Научная статья на тему 'Условия освоения инноваций в агропромышленном производстве'

Условия освоения инноваций в агропромышленном производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ АПК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INNOVATION / INVESTMENTS / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / HIGH-TECH PROJECTS / STATE PROGRAM OF DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / APK DEVELOPMENT ECONOMIC MODEL / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров С. Е.

В настоящее время главной движущей силой общественного развития стала экономика знаний, которая обеспечивает формирование инновационного производства. В сельскохозяйственном производстве страны накопился отечественный опыт работы с высокими технологиями, что позволит быстрее перевести агропромышленное производство на инновационный путь развития. Однако сложившаяся ситуация в экономике России требует пересмотра многих положений системы управления инновационной деятельностью и сложившегося механизма трансферта инноваций. В статье дан анализ условий инновационной деятельности в агропромышленном производстве и изложены возможности их реализации. Рассматриваются применяемые государством меры для развития агропромышленных формирований и их анализ в части стимулирования освоения инноваций. Повышение наукоемкости агропромышленных формирований с целью роста их эффективности и конкурентоспособности, выстраивание связи между наукой и бизнесом определено одним из ключевых направлений предлагаемой экономической модели развития АПК. Рассмотрен сектор организации исследований и разработок и предложены формы и методы совершенствования государственного регулирования, включая финансирование науки и инноваций. Рассмотрены адресные меры поддержки при продвижении инноваций действия, подразумевающие наличие конкретного получателя выгоды. Предложен механизм освоения инноваций в агропромышленном производстве через направление «высокотехнологичные инвестиционные проекты, способные повысить конкурентоспособность отечественных сельхозтоваропроизводителей путем использования новейших технологий». Рассмотрен механизм управления производственным циклом от разработки идеи до ее внедрения, обращено внимание на направление прорывных технологий. В целях предотвращения технологического отставания в новейших технологиях предложен организационно-экономический механизм привлечения при реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов научного потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the social development’s main driving force has become an economy of knowledge, that ensures the innovative production formation. In the agricultural production of our country it has accumulated domestic high technology experience, which will translate more rapid the agricultural industry to an innovative path of development. However, the Russian economy current situation requires a lot of innovative activity management system provisions’ revision and the existing mechanism of innovative transfer. The article gives the agro-industrial innovative activities conditions analysis and their implementation’s possibilities are contained. The state measures used for of agro-industrial formations development and their analysis in terms of innovation development stimulating are considered. The agricultural groups knowledge-intensity increasing for their efficiency and competitiveness purpose of boosting, building links between science and business is one of the key areas of the proposed APK development’s economic model. The organizations research and development considered sector is considered and the forms and methods of improvement of state regulation, including the funding of science and innovation are proposed. The targeted measures to the innovation promotion’s support actions that imply the existence of a specific beneficiary are considered. The mechanism of agricultural innovations’ development through the high-tech investment projects directions, to improve the competitiveness of domestic agricultural producers by the latest technology using is proposed. The mechanism of managing of production cycle from idea to implementation, is taken in special attention as to the breakthrough technologies direction. In order to prevent the technological lag in the latest technologies, the organizational-economic mechanism of implementation involvement at our country high innovative projects scientific potential is offered.

Текст научной работы на тему «Условия освоения инноваций в агропромышленном производстве»

УДК 631.17.001.7:631.145

УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

С.Е. Петров, аспирант ФГБНУ ВНИОПТУСХ E-mail: semen.petrov91 @mail .ru

Аннотация. В настоящее время главной движущей силой общественного развития стала экономика знаний, которая обеспечивает формирование инновационного производства. В сельскохозяйственном производстве страны накопился отечественный опыт работы с высокими технологиями, что позволит быстрее перевести агропромышленное производство на инновационный путь развития. Однако сложившаяся ситуация в экономике России требует пересмотра многих положений системы управления инновационной деятельностью и сложившегося механизма трансферта инноваций. В статье дан анализ условий инновационной деятельности в агропромышленном производстве и изложены возможности их реализации. Рассматриваются применяемые государством меры для развития агропромышленных формирований и их анализ в части стимулирования освоения инноваций. Повышение наукоемкости агропромышленных формирований с целью роста их эффективности и конкурентоспособности, выстраивание связи между наукой и бизнесом определено одним из ключевых направлений предлагаемой экономической модели развития АПК. Рассмотрен сектор организации исследований и разработок и предложены формы и методы совершенствования государственного регулирования, включая финансирование науки и инноваций. Рассмотрены адресные меры поддержки при продвижении инноваций - действия, подразумевающие наличие конкретного получателя выгоды. Предложен механизм освоения инноваций в агропромышленном производстве через направление - «высокотехнологичные инвестиционные проекты, способные повысить конкурентоспособность отечественных сельхозтоваропроизводителей путем использования новейших технологий». Рассмотрен механизм управления производственным циклом от разработки идеи до ее внедрения, обращено внимание на направление прорывных технологий. В целях предотвращения технологического отставания в новейших технологиях предложен организационно-экономический механизм привлечения при реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов научного потенциала страны. Ключевые слова: инновации, инвестиции, техническая и технологическая модернизация, высокотехнологичные проекты, государственные программы развития, организационно-экономический механизм, экономическая модель развития АПК, конкурентоспособность.

