Научная статья на тему 'Инновационная модель финансово-экономической стабилизации российской экономики: теория и практика'

Инновационная модель финансово-экономической стабилизации российской экономики: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВОЕ НАСЫЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / MONETARY AND FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL SATURATION / GOVERNMENT BOND / INNOVATIVE INDUSTRIALIZATION / REGION''S ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И.В., Коробейникова М.С.

Предмет. Меры и мероприятия, направленные на построение инновационной модели финансово-экономической стабилизации России. Рассмотрены проблемы, которые сдерживают развитие экономики, а также выявлены возможности и перспективы, способствующие участию государства и бизнеса на всех уровнях (макро-, мезо-, микро-) в решении финансово-стратегических и социально-экономических задач. Цели. Исследовать направления экономической политики, влияющие на курс отечественной валюты; обозначить предпосылки и перспективы внедрения инновационной модели финансово-экономической стабилизации российской экономики. Совершенствование основных направлений в политическом, экономическом, технологическом и социальном блоках экономических процессов поможет скорректировать необходимую современную экономическую модель в целом с помощью мобильности управления экономикой, создания «Национального центра финансового насыщения государства», целевого вложения накопленного капитала в инновационную индустриализацию регионов, повсеместной занятости и инновационной профессиональной ориентации населения окажет содействие в стабилизации и активном развитии экономики России и субъектов РФ. Методология. Использован метод экспертных оценок. Результаты. Разработаны ряд мер, мероприятий, институтов и методов совершенствования государственного регулирования финансово-экономической и внешнеэкономической деятельности России по выходу из кризисных ситуаций с учетом обновления валютно-финансовой и экономической политики государства, инновационной индустриализации и модернизации важных отраслей промышленности и сельского хозяйства, взаимодействия крупного и мелкого предпринимательства в субъектах РФ, совершенствования и мобильности управления экономикой в регионах. Применение. Мероприятия, предложенные авторами, позволят государству, субъектам РФ поднять уровень развития внутренней экономики страны, важных отраслей промышленности, а также с помощью новых финансовых центров способствовать финансовой стабилизации российской экономики, высокоскоростному строительству объектов производственного назначения и социально-экономической значимости, пополнению бюджетов всех уровней. Выводы. Использование результатов на практике поможет найти золотую середину в маневренности возможностей, перспектив и усилий государства и бизнеса в финансово-экономической стабилизации и инновационно-индустриальном развитии России и ее регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An innovative model of financial and economic stabilization of the Russian economy: Theory and practice

Importance The article addresses the measures and actions aimed at building the innovative model of financial and economic stabilization of Russia. Objectives The purpose of the study is to investigate the areas of economic policy impacting the rate of exchange of the national currency, and to identify preconditions and prospects for introducing the innovative model of financial and economic stabilization of the Russian economy. Methods The research draws upon the method of expert estimations. Results We developed a set of measures, actions, institutions and methods for perfecting the government regulation of financial, economic, and international business activities of Russia to overcome the crisis, taking into account the updated monetary and economic policy of the State, innovative industrialization and modernization of important industries and agriculture, interaction of large and small businesses operating in the constituent entities of the Russian Federation, and improvement of management of economy in regions. Conclusions and Relevance If used in practice, the findings may help strike the happy medium in versatile opportunities, prospects and efforts of the State and business in financial and economic stabilization and innovative-and-industrial development of Russia and its regions. The offered actions will enable the State and subjects of the Russian Federation to improve the development of the national economy. The new financial centers will promote financial stabilization, rapid construction of production and socio-economic facilities, and budgetary recharge at all levels.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель финансово-экономической стабилизации российской экономики: теория и практика»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Финансовый капитал

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОИ СТАБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА*

Игорь Викторович ШЕВЧЕНКО3^, Мария Сергеевна КОРОБЕЙНИКОВАЬ

а доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация decan@econ.kubsu.ru

ь аспирантка кафедры мировой экономики и менеджмента,

Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

maria22@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 14.06.2016 Принята в доработанном виде 29.08.2016 Одобрена 29.09.2016

УДК 339:665.71 JEL: Н11, 014, 016, 038

Ключевые слова: валютно-финансовая система, финансовое насыщение, государственные облигации, инновационная индустриализация, экономика региона

Аннотация

Предмет. Меры и мероприятия, направленные на построение инновационной модели финансово-экономической стабилизации России. Рассмотрены проблемы, которые сдерживают развитие экономики, а также выявлены возможности и перспективы, способствующие участию государства и бизнеса на всех уровнях (макро-, мезо-, микро-) в решении финансово-стратегических и социально-экономических задач.

Цели. Исследовать направления экономической политики, влияющие на курс отечественной валюты; обозначить предпосылки и перспективы внедрения инновационной модели финансово-экономической стабилизации российской экономики. Совершенствование основных направлений в политическом, экономическом, технологическом и социальном блоках экономических процессов поможет скорректировать необходимую современную экономическую модель в целом с помощью мобильности управления экономикой, создания «Национального центра финансового насыщения государства», целевого вложения накопленного капитала в инновационную индустриализацию регионов, повсеместной занятости и инновационной профессиональной ориентации населения окажет содействие в стабилизации и активном развитии экономики России и субъектов РФ. Методология. Использован метод экспертных оценок.

Результаты. Разработаны ряд мер, мероприятий, институтов и методов совершенствования государственного регулирования финансово-экономической и внешнеэкономической деятельности России по выходу из кризисных ситуаций с учетом обновления валютно-финансовой и экономической политики государства, инновационной индустриализации и модернизации важных отраслей промышленности и сельского хозяйства, взаимодействия крупного и мелкого предпринимательства в субъектах РФ, совершенствования и мобильности управления экономикой в регионах.

Применение. Мероприятия, предложенные авторами, позволят государству, субъектам РФ поднять уровень развития внутренней экономики страны, важных отраслей промышленности, а также с помощью новых финансовых центров способствовать финансовой стабилизации российской экономики, высокоскоростному строительству объектов производственного назначения и социально-экономической значимости, пополнению бюджетов всех уровней. Выводы. Использование результатов на практике поможет найти золотую середину в маневренности возможностей, перспектив и усилий государства и бизнеса в финансово-экономической стабилизации и инновационно-индустриальном развитии России и ее регионов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Меры и мероприятия, направленные на финансово-экономическую стабилизацию

российской экономики и ее внешнеторговой деятельности актуальны на протяжении многих лет и обсуждаются российским экономическим сообществом с разных ракурсов через призму множества мнений, исследований и дискуссий, суть которых - в достижении совершенства

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет».

экономической модели государства, в котором мы живем.

Следует отметить, что авторские модели экономического роста российской экономики представлены многими исследователями и коллективами ученых, среди них В.А. Мау, А.Г. Аганбегян, А.Л. Кудрин, Е.Т. Гурвич, С.Д. Валентия и многие другие [1-17]. Несмотря на разноплановость предложений и способов решения проблем, сложившихся в российской экономике, указывается главная их направленность на осуществление инновационного и

технологического обновления экономики России. А это в свою очередь предусматривает развитие высокотехнологических отраслей, создание современной транспортной инфраструктуры, строительство новых современных предприятий, импортозамещение товаров, развитие неэнергетического экспорта взамен зависимости от экспорта углеводородного сырья, то есть просматривается структурная перестройка экономики. Многими экспертами дается оценка ее нынешнего состояния. Состояние экономики России характеризуется утратой значительной части промышленного потенциала, связанной с устареванием преобладающей доли основного капитала, приватизацией ряда отраслевых блоков промышленного производства, нарастающей нехваткой квалифицированных кадров, отсутствием достаточной востребованности передовых научно-технических разработок действующими отраслями промышленности [18].

Однако Россия имеет шанс переломить сложившиеся тенденции и включиться в основной поток инновационного переворота, сокращая отрыв от передовых стран и осваивая инновационные ниши сначала на внутреннем, а затем и на внешних рынках. Для этого необходимо создать систему, ориентирующуюся на технологический прорыв, и сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса (в том числе накопленной мировой нефтегазовой ренты) на освоении современных базисных инноваций [19].

Авторская инновационная модель финансово-экономической стабилизации российской экономики, требует поддержки и развития не только экспортоориентированных отраслей экономики, назрела необходимость укрепления внутренней экономики, ее инновационно-индустриального насыщения, совершенствования рыночных отношений и постоянной корректировки экономической политики. Предложенная авторами политика маневренности не предусматривает смены экономической модели в целом, она предлагает воспользоваться имеющимися возможностями.

Посредством экспертных оценок PEST-анализа (политических, экономических, социально-культурных, технологических факторов и предлагаемых перспектив), которые подтверждают авторские заключения о предложенной инновационной модели финансово-экономической стабилизации российской экономики, подойдем к основным выводам исследований данной темы (табл. 1).

