ЭКО. - 2011. - №7
_ ИЛ САМАХОВА
Инновационная экономика: попытка региональной стратегии
И.А. САМАХОВА, журналист, Новосибирск
Поставленная руководством РФ задача модернизации экономики и перехода на рельсы инновационного развития оказалась трудноразрешимой в условиях недостатка спроса на отечественную инновационную продукцию, неразвитости институтов финансирования инновационного бизнеса и отсутствия современной технологической инфраструктуры, и т.д.
Названные и прочие серьезные трудности пытаются преодолевать путем копирования западных «институтов развития», но в российских условиях их чрезвычайно затратная для государства деятельность оказывается малоэффективной. Так, Российской венчурной компании вместе с многочисленными дочерними фондами удалось за 2010 г. поддержать всего 17 бизнес-проектов. И это на всю Россию! Венчурные финансисты жалуются на отсутствие достойных предложений со стороны науки и высокотехнологичного бизнеса, а изобретатели и ученые не могут найти средства для воплощения своих идей.
Этот порочный круг пытаются разомкнуть в Новосибирске. Документа под названием «Региональная инновационная стратегия» пока что не существует, но в недрах Академ-парка (технопарка новосибирского Академгородка) зреют достаточно революционные предложения, которые мы попытались кратко изложить для читателей «ЭКО». Кому, как не действующим инновационным предпринимателям, имеющим многолетний опыт выживания в условиях специфического российского рынка, предлагать механизмы развития инновационной экономики в отдельно взятой Новосибирской области!
Данная «инициатива снизу» находит понимание и поддержку региональных властей, многие ее элементы уже воплощены или воплощаются в жизнь. Новосибирская инновационная стратегия рождается не на пустом месте.
Региональная инновационная стратегия
Объявленный руководством РФ курс на модернизацию экономики с неизбежностью должен учитывать региональные особенности. К таковым в Новосибирской области (НСО) следует отнести слабую обеспеченность сырьевыми ресурсами при повышенной концентрации интеллектуального потенциала, представленного академической и университетской наукой, а также инженерно-техническим штатом высокотехнологичных производств. Задачей региональной иновационной стратегии является максимальная мобилизация данного потенциала для целей роста и качественного развития экономики НСО.
Основное стратегическое направление, требующее концентрации усилий госаппарата, бизнеса, науки и промышленности Новосибирской области - модернизация региональной экономики путем заказных инновационных решений существующих отраслевых проблем.
В технологическом и техническом обновлении (в том числе в освоении современных технологий управления) нуждаются практически все отрасли хозяйства НСО, использующие, в основном, отсталые производственные технологии и устаревшую материально-техническую базу. Модернизацию можно проводить с помощью зарубежных заимствований, а можно - с помощью собственной инновационной деятельности, позволяющей находить новые оригинальные решения. В идеале эти два направления должны дополнять друг друга.
Курс на «заказные инновации» позволяет не только модернизировать промышленное производство, городское хозяйство, транспорт и т.д., но и простимулировать всплеск изобретательской активности и развитие инновационного бизнеса.
«Заказные инновации», в отличие от инноваций «инициативных» (предлагаемых к внедрению их авторами, изобретателями и учеными), имеют гарантированный сбыт. Таким образом решается самая болезненная для России проблема отсутствия спроса на отечественные инновации.
Гарантированный сбыт привлекателен для инвесторов. Причем инвесторами заказной разработки могут выступать не венчурные фонды, пока что слабо развитые в РФ, а сами
И.А. САМАХОВА
платежеспособные заказчики НИОКР, традиционные бизнес-структуры (к примеру, торговый бизнес), а также промышленные предприятия, желающие обновить номенклатуру своих изделий за счет инновационной продукции.
Выполнение заказа на инновацию - сложный бизнес-процесс, который в случае удачи может заканчиваться формированием нового инновационного предприятия. Увеличение доли инновационных бизнесов в экономике НСО приведет к улучшению структуры экономики и ее устойчивому росту.
Для успеха данной стратегии необходимо создать региональную инновационную систему, которая сможет стабильно производить:
а) собственно инновации;
б) новые инновационные бизнесы;
в) кадры для инновационной экономики.
Инновационная система Новосибирской области представлена, с одной стороны, заказчиками инноваций (предприятия всех отраслей экономики), а с другой - исполнителями заказных разработок. Традиционные исполнители заказов на НИОКР - НИИ, КБ, вузы. Но по целому комплексу причин они, в большинстве случаев, не могут обеспечить полный инновационный цикл, который должен заканчиваться выпуском конкурентоспособного инновационного продукта, полностью готового к тиражированию. Опыт такой успешной деятельности есть у частных инновационных компаний, ставших резидентами Академпарка. По этой причине основная региональная «фабрика инноваций» выстраивается на базе Академпар-ка способом активного частно-государственного партнерства.
Для решения заказных задач в Академпарке создается инфраструктура, способствующая инновационной деятельности. Она состоит из трех компонентов.
«Жесткая инфраструктура», то есть совокупность целевых объектов недвижимости. Вопрос специализированного строительства в Новосибирске успешно решается за счет Федеральной программы по строительству технопарков, при существенной поддержке областной администрации.
«Полужёсткая» инфраструктура, то есть целевая технологическая инфраструктура. В силу наличия конкретных специализаций она имеет кластерный характер. В новосибирском
Академгородке развиваются следующие инновационные кластеры - приборостроение, создание новых материалов, информационные и биохимические технологии. Каждое из направлений нуждается в собственной технологической инфраструктуре. Новосибирская областная администрация выступила с инициативой по созданию так называемых «центров прото-типирования» при технопарках, которая была поддержана правительством РФ.
