Научная статья на тему 'Специфика инновационного развития муниципальных образований (на примере Гудермесского муниципального района)'

Специфика инновационного развития муниципальных образований (на примере Гудермесского муниципального района) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАСТЕР / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATIONS / MUNICIPAL FORMATIONS / CLUSTER / MUNICIPAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Оксана Владимировна

В статье анализируются особенности муниципальной инновационной системы. Предложены рекомендации по совершенствованию инновационного пространства муниципального района на базе имеющихся конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES (BY THE EXAMPLE OF THE GUDERMES MUNICIPAL DISTRICT)

The paper analyzes the features of the municipal innovation system. The author gives recommendations for improving the innovative space of the municipal district on the basis of existing competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Специфика инновационного развития муниципальных образований (на примере Гудермесского муниципального района)»

УДК 338

Сорокина О.В.1

специфика инновационного развития муниципальных образований (на примере гудермесского муниципального РАйОНА)

Аннотация. В статье анализируются особенности муниципальной инновационной системы. Предложены рекомендации по совершенствованию инновационного пространства муниципального района на базе имеющихся конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: инновации, муниципальные образования, кластер, муниципальная инновационная система.

Sorokina O.

SPECIFICS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES (BY THE EXAMPLE OF THE GUDERMES MUNICIPAL DISTRICT)

Abstract. The paper analyzes the features of the municipal innovation system. The author gives recommendations for improving the innovative space of the municipal district on the basis of existing competitive advantages.

Keywords: innovations, municipal formations, cluster, municipal innovation system.

Развитие экономики на современном этапе предполагает активное использование инноваций. Ограниченность ресурсов, факторов производства, острая конкурентная борьба, как за факторы производства, так и за капитал обуславливают необходимость перехода на интенсивный тип развития экономик, который возможен путем внедрения инноваций. Поэтому одной из приоритетных целей развития национальной экономики является переход к инновационному типу развития.

Субъекты РФ существенно дифференцированы по уровню инновационного развития. Не смотря на то, что практически во всех регионах приняты законы в области инновационного развития, объем генерации и внедрения новых технологий остается низким.

В субъектах Северо-Кавказского федерального округа инновационное развитие является наиболее слабым элементом региональной и муниципальной системы. Инновационное раз-

витие муниципальных образований субъектов СКФО оставляет желать лучшего. Особенности исторического развития, агропромышленная специализация большинства муниципальных образований, отсутствие научно-исследовательских центров затрудняют развитие инновационной сферы. Инновационный процесс, реализуемый муниципальными образованиями, включает лишь часть полного цикла разработки инноваций. Актуальность исследования подтверждают следующие обстоятельства:

1. Реформа местного самоуправления, сформировала условия для активизации деятельности местных органов власти, стимулируя их на развитие инновационной системы;

2. Ускоренная информатизация, активное развитие цифровой экономики, внедрение цифровых технологий обуславливает необходимость внедрения новых технологий и инструментов менеджмента, направленных на интенсивное использование инноваций;

1 Сорокина Оксана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected] Oksana Sorokina, Ph.D. in Economics, Department of Economics and Financial Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

3. Существующие подходы к развитию инновационной системы преимущественно рассматривают вопросы построения этой системы на уровне предприятий и недостаточно проработаны для их реализации на муниципальном уровне.

Инновационное развитие муниципальных образований опосредовано макроэкономическим окружением. Общие тенденции характерные для развития рынка инноваций на региональном и федеральном уровне задают вектор развития инновационной направленности муниципальных образований.

Социально-экономического положения Гудермесского муниципального района позволяет сделать о том, что на территории района инновационная структура не сформована. Представлены только отдельные формы организации инновационной деятельности. Территория обладает необходимыми ресурсами и потенциалом для развития инновационного направления в туристской сфере и агропромышленном комплексе. На региональном уровне приняты нормативно-правовые документы, которые формируют основы развития инновационной системы:

- действует Закон Чеченской Республики от 06 марта 2007 г. № 7-рз «Об инновационной деятельности в Чеченской Республике (с изменениями на 23 мая 2018 года)», в котором определены приоритетные направления инновационной политики региона [1];

- утверждена Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года [2]. Одним из направлений ре-

фундаментапьные исследования

а) национальный и региональный уровень;

Рисунок 1 — Стадии реали

ализации Стратегии является комплекс мер направленных на развитие инновационного сектора.

