Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВИДЕ КЛИНИКО-ПРАВОВЫХ РАЗБОРОВ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЛУЧАЕВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ПРИМЕРЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ'

ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВИДЕ КЛИНИКО-ПРАВОВЫХ РАЗБОРОВ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЛУЧАЕВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ПРИМЕРЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ДЕФЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Спиридонов Валерий Александрович, Анисимов Андрей Андреевич

Актуальность. В настоящее время в Российской Федерации особенно остро стоит проблема привлечения медицинских работников к уголовной ответственности ввиду ненадлежащего оказания медицинской помощи. Цель исследования - проанализировать уровень правовой подготовки обучающихся Казанского ГМУ в вопросах возможной уголовной ответственности (УО) медицинских работников при исполнении профессиональных обязанностей. Материал и методы. За период с 01.01.2018 по 30.03.2018 проведен опрос 426 студентов Казанского ГМУ. При составлении анкеты были использованы нормативно-правовая база Российской Федерации, материалы судебно-медицинской и судебно-следственной практики. Среди респондентов - студенты первого (122; 28,6%), второго (51; 12%), третьего (63; 14,8%), четвертого (58; 13,6%), пятого (68; 16%) и шестого (64; 15%) курсов учебного заведения. Результаты. Считают, что для медработников УО наступать не должна 272 (64%) опрошенных; 392 (92%) студента не знают, по каким статьям медработников привлекают к УО. Сам факт возможной УО отпугивает от будущей практической деятельности 204 (48%) студента; 342 (80%) респондента отметили, что изучение случаев «врачебных ошибок» поможет снизить их количество в будущей практике. На базе кафедры судебной медицины Казанского ГМУ был организован новый образовательный проект «Клиника медицинского права», целью которого стала правовая и профессиональная подготовка обучающихся путем комплексного разбора клинико-правовых кейсов на основе «медицинских» уголовных дел. В работе представлен личный опыт проведения восьми образовательных мероприятий. Заключение. В настоящее время существует необходимость в повышении уровня правовой подготовки обучающихся медицинских вузов в вопросах УО. Комплексный клинико-правовой разбор неблагоприятных случаев оказания медицинской помощи является прогрессивным мультидисциплинарным педагогическим форматом, положительно зарекомендовавшим себя в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Спиридонов Валерий Александрович, Анисимов Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL AND LEGAL ANALYZES OF ADVERSE CASES IN MEDICAL CARE ON CRIMINAL CASES: AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY

Background: Currently, the Russian Federation is facing an especially acute problem of medical personal undergoing criminal liability (CL) owing to inappropriate medical care. Aim: The goal is to analyze the level of legal training among the Kazan State Medical University (KSMU) students in matters of possible CL resulting from medical malpractice. Material and methods: From January 1, 2018, to March 30, 2018, we surveyed 426 students of KSMU. The survey questionnaire included questions on Russian legislation, the materials of forensic medicine, open investigative, and forensic practice. In total, 122 first-year (28.6%), 51 second-year (12%), 63 third-year (14.8%), 58 fourth-year (13.6%), 68 fifth-year (16%), and 64 sixth-year students (15%) were questioned. Results: Overall, 272 respondents (64%) considered that there should be no CL for medical personnel. In addition, 392 (92%) students were unaware of the Criminal Code articles used to prosecute medical workers. A possibility of CL scared 204 (48%) students from practicing. Moreover, 342 (80%) respondents noted that the study of “medical error” cases would reduce the number of such cases in future practice. We have introduced a new educational project “Medica Law Clinic” at the KSMU Forensic Medicine Department. Its goal is to ensure increase legal and professional training among students through a comprehensive analysis of criminal medical cases. The work presents the personal experience of eight educational events. Conclusions: Our findings revealed a need to increase the level of legal training among students of medical universities regarding criminal matters. A comprehensive analysis of criminal medical cases is a progressive pedagogical format that has proven its efficacy in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВИДЕ КЛИНИКО-ПРАВОВЫХ РАЗБОРОВ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЛУЧАЕВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ПРИМЕРЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ»

120

ОБРАЗОВАНИЕ • EDUCATION

https://doi.org/10.17816/fm330

ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВИДЕ КЛИНИКО-ПРАВОВЫХ РАЗБОРОВ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЛУЧАЕВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ПРИМЕРЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

