Научная статья на тему 'Инновационная методика проведения учебных занятий по спортивной борьбе в зеркале Болонского процесса'

Инновационная методика проведения учебных занятий по спортивной борьбе в зеркале Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левицкий А. Г., Михайлова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная методика проведения учебных занятий по спортивной борьбе в зеркале Болонского процесса»

процессами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. / Ю.Д.Железняк, П.К. Петров. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.

2. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / С.В. Начинская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.

3. Никонов, Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря / Ю.В. Никонов. -Минск : Полымя, 1999. - 272 с.

4. Никонов, Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю.В. Никонов. - Минск : ООО «Асар», 2003. - 352 с.

5. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студ. высш. учеб. заведений. / В.П. Савин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

6. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология : учеб. для студ. пед. вузов / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ В ЗЕРКАЛЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

А.Г. Левицкий, Д.А. Михайлова

ВВЕДЕНИЕ

Как следует из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» подчёркивается актуальность интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство с повышением мобильности профессионального образования и ростом экспортного потенциала образования. Последнее обусловлено, прежде всего, официальным вступлением Российской Федерации в «Болонский клуб» 19 сентября 2003 года в Берлине. Расставленные в вышеупомянутых документах акценты, касающиеся повышения качества российского образования и разработки в его рамках инновационных технологий, перекликаются с положениями концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», отражающей необходимость подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить методику проведения учебных занятий по спортивной борьбе, значимо повышающую академическую успеваемость студентов и допускающую применение балльно-рейтинговой системы оценок.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. В контексте положений Болонского процесса определить концепцию инновационной методики проведения учебных занятий по специализации студентов-борцов I курса очной формы обучения в вузе физической культуры.

2. Разработать, обосновать и апробировать структуру и содержание инновационной методики проведения учебных занятий на примере спортивной борьбы как специальной дисциплины, оценив эффективность её применения в сравнении с традиционной методикой.

КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

Предложенный в начале XIX века Вильгельмом фон Гумбольдтом, немецким филологом, философом, языковедом, дипломатом и основателем Берлинского университета, либеральный взгляд на «идею университета», в конце XX века явился философской основой «Великой хартии университетов» и совместного заявления европейских министров образования «Зона европейского высшего образования», принятых в итальянском городе Болонья.

Либеральная тенденция развития университетского образования предполагает синтез системы высшего образования и научных исследований, фундаментальность и универсальность образования, его ответственность за формирование нравственности и духовности у студентов [2, 4, 7, 8]. И либеральная, и элитарная тенденции развития университетского образования ориентированы на формирование специалистов, получающих профессию в процессе образования, а не образовывающихся в процессе получения профессии. Такая «миссия университета» проявляет индивидуальный потенциал каждого студента, определяя его либо как «человека массы», неспособного преодолеть барьер высшей ступени образования и воспринимать учебный процесс с позиций научного подхода, либо как «человека элиты, который чувствует внутреннюю потребность обращаться к чему-то высшему и посвятить этому свою жизнь» [4, 5, 6]. Кроме того, можно определить общеевропейскую образовательную идеологическую базу в качестве единого «научного поля», характеризующегося своеобразной монополией научного авторитета и компетенции, а также социальной власти [1].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что инновационные учебные программы и разрабатываемые на их основе образовательные методики должны быть сообразны следующим положениям:

1) учебный материал необходимо системно насыщать результатами последних исследований, отражающих множественность научных точек зрения;

2) преподавание необходимо осуществлять в специально созданных для студентов условиях - необходимости освоения научного подхода к учебной и будущей профессиональной деятельности (знаний, умений и навыков его применения);

3) в связи с правом вуза (университета) определять содержание специальных дисциплин важно сделать акцент на целенаправленное увеличение объёма учебного материала и изменение подхода в его представлении:

- энциклопедическое и подробное изложение в учебных программах дидактических единиц;

- углублённый диапазон освоения каждой дидактической единицы учебной программы;

- междисциплинарную подачу учебного материала, следствием которой является формирование интегрированных, а не фрагментарных знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, определяющих компетентность профессиональной деятельности будущих специалистов.

Реализацию предлагаемой концепции рассмотрим на примере инновационной методики, разработанной для студентов I курса очной формы обучения, апробированной и внедрённой в учебный процесс кафедры теории и методики борьбы ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П. Ф. Лесгафта».

