Научная статья на тему 'Инновационная экономика – безальтернативный вариант эффективного преодоления глобального экономического кризиса'

Инновационная экономика – безальтернативный вариант эффективного преодоления глобального экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодков Г. П., Солод Т. В.

В статье нынешний кризис характеризуется как отличающийся возросшей масштабностью, обусловливаемой усложнением технологических, финансовых и политических взаимосвязей в социально-экономических системах. Под сомнение поставлен базовый принцип глобализации представление о принципиальном единстве и взаимозависимости современного мира. В этих условиях, по мнению авторов, перед Россией принципиально обостряется вопрос о переходе с уровня страны сырьевого придатка на уровень страны с инновационной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика – безальтернативный вариант эффективного преодоления глобального экономического кризиса»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 339.9

Солодков Г.П., д. э.н., Солод Т.В., препод. (СКАГС)

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В статье нынешний кризис характеризуется как отличающийся возросшей масштабностью, обусловливаемой усложнением технологических, финансовых и политических взаимосвязей в социально-экономических системах. Под сомнение поставлен базовый принцип глобализации - представление о принципиальном единстве и взаимозависимости современного мира. В этих условиях, по мнению авторов, перед Россией принципиально обостряется вопрос о переходе с уровня страны сырьевого придатка на уровень страны с инновационной экономикой.

Ключевые слова: финансовый кризис, глобализация, реальная экономика, инновационная политика, инфляционные процессы.

Структура глобальной экономики в последние десятилетия претерпела существенные изменения. В частности, либерализация повысила вероятность циклов «подъем-спад», более того, интеграция крупных стран в мировую экономику, процессы либерализации и глобализации оказали влияние на инфляционные процессы и механизм трансмиссии монетарной политики. Глубокие изменения произошли в финансовом секторе в результате технологических сдвигов, дерегулирования, институциональной консолидации и т.д., что привело к усилению цикличности его развития. Вероятность глобальной экономической нестабильности связана также с привнесенными финансовой глобализацией особенностями сетевых структур финансовых и информационных систем. Сетевая структура, как комплекс взаимосвязанных узлов, строящаяся на базе информационных технологий, играет огромную роль в международной финансовой системе, в виду чего риски (кажущаяся доступность и избыток информации, на фоне ее неравномерного распространения; риск неучастия стран, организаций и институтов в финансово-информационной системе планетарного масштаба; сведение к

нулю времени передачи информации) такого типа организации становятся рисками финансовой системы в целом.

В период глобализации даже мелкие проблемы, возникающие в финансовых системах той или иной страны, впоследствии становятся всеобщими. Глобальная экономика породила новый класс международных инвесторов, которые одновременно действуют на разных рынках и способны дестабилизировать финансовую ситуацию в любой стране, где слабы или отсутствуют надлежащие институциональные структуры регулирования рынка. Видимая стабильность реальной экономики в условиях глобализации очень ненадежна и скрытый риск кризиса всегда присутствует.

Взаимоинтегрированность макроэкономических систем, рост взаимозависимости экономических моделей современных стран мира, способны формировать как положительную, так и отрицательную синергию, оказывающую разрушительное воздействие в случае появления очагов хозяйственной нестабильности. В условиях глобальной экономики стремительно возрастает скорость и вероятность трансфера кризисных явлений, в том числе и в направлении стран, хозяйственные системы которых на общем фоне относительно стабильны и сбалансированы.

Развитие любой экономической системы происходит циклически -на протяжении всей экономической истории возникали мировые кризисы, которые за волной подъема несли рецессию и затем спад. Все они возникали по разным причинам, и последствия их тоже были различными, но одно остается неопровержимым - в дальнейшем именно кризисы становились стимулом к модернизации и новому подъему экономики.

В 2008 году мировая экономика столкнулась с серьезнейшим испытанием - замедлением экономического роста, нестабильностью сырьевых и финансовых рынков, сокращением объемов производства и потребления во всех отраслях всех стран планеты, свидетельствующим

о начале первого глобального экономического кризиса за всю историю мирового хозяйства. Нынешний кризис отличается возросшей масштабностью, обусловливаемой усложнением технологических, финансовых и политических взаимосвязей в социально-экономических системах и во все большей мере обретает характер комбинированного, самоподдержи-вающегося процесса, напоминая замкнутый круг каузальных связей и несвоевременного применения методов борьбы с ним. Под сомнение поставлен базовый принцип глобализации - представление о принципиальном единстве и взаимозависимости современного мира.

