Научная статья на тему 'Особенности инновационной культуры предпринимателей'

Особенности инновационной культуры предпринимателей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
178
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / INNOVATIVE CULTURE / THE BUSINESSMAN / CULTURE OF BUSINESS / SOCIAL GENERALITY / ACTIVITY / VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попов А. А.

В статье предлагается анализ элементов инновационной культуры, свойственных общности предпринимателей: рассматриваются ролевые модели, характерные для представите лей бизнеса; анализируются ценности и стратегии поведения, которыми руководствуются предприниматели-инноваторы; выделяются специфические элементы культуры инновационного предпринимательства на материалах социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneur’s innovative culture peculiarities

This article provides the analysis of the innovative culture elements corresponded to entrepreneur’s community: the role models are considered which are typical to business representatives; the values and strategies of behavior are analyzed which are used by entrepreneur-innovators; specific elements of innovative entrepreneurship culture on the basis of social surveys are separated out.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационной культуры предпринимателей»

А. А. Попов, соискатель,

кафедра социологии

и социальных технологий управления,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Сегодня вопрос об исследованиях культуры труда, предпринимательства и инноваций в России представляет особую актуальность. Информационное общество, новые цифровые технологии и процессы глобализации предъявляют новые требования как к работникам, так и к управленцам. Например, по мнению О. Шкаратана, можно выделить следующие качества, которые необходимы профессионалам в информационном обществе: готовность к постоянной инновационной деятельности, к обработке и оценке информации как постоянной составляющей труда; умение ориенти- -

роваться в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность, предприимчивость; включенность в систему непрерывного образования и повышения квалификации и др.1

В современном российском обществе высока потребность в научном анализе проблем культуры предпринимательства, а также инновационной культуры. Это связано с тем, что государством планируется потратить значительные усилия и средства на ее формирование2. Вместе с тем, существует определенная научная база и публицистический дискурс, посвященный особенностям предпринимательства как вида деятельности, а также потребности агентов государственного управления в развитии иннова-

Инновационный предприниматель - это генератор и реализатор успешных бизнес-идей.

ционного предпринимательства и наукоемких производств. Но далеко не всегда эти представления соответствуют потребностям, интересам, ценностям и культурным образцам социальной общности российских предпринимателей. Следовательно, в связи с тем, что существует потребность в такого рода знании, нами была поставлена цель — осуществить анализ инновационной культуры предпринимательства в зеркале проблем ее формирования в российском обществе.

Для достижения данной цели, с точки зрения автора, необходимо было решить несколько задач. Во-первых, проанализировать возможности и барьеры развития инновационной культуры предпринимательства в российском обществе; во-вторых, выявить место и специфику инновационной культуры в контексте культуры предпринимательства; в-третьих, осуществить анализ особенностей инновационной культуры социальной общности предпринимателей. Решение последней задачи предполагало проведение нескольких эмпирических исследований.

Первое исследование представляло собой количественный опрос собственников, руководителей и высокопрофессиональных работников, занятых интеллектуальным трудом на 120 предприятиях Екатеринбурга. Всего в опросе участвовало 435 человек.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Опрос проводился в течение 2010 г. на рабочих местах. Способ отбора респондентов — квотный. Цель данного этапа: проанализировать элементы инновационной культуры на данных предприятиях, включающие в себя стиль и культуру управления, корпоративные ценности, отношение к инновациям, культуру управленческих отношений.

Второе исследова- =

ние — это глубинные интервью с предпринимателями г. Екатеринбурга, инициировавшими успешный инновационный бизнес или проекты. Информанты были приглашены для участия во втором этапе исследования после проведения опроса на предприятиях в 2010 г. Всего было проведено 9 глубинных интервью с собственниками или старт-аперами — авторами инновационных проектов. Интервьюирование проводилось в июне-сентябре 2012 г. В результате данных интервью планировалось выявить элементы инновационной культуры, свойственные предпринимателям, специфику мотивации и особенности их деятельности, аргументацию выбора бизнес-стратегии и жизненной стратегии, особенности личности и их отражение в корпоративной культуре предприятия и пр.

