Научная статья на тему 'Инновационная образовательная среда как условие самореализации будущих профессионалов'

Инновационная образовательная среда как условие самореализации будущих профессионалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN NONLINGUISTIC HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буренкова Светлана Витальевна

В статье анализируется роль технологий обучения в создании инновационной образовательной среды вуза. Автор рассматривает инновационные образовательные технологии преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Особое внимание уделяется технологии диалогового обучения, методу проектного обучения на занятиях немецкого языка, приводятся примеры из собственного опыта автора в использовании данных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буренкова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF SELF-REALIZATION OF FUTURE PROFESSIONALS

The article analyzes the role of learning technologies in the creation of innovative educational environment of higher school. The author considers the innovative educational technologies of teaching foreign language in nonlinguistic higher school. Particular attention is paid to the dialog teaching method, project-based learning in the teaching of the German language, with examples from the author's own experience in the use of these technologies

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная среда как условие самореализации будущих профессионалов»

УДК 378.147 © С. В. Буренкова

C.B. Буренкова ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

В статье анализируется роль технологий обучения в создании инновационной образовательной среды вуза. Автор рассматривает инновационные образовательные технологии преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Особое внимание уделяется технологии диалогового обучения, методу проектного обучения на занятиях немецкого языка, приводятся примеры из собственного опыта автора в использовании данных технологий.

Ключевые слова: инновационная образовательная среда, инновационные технологии обучения, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе.

Развитие современного общества сопровождается и детерминируется внедрением различных инноваций, что ставит перед образовательными учреждениями высшего профессионального образования ряд новых требований. Суть последних сводится прежде всего к необходимости качественной подготовки специалистов, обладающих нужными компетенциями, которые позволили бы выпускникам вузов соответствовать запросам и условиям рынка труда. Отсюда следует, что и образовательный процесс, и образовательная среда должны стать инновационными. То есть те условия, в которых формируются компетенции будущего профессионала, должны отличаться не только традиционными, но и новаторскими подходами к образованию.

Необходимо уточнить, что образовательный процесс и образовательную среду понимают как комплекс учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов. При этом преподаватель управляет непосредственно учебно-познавательным процессом в аудитории и опосредованно - процессом самообразования [10].

В то же время под педагогической инновацией принято понимать:

1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление [14].

Иными словами, образовательная инновация представляет собой «результат педагогической инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты» [15].

Среди новых терминов современной педагогики присутствует сегодня и понятие инновационной образовательной среды. Рассматриваемый феномен имеет параллельные термины, к примеру, P.A. Кассина использует терминосочетание инновационная среда образовательного учреж-

дения для обозначения «совокупности вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов» [8, с. 10-11].

Г.Н. Крижановская, опираясь на определения понятий «социальная среда», «среда», рассматривает в качестве инновационной образовательной среды «окружающие человека духовные, нравственные, культурные и наиболее благоприятные образовательные условия, способствующие формированию и развитию личности в соответствии со своими склонностями и общественными запросами» [10].

Нетрудно видеть, что инновационная образовательная среда трактуется автором как некая положительная обстановка, окружающая развивающуюся личность. Данную позицию разделяет большинство исследователей, многие из которых расценивают инновационную образовательную среду как фактор самореализации личности [1], как интегральное средство профессионального развития учителя [8], как фактор внедрения современных технологий обучения [3].

В свою очередь Е.А. Шмелёва подчеркивает, что применительно к образовательной среде вуза «формирование инновационной среды направлено на развитие инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, ..., на развитие инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере» [17, с. 14].

Несмотря на некоторые расхождения в толковании понятия инновационной образовательной среды ученые единодушны в том, что основным свидетельством инновационности образования является внедрение в традиционную образовательную программу технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к профессиональной деятельности, личного творческого опыта и самостоятельное получение информации [5].

Необходимо отметить, что само понятие технологии обучения трактуется в современной педагогической практике неоднозначно. С одной стороны, технология обучения - это совокупность

методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств [2].

Технический прогресс и ставшая сегодня необходимостью компьютеризация образования обусловливают достаточно узкое, но в то же время весьма распространенное, особенно в управленческих структурах вузов, понимание технологии обучения как обязательного использования в образовательном процессе аудиовизуальных и мультимедийных средств. Такая трактовка образовательных технологий значительно сужает их спектр и приводит к тому, что использование технических новшеств становится самоцелью и обедняет содержание образования.

Вследствие этого, под образовательной технологией следует понимать организованную в различных формах образовательную деятельность преподавателей и студентов с использованием различных методов обучения и воспитания, направленную на достижение результатов: приобретение студентами знаний, умений и опыта, формирование у выпускников компетенций, соответствующих целям образовательной программы [16].

