3. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Курс экономической теории: Учеб. 4-е изд., доп. и перераб. Киров: АСА, 1999.
5. Малый экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриеляна. М.: Ин-т нов. экономики, 2000.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.
7. Нейман Дж. Фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.
8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. 2-е изд. М.: НОРМА, 2002.
9. Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961.
10. Поворин С.В. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
11. Самощенко И. С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
А. В. Горшков
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Экономику постиндустриального общества с полным основанием можно назвать инновационной, т.к. основным фактором экономического роста становится инновация. Инновация - новшество, внедренное в производство на коммерческой основе. В настоящее время теория инновационной экономики еще не оформилась в самостоятельную научную дисциплину, хотя появились работы, посвященные анализу инновационной деятельности и особенностям ее управления (инновационному менеджменту) на отдельных предприятиях и фирмах. Исходя из того, что национальная экономика есть совокупность региональных экономик, рассмотрим региональную модель инновационной экономики. Методологической основой данной модели являются следующие теоретические принципы: а) рассмотрение экономики региона через воспроизводственный цикл, включающий фазы производства, распределения, обмена и потребления; б) рассмотрение экономики региона через инновационный цикл, включающий следующие фазы: фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ), опытно-конструкторские разработки (ОКР), проектирование (Пр), внедрение в производство (В).
Если рассматривать экономику региона сквозь призму инновационного цикла, то, на наш взгляд, она должна включать:
1) «инновационные инкубаторы», объединяющие вузы региона, академические, отраслевые НИИ и другие научные учреждения, функцией которых является генерирование новых научных знаний;
2) «инновационные полигоны», объединяющие опытно-конструкторские и проектные организации региона, технополисы и технопарки, функцией которых является доведение научно-технических идей до опытного образца и его испытание;
3) «инновационных потребителей», объединяющих предприятия и фирмы, внедряющие научно-технические и другие новшества в форме инноваций;
4) систему подготовки обладающих инновационным мышлением кадров, объединяющую средние и высшие профессиональные образовательные учреждения региона.
Если рассматривать экономику региона сквозь призму воспроизводственного цикла, то обязательным элементом ее является рынок инновационных товаров и услуг, связывающий производителей и потребителей инновационной продукции. Сюда же можно отнести «базы проката» инновационного оборудования, машин и приборов.
Эффективное функционирование инновационной экономики региона невозможно без четко налаженной системы инновационного финансирования, инновационного налогообложения, инновационного страхования и инновационного управления, которые в совокупно-
сти образуют инновационную инфраструктуру. Система финансирования инновационной деятельности в регионе включает: источники поступления финансовых средств, механизм их аккумуляции, механизм контроля и механизм возвратности инновационных инвестиций, а также финансовый мониторинг. К основным источникам инновационных инвестиций можно отнести: собственные финансовые средства предприятий и фирм; кредиты коммерческих банков и иностранных инвесторов; ассигнования из центрального, регионального и местного бюджетов. Для аккумуляции инновационных финансов целесообразно создать в регионе банк инновационного развития под патронажем правительства региона. Инновационное страхование предполагает создание в регионе государственных и частных фондов страхования, которые аккумулируются страховыми обществами. Цель региональной системы инновационного налогообложения - стимулирование активности хозяйствующих субъектов на всех фазах инновационного цикла. В мировой практике для этого используются различные виды налоговых льгот. Система инновационного управления в регионе включает разработку и реализацию программы инновационного развития; формирование в регионе надежной информационной системы, позволяющей контролировать инновационные процессы в регионе; создание под патронажем правительства региона банка инновационного развития, фонда финансового лизинга и страхового фонда; принятие региональных законов, поддерживающих развитие инновационного предпринимательства в регионе.
Региональная программа инновационного развития региона должна стать составной частью федеральной программы. Тем более, что в утвержденный правительством среднесрочной программе социально-экономического развития страны однозначно заявлено о создании национальной инновационной системы [3]. Она будет состоять из нескольких звеньев: научные разработки, инфраструктура для их коммерциализации и дальнейшего распространения, система финансирования, подготовка кадров для инновационного бизнеса. Сроки создания национальной инновационной системы очень жесткие - ближайшие два года. Удастся ли ее реализовать? Это зависит от многих факторов, в том числе от уровня развития инновационного потенциала национальной экономики в целом и ее составляющих - инновационного потенциала региональных экономик.