Таким образом, данные экспертные оценки, мнения, высказывания и научные заключения, подтверждают предлагаемую модель стабильности экономики. Подтверждается целесообразность таких методов и стратегий, как наращивание бюджетных средств за счет развития основополагающих и новых отраслей промышленности, в том числе экспортно ориентированных; стабилизация финансовой системы; рациональность использования финансовых активов в целях усиления социально-экономического развития регионов и России в целом; создание финансовых центров для эффективности капиталовложений в долгосрочные проекты; строительство мощной инновационной индустрии в целях улучшения качества выпускаемой продукции, конкурирующей на международном рынке; коммерциализация научных разработок, внедрение новых технологий, предложений РАН, РАЕН, региональных отделений НИОКР и других учреждений и лабораторий, занимающихся научным исследованием в разных областях экономики; применение зарубежного и отечественного опыта в развитии предпринимательства; совершенствование экономической политики государства, направленной на структурные изменения экономики и мобильности ее управления.

Следовательно, из этого вытекают такие направления:

1)корректирование денежно-кредитной и экономической политики в плане укрепления курса рубля и улучшения инвестиционной привлекательности экономики России;

2) аккумулирование свободных денежных средств в национальном финансовом центре, в том числе от крупной продажи облигаций государственного займа, инвестиций, «беглого капитала» и других источников;

3) капитализация их в долгосрочные и краткосрочные проекты регионального значения;

4) инновационно-индустриальное развитие субъектов РФ;

5) полная занятость населения;

6) активное участие в этом бизнеса (особенно нефтегазового комплекса как самостоятельного, успешного и регионального), законодательной и исполнительной власти и, конечно, огромного научного потенциала страны в каждом конкретном регионе;

7) модернизация и упрощение системы управления экономикой в целях мобильности, скорости, результативности.

Все названные меры и мероприятия, направленные на внедрение авторской инновационной модели финансово-экономической стабилизации российской экономики подробно и идентично пунктам предложены в следующих разделах.

Валютно-финансовая система страны - рычаг в развитии российской экономики

Курсы валют и мировые цены на нефть влияют на экономику и выбор политики государства на ведение внешнеторговой деятельности.

Существующая модель российской экономики, построенная на внешней торговле - экспорте углеводородного сырья и импорте машин и продовольствия, дала нашей стране определенные достижения в развитии экспортно ориентированных отраслей. Согласно данным таможенной статистики доказательно подтвердим лидеров товарной структуры экспорта-импорта на примере торговли с дальним зарубежьем (рис. 1 и 2).

Как видим, основу российского экспорта (рис. 1) в январе-марте 2016 г. в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны был равен 61%; доля металлов и изделий из них - 10,1%; продукции химической промышленности - 7,3%; машин и оборудования - 5,4%; продовольственных товаров и сырья для их производства - 5,5%; лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 3,5%. В товарной структуре импорта (рис. 2) из стран дальнего зарубежья основную долю составляют машины и оборудование -45,8%; товары химической промышленности -19,4%; продовольственных товаров и сырья для их производства - 14,8%; металлов и изделий - 5,5%1.

Таким образом, по результатам анализа внешнеторговой деятельности России отметим, что экспорт нефти и газа значительно увеличился, уменьшился экспорт переработанного сырья. Следовательно, анализируя цифры импорта, мы видим, какие позиции целесообразно усилить в наращивании внутренней экономики: задача -добиться выпуска новых машин и инновационного оборудования, достигнуть определенных успехов и самим предоставлять их на международный рынок. Далее, анализируя данные по экспорту, мы определим целесообразность задачи в увеличении

1 ФТС РФ. URL: http://www.customs.ru/index2.php?

option=com_content&view=article&id=23306&Itemid=2095

переработки нефти и экспортных поставок готовой продукции, в том числе с помощью инновационно-индустриальных проектов по развитию топливно-энергетической отрасли.

Однако избирательная экономическая политика, ориентированная на экспорт сырья, выявила некоторые нюансы развития внутренней экономики России. В настоящее время обострилась проблема оптимального курса рубля, в связи с тем что его стихийное укрепление по-разному отражается на интересах различных хозяйствующих субъектов. Определилось множество позиций с учетом имеющихся законодательства и функций российского государства относительно того, каким способом и по каким направлениям совершенствовать экономическую политику для эффективного развития экономики и ее роста. Рассмотрим некоторые позиции (табл. 2).

В настоящее время курс доллара находится в свободном плавании, а значит Банк России не проводит валютные интервенции, тем самым сохраняются золотовалютные резервы. Возможно, курс доллара еще поднят по причине валютных депозитов в целях наращивания прибыли российскими банками. Создалась кризисная ситуация, когда цены на нефть (из-за выброса дополнительного предложения дешевой нефти на международный рынок) упали до предела 30-44 долл. США за баррель (в бюджете РФ заложены цены на нефть по 50 долл. США за баррель), создался дефицит бюджета. Рубль находится в высокой инфляционной зависимости от доллара и евро, которые поднимались до уровня 80 и 90 соответственно. Если не принять меры по снижению инфляции, может наступить гиперинфляция и впоследствии шоковый дефолт. Ожидания повышения цен на нефть только усугубляют положение в стране и могут создать социальную напряженность. Скрытая безработица может стать открытой, прожиточный минимум не соответствует действительности, цены на коммунальные, транспортные услуги и продукты возросли, пенсионная система испытывает дифференциацию в индексировании между работающими и неработающими пенсионерами.

По действующей классификации Международного валютного фонда в рамках режима плавающего валютного курса центральный банк не устанавливает ориентиров, в том числе операционных, для уровня или изменения курса, позволяя курсообразованию происходить под влиянием рыночных факторов. При этом центральный банк оставляет за собой право

осуществлять покупки иностранной валюты для пополнения международных резервов либо нерегулярное воздействие на внутренний валютный рынок для сглаживания волатильности курса национальной валюты или предотвращения его чрезмерных изменений .

Отметим, что в либеральном направлении ведения экономической политики, появился временный застой, который рынок не терпит. Не предвиделось, что рыночные отношения российской экономики окажутся «однобокими», а именно: бизнес будет получать прибыль и выращивать ее на депозитах, не капитализируя ее, не вкладывая в реальный сектор экономики, не делая последнюю инновационной. Произошел спад производства, упал общий уровень жизни населения, о чем говорят многие эксперты. Экономисты ищут пути решения, варианты экономического подъема, обсуждая причины, приведшие к сложившейся ситуации. Слабая диверсификация экономики, низкая конкурентоспособность значительной части предприятий, низкий уровень доверия в обществе, а также сохраняющийся на протяжении двух десятилетий высокий инфляционный фон делают экономику крайне чувствительной к динамике цен на нефть и к доступности внешнего дешевого финансирования. Поэтому изоляция страны от внешних финансовых рынков при одновременном падении цен на нефть не могли не привести к падению курса национальной валюты3. Многие авторы предлагают новую модель экономического роста России и российской экономики, а также сопоставляют две модели экономического роста: первый вариант - административный, мобилизационный, второй - экономический либерализационный4. Первый более быстрый и эффективный в преодолении не просто кризисных явлений, а глубокого кризиса, другой - медленный, но надежный в сохранении рыночных отношений в стране и обеспечении свободы предпринимательской деятельности. Но оба имеют некоторые недостатки, если впадать в крайности. В первой модели экономического роста, например, недопустим чрезмерный протекционизм, чрезмерное вмешательство государства, а во второй модели - чрезмерное накопительство, не содействующее инновационному развитию

2 Доклад о денежно-кредитной политике. 2016. № 1(13). URL: http://www.cbr.ru

3 Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы / под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015. 576 с.

URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23509480

4 Там же.

производства, расширению воспроизводства, строительству высокоразвитой инфраструктуры, развитию социальной и культурной сферы общества. Однако следует отметить, что рыночным отношениям в развитых странах более 200 лет, рыночным отношениям в нашей стране -более 20. Еще не сложились полновесные рычаги рыночных отношений, нет тесного взаимодействия предпринимательской среды. Ведь рынок - это не только свободное предпринимательство и стимул накопления. Рынок надо регулировать, помогать в выборе стратегий, сегментов при полном сохранении конкуренции всех его участников: бизнеса, частно-государственного партнерства и государства, как участника рыночных отношений государственных предприятий и комплексов, сфер и отраслей. Поэтому, с нашей точки зрения, нужна маневренность, принятие некоторых необходимых мер, проведение своевременных мероприятий в целях регулирования и поправки тех или иных сложившихся кризисных ситуаций и пробуксовки рыночных отношений, в том числе на финансовых и фондовых рынках. Как отмечают различные экономисты, на многих предприятиях нефтегазового комплекса, в финансовых организациях, у населения страны в домашних хозяйствах и др. собралось немало бездействующих финансовых средств. Назрела целесообразность использовать нажитое, накопленное в реальном секторе экономики. Сегодня на счетах государственных банков практически мертвым грузом лежат около 78 трлн руб.5. При нынешних залежах денег и выращивании их на депозитах во время падения, стагнации, рецессии, стагфляции экономики6, может произойти нечто непоправимое, а именно: и деньги пропадут (а они уже обесценились на 7,8%7), и ничего не будет построено, экономика страны не поднимется на высокую ступень. Следует отметить, что в целях сохранения резервного и стабилизационного фондов, стабилизации экономических процессов, а также сохранения денежных средств (чьи бы они ни были, и кому бы ни принадлежали - частному лицу, фирме, предприятию, корпорации и т.д.), чтобы они не обесценились, необходимы некоторые коррективы финансово-экономической политики, в частности, меры по укреплению рубля и капитализации его в российскую экономику.