Введение. В настоящее время главной движущей силой общественного развития стала экономика знаний, которая обеспечивает формирование инновационного производства. В развитых зарубежных странах переход на инновационный (постиндустриальный) путь развития обеспечил 80-85% экономического роста производства.

Сложившаяся в экономике России ситуация требует пересмотра многих положений системы управления инновационной деятельностью. Особенно это касается построения системы управления деятельностью и оценки ее эффективности. По данным литературных источников, современный инновационный процесс в АПК, осуществляющий интеграцию науки и производства, имеет специфику.

В аграрном секторе страны за период реформ произошли глубокие социально-экономические преобразования (трансформация форм собственности, изменение организации и размеров производства, возникновение различных организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов) и запущены новые организационно-экономические механизмы функционирования сельского хозяйства. За этот период также накопился отечественный опыт работы с высокими технологиями в сельскохозяйственном производстве, что позволяет быстрее перевести агропромышленное производство на инновационный путь развития.

Сегодня у специалистов уже нет сомнений в том, что эффективность и конкурентоспособность предприятий зависят от степени

использования современных технологий. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для развития производственных ресурсов на новом технико-технологическом уровне требуется привлечение значительных инвестиций и поддержка со стороны государства.

По оценке Минсельхоза России [1] удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельхозорганизаций по итогам 2016 г. составит 87,4%; их рентабельность ожидается на уровне 17,3% с учетом субсидий. Без учета субсидий рентабельность оценивается в 10,2%. «Дефицит средств повлечет за собой отказ инвесторов от реализации новых аграрных проектов в текущем году. А с учетом инерционности отрасли в 20192020 гг. мы можем столкнуться с сокращением производства», - заявил министр.

Целью работы явился анализ форм и способов государственного участия в поддержке при реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов в агропромышленных формированиях.

Методы исследования включали концептуальные и программные разработки Правительства РФ, РАН, научных учреждений ФАНО технического, технологического и экономического профилей, достижения отечественной науки и практики агропромышленных предприятий, зарубежного опыта. Применены традиционные методы исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и другие.

Результаты и их обсуждение. Одним из ключевых направлений экономической модели развития агропромышленного комплекса страны определено повышение наукоем-кости предприятий с целью роста их эффективности, конкурентоспособности и развития экспортного потенциала. В этой связи большое значение приобретают вопросы выстраивания отношений между наукой и бизнесом, создание эффективной системы внедрения научных разработок в практику и разработка соответствующего экономического механизма при освоении инвестиционных проектов.

В государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусмотрена подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» [2], в которой определены задачи:

- стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;

- повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;

- создание и развитие институциональной среды, необходимой для разработки и широкомасштабного использования инноваций;

- создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве.

Таким образом, развитие сельского хозяйства на инновационной основе определено одним из ключевых направлений предлагаемой экономической модели развития АПК.

Как показывают исследования, среди проблем, сдерживающих производственный потенциал АПК - недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли, связанная с низкой рентабельностью сельскохозяйственных предприятий, слабым трансфертом научных разработок и уровнем квалификации руководителей и специалистов для овладения современными механизмами и методами хозяйствования в рыночной экономике.

Заявлено, что повышение темпов роста экономики станет одной из стратегических целей российского Правительства. На выполнение этой задачи будет направлен обсуждаемый с экспертным сообществом и деловыми объединениями Комплексный план действий Правительства на период с 2017 по 2025 год. Готовится также план реализации Стратегии научно-технологического развития страны, федеральная «Научно-техническая программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 гг." и ряд других важных для инновационного роста концепций развития отдельных отраслей и направлений.