Личные качества предпринимателей являются значимым условием формирования инновационной культуры, потому как оно происходит в рамках командной деятельности (взаимодействия и совместной работы руководителя и сотрудников). По мнению автора, «команду» людей по созданию, внедрению инноваций на предприятии вполне описывают определенные социальные роли (одновременно выступающие как социокультурные типы), каждую из которых могут исполнять предприниматели — инициаторы изменений: инициатор, реализатор, организатор, исполнитель, скептик и консерватор.

Предприниматель-новатор действует спонтанно, по наитию, создавая и отлаживая механизмы достижения цели и технологии, по которым осознанно далее пойдут другие люди.

Содержание данных ролей обусловлено личными качествами предпринимателей, вместе с тем, автор может говорить о реализации определенного ролевого паттерна, отвечающего за успешное внедрение проекта. В рамках количественного исследования автором были рассмотрены

следующие социокуль-

турные типы3:

♦ Инициатор — это = новатор, разрабатывающий технологические, организационные и другие новинки, он вносит инициативные предложения, добивается их внедрения в производство. Инициатор работает в условиях повышенного риска.

• Исполнитель — это безынициативный реализатор, он принимает инновацию как данность и не участвует в проработке идеи по ее созданию. Он действует в зависимости от того, как на него повлияли, старается сделать все так, как от него требуют.

• Реализатор — осторожный инициатор, в отличие от исполнителя проявляет инициативу в инновационной деятельности, участвует в разработке новых форм производства, но принимает новаторские предложения после анализа их полезности, возможности использования, экономического и социального эффекта, вероятных трудностей на пути внедрения.

• Организатор — конструктивно мыслящий, хороший координатор и контролер проектов.

д Ш

• Скептик не склонен верить на слово полезному предложению, очевидному для всех, колеблется между принятием/непринятием инновации, высказывает сомнения по поводу всего, с чем сталкивается. Его сомнения могут быть приняты во внимание конструктивно мыслящими работниками.

• Консерватор напоминает скептика, но сомневается даже тогда, когда рассчитано и проработано все, что необходимо для принятия новинки.

В рамках количественного эмпирического исследования автором анализировались социальные роли предпринимателей г. Екатеринбурга. Респондентам предлагалось соотнести себя с описаниями социальных ролей, а также ответить на ряд контрольных вопросов. Отнесение респондента к тому или иному типу осуществлялось с учетом ответов на данные вопросы. Опрошенные нами предприниматели следующим образом распределились относительно вышеприведенных социальных ролей (табл. 1):

Таким образом, большинство предпринимателей можно отнести к реализаторам и организаторам. Это социокультурные типы, настроенные на реализацию и внедрение инноваций с достаточно высоким уровнем их интериоризации и реализации на предприятии. «Чистых» инноваторов, которыми выступают инициаторы, не так много — всего 7 %. Следовательно, автор может сделать вывод, что большинство предпринимателей выбирают модели поведения в соответствии с социокультурными типами, находящимися в границах инновационной культуры.

Так как автор упомянул термин «инновационная культура», необходимо опреде-

лить, что под ним понимаем и как он взаимосвязан с культурой предпринимательства.

Культура предпринимательства, в понимании автора — это совокупность норм, ценностей, образцов и кодексов поведения (деловая этика, правила ведения бизнеса и пр.), разделяемых сообществом предпринимателей, и получающих отражение в социальных практиках ведения бизнеса, управленческой и экономической деятельности. Это понятие находится на одном уровне обобщения с такими понятиями, как «экономическая культура» и «профессиональная культура». По смыслу они являются взаимодополняющими и взаимопроникающими.

Автор полагает, что культура предпринимательства в обществе функционирует на нескольких уровнях: на личностном — в рамках диспозиционного механизма, описанного В. А. Ядовым, определяющего деятельность человека (предпринимателя, владельца бизнеса), она отражается в специфичности потребностей, мотивов, стимулов, ценностных ориентаций и социальных установок индивида4; на уровне организации культура предпринимательства находит свое отражение в организационной культуре предприятия; на уровне социальной общности культура предпринимательства проявляется в том, что представители бизнес-сообщества выступают ее носителями; на социетальном уровне феномен предпринимательской культуры может менять тип социального устройства, поскольку существуют одни общества, культура которых строится на основе ценностей культуры предпринимательства, и, в то же время культура других тяготеет к ценностям патернализма и государственного регулирования.