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА

Цель инновационной образовательной методики заключается в создании посредством применения только тестовых технологий фундаментальных предпосылок к дальнейшему формированию педагогических умений, организовав целенаправленное изучение теоретических и избирательное освоение практических основ спортивной борьбы как специальной дисциплины. Методика позволяет оперативно оценивать ре-

зультативность учебной деятельности каждого студента-борца в любой момент образовательного процесса, успешно решая все предусмотренные программой учебновоспитательные задачи [3]. В основу методики положен метод комплексного тестирования. Содержание инновационной методики включает в себя систему тестов различного вида, типа и уровня сложности; рекомендации по применению тестов; шкалы перевода результатов тестирования в параметры академической успеваемости студен-тов-борцов, оцениваемые по балльно-рейтинговой системе; график изучения учебного материала и принципы оценки его освоенности.

Предложенный программой учебный материал представлен теоретическим, методическим и практическим блоками. Освоение материала теоретического и методического блоков осуществляется посредством применения тестового материала. После изучения студентами в рамках аудиторных занятий методических тестов ими осваивается практический блок учебного материала в часы самостоятельной работы и в соответствии с традиционно применяемой в таких случаях методикой проведения учебнотренировочных занятий.

Как показано на рисунке 1, по уровню сложности все тесты подразделяются на комплексные, текущие (по разделам учебного материала) и оперативные. По видам -на вводные, обучающие, контрольные, накопительные и индивидуальнокорректировочные. По типам - на теоретические и методические тесты. В дополнение, целесообразно отметить, что обучающие тесты формируются только на оперативном уровне сложности, накопительные тесты не используются на текущем уровне сложности, по типам делятся только оперативные тесты, которые, в свою очередь, могут быть любого вида. Содержание теоретических тестов отражает содержание теоретических разделов вышеупомянутой учебной программы. Содержание методических тестов -материал, посвящённый особо актуальным в практической деятельности основам методических знаний, умений и навыков выполнения специальных упражнений борца и основных приёмов греко-римской и вольной борьбы.

ТЕСТЫ і ( УРОВНИ СЛОЖНОСТИ

комплексные текущие (по разделам) оперативные

ТИПЫ

теоретические методические

Г вводные + + + +

обучающие - - + +

контрольные + + + +

накопительные + - + +

индивидуально- корректировочные + + + +

Рис. 1. Классификация тестового материала инновационной методики

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Преимущества традиционной и инновационной методик были апробированы на кафедре теории и методики борьбы ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П. Ф. Лесгафта», где с сентября 2004 года по июнь 2006 года проводился открытый естественный педагогический эксперимент. Структурно он состоял из двух этапов, а по направленности был сравнительным (прямым параллельным). На первом этапе в 2004-2005 учебном году эксперимент проводился по традиционной методике в контрольной группе, по целям был констатирующим, по направленности - сравнительным (последовательным по схеме единственного различия). На втором этапе в 2005-2006 учебном году эксперимент проводился по инновационной методике в экспериментальной группе, по целям был преобразующим, по направленности - сравнительным (последовательным по схеме единст-

венного различия). Каждая стадия исследования носила характер абсолютного эксперимента: данные сравнивались с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба)».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнительный анализ традиционной и инновационной методик проведения учебных занятий по специальной дисциплине «Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба)» позволяет выделить в каждой из них ряд отличий.

Основной позитивной особенностью традиционной методики является её демократичность, которая проявляется в свободе выбора педагогом средств и методов обучения, технологии освоения методики, а также свободе выбора и желания студента включаться в учебный процесс (что преимущественно не позволяет ему осознанно относиться к учебной деятельности в целом, тем самым, снижая или даже нивелируя эффективность образовательной методики). К формам традиционной методики относятся лекции, семинарские и практические занятия, учебная практика, самостоятельная работа студентов. Кроме того, дискуссионным может являться восприятие утилитарной модели образования, ориентирующей на второстепенное повышение образовательного уровня в процессе первостепенного получения профессии по специальной дисциплине, в качестве концептуальной основы традиционной методики.

