Научная статья на тему 'Инновационная политика на уровне муниципального образования'

Инновационная политика на уровне муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОС-ТА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIVE POLICY OF MUNICIPAL UNION (FORMATION) / INNOVATIVE POLICY / INNOVATIVE MODEL OF ECONO-MIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Е. В., Золотарева Н. В.

В статье рассматриваются проблемы формирования инновационной политики на муни-ципальном уровнем и исследуется инновационная модель экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE POLICY AT MUNICIPAL LEVEL

In the article problems of the innovative policy formation on municipal level are considered; and the innovative model of eco-nomic growth is investigated.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика на уровне муниципального образования»

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. ИОДА, Н. В. ЗОЛОТАРЕВА

В статье рассматриваются проблемы формирования инновационной политики на муниципальном уровнем и исследуется инновационная модель экономического роста.

Ключевые слова: инновационная политика, инновационная модель экономического роста, инновационная политика муниципального образования.

Реализация инновационного направления развития национальной экономики диктует и делает объективно необходимым внедрение инноваций в социальной сфере. Механизм этого внедрения неизбежно реализуется через государственную инновационную политику, которая являясь элементом государственной социально-экономической политики, направлена на осуществление перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. Главными направлениями такого рода модели деятельности являются:

- развитие человеческого потенциала страны;

- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;

- структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;

- закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);

- расширение и укрепление внешнеэкономических позиций РФ;

- повышение эффективности участия России в мировом разделении труда.

В рамках модернизации как национальной экономики, так и социальной сферы страны необходимо построение эффективного взаимодействия общества, бизнеса и государства. На всех уровнях иерархии одним из промежуточных, но наиболее важным уровнем указанного взаимодействия является муниципальная инновационная политика.

Местные власти, хоть и обладают ограниченными ресурсами и полномочиями по соотношению с федеральным уровнем, но с помощью разработки и реализации эффективной инновацион-

ной политики могут оказать достаточно весомое влияние на формирование и функционирование инновационной среды как муниципального образования, так и региона, а также страны в целом.

Инновационная политика муниципального образования на данный момент еще остается до конца не оформившимся в самостоятельный вид направлением деятельности муниципалитета.

По своей сути она является продолжением инновационной политики государства.

В рамках инновационной политики местным самоуправлением может осуществляться:

- проведение анализа деятельности предприятий научно-промышленного комплекса, инновационных предприятий малого бизнеса, пред-прнятнй с иностранным капиталом;

- выявление инновационных проектов и разработка комплексных мероприятий по их поддержке;

- развитие частно-муниципального партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

- поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов местного самоуправления, связанных с регулированием экономической деятельности на территории муниципального образования;

- проведение работы с фондами поддержки инновационного предпринимательства с целью привлечения средств на финансирование инновационных проектов;

- организация выставок, презентации и других мероприятий по продвижению товаров и услуг инновационных предприятий, повышению инновационной привлекательности муниципального образования.

В контексте проводимого исследования, нами была изучена деятельность муниципального образования - городского округа г. Липецк.

Липецк - современный полумиллионный промышленный и культурный административный центр Липецкой области, расположенный в Центральном федеральном округе в 500 км южнее Москвы. Градообразующим предприятием является Новолипецкий металлургический комбинат -крупнейший производитель металлопроката в Европе, также в городе сосредоточены предприятия машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов и др.

На территории города успешно функционируют 16 организаций, формирующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, в том числе информационно-деловые центры, кредитно-потребительские кооперативы граждан, бизнес-инкубаторы, Липецкая ремесленная палата.

Сегодня городской сектор малых инновационных предприятий только начинает развиваться. Можно отметить ООО НПП «Валок-Чугун», где налажено производство сварных фасованных частей из высокопрочного чугуна, монтаж чугунных теплотрасс; ООО «Завод по производству вибро-прессованных стеновых блоков и тротуарной плитки»; НПО «Восстановление» специализируется на внедрении новых технологий для металлургических предприятий; ООО «ЗЕВС-Технологии» осуществляет работы по очистке канализационных систем, систем отопления, водоснабжения с использованием современных технологии по очистке промышленных и ливневых систем канализации и др.

Администрацией города разработана целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Липецке на 2009-2011 годы», являющаяся одним из элементов муниципальной инновационной политики.

В рамках этой программы предусматривается:

- компенсировать снижение процентной ставки по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства, выданным кредитнофинансовыми организациями по приоритетным направлениям видов деятельности в результате конкурсного отбора;

- содействовать выставочной деятельности;

- помогать учебно-производственному процессу на базе Липецкой городской ремесленной палаты;

- организовывать работу по оказанию консультационной помощи, в том числе по составлению бизнес-планов для начинающих предпринимателей из числа безработных граждан.

Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий муниципальной поддержки за счет средств местного бюджета.

Анализ показал недостаточный уровень развития нормативно-правовой базы, призванной регулировать развитие инновационной деятельности на уровне местного самоуправления, отсутствие закона, регламентирующего инновационную деятельность в регионе.

Но эта проблема намного шире, анализ инновационного законодательства свидетельствует об отсутствии единой согласованной государственной политики в области инновационного развития экономики страны, а следовательно, и системности в ее правовом регулировании.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо решить следующие задачи:

1) упорядочить действующее федеральное и региональное законодательство, регулирующее инновационную деятельность;

2) принять специальный закон, регулирующий на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. Инкорпорация норм международного права в законодательство России является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.

Эти мероприятия позволят надлежащим образом оформить и скоординировать деятельность государства, регионов и муниципалитетов по осуществлению инновационной политики.

* * *

THE INNOVATIVE POLICY AT MUNICIPAL LEVEL

E. V. Ioda, N. V. Zolotaryova

In the article problems of the innovative policy formation on municipal level are considered; and the innovative model of economic growth is investigated.

Key words: innovative policy, innovative model of economic growth, innovative policy of municipal union (formation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.