Представим авторскую позицию по укреплению национальной валюты (рис. 3).

5 Аганбегян А. Деньги в России есть, но используют их крайне неумело. URL: http://yugtimes.com/persons/15026/

6 Там же.

7 Там же.

В данной схеме авторы предлагают следующее. Валютные интервенции: от плавающего курса национальной валюты можно перейти к повышению курса рубля (ревальвации) за счет крупной продажи облигаций государственного займа и в связи с этим естественного притока иностранной валюты (возврат беглого капитала, вывод из тени наличности, иностранные инвестиции). Во-первых, естественный приток иностранной валюты не заставит тратить золотовалютные резервы, а наоборот, увеличит их. Укрепление рубля поддержит российскую экономику, пока цены на нефть на мировом рынке снизились и не выгодно отдавать «черное золото» за бесценок ради новых контрактов. Целесообразно объявить при этом о том, что рационально подойти к завершению выборочной инновационной индустриализации и приступить к повсеместной региональной инновационной индустриализации и реиндустриализации экономики в целом. Это не изменение курса экономической политики, не социальная высокоорганизованная реклама в целях привлечения крупных инвестиций и особой привлекательности российских регионов, это мероприятие управленческого характера с конкретным повсеместным и тщательным подходом к инновационно-индустриальному развитию каждого российского региона, его экономики, внешнеторговой деятельности. Это своего рода призыв к организованности, собранности и действенности в важном деле государственного, социального, предпринимательского и внешнеэкономического значения.

Валютная интервенция в пользу ревальвации национальной валюты даст надежную стабильность курсу рубля и укрепит его позиции в мировой валютно-финансовой системе, что повлечет за собой вливание крупных иностранных инвестиций в экономику. Например, в недавнем Петербургском международном экономическом форуме в 2016 г. участвовали представители более чем 40 инвестфондов со всего мира. По итогам форума его участниками подписано 332 соглашения на сумму более 1 трлн руб. Укрепление курса рубля может повлиять на возможность экспорта в рублевом эквиваленте. Однако в дополнение к ревальвации за счет иностранных инвестиций целесообразно провести «естественную интервенцию», которая обеспечит приток, накопление капитала и финансовое насыщение государства за счет выпуска и крупной продажи облигаций государственного займа всем желающим (предприятиям и частным лицам, в том числе тем, чей капитал находится за пределами

страны) вложить свои накопления в российскую инновационную экономику. Накопленные в определенном институте финансовые резервы целесообразно вложить в целевые проекты реального сектора экономики. Такой естественный маневр накопленной денежной массой с использованием ее на строительство инновационной индустрии в стране и ее субъектах, по мнению авторов, легче выполнить с помощью специально созданного регулирующего института.

Если при активной продаже увеличится денежная масса, возможны ее регулирования, однако при наступлении полной стабильности экономики и стабильности национальной валюты в дальнейшем возможна плановая реформа денег и соответствующая сбалансированность денежной и товарной массы, цен.

Во всяком случае, к плавающему курсу всегда можно вернуться, но сегодняшний застой глубокой нестабильности можно использовать как шанс построить крепкую инновационную модель экономики. Ведь другие нефтедобывающие страны не в состоянии внести изменения в структуру своей экономики, поэтому они будут воевать за свои позиции на мировом рынке. А Россия сможет, дав вдохнуть внутренней экономике реиндустриальные возможности, пойти по двум направлениям сразу: сильной внутренней экономики и экспорту нефтяного сырья и нефтепереработки. Ведь сильная

предпринимательская Россия не может быть просто нефтедонором с беднеющим населением. Иначе возможно в течение последующих двух лет, когда, по прогнозам многих экспертов, поднимется цена на нефть (или не поднимется), российская экономика может оказаться в глубоком спаде производства, сокращении рабочих мест, неоднократном дефиците бюджета, сокращении Резервного фонда на обеспечение социальных выплат и непредсказуемом курсе иностранной валюты в 2018 г. Какова при этом будет инфляция, стагфляция и т.д., если не принять меры по укреплению рубля и срочному подъему внутренней экономики? Целесообразна стратегия маневренности и мобильности в управлении финансово-экономическими процессами. Именно сейчас в мировом масштабе можно сделать нашу страну инновационно и индустриально привлекательной для мировых инвестиций и перекачивания капитала в российскую экономику. Ведь именно здесь есть мирная стабильность и большие перспективы в развитии экономических процессов. В любой из стран, куда «убежал» капитал, могут произойти форс-мажорные

катаклизмы, в том числе политического характера, поэтому лучше вернуться домой, в Россию.

Каковы ожидаемые результаты подобной мобильности, а именно значительного выпуска и выкупа ценных бумаг государственного займа? Во-первых, неоднократно покроется дефицит бюджета, в том числе на последующие годы, так как не будет зависеть от цен на нефть; во-вторых, легализуются деньги теневой экономики; в-третьих, при реальной возможности укрепления рубля и стабильности экономики вернутся из офшоров «беглые» капиталы и на реальной, легальной основе вольются в инновационно-технологический процесс развития внутренней экономики страны; в-четвертых, все лучшие технологии мира придут для внедрения в российскую экономику; в-пятых, возможна коммерциализация науки с использованием лучших технологий, направленных на инновационную индустриализацию и реиндустриализацию страны, подъем и расширение производства, товаров, услуг, инфраструктуры. Реформа денежной системы при надлежащих условиях ее проведения реализует и совершенствует возможности внешнеторговых валютных операций с высоким различием валют со странами СНГ и Востока.

Таким образом, произойдет, своего рода, капитализация, то есть наращивание, насыщение экономики капиталом, денежными ресурсами, технологиями, оборудованием, промышленностью разного рода, в том числе перерабатывающей сырье, и трудовым капиталом. Ведь теоретически одной из основных функций финансового рынка является трансформация собранных денежных средств в инвестиции и их перевод в реальный сектор экономики (в условиях мирового финансового и экономического кризиса эта функция выполняется все хуже, деньги все более накапливаются на мировых фондовых рынках не для инвестирования в реальную экономику, а для спекулятивных фондовых и валютных операций).

Национальный центр финансового насыщения государства и его функции, капитализация денежных средств

Наполнение бюджета - это главная социально-экономическая задача. Нами и другими экспертами отмечены некоторые мероприятия по насыщению бюджета. Это налоговые поступления, в том числе налоговые от экспорта углеводородов, продажи госимущества, экономии и эффективности собираемых налогов, создание экономических

институтов и др. меры. Однако мы предлагаем обратить внимание на одну из значительных функций Банка России - операции с ценными бумагами на открытом рынке (табл. 2). Экономика нашей страны знает подобные маневры, когда государство обеспечивало заем внутри своего отечества.

Авторы статьи, в отличие от других исследователей, предлагают свое видение выпуска и функционирования ценных бумаг на открытом рынке. Это прежде всего целевое использование средств, полученных от продажи ценных бумаг и вложение их в сферу инновационной индустрии реального сектора экономики. Выпуск облигаций государственного займа должен быть в определенной номинации, с определенными процентам, за определенный срок пользования от 3 до 25 лет. Главное - облигационные средства государство должно вложить в строительство инновационной экономики целенаправленно (с обязательным государственным контролем их размещения в экономике, ведь это государство взяло в долг у бизнеса и населения страны). Каким образом это можно осуществить? С помощью нескольких институтов, действующих одновременно, - управляющей роли государства, бизнеса, финансовых организаций, науки, общественности и населения страны.

Целесообразно создать Национальный центр финансового насыщения государства, который примет на определенные счета денежные ресурсы и распределит средства, вырученные от продажи облигаций на целевое размещение в экономику страны, а именно - на строительство инновационных предприятий в соответствии с необходимостью и распределением трудовых ресурсов в регионах России. Количество облигаций целесообразно рассчитать в соответствии с масштабностью строительства (рис. 4, 5, 6).

Крупный, средний, малый бизнес могут включиться в инновационную индустриализацию страны и принять участие в ней на любом ее этапе -от покупки самих облигаций до сдачи под ключ объектов, в которых участвуют данные вложения и инвестиции. Важно построить эту деятельность так, чтобы не было сомнений в ее успехе. Следует отметить, что многие экономисты считают, что создание финансовых центров региональных, международных масштабов окажут содействие в сосредоточении и использовании «длинных» денег для реализации любых, в том числе долговременных, проектов.

Предлагаемый Национальный центр финансового насыщения государства - это институт, где сосредоточены ресурсы государства, бизнеса, населения, нерезидентов, российских и зарубежных компаний, региональных структур в целях особого контроля, распределения и капитального вложения в строительство инновационных заводов, фабрик, технологических линий.

Функции названного центра будут заключаться в следующем:

1) стабилизации российской экономики на основе мобилизации денежных средств и капитализации их в основные фонды российской экономики;

2) четком определении промышленного потенциала страны для необходимого технологического прорыва в полном объеме по отраслям (не выборочно);

3) определении специализации и деятельности промышленных отраслей в субъектах РФ и отдельных регионах;

4) тщательном контроле за использованием распределенных средств в соответствии с инновационными проектами, сроками их строительства и возвратом облигационных займов по истечении сроков владельцам определенных номиналов (рис. 7).