Инновационная культура рассматривается автором как ядро культуры предпринимательства, она определяется как «исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности»5.

Ключевой аспект социокультурной деятельности предпринимателя — это использование существующих институциональных механизмов и «ноу-хау» для того, чтобы трансформировать инновационные идеи в реальность.

Таблица 1 Социальные роли, характерные для предпринимателей г. Екатеринбурга

Тип % принадлежащих к типу

Реализатор 40,09

Организатор 30,63

Исполнитель 14,86

Инициатор 7,21

Скептик 6,76

Консерватор 0,45

Всего 100

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Для проведения качественного исследования автор отобрал руководителей предприятий, которых можно отнести к социокультурному типу инициаторов — людей, у которых был успешный опыт превращения идеи в работающий и перспективный бизнес-проект. Автор уделял большое внимание особенностям инновационной культуры предпринимателей-новаторов, попытался проанализировать их специфические социокультурные черты, ценности.

Во-первых, ключевой ценностью для информантов выступает личная инициатива и глубокая заинтересованность в деле, которая становится «триггером» для достижения успеха. Предприниматель рассматривает свое дело как результат либо личных, либо коллективных усилий (с партнерами, сотрудниками), как следствие упорных и последовательных действий, нацеленных на результат. Успех в инновационной культуре — это рациональная категория, которая выстраивается в процессе последовательной упорной личной (либо коллективной) работы, в основе которой вера в успешность идеи.

Приведем в качестве примера отрывки из интервью с предпринимателями:

«Я разгонял производство практически до сжигания людей, сгорания, такой темп загонял производства... но такой темп работы нужен, раз в полтора года он нужен. Технологически это все делалось на уровне, на личном, даже не моторе или харизме, а на личной заинтересованности» (Денис, 1Т).

«Новатор — это человек, который делает что-то новое для себя, как мне кажется. Когда предприниматель готов побороть свои страхи и риски в том, что ему не до конца известно, вот мне кажется, что новатор в этом отличается» (Андрей, инвестици- личные жизненные стратегии с позиций по-онный бизнес). строения инновационного бизнеса:

Если вера в успех проекта может быть «Во-первых, тот бизнес, в котором

во многом иррациональной, то результаты я <сейчас> работаю — <системы пожарной

Внедрение нововведения требует гораздо больше усилий предпринимателя, связанных с преодолением подозрительности и неприятия нововведения, нежели по работе с внешними рыночными и административными препятствиями.

кампании оцениваются уже с точки зрения рациональных показателей:

«У меня точки такие есть, которые классно получились, они внутренние, наверное. Для меня самое главное видеть свой рост по отношению ... к предыдущим периодам. Если у тебя первая компания, ты продал ее за 27 000 $, была следующая компания, за год ты вырастил оборот с 30 000 $ до 500 000 $, на ровном месте, никого не зная, ничего не делая, просто поверив в себя, просто победив какие-то ветряные мельницы» (Алексей, 1Т).

Вместе с тем, причиной успеха можно считать еще и удачное стечение обстоятельств, которое, тем не менее, также характеризуется сквозь призму особенностей личности: «Я знаю, что люди говорят, партнеры, например, что у меня есть фарт, другими параллельными бизнесами занимаемся, и всегда деньги прилипают, то ли нюх, то ли фарт» (Максим, туризм).

Успех как следствие личной заинтересованности, активности, деятельного участия = в реализации проекта — это доказательство правильности выбранного пути, но и одновременно для ряда предпринимателей — это часть личной или семейной жизненной стратегии.

Приведем примеры того, как предприниматели формулируют

безопасности> ... ограничен по развитию, мне он не нравится... Я чувствую, что потенциал, моя голова, используется процентов на 15» (Павел, 1Т).

«Для меня есть еще такой момент, меня интересует не просто прибыль, а системность — построение "машины прибыли", чтобы это была работающая и развивающая система» (Денис, 1Т).

«Все просто — я в своей жизни занимаюсь любимым делом, мне нравится то, что я делаю. Из трех направлений <бизнеса> больше люблю машины — мы сами делаем эксклюзивные лимузины. Сначала это была компания по организации праздников, потом лет шесть назад начали в аренду лимузины сдавать — большей частью это дело полюбил. Мы одна из самых крупных компаний в Свердловской области» (Антон, транспорт).