Инновационное развитие Гудермесского муниципального района затрудняют следующие проблемы:

- не разработана программа инновационного развития экономики на муниципальном уровне;

- слабый уровень информационной и консультационной поддержки хозяйствующих субъектов по разъяснению особенностей инновационного развития экономики Гудермесского муниципального района;

- низка заинтересованность предприятий малого и среднего бизнеса в реализации инновационных проектов;

- отсутствует действенный механизм реализации инновационной политики не территории муниципального образования.

Отрицательное влияние отмеченных проблем можно минимизировать. Для этого необходимо обеспечит функционирование системы управления Гудермесским муниципальным районом с ориентаций на активизацию инновационной деятельности.

Муниципальная инновационная система является составной частью региональной и национальной инновационной систем, ориентированных на реализацию национальных стратегических целей. Специфика муниципальной инновационной системы имеет отличия, которые обусловлены полномочиями органов местного самоуправления и особенностями стадий инновационного цикла (Рис. 1) [3].

прикладные исследования

инноваций б) муниципальный уровень инновационного цикла

Муниципальными органами власти не могут быть реализованы следующие стадии инновационного цикла:

- фундаментальных исследования, финансирование которых осуществляется из государственных бюджетных источников;

- мероприятия НИОКР.

Ограниченность функций местных властей

приводит к тому, что в отношении муниципальных образований наиболее применимой является модель «двойной спирали», отображающей лишь отдельные взаимосвязи между участниками инновационной деятельности, что не позволяет сформировать целостное представление о процессах, происходящих в инновационной сфере.

Реализация модели «двойной спирали» инновационного цикла на территории Гудермесского муниципального района может включать следующие организационные формы управления инновационной деятельностью:

1. Перспективным направлением развития экономики в Гудермесском муниципальном

Рисунок

Создаваемая молочно-товарная ферма планирует производство 10 тыс. 700 тонн молока в год. Ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 42,8 млн рублей. Стоимость проекта более 1,5 млрд рублей, срок реализации - 2 года, окупаемости -7,6 лет. Инициатор проекта - ООО «Молочная

районе является развитие молочного кластера. Строительство молочного кластера - молочнотоварной фермы - на территории Гудермесского района Чеченской Республики позволяет сформировать точки роста муниципальной экономики и создает основу инновационного развития района. Кластерный подход на основе территориально-отраслевого сближения предприятий, повышения их инновационной активности, главным из которых является повышение конкурентоспособности производимых продуктов и услуг позволяет охватить большую часть хозяйствующих субъектов.

Инвестиционный проект по строительству второй очереди молочного кластера - молоч-но-товарной фермы на 1200 дойных коров -включен в региональную подпрограмму госпрограммы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» н период до 2025 года, получит поддержку из федерального бюджета и будет реализован в 2017 - 2018 годах (Рис. 2) [4].

компания «Кавказское здоровье». Срок реализации проекта - 2017-2018 годы, в течение которого планируется построить молочно-то-варную ферму, оснастить ее технологическим оборудованием, закупить племенное поголовье и запустить производство.

Первая очередь проекта успешно реализо-

2 — Диаграмма планируемого объем финансирования строительства молочного кластера на территории Гудермесского района в 2017 г., тыс. руб.

вана в 2017 году, введен молочный комплекс на 1200 дойных коров. Однако годовая потребность перерабатывающих производств региона на сырое молоко превышает местное предложение в 4 раза, и это обусловило необходимость ввода в эксплуатацию второй очереди комплекса.

По проекту «Строительство 2-й очереди молочного кластера» техническая готовность объекта в 2017 г. составила - 58%, плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - 2018 год [5].

2. Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. В Гудермесском муниципальном районе создана и действует межведомственная комиссия по развитию малого и среднего бизнеса и улучшению инвестиционной привлекательности.

Постановлением № 3634 от 08.12.2015 году Гудермесский муниципальный район присоединился к внедрению успешных практик (стандартов) поддержки малого и среднего предпринимательства и снятие административных барьеров в муниципальном образовании, представленных в «Атласе муниципальных практик» разработанном АНО «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» АСИ. Успешные практики, представленные в «Атласе муниципальных практик» активно внедряются в установленные сроки.

