УДК 333.01:631.145(574)
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Еркимбекулы Р.
Казахский национальный аграрный университет
Ключевые слова: инновации, агропромышленный комплекс,
экономика.
Key words: innovations, agro-industrial complex, economics.
В настоящее время завершен первый этап реализации Стратегии, состоявший в выполнении мероприятий подготовительного характера по формированию законодательной базы, институтов развития, определению эффективных проектов, подготовке профессиональных кадров. Начато осуществление мероприятий второго этапа Стратегии по созданию мощностей на основе мировых достижений науки техники, реализации проектов модернизации промышленности и диверсификации экономики, формированию научно-инновационной инфраструктуры и системы финансирования инноваций. Однако состояние инновационной деятельности в стране пока характеризуется низкой инновационной активностью промышленных предприятий, оцениваемой в 2006 г. на уровне 3,4%, невысокой наукоемкостью ВВП, составляющей 0,29% против 2,5-3% в технологических развитых странах мира. Это свидетельствует об отсталости инновационной сферы, отсутствии ощутимых в ее активизации, несмотря на принятые государственные меры по формированию ее элементов, участию в приоритетных научно-технических проектах, созданию технополисов и бизнес-инкубаторов, инновационной
ориентации налоговой системы.
В рамках выполнения задач данной Стратегии, постановлением Правительства Республики Казахстан 25 научных организаций Министерства сельского хозяйства реорганизованы путем слияния во вновь созданное акционерное общество «КазАгроИнновация», РГП «Казахский государственный агротехнический университет им. С.Сейфуллина» реорганизован в АО «Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина» и 15 опытных предприятий преобразованы в товарищества с ограниченной ответственностью.
В настоящее время в структуре АО «КазАгроИнновация» создано 18 ТОО. Главными задачами КазАгроИнновация являются интеграция науки, образования и производства, коммерциализация
инновационной деятельности и привлечение инвестиций в аграрную науку.
Правительство Казахстана предпринимает эти меры для вывода сельского хозяйства республики из затянувшегося простоя, не эффективного использования производственных мощностей возможен только на основе развития инновационных процессов, направленных на существенную модернизацию агропромышленного производства путем внедрения достижений науки и техники
Эффективностъ агропромышленного производства определяется взаимодействием науки и практики, внедрением в производство передовых инновационных технологий.
Таким образом, на современном этапе рыночных преобразований возрастает значимостъ исследований по совершенствованию организационных форм инновационной деятельности, определению механизмов их эффективного функционирования.
Реализация инновационной политики требует коренного усовершенствования управления инновационной деятельностью в АПК посредством создания более благоприятного инвестиционного климата на основе рационального сочетания государственного финансирования науки с развитием инновационного предпринимательства в отрасли. Приоритетным направлением этого является создание консультационноинформационных структур на разных уровниях иерархии.
Исследования показали, что в среднем по Казахстану приоритетным направлением инновационного развития сельскохозяйственных
предприятий является в первую очередь использование технологических инноваций. Объективно, что высокий научно-исследовательский
потенциал агропромышленного комплекса может складываться, прежде всего, из современного уровня материально-технической базы научноисследовательских институтов и профильных высших учебных заведений. В этой связи наиболее остро в настоящее время стоит вопрос о
необходимости создания рынка инноваций в агропромышленном комплексе, который способен помочь в решении проблемы
самофинансирования и перехода на рыночные механизмы существования научных учреждении и увеличить конкурентноспособность
отечественного сельскохозяйственного рынка.
Само по себе производство конкурентоспособной продукции
возможно только при использовании достижений научно-технического прогресса, в основе которого лежат инновационные процессы,
позволяющие вести непрерывное обновление сельскохозяйственного производства. Необходимость активизации инновационного процесса во всех сферах народного хозяйства подтверждается многочисленными законами, постановлениями, концепциями, соглашениями.
Инновационная аграрная экономика формируется, когда агропромышленное производство базируется преимущественно на основе инновационной деятельности, которая невозможна без новых технологий для формирования единого финансово-информационного пространство. Однако универсального сценария развития инноваций, применимого для всех стран, не существует, поэтому каждая страна ищет свой подход к решению подобных задач.