В.А. Спиридонов1, 2, А. А. Анисимов2, 3*

1 Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

2 Казанский государственный медицинский университет, Казань, Российская Федерация

3 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ. Актуальность. В настоящее время в Российской Федерации особенно остро стоит проблема привлечения медицинских работников к уголовной ответственности ввиду ненадлежащего оказания медицинской помощи. Цель исследования — проанализировать уровень правовой подготовки обучающихся Казанского ГМУ в вопросах возможной уголовной ответственности (УО) медицинских работников при исполнении профессиональных обязанностей. Материал и методы. За период с 01.01.2018 по 30.03.2018 проведен опрос 426 студентов Казанского ГМУ. При составлении анкеты были использованы нормативно-правовая база Российской Федерации, материалы судебно-медицинской и судебно-след-ственной практики. Среди респондентов — студенты первого (122; 28,6%), второго (51; 12%), третьего (63; 14,8%), четвертого (58; 13,6%), пятого (68; 16%) и шестого (64; 15%) курсов учебного заведения. Результаты. Считают, что для медработников УО наступать не должна 272 (64%) опрошенных; 392 (92%) студента не знают, по каким статьям медработников привлекают к УО. Сам факт возможной УО отпугивает от будущей практической деятельности 204 (48%) студента; 342 (80%) респондента отметили, что изучение случаев «врачебных ошибок» поможет снизить их количество в будущей практике. На базе кафедры судебной медицины Казанского ГМУ был организован новый образовательный проект «Клиника медицинского права», целью которого стала правовая и профессиональная подготовка обучающихся путем комплексного разбора клинико-правовых кейсов на основе «медицинских» уголовных дел. В работе представлен личный опыт проведения восьми образовательных мероприятий. Заключение. В настоящее время существует необходимость в повышении уровня правовой подготовки обучающихся медицинских вузов в вопросах УО. Комплексный клинико-правовой разбор неблагоприятных случаев оказания медицинской помощи является прогрессивным мультидис-циплинарным педагогическим форматом, положительно зарекомендовавшим себя в Республике Татарстан. Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза; дефекты оказания медицинской помощи; уголовная ответственность медицинских работников.

Для цитирования: Спиридонов В. А., Анисимов А. А. Инновационная форма образовательной деятельности в виде клинико-правовых разборов неблагоприятных случаев оказания медицинской помощи на примере уголовных дел. Судебная медицина. 2021;7(2):120-126. DOI: https://doi.org/10.17816/fm330

Поступила 07.07.2020 Принята после доработки 16.03.2021 Опубликована 21.05.2021

CLINICAL AND LEGAL ANALYZES OF ADVERSE CASES IN MEDICAL CARE ON CRIMINAL CASES: AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY

Valeriy A. Spiridonov1, 2, Andrei A. Anisimov2, 3*

1 Forensic Department of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

2 Kazan State Medical University, Kazan, Russian Federation

3 Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation

ABSTRACT. Background: Currently, the Russian Federation is facing an especially acute problem of medical personal undergoing criminal liability (CL) owing to inappropriate medical care. Aim: The goal is to analyze the level of legal training among the Kazan State Medical University (KSMU) students in matters of possible CL resulting from medical malpractice. Material and methods:

ОБРАЗОВАНИЕ • EDUCATION 121

From January 1, 2018, to March 30, 2018, we surveyed 426 students of KSMU. The survey questionnaire included questions on Russian legislation, the materials of forensic medicine, open investigative, and forensic practice. In total, 122 first-year (28.6%), 51 second-year (12%), 63 third-year (14.8%), 58 fourth-year (13.6%), 68 fifth-year (16%), and 64 sixth-year students (15%) were questioned. Results: Overall, 272 respondents (64%) considered that there should be no CL for medical personnel. In addition, 392 (92%) students were unaware of the Criminal Code articles used to prosecute medical workers. A possibility of CL scared 204 (48%) students from practicing. Moreover, 342 (80%) respondents noted that the study of "medical error" cases would reduce the number of such cases in future practice. We have introduced a new educational project "Medica Law Clinic" at the KSMU Forensic Medicine Department. Its goal is to ensure increase legal and professional training among students through a comprehensive analysis of criminal medical cases. The work presents the personal experience of eight educational events. Conclusions: Our findings revealed a need to increase the level of legal training among students of medical universities regarding criminal matters. A comprehensive analysis of criminal medical cases is a progressive pedagogical format that has proven its efficacy in the Republic of Tatarstan. Keywords: medical malpractice; educational activities; criminal liability for medical workers.