Правительственная комиссия с участием науки, бизнеса, общественности обозначит производственный, социальный, государственный заказ на строительство необходимых для экономики страны объектов с помощь инноваций, численностью в зависимости от стоимости проектов, и чтобы не зависеть от импорта. Два года - это оптимальный срок для любого строительства, плюс-минус год. Образцово-показателен опыт строительства завода по производству насосного оборудования для ПАО «Транснефть» в рекордно короткие сроки (с февраля по декабрь 2015 г.) в Челябинске, что исключает зависимость от иностранных поставщиков.

Важно также подчеркнуть, что облигационные накопления из зарубежных стран могут прийти не только в иностранной валюте, а золотом, дорогими и важными технологиями, высокотехнологическим оборудованием (конечно, в больших размерах) для строительства российской реиндустрии, по согласованию с Национальным центром

финансового насыщения государства и правительственной комиссией.

Таким образом, номинал облигаций, составляющий от 10 тыс. руб. до обозначенного предела, даст возможность участвовать в насыщении национального финансового центра всем. Вложение денег в национальную экономику - это гарантия того, что деньги не обесценятся и не пропадут при любой реформе, которую в этом случае можно будет безболезненно провести при необходимости на определенных этапах стабильности экономики8 (рис. 8).

На наш взгляд, денежная реформа, нацеленная на долговременную стабилизацию денежной единицы возможна на любом этапе устойчивой экономики. Следует отметить, что маневр, совершенный государством и финансовыми органами по целевому назначению капвложений в реальный сектор экономики, считается мерой взаимодействия государства и бизнеса в области реиндустриализации экономики, как говорится, второго запасного космодрома. Этот шаг может быть «длинным» или «коротким», но конкуренции и рыночным отношениям в период развития реального сектора экономики он не мешает.

Наоборот, используемый маневр финансового насыщения государства окажет содействие и помощь в выгодном размещении влившегося капитала. Средства, размещенные в облигации и в новые сверхсовременные технологии, принесут в сто раз больше прибыли и дивидендов многим. Никто не потеряет своих вложенных средств в краткосрочные и долгосрочные проекты инновационной индустриализации (срок определяется по номиналу и сроку займа облигаций), которые впоследствии могут вернуться: налоговыми льготами, преференциями, частной собственностью, денежной массой с прибылью и стабильностью ее существования. Почему, с авторской точки зрения, целесообразно действовать с помощью правительственной комиссии и ее контроля? Потому что ресурсный потенциал управления здесь самый большой. Если это дело поручить банковской системе, в том числе изучение инновационных проектов, то специфика деятельности банков не уполномочит их изучать и строить, с учетом профессиональной деятельности

8 В условиях рыночных отношений без укрепления денежной системы добиться устойчивого экономического роста экономики невозможно. Стабилизация денежного обращения и снижения инфляционных процессов достигается за счет проведения центральными банками денежно-кредитной и инфляционной политики. Изменение элементов денежной системы связано с денежными реформами.

и соответствующего законодательства. Но при этом желание вершить, созидать может быть оправдано полным участием в данном деле, в том числе и многих банков и других финансовых компаний. Тем более, что владелец средств сможет сам сделать прямые инвестиции в тот или иной проект.

На наш взгляд, к новой инновационной индустриализации подтянутся регионы страны и субъекты РФ, главной задачей, которых станет обеспечение населения рабочими местами и зарплатами. Региональную специализацию с учетом географических, геополитических, ресурсных и др. возможностей, потребностей и прогнозов определят сами регионы. Например, Кубань имеет многолетний опыт станкостроения, выпуска деталей, компрессоров, другого технологического оборудования, мебели, изделий легкой промышленности, продукции сельского хозяйства, рыболовного хозяйства, и др., какими располагает тот или иной край, область, республика, но с новыми уникальными технологиями и возможностями. Следует отметить, что впервые на Кубани будет построен электрометаллургический завод9. И впервые более чем за 10 лет на Кубани заработали 16 сахарных заводов (инвесторы готовы вкладывать деньги в новые технологии, планируется произвести 1,2 млн т. сахара10). В строительстве инновационных заводов тяжелой индустрии и легкой промышленности возможны совместные проекты со странами ближнего зарубежья. Перечень потребностей, в том числе ресурсной трудовой базы для Национального центра финансового насыщения государства, подготовят регионы с помощью региональных экспертных советов (или других отделов) и советов НИОКР11.

Инновационная индустриализация регионов и субъектов РФ

Как быстро провести инновационную индустриализацию России и ее регионов? 85 субъектов РФ изучают, исследуют, проводят социологический опрос, используют статистические данные, просчитывают, прогнозируют, готовят развернутую социально-экономическую программу

9 Новости «Кубань ТВ».

URL: http://kubantv.ru/kuban/metaUurgicheskij-zavod-budet-snabzhat-kuban-svoej-produkcziej/

10 Новости «Кубань-24». URL: http://kuban24.tv/item/zavody-kubani-pristupili-k-obrabotke-saharnoj-svekly-154200

11 ШевченкоИ.В., КоробейниковаМ.С. Новые институты регулирования ВЭД инновационной экономики России: теория и практика // Экономика: теория и практика. 2015. № 1. С. 26-38. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23069913

региона с учетом строительства инновационной индустрии. Развернутый бизнес-план целесообразно подготовить по следующим направлениям:

1) географическое расположение, имеющиеся на территории полезные ископаемые, промышленность (тяжелая, легкая, перерабатывающая, м аш и н о с тр о е н и е , с тан ко с т р о е н и е , самолетостроение, вагоностроение, автомобилестроение, сельхозмашиностроение, и т.д. по направлениям: военная оборона, медицина, сельское хозяйство (животноводство, растениеводство, садоводство и т.д.) металлургия, деревообработка, добывающая, и другая промышленность). Подобное исследование необходимо для того, чтобы определить специализацию промышленности или несколько специализаций, направлений, которые можно расширить, построить, создать в данном конкретном регионе;

2) финансовые возможности и необходимые вложения для внедрения новых проектов, технологий, строительства крупных, средних, мелких предприятий, заводов, фабрик, цехов, ферм, корпораций, с учетом целевого использования инвестиций;

3) трудовые ресурсы в регионе: население, полная занятость, неполная занятость, незанятые, молодежь, студенты, пенсионеры. Необходимо изучение возможностей трудоспособного населения для занятости и эффективного труда в имеющемся производственном кластере и в выбранной инновационно-индустриальной специализации. Следовательно, на сколько рабочих мест можно рассчитывать новое производство. Возможно приглашение соискателей рабочих вакансий из других регионов. Миграция рабочей силы возможна: это молодые и опытные специалисты, молодые семьи, неработающие в возрасте после 40 лет и т.п. Кроме того, необходимо жилищное строительство для переселенцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После того, как сложится региональная картина инновационно-индустриального и социально-экономического развития, рационально с участием науки, региональных отделов НИОКР определиться с инвестициями из Национального центра финансового насыщения государства, и подать предварительную заявку. Следующий шаг -разобраться с инновациями, технологиями и, конечно, с управлением и менеджментом, готовившихся для внедрения, целевых проектов (рис. 9). Только после того, как будет утверждена правительственной комиссий региональная

программа иновационно-индустриального развития и подготовлена группа управления проектами региона, капитализируются облигационные средства в долгосрочные и краткосрочные проекты данного региона с обязательным контролем за реализацией проекта и освоением вложенных в него средств.

О полной занятости населения и предпринимательской деятельности

Государственная политика строительства инновационной индустрии необходима и целесообразна для полной трудовой занятости населения, в том числе и пенсионного трудоустройства (по примеру Японии), а также для изменения или расширения структуры экономики в пользу реального сектора.

Региональный заказ на строительство новой и инновационной индустрии - это подъем экономики регионов. Причем большие номиналы облигаций по возврату заемных средств (по истечении лет) могут вернуться готовым бизнесом, собственностью, фондом и т.д. Вложенные в индустрию средства вернутся их владельцам реальным сектором экономики, а не владеющим большими средствами - прекрасным, современным рабочим местом, о каком мечтают миллионы граждан нашей страны.

Не будем скрывать, что существует проблема возрастного ценза при приеме на работу в частные предприятия, которые, в нарушение трудового законодательства, берут на квалифицированную работу соискателей в возрасте 25-40 лет и молодых специалистов, закончивших учебное заведение, со стажем 2-3 года. Следовательно, остальная, значительная по количеству часть трудоспособного населения работает полдня и полсмены, не работает по своей квалификации или не работает вообще из-за спада производства и закрытия многих заводов и фабрик.

В развитых странах присутствует весь арсенал форм собственности, государственного и частного ведения экономики. Если нет выбора, нет рабочих мест у предпринимателей, можно пойти работать на государственные предприятия людям после 40 лет или неопытной молодежи. Не все хотят и могут заниматься частным бизнесом. В Германии частные предприниматели участвуют в госзаказе, в то же время существуют государственные предприятия - заводы, фабрики. Не в каждом российском человеке присутствует дух предпринимательства, этому необходимо учиться не только теоретически, но и практически. Здесь очень важен социально-экономический фактор.