Приоритетами в сфере инноватики агропромышленного комплекса являются:
- энерго- иресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- инновации, способствующие заполнению внутренного рынка дешевыми и качественными продуктами питания, отечественного производства;
-нововведения, позволяющие повысить надежность, эффективность, ремонтопригодность сельскохозяйственных машин и механизмов, продлить срок их службы, повысить производительность;
-меры, позволящие улучшить экологическую обстановку.
В создании инновационной экономики решающая роль должна принадлежать частному и государственному партнерству. Финансирование может осуществляться либо самим государством, либо посредством венчурных компаний, альянсов или обьединений предприятий. При этом именно государство обеспечивает:
-выбор приоитетов в инновационной сфере;
-стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа; создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере, создание условий для привлечения крупного капитала в инновационных проектах; эксперизу и анализ инновационных поектов.
Исходя из вышеизложенного иннлвационная политика в агропромышленном комплексе должна осуществляться на основе:
-инновационных прогнозов основных направлений
производственного освоения научно-технических достижений в отраслях АПК на кратко-средне и долгосрочную перспективу;
-выбора и реализации базисных инноваций, оказывающих рещающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
-создания системы комлексной поддержки инновационной деятельности;
-развития инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационно-консультационного обеспечения
товаропроизводителей, а также подготовки кадров;
-поддержания и развития научно-технического потенциала;
-содействия развитию малого инновационного
предпринимательства;
-активизации сотрудничества на республиканском и международном уровнях всех заинтересованных сторон;
-создания экономических и правовых условий инновационной политики, совершенствования налогового законодательства.
Перечисленные направления инновационной политики должны реализовывать органы управления АПК республиканского и регионального уровней. Цели данных направлений можно достичь за счет продуманного внедрения наиболее эффективных инновационных проссов, которые способны сократить издержки на производство продукции, снизить цены и, в конечном итоге, привести к росту благосостояния граждан и общества в целом.
Основой инновационной политики государственного уровня должны стать комплексные теоретические и методологические положения, организационно-управленческие решения, практическая деятельность правительственных и государственных органов, научно-технический потенциал, а на государственном уровне правомерное обеспечение следующих задач:
-сокращение диспаритета цен на селькохозяйственную и промышленную продукцию;
-защита отечественных товаропроизводителей от субсидируемого импорта;
-создание условий развития и использования научной продукции и внедренческой деятельности;
- принятие приоритетных программ инновационного развития регионов;
- формирование государсвенных заказов на приоритетные НИОКР, контрактов на внедренческую деятельность;
- выступление в качестве гаранта рисков инновационной деятельности;
- организация государственных или с участием государства внедренческих формирований.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Постановление Правительсва Республики
Казахстан от 22 мая 2007 года № 409 «О реорганизации отдельных организаций Министерства сельского хозяйства РК». 2. Стратегия
индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 20032015 годы. Указ Президента Республики Казахстан № 1096 от 17 мая 2003 г.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Еркимбекулы Р.
Резюме
Основные направления совершенствования инновационной политики в АПК Казахстана - это практическая деятельность правительственных и государственных органов, научный технический потенциал.
INNOVATION POLICY IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE AREPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Yerkimkuly R.
Summary
The main trends of innovation policy development in agro-industrial complex of Kazakhstan is a practical activity of governmental and state organs, scientific and technical potential.
УДК 664:631.145(574)
ПЕРЕРАБОТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Еркимбекулы Р.
Казахский национальный аграрный университет
Ключевые слова: ассоциации, агропромышенный комплекс,
сельхозпродукты.
Key words: associations, agro-industrial complex, agricultural products.
В настоящее время в пищевой отрасли республики имеют место следующие проблемы, преятствующие ее развитию:
-низкое оснащение технологическим оборудованием, которое морально и физически устарело, что не позволяет производить качественную, соответствующую европейским стандартам продукцию и снизить издержки производства;
-высокие процентные банковские ставки при кредитовании производств;
-несоответсвие стандартов качества производимой продукции международным требованиям;