For citation: Spiridonov VA, Anisimov AA. Clinical and legal analyzes of adverse cases in medical care on criminal cases: an innovative educational activity. Russian Journal of Forensic Medicine. 2021;7(2):120-126. DOI: https://doi.org/10.17816/fm330

Submitted 07.07.2020 Revised 16.03.2021 Published 21.05.2021

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время в Российской Федерации особенно остро стоит проблема привлечения медицинских работников к уголовной ответственности ввиду ненадлежащего оказания медицинской помощи [ 1-3]. Председатель Следственного комитета России А. И. Бастрыкин отмечает ежегодный рост количества обращений пациентов и их родственников с заявлением о привлечении медицинских работников к уголовной ответственности. Так, в 2017 г. в Следственный комитет России на некачественное оказание медицинской помощи пожаловалось 6050 человек, что в 3 раза больше, чем в 2012 г.1 В 2018 г. таких заявлений было больше — 66002. После анализа обращений за первое полугодие 2019 г. по итогам года ведомство ожидает очередное увеличение количества уголовных дел против медицинских работников3.

В ходе расследования «врачебных» дел согласно ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса РФ назначается судебно-медицинская экспертиза, целью которой является выявление дефектов оказания медицинской помощи [4-6]. По результатам экспертиз, нередко между дефектами оказания медицинской помощи и насту-

1 Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. Мероприятия. Александр Бастрыкин обсудил с медицинским и юридическим сообществом проблему ят-рогенных преступлений. Режим доступа: https://sledcom.ru/ press/events/item/1215897/. Дата обращения: 01.02.2021.

2 Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. СМИ о СК. Белая халатность: в России растет количество уголовных дел по факту врачебных ошибок. Режим доступа: https://sledcom.ru/press/smi/item/1328026/. Дата обращения: 01.02.2021.

3 Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. Новости. Председатель СК России принял участие в VII Съезде Национальной Медицинской Палаты. Режим доступа: https://sledcom.ru/news/item/1396939. Дата обращения: 01.02.2021.

пившим неблагоприятным исходом устанавливается прямая причинно-следственная связь. Этот факт позволяет взыскать с медицинских организаций материальную компенсацию и привлечь медицинских работников к уголовной ответственности [6, 7].

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России (Казанский ГМУ) как один из наиболее авторитетных и престижных образовательных учреждений реализует основные профессиональные образовательные программы высшего образования и готовит дипломированных специалистов в области медицины, фармации и социальной работы [8, 9]. Однако возникает вопрос, готовы ли обучающиеся, получая в рамках высшего медицинского образования ряд профессиональных компетенций, прав и обязанностей, к ожидающим их юридическим вызовам и правовым последствиям, прямо связанным с их будущей практической деятельностью?

Принимая во внимание принципиальную позицию следственных органов в отношении медицинского персонала, авторы поставили перед собой цель проанализировать уровень правовой подготовки студентов Казанского ГМУ в вопросах уголовной ответственности при исполнении профессиональных обязанностей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

За период с 1 января по 30 марта 2018 г. нами проведен анонимный опрос 426 обучающихся Казанского ГМУ. Анкета включала 46 вопросов с вариантами ответов и дополнительным полем для персонального комментария. При составлении анкеты были использованы нормативно-правовая база Российской Федерации, материалы судебно-медицинской и судебно-следственной практики на тему возможной уголовной ответственности медицинских работников ввиду ненадлежащего оказания медицинской помощи и так называемых врачебных ошибок.

122 ОБРАЗОВАНИЕ • EDUCATION

243

300 -| 250 -200 -150 -100 -50 -0

Щ Добросовестное заблуждение.

Уголовная ответственность не наступает

■ Добросовестное заблуждение. Уголовная ответственность наступает

■ Халатность, невежество.

Уголовная ответственность не наступает

■ Халатность, невежество. Уголовная ответственность наступает

| Не знаю

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как вы понимаете термин "врачебная ошибка"» (n=426, несколько вариантов ответа).

Fig. 1. Respondent answers to the question: "How Do You Understand the Term "Medical Error" (n=426, multiple options for respond).

