Научная статья на тему 'Инновационная культура предпринимателя'

Инновационная культура предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
376
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОМАНДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИП ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / CULTURE / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITIES / INNOVATION CULTURE / PERSONALITY / ENTREPRENEURSHIP / TEAM-BUILDING ACTIVITY / THE TYPE OF INNOVATION CULTURE OF ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Андрей Александрович

Цель работы - социологический анализ инновационной культуры работников и степени осмысленности риска с ростом инновационной культуры, разработка типологии предпринимателей по их отношению к инновациям и выявление распространенности разных типов предпринимателей. Этот анализ соотносится с формированием модели оптимизации работы предприятия, в том числе создания механизма перехода предприятия малого бизнеса к среднему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovation culture of a businessman

The goal of this work is the sociological analysis of employees' innovation culture and their level of risk understanding in connection with the growth of innovation culture. The author also develops an entrepreneur typology based on the attitude to innovations and identifies the frequency of different types of entrepreneurs. This analysis corresponds with the modeling of optimization of the company's activity including the designing of transfer mechanism of small business enterprise to medium business enterprise.

Текст научной работы на тему «Инновационная культура предпринимателя»

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 323.326

А. А. Попов

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Цель работы - социологический анализ инновационной культуры работников и степени осмысленности риска с ростом инновационной культуры, разработка типологии предпринимателей по их отношению к инновациям и выявление распространенности разных типов предпринимателей. Этот анализ соотносится с формированием модели оптимизации работы предприятия, в том числе создания механизма перехода предприятия малого бизнеса к среднему.

The goal of this work is the sociological analysis of employees' innovation culture and their level of risk understanding in connection with the growth of innovation culture. The author also develops an entrepreneur typology based on the attitude to innovations and identifies the frequency of different types of entrepreneurs. This analysis corresponds with the modeling of optimization of the company's activity including the designing of transfer mechanism of small business enterprise to medium business enterprise.

Ключевые слова: культура, инновация, инновационная деятельность, инновационная культура, личность, предпринимательство, командная деятельность, тип инновационной культуры предпринимателей.

Keywords: culture, innovation, innovation activities, innovation culture, personality, entrepreneurship, teambuilding activity, the type of innovation culture of entrepreneurs.

Теоретико-методологическое обоснование нашего исследования требует социологического анализа понятий «культура», «инновация», «предпринимательство». В научной литературе мы сталкиваемся с множественностью определений культуры [1]. В советской социологии долгое время господствовало представление о культуре как о мире накопленных, унаследованных ценностей. Сторонники противоположной точки зрения, которых несравненно больше, рассматривают культуру как мир человека в единстве его физической и духовной природы, как человеческую деятельность и как способ, «технологию» этой деятельности. В любом случае культура является ярким выражением социальной сущности человека. С одной стороны, культура - мир социального опыта человека, на-

© Попов А. А., 2009

копленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой же стороны, качественная характеристика («способ», «всеобщая технология») человеческой деятельности. И здесь мы уже говорим о культуре человеческой деятельности. Двойственность культуры заключается в том, что для каждого отдельного человека она одновременно становится средством приобщения к социальной общности и средством его самовыражения. Таким образом, можно резюмировать, что «культура превращает социальный опыт поколений в индивидуальный, и наоборот» [2].

Социология культуры в первую очередь изучает влияние человеческой деятельности на развитие личности, анализирует деятельность человека в системе общественных отношений, ее побудительных мотивов и условий реализации. Таким образом, культура - это не только совокупность ценностей, но и фактор личностной реализации человека, который выступает здесь в роли как субъекта, так и объекта культуры. Творческое участие человека в историческом процессе характеризует его культурное развитие.

Творчество мы рассматриваем как создание социально значимого нового, что, несомненно, близко инновационной деятельности предпринимателя. В свете нашего исследования нам особенно важна мысль о том, что «культура лежит в основе любой творческой деятельности, ибо она ориентирована не только на традицию, но и на новации, на креативное отношение к миру» [3].