Личный выбор, возможность заниматься делом так, как информант считает нужным, становится конституирующим аспектом его жизненного пути, заставляя отодвинуть благополучие близких на второй план. Вера в идею и максимальная концентрация усилий на проверке ее жизнеспособности становится возможной только тогда, когда она является ключевой ценностью, составляет личную программу жизни индивида. Именно эта базовая ценность отли-

чает предпринимателя и является важным элементом инновационной культуры.

Вместе с тем, ценность личного успеха в бизнесе как жизненной стратегии индивида также является ключевой особенностью инновационной культуры предпринимательства. Предприниматель отличается от фанатика тем, что его проекты приносят ему прибыль. Следовательно, инновационный предприниматель — это генератор и реализатор успешных бизнес-идей.

Личный выбор жизненного пути, создание собственных проектов — это та судьба, которую информанты выбрали бы для собственных детей. Автор задавал вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети продолжили ваше дело?» Ответ на данный вопрос автор рассматривал как индикатор того, какой жизненный путь был бы желателен для самого информанта, а также определял место идеи преемственности бизнеса в его личной стратегии:

«Я бы хотел, чтобы мои дети занимались своим делом. Если я почувствую, что их дело заниматься бизнесом, то пусть занимаются, а самый ключевой момент — это то, чтобы они занимались тем, что им нравится. Даже если я работаю в проектном подходе — все равно мне есть что передавать. но в чем-то другом тут дело. Я знаю одну семью, у них как

раз преемственность, но я считаю, что это пример плохой преемственности, потому что детей там так ломает, так "колбасит" необходимость наследования бизнеса отца» (Денис, 1Т).

Из девяти опрошенных автором информантов только один высказал сожаление, что не сможет передать свое дело детям:

«Это очень больная тема. То, что я создавал в течение многих лет, мои дети просто "не потянут". Им нужны были другие условия... может, тоже начать работать в 13 лет, потому что просто нечего есть? Когда, с одной стороны, даешь детям все, с другой, понимаешь, что тех качеств, которые у тебя в некоторых особых условиях формировались, у них не будет. Больная, в общем, тема для меня» (Михаил, медицина).

Таким образом, второй по значимости ценностью для инновационных предпринимателей автор может считать личный выбор и возможность самостоятельного принятия решений. Отметим, что никто из собеседников автора при описании успеха своего предприятия не уделял достаточно внимания обстоятельствам, благоприятной конъюнктуре, удаче и прочим внешним факторам успеха. Для конституирования самоидентификации важны именно личные усилия.

Следующей значимой ценностью, составляющей основу инновационной культуры предпринимательства, является создание нового.

«Важно, когда человек способен сделать что-то новое, какой-то подход, как-то охватить эту идею — вся совокупность, не просто идею «вбрызнуть». Вся совокупность этого и позволяет что-то делать, использование нового подхода, какой-то новый продукт или что-то еще. Сейчас же нет такого, что дефицит, и чем бы ты ни занимался, ты вынужден будешь это продавать» (Андрей, инвестиционный бизнес).

«Я иногда что-то придумаю и хочу реализовать, но так как до меня это никто не делал, это достаточно рискованно» (Антон, транспорт).

Принципиальное отличие новаторских идей, реализуемых предпринимателями, в том, что, во-первых, они предполагают реализацию благ для других людей; во-вторых, инновации будут приносить прибыль их авторам благодаря их грамотной реализации;

в-третьих, задача предпринимателя — довести идею до ее логичного завершения — работающего проекта, приносящего прибыль:

«Миссия любого бизнеса — из идеи сделать продукт. Цель — заработать деньги. То, что у тебя нематериальное в голове вертится, сделать из этого что-то физическое» (Андрей, инвестиционный бизнес).

Кроме этого, процесс создания нового отличается большим количеством «неизвестных в уравнении» — так как предприниматель вторгается в новую, ранее не разработанную область, он испытывает постоянный недостаток знаний, а также сталкивается с необходимостью «с нуля» создавать схемы и алгоритмы достижения цели. Предприниматель-новатор действует спонтанно, по наитию, создавая и отлаживая механизмы достижения цели и технологии, по которым осознанно далее пойдут другие люди.