Инновационная методика, в противоположность традиционной, характеризуется отражением либеральной модели, реализация которой предполагает, что получение профессии по специальной дисциплине - вторично, первичным же является всестороннее образование, преобладание самообразования, саморазвития и самосовершенствования, повышение уровня интеллектуальной компетентности [4]. Данный результат достигается за счёт жёстко регламентированной деятельности и педагога, и студента (все средства и методы строго фиксированы, студент обязан выполнять активно и сознательно все предусмотренные методикой задания, технология освоения методики конкретно определена и доступна). Отличительными особенностями инновационной методики являются её объективность (связанная, прежде всего, с единственно применяемым методом - комплексного тестирования), эффективность вне зависимости от желания студента включаться в учебный процесс, применение всего двух форм проведения учебных занятий: комплексных теоретических занятий и самостоятельных занятий студентов под контролем педагога. Применение вводных и контрольных тестов позволяет определять успеваемость студентов до и после изучения любой структурной единицы образовательного процесса (темы, раздела, семестра), что предоставляет возможность для регулярного и оперативного проведения педагогического мониторинга.

Критерием эффективности применения на современном этапе традиционной и инновационной методик является академическая успеваемость по специализации сту-дентов-борцов. В ходе исследования в контрольной и экспериментальной группах данный показатель определялся двумя путями: во-первых, по результатам специально разработанного диагностического теста и, во-вторых, по итогам сдачи экзамена. В первом случае академическая успеваемость по специализации студентов-борцов экспериментальной группы в конце учебного года оказалась значимо выше, чем у представителей контрольной (р < 0,01). Во втором случае установлена положительная динамика компонентов академической успеваемости по специализации в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. В экспериментальной группе выявлено большее количество отличников и меньшее - троечников.

Следовательно, предлагаемая инновационная методика позволяет значимо повысить академическую успеваемость по специализации студентов-борцов. Инновационная методика помогает активно и сознательно осваивать программный материал на том уровне сложности, который изначально избирается студентом, исходя из его мотивации, наследственных и приобретённых особенностей, взглядов, привитых в семье

и в процессе включённости в другие социальные институты, опыта самообразования и достигнутого образовательного уровня в целом.

ВЫВОДЫ

1. Предложенная концепция инновационной методики проведения учебных занятий может служить теоретической базой для адаптации структуры и содержания учебного процесса по специальным дисциплинам вузов физической культуры к требованиям инновационного методического подхода.

2. Инновационная методика проведения учебных занятий по спортивной борьбе как специальной дисциплине вуза физической культуры представляет собой современное, отвечающее требованиям балльно-рейтинговой системы оценки, сочетание метода комплексного тестирования, комплексных теоретических занятий и самостоятельной работы студентов под контролем педагога, которое позволяет эффективно осваивать предусмотренный учебной программой материал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдье, П. Поле науки // http://ihtik.lib/ru/philosbook 22dec2006/philosbook 22dec2006 1143.rar.

2. Великая хартия университетов (Magna Charta Universitatum) (г. Болонья) // 2005-01-27 Великая хартия университетов // http://www.bologna.spbu.ru/documents.php/ mcu.doc.

3. Левицкий, А. Г. Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба). Основы спортивной борьбы как сферы профессиональной деятельности : инновационная учебная авторская программа / А. Г. Левицкий, Ю. П. Замятин, Д. А. Михайлова ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2006. - 110 с.

4. Огородникова, И. А. Идея университета - проект воплощения идеальной образовательной формы / И. А. Огородникова, А. Г. Геринг // Вестник Омского университета. - Омск, 1997. - Вып. 4. - С. 77-80.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // http://ihtik.lib/ru/philosbook 22dec2006/ philos-book 22dec2006 6437.rar.

6. Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета // http://ihtik.lib/ru/philosbook 22dec 2006/philos-book 22dec2006 4812.rar.

7. Утишева, Е. В. Физкультурное образование : социально-педагогические и социологические проблемы / Е. В. Утишева ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 1997. - 138 с.

8. Bologna Declaration (1999) - Joint declaration of the European Ministers of Education // http://www.armenic.am/index.php?page=bolognadeclaration1999.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МОЛОДОГО ПОПОЛНЕНИЯ ОКРУЖНОГО

УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

В.И. Левченко, А.А. Данилин

Исходный уровень физического состояния молодого пополнения существенно влияет на эффективность процесса физической подготовки военнослужащих.

В целях изучения исходного уровня физического состояния военнослужащих молодого пополнения окружного учебного центра (ОУЦ) нами был проведен поисковый эксперимент. В этих исследованиях принял участие 451 военнослужащий из числа молодого пополнения осеннего призыва 2005 г.

Физическое состояние военнослужащих характеризуется показателями физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности. Основными показателями физического развития являются: рост, вес, окружность груди, жизненная емкость легких, развитие костно-мышечной системы, пропорциональность тела и его частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.