ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. ИОДА, Н. В. ЗОЛОТАРЕВА
В статье рассматриваются проблемы формирования инновационной политики на муниципальном уровнем и исследуется инновационная модель экономического роста.
Ключевые слова: инновационная политика, инновационная модель экономического роста, инновационная политика муниципального образования.
Реализация инновационного направления развития национальной экономики диктует и делает объективно необходимым внедрение инноваций в социальной сфере. Механизм этого внедрения неизбежно реализуется через государственную инновационную политику, которая являясь элементом государственной социально-экономической политики, направлена на осуществление перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. Главными направлениями такого рода модели деятельности являются:
- развитие человеческого потенциала страны;
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
- структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
- закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);
- расширение и укрепление внешнеэкономических позиций РФ;
- повышение эффективности участия России в мировом разделении труда.
В рамках модернизации как национальной экономики, так и социальной сферы страны необходимо построение эффективного взаимодействия общества, бизнеса и государства. На всех уровнях иерархии одним из промежуточных, но наиболее важным уровнем указанного взаимодействия является муниципальная инновационная политика.
Местные власти, хоть и обладают ограниченными ресурсами и полномочиями по соотношению с федеральным уровнем, но с помощью разработки и реализации эффективной инновацион-
ной политики могут оказать достаточно весомое влияние на формирование и функционирование инновационной среды как муниципального образования, так и региона, а также страны в целом.
Инновационная политика муниципального образования на данный момент еще остается до конца не оформившимся в самостоятельный вид направлением деятельности муниципалитета.
По своей сути она является продолжением инновационной политики государства.
В рамках инновационной политики местным самоуправлением может осуществляться:
- проведение анализа деятельности предприятий научно-промышленного комплекса, инновационных предприятий малого бизнеса, пред-прнятнй с иностранным капиталом;
- выявление инновационных проектов и разработка комплексных мероприятий по их поддержке;
- развитие частно-муниципального партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
- поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов местного самоуправления, связанных с регулированием экономической деятельности на территории муниципального образования;
- проведение работы с фондами поддержки инновационного предпринимательства с целью привлечения средств на финансирование инновационных проектов;
- организация выставок, презентации и других мероприятий по продвижению товаров и услуг инновационных предприятий, повышению инновационной привлекательности муниципального образования.
В контексте проводимого исследования, нами была изучена деятельность муниципального образования - городского округа г. Липецк.
Липецк - современный полумиллионный промышленный и культурный административный центр Липецкой области, расположенный в Центральном федеральном округе в 500 км южнее Москвы. Градообразующим предприятием является Новолипецкий металлургический комбинат -крупнейший производитель металлопроката в Европе, также в городе сосредоточены предприятия машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов и др.
На территории города успешно функционируют 16 организаций, формирующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, в том числе информационно-деловые центры, кредитно-потребительские кооперативы граждан, бизнес-инкубаторы, Липецкая ремесленная палата.
Сегодня городской сектор малых инновационных предприятий только начинает развиваться. Можно отметить ООО НПП «Валок-Чугун», где налажено производство сварных фасованных частей из высокопрочного чугуна, монтаж чугунных теплотрасс; ООО «Завод по производству вибро-прессованных стеновых блоков и тротуарной плитки»; НПО «Восстановление» специализируется на внедрении новых технологий для металлургических предприятий; ООО «ЗЕВС-Технологии» осуществляет работы по очистке канализационных систем, систем отопления, водоснабжения с использованием современных технологии по очистке промышленных и ливневых систем канализации и др.
Администрацией города разработана целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Липецке на 2009-2011 годы», являющаяся одним из элементов муниципальной инновационной политики.
В рамках этой программы предусматривается:
- компенсировать снижение процентной ставки по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства, выданным кредитнофинансовыми организациями по приоритетным направлениям видов деятельности в результате конкурсного отбора;
- содействовать выставочной деятельности;
- помогать учебно-производственному процессу на базе Липецкой городской ремесленной палаты;
- организовывать работу по оказанию консультационной помощи, в том числе по составлению бизнес-планов для начинающих предпринимателей из числа безработных граждан.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий муниципальной поддержки за счет средств местного бюджета.
Анализ показал недостаточный уровень развития нормативно-правовой базы, призванной регулировать развитие инновационной деятельности на уровне местного самоуправления, отсутствие закона, регламентирующего инновационную деятельность в регионе.
Но эта проблема намного шире, анализ инновационного законодательства свидетельствует об отсутствии единой согласованной государственной политики в области инновационного развития экономики страны, а следовательно, и системности в ее правовом регулировании.
Для выхода из сложившейся ситуации необходимо решить следующие задачи:
1) упорядочить действующее федеральное и региональное законодательство, регулирующее инновационную деятельность;
2) принять специальный закон, регулирующий на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. Инкорпорация норм международного права в законодательство России является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.
Эти мероприятия позволят надлежащим образом оформить и скоординировать деятельность государства, регионов и муниципалитетов по осуществлению инновационной политики.
* * *
THE INNOVATIVE POLICY AT MUNICIPAL LEVEL
E. V. Ioda, N. V. Zolotaryova
In the article problems of the innovative policy formation on municipal level are considered; and the innovative model of economic growth is investigated.
Key words: innovative policy, innovative model of economic growth, innovative policy of municipal union (formation).