В настоящее время начал работу Центр технологического обеспечения (центр прототипирования) приборостроительного кластера. Это набор узкоспециализированных рентабельных малых предприятий, каждое из которых владеет современным высокопроизводительным оборудованием и квалифицированными кадрами для выполнения конкретной производственной операции (металлообработка, покраска, литье пластмасс и т.п.). Вместе эти предприятия обеспечивают качественное и максимально быстрое изготовление прототипа и малой серии нового прибора. Скорость выхода новинки на рынок имеет решающее значение, потому что срок жизни любой инновации ограничен: преимущества инновационности сохраняются только до момента появления конкурентов. Отсутствие современной технологической инфраструктуры в стране приводит к тому, что большинство российских инноваций погибают, не родившись. Новосибирские инноваторы-«прибористы» теперь избавлены от этой проблемы.
«Мягкая» инфраструктура, то есть совокупность субъектов и коммуникаций, которая и создаёт собственно инновационные бизнесы. «Фабрика инновационных бизнесов» в Академпарке находится в стадии становления - отдельные компоненты уже существуют, другие активно прорабатываются.
• Администрацией Новосибирской области создано Государственное автономное учреждение «АРИС», которое занимается поиском потенциальных заказчиков, выявлением их проблем и формулированием задач для инноваторов. Опыт показывает, что сами потенциальные заказчики настолько отвыкли от того, что кто-то может им помочь, что способны ответить разве что на вопросы «Что у вас болит?» и «За что вас наказывают?». По этой причине потребовался авторитетный посредник между промышленностью и Академпарком
2 ЭКО №7, 2011
И.А. САМАХОВА
(ГАУ «АРИС» возглавляет один из бывших вице-губернаторов). Еще одной важной задачей ГАУ «АРИС» является подготовка специалистов по современным технологиям управления для инновационных компаний и промышленных предприятий НСО.
Уже понятно, что крупным поставщиком задач для Ака-демпарка становится городское хозяйство. В частности, перспективным направлением инновационной деятельности является энергосбережение. В соответствующей программе задействованы сразу несколько инновационных компаний-резидентов технопарка. Поскольку проблемы этой отрасли однотипны, можно рассчитывать, что удачные решения будут пользоваться спросом не только в Новосибирске, но и во всех других субъектах Федерации.
• Сформулированная ГАУ «АРИС» задача поступает на рассмотрение Экспертного совета технопарка, члены которого (опытные ученые-прикладники и изобретатели) определяют направление (или несколько направлений) инновационного решения.
• Параллельно готовится «Лидер проекта» - человек, который в силу личных качеств хочет непременно решить поставленную задачу, причем сделать это лучше всех в мире. Будущие лидеры проходят специальный отбор и обучение. Лидер проекта набирает команду, необходимую для решения задачи.
• Поскольку заказчик обычно соглашается платить только за готовый результат, встает проблема поиска денег для прохождения «долины смерти». Предполагается, что на этом этапе проекту будут помогать так называемые «бизнес-носители» из числа владельцев успешных компаний (к примеру, торговых), заинтересованные в появлении на рынке новых товаров. Кроме финансовой поддержки, бизнес-носители помогают лидеру проекта своим знанием писаных и неписаных законов рынка, а также услугами бухгалтерии.
Результатом деятельности команды, возглавляемой лидером проекта, является инновационный продукт, способный стать основой нового бизнеса. По ходу работы над проектом лидер приобретает бизнес-компетенции, необходимые инно-
вационному менеджеру, и может возглавить созданную его усилиями компанию (или заняться новым проектом). Если новый продукт будет пользоваться повышенным спросом, он может передаваться для тиражирования на крупные промышленные предприятия, но лишь под строгим авторским надзором компании-разработчика.
При должном уровне государственной и муниципальной поддержки существуют хорошие предпосылки для развития Академпарка как инженерного центра, способного решать самые сложные задачи. Новосибирский научный городок обладает уникальной кадровой базой для развертывания крупномасштабной инновационной деятельности - здесь компактно расположены академические НИИ, охватывающие почти весь спектр знаний, Исследовательский университет НГУ, исследовательские филиалы крупных иностранных корпораций (таких, как «Интел», «Шлюмберже» и др.), три сотни частных инновационных компаний разного профиля, выпускающих инновационную продукцию на миллиарды рублей в год. В перспективе в Академгородке должны действовать не сотни, как сейчас, а тысячи инновационных компаний.
Уже был исторический период, когда Академгородок получил известность как заметный инновационный центр. В 1960-х годах здесь было создано молодежное научно-производственное объединение «Факел», на хозрасчетной основе выполнявшее заказы на НИОКР силами временных трудовых коллективов. В свои лучшие годы «Факел» имел многомиллионный оборот, сравнимый с оборотом крупного высокотехнологичного предприятия, работал с самыми серьезными заказчиками, в том числе из космической отрасли, привлекал к выполнению проектов до 6 тыс. специалистов единовременно.
В рыночной ситуации можно рассчитывать на более весомые результаты, но только при разумной государственной поддержке. Сам по себе маломощный региональный бизнес если и способен выстроить правильную инновационную систему, то за такое время, которого просто нет в запасе у Российской Федерации.