Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ'

ИННОВАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалаев И. А., Алехина Л. С., Ткаченко Е. А.

Данная статья посвящена изучению инновационной логистики как инструмента эффективного управления предприятиями. Выявлено, что инновационная логистика является действенным механизмом организации и управления за счет выявления и использования скрытых резервов управления предприятия промышленности.This article is devoted to the study of innovative logistics as a tool for effective business management. It was revealed that innovative logistics is an effective mechanism for the organization and management through the identification and use of hidden reserves of the enterprise management industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ»

использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.

Использованные источники:

1.Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования / А.С. Колесов // Финансы. - 2009. - № 5.

2.Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации / Н.С. Максимова // Финансы. - 2009. - № 6.

3.Письмо МФ РФ от 23 сентября 2016 г. № 06-04-11/01/55604 «Об оценке организации межбюджетных отношений в субъектах РФ в 2015 и 2016 гг.».

4.Шакирова Р.К. Институциональная среда региональной отраслевой кластеризации // Финансы и управление. - 2016. - № 3. - С.63-75. DOI: 10.7256/2409-7802.2016.3.19973. URL: http://e-notabene.ru/flc/article_19973.html.

5.Шакирова Р.К. Становление и развитие фискального федерализма в России // Современные тенденции развития науки и технологий. - Белгород: АПНИ, 2015. - № 9, часть VII. - С. 129-134.

6.Шакирова Р.К. Налоговый федерализм как гарант эффективного управления государственными финансами и инвестициями // Управление экономическими системами.- Пенза: ПДЗ, 2013.- с.89-92.

7.Шакирова Р.К. О проблемах фискального федерализма в России // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 184-189.

8.Шакирова Р.К. Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, обеспеченные налогоплательщиками Республики Марий Эл в 2012-2014 гг. // Вестник МарГУ. - 2015. - № 1. - С. 86-92.

УДК 33

Шалаев И.А., кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность»

Алехина Л.С. Ткаченко Е.А.

Среднерусский институт управления - ФИЛИАЛ РАНХиГС ИННОВАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И

РАЗВИТИЯ

Данная статья посвящена изучению инновационной логистики как инструмента эффективного управления предприятиями. Выявлено, что инновационная логистика является действенным механизмом организации и управления за счет выявления и использования скрытых резервов управления предприятия промышленности.

Ключевые слова: инновационная логистика, логистические системы, инструмент управления, инновационные подходы, управление предприятиями, оптимизация производства, логистизация.

INNOVATIVE LOGISTICS AS AN INSTRUMENT MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN ORDER TO OPTIMIZE THEIR FUNCTIONING AND DEVELOPMENT

This article is devoted to the study of innovative logistics as a tool for effective business management. It was revealed that innovative logistics is an effective mechanism for the organization and management through the identification and use of hidden reserves of the enterprise management industry.

Keywords: innovative logistics, logistic systems, management tools, innovative approaches, enterprise management, production optimization, logistizatcija.

В современных условиях глобализации экономики и, как следствие этого, разделении труда на предприятиях, логистика стала основополагающим звеном инновационной деятельности фирмы. В настоящее время логистика выступает связующим звеном между разнообразными элементами производственного процесса одной фирмы, между фирмами - партнерами и, в конечном счете, между продавцом и покупателем. В свою очередь, быстроменяющиеся условия рыночной среды вынуждают фирмы включать маркетинг во все направления своей деятельности, в целом, и в элементы логистики, в частности [1].

В настоящее время при увеличивающейся рыночной конкуренции значительное число компаний, функционирующих на корпоративном уровне, все больше осознают потребность в разработке и применении различных инноваций. Стоит отметить, что основополагающим фактором успешного использования инноваций в деятельности компании является введение именно логистических инноваций, так как только наличие эффективно действующей системы логистики позволит предприятию внедрять параллельно и другие виды инноваций [2].