На утверждении в Правительстве также находятся паспорта первых трех проектов по развитию несырьевого экспорта. Сельскохозяйственное машиностроение определено как отрасль с высоким экспортным потенциалом наряду с автомобилестроением, авиастроением и железнодорожным машиностроением. Комплекс мер финансовой поддержки будет включать не только субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, но и запуск механизма гарантий обратного выкупа самоходной сельскохозяйственной техники. Ожидается, что экспортеры смогут получить компенсацию затрат на продвижение продукции на иностранных рынках, транспортировку, сертификацию, защиту прав интеллектуальной собственности, экспортные НИОКР [3].

Экспорт продукции АПК выделен в самостоятельный приоритетный проект. Его ключевые цели - создать отраслевую систему поддержки и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции и обеспечить соответствие российской продукции требованиям регулирующих органов целевых зарубежных рынков. За срок реализации проекта (по декабрь 2020 г.) предстоит модернизировать системы обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, надзора за здоровьем животных растений и контроля происхождения продукции. Как заявлено, реализация приоритетного проекта должна позволить увеличить объемы экспорта продукции АПК до $19 млрд в 2018 г. и до $30 млрд в 2025 г. [3].

Целым рядом исследований показано, что эффективность инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий определяется наличием взаимосвязанной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, характер функционирования которых также затрагивает инновационную сферу научных разработок. То есть инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия сводится не только к созданию и внедрению инноваций, но и включает также формирование соответствующих структур, организационных форм хозяйствования и управления аграрным производством.

В настоящее время принимаемые меры стимулирования развития агропромышленных формирований в части освоения инноваций имеют весьма серьезные пробелы, а именно:

- отсутствие комплексной поддержки отрасли за счет выделения объемов поддержки отстающих отраслей отдельными статьями федерального бюджета при разработанной долгосрочной стратегии развития сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации с фиксированным комплексом инструментов регулирования и мер;

- имеющееся субсидирование инвестиционного и краткосрочного кредитования, возмещения части инвестиционных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК недостаточное, что не обеспечивает повышение доходности основной массы производителей сельхозпродукции;

- требуется доработка механизма консолидации субсидий для предоставления инвесторам гарантий предоставления поддержки на весь период реализации инвестиционных проектов;

- прозрачность системы распределения дотаций не повышается;

- создана правовая основа, но отсутствуют действенные рыночные стимулы для повышения конкурентоспособности за счет ре-сурсо-, энергосбережения и экологической безопасности производства;

- освоение инноваций осуществляется в отсутствие слаженного механизма трансферта инноваций в агропромышленные формирования и развитой системы технологической и кадровой оснащенности предприятий.

Обобщая вышеизложенное, в условиях ограниченности ресурсов, значимую роль в повышении уровня эффективности сельскохозяйственного производства необходимо обратить внимание на существующий экономический механизм, совершенствование которого не требует значительных ресурсов. Для повышения его эффективности необходима сосредоточенная система материального стимулирования производства, овладение механизмом рыночной конкуренции, экономического механизма управления ликвидно-

стью и платежеспособностью сельскохозяйственного производства. Только отлаженный механизм хозяйствования способствует сбережению и экономии ресурсов.

Проведенный анализ разрабатываемых сегодня основной массы бизнес-планов показал, что отмечается недостаточно тесная взаимосвязь при их разработке экономистов с техническими и технологическими службами. Такой подход в инновационных проектах не позволяет поддержать их наукоем-кость. Слабость описанных подходов к нововведениям заключается в том, что экономические параметры на словах признаются приоритетными при планировании и освоении инноваций, но на практике играют в лучшем случае вспомогательную роль.

Одним из узких мест большинства инновационных процессов выступает низкий уровень экономического обеспечения, т.е. необходимых расчетов экономической эффективности будущей инновации, исследований спроса на новую продукцию и прогнозирование возможных финансовых рисков и проблем. Это зависит не только от недостатка специалистов необходимой квалификации, отсутствия опыта подобной работы, но и от типа организационной структуры большинства постсоветских предприятий, где до сих пор ситуация может характеризоваться как переходная. В условиях данной структуры сложилась очень сильная инерция, основанная на сугубо технократическом подходе к инновациям, где взгляд на них скорее как на технико-технологическое явление, нежели экономическое.

Отмеченные факты при инвестировании средств указывают на необходимость совершенствования механизмов освоения инноваций в агропромышленном производстве и введения понятия «высокотехнологичные инвестиционные проекты», способные повысить конкурентоспособность отечественных сельхозтоваропроизводителей через использование новейших технологий. Это позволит более эффективно реализовать на практике поставленные цели в подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие».

