Научная статья на тему 'Инновационная образовательная модель изучения профилирующих дисциплин по направлению «Менеджмент»'

Инновационная образовательная модель изучения профилирующих дисциплин по направлению «Менеджмент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ / ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ В МИНИ-КОМАНДАХ / ДЕЙСТВУЮЩАЯ КОПАНИЯ ИЛИ СОЗДАВАЕМЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушенко Валерий Иванович

в статье рассматривается предложенная и реализованная в учебном процессе Смоленского института бизнеса и предпринимательства инновационная образовательная модель изучения профилирующих дисциплин. Новизна предложенной модели и проведённых учебных исследований и экспериментов состоит в её построении как бизнес-процесса, отражающего реальный процесс разработки и реализации бизнес-проекта – «Стратегия развития и управления компанией», которые устанавливают системные взаимосвязи между разными видами управленческой деятельности и, соответственно, изучаемых дисциплин (системный подход) и возникновением практических ситуаций, выявляющих непредвиденные причинноследственные взаимосвязи возникающих проблем (успехов). Данная модель позволяет адаптировать получаемые знания и навыки студентов для их практического применения в процессе разработки бизнес-проекта реально действующей компании или для создаваемого бизнеса. Модель прошла апробацию в учебном процессе в течение 4-х лет и показала свою эффективность в формировании компетентности будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная модель изучения профилирующих дисциплин по направлению «Менеджмент»»

формирование когнитивных способностей курсанта происходит под влиянием образа жизни, обучения и воспитания, практической работы, участия в общественных мероприятиях, интенсивного самообразования.

Литература

1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1995. - С. 88, 92, 119, 131, 136, 139, 141.

2. Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: Автореф. дис.... д-ра, психол. наук. - М., 1988. - С. 42-45.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -С. 8-53.

4. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - С. 28-42.

5. Овсянникова О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза (на материале изучения курса иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2005.

6. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - С. 571-597.

7. Рубинштейн С.Л., Шадриков В.Д. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959. С. 156-171.

8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: 1961. - С. 9-20.

9. Холодная М.А. Перспективы исследования в области психологии способностей // Психологический журнал. 2007. Т.28. № 1, с. 28-37.

В.И. Грушенко

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛИРУЮЩИХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

INNOVATIVE EDUCATIONAL MODEL FOR STUDYING THE MAJORS IN «MANAGEMENT»

Аннотация: в статье рассматривается предложенная и реализованная в учебном процессе Смоленского института бизнеса и предпринимательства инновационная образовательная модель изучения профилирующих дисциплин. Новизна предложенной модели и проведённых учебных исследований и экспериментов состоит в её построении как бизнес-процесса, отражающего реальный процесс разработки и реализации бизнес-проекта - «Стратегия развития и управления компанией», которые устанавливают системные взаимосвязи между разными видами управленческой деятельности и, соответственно, изучаемых дисциплин (системный подход) и возникновением практических ситуаций, выявляющих непредвиденные причинно-следственные взаимосвязи возникающих проблем (успехов). Данная модель позволяет адаптировать получаемые знания и навыки студентов для их практического применения в процессе разработки бизнес-проекта реально действующей компании или для создаваемого бизнеса. Модель прошла апробацию в учебном процессе в течение 4-х лет и показала свою эффективность в формировании компетентности будущих менеджеров.

Ключевые слова: инновационная модель обучения; системный, бизнес-процессный и ситуационный подходы; обучение действием в мини-командах; действующая копания или создаваемый бизнес.

© В.И. Грушенко, 2013

Abstract: the article considers the proposed and implemented in the educational process of Smolensk Institute of business and entrepreneurship, innovative educational model for studying the majors. The novelty of the proposed model and conducted educational research and experiments consists in its building as a business process, reflecting the actual process of development and implementation of the business project «Strategy of development and management company», which set the system interconnections between different species management activities and, respectively, of studied disciplines (system approach) and the occurrence of practical situations, identify unforeseen causal linkages emerging problems (success). This model allows to adapt the knowledge and skills of the students for their practical application in the process of developing a business project of the actually functioning of the company or for the established business. The model was tested in the educational process in the period of 4 years and has proven its effectiveness in shaping competence of future managers.

Keywords: innovative training model; a systematic, business-process and situational approaches; learning by doing in mini-groups; acting digging or created by a business.