Структура анкетированных: студенты первого курса — 122 (28,6%), второго — 51 (12%), третьего — 63 (14,8%), четвертого — 58 (13,6%), пятого — 68 (16%), шестого — 64 (15%) человека.

400 -| 35030025020015010050-

■ Недостаточность знаний

■ Недостаточность практического опыта

■ Большая нагрузка

Щ Усталость после дежурства

Щ Профессиональное выгорание

| Сложный клинический случай

■ Низкая мотивация

■ Низкая зарплата

■ Невнимательность

■ Неосторожность

■ Халатность

Щ Нарушение правил безопасности

Щ Обоснованный риск

| Условия работы

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Наиболее вероятные причины совершения "врачебных ошибок"» (n=426, пять вариантов ответа).

Fig. 2. Respondent answers to the question: "The Most Probable Reasons for "Medical Errors" (n=426, five options for respond).

РЕЗУЛЬТАТЫ

При анализе результатов стало понятно, что термин «врачебная ошибка» — внеправовое понятие, поэтому не может повлечь правовых санкций (рис. 1).

Конечно, однозначного понимания нет даже среди практикующего врачебного сообщества ввиду отсутствия дефиниции «врачебной ошибки» в отечественном законодательстве. Однако, как показывает судебно-следственная практика, «врачебные ошибки» в виде дефектов оказания медицинской помощи уже давно рассматриваются в уголовной плоскости и, как правило, связаны с реальным применением репрессивных мер [10].

О праве медицинского работника на ошибку заявил 301 (70,6%) студент, из них 17 (3,9%) отметили неизбежность ошибок в медицине; 100 (23,5%) считают, что у медицинского работника права на ошибку нет, у 25 (5,9%) человек вопрос вызвал затруднение.

По мнению 267 (62,7%) опрошенных, медицинский работник должен сообщать пациенту о совершенной при диагностике/лечении ошибке, 63 (14,8%) считают,

что не должен, 71 (16,7%) не смог ответить, 25 (5,8%) ответили, что необходимо действовать «по ситуации». Одновременно с этим 313 (73,5%) анкетируемых отметили, что факт совершения ошибки должен быть зафиксирован в соответствующих документах, 45 (10,6%) считают, что не должен, 66 (15,5%) затруднились ответить, 2 (0,4%) ответили, что необходимо действовать «по ситуации».

На вопрос «Нужно ли наказывать медицинских работников за ошибки» 155 (36,4%) студентов ответили, что не нужно, 137 (32,2%) — что нужно, 88 (20,7%) не смогли ответить, 46 (10,7%) отметили, что наказывать необходимо в зависимости от тяжести причиненного вреда больному. Говоря о наказании в виде уголовной ответственности, «против» проголосовали уже 272 (64%) студента, 56 (13%) проголосовали «за», 58 (14%) затруднились ответить и 40 (9%) посчитали необходимым учитывать тяжесть причиненного вреда.

Интересен взгляд респондентов на вероятные причины совершения «врачебных ошибок» медицинскими работниками. Структура их ответов представлена на рис. 2.

ОБРАЗОВАНИЕ • EDUCATION 123

Считают, что родственникам пациента, погибшего от «врачебной ошибки», должна выплачиваться денежная компенсация, 284 (66,7%) обучающихся, при этом 214 (54%) указали на зависимость компенсации от конкретного неблагоприятного исхода. По мнению 197 (50,3%) студентов, выплачивать компенсацию должен специально организованный страховой фонд по защите медработников от неблагоприятных случаев.

В ходе опроса 250 (59%) студентов не смогли указать основной закон, регламентирующий медицинскую деятельность в Российской Федерации [11]; 392 (92%) анкетируемых не знают, по каким статьям медицинских работников привлекают к уголовной ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи, в то же время 262 (61,5%) опрошенных не имеют представления об уголовно-правовых санкциях, связанных с их будущей профессиональной деятельностью [12, 13]. Вместе с этим поступили комментарии, что знать уголовное законодательство — работа юристов. Авторы считают, что современные реалии жестко диктуют врачу необходимость знать, какие правовые вызовы и санкции могут его поджидать в случае неблагоприятного исхода оказания им медицинской помощи.

После окончания вуза работать в сфере медицины планируют 370 (87%) респондентов. Сам факт возможной уголовной ответственности отпугивает от будущей практической деятельности 204 (48%) студента, 181 (42%) студента этот вопрос не беспокоит, 41 (10%) опрошенный затруднился ответить.