История развития многих стран мира свидетельствует о том, что на разных отрезках времени каждая из стран сталкивалась с глубоким спадом производства, острыми социальными конфликтами, массовой

безработицей и финансовыми потрясениями. Одни страны довольно легко справлялись с экономическими потрясениями и в короткие сроки выводили страну из кризиса, другие же преодолевали трудности с огромными издержками.

В современных условиях глобализации мировой экономики, мобильности реагирования и внутренней нестабильности мирового хозяйства, диспропорциональность которого способствовала как появлению, так и стремительному распространению мирового кризиса, актуализируется проблема определения эффективных мер, способных оказать благотворное влияние на вывод экономики стран из кризиса и ее функционирование в посткризисный период, перед оценкой которых необходимо разобраться в причинах глобальной экономической нестабильности.

В условиях глобального экономического кризиса и растущей конкуренции на мировых рынках перед Россией принципиально обостряется вопрос о переходе с уровня страны сырьевого придатка на уровень страны синновационной экономикой, основанной на знаниях, базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, что стало бы в дальнейшем основой обретения международной конкурентоспособности страны. Но пока со стороны руководства нашей страны не удается зафиксировать реальных конструктивных мер регулирования сферы инновационной экономики, исправления положения в отраслях, которые еще могут конкурировать на мировом рынке по технологическому развитию. И само предпринимательство на современном этапе фактически не заинтересовано в перестройке производства и внедрения передовых технологий, хотя при наличии необходимых условий (стимулов, льгот, страхования рисков, выдаче грантов), созданных государством, могла бы быть налажена определенная система взаимодействия и сбалансированности экономических интересов между субъектами рынка интеллектуальной продукции.

Когда руководство России взяло курс на интеграцию страны в мировое хозяйство, оно не предполагало, что наряду с выгодами, полученными страной в период активного роста мировой экономики, придется также рано или поздно столкнуться с теми трудностями, к которым приведет его замедление. В то время как кризис уже реально охватил экономику США и стран Европы, российские власти заявляли, что наша страна останется «островком стабильности». Однако сейчас уже становится ясно, что экономический и финансовый кризис в России конечно оказался более глубоким и тяжелым, чем в западноевропейских странах. Экономическое положение России значительно лучше, чем в Украине, Казахстане или Исландии, вместе с тем по сравнению с

Китаем или Бразилией мы находимся в гораздо более неопределенном состоянии.

Россия, темпы модернизации экономической системы которой были асинхронны динамике ее интеграции в общемировое хозяйство на протяжении десятилетий благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, вынуждена теперь преодолевать комплексные негативные воздействия по сути двух кризисов - внутреннего структурного и внешнего, детерминированного нестабильностью мирового хозяйства, который оказывает значительное воздействие на усиление первого. Причины первого - в крайне низкой рентабельности отечественного производства и производительности труда, не позволившие создать на территории нашей страны ни одной конкурентной в глобальном масштабе отрасли. Широко известные проблемы нивелировались видимым ростом благополучия за счет высоких мировых цен на природное сырье. Резонансное воздействие кризисов на отечественную экономическую систему требует оперативной разработки и реализации комплекса мер по модернизации, основанной на внедрении инновационных компонент во все сферы производства.

Несмотря на деформированную структуру народного хозяйства и основанные на природных ресурсах конкурентные преимущества, Россия стремительно интегрируется в глобализирующуюся мировую экономику, на базе старой, традиционной схемы обмена сырья на готовые изделия, и чрезвычайно слабого использования научно-технических преобразований. Страна заметно проигрывает в эффективности обмена технологиями. Невысокий уровень технико-экономического развития, и низкая конкурентоспособность обуславливают участие страны в международном разделении труда лишь в качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Для преодоления данной инерционной модели развития экономики и повышения конкурентоспособности производимой продукции необходимо органическое применение стратегии догоняющего развития в сочетании со стратегией институционального и технологического прорыва.