Отметим, что для самих информантов опыт внедрения идеи, ее реализации остается нерефлексируемым и непроговариваемым. Когда автор задавал вопрос, каким образом удается воплотить идею в бизнес-проект, этот вопрос вызывал большие затруднения в формулировке ответа. Чаще всего, перечислялись инструменты, которые использовались — встречи, совещания, презентации, изучение законодательства, разработка программного обеспечения и пр. Вместе с тем, ответ на вопрос, что именно отличает опыт предпринимателя, воплощающего идею в жизнь, оказался сложным.

Резюмируя все то, что было сказано информантами, попытаемся определить специфические элементы внедрения инновации, процесса, когда идея становится бизнес-проектом:

1. Предпринимателю, инициирующему новый проект, приходится затрачивать более 50 % усилий на убеждение партнеров, инвесторов и представителей сообщества в работоспособности идеи. Это требует развития презентационных навыков, внедрения на специальные площадки (выставки, конференции, совещания чиновников), выработки доступных и понятных способов объяснения преимуществ проекта.

«Что я делал — я оттачивал мастерство презентации на разных конференциях. Приходил и рассказывал. Если моя идея не цепляла —

анализировал, делал работу над ошибками. Я постоянно тренировался, совершенствовался в донесении идеи, учился говорить понятно для разных людей, аудиторий. Это дало мне очень много» (Павел, 1Т).

2. Процесс внедрения новаторской идеи предполагает постоянный дефицит знаний и специфических навыков. Они приобретаются в процессе работы над проектом, затрачиваются огромные ресурсы на самообразование, что приводит к формированию уникального экономического, социального и культурного капитала.

3. Важным элементом внедрения инновации является преодоление в первую очередь внутренних барьеров — предприниматель, реализуя новый проект, ориентируется, прежде всего, на переход ранее завоеванных личных рубежей или борется с инертностью, скептицизмом своей команды, партнеров и клиентов.

«Нет поддержки и непонимание людей, команды — это, получается преодолевать глупым способом, неправильным — слепотой, я включаю слепоту, я не вижу, что меня не поддерживают, и просто несусь. Они привыкли так работать... Я всегда поступал так, я просто ломал. Это не правильно, это всегда приводит к плачевным результатам, в итоге команда умирает» (Денис, 1Т).

4. Развитие инновационного проекта предполагает скрупулезную и упорную работу по завоеванию доверия клиентов и участников рынка. Внедрение нововведения требует гораздо больше усилий предпринимателя, связанных с преодолением подозрительности и неприятия нововведения, нежели по работе с внешними рыночными и административными препятствиями. Именно завоевание доверия потенциальных клиентов становится ключевой задачей новатора — и трудности, с которыми сталкивается рядовой предприниматель, отходят на второй план.

«Вся эта история заключается только в том, что я понимаю, как это работает, когда приходит такой переломный момент,

то все начинают ломиться к тебе, начинают говорить «как это здорово!» и используют это как инструмент по умолчанию. Пока набираешь эту пирамиду, это раздражает, это утомляет, это рождает сомнения. Каждый день ты с этим борешься, убеждаешь себя» (Алексей, IT).

Предприниматели использовали разные способы завоевания доверия клиентов. Например: «Мы пошли по другому пути, разработав хороший поисковик, который был бы не хуже московских, и сделали его полностью бесплатным. Это как то, что в свое время сделал Билл Гейтс, когда произвел Windows, были в то время и другие системы, чтобы доказать, что это лучшая система. Он ходил, и за каждый компьютер, на который установлена эта система, платил 8 $, потом он перестал платить, и стал делать это бесплатно, а потом стал брать за это деньги. Мы идем тем же самым путем» (Максим, туризм).

Проблема несоответствия типа личности предпринимателя стоящим перед ним задачам является очень острой для информантов автора. Кто-то смог на определенном этапе решить проблему передачи проекта опытному стороннему менеджеру, кто-то находится в процессе решения данной задачи, а некоторые постоянно находятся в ситуации старт-апа, и расстаются с проектом, как только теряют к нему интерес:

«В нашем бизнесе, когда он становится большим, когда уже большие финансовые потоки идут, нужно больше прагматизма, которого у меня не хватает, нужен другой руководитель. Не авантюрист, а рациональный прагматик. Я легко даю толчок... а когда это превращается из идеи в бизнес, тут нужен более прагматичный человек, финансово дисциплинированный» (Максим, туризм).