Показательным, на наш взгляд, является, что среди опрошенных 342 (80%) считают детальное изучение случаев «врачебных ошибок» эффективным инструментом снижения количества ошибок в будущей практике, при этом комплексный разбор таких случаев, по мнению 251 (59%) респондента, должен начинаться со студенческой скамьи в рамках научных обществ молодых ученых и студенческих научных кружков (рис. 3). Одновременно с этим 358 (84%) обучающихся заверили, что будут участвовать в разборах «врачебных ошибок» в случае их появления в вузе.

ОБСУЖДЕНИЕ

В связи с вышеизложенным, на базе ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России сотрудниками кафедры судебной медицины был разработан спецкурс, посвященный теме ятрогений и связанной с ними уголовной ответственности медицинских работников. Курс включает в себя законодательные нормы, процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы и материалы судебно-следственной практики.

Инновационной для отечественных медицинских вузов педагогической инициативой стала организация в 2018 г. на базе кафедры судебной медицины образовательного проекта «Клиника медицинского права», цель которого — профессиональная и правовая подготовка обучающихся [14]. В рамках проекта реализуются образовательные мероприятия в виде комплексных кли-нико-правовых разборов реальных «врачебных» дел.

0 50 100 150 200 250 300 350 400

В СМИ На юр. конференциях В СНК

■ На мед. конференциях Щ В мед. организациях

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Где необходимо проводить детальный анализ "врачебных ошибок"» (n=426, несколько вариантов ответа).

СМИ — средства массовой информации; СНК — студенческий научный кружок.

Fig. 3. Respondent answers to the question: "Where is the Need for a Detailed Analysis of "Medical Errors" (n=426, multiple options for respond). СМИ — mass media; СНК — student science club.

Под руководством сотрудников кафедры коллектив проекта адаптирует открытые для свободного доступа материалы судебной практики в клинико-правовой кейс, выделяя основные клинические и юридические проблемы в каждом разбираемом случае. Далее в интерактивном формате происходит моделирование уголовного процесса с обучающимися, в ходе которого разбираются клинико-правовые кейсы по обвинению медицинских работников в совершении преступлений, предусмотренных самыми часто применяемыми при данной проблеме статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ч. 2 ст. 109; ч. 2 ст. 118; ч. 2 ст. 238; ч. 2 ст. 293 [12, 13]. Проведение подобных комплексных клинико-правовых разборов способствует развитию мультидисциплинарного подхода и активному межкафедральному взаимодействию. В роли экспертов на мероприятиях выступают представители смежных специальностей, участвующих в конкретном уголовном деле, практикующие врачи, эксперты министерства здравоохранения и территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также юристы, что позволяет провести с обучающимися разностороннее обсуждение проблем. Таким образом, участники проекта «Клиника медицинского права» имеют возможность, с одной стороны, наглядно погрузиться в атмосферу уголовного процесса, изучить особенности проведения судебно-медицинской экспертизы по медицинским делам, обсудить с юридическим сообществом насущные правовые вопросы,

124

а с другой — изучить случай неблагоприятного исхода оказания медицинской помощи по интересующей специальности и разобрать дефекты в диагностике, лечении пациента, чтобы не допустить их в своей будущей медицинской практике. В этом контексте развитие данного образовательного формата может стать одним из инструментов для исполнения целевых задач Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в пунктах обеспечения медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, формирования системы защиты прав пациентов и совершенствования медицинских услуг [15].