Важен для осмысления проблематики инновационной культуры и подход Т. Парсонса, который сформулировал концепцию культуры в контексте своей теории социального действия. Он писал, что культура обладает функциями передачи опыта, обучения и, наконец, объединения членов социального коллектива [4]. Социальный деятель может вступать в отношения с миром только посредством знаков и символов. Вне культурного, символического поля не может существовать взаимодействия. Культура способствует выбору индивида между различными возможными ориента-циями и установками, задает направление его действий, которые соотносятся с системой норм и ценностей. В рамках нашего исследования мы определяем в качестве социального действия процесс введения инновации, а саму инновацию -как функцию в сфере предпринимательской деятельности.

Через призму определения культуры как совокупности ценностей, как процесса творческой деятельности человека, как фактора развития личности мы рассматриваем понятие инновации. Мы придерживаемся понимания инновации не только как результата, но и процесса реализации новшества. При этом инновационная идея как продукт индивидуальной деятельности получает право на существование лишь при условии наличия в ней общественной ценности. Инновация - это не только система периодически вводимых разовых новшеств, но и комплексный социокультурный процесс, развивающийся по синергетическим законам, тесно взаимосвязанный с историей и традициями социальных систем и кардинально преобразующий их соответствующие социальные комплексы. Это и социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в сознании индивидов когнитивных и эмоциональных процессов.

Роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества продукции, понятие инновационности можно соотнести с таким качеством личности, как предприимчивость - чуткость к возникающим новым возможностям улучшения работы организации.

Если говорить о социологии инноваций, то она изучает инновацию как феномен общественной жизни, как социальный процесс, связанный с материально-предметной и духовной деятельностью людей, в процессе которой они создают новые объекты культуры, а также разрабатывают и осваивают не существовавшие ранее способы производства различных благ [5]. Воплощаясь в ходе инновационного поведения социальных субъектов, инновация выступает способом развития индивидов, коллективов, социальных сообществ и, наконец, общества в целом. Поэтому специфика подхода социологии инноваций заключается в рассмотрении инновации как способа существования социальных систем, что напрямую пересекается с теорией Парсонса.

Мы считаем, что, повысив инновационную культуру людей, работающих на предприятии, можно повлиять на трансформацию бизнес-модели предприятия в целом. Это означает, что способность систематически генерировать и внедрять новые идеи и предложения может оптимизировать работу предприятия в целом. Компания с таким стилем работы начинает вести новую, выгодную игру, к условиям которой вынуждены приспосабливаться другие компании.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Важно отметить, что ключевым признаком инновационной организации является ее высокая инновационная культура.

Мы придерживаемся того мнения, что главным фактором обновления производства и повышения его эффективности является человек, его знания, умения, опыт, творческие способности. Человек преобразовывает мир в процессе творчества, создавая новые идеи. А за инновацией стоит не просто новая идея, а внедренная, то есть реализованная. Здесь немаловажным становится поведенческий фактор. Культура вносит в понимание инновации личностный аспект. Инновация как «реализованная новизна» становится ориентиром деятельности и стимулом для развития личности в процессе производства и потребления культурных ценностей. Инновация становится новой ценностью.

Акцентируя внимание на инновационном процессе в сфере российского предпринимательства, мы ставим своей задачей выяснить ориентацию на инновации нового социального слоя предпринимателей. В связи с этим возникает ряд вопросов: как человек воспринимает эту новую ценность, готов ли он внедрять новое, работать в совершенно новых условиях, понимает ли, что новое связано с риском и так далее.

Предпринимательство является объектом междисциплинарных исследований: социологии, психологии, экономики, конфликтологии, экономической антропологии. В социологическом аспекте предпринимателя можно представить по-разному: это не только человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий в обществе некую функцию, это еще и вид социального поведения, тип личности, который обладает определенными умениями и навыками, наконец, предпринимательство есть определенная культурная форма. Мы акцентируем внимание на таких значимых, на наш взгляд, чертах предпринимательской деятельности, как самостоятельность, инициативность, ин-новационность, рискованность.