Годы российских реформ, потраченных на строительство рыночной экономики, не решили главной стратегической задачи: создания конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств, способного выступать движущей силой промышленного и экономического развития страны по инновационному типу с перспективой завоевания, удержания и расширения экономически и стратегически наиболее благоприятных позиций в международном разделении труда. Это на наш взгляд, и явилось причиной стремительного «захвата» кризисом российской экономической территории.

Кризис российской экономики вряд ли может быть преодолен путем использования традиционных подходов - многие идеи, разработанные на основе западной экономической мысли, направленные в большей степени на сглаживание колебаний экономического цикла и достижение экономического роста в состоянии равновесия предложения и спроса, не будут действовать в современных условиях. Заимствование опыта и копирование антикризисной политики, проводящейся в различных странах на разных этапах исторического развития не будет эффективным. Кризисы могут иметь схожие внешние причины возникновения и близкие сценарии развитии, но в силу того, что каждая экономическая система эволюционирует, прежде всего, по своим собственным законам и в особой социально-экономической ситуации, течение кризиса, глубина и его особенности уникальны и неповторимы и требует такой же особой политики.

Стратегическое значение для страны в глобальном масштабе имеет в настоящее время выбор модели инновационного развития. Она может быть ориентирована на генерацию передовых технологических инноваций и их доведение до состояния рыночного продукта или преимущественно на восприятие иностранных технологий с их доработкой и адаптацией. В тактическом плане, инновационная политика напрямую зависит от экономического базиса страны. Для стран с развитой рыночной экономикой главной задачей является ее совершенствование, для стран с трансформационной экономикой - формирование адекватной условиям инновационной политики.

В сфере трансформации принципиальных основ государственного стимулирования инновационной модернизации государству необходимо, во-первых, инициировать процесс генерирования национальных инноваций, создав необходимую для этого инновационную среду и соответствующую инфраструктуру; во-вторых, отойти от патерналистской методики стимулирования и регулирования процесса инноватиза-ции, выражающейся в четком определении приоритетных сфер с дальнейшим их финансированием, ограничившись методикой реагентных точек; в-третьих, государству необходимо самому трансформироваться в мобильную, созданную на сетевом принципе и наделенную регулятивными компетенциями структуру. Высокая эффективность экономической деятельности данной структуры должна сама базироваться на инновационности как применяемых методик реализации программ государственного присутствия в хозяйственной практике, так и создаваемой инфраструктуры регулирования взаимодействия общества и бизнеса.

В рамках развития нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную модернизацию российской экономики, необходимо

преодолеть ряд проблем, связанных с отсутствием законов о праве на информацию, об охране персональных данных, слабости нормативноправовой инфраструктуры охраны авторских и смежных прав, регламентов деятельности СМИ, участия в международном информационном обмене.

В условиях создания и распространения в России инновационной среды, точечного государственного стимулирования инновационного процесса и детерминированных инноватизацией государственных регулятивных компетенций, обеспечения прозрачности отношений бизнес-государство, государство-общество, создания современной инфраструктуры, требующейся для организации национального генерирования непрерывного потока инноваций, и оптимизации взаимодействий бизнеса и научно-образовательных структур, реально может стать возможным не только скачкообразный рост эффективности отечественного инновационного процесса, но и перманентный интенсивный экономический рост, за счет эффективной коммерциализации имеющихся разработок и технологий микро- и макроуровня. Это будет также стимулировать выявление новых направлений российских научных исследований, и имплантацию их результатов во многочисленные отрасли хозяйствования с устойчивым ростом конкурентоспособности и эффективности последних. В случае успешной реализации такой инновационной стратегии возможны превращение высокотехнологичных отраслей в локомотив отечественного хозяйственного развития, постепенная реструктуризация национального экспорта, формирование отечественных инновационных компаний с высоким уровнем капитализации, а при условии постоянного повышения качества инфраструктуры и условий проведения инновационной деятельности - превращение России, либо отдельных ее территорий в центры притяжения квалифицированной рабочей силы и мобильных капиталов мирового уровня. Наконец, государство может стимулировать инновационный прогресс в России через собственное превращение в крупного заказчика научных исследований, разработок, в потребителя инновационного продукта национального производства. Сетевизация и автоматизация процесса администрирования экономики, самого присутствия власти в хозяйственных процессах - одна из ведущих трансформаций, детерминирующих формирование экономической модели инновационного типа, существенно повышающих эффективность реализации регулятивных компетенций власти. В условиях России это будет также способствовать стимулированию внутреннего процесса генерирования потока инноваций, сможет открыть новые направления для исследований, повы-

сит качество национальной инфраструктуры и инновационной среды всех уровней.

