверждают важность для них документа не только в виде Свидетельства об участии, а прежде всего в квалификационном соответствии профессиональным потребностям в них [14-16]. В какой-то степени оплата разработки сайта или обслуживания видеоконференции из стоимости проводимого мероприятия смягчали ситуации, но они были разовыми мерами. Получение же сертификатов соответствия или дипломов, от проекта к проекту с повышающимся уровнем квалификации профессии служащего, будет иметь большее значение особенно для каждого студента в его жизни.

Известно, что еще на первом курсе обучения студентов в содержании проектов может появиться специфика каждой специальности, в рамках учебных дисциплин «Введение в специальность». Каждая из таких специальностей имеет специфические лаборатории, в которых проводятся как теоретические, так и практические занятия по основам их учебных дисциплин, обслуживаемые солидным штатом

126

лаборантов-исследователей и организаторов. Подобно этим лабораториям, но на более высоком технологическом и техническом уровнях в стране имеются крупные предприятия, организации и целые отрасли хозяйствования, обеспечиваемые деятельностью таких «лаборантов» с более высоким уровнем образования.

Поэтому проект N° 4 целесообразно посвятить «подготовке лаборантов исследователей и организаторов» по каждой специальности с ориентацией их деловых функций не только на условия учебных лабораторий, но и на реальные условия функционирующих предприятий и организаций. Как правило, для каждой специальности учебные лаборатории представляют собой помещения, в которых проводятся семинарские, лабораторные или практические занятия по какому-либо виду деятельности обучаемой специальности. К примеру, по специальности «государственное и муниципальное управление» это могут быть лаборатории: «федерального развития»; «отраслевых инноваций», «муниципальных решений».

Как видно из наименований таких лабораторий, решаемые в них задачи существенно отличаются. Так, федеральное развитие охватывает проблемы пространственного развития на основе социально-экономического развития каждого федерального округа и выравнивания в них уровня благосостояния и качества жизни их населения. Отраслевые инновации охватывают вопросы оценки уровня совершенства технологий по видам экономической деятельности и их отраслям хозяйствования. Обе эти лаборатории ориентированы на государственное управление территориально-отраслевым развитием страны, для обучения навыкам которого отдельно формируют проект № 4.1 «Управление федеральным развитием» и проект № 4.2 «Управление инновационным развитием отраслей». Третья лаборатория решает задачи управления муниципальными территориями субъектов федеральных округов и базируется на обучении умениям и навыкам подготовки муниципальных решений в отдельном проекте № 4.3 «Муниципальное управление».

Следует отметить, что в каждом из этих проектов есть много составляющих, охватывающих содержание и структуру каждого из этих трех сложных направлений деятельности. Поэтому общее задание для каждого проекта должно позволять увидеть содержание этих направлений деятельности, сформировать их структуру и обоснованно сформулировать основы их взаимодействия и взаимозависимости. Для работающего персонала эти вопросы должны рассматриваться с позиций постоянно происходящих изменений условий процессов инновационного социально-экономического развития, необходимости обновления знаний, умений и навыков для эффективного управления результативным развитием экономики.

Полученные ранее навыки в реальном умении работать на персональном компьютере с ориентацией на потребности их реализации в обучении, в практической и исследовательской работе с пониманием содержания и структуры управляемых процессов в специальности позволяет вовлекать, к примеру, студентов в проекты, имеющие реальные результаты, востребованные в различных подразделениях. Одним из таких проектов № 5 может быть проект «Электронное делопроизводство кафедры и ее лабораторий» — 5.1, 5.2, и 5.3 по приведенной ранее для примера структуре (4.1, 4.2 и 4.3). Ориентировочно, получаемая в результате реализации проекта № 5 профессия может именоваться как «Организация электронного делопроизводства». С одной стороны — это универсальная профессия для ее реализации в любой организации, а с другой — она уже пронизана информацией о составляющих специальности, по которой обучаются студенты. Поэтому к руководству таким проектом целесообразно привлекать преподавателя профильной по специальности кафедры.