Наиболее популярной является теория Й. Шум-петера, который оценивает фигуру предпринимателя как решительно ломающего прежние формы производства и организации жизни общества зачинателя социальной и политической революции. По представлению Й. Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разрушение», являясь одной из главных фигур в развитии общества [6].

Социально-политические и культурные изменения, начавшиеся в 90-е гг. XX в., способствовали серьезной модификации социокультурной структуры общества и активному формированию нового

социального слоя предпринимателей. Именно предпринимательство стало тем явлением, в котором наиболее полно отразились изменения в системе базовых норм и ценностей российского общества, что и обусловило пристальное внимание экономических, социальных и гуманитарных наук к процессу формирования, определению социокультурной сущности и статусной роли предпринимателей. Предприниматели в современной России - это выходцы из разных социальных групп, обладающие высоким предпринимательским потенциалом (активность действия, образование, квалификация, социальные и политические связи и другое) и являющиеся субъектами социокультурной организации жизненного пространства. Система ценностей данной социокультурной общности обусловлена особым культурным сознанием, транснациональной корпоративностью и ориентирована на достижение высокого социального положения, богатства и власти.

«Социальная группа предпринимателей» очень неоднородна, статусы, способы деятельности и поведение предпринимателей сильно отличаются друг от друга в зависимости от масштабов дела, поэтому часто на эмпирическом уровне зафиксировать существование этой «группы» оказывается очень сложно. И дать четкие характеристики членов этой группы, ее границы, естественно, тоже. Можно даже сказать, что как таковой «социальной группы предпринимателей» не существует в природе, она только отражает ценностные ориентиры самих исследователей [7]. Многие исследователи пытаются также дать набросок социального портрета предпринимателей, основываясь на эмпирическом изучении их социально значимых характеристик. Ядро группы составляют, как правило, мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, имеющие высшее образование, выходцы из интеллигенции, бывшие руководители всех уровней [8].

В рамках нашего исследования мы будем понимать под предпринимателями достаточно широкую группу людей, принимающих непосредственное участие в предпринимательской деятельности предприятия в целом. Таким образом, под предпринимателями мы подразумеваем руководящий состав компании и те отделы, работа которых связана с принятием ключевых решений, способных изменить ход деятельности предприятия. Объектом исследования становятся сотрудники фирмы ЗАО НПО «Интергидравлика», занятые интеллектуальным трудом. Получается, что за рамками нашей группы оказывается, например, обслуживающий персонал. К категории «предприниматель» мы относим субъекта активной, систематической, самостоятельной и ответственной инновационной деятельности.

Важно также отметить, что под инновациями в сфере предпринимательства мы имеем в виду про-

дукты научно-технической и иной творческой деятельности, обладающие характеристиками новизны и возможности коммерциализации с целью получения дохода. С социокультурной точки зрения мы рассматриваем инновации как новые культурные ценности, возникшие в результате инновационного поведения предпринимателей. Рассматривая предпринимательство как социокультурный феномен, мы подразумеваем, что оно зависит от влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте и само в значительной степени детерминирует общественную жизнь. И границы самого понятия расширяются до понятия культуры, поскольку предпринимательство всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Предприниматель не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти.

При таком подходе интерес представляет не культура отдельной личности, а культура определенной группы людей, предпринимателей, то есть такая, которая формируется в процессе социализации и под влиянием социальных факторов. Культура понимается нами как создаваемая в процессе творческой самореализации человека, то есть в ходе взаимодействия людей с группой, людей в рамках конкретной группы - через всевозможный комплекс социальных отношений. Можно сказать, что чем более человек реализует себя в культуре, тем она более развита. А социальное поведение, ориентированное на инновации (что и является одной их главных характеристик поведения предпринимателей), безусловно, способствует развитию инновационной культуры. Таким образом, в нашей работе мы будем понимать под инновационной культурой меру способности людей инициировать, создавать, сохранять, осваивать и принимать новое, инновации.