Так, с апреля 2018 г. образовательным проектом кафедры судебной медицины Казанского ГМУ «Клиника медицинского права» проведено восемь образовательных мероприятий в виде клинико-правовых разборов уголовных дел по специальностям «детские инфекции» (2), «акушерство и гинекология» (2), «общая хирургия» (2), «детская хирургия» и «педиатрия» (2), участниками которых стали 590 человек. Необходимо отметить, что на данном этапе проект не является образовательным курсом и не входит в основную профессиональную образовательную программу вуза, что делает участие в мероприятиях исключительно добровольным и отражает личный интерес и мотивацию обучающихся. Среди участников были представлены студенты, ординаторы и аспиранты Казанского ГМУ, Казанской государственной медицинской академии, Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета и обучающиеся юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета. При проведении данных мероприятий были задействованы 20 преподавателей с 11 кафедр вышеуказанных вузов, из них шесть профессоров, семь доцентов, три заслуженных врача Республики Татарстан, один заслуженный врач Российской Федерации, один член-корреспондент РАЕН, а также четыре практикующих юриста, три из которых являются действующими членами коллегии адвокатов Республики Татарстан. Проект был активно поддержан Министерством здравоохранения Республики Татарстан, в качестве экспертов также выступили три главных специалиста Минздрава РТ и главный специалист Управления здравоохранением г. Казани, которые подробно разобрали с обучающимися дефекты в тактике ведения пациентов, продемонстрировали процессуальные тонкости установки прямой причинно-следственной связи между данными дефектами и неблагоприятным исходом и единогласно отметили наглядность нового образовательного формата.

С целью выявления эффективности клинико-пра-вовых разборов по итогам мероприятий участникам было предложено пройти добровольное анкетирование. В ходе оценки ответов было выявлено, что 94,5% участников считают такой формат полезным для предотвра-

ОБРАЗОВАНИЕ • EDUCATION

щения дефектов оказания медицинской помощи в будущем; 100% опрошенных узнали для себя что-то новое с юридической точки зрения, 96,3% — с клинической; 94,5% опрошенных заявили, что хотели бы посетить разбор «врачебного дела» еще раз.

Продуктивной реализации проекта способствуют активная поддержка администрации вуза и богатый опыт практической деятельности сотрудников кафедры судебной медицины в сфере судебно-медицинской экспертизы. Особым подспорьем в развитии данного педагогического формата является наличие медицинского и юридического образования руководителя проекта А. А. Анисимова, его уникальный международный опыт, инициативность и развитые лидерские качества, позволившие выстроить крепкие деловые отношения в коллективе проекта [16, 17]. Несмотря на относительную молодость, образовательный проект кафедры судебной медицины Казанского ГМУ «Клиника медицинского права» уже был высоко отмечен со стороны руководства Республики Татарстан, победив в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан-2018» в номинации «Инновации в образовании». Более того, инновационную идею также поддержало Федеральное агентство по делам молодежи (Росмоло-дежь), предоставив грантовую поддержку на проведение мероприятий в размере 450 000 рублей [18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты позволяют авторам сделать вывод, что в современных условиях повышенного внимания гражданского общества и судебно-следственных органов к медицинскому сообществу проблема подготовки студентов в вопросах возможной уголовной ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи в медицинских вузах является чрезвычайно актуальной. Более того, несмотря на проводимую образовательную реформу в медицинских вузах и оптимизацию образовательного процесса, проблема правовой подготовки обучающихся, в частности на тему уголовной ответственности, оставляет желать лучшего. Вместе с тем со стороны обучающихся объективно отмечается интерес к проблеме ненадлежащего оказания медицинской помощи и профилактики «врачебных ошибок», что говорит о настоятельной необходимости введения новых педагогических подходов в данном вопросе уже со студенческой скамьи.

В этой связи комплексный клинико-правовой разбор неблагоприятных случаев оказания медицинской помощи в рамках образовательного проекта «Клиника медицинского права» при кафедре судебной медицины Казанского ГМУ является прогрессивным и многообещающим мультидисциплинарным педагогическим форматом, способствующим разносторонней подготовке обучающихся, повышению их конкурентоспособности, который положительно зарекомендовал себя как среди обучающихся, так и профессорско-преподавательских составов медицинских вузов, а также юридического сообщества Республики Татарстан.

ОБРАЗОВАНИЕ • EDUCATION

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Участие авторов • Author contribution

Авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев Ю.Д. Ненадлежащее оказание медицинской помощи — важнейшая научно-практическая проблема для специалистов в области медицинского права // Медицинское право: теория и практика. 2016. Т. 2, № 2. С. 13-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Муратова Н.Г., Спиридонов В.А. Медицинское право и уголовный процесс: единство и дифференциация процессуальных процедур при расследовании валеологических преступлений (постановка проблемы) // Материалы Международной научно-практической конференции «Досудебное производство по уголовным делам о профессиональных преступлениях, совершенных медицинскими работниками», 15 февраля 2018 г. Москва: СК РФ, 2018. С. 57-61.