Два последующие проекта № 6 и № 7 охватывают вопросы «Социальной защиты трудового коллектива» и «Социальной защищенности населения муниципальных территорий» и должны возглавляться преподавателем учебной дисциплины «Социология», возможно с привлечением преподавателей «Социальной философии» и «Психологии». Приобретаемые студентами профессии, условно именуемые «Практический социолог трудового коллектива» и «Практический социолог населения муниципальных территорий», основным результатом своей деятельности имеют разработку планов социального развития трудовых коллективов и муниципальных территорий на год и на перспективу. Это специфическая работа, востребованная в любой организации и в муниципалитетах всех уровней. Навыки и умения, получаемые еще студентами по этим профессиям, актуализируются для работающего персонала и в итоге повышают практическую значимость обучения студентов и переподготовки персонала.

Проект № 8 может охватывать «Экологическую безопасность производственных процессов и жизни населения». Этот проект важен для любых специальностей и может иметь выход на формирование профессии «Эколог-организатор» с обязательной разработкой программы мероприятий, обеспечивающих целенаправленную организацию экологически чистого производства продукции или услуг и проживания населения на муниципальных территориях.

Проект № 9 «Бенчмаркинг социально-экономического развития объектов исследования и управления» — это достаточно емкий цикл практической работы для любой специальности и профессий.

В этом проекте выполняется сопоставительный анализ уровня развития исследуемого объекта с подобным, имеющим лучшие в мире результаты по конечным показателям и по промежуточным, фор-

127

мирующим итоговый. Для каждого объекта в проекте предусмотрено свое наполнение бенчмаркинга, несмотря на возможность использования единого методического подхода. Здесь условно может присваиваться профессия «Практический бенчмаркинг» как для работающего персонала, так и для студентов, выполнивших по своей специальности и основным ее составляющим такой анализ на прикладных материалах развития объекта исследования. Кстати, здесь широко могут быть использованы материалы проектов № 6, 7 и 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект № 10 «Программа инновационного опережающего развития объекта исследования», как программа повышения эффективности его до уровня лучших мировых стандартов с поэтапным их опережением. Следует отметить, что содержание этого проекта является продолжением предыдущего проекта №9 и базируется на его результатах. Профессия, получаемая в результате выполнения проекта №10, условно может звучать как «Организатор опережающего развития». Условием ее получения служит разработка по соответствующей специальности, сформулированной в наименовании проекта Программы. Этот проект важен как для актуализирующих компетенции функциональных работников, так и для студентов — будущих руководителей разных уровней управления.

Проект № 11. «Разработка графика оперативной реализации Программы инновационного опережающего развития объекта исследования» структурно базируется на составляющих проектов №№ 9 и 10 и решает задачи диспетчеризации выполнения в намеченные сроки всех мероприятий, намеченных в проекте № 10. Условно, формируемая в проекте № 11 профессия может именоваться как «Инновационный диспетчер» или «Диспетчер инновационного развития». Условием получения квалификационных сертификатов по этой профессии служит разработка персоналом, актуализирующим свои компетенции, или студентом на материалах проектов №№ 9 и 10 график оперативного согласования во времени выполнения всех мероприятий Программы инновационного развития объекта исследований в направлении поэтапного достижения им мировых стандартов и последующего их опережения.

Здесь следует подчеркнуть, что совокупность проектов №№ 9, 10 и 11 по содержанию представляет собой выпускную работу бакалавра, а все 11 проектов в комплексе их содержания позволяют считать бакалавриат прикладным. Большинство приведенных для примера проектов могут базироваться на материалах реальных объектов исследования и представлять собою практическую ценность для их руководителей и служб.

Однако, следует подчеркнуть, что весь приведенный выше перечень проектов, — это лишь попытка увидеть системную возможность решить проблему формирования прикладного бакалавриата на основе обучения студентов проектной деятельности или актуализации знаний, навыков и умений персонала среднего звена управления.

Прикладные проекты для высшего уровня управления экономикой

Известно, что на этом уровне формируются и реализуются умения и навыки руководителей всех сфер деятельности. Для любых специальностей можно сформировать состав и содержание проектов для этого уровня. Поскольку для руководителей разных видов деятельности важно владеть навыками результативного и эффективного управления своими объектами, в числе прикладных проектов приоритетным можно считать проект № 1 В «Оценка результативности управления». Независимо от специфики и сложности каждого объекта по разным специальностям, их профессиям, методический подход для таких оценок может быть достаточно одинаков или близок. Содержательная экспертиза результативности управления должна включать в себя уровень состояния объекта в сравнении с мировыми стандартами, уровень оплаты труда исполнителей процесса и их руководителей в сравнении с подобными в мировой практике, соотношение темпов изменения конечных показателей развития и величин оплаты труда, отражение в оплате труда инновационного приближения конечных результатов к мировому уровню. В результате выполненной студентом магистратуры экспертизы результативности управления исследуемым объектом по проекту 1 В, он может получить профессию «Эксперт результативности управления». Для работающего персонала также важно получить сертификат с такой профессиональной квалификацией.