В целях проведения единой политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Постановлением Администрации от 04.10.2016 г. № 3478 утверждена муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Гудермесском муниципальном

районе Чеченской Республики на 2016-2018 года».

Для эффективного обеспечения взаимодействия предпринимателей и органов государственной власти и управления в целях создания условий для развития предпринимательства в Гудермесском муниципальном районе создан и действует ГУП «Гудермесский бизнес-центр» (инкубатор)».

Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и значительно влияет на изменение структуры общества и роста среднего класса.

Состояние дел в сфере малого и среднего предпринимательства в Гудермесском муниципальном районе характеризуется следующими показателями [6]:

- по состоянию на 01.01.2017 г. на территории района зарегистрировано 2854 субъекта малого и среднего бизнеса;

- расчет показателя числа субъектов малого среднего бизнеса на 1000 жителей составляет 20 субъектов МСП;

- средняя численность занятых в МСП составляет 3423 чел.;

- доля занятых субъектов в МСП к численности занятых в экономике 13%.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Гудермесском муниципальном районе, соответствуют среднестатистическим показателям по республике.

На 1 января 2017 года на территории Гудермесского муниципального района осуществляли свою деятельность - 2854 субъектов МСП, в том числе - 2124 индивидуальных предпринимателей. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности неоднородна (Рис. 3) [6].

Рисунок 3 — Структура малых предприятий Гудермесского муниципального района по видам экономической деятельности на 01.01.2017г., %

1,5%

5,5%

18,0%,

75,0%

|сфера торговли сельское хозяйство

производство строительных материалов и обрабатывающие производства |прочие

Сфера торговли в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее привлекательной для малого бизнеса. Второе место по удельному весу в структуре видов экономической деятельности района занимает сельское хозяйство - 18%, незначительный доля субъектов МСП занята в производстве строительных материалов и обрабатывающие производства - 1,5%, прочие виды деятельности - 5,5%. В структуре малых предприятий не отмечены инновационные предприятия, что затрудняет процесс внедрения и развития муниципальной инновационной системы. Основными факторами, сдерживающими развитие инновационного направления в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) низкий уровень заинтересованности в развитии инновационных отраслей;

2) дефицит квалифицированных кадров;

3) невысокий уровень профессиональной подготовки предпринимателей с (недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления, экономических и юридических знаний, необходимых для ведения инновационного бизнеса);

4) низкий уровень инвестиционной привлекательности начинающих предпринимателей в сфере реализации инновационных проектов;

5) низкая доступность площадей (произ-

водственных, торговых, офисных), в связи со слабо развитой инфраструктурой и постоянно возрастающей стоимостью аренды.

Достижение качественно нового уровня развития производственных сил, отвечающих требованиям современности, создает возможности инновационное развития Гудермесского муниципального района. В свою очередь, это предполагает достижение нового качества трудовых ресурсов, обеспечение конкурентных преимуществ на основе ускоренных преобразований, достигаемых применением новых знаний, формирование нового технологического уклада в развитии средств производства.

В настоящее время в Гудермесском муниципальном районе отсутствует сформировавшаяся инновационная инфраструктура. Поэтому создание условий для развития экономической системы, которая может обеспечить высокую эффективность при исполнении инновационных проектов, - главная задача для руководства Гудермесского муниципального района. Системы управления инновационным развитием муниципального района состоит из следующих элементов: цель и задачи, принципы, функции, элементы инновационной системы, методы и механизма управления развитием муниципальной инновационной системы (Рис. 4) [7].

Рисунок 4 — Элементы системы управления инновациями в муниципальном образовании

Формирование и развитие муниципальной инновационной политики связано с выполнением главной цели - повышения качества социального развития муниципалитета. Главное в реализации муниципальной инновационной политики является формирование на территории Гудермесского муниципального района среды, которая сможет обеспечить развитие инновационной деятельности.

Управление инновационным развитием в Гудермесском муниципальном районе базируется на следующих принципах:

- принцип комплексности, предполагающий участие всех субъектов муниципальной экономки в развитии инновационной системы;

- принцип сбалансированности, учитывающий особенности сопряженности муниципальной инновационной политики с другими политиками, программами и мерами развития муниципального района;

- принцип эффективности, предполагает, что внедрение инноваций приведёт в экономическому эффекту в развитии муниципального района.