В свою очередь инновационные технологии обучения необходимо рассматривать как средство, с помощью которого направления модернизации образования могут быть претворены в жизнь. Наибольшее развитие сейчас получают технологии обучения, основанные на личностном и деятель-ностном подходах [2].

К инновационным образовательным технологиям преподавания иностранного языка можно отнести:

1. Современные информационные и коммуникационные технологии обучения, в том числе интерактивные.

2. Технологию обучения в сотрудничестве.

3. Метод проектов.

4. Технологию контекстного обучения.

5. Технологию проблемного обучения.

6. Технологию модульного обучения.

7. Технологии развития критического мышления

и многое другое.

При этом каждая из указанных технологий обладает неисчерпаемым потенциалом интерактивных методов и приёмов, например, технология контекстного обучения включает: дебаты, деловые игры, case study, симуляции и пр. [См.: 6; 9; 12].

К инновационным педагогическим технологиям в преподавании иностранных языков относится диалоговое обучение (дебаты, дискуссия, диспут, эвристическая беседа), сравните опыт использования технологии дебатов, проанализированный в статье М.А. Капшутарь. Автор подчеркивает продуктивность данной технологии, которая обеспечивается благодаря включению субъектного опыта и знаний студента в образовательную ситуа-

цию, их дальнейшему преобразованию и обогащению [7].

В условиях неязыкового вуза возможностей организации такой формы работы, безусловно, меньше, чем на факультете иностранных языков. Тем не менее на занятиях со студентами, владеющими иностранным языком на достаточном для обмена мнениями уровне, полезно обсуждать тексты, фильмы страноведческого характера. Подобное знакомство с особенностями страны изучаемого языка в контексте сопоставления с собственной лингвокультурой будет способствовать мотивации изучения иностранного языка даже в том случае, если последующая после чтения/просмотра аутентичных материалов дискуссия будет организована на родном языке. Например, на занятиях по дисциплинам «Иностранный язык» (немецкий) «Деловой иностранный язык» (немецкий) в интеркультурном ключе можно обсуждать темы «Bildungssysteme in Deutschland und Russland», «Verhaltensregeln in geschäftlichen Situationen», «Erfolgreiche Kommunikation am Telefon» «Besonderheiten eines Vorstellungsgesprächs in Deutschland» и т.д.

Эффективным средством создания инновационной образовательной среды является метод проектного обучения. Творческий проект - это самостоятельная творческая работа, в результате которой автор создает новый продукт, программу, модель и т.д. Выполнение творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучаемых, решать новые задачи с учетом индивидуальных способностей, личностных и социальных потребностей и интересов, ожиданий, склонностей, предпочтений студентов [См.: 11].

Е.С. Полат уделяет внимание использованию метода проектов в практике обучения иностранным языкам, при этом она подчеркивает значимость международных телекоммуникационных проектов: «именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике» [13].

Глобальная сеть Интернет позволяет не только найти нужную аутентичную информацию, но и создает условия для совместной работы российских студентов и их партнеров из страны изучаемого языка. В качестве примера можно привести проект по теме «Проблемы молодежи в Германии и России», работа над которым осуществляется по следующим этапам:

1 этап

1.1. Знакомство с темой

а) сбор информации по теме Probleme der Jugendlichen in Deutschland und Russland (собственные знания, мнения, ассоциации, тексты по теме в учебных материалах); б) представление собранной информации в виде карты знаний/интеллектуальной карты.

1.2. Подготовка к поиску дополнительной информации в Интернет

а) подборка сайтов; б) постановка задач; распределение заданий в группе: понятие субкультуры, конфликт поколений, музыкальные направления, выбор профессии и т.д.

2 этап

Самостоятельная внеаудиторная работа с интернет-источниками

В процессе работы следует использовать схему:

W-SCHEMA

wer wo wann was worum wie wozu warum wohin usw. (дополнительные вопросы можно сформулировать самостоятельно)

Адреса в сети Интернет для выполнения задания:

www.bund.de

www.deutschland.de

http://europa.eu.int

www.kurtulportal-deutschland.de

www.campus-germany.de

www.dwelle.de

www.goethe.de

3 этап

Обработка информации

(групповая работа в аудитории) а) обсуждение собранных материалов; б) выбор формы презентации (газетная рубрика; коллаж с фотографиями, вопросами, ответами; устные выступления и пр.); в) определение последовательности представления содержания; г) выбор главной и второстепенной информации;

4 этап Презентация

Каждая группа презентует свой проект в режиме сменных групп (Wirbelgruppen)

5 этап

Обсуждение проектов

Вопросы для обмена мнениями: Was wusste ich früher über die deutsche Jugend? Was Neues habe ich erfahren? Welche Sprach-und Internetfähigkeiten bzw. Lerntechniken habe ich erworben? Auf welche Weise kann ich alles benutzen?