Под инновационным потенциалом мы понимаем совокупность ресурсов, обеспечивающих возможность инновационной деятельности. К эти ресурсам относятся: трудовые, научно-технические, финансовые, организационные, информационные. В совокупности они составляют инновационные ресурсы. По мнению большинства отечественных и западных аналитиков, за десять лет так называемых «реформ» произошло разрушение, деградация всех элементов инновационного потенциала России и, прежде всего, его научно-технической составляющей. В результате, доля России в мировом производстве наукоемкой продукции составляет всего лишь 0,3% [1, с. 18]. Только 5-6% предприятий сохранили инновационную активность [5, с. 26]. Денежная оценка потерь научно-технической составляющей инновационного потенциала страны в течение переходного периода равняется как минимум 60-70 млрд долл. [4, с. 352]. Анализируя статистику, связанную с функционированием отечественного инновационного потенциала, можно выделить следующие негативные тенденции:
- дезинтеграция единого инновационного потенциала;
- хроническое недофинансирование НИОКР;
- уменьшение численности работающих в научно-технической сфере и ухудшение их качественного состава из-за оттока ученых и специалистов за рубеж и перехода в структуры, не связанные с инновационной деятельностью;
- снижение стимулирования научного труда и падение престижа научной деятельности;
- разрушение научных школ, материальной и информационной базы науки;
- структурные диспропорции, в том числе территориальные, по видам научной и технической деятельности;
- деградация наукоемких отраслей, в том числле входящих в военно-промышленный комплекс;
- отсутствие устойчивого внутреннего и внешнего рынка наукоемкой продукции (инновационного рынка) за исключением двух-трех направлений (авиакосмическая промышленность, ядерная энергетика и спецметаллургия);
- отсутствие долгосрочной государственной инновационной политики.
Наличие выявленных негативных тенденций с полным основанием позволяет сделать вывод о том, что вероятность необратимых деформаций в инновационном потенциале страны, возрастающем отрыве технологического уровня России от мирового при нарастающей динамике разрушения инновационного потенциала чрезвычайно велика. Возможен ли выход из кризисного состояния, и что для этого необходимо сделать? Несмотря на существенное снижение финансирования науки и образования, резкое сокращение численности научных работников, Россия все еще имеет достаточно высокий уровень научного потенциала, известные в мире научные школы, большую долю специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве (почти каждый пятый занятый имеет высшее образование), неплохие заделы в некоторых перспективных направлениях науки. Кроме того, в стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений. Так, финские специалисты, занимающиеся поиском в России технологий с рыночной ценностью, называют цифру в 200 тысяч неиспользованных патентов, в том числе 120 тысяч технологий для продажи [2, с. 18]. Положительным является то, что в последние годы повысился престиж высшего образования и увеличился приток молодежи в вузы. Результаты расчетов ученых ИЭ УрО РАН показали, например, что по индикативному показателю «численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения территории» весь Уральский регион находится в нормальном состоянии [1, с. 107].
Конечно, одним скачком из нынешней ситуации в инновационную экономику попасть невозможно. Но и затягивание реформ, сведение их лишь к благим намерениям без четкой стратегии и конкретной отработанной тактики активизации инновационной деятельности недопустимо. Необходимо проведение такой политики, которая, учитывая национальные особенности России, обеспечит ее стремительное и устойчивое социально-экономическое развитие. Это возможно лишь при сочетании рыночных механизмов с эффективными действиями государства.
Основа государственной инновационной политики - системность. Национальная инновационная система должна охватывать правовое регулирование инновационной деятельности, меры по повышению инновационной активности и развитию инновационной инфраструктуры, разработку экономических и финансовых инструментов государственной поддержки инноваций, формирование сети инновационных центров федерального, отраслевого и регионального значения. Можно выделить следующие основные направления сохранения и развития инновационного потенциала страны:
1. Разработка долгосрочной государственной концепции развития инновационного потенциала России на период до 2015-2020 гг.
2. Выбор приоритетных направлений развития инновационного потенциала и их стабильное бюджетное финансирование.
3. Разработка и реализация механизма целевого налогообложения финансовокредитных организаций и предприятий сферы услуг, связанных с развитием инновационной сферы.
4. Разработка и реализация механизма льготного (с предоставлением гарантий со стороны государства) кредитования коммерческими банками научно-исследовательских организаций, а также предприятий промышленности, осваивающих новые образцы техники и технологии.
5. Разработка и реализация новых форм и методов стимулирования кадровой составляющей инновационного потенциала.