В основе разработок мероприятий по обеспечению результативного управления любым проектом лежат задачи, осуществляемые последовательно в трех последующих проектах: № 2 В «Концепция инновационного развития объекта»; № 3 В «Стратегия инновационного развития объекта»; № 4 В «Мониторинг реализации стратегии инновационного развития объекта». Приобретаемые профессии в результате выполнения перечисленных проектов могут иметь ранг специалиста по разработке концепции и стратегии развития объектов исследования, а также — системы мониторинга реализации стратегии их развития.

Совокупность этих четырех проектов №№ 1 В, 2 В, 3 В, 4 В представляет собой содержание выпускной магистерской работы. Безусловно, для каждой специальности магистратуры содержание этих проектов будет отражать ее специфику, однако структурно и методически их выполнение будет подчиняться имеющимся в этом направлении разработкам на государственном уровне и базирующимся на

128

них учебно-методическим пособиям выпускающих профилирующих кафедр. Для работающего персонала высшего уровня управления экономикой объектов любой сложности наличие таких сертификатов квалификационного уровня — основа их профессионального роста. ВЫВОДЫ

Применение в управлении реальной экономикой и в образовании накопленного в мире опыта разработки проектов решения элементарных, простых и сложных задач, востребованных обществом, позволяет участникам получить набор умений и навыков, результативно реализующих теоретические знания в практической деятельности.

Состав проектов может иметь системный характер и подчиняться конечным целям инновационного развития общества, страны и регионов.

Проекты прикладного бакалавриата формируются в основном по принципу нарастающей их значимости для персонала среднего звена управления инновационной экономикой.

Прикладные проекты для персонала высшего уровня управления базируются содержательно на проектах прикладного бакалавриата и на нормативных государственных документах.

Неуправляемый процесс применения проектной деятельности в образовании и при повышении квалификации персонала может иметь отрицательные последствия для инновационного социально-экономического развития в современных условиях, как неуправляемые рыночные процессы в 90-е годы для СССР, России и их экономики.

Считать целесообразным дальнейшее проведение обсуждений по проблемам повышения прикладного значения применения инновационной проектной деятельности при подготовке и переподготовке персонала среднего и высшего звеньев управления экономикой.

Дать возможность высшим учебным заведениям на основе выполняемых комплексных прикладных проектов присваивать студентам и слушателям системы переподготовки и повышения квалификации кадров квалификацию промежуточных профессий главной специальности (ее профиля или специализации) с выдачей соответствующих сертификатов или дипломов.

Сформировать в системе подготовки и переподготовки кадров рабочие группы по разработке методических и практических материалов осуществления междисциплинарных комплексных прикладных проектов, предусмотрев специальное финансирование этой трудоемкой и по сути новой деятельности традиционных работников науки, образования и практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грошева Н.Б. Методология интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему управления регионом: дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Надежда Борисовна Грошева; Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева [Электронный ресурс]. — Красноярск, 2011. — 356 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-4/3923 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов &88егСа1;. — Режим доступа: www.dissercat.com/content/metodologiya-integratsii-proektnogo-upravleniya-innovatsionnoi-deyatelnostyu-v-sistemu-uprav#ixzz5ObSTHsdz (дата обращения: 06.08.2018).

2. Маркова С.М. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования / С.М. Маркова, В.Г. Горлова // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — Режим доступа: www.science-education.ru/ru/article/view?id=13572 (дата обращения: 06.08.2018).

3. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы» [сост., отв. ред.: Н.В. Осколкова]. — Северодвинск, 2016. — 112 с.

4. Нуриев Г.Г. Принципы построения систем управления качеством образования в вузе / Г.Г. Нуриев, Н.М. Белоус // Качество инженерного образования: материалы 2-й международной научно-методической конференции. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2005. — С. 7-13.