Нами предпринята попытка оценить меру инновационных установок предпринимателей с помощью метода типологического анализа, который связан с использованием нескольких показателей/ индикаторов. Инновационная, как и любая другая творческая, деятельность трудно поддается измерению в силу того, что включает кроме внешне наблюдаемых проявлений ценностно-ориентацион-ные характеристики, намерения и замыслы человека.

Что значит изучить инновационную культуру общности предпринимателей? Это значит изучить ориентации общности на инновации, готовность к инновациям, меру сопротивления, специфические для предпринимателя риски. Надо понимать возможные противоречия внутри этой группы, с которыми мы можем столкнуться: предприниматели - неоднородная общность, состоящая из людей, пришедших из разных социальных слоев, и

Типы предпринимателей по отношению к инновациям

Тип Индикаторы и степень их проявления

Генерация новых идей Готовность к риску Реализация инновации Готовность работать в новых условиях Анализ перспектив инновации Поддержка новых идей

Инициатор Высокая Средняя Средняя/низкая Высокая Средняя Высокая

Реализатор Низкая Средняя Высокая Высокая Низкая Высокая

Организатор Низкая Высокая Высокая/средняя Высокая Высокая/средняя Высокая

Исполнитель Низкая Низкая/средняя Средняя Средняя Низкая Средняя

есть вероятность столкнуться со старым, стереотипным отношением к инновациям.

В рамках нашего исследования были учтены разные уровни отношения к инновации по нескольким индикаторам. На базе данных вариаций отношения к инновациям, в зависимости от разной степени проявления каждой характеристики/индикатора, можно обобщенно определить разные типы инновационной культуры предпринимателей. Представим их для наглядности в таблице. Такая типология - основанная на эмпирической интерпретации понятия инновационной культуры - позволит выявить распространенность каждого из типов инновационной культуры (с их «плюсами» и «минусами») среди предпринимателей, работающих на тех или иных предприятиях, разработать рекомендации по оптимизации инновационной культуры.

В процессе инновационной деятельности на предприятии участвуют разные люди, их совместные действия вполне можно рассматривать как работу в команде. Инновационный процесс реализуется в командной деятельности, поскольку включает в себя множество функций, каждую из которых может хорошо исполнять несколько человек одной команды, и получаются, что специалисты из разных областей обладают всеми необходимыми знаниями для достижения общей цели [9]. По нашему мнению, «команду» людей по созданию, внедрению инноваций на предприятии вполне описывают представленные типы предпринимателей: инициатор, реализатор, организатор и исполнитель.

Анализ типов предпринимателей по отношению к инновации позволяет увидеть, каких типов больше в современных условиях, каковы для них

социально допустимые меры риска в ходе инновационной предпринимательской деятельности, увидеть противоречия между разными ориента-циями на инновации. Наша работа приобретает практический смысл именно благодаря тому, что позволяет узнать, какие риски мы можем вовремя нейтрализовать, какие смягчить, какие из рисков являются временными - это дает возможность видеть болевые точки инноваций, инновационного процесса.

Примечания

1. Штаерман Е. М. Проблемы культуры в западной социологии //Вопросы философии. 1967. № 1. С. 50-55.

2. Коган Л. Н. Социология культуры // Личность. Культура. Общество. Т. II. Работы 1988-1997 гг. Екатеринбург, 2008. С. 126-166.

3. Коган Л. Н. Теория культуры // Личность. Культура. Общество. Т. II. Работы 1988-1997 гг. Екатеринбург, 2008. С. 166-199.

4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 880 с.

5. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грица-нов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко, 2003 г., www.slovari.yandex.ru

6. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

7. Радаев В. В. Явление предпринимательства и группы предпринимателей // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 175-179.

8. Грищенко Ж, Новикова Л, Лапша И. Социальный портрет предпринимателя, www.ecsocman.edu.ru

9. Роббинс X, Финли М. Почему не работают команды? Что идет не так и как это исправить /пер. с англ. М.: Добрая книга, 2005. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.