Научная статья на тему 'Инновационная образовательная технология изучения социогуманитарных дисциплин'

Инновационная образовательная технология изучения социогуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевич И. А., Даничев А. А.

Статья посвящена описанию образовательной технологии, разработанной в Институте информатизации социальных систем Красноярского государственного технического университета для обучения студентов по специальностям: «Прикладная информатика в психологии», «Прикладная информатика в социальной работе». Разработанная технология включает в себя две взаимосвязанные и взаимно дополняющие друг друга стратегии. Первая состоит в алгоритмизации понятийного аппарата данной области знания, вторая предполагает компенсацию потерь, которые неизбежны при строгой формализации гуманитарного знания и состоит в обучении студентов использовать интериоризованный понятийный аппарат в контекстах речи, в творческих работах разного типа. Для реализации образовательной технологии используется авторское программное обеспечение, разработанное одним из авторов статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалевич И. А., Даничев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная технология изучения социогуманитарных дисциплин»

Организационно-управленческий компонент. Основой эффективной организации информационно-деятельностного обучения студентов аналити-ческой химии является научно-методическое обеспечение, включающее информационно-методический комплекс и мониторинговый инструментарий, обеспечивающие системное и действенное освоение дисциплины.

Информационно-методический комплекс включает профессиональную образовательную программу учебной дисциплины, широкий спектр учебно-методических пособий, в том числе электронные образовательные ресурсы, учебно-методические пакеты для организации проектно-исследовательской деятельности студентов. Назначение мониторингового инструментария - организация в течение всего учебного процесса непрерывной диагностики и оценивания степени сформированности знаниевой компоненты обучаемого, его компетентностей и реализация на практике обратной связи, высокой степени контролируемости и объективности оценки деятельности студента.

Модернизированные на основе указанных принципов и подходов содержание и научно-методическое обеспечение являются основой для модернизации этапов и организационных форм обучения с целью усиления деятельностной компоненты в обучении студентов, реализации ведущей идеи гуманизации профессиональной подготовки - развития творческих способностей студента. Процессуально-деятельностный компонент детерминирован интегративными целями обучения, воспитания и развития, спецификой содержания курса аналитической химии. Его организация основана на выделенных принципах создания условий для развития творческой активности студентов, принципах применения ИКТ [2], а также учете индивидуально-психологических особенностей студентов младших курсов. Информационно-деятельностное обучение сопровождается мониторингом качества обучения.

Что касается результатов обучения, в контексте компетентностного подхода система контроля на стадии оценки результатов обучения должна быть смещена в сторону определения уровня готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности - готовности как субъективного состояния личности успешно (или неуспешно) действовать в реальных, приближенных к практике условиях. Как следствие, система контроля должна содержать задания, пробы, задачи практикоориентированного, творческого характера.

Методическая система, соответствующая предлагаемой нами теоретической модели, была успешно апробирована в процессе обучения студентов факультета естествознания КГПУ. Анализ результатов апробации позволяет заключить, что модель может быть эффективно адаптирована к обучению другим химичесим дисциплинам и не только в педагогическом вузе.

Литература

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

2. Безрукова, Н.П. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе: моногр. / Н.П. Безрукова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 196 с.

УДК 378:3:009 И.А. Ковалевич, А.А. Даничев

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Статья посвящена описанию образовательной технологии, разработанной в Институте информатизации социальных систем Красноярского государственного технического университета для обучения студентов по специальностям: «Прикладная информатика в психологии», «Прикладная информатика в социальной работе». Разработанная технология включает в себя две взаимосвязанные и взаимно дополняющие друг друга стратегии. Первая состоит в алгоритмизации понятийного аппарата данной области знания, вторая предполагает компенсацию потерь, которые неизбежны при строгой формализации гуманитарного знания и состоит в обучении студентов использовать интериоризованный понятийный аппарат в контекстах речи, в творческих работах разного типа.