5. Нуриев Г.Г. Внутривузовские системы управления качеством, предпосылки к созданию, особенности разработки и внедрения / Г.Г. Нуриев, Н.М. Белоус // Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе: материалы международной научнометодической конференции. — Брянск, 2005. — С. 12-18.

6. Кузьменко Н.И. Инновационная активность организаций как основа формирования инновационной экономики в регионах РФ [Текст] / Н.И. Кузьменко // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2017. — Т. 79. № 3 (73). — С. 286-293.

7. Серебрякова Н.А. Актуальные вопросы планирования сбалансированного развития инновационной и инвестиционной политики [Текст] / Н.А. Серебрякова, Ю.А. Саликов, О.Ю. Коломыцева, Т.А. Пахомова и др. // Азиатские социальные науки. — 2015. — Т. 11. № 20. — С. 193-205.

8. Хорев А.И. Концептуальные особенности сбалансированного развития бизнес-организаций [Текст] / А.И. Хорев, Ю.А. Саликов, Н.А. Серебрякова // Азиатская социальная наука. — 2015. — № 20. — С. 22-28.

9. Валишвили М.А. Человеческий капитал в контексте инновационного развития экономики региона [Текст] / М.А. Валишвили, Е.Ф. Никитская // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2-17. —. С. 3785-3790.

10. Киселева Н.Н. Оценка уровня инновационного развития региона [Текст] / Н.Н. Киселева, Н.П. Иванов // ТЕРКА БСОКОМГСШ. — 2013. — Т. 11. № 2. Ч. 2. — С. 76-79.

11. Саликов Ю.А. Анализ внешних факторов влияния на инновационную активность промышленного предприятия [Текст] / Ю.А. Саликов, И.А. Гончарова, А.С. Барзенкова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2014. — № 1 (59). — С. 207-213.

129

12. Саликов Ю.А. Инновационный ландшафт — приоритетное условие промышленно-территориального развития [Текст] / Ю.А. Саликов, Н.И. Кузьменко // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2015. — № 1 (63). — С. 204-209.

13. Житинская Л.О. Обоснование экономических решений по инвестированию инновационных проектов рационализация инвестирования инновационных проектов [Текст] / Л.О. Житинская // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2017. — Т. 79. — № 1 (71). — С. 343-351.

14. Электронная коммерция и электронное управление: Сб. материалов уч. модулей, методов и исслед. / В.А. Подсолонко и др.; Под ред. В.А. Подсолонко, А.Г. Штеренхарца. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. — 730 с.

15. Устойчивое развитие экономики: инновационное обеспечение: сб. материаловнауч. ислед. / ред. В.А. Подсолонко, А. Бурмистров; отв. за вып. Т.Л. Чернова, А.А. Бачманова. — Симферополь: ДИАИПИ, 2013 — 596 с.

16. Устойчивое развитие экономики: опережающее управление / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко, В.Н. Храпко и др. — Т. 1. — Симферополь: ДИАИПИ, 2013. — 608 с.

SPISOK LITERATURY

1. Grosheva N.B. Metodologiya integratsii proyektnogo upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu v sistemu upravleniya regionom: dis. ... doktora ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Nadezhda Borisovna Grosheva; Mesto zashchity: Sib. aerokosm. akad. im. akad. M.F. Reshetneva [Elektronnyy resurs]. — Krasnoyarsk, 2011. — 356 s.: il. RGB OD, 9 11-4/3923 // Nauchnaya biblioteka dissertatsiy i avtoreferatov disserCat. — Rezhim dostupa: www.dissercat.com/content/metodologiya-integratsii-proektnogo-upravleniya-innovatsionnoi-deyatelnostyu-v-sistemu-uprav#ixzz5ObSTHsdz (data obrashcheniya: 06.08.2018).

2. Markova S.M. Proyektnaya tekhnologiya obucheniya studentov v usloviyakh professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya / S.M. Markova, V.G. Gorlova // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. — 2014. — № 3. — Rezhim dostupa: www.science-education.ru/ru/article/view?id=13572 (data obrashcheniya: 06.08.2018).

3. Proyektnaya i issledovatel'skaya deyatel'nost' v usloviyakh realizatsii FGOS: sbornik materialov konferentsii / Agentstvo obrazovat. initsiativ, priklad. issled. i konsaltinga «Perspektivy» [sost., otv. red.: N.V. Oskolkova]. — Severodvinsk, 2016. — 112 s.