6. Разработка нормативной базы для сферы инновационной деятельности и ее строгое соблюдение. По мнению ученых отделения экономики РАН такими нормативами следует считать:
- долю общих затрат на науку относительно ВВП (она должна быть не ниже 1,5%, что соответствует уровню 4% расходов федерального бюджета);
- соотношение заработной платы занятых в науке и научном обслуживании и в экономике в целом (не ниже 1,25:1);
- долю занятых исследованиями и разработками (в ближайшие три-пять лет она должна поддерживаться на уровне 0,6-0,65% и в середине следующего десятилетия не опускаться ниже 0,55-0,6% [4, с. 352].
7. Развитие новых институциональных форм инновационной деятельности, в частности малого инвестиционного бизнеса. Преимущества малого инновационного бизнеса:
- позволяет сохранить квалифицированные научно-технические кадры, которые в массовом порядке покидают крупные НИИ, КБ, НПО, пополняя ряды работников коммерческих сфер;
- ускоряет доведение научно-технической разработки до «товарного вида» и ее внедрение (особенно если во главе малого предприятия стоит сам автор разработки);
- создает плодотворный инновационный климат;
- более гибкий и лучше приспосабливаемый к внешней среде.
8. Развитие новых территориальных форм организации инновационного предпринимательства. К таким формам, которые наиболее интенсивно используются в последние три десятилетия развитыми странами, относятся технопарки и технополисы.
Технопарки - относительно небольшие территории со специально оборудованными зданиями и сооружениями, которые предоставляются инновационным и обслуживающим их фирмам для проведения и завершения исследования, доведение их до технологий и опытных образцов реализации разработок на рынке высокотехнологичной продукции. Существуют различные виды технопарков: научные парки, специализированные на создании интеллектуального продукта (разработке новых идей, создании научных приборов); технологические парки, специализированные на разработке и внедрении новых технологий, промышленном производстве наукоемкой продукции. Смертность среди инновационных предприятий в технопарках в 3-4 раза ниже, чем вне их.
Технополисы представляют собой более крупные территориально-научные комплексы, включающие один или несколько небольших городов (поселений), где создаются высокие стандарты для жизни, необходимая инфраструктура (транспортная, коммуникационная, научная) и другие условия для генерирования, разработки и реализации инноваций. Технополисы, как правило, имеют в своем составе технопарки.
В настоящее время в России действуют более 60 технопарков, в которых работают более 900 малых инновационных и около 150 обслуживающих предприятий [2, с. 26]. На Урале создано два технопарка: Уральский и Высокогорский (Свердловская область). Технопарк Уральский создан в конце 1995 г. на базе Уральского государственного технического университета. Он объединил 42 малых инновационных предприятия. Кроме того, в него вошли элементы инфраструктуры для поддержания инновационной предпринимательской деятельности: Центр инвестиций и трансферта технологий (финансово-кредитная поддержка наукоемкого бизнеса), Центр экспертизы инновационных проектов, Центр инновационного бизнеса (подготовка менеджеров), Центр испытаний и сертификации, Информационный банк, «УПИ - холдинг» (коммерческая организация инновационных проектов).
Технопарк Высокогорский создан на базе Высокогорского горно-обогатительного комбината. Целью его создания является формирование территориальной инновационной среды для вывода старопромышленных регионов из депрессивного состояния, коренного улучшения экологической обстановки в городах горно-металлургического профиля Сверд-
ловской области. Следует отметить нетрадиционную организационно-правовую форму технопарка - он создан в виде ассоциации инновационной деятельности и по своей сути является некоммерческой организацией [2, с. 26-27].
Особую актуальность приобретает вопрос о реформировании предприятий, входящих в ВПК, или, как мы их называем, «точек инновационного развития». Именно предприятия ВПК еще сохранили основной стратегический инновационный ресурс - человеческий капитал, в структуру которого входят научные, конструкторские, инженерно-технические работники высокой квалификации.
Важной особенностью создания ВПК в России явилось строительство «закрытых» или «полузакрытых» городов. Они строились вокруг крупного оборонного предприятия или научно-исследовательского института, специализирующегося на наиболее важных военнотехнических направлениях НИОКР. Градообразующие предприятия и НИИ имели очень высокий научный и технологический уровень, который и сегодня в ряде случаев (например, технологии обогащения урана) превышает мировой.