Например, одна из информантов — Наталья, как наемный менеджер инновационного проекта, отмечает в качестве сильных следующие свои качества: «Я очень долгое время работала одна, весь процесс я прошла от начала до конца, усидчивость — это мое,

Предприниматели-новаторы в качестве своих сильных сторон отмечали авантюризм, способность идти на риск, отсутствие страха перед неудачей, азарт в преодолении трудностей,

способность вдохновлять, трудолюбие на уровне, ведущем к эмоциональному выгоранию, интерес к делу.

аккуратность, внимательность, грамотность и уважение к клиенту. Я, как руководитель, должна следить и стремиться только к лучшему» (Наталья, дополнительное образование).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприниматели-новаторы в качестве своих сильных сторон отмечали авантюризм, способность идти на риск, отсутствие страха перед неудачей, азарт в преодолении трудностей, способность вдохновлять, трудолюбие на уровне, ведущем к эмоциональному выгоранию, интерес к делу и пр. Вместе с тем, эти качества не являются определяющими при управлении уже запущенного проекта — новаторам просто становится скучно в роли управленцев, они теряют к нему интерес.

Таким образом, подводя итоги, сформулируем особенности инновационной культуры в социальной общности предпринимателей. Ключевые ценности предпринимателей-новаторов — это: инициатива и глубокая заинтересованность в деле, которая становится основой достижения успеха; последовательная упорная работа, в основе которой лежит вера в успешность идеи — это основной движущий мотив деятельности ин-новаторов; дело или проект, которые составляют ядро личной или семейной жизненной стратегии предпринимателя; личный выбор и возможность самостоятельного принятия решений, которые становятся конституирующим аспектом жизненного пути.

Все это с вышеперечисленным составляет существо ценностно-нормативного комплекса предпринимателей-новаторов. Можно выделить следующие специфические элементы культуры инновационного предпринимательства, которые автор получил в ходе эмпирических исследований:

♦ позитивное восприятие и интерпретация ценностей свободы, равноправия и самостоятельности;

♦ высокая степень принятия делового риска;

♦ поисковый и творческий характер деятельности, ориентация на новшества;

♦ отношение к конкурентам, основанное на соревновательности;

♦ ориентация скорее на независимость, чем на конформизм;

♦ близкий, демократический, иногда неформальный характер отношений с ра-

ботниками организации — командный подход;

♦ стиль руководства — не авторитарный;

♦ отношение к партнерам и конкурентам — ориентация на сотрудничество или соперничество;

♦ источник и роль власти в компании — это успешный и деятельный предпри-ниматель-инноватор;

♦ продуманный порядок распределения ответственности в команде, значимый для руководителя.

В целом, исследования автора показали, что предприниматели Екатеринбурга демонстрируют готовность к внедрению инноваций, положительно оценивают возможность развития своего бизнеса в этом направлении, принимают и поддерживают ценности инновационной культуры. Конечно, далеко не все организации готовы и способны развиваться в таком интенсивном темпе, но важно отметить, что и руководители, и сотрудники предприятий отмечают нужность и важность изменений. Важным шагом распространения инноваций автор считает создание возможности для коммуникации и обмена опытом внедрения нововведений в бизнес-сообществе, облегчение налоговой нагрузки предприятий и преодоления внешних барьеров для развития инновационного предпринимательства, -'jjjj

1. Шкаратан О. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 30-31.

2. Актуальность формирования инновационной культуры постулируется, например, в проекте развития страны до 2020 года: Инновационная Россия 2020: проект стратегии инновационного развития страны до 2020 г. - М., 2010.

3. Маслова Е. Л. Психологические аспекты в инновационной деятельности // Сборник научных трудов ИГУМО / Под ред. Ю. М. Антоняна. Выпуск 9. -М., 2007. С. 156-157.

4. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975; Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1979.

5. Социологический словарь [Электронный ресурс] URL: http://www.slovarus.ru/?di=219473 (дата обращения: 03.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.