3. Ковалев А.В. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей по факту неоказания или ненадлежащего оказания медицинской помощи: методические рекомендации. 2-e изд., перераб. и дополн. Москва: ФГБУ «РЦСМЭ», 2017. 29 с.

4. Быховская О.А., Филатов А.И., Лобан И.Е., Исаков В.Д. Анализ комиссионных судебно-медицинских экспертиз по делам в отношении медицинских работников // Судебно-медицинская экспертиза. 2018. Т. 61, № 5. С. 18-20. doi: 10.17116/sudmed20186105118

5. Tsiatsiuyeu A, Semenov V. Sudden cardiac death in young adults with minor cardiac abnormalities: analysis of 10 cases // Rechtsmedizin. 2019. Vol. 29 [98th Annual Congress of the German Society of Legal Medicine. Hamburg, Sept. 17th-21st 2019: abstr. book]. Springer Nature; 2019. P. 356. doi: 10.1007/s00194-019-0338-y

6. Спиридонов В.А. Судебные медицинские экспертизы по уголовным делам в отношении медицинского персонала: история и современность / под ред. Н.Г. Муратовой. Казань: Астор и Я, 2020. 126 с.

7. Клевно В.А., Веселкина О.В., Сидорович Ю.В. Мониторинг дефектов оказания медицинской помощи по материалам Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области в 2017 году: ежегодный доклад / под ред. В.А. Клевно. Москва: Ассоциация СМЭ, 2018. 172 с.

8. Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (новая редакция), утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 23.06.2016 № 401. Казань, 2016. Режим доступа: https://base.garant.ru/71447610/. Дата обращения: 14.02.2021.

9. Стратегия развития Казанского государственного медицинского университета на период до 2020 года с изменениями в рамках участия в реализации Национального проекта «Здравоохранение» 2018 от 25.01.2019. Режим

125

Источник финансирования • Funding source

Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

This study was not supported by any external sources of funding.

Конфликт интересов • Competing interests

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

The authors declare that they have no competing interests.

доступа: https://kazangmu.ru/files/lilya/DOKUMENT/strategy_ kgmu_2020_izmenenia_ot_18_11_2019.pdf. Дата обращения: 14.02.2021.

10. Тимофеев И.М. Дефект медицинской помощи: проблемы и пути правовой формализации понятия // Медицинское право. 2018. № 6. С. 14.

11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_121895/. Дата обращения: 14.02.2021.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ^_10699/. Дата обращения: 14.02.2021.

13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.06.2018). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/. Дата обращения: 14.02.2021.

14. Спиридонов В.А., Анисимов А.А. Клиника медицинского права Казанского ГМУ — новый образовательный формат повышения профессионально-правовой грамотности студентов // Медицинское право: теория и практика. 2018. Т. 4, № 2. С. 42-48.

15. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_297432/. Дата обращения: 14.02.2021.

16. Спиридонов В.А., Анисимов А.А. Медицинское право как насущная отрасль права в условиях оптимизации современного здравоохранения на примере программ высшего юридического образования Соединенных Штатов Америки // Медицинское право: теория и практика. 2017. Т. 3, № 2. С. 496-502.

17. Анисимов А. Генезис медицинских правоотношений в российской правовой системе // Правовые системы Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки на юридической карте мира: материалы работы студенческой научной исследовательской группы по истории государства и права зарубежных стран и истории политических и правовых учений / под ред. Ю.С. Решетова, Л.Т. Бакули-ной, М.В. Воронина, С.В. Александрова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. С. 207-215.

18. Приказ Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) от 15.10.2019 № 352 «Об утверждении списка победителей Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц в 2019 году». Режим доступа: https://www.informio.ru/update/wuz/39193. Дата обращения: 14.02.2021.

126

ОБРАЗОВАНИЕ • EDUCATION

REFERENCES

1. Sergeev YuD. Improper provision of medical care — the most important scientific and practical problem for specialists in the field of medical law. Medical law: theory and practice. 2016;2(2):13-18. (In Russ).

2. Muratova NG, Spiridonov VA. Medical law and criminal procedure: unity and differentiation of procedural procedures in the investigation of valeological crimes (statement of the problem). Materials of the International Scientific and Practical conference "Pre-trial proceedings in criminal cases on professional crimes committed by medical workers", February 15, 2018. Moscow: Investigative Committee of Russia; 2018. P. 57-61. (In Russ).