Для реализации образовательной технологии используется авторское программное обеспечение, разработанное одним из авторов статьи.

Одним из противоречий современной общественной жизни является разрыв между стремительно развивающимся процессом информатизации всех сторон жизнедеятельности общества и уровнем информа-

тизации образовательного процесса. Причем проблема эта лежит не столько в технической сфере (наличие компьютерной и другой техники), сколько в трудностях внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Данное обстоятельство особенно актуально для социогуманитарного знания, где процесс формализации сопряжен с целым рядом трудностей, главная из которых, на наш взгляд, состоит в ответе на вопрос: как формализовать гуманитарное знание, сохранив уникальные возможности самовыражения студента, индивидуальность его подхода, не растерять наследие гуманитарной культуры, не выхолостить все богатство смыслов, нюансов и оттенков, которыми насыщена эта область.

В сущности, проблема сводится к тому, как поставить гуманитарное знание на «рельсы» информационных технологий, как найти минимальное, неделимое значение, «квант» гуманитарного знания, который был бы аналогичным «цифре» в точных науках.

Нами разрабатываются и внедряются в учебный процесс две взаимосвязанные и взаимно дополняющие друг друга технологические стратегии. Первая состоит в алгоритмизации понятийного аппарата данной области знания, вторая предполагает компенсацию потерь, которые неизбежны при строгой формализации гуманитарного знания, и состоит в обучении студентов использовать интериоризованный понятийный аппарат в контекстах речи, в творческих работах разного типа.

Проведенные первичные замеры в экспериментальных группах показали достаточно высокую эффективность применяемых методик:

1. Студенты овладевают понятийным аппаратом науки в достаточно строгих смыслах, что усиливает взаимопонимание в парносубординационном контакте: педагог-учащийся.

2. Овладение понятийным аппаратом ведет к развитию логического мышления, поскольку система научных понятий и абстрактное (логическое) мышление - явления глубоко взаимосвязанные.

3. Использование технологии речевых контекстов с включенным в них понятийным аппаратом является основанием профессионализации, позволяет будущему специалисту находить общий язык с коллегами и продвигаться по пути углубления в избранную профессиональную сферу.

4. Интеграция названных технологий позволяет, с одной стороны, войти в контекст общей тенденции информатизации образования, с другой - сохранить богатство и неповторимость социогуманитарной области знания, включающей в себя неявное, интуитивное, неформализуемое, а порой невербализуемое знание.

Как уже было отмечено в предыдущей статье [1], центральное место в научных разработках сотрудников Института информатизации социальных систем Красноярского государственного технического университета занимает проблема интериоризации (овладения) понятийным аппаратом науки как способом профессионализации будущего специалиста. В процессе изучения данной проблемы была разработана инновационная образовательная технология, которая включает в себя ряд этапов.

На первом шаге технология предполагает создание некой идеальной модели «понятийного каркаса» для выбранной предметной области. Конечно, на этом этапе достаточно много субъективных моментов, связанных с уровнем подготовки и опытом специалиста, который готовит эту идеальную модель. Тем не менее, основываясь на обширной базе научного знания, эту модель можно сделать достаточно объективной. Кроме того, как собирается «понятийный каркас», он выстраивается по определенной схеме, т.е. понятия ранжируются по степени значимости для данной предметной области. Необходимость ранжирования понятий связана с тем, что в социогуманитарной области множество одинаковых понятий используется в различных предметных областях для описания разных процессов и объектов.

После того как создана «идеальная модель» понятийного аппарата для данной предметной области, мы переходим к следующему этапу, который заключается в тестировании студентов. Для тестирования готовятся списки понятий, входящих в «идеальную модель», которые даются студентам для выполнения ряда заданий:

1. Упорядочить термины согласно их близости к данной дисциплине. Возможно следующее условие упорядочивания: первыми указываются термины, наиболее значимые, первостепенные для данной дисциплины, далее следуют термины, относящиеся к более узкой области.