На Урале сосредоточена почти половина подобных городов России - пять из 10 «закрытых» городов ядерно-промышленного комплекса: Новоуральск, Лесной (Свердловская область); Озерск, Снежинск, Трехгорный (Челябинская область); а также бывшие «полузакрытые» города: Заречный, Нижняя Салда (Свердловская область); Воткинск и Глазов (Удмуртия), Краснокамск (Пермская область), Миасс (Челябинская область). Существенной особенностью этих городов является то, что в них была создана высокоразвитая инфраструктура, как производственная, так и социальная, и обеспечены очень высокие, значительно превышающие общесоюзные стандарты жизни. Это позволило привлечь к работе наиболее квалифицированные кадры. В 1992 г. статус «закрытых» городов был закреплен Законом РФ «О закрытых административно-территориальных образованиях» (ЗАТО). Закон предоставил этим городам целый ряд льгот, важнейшая из которых - возможность оставлять (в пределах утвержденных нормативов) в бюджете города собранные на его территории налоги. Вместе с тем эти льготы не решают проблемы «закрытых» городов:
- льготы не распространяются на градообразующие предприятия - основные источники налоговых поступлений;
- льготы ограничены территорией ЗАТО, а режимный характер ЗАТО затрудняет реализацию внешних проектов и взаимодействие с соседними территориями;
- градообразующие предприятия ЗАТО не подлежат приватизации, и существуют ограничения на иностранные инвестиции в ЗАТО, что не позволяет привлечь к развитию ЗАТО негосударственные средства;
- льготы становятся антистимулом развития, поскольку сверхплановые доходы бюджета могут быть заложены в нормативы следующего года, а рост плановых доходов уменьшает бюджетные дотации.
Сохранение высокого интеллектуального, научно-технического, производственного, инфраструктурного и социального потенциала этих городов (который может быть утерян в самые ближайшие годы) связан с созданием на базе ЗАТО инновационных программных территорий (технополисов). Зарубежные специалисты предъявляют следующие требования к размещению технополисов [2, с. 30]. Это должна быть территория:
- где промышленность чрезмерно сконцентрирована;
- на которой (или в ближайших к ней городах) существуют (или могут возникнуть) центры промышленной активности;
- на которой (или вблизи которой) существует университет, где читаются курсы по высоким технологиям;
- на которой уже существует значительное число коммерческих предприятий;
- обладающая легкой транспортной доступностью и другими аналогичными возможностями.
Все «закрытые» города Урала, например, удовлетворяют почти всем требованиям, предъявляемым к технологиям. Они расположены в местах, где промышленность чрезмерно не сконцентрирована, но вблизи крупных центров промышленной активности, с известными НИИ, вузами или филиалами вузов, с хорошей транспортной доступностью. При непосредственном участии Института экономики УрО РАН в бывшем «полузакрытом» г. Заречном Свердловской области был создан первый в стране территориальный научнопроизводственный комплекс - технополис «Заречный». Основными целями технополиса являются: развитие территории в соответствии с программой, объединяющей базовые (научнопроизводственные), инфраструктурные и социальные программы; функционирование локального инновационного полигона, способного стать «полюсом роста» региональной экономики; привлечение российских и иностранных предпринимателей к участию в конверсионных проектах предприятий ВПК Уральского региона. В программу технополиса вошло 20 базовых программ и 11 научных проектов.
Для координации хозяйственно-экономической деятельности на территории технополиса создано акционерное общество «Фонд развития технополиса “Заречный”», учредителями которого стали Российский фонд федерального имущества, администрация Свердловской области, администрация г. Заречный, предприятия технополиса. В технополисе создана необходимая инновационная инфраструктура: технопарк, маркетинговый центр, информационный центр, создается инновационный центр, налаживаются информационные каналы с США, Германией, Японией [2, с. 31].
Список литературы
1. Научно-техническая безопасность регионов России: Методологические подходы и результаты диагностирования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. С. 416.
2. Перевалов Ю.В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития // Общество и экономика. 1997. №5. С. 16-32.
3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) // Рос. газ. 2000. 2 сент.
4. Путь в ХХ1 век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. М.: ОАО «Изд-во “Экономика”», 1999. 793 с.
5. Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь // Рос. экон. журн. 2000. №4. С. 26-36.
А.Ю. Даванков, Е.А. Постников
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Основной задачей стратегического развития региона является стратегия перехода к устойчивому развитию региона. Понятие «геоэкономические аспекты» означает включение в стратегию социально-экономического развития региона объективных законов экономики природы. Нами выделяется три основных геоэкономических аспекта:
- глобальное стратегическое развитие (постановка геоэкономики);
- теоретические направления стратегии развития региона;
- моделирование стратегии развития региона на основе замкнутых ресурсных циклов. Экология - познание экономики природы, как ее определил Э. Гекель, - по нашему
мнению, является основополагающей при познании закономерностей развития экологических и экономических систем. Выживание любой системы (человека, общества, животного и растительного мира и т.д.) определяется ее способностью осуществлять жизнедеятельность в соответствии с действиями, связанными с экономичностью природы.