Важным шагом на пути к инновационному прорыву может стать выполнение правительством обязательств по национальным проектам, также как и дальнейшая разработка таковых. Важную роль сыграет реструктуризация регионального производства по формированию государственных либо государственно - частных корпораций, которые будут отличаться высокой степенью использования инноваций при производстве1. Важным шагом станут усилия направленные на развитие системы грантовой поддержки внедрения инноваций.

Усиление интеграции российской экономики в международное экономическое пространство в условиях мирового финансового кризиса и нарастающей рецессии мировой экономики предопределяет необходимость повышения финансовой устойчивости страны на основе наращивания экономического потенциала ее регионов. Одним из необходимых условий построения инновационной системы в регионе является создание развитой инновационной инфраструктуры, способствующей ускорению передачи технологий из науки в производство. А практические шаги по развитию экономического и научного потенциала страны связаны, как правило, с созданием специальных территорий (зон, центров), где создаются наиболее благоприятные условия (в том числе налоговые) для ведения соответствующей хозяйственной деятельности.

Основным инструментом активизации инновационного процесса на производстве, оптимизации его взаимодействия с результатами функционирования инновационной среды базового и фундаментального уровня должно стать развитие производственных объединений, с постепенным превращением их в вертикально и горизонтально интегрированные холдинги. В советской экономике была развита практика производственных объединений, но при переходе к рынку эту практику упразднили, однако в настоящее время они бы могли представить собой экономически развитые конструкты. На современном этапе процесс формирования производственных объединений кластерного типа, которые можно рассматривать как принципиально новые прогрессивные образования, характеризующие собой более высокий уровень развития процесса обобществления производства, должен основываться на тщательно разработанной стратегии. Она должна строиться с применением системного подхода и предусматривать разработку организационной структуры управления развитием и функционированием объ-

1 Барулин В.Н. Инновационные рельсы Нижегородской экономики // Национальные проекты.-2008.-№5. С.8-11

единенного производства, действующего на основе «скользящей» системы перспективного, текущего и оперативного планирования.

Инновации естественным образом произрастают из деятельности исследовательских институтов, и в этом смысле можно говорить об университетах как базовых институциональных структурах инновационной системы. Логично предположить, что наступает время для охвата этими институтами развивающейся в стране инновационной деятельности, направленной на ускорение технического совершенствования и повышение эффективности производства на предприятиях, в формируемых производственных объединениях и кластерах.

Актуальной для России может стать модель «образование длиною в жизнь» (longlife-education), требующей с одной стороны интеграции усилий общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведений в организации ступенчатого обучения, с другой, нуждающаяся в существенной диверсификации предлагаемых (в особенности вузами) образовательных программ и курсов как по качеству, так и по продолжительности и особенностям организации учебного процесса.

Несмотря на то, что правительство страны сейчас рассматривает создание стратегии долгосрочного экономического развития, в которой будут применены такие механизмы, как реформирование системы налогообложения, борьба с инфляцией и проведение грамотного оздоровления инвестиционного климата экономики, но основным на данном этапе развития остается по-прежнему необходимость усиления инновационного характера предпринимательской деятельности, что обеспечит конкурентоспособность отечественной продукции в долгосрочной перспективе. Именно инновации в современном мире становятся той основой, на которой базируется успех в экономической сфере той или иной страны, и именно инновации являются той детерминантой, которая определяет положение страны в мировой иерархии.

Именно в эпоху глобальных перемен инновационная политика становится важнейшим инструментом создания долгосрочных конкурентных преимуществ, сохранения национальных ориентиров, обеспечения устойчивости и стабильности развития. Новейшие техника и технологии в современной мировой экономике занимают особое место, обладание ими дает стране определенные конкурентные преимущества по отношению к другим странам. Кризис является своего рода стимулом для начала технологического сдвига в странах и роста их инновационного потенциала, другой альтернативы просто нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.