Введение адресных мер поддержки, т.е. действий, подразумевающих наличие конкретного получателя выгоды, позволит стимулировать инновационные процессы в отрасли. Здесь речь идет не о предоставлении индивидуальных льгот или преференций отдельным юридическим лицам, а о наличии конкретных получателей, определяемых в соответствии с установленной процедурой.

Сегодня путь развития инновационной деятельности в части продвижения научных результатов в практическую плоскость можно проследить через реализуемые инновационные проекты. Согласно форме статистического наблюдения N 2-наука (ИНВ) «Сведения об организации сектора исследований и разработок», под технологическим инновационным проектом подразумевается разработанный в результате проведенных исследований и разработок или инновационной деятельности (технологические, инжиниринговые и прочие услуги) новый, значительно технологически измененный или усовершенствованный продукт (товар, работа, услуга), производственный процесс, новый или усовершенствованный технологический процесс или способ производства (передачи) услуг, предназначенный для внедрения в производство (практическую деятельность).

Анализ предлагаемых научно-исследовательскими институтами разработок показал, что институты, как правило, завершают работы созданием лабораторного образца. Наладить производство в одностороннем порядке в промышленном масштабе научная организация не может. Решение этой задачи отдельно от аграрного бизнеса невозможно, и сложившиеся механизмы координации, которые через несколько лет могут дать практический результат, сегодня в стране не отрегулированы. Поэтому приобщение бизнес-структур к участию в «разработках на выходе» создает предпосылки выстраивания системы взаимодействия с источником инноваций. Это позволит стимулировать инновационные процессы в отрасли, для чего необходимо закрепить такое взаимодействие в комплексных научно-технологических программах, и таким образом сложившийся не-

эффективный механизм отношений «наука-производство» переформатировать в систему из трех составляющих: наука, производство и инновационная экономика.

В 2017 г. в качестве мер по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства начинает работать федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. Она будет осуществляться через комплексные научно-технологические проекты и системные меры научно-технической, инновационной и аграрной политики. Ожидаемые результаты от программы - формирование инфраструктуры полного научно-технологического цикла для развития российского сельского хозяйства.

В программе дано следующее определение комплексному научно-технологическому проекту: «Совокупность мероприятий, включающих проведение междисциплинарных исследований, направленных на создание конкурентоспособной цепочки добавленной стоимости российских производителей по отдельным видам сельхозпродукции, сырья и продовольствия, для выполнения которых на условиях государственно-частного партнерства необходимо скоординированное ис-поль-зование двух или более инструментов государственной поддержки» [4].

Существенным элементом поддержки инновационных процессов в аграрном секторе экономики является формирование инновационной инфраструктуры аграрного сектора. Поэтому при реализации программы научно-технологического развития сельского хозяйства, по нашему мнению, необходимо применить организационно-экономический механизм, базирующийся на следующем подходе: развитие научных, педагогических кадров и специалистов должно происходить в процессе реализации высокотехнологичных проектов.

Таким образом, возможно решение задач не только импортозамещения техники и технологического оборудования для сельского хозяйства, но и формирование системы подготовки кадров, способных осваивать высокотехнологичные проекты.

В этой связи в целях создания собственной импортонезависимой технологической базы и внедрения прорывных технологий в подпрограммах научно-технологического развития сельского хозяйства необходимо выделять направление «Высокотехнологичные проекты» и предусматривать в нем финансирование науки по статье «Завершение научной разработки на этапе лабораторный -промышленный образец». Индикаторами здесь должны быть не только количество внедренных технологий, но и срок выхода научной разработки на заданные цели.

В результате такого комплексного подхода НИИ, имея свою научно-производственную базу, готовят промышленные образцы и передают их далее в серийное производство, оказывая научно-техническую и консультационную помощь производству - до полного завершения. Такой экономический механизм позволит создать материальный стимул для работы ученого по внедрению и реализации научных проектов, воплощая в жизнь принцип, смысл которого четко сформулировал Генри Форд: «Сами Идеи неимоверно важны и ценны, но это всего лишь Идеи. Практически любой может что-нибудь придумать. Воплотить идею в действительность, в конкретный продукт - вот что по-настоящему имеет значение». Таким образом, государство, должно взять на себя финансирование не только фундаментальных исследований, которые бизнес не готов инвестировать ввиду высоких рисковых показателей, но и часть инновационной инфраструктуры, необходимой для взаимосвязи бизнеса и науки по достижению практических результатов трансферта инноваций.