3. Kovalev AV. The procedure for conducting a forensic medical examination and establishing cause-and-effect relationships on the fact of non-provision or improper provision of medical care: methodological recommendations. 2nd ed, revised and updated. Moscow: FSBI RCSE; 2017. 29 p. (In Russ).

4. Bykhovskaya OA, Filatov AI, Loban IE, Isakov VD. Analysis of commission forensic medical examinations on cases concerning medical workers. Forensic Medical Examination. 2018;61(5): 18-20. (In Russ). doi: 10.17116/sudmed20186105118

5. Tsiatsiuyeu A, Semenov V. Sudden cardiac death in young adults with minor cardiac abnormalities: analysis of 10 cases. Rechtsmedizin. 2019;29 [98th Annual Congress of the German Society of Legal Medicine. Hamburg, Sept. 17th-21st 2019: abstr. book]. Springer Nature; 2019. P. 356. doi: 10.1007/s00194-019-0338-y

6. Spiridonov VA. Forensic medical examinations in criminal cases in relation to medical personnel: history and modernity. Ed. by N.G. Muratova. Kazan: Astor i Ya; 2020. 126 p. (In Russ).

7. Klevno VA, Veselkina OV, Sidorovich YuV. Monitoring of defects in the provision of medical care according to the materials of the Bureau of Forensic Medical Expertise of the Moscow region in 2017: annual report. Ed. by V.A. Klevno. Moscow: Assotsiatsiya SME; 2018. 172 p. (In Russ).

8. The Charter of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kazan State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation (new edition), approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 401 on 23.06.2016. Kazan; 2016. (In Russ). Available from: https://base.garant.ru/71447610/

9. The development strategy of Kazan State Medical University for the period up to 2020 with changes in the framework of participation in the implementation of the National Project "Healthcare" 2018 dated 25.01.2019. (In Russ). Available

from: https://kazangmu.ru/files/lilya/DOKUMENT/strategy_ kgmu_2020_izmenenia_ot_18_11_2019.pdf

10. Timofeev IM. Defect of medical care: problems and ways of legal formalization of the concept. Medical law. 2018;(6):14. (In Russ).

11. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 "Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii". (In Russ). Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_121895/

12. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 23.04.2018, with amendments from 25.04.2018). (In Russ). Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_10699/

13. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of 18.12.2001 (as amended on 27.06.2018). (In Russ). Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34481/

14. Spiridonov VA, Anisimov AA. Clinic of Medical Law of Kazan State Medical University — a new educational format for improving students' professional and legal literacy. Medical law: theory and practice. 2018;4(2):42-48. (In Russ).

15. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.05.2018 "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda". (In Russ). Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_297432/

16. Spiridonov VA, Anisimov AA. Medical law as a vital branch of law in the context of modern healthcare optimization on the example of programs of higher legal education in the United States of America. Medical law: theory and practice. 2017;3(2):496-502. (In Russ).

17. Anisimov A. The genesis of medical legal relations in the Russian legal system. In: Legal systems of the Russian Federation and the United States of America on the legal map of the world: materials of the work of the student scientific research group on the history of state and law of foreign countries and the history of political and legal doctrines. Ed. by Yu.S. Reshetov, L.T. Bakulina, M.V. Voronin, S.V. Alexandrov. Kazan: Kazan Publishing House; 2017. P. 207-215.

18. Order of the Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh) of 15.10.2019 No. 352 "Ob utverzhdenii spiska pobediteley Vserossiyskogo konkursa molodezhnykh proyektov sredi fizicheskikh lits v 2019 godu". (In Russ). Available from: https://www.informio.ru/update/wuz/39193

ОБ АВТОРАХ

* АНИСИМОВ Андрей Андреевич, аспирант; адрес: Российская Федерация, 420012, Казань, ул. Бутлерова, д. 49; e-mail: aa_anisimov@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5323-7226 СПИРИДОНОВ Валерий Александрович, д.м.н., доцент; e-mail: vaspiridonov@yahoo.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4004-8482

AUTHORS INFO

Andrei A. Anisimov, Graduate Student; address: 49 Butlero-va street, Kazan, 420012, Russia; e-mail: aa_anisimov@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5323-7226

Valeriy A. Spiridonov, MD, Dr. Sci. (Med.), Assistant Professor; e-mail: vaspiridonov@yahoo.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4004-8482

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.