2. Разбить набор терминов на произвольные группы. В каждой группе содержатся термины, близкие по смыслу. Один термин может относиться только к одной группе. Нет ограничений на количество групп и число терминов в них (например, в группе может оказаться один термин, либо все термины).

3. Разбить, как и во 2-м задании, набор терминов на группы. (При этом указывается, сколько должно получиться групп и по скольку терминов должно быть в каждой группе).

Три задания выполняются последовательно без возможности сравнения ответов. Оценка ответов производится путем их сравнения с «идеальной моделью». Для этого, с помощью соответствующей метрики,

вычисляется расстояние между ответом и образцом. Полученные оценки-расстояния преобразуются в привычные пятибалльные оценки и заносятся в результирующую таблицу.

Если известно результирующее ранжирование ответов студентов, то его можно сравнивать с образцом ранжирования терминов. Это дает представление о том, насколько значение того или иного термина усвоено группой студентов в целом.

Обработка полученных результатов производилась при помощи разработанной одним из авторов программной системы ESS/3RD [2,3]. В разработанной СППР максимально полно представлены методы и алгоритмы обработки информации в порядковых шкалах. Система реализована в среде C++Builder 6.

Систему можно использовать:

■ для задач группового решения - поиск результирующего ранжирования для заданного множества ранжирований или матриц парных сравнений (процедура голосования, составление «среднего» портрета);

■ для задач индивидуального решения - поиск результирующего ранжирования для несогласованного (нетранзитивного) или неполного множества парных сравнений;

■ для анализа анкетных данных (статистический анализ рангов-ответов, оценка согласованности мнений, расчет расстояний до ранжирования-образца, обработка данных в виде групп эквивалентностей);

■ для поиска оптимального распределения ресурсов (задача о назначениях, в которой должности и претенденты характеризуются ранжированиями характеристик).

Проведенные замеры позволяют получить представление об уровне знания студентами понятийного аппарата в данной предметной области. Как правило, на начальном этапе изучения дисциплины этот уровень достаточно низкий, в связи с чем возникает необходимость расширения и закрепления понятийного аппарата у студентов.

Для этой цели было решено использовать специальные альбомы-справочники, имеющие колоночную структуру. Использование таких альбомов-справочников для изучения понятий совместно с основной учебной литературой достаточно эффективно.

По истечении некоторого времени (в зависимости от объема учебного курса) проводится повторное тестирование, которое показывает динамику освоения учащимися понятийного аппарата по изучаемой дисциплине. Кроме того, усвоенный понятийный аппарат можно использовать в процедурах автоматизированного тестирования знаний учащихся. Известно, что проще всего автоматизировать так называемые «закрытые» тесты с заранее заданными вариантами ответов. Специфика социогуманитарной области существенно ограничивает возможность использования такого рода тестов для оценки уровня знаний, и в этом смысле использование основных понятий изучаемых в процессе освоения данной конкретной дисциплины для создания автоматизированных тестовых методик представляется вполне оправданным.

В настоящее время данная работа еще не закончена, требуются дополнительные замеры и теоретические исследования, которые будут выполнены в процессе подготовки нескольких кандидатских диссертаций, связанных с различными аспектами формализации знаний и использования информационных технологий в образовательном процессе.

Литература

1. Ковалевич, И.А. Проблемы формализации в системе социогуманитарного знания / И.А. Ковалевич // Вестн. КрасГАУ. - 2005. - № 8. - С. 12-18.

2. Даничев, А.А. Программная система поддержки принятия решений: обработка информации в порядковых шкалах / М.А. Воловик, А.М. Даничев, А.А. Даничев; КГТУ // Бюл. "CAD/cAm/CAE/CALS". - Красноярск, 2004.

3. Система поддержки принятия решений «Обработка информации в порядковых шкалах» ESS/3RD: свидетельство об отраслевой регистрации разработки №5652 // Отраслевой фонд алгоритмов и программ, 2005. - 13031Kb / М.А. Воловик, А.А. Даничев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.