Инновационные нововведения на предприятии следует начинать с логистической составляющей его деятельности. При рассмотрении логистики как объекта инновационной деятельности необходимо понимать логистику не как дискретное явление, имеющее временный характер на фирме, а как непрерывный процесс формирования материальных, финансовых, информационных и человеческих потоков [3].

В то же время внедрению инноваций в сфере маркетинга препятствуют различные ограничения внешней и внутренней среды (табл.1).

Таблица 1- ограничения внедрения инноваций

Факторы внешней среды Факторы внутренней среды

Наличие государственных и социальных ограничений, сужающих рамки Неудачное позиционирование нового товара, неэффективная рекламная кампания или слишком завышенная цена

Сокращение жизненного цикла товаров в результате копирования новинки конкурентами и другое Недостаток капитала у предприятий

Использования инновационных идей (безопасность продукта для потребителя экологическая совместимость) Дороговизна процессов разработки и реализации маркетинговых проектов

Глобализация конкуренции; снижение рентабельности торговых марок компаний последователей Изменение стратегии компании под реализуемую инновацию

Основными элементами инновационного инструментария современной логистической системы на предприятии можно назвать концепцию «Шесть сигм» (Six Sigma), нацеленную на снижение вариабельности процессов и стабилизацию характеристик продукции, и концепцию «Бережливое производство» (Lean manufacturing), сфокусированную на устранении потерь и непроизводительных затрат.

Использование интегрированной концепции «Lean Six Sigma» позволит в значительной степени сократить издержки и повысить прибыль за счет оптимизации всех этапов логистического менеджмента фирмы, т.к. в этой концепции затрагиваются все процессы жизнедеятельности фирмы, начиная от формирования ответственности и распределения ресурсов и заканчивая деятельностью по устранению потерь.

Изучение практического опыта зарубежных компаний стран Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона показывает, что одной из побудительных причин развития логистических инноваций были возникшие с ними ресурсные возможности качественного ассортиментного улучшения технологий обслуживания потребителей. Например, помимо обеспечения их нужной продукцией, потребители стали требовать доставку ее в сокращенные сроки, оказание им дополнительных сервисных услуг по поставке продукции в места дислокации потребителей, по улучшению взаимодействия с транспортными организациями, особенно использующими принципы «Зеленой логистики». Так, например, в работе «Современные тренды «Зеленой» логистики в условиях глобализации» авторы на основе различных источников приводят список фирм, задействованных в области «Зеленой» логистики. Среди них можно выделить DHL, K Line, UPS, Deutsche Bahn Schenker Rail, Green Cargo, Nord Stream AG, Toyota.

Было подсчитано, например, что 1 долл. США, вложенный в усовершенствование логистической системы управления, объединяющей в один комплекс такие операции, как закупки, транспорт, складирование, может приносить до 100 долл. от дополнительной реализации товарной продукции.

Так, например, можно воспользоваться опытом ведущих западных компаний, логистика и маркетинг в которых имеют большую степень инновационности, относительно отечественных фирм. Если брать в качестве

примера ранее рассматриваемую компанию Apple, то конкретные практические советы могут выглядеть следующим образом (табл.2).

Таблица 2-практические рекомендации в области логистики на основе

опыта компании Apple (предложено авторами)._

Транспортная логистика высокой маневренности как способ реализации принципа "just in time"_

ЛОГИСТИКА

Унификация форм и размеров упаковки как способ повышения загружаемости единицы транспорта и, как следствие, сокращения издержек на транспортировке

В современном этапе развития, особенно в условиях экономической напряженности, отечественным производителям для обеспечения устойчивого положения на рынке и выпуска конкурентоспособной продукции приходится использовать современные методы ведения бизнеса. Одним из таких методов является рациональное применение логистического инструментария, предполагающего логистизацию бизнес-процессов и повышение за счет этого конкурентоспособности деятельности предприятия. В соответствии с этим, в последние годы наблюдается тенденция логистизации бизнес-процессов, на основании чего в настоящее время этот аспект является одним из наиболее прогрессивных научно-прикладных направлений [4].