Идея построения предложенной образовательной модели связана с главной проблемой в подготовке и обучении специалистов в российских вузах - практикой применения современных знаний для решения реальных проблем в деятельности и развитии компаний и организаций. К причинам образовавшегося разрыва между теорией и практикой и неспособностью выпускников вузов применять на практике современные знания и навыки, можно отнести и прежние государственные образовательные стандарты, ориентированные лишь на приобретение и оценку знаний и навыков, и недостаточное участие в учебном процессе специалистов-практиков, отсутствием со стороны работодателей профессиональных квалификационных требований и показателей компетентности к выпускникам (к специалистам). Но, на мой взгляд, также и устоявшимися традициями в организации учебного процесса, в «старых» методах и технологиях обучения, призванных лишь на передачу знаний с помощью преподавателей. Предметы учебного плана изучаются отдельно и параллельно, вне связи с реальными процессами управления организациями, учитывающие глубокие взаимосвязи и взаимозависимости внешних и внутренних факторов, определяющих условия и проблемы в достижении поставленных целей и стратегий развития. Речь идёт о системном методе в обучении специалистов и ситуационном подходе применения тех или иных знаний.

Изучение теории и навыков применения современных знаний по отдельной дисциплине для решения учебной задачи и поставленной проблемы, может при системном подходе в реальных условиях для конкретной организации и не являться проблемой, а лишь следствием другой проблемы, из иной области знаний и других видов деятельности.

И здесь мы сталкиваемся с проблемой неспособностей студентов и слушателей проводить анализ ситуации, состояния развития компании в отношении выбранных целей и стратегий, выявлять проблемы и их причины. Устанавливать причинно-следственные взаимосвязи в деятельности организации по факту событий, возникшие проблемы (успехи), причины и следствия, является основой применения знаний и навыков для принятия управленческих решений.

Формирование компетентности у студентов и слушателей образовательных программ должно опираться на комплексный подход в исследовании современных знаний и навыков, в решениях практических проблем развития компаний, бизнесов. В частности, темы курсовой и, особенно, дипломной (выпускной) работы могут определяться только после выявления проблемы и её доказательности, а не задаваться преподавателями априори, тем самым «подстраивая» компанию под тему. Не зная проблемы, разработчик не знает какие знания и навыки ему понадобятся для её разрешения.

Любая организация сегодня находится в непрерывном изменении и развитии, подчиняется закону неопределённости воздействий внешних факторов окружающей среды и их последствий на поведение организации. Поэтому любой проект развития организации подчиняется закону Энтропии, а современный менеджер должен научиться на основе известных современных знаний принимать неизвестное ранее решение, а методы практической направленности в обучении должны базироваться на трёх подходах: системном (комплексном), ситуационном (случайном) и процессном [1].

* Объект исследования - высшее учебное заведение, как субъект подготовки кадров для формирования инновационной экономики России.

* Предмет исследования - инновационная модель и методы обучения.

* Цель исследования состоит в построении инновационной модели обучения на основе активных методов «обучения действием», направленных на практическое применение современных знаний и навыков в процессе выполнения и реализации бизнес-проектов управления компанией.

Для достижения поставленной цели, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать комплексные взаимосвязи изучаемых профилирующих предметов с точки зрения управления компаниями, бизнесами. Обосновать целесообразность включения их в предлагаемую модель, как необходимое условие системного подхода в управлении.

2. Проанализировать качество подготовки студентов (слушателей) и выпускников при использовании предложенной модели и методов обучения, и оценить мотивацию и эффективность традиционного и предлагаемого подходов.

3. Определить показатели (критерии) эффективности и мотивации.

4. Разработать методику бизнес-проектирования на основе предлагаемых методов и модели.

* Новизна исследования состоит в построении модели обучения студентов, слушателей образовательных и бизнес-образовательных программ, ориентированной на системный (комплексный) подход в изучении профилирующих дисциплин и активные методы обучения действием, позволяющих:

• приобретать современные знания и навыки при выполнении бизнес-проекта по управлению и развитию компаний, бизнесов;

• комплексно адаптировать приобретаемые знания и навыки применительно к действующей компании, выявляя возникшие проблемы и предлагаемые пути и способы их разрешения с учётом сложившейся ситуации;

• значительно ускорить освоение программ изучаемых дисциплин (минимум на 20-30% общего времени аудиторных занятий учебного плана) и повысить качество обучения, особенно с точки зрения применения знаний и навыков в практической деятельности фирмы;

• научиться командному взаимодействию в принятии управленческих решений.