Выводы. Восстановить нормальные темпы роста только за счет кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики не представляется возможным; требуются серьезные структурные реформы, и это сегодня в планах деятельности Правительства. Главным в инновационной политике должна стать реализация комплекса законодательных и организационных мер, направленных на поддержание в аграрном секторе экономики инновационного климата. В этой связи при реали-

зации комплексных научно-технологических программ необходимо выделять направление «Высокотехнологичные проекты».

Для эффективного использования имеющегося научно-технического потенциала в комплексных научно-технологических программах необходимо предусматривать финансирование научных организаций по статье «Завершение научной разработки на этапе «лабораторно-промышленный образец». Индикатором здесь должно быть не только количество внедренных технологий, но и срок выхода научной разработки на заданные параметры.

В целях предотвращения технологического отставания в новейших технологиях предусмотреть стимулирующие составляющие для непосредственного участия научных работников в высокотехнологичных инвестиционных проектах, без доступа к которым ученый отрезан от информации о современном состоянии практики применения научных разработок и поэтому оказывается в заведомо проигрышном положении по сравнению со своими коллегами за рубежом.

Литература:

1. URL: http://www.agrobel.ru/h/presscenter/news-apk/ 2017/04/07/investiczii-v-apk-v-2016-godu-vvirosli-na-10/

2. Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: https:// www. agro-xxi.ru/selhoztehnika/stati/-tehnicheskaja-i-tehnologiche-skaj a-modernizacij a-innovacionnoe-razvitie.html

3. URL: http://www.agrofarm.org/russkii/novosti/ 3011-2016-prezidium-soveta-po-prioritetnvm-proektamrass-matrivaet-pasporta-3-proektov-razvitija-nesvrevogo-ehk-sporta.html

4. Об утверждении ФНТП развития сельского хозяйства на 2017-2025 г. URL: http://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/ prime/doc /56599536/#ixzz4fo7sarSY

Literatura:

1. URL: http://www.agrobel.ru/h/presscenter/news-apk/ 2017/04/07/investiczii-v-apk-v-2016-godu-vvirosli-na-10/

2. Gosprogramma razvitiya sel'skogo hozyajstva i reguli-rovaniya rynkov s.-h. produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody. URL: https:// www.agroxxi.ru/sel-hoztehnika/stati/-tehnicheskaja-i-tehnologicheskaja-mo-dernizacija-innovacionnoe-razvitie.html

3. URL: http://www.agrofarm.org/russkii/novosti/ 3011-2016-prezidium-soveta-po-prioritetnvm-proektamrass-matrivaet-pasporta-3-proektov-razvitija-nesvrevogo-ehk-sporta.html

4. Ob utverzhdenii FNTP razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017-2025 g. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc /56599536/#ixzz4fo7sarSY

THE AGRO INDUSTRIAL INNOVATIONS' DEVELOPMENT CONDITIONS S.E. Petrov, post-graduate student FGBNY VNIOPTYSH

Abstract. Currently, the social development's main driving force has become an economy of knowledge, that ensures the innovative production formation. In the agricultural production of our country it has accumulated domestic high technology experience, which will translate more rapid the agricultural industry to an innovative path of development. However, the Russian economy current situation requires a lot of innovative activity management system provisions' revision and the existing mechanism of innovative transfer. The article gives the agro-industrial innovative activities conditions analysis and their implementation's possibilities are contained. The state measures used for of agro-industrial formations development and their analysis in terms of innovation development stimulating are considered. The agricultural groups knowledge-intensity increasing for their efficiency and competitiveness purpose of boosting, building links between science and business is one of the key areas of the proposed APK development's economic model. The organizations research and development considered sector is considered and the forms and methods of improvement of state regulation, including the funding of science and innovation are proposed. The targeted measures to the innovation promotion's support - actions that imply the existence of a specific beneficiary are considered. The mechanism of agricultural innovations' development through the high-tech investment projects directions, to improve the competitiveness of domestic agricultural producers by the latest technology using is proposed. The mechanism of managing of production cycle from idea to implementation, is taken in special attention as to the breakthrough technologies direction. In order to prevent the technological lag in the latest technologies, the organizational-economic mechanism of implementation involvement at our country high innovative projects scientific potential is offered.

Keywords: innovation, investments, technical and technological modernization, high-tech projects, the state program of development, organizational-economic mechanism, APK development economic model, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.