Для бизнеса важна прибыль, но между тем прибыль должна не только расширять воспроизводство, но и заботиться о социальной сфере работника, служащего, ученого, студента, пенсионера и т.д. этого производства. Очевидно, необходимы структурные изменения не только в экономике, но и в социальной сфере.

В условиях, когда страна избавляется от государственных старых предприятий и государственной собственности, возможен и такой вариант, когда она может появиться опять, но новая, инновационная, высокорентабельная, приносящая хорошую прибыль, наполняющая госбюджет и дающая государственные рабочие места в соответствии с трудовым законодательством и другие социальные гарантии. На госпредприятиях смогут работать все от мала до велика, в том числе люди с ограниченными возможностями, но с высокой эффективностью труда. Ведь в связи с сокращением системы госучреждений и госпредприятий, предприниматели, возможно, не потянут груз пенсионного накопления. К тому же, аудит и бухгалтерия превзошли налоговую систему и налоги сжаты до минимума у крупных предприятий. Наступает время, когда на 1-2 работающих - будет один пенсионер. Ведь стремление поднять пенсионный возраст - это не проблема, проблема в том, где взять рабочие места, чтобы трудиться до 63 и более лет, ведь частные предприятия эту категорию трудовых ресурсов безжалостно отсекают, а значит, государство должно взять заботу на себя, облегчив решение проблемы пополнением рабочих мест в государственном секторе экономики. Без повышения возрастного ценза надо дать возможность пенсионерам, у которых достаточно для этого здоровья, трудиться на госпредприятиях.

Следует отметить, что в планах на новый уровень выходит развитие малого и среднего бизнеса. Так, в 2016 г. крупные российские компании разместят заказов у малого и среднего бизнеса на 1 трлн руб. По сравнению с прошлым годом рост почти в 9 раз. Кроме того, как отметил Президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме 2016 г., число работников малого и среднего бизнеса в предстоящие годы возрастет с сегодняшних 18 до 21 миллиона12.

Авторы делают вывод о том, что для увеличения предпринимательской среды целесообразно также использовать метод взаимодействия крупных

12 Пленарное заседание ПМЭФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52178

главных и мелких субподрядных фирм, когда последние готовят или выращивают сырье и продукцию на переработку в крупных компаниях, в том числе по примеру зарубежного опыта. Из зарубежного опыта современной модели и поддержки инновационной деятельности субъектов малого бизнеса наша предлагаемая модель нового предпринимательства имеет общность со скандинавской и европейской [20]. Здесь могут быть задействованы машиностроительные, сельскохозяйственные

сферы, легкая промышленность и тяжелая индустрия. Субподрядная мелкая или средняя фирма на основе договорных отношений получает заказ (на выращивание или производство сырья, деталей, двигателей, компрессоров, и т.д.) от крупной фирмы и выполняет эту работу качественно с учетом высоких технологий (в разных производствах), например, в Японии подобный метод используют в машиностроении. Для такой субподрядной фирмы значимы гарантии сбыта своей продукции, расширения производства, наращивания объемов и качества своего продукта. При достижении больших объемов качественных товаров субподрядная фирма способна искать потребителей не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, а здесь перспективы немалые [21].

Соединение научных знаний с производством и их практическое внедрение

Следует отметить, что собралось множество новшеств, нововведений, инноваций доныне не реализованных, неизвестных и не внедренных практически. Для России в целом, как и для ее регионов, это инновации во многих сферах, в том числе в управлении инновациями. На достижение цели успешного процесса управления инновациями, в свою очередь, должны быть направлены усилия трех сторон: государства (на макро-, мезо-, микроуровне), бизнеса и науки. Целесообразно не только на международном и национальном уровне, но и на региональном соединить теорию и практику посредством определенных функций региональных отделов НИОКР. Например, в Краснодарском крае может быть создан отдел НИОКР МАЦ (Международный аналитический центр)13. Суть деятельности такого регионального отдела сводится к тому, что он собирает встречные инновационные предложения

13 Шевченко И.В., КоробейниковаМ.С. Взаимодействие государства и бизнеса и инновационные механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 18. С. 44-57.

ученых, в том числе зарубежных, и заказы промышленных и агропромышленных

предприятий, рассматривает, предлагает, объединяет, рекомендует с учетом комплексного анализа, экспертных советов, аналитических центров и возможностей предприятий, базирующихся в регионах. Подобное объединение науки и промышленников коммерциализирует многие нововведения.

Таким образом, любой регион страны и субъект РФ, с учетом специализации, имеющихся трудовых ресурсов и потребностей в возведении инновационной промышленности сможет скоординировать и спрогнозировать развитие своей территории. Развернутый социально-экономический заказ региона получает Национальный центр финансового насыщения государства для принятия решения и финансирования строительства тех или иных предприятий, заводов и фабрик.

Следует отметить, что структурная перестройка предвещает радикальные меры, с нашей точки зрения, структурные изменения экономики мягче, но результаты будут значимы.

Управление экономикой

Имеющаяся система управления экономикой, включающая несколько министерств, федеральных агентств и ведомств не совсем легка из-за своей величины (рис. 10). С нашей точки зрения, экономический блок министерств и ведомств слишком широк, что способствует большому количеству согласований, распоряжений разных ведомств, которые сложно быстро осуществить и которые не имеют обратной связи и силы на микроуровне.

В настоящее время Правительство РФ состоит из 19 министерств и 52 федеральных агентств и служб (37 из них подведомственны министерствам, 15 - самостоятельны). Блок военно-силовой, оборонный, иностранных дел, юстиции - составляют 5 министерств и 12 федеральных агентств (6 самостоятельных, 6 подведомственных); социальный блок - 5 министерств и 6 подведомственных агентств; экономический блок является самым большим и составляет 11 министерств (два по территориям), 29 федеральных агентств и служб (23 подведомственных министерствам, 6 самостоятельных). Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство транспорта РФ и Министерство экономического развития РФ имеют по 5 подведомственных

федеральных агентств14. Целесообразно более плотно и тщательно сгруппировать деятельность экономического блока, сократить дублирующие функции министерств и федеральных агентств, а также упразднить большое количество федеральных агентств, подведомственных министерствам, и министерства, функции которых безболезненно смогут выполнить другие.

Маневренность в управлении экономическими процессами через мобильный государственный аппарат трех уровней (макро-, мезо-, микро-) даст определенные результаты в скорости решения поставленных задач по модернизации экономики и наполнению бюджета страны, особенно на региональном уровне. Например, предпочтение мобильности отдано в Краснодарском крае, произведена модификация функций и сокращение аппарата администрации Краснодарского края15.

На схеме (рис. 10) указано соответствующее структурное местоположение нового института -Национального центра финансового насыщения государства с его значащими государственными и общественными функциями и правительственной комиссией.

Выводы

Целесообразно выделить основные элементы в четырех блоках инновационной модели стабилизации российской экономики, приведение в действие которых реализуют предложенную модель (рис. 11).

В политическом блоке целесообразно обратить внимание на мобильное управление экономикой; в экономическом - на финансовое насыщение государства с помощью открытого рынка ценных бумаг, что позволит вложить накопленный капитал в инновационно-индустриальные региональные проекты, как одного целого организма российской экономики. В технологическом блоке важно сконцентрироваться на инновационном

обновлении основных фондов, внедрении инноваций, строительстве суперсовременного и высокотехнологичного производства и обучении соответствующих высококвалифицированных кадров. В социальном блоке по достижении полной занятости населения и соответствующей профориентации для инновационно-индустриальной экономики проявится высокий жизненный уровень населения страны.

14 Структура Правительства. URL: http://government.ru/minstries/

15 Сайт Администрации Краснодарского края. URL: http://admkrai.krasnodar.ru/

Таким образом, инновационная модель финансово-экономической стабилизации российской экономики теоретически возможна и практически не сложна. Она включает структурные изменения экономики в направлении расширения реального сектора иннвационно-индустриального содержания. Это всеобъемлющее строительство промышленного производства тяжелой и легкой индустрии, возведение краткосрочных и долгосрочных проектов за счет целевого и проектного финансирования, всеобщего социального, го сударственного, ре гионально го и предпринимательского заказа и контроля. С развитием инновационной промышленности и быстро возводимых необходимых и значимых производств Россия получит два взаимодополняющих прогресса - сильную внутреннюю экономику и не менее мощные внешнеторговые процессы, такие как экспорт промышленных товаров, сырья и в значительной степени - продуктов его переработки, а следовательно, стабильную национальную валюту и экспорт за рубли. В связи с подобными перспективами стабилизации российской экономики целесообразно при поддержке Президента РФ и Правительства РФ создать (образовать, уполномочить и др.) Национальный центр финансового насыщения государства, возможности которого многофункциональны и значимы в системе целевых капиталовложений в реальный сектор экономики. С учетом региональных потребностей в строительстве выбранной или сложившейся специализации промышленности и, что очень важно, всеобщей занятости населения страны данные мероприятия возможны с учетом добровольного финансового насыщения Центра за счет приобретения разными структурами, в том числе нерезидентами и населением, облигаций государственного займа с определенным номиналом и на оговоренный срок. Это позволит рационально и целенаправленно распорядиться собранным капиталом на подъем внутренней экономики и впоследствии получить оправданный возврат. Кроме того, проведение таких мероприятий, как стабилизация цен на нефтепродукты на внутреннем рынке компенсирует затраты бизнеса на транспортировку товаров на российских и зарубежных магистралях, укрепит межрегиональные и международные связи с близлежащими странами. Стабилизация внутренней экономики и укрепление курса национальной валюты за счет естественной интервенции и ревальвации рубля обеспечит внешнюю привлекательность для инвестиций, а также станет большим стимулом для передовых технологий мира и российских научных

достижений. Укрепление финансовой и валютно-финансовой системы удержит отток капитала и получит его благосклонное международное перераспределение в российскую экономику. Это позволит крупному, среднему и малому бизнесу развиваться на конкурентной основе и с лучшими

производственными достижениями. Мобильная система управления экономикой на всех трех макро-, мезо- и микроуровне обеспечит эффективность и слаженность всех взаимодействующих структур государства, бизнеса и науки.