Процесс изучения профилирующих дисциплин должен моделировать реальный

бизнес-процесс управления фирмой, во взаимодействии структур и подразделений, ответственных за отдельные направления, функции и ключевые виды деятельности. В соответствии с процессом разработки стратегии управления и её реализации, рис. 1 [2].

Разработка |-N

стратегии

Реализация_к I

стратегии

Рис. 1. Логические взаимосвязи изучаемых профилирующих дисциплин

2

3

1

4

7

5

6

Для целей реального проектирования, эти дисциплины нельзя читать и изучать в другой последовательности и параллельно, т.к. полученные результаты после каждой дисциплины являются промежуточным этапом общего проектирования и исходными данными для следующего этапа и последующих в изучении дисциплин.

Например, заданные владельцами на этапе 1 целевые ориентиры являются исходными данными для формирования целей (Миссии, целей) исполнительного руководства компании и выбора общефирменных стратегий для достижения целей владельцев.

Блок «Стратегический маркетинг» является подчинённым поставленным целям, в том числе перед службой маркетинга (ожидаемым результатом, показателем), и продолженными общефирменными стратегиями развития и управления, и использует их в качестве исходных данных для разработки маркетинговых стратегий и маркетингового плана для выполнения поставленных целей и стратегий. Однако маркетинг может внести и существенные коррекции в поставленные цели и выбранные стратегии, если они окажутся нереальными и это будет аргументировано.

На этапе Блок «Финансы» вырабатываются финансовые стратегии и финансовый план по достижению поставленных целей и выбранных общефирменных и маркетинговых стратегий. И, опять-таки, финансовые результаты могут внести коррекции в ранее предложенные цели и стратегии, если финансовых ресурсов будет не хватать, или финансовые показатели будут недостижимыми.

На следующем этапе возникает вопрос: «Имеются ли в компании необходимые организационные ресурсы для достижения поставленных целей и выбранных стратегий. Возможно, их будет недостаточно, и необходимы менеджеры и другой персонал более высокой квалификации и более «дорогой», что потребует дополнительных затрат. Или фирма при данном организационном ресурсе не в состоянии реализовать поставленные цели и стратегии.

На этапах реализации стратегий разрабатываются планы и принимаются решения по внедрению проекта в практику. И здесь также может возникнуть много вопросов и проблем с реализацией проекта (стратегии), с перестройкой ресурсов фирмы в процессе управления стратегическими изменениями.

Главное, что следует помнить при разработке и реализации проекта на примере действующей компании, это то, что заранее неизвестно какие проблемы будут в компании и какие знания и инструменты понадобятся для их разрешения.

В этом состоит ключевая проблема подготовки кадров. Ситуационный подход свидетельствует о том, что невозможно заранее определить правильный вектор развития, решения должны приниматься с учётом ситуации.

Проблема может оказаться в любой сфере или виде деятельности, и как её решать показывает анализ ситуации в рамках выбранных ориентиров развития.

Инновационная модель приведена на рис. 2.

В чём её инновационность и какие особенности?:

• Модель ориентирована на практическое применение современных знаний и навыков в управленческой деятельности менеджеров, экономистов, предпринимателей в процессе планирования и реализации целевых бизнес-проектов развития компаний.

• Модель устанавливает логические и логистические взаимосвязи изучаемых профилирующих (практически-прикладных) дисциплин для разработки и реализации бизнес-проекта: «Стратегии развития и управления компанией, бизнесом» на примерах действующей или создаваемой фирмы. То есть модель имитирует современные знания и навыки в целевых ориентирах практической деятельности компании.

• Построение и реализация модели обучения опирается на методологические основы разработки стратегии развития и управления компаниями, бизнесом и включает в себя следующие основные элементы:

• системный подход (комплексный) - во взаимосвязях изучаемых дисциплин и бизнес-процессов в компании;

• процессный подход - учебный процесс соответствует реальному бизнес-процессу в компании по разработке и реализации стратегий;

• ситуационный подход - случайный характер возникновения и развития проблемной ситуации в жизнедеятельности компании;

• активный метод - обучение действием, на примере действующей компании или создаваемого бизнеса;

• командный метод изучения при разработке бизнес-проекта, работа в мини-командах с распределением и закреплением функций и видов деятельности на направлениях и задачам проектирования;

• проблемно-ориентированный метод - обучение дисциплины подчинено основным целевым ориентирам развития компании: достижению поставленных целей (владельцами и топ-менеджментом), что требует в каждой сложившейся ситуации решения возникших практических проблем и задач на основе современных знаний и навыков;

• особую форму, виды и методику проведения занятий, опирающихся на технологию группового и индивидуального образовательного консалтинга, групповые методы активного обучения.