Развитие муниципальной инновационной системы Гудермесского муниципального района предполагает решение следующих задач:

- выработать комплекс мер обеспечивающих поддержку инновационного развития территории;

- обеспечить повышение инвестиционной привлекательности района в целях финансирования инновационной сферы;

- создание благоприятных условий для ускоренного развития на территории муниципального образования инновационного предпринимательства и ведения предпринимательской деятельности инновационного типа.

Муниципальная инновационная система Гудермесского муниципального района на сегодняшний момент носит фрагментарный характер. Направления формирования и развития муниципальной инновационной системы определены действующим региональным законом «Об инновационной деятельности в Чеченской Республике».

Муниципальная инновационная система ограничена территориальными границами муниципального образования. Обеспечение условий эффективного воспроизводства инноваций является основой улучшения условий жизнедеятельности, повышений качества экономики муниципалитета.

Управление развитием инновационной системы в Гудермесском муниципальном районе

предполагает реализацию следующих функций:

- планирование состоит в разработке и утверждении среднесрочных планов развития инновационного сектора экономики;

- организация - включает следующие виды деятельности: регулирование инновационных процессов и управление ими по приоритетным для муниципального образования направлениям, ресурсное обеспечение инновационной деятельности;

- координация - это обеспечение согласованности и взаимодействия всех субъектов муниципальной инновационной системы;

- контроль - наблюдение за состоянием муниципальной инновационной системы с целью обеспечения оптимального функци-

онирования и оценки достигнутых показателей.

К субъектам инновационной деятельности в Гудермесском муниципальном районе можно отнести:

- органы местного государственного управления;

- субъекты малого и среднего предпринимательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- субъекты транспортной инфраструктуры и связи.

Субъект управления через управленческие воздействия на объект управления обеспечивает достижение поставленных перед муниципальной инновационной системой целей по инновационному развитию экономики муниципального района (Рис. 5).

Подсистема управления инновационной сферой муниципального образования

Подсистема производства инноваций

Подсистема потребления инноваций

Определение направлений и форм муниципальной поддержки субъектов инновационной деятельности,

создание и развитие на территории муниципального образования инновационной инфраструктуры; мониторинг

деятельности субъектов инновационной деятельности;

Администрация Гудермесского муниципального района

Производство

инно в ационнои

продукции

Физические и

юридические лица.

производящие

инно в ационную

продукцию

Потребление

иннов ационнои

продукции

Физические и юридические яти, потребляющие инновационную продукцию. Органы власти, потребляющие

инновационную _продукцию_

Рисунок 5 — Субъектно-функциональная характеристика элементов муниципальной инновационной системы Гудермесского района

Объектами инновационной детальности могут выступать: основные средства хозяйствующих субъектов, инновационные программы, продукты и технологии.

Основу организационной - экономической структуры района составляют базовые инфраструктурные отрасли: торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетический и строительный комплекс.

Экономическое развитие Гудермесского

муниципального района базируется на работе: промышленного, агропромышленного, инновационного, туристско-рекреационного и нефтехимического комплексов. Взаимодействие всех элементов организационно-экономической структуры района направлено на развитие социального комплекса. Полагаем, что интенсивное развитие инновационного комплекса с помощью различных механизмов воздействия приводит к кумулятивному эффекту.

Инновационный комплекс района тесно взаимодействует с транспортным, промышленным, туристско-рекреационным, строительным комплексами. Каждый комплекс выступает потенциальным заказчиком инновационного продукта ли его непосредственным потребителем.

Управленческое воздействие органов местного самоуправления направленное на регулирование инновационного комплекса предполагает использование определённой группы методов. Выбор конкретного метода инновационного воздействия обусловлен рядом факторов:

- цель инновационного развития муниципального образования;

- законодательной базой, регламентирующей инновационную сферу;

- потенциалом социально-экономического развития района.

Выбор инструментов управленческого воздействия на инновационные процессы муниципального района зависит:

- от потребностей и уровня мотивации субъектов;

- от уровня прогнозируемой эффективности используемого метода.

Сущностная характеристика инновационной политики Гудермесского муниципального образования раскрывается через такие свойства, как системность, открытость, изменчивость, иерархичность.