Российская и зарубежная литература подробно анализирует и дает объяснение логистическим аспектам в деятельности предприятий промышленной отрасли. По мнению Ф.Байера и К.Рутковского, «под логистикой понимается, как правило, управление операциями перемещения и складирования, которое направлено на облегчение продвижения продуктов из мест их возникновения к местам их конечного потребления, а также связанной с ними информации для обеспечения соответствующего уровня обслуживания клиента по приемлемой цене».

С момента вступления России в ВТО, а также с развитием международных стандартов товародвижения возрастает потребность в качественных логистических системах. Современные концепции требуют комплексного инновационного подхода к решению проблем, связных с логистическими системами. В настоящее время возрастает роль инноваций, они становятся важнейшим элементом экономического развития как любого предприятия, так и страны в целом. Инновации характеризуются не только принципиальной новизной, но и способностью приносить экономический, социальный и другие виды эффекта [5].

Инновационная логистика способствует повышению уровня управления логистическими процессами и системами за счет применения различных инноваций, которые направлены на улучшение качества обслуживания потребителей, рост эффективности потоковых процессов и уменьшение совокупных издержек. Одной из основных задач инновационной логистики является разработка новых идей в области

управления процессами транспортировки, основанных на использовании последних научно-технических достижений и применении их на практике.

В качестве инструмента управления промышленными предприятиями с целью оптимизации их развития используются инновационные подходы к логистике, которые основаны на системности и комплексности экономических процессов, учитываются принципы оптимизации процессов транспортировки с учетом особенностей обеспечения ресурсами и производства инновационной продукции и услуг [6].

Внедрение инноваций в логистические системы можно проследить на примере компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» г.Орёл. ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» - один из крупнейших заводов в России по производству безалкогольных напитков и соков. ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Орел является 100% дочерней компанией ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» выпускает конкурентоспособную продукцию, в процессе реализации которой образуется прибыль, дающая возможность перевозу продукции из одной точки России в другую, а также экспорту отдельных компонентов продукции за пределы страны. Чтобы обеспечить устойчивость, надежность и эффективность функционирования своей производственно-логистической системы, постоянно повышая уровень дальнейшего развития, этому предприятию необходимо непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги и совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Поэтому инновационная деятельность занимает особое положение в ряду всех видов и направлений хозяйственной деятельности, что в значительной мере определяется ее ролью в обеспечении экономического развития и роста объектов пищевой промышленности. Предприятие доставляет свою продукцию по всей России, и ему необходимо использование инноваций в логистике, чтобы доставлять свою продукцию вовремя и без всяких задержек. Для этого ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» использует новейшие модернизированные средства перевозок-специально оборудованные грузовики; для того чтобы водителям лучше ориентироваться на местности машины оборудованы современными навигаторами система ГЛОНАСС.

Также в Орле присутствует еще одно крупное предприятие, на примере которого можно рассмотреть использование инновационной логистики, это завод «Велор». Он введен в эксплуатацию c 1992 года. Учредителем компании является итальянская компания MARAZZI GROUP. Выпускаемая продукция: плитка для пола, плитка для стен, мозаика, декоративные элементы, ступени, плинтусы.

Основные поставки грузов из одного завода в другой осуществляется преимущественно железнодорожными перевозками, а также с помощью механических транспортных средств. Что также имеет свои плюсы и

минусы. В связи с тем, что каждое производство старается улучшить условия хранения и поставки товаров, такое новшество не обошло и «Велор». Данное нововведение способствует облегчению размещения товара на складе и учета за ним. Это так называемая система «Штрих кодирования», которая появилась на предприятии совершенно недавно. Суть данной системы заключается в том, что теперь весь товар не вбивается вручную в базу данных на компьютере, что помогает не занимать большое количество времени для рабочих. А с помощью специального аппарата каждому компоненту дается свой определенный номер и встроенный чип с номером поставки и личным номером плитки, каждый номер уже заранее вносится в базу данных. Таким образом, ведется строгий учет за количеством поставленной плитки, качеством и оригинальностью данной серии.

