Научная статья на тему 'Инновационная политика модернизации региональной экономики'

Инновационная политика модернизации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIONS / INNOVATIVE POTENTIAL / A SCIENCE / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Алексей Вячеславович

Аннотация: в статье приведен краткий обзор и анализ экономического положения России, ее научного и инновационного потенциала в сравнении с западными странами. При этом автор выделяет важность развития и повышения конкурентных преимуществ регионов России в зависимости от инновационного потенциала. Выделив и обобщив условия и факторы инновационного развития, автор предлагает систему элементов инновационной сферы региона. Кроме того, в статье предлагаются основные пути модернизации экономики региона на основе инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative policy of modernization regional economy

The article gives a brief overview and analysis of the economic situation of Russia, its scientific and innovative capacity in comparison with Western countries. The author highlights the importance of developing and enhancing the competitive advantages of Russian regions, depending on the innovation capacity. Highlighting and summarizing the conditions and factors of innovative development, the author proposes a system of elements of the innovation sphere of the region. In addition, the article describes basic ways to modernize the economy of the region on the basis of innovation capacity.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика модернизации региональной экономики»

16.3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Герасимов Алексей Вячеславович, докторант института проблем региональной экономики РАН Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Аннотация: в статье приведен краткий обзор и анализ экономического положения России, ее научного и инновационного потенциала в сравнении с западными странами. При этом автор выделяет важность развития и повышения конкурентных преимуществ регионов России в зависимости от инновационного потенциала. Выделив и обобщив условия и факторы инновационного развития, автор предлагает систему элементов инновационной сферы региона. Кроме того, в статье предлагаются основные пути модернизации экономики региона на основе инновационного потенциала.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, наука, региональная экономика

THE INNOVATIVE POLICY OF MODERNIZATION REGIONAL ECONOMY

Gerasimov Alexey Vjacheslavovich, the doctoral candidate insti-tuta problems of regional economy of the Russian Academy of Sciences

Annotation: The article gives a brief overview and analysis of the economic situation of Russia, its scientific and innovative capacity in comparison with Western countries. The author highlights the importance of developing and enhancing the competitive advantages of Russian regions, depending on the innovation capacity. Highlighting and summarizing the conditions and factors of innovative development, the author proposes a system of elements of the innovation sphere of the region. In addition, the article describes basic ways to modernize the economy of the region on the basis of innovation capacity.

Keywords: innovations, innovative potential, a

science, regional economy

Глобальный финансовый кризис обострил проблемы становления инновационной экономики России. При этом произошедший структурный сырьевой перекос в отечественной экономике стал явным дестабилизирующим фактором. Действительно, если провести анализ российской внешнеторговой деятельности, то оказывается, что в 1995 г. в объеме российского экспорта минеральные продукты составляли 40%. Сегодня они занимают более 60 %. При этом доля машин и оборудования имеет тенденцию к постоянному снижению. В такой ситуации становится очевидно, что основные доходы, поддерживающие экономику, ее рост и благосостояние людей обеспечиваются за счет экспорта газа и нефти [9].

Такое положение ведет к дестабилизации не только экономической системы страны, но и к повышенным рискам, зависимости от внешне экономической конъюнктуры, общей «расслабленности», в которой хозяйствующие субъекты, не видя мотивации, отказываются от модернизации производства.

Структура производства российской экономики за последние десятилетия изменилась в диаметрально противоположную сторону, нежели в промышленно развитых странах. Если топливо-энергетический комплекс вырос более чем в два раза, то машиностроение, наоборот, на этот же показатель снизилась, а легкая промышленность, по сравнению с 1990 г. сократилась в 16 раз.

Однако для полноты картины происходящих в российской экономической системе процессов необходимо рассмотреть показатели ее инновационного потенциала, который во многом является основным двигателем модернизации.

С 1992 года общее количество организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, сократилось. При этом в массе свое сокращения пришлись на прикладную науку, а именно на конструкторские бюро и на проектные и проектно-изыскательские организации, которые во времена СССР отвечали за внедрение инноваций в производство.

С 2000 года расходы бюджета на прикладную и фундаментальную науку имеют постоянную тенденцию к росту. Более того, такая ситуация вполне отвечает сути реформы науки, которой был дан старт в 2000 г. Суть реформ сводилась к тому, что количество научных организаций будет сокращаться, а финансирование наоборот расти. При этом рост финансирования научных организаций будет осуществляться как за счет освобождаемых средств, так и за счет выделения дополнительных средств.

