УДК 796.42
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ У СПРИНТЕРОВ 15-17 ЛЕТ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Игорь Евгеньевич Анпилогов, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСиТ)
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментальной оценки альтернативной методики организации годичного цикла тренировки спринтеров 15-17 лет.
Ключевые слова: инновационная методика, годичный цикл, юные спринтеры, этап углубленной специализации.
INNOVATIVE METHODOLOGY OF THE ANNUAL TRAINING CYCLE ELABORATION FOR THE SPRINTERS AGED 15-17 YEARS OLD AT THE STAGE OF PROFOUND SPECIALIZATION
Igor Evgenyevich Anpilogov, the post-graduate student,
Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The article presents the results of an experimental evaluation of alternative methodology for the organization of an annual cycle of training among sprinters aged 15-17 years old are.
Keywords: innovative methodology, year cycle, young sprinters, stage of profound specialization.
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально оценить методику построения годичного цикла подготовки спринтеров 15-17 лет, на основе применения однонаправленных тренирующих воздействий.
Вопросы эффективности методики организации тренировочного процесса спринтеров являются одними из наиболее важных аспектов современной подготовки спортсменов [1,3,4].
Анализ научно-методической литературы и результаты собственных исследований по вопросам построения макроцикла у спринтеров различной квалификации позволили выявить диаметрально различные подходы к построению годичного цикла у спринтеров высокого класса (КМС-МСМК) и юношей 15-17 лет II-III спортивного разряда [2].
Так, спортсмены уровня КМС-МСМК используют метод концентрации нагрузок одной преимущественной направленности, и на специально-подготовительных этапах тренировка строится по принципу сопряжено-последовательного применения средств подготовки.
У спринтеров младших разрядов годичный цикл характеризуется выполнением хаотично расположенных и логически не взаимосвязанных средств специальной подготовки. Этот факт, возможно, связан с недостаточностью разработки системы тренировки спринтеров на данном этапе многолетней подготовки. Были получены объективные данные о динамике спортивного результата в беге на 60 м, как интегрального показателя эффективности применяемой методики при подготовке к зимнему соревновательному сезону. Так, спринтеры 15-17 лет, в ноябре, показали результаты равные 7,38с. (n=15), однако в декабре результат снизился на 2,1% и составил в среднем 7,54с (p<0,05). В зимнем соревновательном сезоне (январь) средний результат составил 7,62с (p<0,05), что объективно показывает существенное снижение спортивного результата на 3,2% к исходному показателю.
МЕТОДИКА
Построение тренировки юношей-спринтеров предусматривало разработку
принципиальной (качественной) модификации специальной подготовки в годичном цикле и конкретной (количественной) программы построения макроцикла для спринтеров III - II спортивных разрядов.
Анализ тренировочного процесса спортсменов высокого класса и рекомендаций специалистов о допустимых величинах нагрузки для спринтеров 15-17 лет на этапе углубленной специализации [5] была разработана должная динамика показателей взрывной силы мышц разгибателей бедра и скоростно-силовой подготовленности юношей спринтеров оцениваемой результатом в прыжках на одной ноге 20 м (Рисунок). Данное упражнение наиболее полно характеризует специфическое для спринтерского бега проявление реактивности нервно-мышечного аппарата спортсменов и служит ориентиром для контроля и коррекции тренировочного процесса.
ра чгпбателеп бедра н результатов прыжкип на 20 м у спрпнтсров 15-17 лет
Разработанная программа основана на двухцикловой периодизации годичного цикла и предполагает наличие двух этапов специальной (базовой) подготовки, содержание и объем средств которых, ориентирован на достижение запланированного уровня подготовленности к началу каждого соревновательного периода. В первом подготовительном периоде такой этап приходится на ноябрь-декабрь, а во втором - март-апрель.
Распределение тренировочной нагрузки, конкретизированной в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов важно соблюдать в мезоциклах направленных на решение задачи создания технических и функциональных предпосылок, необходимых для комплексного развития различных сторон подготовленности и достижение планируемого спортивного результата. В частности в восстановительных и втягивающих микроциклах использовались имитационные и специальные упражнения технического характера, выполняемые в 1/2 силы и в облегченных условиях. В базовых микроциклах нагрузка была комплексной и предусматривала преимущественное решение задач скоростно-силовой и скоростной направленности.
Для снижения отрицательных воздействий от применения однонаправленных тренировочных нагрузок и для соблюдения комплексности в развитии ведущих физических качеств период воздействия средств одной преимущественной направленности в осенне-зимнем подготовительном периоде был сокращен с 12 недель до 8, а в весенне-летнем - с 11 до 7 недель.
В течение 4 недель после специально-подготовительного периода использовались средства «технико-восстановительного блока». Его цель - плавный переход от средств силовой и скоростно-силовой направленности к средствам скоростной подготовки. В данном блоке использовались средства технического характера чередующиеся со средствами беговой направленности, применяемыми в аэробном и смешанном режиме энергообеспечения (Табл. 1).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам педагогического эксперимента установлено, что у спортсменов произошли изменения во всех контрольно-педагогических тестах (Табл.2).