При изучении данной проблематики стоит отметить, что логистические инновационные системы охватывают инновации в организации всего товародвижения - от логистических операций до общесистемных инноваций в сфере логистики. При этом разработка и реализация логистических инноваций на предприятиях промышленности могут быть основаны на принципах, вытекающих из общесистемных закономерностей [7].

Первый принцип предполагает получение прибыли, ожидаемой от реализации инновации. Данный принцип лежит в основе осуществляемой инновационной деятельности в сфере логистики, так как результатом повышения производительности труда и технических устройств, сокращения трудоемкости логистических процедур, снижение расхода материальных ресурсов за счет использования в производстве ресурсосберегающих технологий является экономия финансовых средств.

Второй принцип - это обеспечение баланса между стабильностью, которую гарантирует доведение до совершенства традиционного управления или технологии, и затратами по реализации инноваций. Стабильность подразумевает также ориентацию логистических нововведений только на реально достижимые организационно-экономические и технические условия, созданные на предприятии к моменту реализации инноваций.

Третий принцип - адаптация современных форм и методов логистической деятельности в виде инноваций к существующей инвариантности логистики на предприятиях. Данный принцип требует управления процессом реализации инноваций в организационно-техническом направлении, которое анализирует состав и содержание инноваций, в социально-экономическом направлении, которое определяет ожидаемые результаты реализации инноваций и сопоставляет их с затратами на разработку с учетом социальных и экономических результатов [8].

В связи с чем напрашивается вывод о том, что инновационная логистика нацелена на повышение уровня управления за счет применения

различного рода инноваций, направленных на повышение эффективности потоковых процессов и снижение затрат по их реализации. При этом методы логистики инновационных потоков могут быть применены в управлении предприятием тогда, когда складывается реальная система инвестиционного обоснования, в рамках которой формулируются и решаются управленческие задачи предприятия, функционирующего на рынке промышленности.

Таким образом, применение инновационных подходов к логистике способствует эффективной организации бизнеса и достижению желаемых результатов с максимальной выгодой для предприятия, а именно позволяет успешно прогнозировать интенсивность и величину материальных потоков; способствует построению гибких интегрированных систем управления и контроля движения товарно-материальных ценностей, а также разработке адаптивных систем логистического обслуживания; позволяет оптимизировать величину запасов сырья и готовой продукции на складе и решить широкий круг других задач.

Используемые источники:

1.Гайдаенко А.А. Логистика / А.А. Гайдаенко. - М.: КноРус, 2014. С. 267

2.Шалаев И.А. Формирование инновационной среды стратегического развития региона // Проблемы и перспективы инновационного развития экономики регионов России. 2015. С.29-32

3.Шалаев И.А. Оценка вклада инновационного фактора в результаты стратегии и социально-экономического развития региона // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 8. С. 90

4.Шалаев И.А. Механизм организационно-экономического управления инновационной средой // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. 2013. С. 347-351

5.Шалаев И.А. Интегральная оценка вклада инновационного фактора в результаты стратегии социально-экономического развития региона // Экономические и гуманитарные науки. 2014. №8. С. 47-53

6.Шалаев И.А. Оценка экономической устойчивости в системе эффективного стратегического развития региона в условиях меняющейся инновационной среды // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. №10. С. 20-24

7. Шалаев И.А. Управление инновационными проектами на основе стандартов экономической безопасности и регулирования рисков // Актуальные вопросы менеджмента актуальной организации. 2015. С. 324328

8.Шалаев И.А. Система показателей комплексной оценки формирования инновационной среды регионов // Известия тульского государственного университета. 2014. С. 85-95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.