4. Nuriyev G.G. Printsipy postroyeniya sistem upravleniya kachestvom obrazovaniya v vuze / G.G. Nuriyev, N.M. Belous // Kachestvo inzhenernogo obrazovaniya: materialy 2-y mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. — Bryansk: Izd-vo BGTU, 2005. — S. 7-13.

5. Nuriyev G.G. Vnutrivuzovskiye sistemy upravleniya kachestvom, predposylki k sozdaniyu, osobennosti razrabotki i vnedreniya / G.G. Nuriyev, N.M. Belous // Aktual'nyye problemy povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov v vuze: materialy mezhdunarodnoy nauchnometodicheskoy konferentsii. — Bryansk, 2005. — S. 12-18.

6. Kuz'menko N.I. Innovatsionnaya aktivnost' organizatsiy kak osnova formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki v regionakh RF [Tekst] / N.I. Kuz'menko // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy. — 2017. — T. 79. № 3 (73). — S. 286-293.

7. Serebryakova N.A. Aktual'nyye voprosy planirovaniya sbalansirovannogo razvitiya innovatsionnoy i investitsionnoy politiki [Tekst] / N.A. Serebryakova, Yu.A. Salikov, O.Yu. Kolomytseva, T. A. Pakhomova i dr. // Aziatskiye sotsial'nyye nauki. — 2015. — T. 11. № 20. — S. 193-205.

8. Khorev A.I. Kontseptual'nyye osobennosti sbalansirovannogo razvitiya biznes-organizatsiy [Tekst] / A.I. Khorev, Yu.A. Salikov, N.A. Serebryakova // Aziatskaya sotsial'naya nauka. — 2015. — № 20. — S. 22-28.

9. Valishvili M.A. Chelovecheskiy kapital v kontekste innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regiona [Tekst] / M.A. Valishvili, Ye.F. Nikitskaya // Fundamental'nyye issledovaniya. — 2015. — № 2-17. —. S. 3785-3790.

10. Kiseleva N.N. Otsenka urovnya innovatsionnogo razvitiya regiona [Tekst] / N.N. Kiseleva, N.P. Ivanov // TERRA ECONOMICUS. — 2013. — T. 11. № 2. CH. 2. — S. 76-79.

11. Salikov Yu.A. Analiz vneshnikh faktorov vliyaniya na innovatsionnuyu aktivnost' promyshlennogo predpriyatiya [Tekst] / Yu.A. Salikov, I.A. Goncharova, A.S. Barzenkova // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy. — 2014. — № 1 (59). — S. 207-213.

12. Salikov Yu.A. Innovatsionnyy landshaft — prioritetnoye usloviye promyshlenno-territorial'nogo razvitiya [Tekst] / Yu.A. Salikov, N.I. Kuz'menko // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy. — 2015. — № 1 (63). — S. 204-209.

13. Zhitinskaya L.O. Obosnovaniye ekonomicheskikh resheniy po investirovaniyu innovatsionnykh proyektov ratsionalizatsiya investirovaniya innovatsionnykh proyektov [Tekst] / L.O. Zhitinskaya // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy. — 2017. — T. 79. — № 1 (71). — S. 343-351.

14. Elektronnaya kommertsiya i elektronnoye upravleniye: Sb. materialov uch. moduley, metodov i issled. / V.A. Podsolonko i dr.; Pod red. V.A. Podsolonko, A.G. Shterenkhartsa. — Simferopol': DIAYPI, 2012. — 730 c.

15. Ustoychivoye razvitiye ekonomiki: innovatsionnoye obespecheniye: sb. materialov nauch. isled. / red.: V.A. Podsolonko, A. Burmistrov; otv. za vyp. T.L. Chernova, A.A. Bachmanova. — Simferopol': DIAYPI, 2013 — 596 s.

16. Ustoychivoye razvitiye ekonomiki: operezhayushcheye upravleniye / V.A. Podsolonko, Ye.A. Podsolonko, V.N. Khrapko i dr. — T. 1. — Simferopol': DIAYPI, 2013. — 608 s.

Статья поступила в редакцию 11 сентября 2018 года Статья одобрена к печати 19 сентября 2018 года

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.