Муниципальная инновационная система обладает способностью к самоорганизации, в процессе которой она совершенствуется (или воспроизводится ее собственная организация). Ресурсную базу инновационной деятельности Гудермесского муниципального района составляют:

- материально-технические ресурсы;

- финансовые ресурсы;

- информационные ресурсы;

- человеческие ресурсы.

Управление инновационной деятельностью на муниципальном уровне зависит от величины и структуры инновационного потенциала, который является важным условием осуществления инноваций. Управление инновационным развитием Гудермесского

муниципального района базируется на основе организационного механизма, который включает следующие инструменты:

- инструменты стимулирования - использование налоговых и неналоговых льгот; реализация грантов (субсидий) на конкурсной основе, предоставление на льготных условиях имущества, находящиеся в муниципальной собственности, сокращение расходов на арендную плату, осуществление закупок научно-исследовательских и инновационных разработок;

- финансовые инструменты - минимизация ставок по кредита в рамках реализации программы льготного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, финансирование затрат на НИОКР за счет бюджетных ассигнований, субсидий;

- инструменты организационного управления - подготовка стратегии инновационного развития, муниципальных программ, регулирование инновационной деятельности на территории, организация деятельности направленной на создание фонда развития инноваций;

- информационные инструменты - размещение на официальном сайте информации об инновационной деятельности, внедрение и применение новейших информационных технологий.

Применение перечисленных инструментов органами местного самоуправления, направленных на формирование инновационного пространства позволит создать максимально благоприятные условия для хозяйствующих субъектов муниципального образования.

Для совершенствования механизма инновационного развития Гудермесского муниципального района необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Разработка программы инновационного развития экономике, в которой будут определены стратегические и тактические цели инновационного развития. Инновационная система муниципального образования является сложной структурой, состоящей из взаимосвязанных элементов. Для становления инновационной системы Гудермесского муниципального района необходимо разработка

плана развития инновационной системы, который будет коррелировать с инновационным планом республики.

2. Выбор эффективных методов инновационного развития территории, и определение потенциальных источников финансирования.

3. Разработка показателей системы мониторинга и оценки инновационного потенциала. Для этого можно ввести показатели инновационной активности и инновационной

восприимчивости. Мониторинг инновационной деятельности муниципальных образований должен учитывать результаты реализации Стратегий социально-экономического развития региона.

4. Развитие молочного кластера на территории района, что позволит хозяйствующим субъектам получить новые конкурентные преимущества, связанные с использованием инновационного потенциала.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1) Закон Чеченской Республики от 06.03.2007г. № 7-рз «Об инновационной деятельности в Чеченской Республике (с изменениями на 23 мая 2018 года)» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL: http://docs.cntd.ru/document/906802974 (дата обращения 11.04.2019 г.)

2) Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Чеченской республики. URL: llttp://economy-chr.ru/content/upload/Стратегия%20социально-экономического%20развити,я%20Чеченской%20Республики%20до%202025%20г.pdf (дата обращения 20.04.2019 г.)

3) Национальные инновационные системы в России и ЕС / Под ред. В.В. Иванова (Россия), Н.И. Ивановой (Россия), Й. Розебума (Нидерланды), Х. Хайсберса (Нидерланды). М.: ЦИ-ПРАН РАН, 2006. С. 67.

4) Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской республики [Электронный ресурс]. URL: http://economy-chr.ru/?p=79442 (дата обращения 19.04.2019 г.)

5) Отчет о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года за 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по делам Северного Кавказа. URL: http://www.minkavkaz.gov.ru/upload/iblock/b3a/_-2017.pdf (дата обращения 19.04.2019 г.)

6) Ежегодное инвестиционное послание Главы Администрации Гудермесского муниципального района на 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Гудермесского муниципального района. URL: http://gudermes.net/media/zoo/uploads/470/ poslanie.pdf (дата обращения 16.04.2019 г.)

7) Палкина М.В. Особенности развития инновационной политики на муниципальном уровне // Инновационная политика. Управление инновациями. 2016. № 6 (36). Ч. 2. С. 57.

8) Решение Совета депутатов Гудермесского муниципального района Чеченской Республики от 30.12.2016 № 43 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Гудермесского муниципального района на 2017-2927 годы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совет Депутатов Гудермесского муниципального района. URL: http://gudsovet.ru/wp-content/uploads/2017/11/reshenie_43-2016. pdf (дата обращения 16.04.2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.