• Для реализации модели требуются преподаватели нового типа: преподаватели-консультанты (фасилитаторы) и консультанты, имеющие практический опыт работы в качестве консультантов по разработке и реализации бизнес-проектов и обучения действием ведущих специалистов фирмы.

• Реализация модели обучения построена на специальном (целевом) расписании учебных занятий.

Дисциплина

Разработка стратегий развития и управления компанией, СУ

Финансовые стратегии, ФС

Система сбалансированных показателей, ССП

Бизнес-планирование и инвестиционный проект, БП и ИП

Управление стратегическими изменениями, УСИ

Ожидаемые результаты

• Выбор стратегических ориентиров (Видение, Миссия, цели)

• Выбор альтернативной стратегии (общефирменной)

1 Разработка маркетинговой стратегии (сегментирования, позиционирования) Разработка маркетингового плана

• Согласование результатов 2-х этапов. Корректировка стратегич. ориентиров, общефирменных стратегий

• Выбор текущих деловых стратегий

Разработка финансовой стратегии Выбор источников финансирования Корректировка результатов этапов 1, 2 с учётом результатов этапа 3

Определение инновационных направлений деятельности (построение стратегических моделей) • Выбор ключевых показателей эффективности реализации стратегий

• Разработка бизнес-планов под реализацию выбранных стратегий

• Оценка эффективности предложенных стратегий развития бизнеса

• Разработка плана, программы и стратегий по внедрению бизнес-планов в практику (стратегии изменений внутри фирмы)

Рис. 2. Инновационная модель обучения профилирующих дисциплин

• Предлагаемая модель обучения также интегрирована в модель обучения предпринимателей в бизнес-инкубаторе (БИ) молодёжной бизнес-школы (МБШ) СИБП.

Студенты, слушатели института имеют возможность в процессе реализации инновационной модели обучения совмещать учёбу в институте с учёбой в молодёжной бизнес-школе МБШ СИБП с инкубированием в БИ. Это даёт дополнительные виды поддержки в процессе разработки бизнес-проекта, а также возможность создания своего бизнеса, для которого будет разработан бизнес-проект.

Особенно эта модель эффективна в сочетании с моделью обучения в БИ для тех, кто не имеет работы, и для будущих предпринимателей.

• Модель обучения апробировалась в СИБП с 2008/2009 уч. года и показала свою эффективность. К числу основных показателей повышения качества подготовки кадров можно отнести:

• повышение профессиональной компетентности за счёт приобретения практических навыков применения современных знаний для решения реальных проблем и задач действующих бизнесов;

• повышение активности и ответственности в анализе текущей ситуации развития (создания) бизнеса и принятия управленческого решения, требующего ресурсных инвестиций и последующую реализацию;

• повышение творческой составляющей;

• навыки командного взаимодействия и оценки своих индивидуальных управленческих навыков;

• экономия общего времени обучения с 400 ч до 290 ч за счёт исключения повторов в теоретических разделах дисциплин и проведения текущего и промежуточного контроля в темпе-процесса разработки бизнес-проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение квалификации самих преподавателей, их компетентности в практическом применении современных знаний и навыков.

По итогам 2011/2012 уч. года, группа студентов выпускного курса, 26 человек, изучила все приведённые дисциплины с выполнением в мини-командах (2-3 чел.) 10 бизнес-проектов под бизнес-площадки и виды услуг, предложенные дирекцией национального парка «Смоленское поозерье». Защита бизнес-проектов и дипломных работ прошла успешно, и все проекты были приняты для реализации.

Литература

1. Грушенко В.И. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений / Грушенко В.И. - М.: Инфра-М, 2010.

2. Грушенко В.И. Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации: монография / Грушенко В.И. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

С.Г. Ахметова

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА:

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

CREATING INFORMATION ENVIRONMENT IN A HIGH SCHOOL: EXPERIENCE AND PROBLEMS

Аннотация: статья посвящена актуальной теме использования новых образовательных технологий в учебном процессе вуза. Основное внимание уделено

© С.Г. Ахметова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.