Отметим, что в Германии затраты на научноисследовательскую и инновационную деятельность в 2009 г. составили 2,63% ВВП (шестое место в Европе). При этом Правительством Германии была поставлена задача в 2010 г. увеличить ежегодный уровень инвестиций в НИОКР до 3,0% ВВП [3]. В России данный показатель равен 0,39%.

Внутренние затраты на исследования и разработки немецких крупных компаний составили в 2009 г. 57,4 млрд. евро, практически столько же, сколько в докризисном 2008 г. При этом среди отраслей германской экономики лидерами по расходам на науку и инновации по итогам 2009 г. являются: производство средств транспорта - 23,7 млрд. евро; 1Т-индустрия - 10,4 млрд. евро; химическая промышленность - 8,3 млрд. евро; машиностроение - 5,5 млрд. евро. Сравнение с данными Росстата России показывает, что отечественные внутренние расходы и близко не сопоставимы с немецкими.

Доля России в мировом экспорте товаров составляет всего 2,5%, это 13-е место; а в мировом экспорте коммерческих услуг у нее лишь 25-е место [3]. При этом в развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, приходится от 70 до 85% прироста ВВП, а в России прирост ВВП обеспечивается за счет топливо-энергетического комплекса. И если научное знание и инновация - это постоянно восполняемый источник роста, то нефть, газ и другие природные ресурсы таковыми не являются.

В таких условиях важнейшей задачей является модернизация экономики России на основе использования, повышения эффективности и развития ее инновационного потенциала [4]. При этом важно принимать во внимание особенности каждого отдельно взятого региона, обладающего уникальными отличиями и своими конкурентными преимуществами.

Иными словами, рассматривая регион как субъект в национальной экономике относительно других, важно определить на его территории различные виды традиционно-инновационных кластеров [10]. На наш взгляд, региональную экономику следует рассматривать как специализированную часть геоэкономической системы. Для выявления и наращивания конкурентного преимущества, каждый регион должен максимально эффективно использовать уникальное сочетание своих факторов производства и выгод географического положения, создавать предпосылки для развития специализированных производств и, соответственно, их модернизации.

Одним из критичных факторов модернизации на основе инноваций является создание соответствующей инфраструктуры регионов. В регионах страны, являющихся крупными научно-техническими центрами и имеющими мощный научный потенциал и условия для развития инновационной деятельности, формируются такие ключевые элементы инновационной инфраструктуры как технопарки.

Тем не менее, анализ существующих методов поддержки показывает, что решение перспективных научно-технических проблем не под силу отдельным регионам ни по финансовым ресурсам, ни по научному и техническому потенциалам. В этой связи решение таких проблем возможно только на основе межрегионального сотрудничества путем объединения ресурсов регионов, научного и интеллектуального потенциалов, знаний и имеющегося опыта.

Усиление роли высокотехнологичной сферы производства в невозможно без технологического перевооружения производства, полного использования существующего технического потенциала и постепенного повышения его до уровня развитых стран. Активизация инновационных процессов должна происходить на основе государственной поддержки инновационной деятельности, в первую очередь, создания условий для привлечения регионального частного капитала и иностранных инвестиций. Здесь следует отметить, что необходимо эффективнее, сконцентрировать средства и усилия в тех регионах, где внедрение инноваций может послужить мощным катализатором развития инновационной деятельности.

По мнению многих специалистов, сегодня в регионах России наблюдается ограниченность финансовых ресурсов для инновационного развития. Регионы не располагают достаточным количеством собственных финансовых ресурсов. В связи с этим возникает необходимость широкого привлечение частного капитала, государственных и иностранных инвестиций.

Большинство регионов России располагают значительным научным потенциалом и достаточно развитой инфраструктурой. По данным Минэкономразвития в 58 регионах действует более 100 бизнес инкубаторов. Однако имеющийся научный, интеллектуальный и инфраструктурный потенциал используется недостаточно эффективно.

Необходимо шире привлекать научные кадры регионов к исследованию приоритетов инновационного развития. Помимо этого необходимо обеспечение расширенного воспроизводства знаний, поддержание высокого уровня образования и профессиональной подготовки кадров. Основным условием инновационного развития регионов является постоянное воспроизводство и внедрение знаний. В связи с этим необходимо сохранение или увеличение финансовых средств, направляемых в сферу образования и про-

фессиональной подготовки кадров, на поддержку научных школ и подготовку молодых ученых.