Темы проектов могут быть разными, они должны соотноситься с рабочей учебной программой дисциплины, но в то же время представлять собой значимую в исследовательском, творческом плане задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Одним из активных методов, используемых в профессионально ориентированном обучении студентов иностранному языку, является технология «мозговой штурм» (англ. brainstorming), предполагающая вовлечение в коммуникацию всех участни-

ков занятия в форме согласованного группового мыслительного поиска.

Большой популярностью на занятиях по иностранному языку пользуются ролевые и деловые игры по различным темам. Подобные формы проведения занятий позволяют формировать такие важные компетенции будущих специалистов, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д. Задание содержит, как правило, описание коммуникативной ситуации, целей и правил игры, ролевые карточки, которые могут включать также необходимый лексический минимум.

Рассмотрение всех существующих сегодня в образовательной практике инновационных технологий едва ли возможно, тем более в рамках одной статьи. Подводя итог рассуждениям об инновационной образовательной среде как условии самореализации будущих профессионалов и о значимости инновационных образовательных технологий в её создании, необходимо подчеркнуть системный характер обоих понятий. Если инновационная образовательная среда представляет собой комплекс оптимальных учебных условий для подготовки будущего специалиста, то инновационная образовательная технология выступает как «разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат» [14].

Использование инновационных технологий в образовании способно решить многие проблемы, связанные с подготовкой профессионалов, отвечающих запросам современного общества. Это обеспечивается совмещением традиционных и новаторских подходов к образовательному процессу, методически обоснованным применением информационных и коммуникационных технологий обучения.

Библиографический список

1. Алисов, Е. А. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности [Текст] / Е. А. Алисов, /1. С. Подымова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №1. - С. 6163.

2. Аникушина, Е. А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: методическое пособие [Текст] / Е. А. Аникушина, О. С. Бобина, А. О. Дмитриева, О. Н. Егорова, Т. А. Калянова, М. Ю. Мамонтова, С. П. Старцева, В. С. Фомин. - Томск: В-Спектр, 2010. - 212 с.

3. Гостев, А. Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография [Текст] / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург: Уральский центр академического обслуживания, 2008. - 290 с.

4. Ефимов, П. П. Сущность инновационной образовательной среды вуза [Текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 502-506.

5. Зарипов, С. Н. Особенности создания и применения мультимедиа в образовательном процессе вуза [Текст] / С. Н. Зарипов // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе: Материалы Всероссийск. науч.-практ. конф., Нижний Тагил, Россия, 2012 г. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2012. - С. 102-104.

6. Зубов, А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / А. В. Зубов, И. И. Зубова. - М.: Академия, 2009. - 142 с.

7. Капшутарь, М. А. Возможности иновационных технологий в реализации аксиологического потенциала социально-гуманитарного образования [Текст] / М. А. Капшутарь // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе : Материалы Всероссийск. науч.-практ. конф., Нижний Тагил, Россия, 2012 г. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2012. - С. 109-114.

8. Кассина, Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кассина Раиса Алексеевна. - Нижний Новгород, 2006. - 196 с.

9. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам : продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв, фак. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. Ф. Коряковцева. -М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.

Ю.Крижановская, Г. Н. Управление развитием инновационной образовательной среды. [Электронный ресурс] / Г.Н. Крижановская // Режим доступа: http://www.rane-brf.ru/conference/2012/kriganovskaya2.pdf.

11.Пестов, С. А. Формирование инновационной образовательной среды на основе проектного метода [Текст] / С. А. Пестов // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе: Материалы Всероссийск. науч.-практ. конф., Нижний Тагил, Россия, 2012 г. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2012. - С. 123-126.

12.Писаренко, В. И. Новые информационные технологии обучения иностранным языкам [Текст] /

B. И. Писаренко // Открытое образование. - 2010. - №4. - С. 54-63.

13.Российское образование: федеральный портал. Глоссарий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=50, свободный.

14.Силкин, С. В. Управление научно-инновационным потенциалом. Региональный аспект [Текст] /

C. В. Силкин, Л. П. Пачикова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. - С. 30.

15.Чучалин, А. Г. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ [Текст] / А. Г. Чучалин // Высшее образование в России. - 2008. - №12. - С. 10-18.

16.Шмелева, Е. А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития [Текст] / Е. А. Шмелева // Научный поиск. - 2012.- №1(3). - С. 14-17.