Таблица 1

PEST-анализ. Предпосылки и перспективы внедрения инновационной модели финансово-экономической стабилизации российской экономики. Программа внедрения рассчитана на 3 года

Table 1

PEST-analysis. Preconditions and prospects for introducing the innovative model of financial and economic stabilization of the Russian economy (a 3-year implementation program)

Факторы

Суть факторов

Перспективы

1. Политические

Интеграция стран, расширение связей со странами СНГ, ТС, БРИКС, ЕАЭС. Необходима подвижка законодательств в области развития малого бизнеса. Введение в действие в 2017 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Нефтегазовые отрасли созданы постановлениями Правительства РФ, как важные

экспортоориентируемые предприятия, пополняющие Федеральный бюджет. Принят закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»

Вопрос о роли государства в регулировании экономики обострился, однако теперь речь должна идти об ответственности государства в регулировании финансового сектора. Реиндустриализация - формирование новых отраслей промышленности, для которых значимо относительное снижение доли труда в издержках, близость исследовательской базы и основного потребительского спроса. В этих условиях новое содержание может получить промышленная политика. Это создание институциональных условий, благоприятных для развития новых секторов экономики [1].

Необходимо выделение ключевых препятствий для роста, а затем -выбор мер, способных снять или смягчить большинство ограничений. Препятствия для роста: экономика не имеет доступа к финансовым ресурсам в необходимом объеме либо экономическая деятельность в стране не обеспечивает достаточную доходность. Норма сбережений в российской экономике высока по международным меркам (в среднем за последние три года она составила 27% ВВП). Значительная доля частных национальных сбережений инвестируется за рубежом. За последние три года чистый отток частного капитала составлял в среднем 3,3% ВВП в год, а валовой вывоз российского капитала - 7,5% ВВП. Объем финансовых ресурсов, доступных для инвестирования в российскую экономику, превышает 30% ВВП. Если бы эти ресурсы полностью использовали, то Россия вновь оказалась бы среди лидеров мирового роста [2].

Стратегические подходы к использованию рубля как региональной резервной валюты. Возможно создание международного кластера национальных валютно-финансовых центров и поддержание финансового благополучия России и группы стран на постсоветском экономическом пространстве, которое должно опираться на новую финансовую архитектуру в рамках экономического союза, например, Евразийского Союза (ЕАС) [3].

Целесообразно рассматривать механизм финансового управления инновационной активностью экономических субъектов региона с точки зрения двух процессов: внешнего финансирования на основе реализации мер государственного регулирования инновационного развития экономики; внутреннего финансирования за счет собственных средств предприятий или организаций (прибыли, резервных фондов) [4]_

2. Экономические

Низкие цены на нефть, слабый рубль, высокий курс доллара и евро, отсутствие выгодного кредитования среднего и малого бизнеса, медленное развитие инновационной промышленности, отсутствие капвложений в развитие тяжелой и легкой промышленности. Дефицит бюджетной системы РФ за 2015 г. - 2,8 трлн руб., или 3,5% ВВП. По итогам 2015 г. ВВП сократился на 3,7%, сокращение расходов домашних хозяйств потребления на 10,1%, увеличилась норма сбережений с 7,8% в 2014 г. до 15,8% в 2015 г. По итогам 2015 г. промышленное производство снизилось на 3,4%, в январе 2016 г. - на 2,7%. В январе 2016 г. годовой прирост цен производителей - от 6,9 до 8,2%. Годовая инфляция в марте 2016 г. - 7,4 -7,6%, безработица - 5,7%

Переход к форсированным инвестициям, подкрепленным стимулированием экономического роста при проведении институциональных реформ.

В ходе реиндустриализации предстоит возродить крупное машиностроительное производство по наиболее важным для страны направлениям энергоэлектротехнического машиностроения, тяжелого, горного, металлургического, нефтяного и химического машиностроения, а также станкостроения [5]. Финансовую систему страны нужно перестраивать с повышением доли «длинных»денег. Необходимо существенно перестроить работу фондового рынка, который должен быть превращен в канал формирования и перелива капитала [5]. Первый шаг: выпуск долговременных ценных бумаг Банка России [5]. Одновременно с укреплением внутренней экономики способствовать развитию нефтегазовой отрасли и ТЭК, как финансового генератора российской экономики по принципу: наличие у страны какого-либо исключительного преимущества в производстве является (пропорционально степени преимущества) дополнительной выгодой по отношению к прочим промышленным достижениям [6].

В сочетании с вовлечением в процесс страховых, пенсионных и иных денег в результате образуется реальный системный фундамент для долгосрочных инвестиционных процессов [7]. Формирование и развитие национального финансового центра должно позволить России более активно интегрироваться в мировой рынок капиталов, стимулировать деловую активность и инвестиции [8]. Экстенсивное природопользование препятствует увеличению экономического потенциала России, а также формированию инновационных конкурентных преимуществ [9]. Выпуск облигаций государственного займа; накопление средств в Национальном финансовом центре насыщения государства для целевого капвложения; строительство инновационных заводов, технологических линий производств; стабилизация национальной валюты; при долговременной стабилизации экономики возможна денежная реформа ревальвация-деноминация_

3. Социально- Скрытая безработица,

культурные возрастной ценз в частных

предприятиях по трудоустройству трудоспособного населения в возрасте от 40 до 60 лет, молодых специалистов в возрасте 23-25 лет. Наблюдается дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов. Недостаточная величина индивидуальных пенсий, повышение пенсионного возраста

Главной задачей является стимулирование создания новых предприятий и новых рабочих мест [10]. Необходима долгосрочная стратегия на региональном рынке труда, основанная на усилении структурно-инвестиционной политики, быстром экономическом росте и структурной перестройке экономики на принципах эффективной социально ориентированной рыночной экономики [11]. Развитие ИП, среднего и малого предпринимательства в форме субподрядных фирм для участия в крупных производствах, строительство инновационных государственных предприятий, заводов, фабрик технологического прорыва для массовой занятости населения, в том числе совместных с иностранными компаниями

4. Технологические

Низкая инновационная характеристика предприятий, слабое внедрение инновационных технологий, большое количество научно-исследовательских разработок, не нашедших финансирования. Механизм инновационного развития региональной экономики недостаточно разработан, актуальность приобретают научно-теоретические разработки в этой области [12]_

Развитие инжиниринга - важнейшая составляющая формирования инновационной экономики. Необходимо значительно активизировать прикладные исследования и разработки и сформировать мощную инжиниринговую отрасль, которая сможет довести их до стадии производства [13]. Присоединение НИОКР к предприятиям и группам. Основой для формирования устойчивых конкурентных позиций компаний являются активы знаний. Именно они способны стать базовым условием зарождения особенных, не поддающихся копированию качеств, необходимых для поддержания конкурентоспособности [14]. Коммерциализация научных разработок [15-17]

Источник: Банк России, [1-17]

Source: The Central Bank of the Russian Federation, [1-17]

Финансы и кредит 39 (2016) 45-68 Finance and Credit

Таблица 2 Направления экономической политики, влияющие на курс отечественной валюты Table 2 Areas of economic policy impacting the exchange rate of the national currency

Направления Мотивы Гипотеза

Либеральное направление -Банк России должен проводить политику поддержки невысокого курса рубля на российском валютном рынке. Рыночное регулирование экономики Удешевление рубля, удорожание доллара. Дальнейшая либерализация экономики возможна лишь при условии роста доверия между бизнесом и государством, бизнесом и обществом, и усиления роли государства в тех отраслях экономики, которые должны стать драйверами экономического роста Стимулирует рост экспорта. По мнению либеральных экономистов, выручка по российскому закону должна переводиться в рублевую массу, что увеличивает ее, а поэтому нужно отменить обязательный перевод экспортной выручки в Россию