Наиболее высокие сдвиги выявлены у юношей экспериментальной группы. Эти данные дают возможность полагать, что у спринтеров 15-17 лет возможно увеличение
специальной подготовленности без форсирования тренировочного процесса, а высокий прирост результатов в тестах характеризующих уровень специальной силовой подготовленности, в среднем на 22,3%, убедительно говорит о наличии чувствительных периодов в развитии специальных силовых способностей в этом возрасте у юношей.
Это свидетельствует о том, что методика построения тренировочного процесса, применяемая в экспериментальной группе, приносит существенное преимущество в росте уровня специальной подготовленности по сравнению с традиционной методикой тренировки.
Таблица 1
Схема применения средств технико-восстановительного блока для спринтеров
15-17 лет
Недели Комплекс упр. с блоками Комплекс упр. с эластичным жгутом Интенсивность бега на отрезках 250-300 м, %
Кол-во тренировок Нагрузка Кол-во тренировок Нагрузка
1 6 1(40% / 15) 65%
2 5 2(35% / 15) 70%
3 4 2х20 75%
4 3 3х20 80-85%
Таблица 2
Прирост показателей в контрольно-педагогических тестах за время ___________________формирующего эксперимента ___________________________
Контрольно-педагогические тесты Контрольная группа Экспериментальная группа
Относит. прирост, % Достовер. различий, р Относит. прирост, % Достовер. различий, р
Прыжок в длину с места, см 1,6 >0,05 6,4 <0,05
Тройной прыжок с места, см 3,8 <0,05 6,8 <0,05
Прыжки с ноги на ногу на дистанцию 30 м, усл. ед. 2,7 >0,05 6,6 <0,05
Бег 20 м с ходу, с 4,3 >0,05 8,2 <0,05
Бег 20 м с н/ст 10,9 <0,05 8,2 <0,05
Максимальная сила мышц разгибателей бедра, кг 12,5 <0,05 20,3 <0,01
Проявление силы мышц-разгибателей бедра за 0,1 с, кг 10,8 <0,05 25,5 <0,01
Прыжок на правой ноге 20 м, с 0,5 >0,05 10,6 <0,01
Прыжок на левой ноге 20 м, с 0,5 >0,05 10,1 <0,01
1-градиент мышц разгибателей бедра, кг/с 9,6 <0,05 21,0 <0,01
Спортивный результат (100 м), с 1,9 >0,05 7,2 <0,05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используемая в педагогическом эксперименте методика тренировки спринтеров 15-17 лет дала возможность спортсменам, участвующим в исследовании, улучшить свои результаты в среднем на 7,2% (0,9 с) по сравнению с предыдущим годом (Р<0,05).
Таким образом, можно полагать, что инновационная методика построения годичного цикла тренировки у спринтеров 15-17 лет позволяет без повышения объемов основных средств улучшить спортивные результаты на этапе углубленной специализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук - М. : Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
3. Платонов, В.Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течении года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В.Н. Платонов // Теория и практика физической культуры - 2009. - № 9. - С. 18-34.
4. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд / И.А. Тер-Ованесян. - М. : Терра - Спорт, 2000. - 128 с.
5. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. Набатниковой . - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 316.62 КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психолого-акмеологическому сопровождению несовершеннолетних правонарушителей в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются основные коррекционно-профилактические и реабилитационные мероприятия, реализуемые в рамках концепции психолого-акмеологического сопровождения «трудных» подростков.
Ключевые слова: девиантное и делинквентное поведение подростков, правонарушение, психолого-акмеологическое сопровождение.
CONCEPT OF THE PSYCHOLOGICAL - ACMEOLOGIC SUPPORT OF THE ADOLESCENTS WITH DELINQUENT BEHAVIOR
Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical science, professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
The main aspects of the work directed to psychological acmeologic support of the juvenile offenders during their learn-and-work activity are considered on the basis of systematic approach. The article describes the main corrective, preventive and rehabilitation activities undertaken within the concept of psycho-acmeologic support of the problem teenagers.
Keywords: deviant and delinquent behavior of adolescents, offense, psychological acmeologic
support.
ВВЕДЕНИЕ
Подростковая преступность связана как с социальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. В связи с этим поиск новых субъект-субъектных ориентированных психолого-акмеологических технологий, нацеленных на развитие подростком привычки к систематической работе над собой, рефлексивного отношения к собственной личности, формирование предпосылок самоактуализации, является сегодня перспективным направлением системы психолого-акмеологического образования, которое должно выступать пространством развития подростка с делинквентным поведением.
В связи с этим деятельность психолога по психолого-акмеологическому сопровождению подростков с делинквентным поведением на базе специализированного предприятия позволяет более основательно вникнуть в жизнь подростка, уточнить глубину изменения у него психических свойств, состояний и процессов, максимально содействовать развитию компенсаторно-приспособительных механизмов психики личности подростков с различными отклонениями, обосновывать индивидуально-