References

1. Alisov Е.А., Podymova L.S. Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda как faktor samorealizacii lich-nosti [Innovative educational environment as a factor of self-realization]. In: Vocational education, 2011, 1, P. 61-63.

2. Anikushina E.A., Bobina O.S., Dmitrieva A.O., Egorova O.N. et al. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii i aktivnye metody obuchenija [Innovative educational technologies and active learning methods]. Tomsk, V-Spektr, 2010, 212 p.

3. Gostev A.G., Kiprijanova E.V. Innovacionnaja obrazovateino-professionainaja sreda как faktor vne-drenija sovremennyh tehnologij obuchenija [Innovative educational and professional environment as a factor in the introduction of modern technologies of training]. Ekaterinburg, Ural Academic Service Center, 2008, 290 p.

4. Efimov P.P., Kostin V.N. Sushhnost' innovacionnoj obrazovateinoj sredy vuza [The essence of the innovative educational environment of high school]. In: Young scientist, 2014, 7, P. 502-506.

5. Zaripov S.N. Osobennosti sozdanija i primenenija mul'timedia v obrazovatel'nom processe vuza [Features of creation and application of multimedia in the educational process of high school]. In: Topical issues of the use of innovative technologies in educational process, Nizhnij Tagil, NTGSPA, 2012, P. 102-104.

6. Zubov A.V., Zubova I.I. Metodika primenenija informacionnyh tehnologij v obuchenii inostrannym jazykam [Methods of application of information technologies in teaching foreign languages]. Moskow, Academy, 2009, 142 p.

7. Kapshutar' M.A. Vozmozhnosti inovacionnyh tehnologij v realizacii aksiologicheskogo potencíala so-ciaino-gumanitarnogo obrazovanija [Features of innovative technologies in the realization of axiological potential of social and humanitarian education]. In: Topical issues of the use of innovative technologies in educational process, Nizhnij Tagil, NTGSPA, 2012, P. 109-114.

8. Kassina R.A. Innovacionnaja sreda obrazovateinogo uchrezhdenija как integrainoe sredstvo profes-sionainogo razvitija uchitelja [Innovative environment of the educational institution as an integral means of professional development of teachers]. Nizhnij Novgorod, 2006, 196 p.

9. Korjakovceva N.F. Teorija obuchenija inostrannym jazykam : produktivnye obrazovatel'nye tehnologii [Theory of teaching foreign languages: productive educational technologies]. Moskow, Academy, 2010, 192 p.

10. Krizhanovskaja G.N. Upravlenie razvitiem innovacionnoj obrazovatel'noj sredy [Managing the development of an innovative educational environment]. URL: http://www.rane-brf.ru/conference/2012/kriganovskaya2.pdf.

11. Pestov S.A. Formirovanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy na osnove proektnogo metoda [Formation of innovative educational environment based on the project method]. In: Topical issues of the use of innovative technologies in educational process, Nizhnij Tagil, NTGSPA, 2012, P. 123-126.

12. Pisarenko V.I. Novye informacionnye tehnologii obuchenija inostrannym jazykam [New information technologies of teaching foreign languages]. Open education, 2010, 4, P. 54-63.

13. Rossijskoe obrazovanie: federainyj portal. Glossarij [The Russian education: federal portal. Glossary]. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Silkin S.V., Pachikova L.P. Upravlenie nauchno-innovacionnym potencialom. Regional'nyj aspekt [Management of scientific and innovative potential. The regional dimension]. Ekaterinburg, Uralian Branch of Russian Academy of Sciences, 2003, P. 30.

15. Chuchalin A.G. Formirovanie kompetencij vypusknikov osnovnyh obrazovateinyh programm [Formation of the competences of the main educational programs]. In: Higher education in Russia, 2008, 12, P. 10-18.

16. Shmeleva E.A. Innovacionnaja obrazovateinaja sreda vuza: prostranstvo razvitija [Innovative educational environment of high school: the space development]. In: Scientific research, 2012, 1(3), P. 14-17.

INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF SELF-REALIZATION OF FUTURE

PROFESSIONALS

Svetlana V. Burenkova,

professor, Omsk State Institute of Service

Abstract: The article analyzes the role of learning technologies in the creation of innovative educational environment of higher school. The author considers the innovative educational technologies of teaching foreign language in nonlinguistic higher school. Particular attention is paid to the dialog teaching method, project-based learning in the teaching of the German language, with examples from the author's own experience in the use of these technologies.

Keywords: an innovative educational environment, innovative learning technologies, teaching a foreign language in nonlinguistic higher school.

Сведения об авторе:

Буренкова Светлана Витальевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков Омского государственного института сервиса (г. Омск, Российская Федерация), е-тай: burenkova_anna@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 15.12.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.