Кейнсианское направление - основным двигателем российской экономики должен быть внутренний рынок, поэтому нужен более дорогой рубль Рубль должен быть более дорогим. Дешевый рубль тормозит ввоз машин и оборудования для инвестиционных целей, замедляется структурная перестройка экономики. Две модели экономического роста (предостережения от грубого вмешательства государства в экономическую жизнь (Crass-Keynesianism)) На российский экспорт воздействуют скорее мировые цены, чем курс рубля. Дорогой рубль - это устойчивость национальной экономики и улучшение инвестиционного климата, предпочтительнее для обслуживания внутреннего долга

Государственное регулирование экономики -компромиссная позиция Банка России: 1) денежно-кредитная политика (монетарная политика); 2) политика сдерживающая (политика «дорогих денег»); 3) политика стимулирующая (политика «дешевых денег») Банк России принимает плавные меры при изменении курса рубля по отношению к доллару и евро: - монопольное право эмиссии банкнот; - денежно-кредитное регулирование экономики; - регулирование и управление валютными резервами государства, хранение золотых резервов; - хранение резервного фонда и др.; - кредитование коммерческих банков и кассовое обслуживание власти; - проведение расчетов и переводных операций Меры: денежное таргетирование, валютные интервенции. Сейчас проводится политика плавающего валютного курса. Инструменты денежно-кредитной политики: - изменение минимальной нормы обязательных резервов; - учетно-процентная (дисконтная) политика; - операции на открытом рынке (операции по купле-продаже ценных бумаг на открытом рынке)

Точка зрения авторов в сложившейся кризисной ситуации на валютном рынке Целесообразно проявление маневренности и короткого государственного вмешательства (фритредерства с элементами протекционизма) Появилась возможность сделать сильным рубль для укрепления внутренней экономики, ее модернизации и инновационного строительства тяжелой и легкой индустрии

Источник: составлено авторами по данным Банка России

Топливно-энергетические товары; 61%

Source: Authoring, based on the Central Bank of the Russian Federation data Рисунок 1

Товарная структура экспорта в страны дальнего зарубежья Figure 1

Commodity structure of exports to distant foreign countries

Источник: составлено авторами по данным таможенной статистики Source: Authoring, based on customs statistics

Рисунок 2

Товарная структура импорта из стран дальнего зарубежья Figure 2

Commodity structure of imports from distant foreign countries

Источник: составлено авторами по данным таможенной статистики Source: Authoring, based on customs statistics

Рисунок 3

Схема валютной интервенции (естественный приток) по укреплению национальной валюты Figure 3

A scheme of currency intervention (natural inflow) to strengthen the national currency

Возврат капитала, выкуп госзайма в валюте (ЕСТЕСТВЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ) (в том числе возврат капитала в виде инвестиций, а также крупные сбережения в иностранной валюте)

При Продажа облигаций госзайма

пшрокои (ценные бумаги) в значительном

денежной массе количестве, в любой валюте

1 I и

РЕФОРМА

деноминация (выпуск новых

бумажных денежных знаков в меньшем количестве) возможна

Сбалансированность полученной

денежной и товарной массы, цен

Повышение курса рубля РЕВАЛЬВАЦИЯ

Плавающий курс

Возможен возврат к плавающему курсу, который после подобных маневров стабилизируется (возможно, цены за баррель нефти найдут свою рыночную золотую середину)

Пополнение бюджета РФ min. на три года и т.д.

Инновационная индустриализация или реиндустриализация. Коммерциализация науки. Технологический прорыв

Укрепление рубля. Вливание крупных инвестиций в экономику. Возможность экспорта в рублевом эквиваленте. Финансово-экономическая стабилизация в стране

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Ревальвация (реставрация) - повышение металлического содержания денежных единиц или курса бумажных денежных знаков по отношению к металлу либо иностранной валюте. Деноминация - укрупнение денежной единицы страны без изменения ее наименования, проводимое в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам.

Источник: авторская разработка

Note. Revaluation (restoration) - an increase in the metal content of monetary units or exchange rate of paper money in relation to metal or a foreign currency. Denomination - a change in the face value of the monetary unit of the country after hyperinflation to stabilize the currency and simplify settlements. Source: Authoring

Рисунок 4

Схема выкупа облигаций и капвложений в инновационную экономику России Figure 4

A scheme of redemption of bonds and capital investments in the innovative economy of Russia

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 5

Национальный центр финансового насыщения государства. Счета, фонды проектов и технологий, дислокации оборудования. Правительственная комиссия и ее представители

Figure 5

National Center of Financial Saturation of the State. Accounts, funds of projects and technologies, equipment disposition. Government commission and its representatives

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 6

Национальный центр финансового насыщения государства. Схема выкупа и возврата займа Figure 6

National Center of Financial Saturation of the State. A scheme of repurchase and repayment of a loan

Возврат стабилизационного фонда из-за рубежа с целью выкупа

Краткосрочные проекты (1,3,5 лет)

Л-V

л2

Возврат отечественного капитала бизнеса из-за рубежа в целях выкупа облигаций

:

Выкуп государственного облигационного займа зарубежными (10-25%) компаниями, бартером

национальный центр

финансового насыщения государства Накопление в валюте, в золоте, в рублях, бартером инновационных технологий (в случае необходимости -в определенных новых технологиях и оборудовании)

Возврат займа

л

У

Долгосрочные проекты (10, 15,20, 25 лет)

XZ

Возврат займа

Владельцы облигаций

Возврат в валюте, в золоте, в рублях, имуществом (заводы, фабрики, крупные, мини)

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 7

Структура Национального центра финансового насыщения государства Figure 7

Structure of the National Center of Financial Saturation of the State

Национальный центр финансового насыщения государства

Финансовый отдел

Расчетный счет для юридических лиц. Расчетный счет для физических лиц. Расчетный счет для нерезидентов. Учет, контроль накопления и финансирования инновационно-индустриальных региональных проектов

Отдел реализации

Облигации государственного займа— учет и контроль продаж по номиналам и возврата займа владельцам с учетом выбора вкладчиком средств возврата (дивиденды, деньги, собственность (производство, недвижимо стъ)). Взаимодействие с Банком России и банками в

субъектах РФ. Взаимодействие с региональным отделом по учету собственности на средства государственного займа

Отдел инноваций

Бартер инновационных технологий, новейшего технологического оборудования,

золота, драгметаллов Сбор заявленных российских и зарубежных проектов - инноваций для индустриализации регионов Взаимодействие с РАН и др.

Отдел взаимодействия с регионами

Программа инновационной индустриализации регионов. Сбор и подготовка региональной документации для утверждения проектов на финансирование, контроль над соблюдением сроков, качества строительства проектов и освоением капвложений. Взаимодействие с бизнесом

Отдел собственности

Проектов, инновационно-индустриальных объектов, недвижимости и т.д. Подготовка документов на передачу акционерам, собственникам, владельцам и т.д.

Секретариат

Подготовка рассмотрения вопросов (документации) для приняшя решений правительственной комиссией о строительстве инновационных объектов на средства владельцев облигаций в регионах

Правительственная комиссия

Утверждение инновационно-индустриальных проектов в регионах, разрешение на финансирование проектов из средств накопления, утверждение сроков строительства крупных региональных объектов, контроль над освоением средств: Разрешение на крупный бартер облигаций госзайма на новейшие технологии (зарубежные), инновационное оборудование, драгметаллы

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 8

Этапы выкупа и возврата займа по государственным облигациям с возможной безболезненной денежной реформой Figure 8

Stages of repurchase and repayment of government bonds with possible seamless monetary reform

1 этап Подготовительный. Разработка и —К 2 этап Период вложения средств —N 3 этап Вложение средств в строительство —N 4 этап Возврат краткосрочных займов: налоговыми —N 5 этап Возврат долгосрочных займов в денежной форме

выпуск облигаций госзайма —i Выкуп облигаций —/ инновационных заводов, фабрик -ч льготами, преференциями, акциями и др. —У с процентами или др. собственностью

1 г 1 г 1 1 Т Г

1/2, 1/4 года 1-2 года 3-5 лет -5 лет 10, 15. 20. 25 лет

1

На этом этапе возможна денежная реформа Возможна плановая реформа денег

IT"

Итог: при возможной реформе денег владельцы облигаций государственного займа получают возврат равноценных номиналов денег в соотношении с их прежним уровнем жизни и дивидендами

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 9

Схема инновационно-индустриального развития региона (реиндустриализация) Figure 9

A scheme of innovative-industrial development of a region (re-industrialization)

Регион — субъект РФ

Выбранная специализация промышленного производства (одна или несколько) для

строительства заводов, фабрик, производственных линий и т.д.

Программа инновационной индустриализации

■ t

Необходимые инвестиции и капвложения Необходимые трудовые ресурсы

Национальный центр финансового насыщения государства (НЦФНГ) Управление проектами «-J

Контроль за использованием целевых инвестиций Правительственной комиссией НЦФНГ

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 10

Схема управления экономикой Figure 10

A scheme of economy management

Примечание. НЦФНГ - Национальный центр финансового насыщения государства. Источник: авторская разработка

Note. The National Center of Financial Saturation of the State. Source: Authoring

Рисунок 11

Инновационная модель стабилизации российской экономики и ее основные элементы, требующие совершенствования и реализации

Figure 11

An innovative model of the Russian economy stabilization and its basic elements requiring perfection and realization

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Мау В.А., Улюкаев А.В. Контуры новой экономической политики // Деловая слава России. 2015. № 49. С. 4-5.

2. Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 4-36.

3. Логинов Е.Л., Логинова В.Е. Стратегические подходы к использованию рубля как региональной резервной валюты в рамках посткризисной модели международных валютно-финансовых отношений // Экономика: теория и практика. 2013. № 2. С. 8-12.

4. Никулина О.В., Коваленко А.И. Финансовое управление инновационной активностью экономических субъектов региона // Экономика: теория и практика. 2016. № 1. С. 27-34.

5. Аганбегян А.Г. Новая модель экономического роста России // Управленческое консультирование. 2016. № 1. С. 31-46.

6. Кэрнс Д. Очерки политической экономии (теоретические и прикладные аспекты). Глава 1. Анализ подходов к решению «золотого вопроса» // Экономическая политика. 2013. № 1. С. 175-202.

7. Ершов М.В. О «длинных деньгах» в посткризисных условиях // Вестник финансового университета. 2011. № 4. С. 5-8.

8. Дробышевская Л.Н., Шевченко К.И. Глобальная финансовая архитектура: перспективы формирования новых финансовых центров // Экономика: теория и практика. 2010. № 2. С. 4-11.

9. Литвинский К.О. Формирование системы экологической безопасности в контексте устойчивого развития России // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2009. № 11. С. 55-58.

10. Berezhnoy I.V. The State Economic Competition Policy: Levels, Problems, Instruments. Journal of Economic Regulation, 2010, vol. 1, no. 1, pp. 23-32.

11. Вукович Г.Г. Региональные аспекты развития рынка труда // Экономика: теория и практика. 2011. № 2. С. 9-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Егорова Л.И., Кабакова Н.А. Направления региональной инновационной интеграции предприятий нефтегазовой промышленности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С.264-267.

13. Мантуров Д.В. Развитие инжиниринга - важнейшая составляющая формирования инновационной экономики в России // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2013. № 2. С. 3-17.

14. Колодняя Г.В. Предприятия, основанные на знаниях: российский опыт // Мир новой экономики.

2014. № 1. С. 27-34.

15. Сервантес М., Майсснер Д. Коммерциализация научных исследований в государственном секторе по модели «открытых инноваций»: новые тенденции // Форсайт. 2014. Т. 8. № 3. С. 70-81.

16. Мореттини Л., Перани Д., Сирилли Д. Концентрация интеллектуальной деятельности в Италии: анализ на локальном уровне // Форсайт. 2013. Т. 7. № 2. С. 28-39.

17. Праузе Г., Тернер Т. Сообщества потребителей - драйверы открытых инноваций // Форсайт. 2014. Т. 8. № 1. С. 24-32.

18. Реиндустриализация экономики России в условиях новых угроз / под ред. С.Д. Валентея. Вып. 2. Сер. Научные доклады РЭУ. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. 72 с.

19. Галиева Г.Ф. Модель комплекса перехода Российской экономики на инновационный путь развития // Экономические науки. 2011. № 80. С. 34-39.

20. Заболоцкая В.В. Современные зарубежные модели финансовой поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Экономика: теория и практика. 2015. № 1. С. 53-60.

21. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Перспективы и инновационные механизмы таможенного регулирования ВЭД России (на примере Краснодарского края) // Экономика: теория и практика.

2015. № 4. С. 3-12.

ISSN 2311-8709 (Online) Financial Capital

ISSN 2071-4688 (Print)

AN INNOVATIVE MODEL OF FINANCIAL AND ECONOMIC STABILIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY: THEORY AND PRACTICE

Igor' V. SHEVCHENKOa% Mariya S. KOROBEINIKOVAb

a Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation decan@econ.kubsu.ru

b Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation maria22@yandex.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 14 June 2015 Received in revised form 29 August 2016 Accepted 29 September 2016

JEL classification: H11, O14, O16, O38

Keywords: monetary and financial system, financial saturation, government bond, innovative industrialization, region's economy

Acknowledgments

The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT'S Information center at the Kuban

State University.

References

1. Mau V.A., Ulyukaev A.V. [Contours of the new economic policy]. Delovaya slava Rossii = Business Glory of Russia, 2015, no. 49, pp. 4-5. (In Russ.)

2. Kudrin A.L., Gurvich E.T. [A new model of the Russian economy growth]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 12, pp. 4-36. (In Russ.)

3. Loginov E.L., Loginova V.E. [Strategic approaches to the use of ruble as a regional reserve currency within the post-crisis model of international monetary and financial relations]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2013, no. 2, pp. 8-12. (In Russ.)

4. Nikulina O.V., Kovalenko A.I. [Financial management of innovative activity of economic entities of the region]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2016, no. 1, pp. 27-34. (In Russ.)

5. Aganbegyan A.G. [A new model of economic growth of Russia]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = The Administrative Consulting, 2016, no. 1, pp. 31-46. (In Russ.)

6. Cairnes J. [Essays in Political Economy (Theoretical and Applied Aspects). Chapter 1. Essays on the Gold Question]. Ekonomicheskayapolitika = Economic Policy, 2013, no. 1, pp. 175-202. (In Russ.)

Abstract

Importance The article addresses the measures and actions aimed at building the innovative model of financial and economic stabilization of Russia.

Objectives The purpose of the study is to investigate the areas of economic policy impacting the rate of exchange of the national currency, and to identify preconditions and prospects for introducing the innovative model of financial and economic stabilization of the Russian economy. Methods The research draws upon the method of expert estimations.

Results We developed a set of measures, actions, institutions and methods for perfecting the government regulation of financial, economic, and international business activities of Russia to overcome the crisis, taking into account the updated monetary and economic policy of the State, innovative industrialization and modernization of important industries and agriculture, interaction of large and small businesses operating in the constituent entities of the Russian Federation, and improvement of management of economy in regions.

Conclusions and Relevance If used in practice, the findings may help strike the happy medium in versatile opportunities, prospects and efforts of the State and business in financial and economic stabilization and innovative-and-industrial development of Russia and its regions. The offered actions will enable the State and subjects of the Russian Federation to improve the development of the national economy. The new financial centers will promote financial stabilization, rapid construction of production and socio-economic facilities, and budgetary recharge at all levels.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

7. Ershov M.V. [On long-term money in the post-crisis environment]. Vestnik finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2011, no. 4, pp. 5-8. (In Russ.)

8. Drobyshevskaya L.N., Shevchenko K.I. [Global financial architecture: Prospects for new financial centers formation]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2010, no. 2, pp. 4-11. (In Russ.)

9. Litvinskii K.O. [Creating the system of ecological safety in the context of Russia's sustainable development]. Zashchita okruzhayushchei sredy v neftegazovom komplekse = Environment Protection in Oil and Gas Complex, 2009, no. 11, pp. 55-58. (In Russ.)

10. Berezhnoy I.V. The State Economic Competition Policy: Levels, Problems, Instruments. Journal of Economic Regulation, 2010, vol. 1, no. 1, pp. 23-32.

11. Vukovich G.G. [Regional aspects of labor market development]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2011, no. 2, pp. 9-16. (In Russ.)

12. Egorova L.I., Kabakova N.A. [Directions of regional innovative integration of oil and gas industry].

Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2012, no. 3, pp. 264-267. (In Russ.)

13. Manturov D.V. [Development of engineering as an important component of innovation-driven economy in Russia]. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser. Mashinostroenie = Herald of Bauman Moscow State Technical University. Series Mechanical Engineering, 2013, no. 2, pp. 3-17. (In Russ.)

14. Kolodnyaya G.V. [Particular features of knowledge-based firms: Russian best practice]. Mir novoi ekonomiki = The World of New Economy, 2014, no. 1, pp. 27-34. (In Russ.)

15. Cervantes M., Meissner D. [Commercializing Public Research under the Open Innovation Model: New Trends]. Forsait = Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no. 3, pp. 70-81. (In Russ.)

16. Morettini L., Perani D., Sirilli G. [The Concentration of Knowledge Activities in Italy: An Analysis at the Local Level]. Forsait = Foresight-Russia, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 28-39. (In Russ.)

17. Prause G., Thurner T. [User Communities - Drivers for Open Innovation]. Forsait = Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no. 1, pp. 24-32. (In Russ.)

18. Reindustrializatsiya ekonomiki Rossii v usloviyakh novykh ugroz [Re-industrialization of Russian economy under new threats]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2015, 72 p. (In Russ.)

19. Galieva G.F. [A complex model of Russian economy's transition to the innovation-driven development].

Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2011, no. 80, pp. 34-39. (In Russ.)

20. Zabolotskaya V.V. [Modern foreign models of financial support to innovation activities of small and medium-sized businesses]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2015, no. 1, pp. 53-60. (In Russ.)

21. Shevchenko I.V., Korobeinikova M.S. [Prospects for and innovative mechanisms of customs regulation of foreign economic activity of Russia (the Krasnodar Krai case)]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2015, no. 4, pp. 3-12. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.