Повышение уровня технического потенциала, сокращение числа занятых в связи с финансовым кризисом приводит к определенному сокращению численности промышленно-производственного персонала со старыми квалификациями и вызывает потребность в кадрах с новыми квалификациями, в том числе и в области инноваций. Так, например, возрастающая добыча полезных ископаемых требует проведения соответствующих мероприятий по восстановлению земель, утилизации или переработке попутных продуктов и промышленных отходов на основе новых прогрессивных технологий. Все это требует подготовки специалистов, работающих именно в сфере инноваций и научно-технического бизнеса.

Главная роль в регулировании инновационной деятельности в регионах принадлежит государству. Государственное регулирование инновационной деятельности вызвано недостаточностью воздействия механизмов рыночной экономики на развитие инновационной сферы регионов. В связи с этим необходимо совершенствование механизма направленного на создание благоприятных финансово-экономических условий для активизации инновационных процессов по модернизации экономики регионов [7]. Такие задачи определялись еще С.Ю. Витте, который говорил о том, что государственная политика должна определяться покровительственными мерами по отношению к отечественным производителям.

Действительно, сегодня промышленно развитые страны активно помогают компаниям в продвижении своей продукции на внутреннем и внешнем рынках, создают мотивацию компаниям в использовании инноваций. Составным элементом механизма является формирование системы поддержки малого бизнеса, оказывающегося в более трудных условиях по сравнению с крупными компаниями из-за отсутствия у них достаточных финансовых средств для осуществления нововведений.

Кроме того региональная инновационная поддержка должна охватывать поддержку фундаментальной науки в регионе, процесс подготовки научных кадров, финансирование и разработку новых технологий и продукции, патентование и защиту интеллектуальной собственности, а также сбыт готовой продукции и технологий как внутри самого региона, так и за его пределами, включая экспорт [8].

Для успешного осуществления инновационной деятельности в регионе необходима инновационная сфера как совокупность организаций и предприятий, обеспечивающих и осуществляющих инновационную деятельность и отвечающих требованиям и особенностям инновационного развития [1].

На основе обобщения приведенных выше условий и факторов инновационного развития нами предлагается система элементов инновационной сферы региона. Эта система состоит из ряда основных элементов, необходимых для их успешного функционирования: производство, научная деятельность, инновационная инфраструктура, финансирование.

Производство включает в себя хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством инновационных товаров и услуг. При этом в данный блок могут входить как малые предприятия, так и промышленные гиганты.

Блок научной деятельности включает в себя научные учреждения, академические и отраслевые организа-

ции, высшие учебные заведения, НИИ и иные организации, чья деятельность связанна с наукой. При этом особо стоит обратить внимание на подготовке для работы в сфере инноваций кадры, которые являются важнейшей составляющей повышения инновационной активности регионов. Речь идет как о научных высококвалифицированных сотрудниках, так и об управленцах, менеджерах и других специалистов.

Блок инновационная инфраструктура, должна представляется целым рядом организаций. Как показывает мировой опыт, доля высокотехнологичной продукции, поставляемой на мировые рынки, напрямую зависит от развитости инфраструктуры. Региональная инновационная инфраструктура предполагает наличие в ней технопарков, бизнес-инкубаторов, центров научнотехнической информации, центров трансфера технологий, патентных служб, венчурных фондов и т.д.

Необходимыми элементами инновационной сферы регионов являются бизнес-инкубаторы. Как известно, бизнес-инкубаторы создаются с целью создания благоприятных условий для деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные инновационные идеи. Бизнес-инкубаторы предоставляют этим фирмам необходимые информационные, консультационные услуги, возможность аренды помещений и др. Подобная помощь на стадии организации и становления бизнеса является жизненно важной, поэтому бизнес-инкубаторы должны являться обязательным элементом инновационного механизма региона.

Важным элементом инновационной инфраструктуры являются центры трансфера технологий, которые в данное время пока еще не получили должного развития в регионах. Эти центры выполняют важнейшие функции по формированию инновационных проектов на взаимовыгодных условиях для науки и бизнеса, занимаются проведением маркетинговых исследований, продвижением инновационной продукции, поиском партнеров по проведению НИОКР и передаче технологий и т.д.

Блок финансирование состоит из институтов инвестиционной поддержки высокотехнологичных компаний, а также проведения НИОКР. В этот блок мы включаем венчурный и отраслевые фонды, фонды прямых инвестиций, государственные дотации и гранты.

Важнейшим элементом инновационной сферы региона является рынок, который может являться как внутренним, так и внешним по отношению к региону. На рынке происходит реализация инновационных товаров, работ, услуг, а также формирование спроса на них.

В этой связи любопытен опыт Китая и Индии, которые за счет объемного внутреннего рынка смогли в короткие сроки создать высокотехнологичные отрасли.

Практика показывает, что идея устойчивого традиционно-инновационного развития содержится в стратегиях большинства российских регионов. Однако факторы, способствующие их реализации, складываются лишь в отдельных субъектах федерации. Наиболее адекватным стратегическим выбором для большинства регионов является либо стратегия капитализации, либо стратегия формирования конкурентоспособных региональных кластеров.

Активные научные разработки, доказывающие, что государственные инвестиции в инновационное развитие - это лишь частное решение проблем роста экономики за счет инноваций. Необходима активная ин-

новационная деятельность предприятий, для чего должны быть сформулированы и задействованы экономические мотивы инновационного развития хозяйствующих субъектов.

Создание конкурентной среды в сфере инноваций — наиболее подходящая платформа инновационного процесса. Только конкуренция может мобилизовать творческие способности человека, инициировать его новаторскую деятельность. Следовательно, для развития этого процесса необходимо создать рыночную модель национальной инновационной системы и, прежде всего, рынка новых технологий и рынка специали-стов-новаторов.

Таким образом, модернизация экономики региона на основе инновационного потенциала, на наш взгляд, может быть достигнута путем реализации двух путей:

Первое направление - формирование региональной инновационной системы, которая представляет собой совокупность юридических, финансовых, организационных структур и механизмов, поддерживающих создание и распространение инноваций.

Второе направление - формирование системы региональных приоритетов технологического развития, которые могут быть основаны на масштабных инновационных проектах.

Такие приоритеты должны быть увязаны с развитием конкурентных преимуществ экономики региона. У экономики региона должен быть определенный технологический профиль, отвечающий ее специфике и конкурентному потенциалу. В регионе должна быть сформирована база стратегических инновационных проектов, базирующихся на перечне критических технологий Российской Федерации.

Список литературы:

1. Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5.

2. Россия в цифрах. Статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2010.

3. Деревянченко А., Зверев А. Инновационная деятельность ведущих германских компаний // Экономист. - 2010. -№ 9.

4. Глазьев С. Какая модернизация нужна России?// Экономист. - 2010. - № 8.

5. Цветков В. Об отправной точке неоиндустриальной модернизации. // Экономист. - 2010. - № 11.

6. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации. — Казань: Казанский государственный университет, 2006.

7. Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. - 2010. - № 6.

8. Гришин А.В. Развитие системы государственной поддержки иновационно ориентированной деятельности российских компаний (федеральный и региональный аспекты) // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 20.

9. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи // Экономист. - № 1. - 2010.

10. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005.

Reference list:

1. Kulikov M. Intellectual property and innovative development of economy // Problems of the theory and steering practice. -2009. - № 5.

2. Russia in figures. The Statistical year-book. - М., 2010.

3. Derevyanchenko А., Zverev A. Innovative activity of the leading German companies//the Economist. - 2010. - № 9.

4. Glazyev C. What modernization is necessary to Russia? // The Economist. - 2010. - № 8.

5. Svetkov V. About starting point of neoindustrial modernization // The Economist. - 2010. - № 11.

6. Postaluk M.P. Innovative relations in economic system: the theory, methodology and realization gears. - Kazan, 2006.

7. Nikologorsky D. Modernization as a development stage // The Economist. - 2010. - № 6.

8. Grishin A.V. Development of system of the state support the focused activity of the Russian companies (federal and regional aspects) // Regional economy: the theory and practice. - 2008. -№ 20.

9. Kuchukov R. Modernization of economy: problems and missions // The Economist. - № 1. - 2010.

10. Porter M.E. Competition. - М: Williams, 2005.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А.В. Герасимова «Инновационная политика модернизации региональной экономики»

Для России инновационный тип развития экономики служит не только основой современного экономического роста, повышения конкурентоспособности, обеспечения равноправной интеграции в мировую экономику, но и является одним из основополагающих факторов качественного развития регионов. Поэтому статья, где раскрывается состояние региональной инновационной экономики в Российской Федерации, написана на актуальную в современных условиях тему.

Давая подробную сравнительную оценку структуры расходов на исследование и разработки по источникам финансирования стран с развитой экономикой и России, автор показывает, что частный сектор западных стран тратит на науку гораздо больше, чем Россия.

Заслуживает положительной оценки предложение автором перспективных направлений развития инновационного потенциала модернизации региональной экономики.

Актуальность рассматриваемых проблем, концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации.

Консультант Фонда развития науки и поддержки

молодых ученых, профессор

Д.э.н. А.Т. Спицын

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент научно-технологической политики и образования ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» доцент,

д.ю.н. С.Э. Воронин

З40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.